Одним из почетных иностранных гостей, прибывших 9 мая 2015 г. в Россию на празднование 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, был президент Зимбабве Роберт Мугабе. Прибыл он не только как глава этого южноафриканского государства, но и как действующий председатель Африканского союза. «Злые языки» из числа либерально настроенной публики тут же вспомнили о «диктаторстве» Роберта Мугабе, нищете управляемой им страны, не преминув задать вопрос: «Неужели и Зимбабве претендует на роль страны-победительницы»? Оставляя за рамками статьи обсуждение политической и экономической ситуации в Зимбабве и фигуры лично господина Мугабе, на вопрос о роли «Черного континента» в победе над фашизмом нельзя не ответить положительно. Да, и Зимбабве, и многие другие африканские страны, тогда бывшие колониями европейских государств, внесли посильную лепту в победу над гитлеровской Германией и ее союзниками. В том, что африканцы празднуют День Победы, нет ничего зазорного и смешного. Тем более что Роберт Мугабе присутствовал на параде в Москве не только как глава конкретного государства, но и как председатель Африканского союза - то есть представитель Африканского континента в целом.

Вторая мировая война для Африки началась гораздо раньше, чем для Советского Союза и европейских государств в целом. Именно на Африканском континенте началась первая развязанная фашистами агрессивная война - нападение фашистской Италии на суверенную Эфиопию (тогда страна называлась Абиссинией) в 1935 г. Как известно, в конце XIX века Италия уже предпринимала попытки колонизировать Эфиопию. Итало-эфиопская война 1895-1896 гг. окончилась поражением итальянских войск. В знаменитой битве при Адуа итальянские войска потерпели сокрушительное поражение. При посредничестве Российской империи было организовано подписание мирного договора 26 октября 1896 г. в Аддис-Абебе. В соответствии с мирным договором, Италия признала политический суверенитет Эфиопии и выплатила стране контрибуцию. Это стал первый случай не только тотального поражения европейской державы в колониальной войне, но и уплаты контрибуции африканскому государству. Естественно, что реваншистские настроения, смешивавшиеся с чувством мести за столь унизительную обиду, нанесенную Эфиопией, на долгие годы получили распространение среди итальянской политической и военной элиты. Лишь спустя сорок лет фашистский режим Бенито Муссолини решился напасть на Абиссинию, которая к тому времени представляла собой единственное, помимо созданной афроамериканскими репатриантами Либерии, независимое государство Африканского континента.


Нападение на Эфиопию: вторая итало-эфиопская война

Фашистское руководство Италии видело в агрессивной войне против Эфиопии не только отмщение за позорное поражение при Адуа и проигранную первую итало-эфиопскую войну, но и возможный шаг к созданию большой итальянской колонии в Северо-Восточной Африке, которая бы объединила Итальянское Сомали, Эритрею и Эфиопию. Поскольку сил для соперничества с Великобританией или Францией на Африканском континенте у Италии все же не было, а увеличить колониальные владения хотелось, Риму не оставалось иного пути как вернуться к давней идее о захвате Эфиопии. Тем более, что и в военном отношении Италия 1935 г. сильно отличалась от Италии 1895 г. Фашистскому правительству удалось значительно увеличить военную мощь итальянского государства, перевооружить сухопутные подразделения, авиацию и военно-морской флот, сформировать и подготовить достаточно многочисленные колониальные войска, набранные из жителей североафриканских и восточноафриканских колоний - Ливии, Эритреи и Сомали. Европейские державы фактически отказались оказывать помощь Эфиопии в отражении итальянской агрессии. Так, в 1935 г. страны Европы отказались от продажи вооружения для эфиопской армии, одновременно не поддержав предложение Советского Союза о введении эмбарго на поставки нефти и нефтепродуктов в Италию. Непосредственную поддержку итальянскому фашизму в захватнической войне против Эфиопии оказали гитлеровская Германия, Австрия, Венгрия.

Косвенно агрессивные действия Италии поддержали и страны, впоследствии ставшие основой «антигилеровской коалиции» - США, Великобритания и Франция. Соединенные Штаты руководствовались исключительно собственными экономическими интересами, поэтому поставки оборудования, нефти и металла в Италию из США так и не были прекращены. Великобритания не стала запрещать проход итальянских кораблей через Суэцкий канал, контролировавшийся англичанами, поэтому фактически способствовала усилению итальянской военно-морской группировки в Красном море. Франция передала Италии участок сомалийской территории, с которой осуществлялось нападение на Эфиопию - взамен Париж рассчитывал получить одобрение Италии по вопросу о Тунисе.

Против Эфиопии была сосредоточена многочисленная и хорошо вооруженная группировка итальянских войск общей численностью в 400 тысяч военнослужащих. В состав группировки входили 9 дивизий итальянской регулярной армии (семь пехотных дивизий, одна альпийская и одна моторизованная дивизии), 6 дивизий фашистской милиции, подразделения итальянских колониальных войск. На вооружении группировки стояли 6 000 пулеметов, 700 артиллерийских орудий, 150 танкеток и 150 самолетов. Главнокомандующим группировкой до ноября 1935 г. был генерал Эмилио де Боно, с ноября 1935 гю - фельдмаршал Пьетро Бадольо. Итальянской армии противостояли вооруженные силы Эфиопии, численность которых колебалась в пределах 350 - 760 тыс. военнослужащих. Несмотря на сопоставимую численность, эфиопская армия значительно уступала и по подготовке, и по вооружению. В эфиопской армии было лишь 200 устаревших артиллерийских орудий, около 50 зенитных орудий, 5 легких танков и 12 бипланов ВВС, из которых подняться в воздух могли лишь 3 биплана.
3 октября 1935 г. в 5 часов утра Италия начала агрессивную войну против Эфиопии. С территории итальянских колоний в Восточной Африке Эритреи и Сомали эфиопскую границу пересекли подразделения итальянских сухопутных войск под командованием маршала Эмилио де Боно. Итальянские военно-воздушные силы приступили к бомбардировке города Адуа - того самого, где в первую итало-эфиопскую войну итальянцам было нанесено сокрушительное поражение. Так началась вторая итало-эфиопская война, ставшая одной из первых провозвестниц Второй мировой войны. Около 10 часов утра император Эфиопии Хайле Селассие отдал приказ о всеобщей мобилизации мужского населения страны. Несмотря на многократное силовое превосходство итальянской армии, эфиопам удалось организовать достаточно эффективное сопротивление агрессору. второй итало-эфиопской войны знает немало примеров героизма и мужества, проявленного эфиопскими солдатами. Так, город Абби-Адди был захвачен итальянцами, но затем, в результате четырехдневного штурма, освобожден подразделением эфиопской армии. Во время сражения у Абби-Адди итальянцы потеряли несколько танков, выведенных из строя эфиопскими отрядами.

Слабость итальянской армии объяснялась низкой моральной готовностью итальянских солдат к войне, процветавшей коррупцией и казнокрадством в вооруженных силах и организациях, связанных с поставками обмундирования и продовольствия. Именно неудачи итальянской армии заставили Муссолини сместить главнокомандующего. В нарушение Женевской конвенции 1925 г. итальянская армия стала использовать в Эфиопии химическое . В конечном итоге, к весне 1936 г. наметился уже явный перелом в ходе боевых действий. Финалом компании стала битва у Май-Чоу, что севернее озера Ашэнге. Здесь 31-тысячная эфиопская армия столкнулась со 125-тысячными итальянскими войсками, вооруженными 210 артиллерийскими орудиями, 276 танками и несколькими сотнями самолетов военно-воздушных сил. Силовое превосходство итальянцев было многократным.

31 марта 1936 г. началось сражение, в котором эфиопским войскам сначала даже удалось немного оттеснить итальянцев. Но затем в дело вступила артиллерия противника, а ВВС Италии стали наносить удары по позициям эфиопских войск. 2 апреля итальянским войскам, перешедшим в контрнаступление, удалось уничтожить артиллерийским огнем практически всю эфиопскую императорскую гвардию - гордость и ядро вооруженных сил страны. Автомобиль Хайле Селассие был захвачен итальянцами. Фактически эфиопской армии было нанесено окончательное поражение. Император Эфиопии обратился с призывом о помощи к мировому сообществу, который, однако, не был услышан ни одной крупной европейской державой. На помощь сражающейся эфиопской армии прибывали лишь добровольцы из Индии, Египта, Южно-Африканского Союза и Соединенных Штатов Америки. Были в составе эфиопской армии и итальянские антифашисты, в том числе Доменико Ролла, Илио Баронтини и Антон Укмар, прозванные эфиопами «три апостола».

К концу апреля 1936 г. итальянским войскам удалось подавить сопротивление последних регулярных подразделений эфиопской армии. 2 мая император Хайле Селассие эвакуировался в Джибути, а 5 мая итальянские войска вступили в столицу страны Аддис-Абебу. 8 мая 1936 г. был занят Харар. Италия объявила об аннексии Эфиопии, а 9 мая 1936 г. итальянский король Виктор Эммануил III был провозглашен императором Эфиопии. 1 июня 1936 г. была создана колония Итальянская Восточная Африка в составе Эфиопии, Эритреи и Итальянского Сомали. Тем не менее, в полном объеме установить контроль над территорией Эфиопии итальянские оккупационные войска так и не смогли. В стране началась масштабная партизанская война, ведение которой облегчалось горным ландшафтом и климатическими условиями Эфиопии, которые затрудняли жизнедеятельность итальянских войск. Партизанскими формированиями командовали представители традиционной эфиопской знати и бывшие военачальники, сохранившие контроль над отдельными районами страны. На западе Эфиопии была создана партизанская группа «Черные львы», в окрестностях железнодорожной ветки «Джибути - Аддис-Абеба» действовал отряд Фикре Мариама, а на северо-востоке провинции Харар - отряд раса Насибу. До конца декабря 1936 г. продолжались сражения в провинциях Годжам, Воллега и Илубабар, где итальянским войсками противостояли отряды под командованием раса Имру. Весной 1937 г. началось антиитальянское восстание в Волло и Тигре, в августе 1937 г. - в провинции Годжам. Одновременно эфиопские партизаны предпринимали вылазки против итальянской фашистской администрации в Аддис-Абебе. Так, 19 февраля 1937 г. было совершено покушение на А. Грациани, в отместку за которое итальянскими войсками только в течение нескольких дней было уничтожено около 30 тысяч местных жителей. Партизанская война на территории оккупированной итальянцами Эфиопии продолжалась до 1941 г. Точку в итальянской оккупации Эфиопии поставила Великобритания уже после официального начала Второй мировой войны. 2 декабря 1940 г. был отдан приказ о начале подготовки к наступлению британских войск в Эфиопию.

В январе 1941 г. британские войска вторглись на территорию Эфиопии сразу с трех направлений - из Кении через Итальянское Сомали, из Адена через Британское Сомали и из Англо-Египетского Судана. 31 января 1941 г. британцы разгромили итальянские войска генерала Фруши, в марте начали наступление на Харар и 25 марта заняли этот стратегически важный эфиопский город. Итальянские войска оказались не в состоянии противостоять сильной британской армии. 4 апреля начались бои в окрестностях Аддис-Абебы, а 6 апреля 1941 г. Аддис-Абеба была взята эфиопскими отрядами. 5 мая 1941 г. в страну вернулся император Хайле Селассие. Фашистская Италия потерпела в Эфиопии очередное поражение - на этот раз от британских войск и помогавших им отрядов эфиопского партизанского сопротивления. Всего за время итало-эфиопской войны погибло 275 000 военнослужащих эфиопской армии и ополчения, 181 000 эфиопов была казнена или погибла в итальянских концентрационных лагерях, еще около 300 000 человек умерло от голода, вызванного войной и разрухой.

Африканские солдаты королевы

Если Эфиопия сражалась с итальянскими фашистами за свою независимость, будучи до вторжения муссолиниевских войск в 1935 г. суверенным государством, то многие африканские страны, бывшие колониями Великобритании, Франции или Бельгии, стали поставщиками человеческих ресурсов для армий стран - участниц антигитлеровской коалиции. Среди всех африканских колоний европейских стран - участниц антигитлеровской коалиции наиболее многочисленные контингенты войск были выставлены британскими колониями в Восточной, Западной и Южной Африке. В Восточной Африке Великобритания управляла территориями современных Уганды, Кении, Танзании, Малави, а также частью Сомали и островными территориями.

На территории восточноафриканских колоний Великобритании еще в 1902 г. был создан полк Королевских африканских стрелков, в состав которого вошло шесть батальонов, различавшихся по месту их комплектования. Первый и второй батальоны комплектовались в Ньясаленде (Малави), третий - в Кении, четвертый и пятый - в Уганде, шестой - в Сомалиленде. В 1910 г. угандийский и сомалилендский батальоны в целях экономии были расформированы. Ко времени начала Второй мировой войны на базе полка Королевских Африканских стрелков было создано две восточноафриканские пехотные бригады. Первая бригада предназначалась для обороны побережья Восточной Африки от возможной высадки немецких и итальянских войск, вторая - для действий в глубине Африканского континента. Кроме того, в Британском Сомали был сформирован сомалийский верблюжий корпус, а в 1942-1943 гг. - два пехотных батальона, укомплектованных сомалийскими солдатами - «аскари».

К концу июля 1940 г. было создано еще две восточноафриканские пехотные бригады. За пять лет Второй мировой войны было создано в общей сложности 43 пехотных батальона, бронеавтомобильный полк, транспортные, инженерно-саперные и связи подразделения Королевских африканских стрелков. Рядовые и унтер-офицерские должности в подразделениях Королевских африканских стрелков были укомплектованы африканцами - кенийцами, угандийцами, ньясалендцами, танзанийцами. На офицерских должностях служили кадровые офицеры британской армии. Королевские африканские стрелки принимали участие в боевых действиях против итальянских войск на территории Восточной Африки, против французских коллаборационистов на Мадагаскаре, против японских войск в Бирме. Вместе с Королевскими африканскими стрелками сражались Родезийские африканские стрелки - воинская часть с британскими офицерами и чернокожими рядовыми, сформированная в 1940 г. в Родезии и в 1945 г. переброшенная в Юго-Восточную Азию - в Бирму, где им предстояло воевать с японскими вооруженными силами, оккупировавшими эту британскую колонию в Индокитае. Рядовой и унтер-офицерский состав Родезийских африканских стрелков комплектовался как раз из земляков Роберта Мугабе - будущих граждан суверенного государства Зимбабве, а на момент рассматриваемых событий - жителей британской колонии Южная Родезия.

Солдаты полка Королевских Африканских Стрелков в Эфиопии. 1941 г.

В западноафриканских колониях Великобритании к началу ХХ в. были сформированы Западноафриканские пограничные войска, комплектовавшиеся туземным населением Нигерии, Золотого Берега (Ганы), Сьерра-Леоне и Гамбии. В годы Второй мировой войны на базе Западноафриканских пограничных войск были сформированы 81-я и 82-я западноафриканские пехотные дивизии. Подразделения западноафриканских войск принимали участие в боевых действиях на территории Итальянского Сомали и Эфиопии, воевали против японцев в Бирме. Британское командование считало, что привычные к тропическому и экваториальному климату африканские солдаты смогут с большей эффективностью воевать в джунглях Индокитая против японских подразделений, чем войска, набранные в Европе. Следует отметить, что восточноафриканские и западноафриканские части британских колониальных войск с честью выполнили возложенные на них боевые задачи. Десятки тысяч африканцев - жителей британских колоний - погибли на фронтах Второй мировой войны, сражаясь с итальянскими, германскими и японскими фашистами.

Славная и грустная история сенегальских стрелков

Поскольку во Франции политическая власть после вторжения в страну гитлеровцев оказалась в руках коллаборационистов правительства Виши, вооруженные силы страны раскололись. Часть сохраняла верность вишистскому правительству, часть встала на сторону Французского Сопротивления. Размежевание коснулось и французских колоний. К 1 апреля 1940 г. во французской армии служило 179 000 сенегальских стрелков - солдат, сержантов и младших офицеров колониальных подразделений, сформированных во французских колониях в Западной и Центральной Африке. Сенегальские стрелки - название обобщающее. В действительности в колониальных войсках Франции служили выходцы не только из Сенегала, но и из Мали, Верхней Вольты (Буркина-Фасо), Того, Гвинеи, Берега Слоновой Кости, Нигера, Камеруна, Габона, Чада, Конго. Когда французская армия пыталась отразить наступление гитлеровцев на Францию, в войсках, сражавшихся на европейских фронтах, находилось до 40 000 военнослужащих из западноафриканских колоний. После того, как коллаборационисты фактически сдали собственную страну, десятки тысяч сенегальских стрелков оказались в гитлеровском плену. Самым известным военнопленным сенегальским стрелком был молодой лейтенант Леопольд Седар Сенгор - выходец из Сенегала, поэт и философ, впоследствии ставший президентом страны и идеологом негритюда. Седар Сенгор смог бежать из плена и вступить в ряды партизан «маки». В память о сенегальских стрелках, сражавшихся на далекой европейской земле, им была написана одноименная поэма.

Пленные сенегальские стрелки

На стороне войск «Сражающейся Франции» под командованием Шарля де Голля с начала их участия в войне на стороне союзников воевали 19-й корпус колониальных войск, три батальона Французского Африканского корпуса, два табора марокканских гумьеров, три полка марокканских спаги, тунисский батальон, пять алжирских пехотных батальонов и два батальона Иностранного легиона. В 1944 г. сенегальские стрелки участвовали в высадке войск антигитлеровской коалиции в Провансе, освобождали территорию Франции от гитлеровских захватчиков. Годовщина высадки в Провансе является памятной датой в современном Сенегале и отмечается как государственный праздник, в память о тысячах сенегальских солдат, погибших на фронтах Второй мировой войны. В определенный момент сенегальские стрелки составляли до 70% личного состава подконтрольных генералу Шарлю де Голлю войск «Сражающейся Франции». Укомплектованные африканскими солдатами подразделения воевали на европейском фронте, в частности первыми вошли в Лион, освободив его от гитлеровских захватчиков.
Однако история участия сенегальских стрелков во Второй мировой войне на стороне «Сражающейся Франции» была омрачена трагическими событиями в военном лагере Тиарой. Провозвестником трагедии стал конфликт между французским командованием и сенегальскими стрелками, вспыхнувший еще в Европе. Французское командование под давлением англо-американских союзников приняло решение о демобилизации сенегальских стрелков и их депортации в африканские колонии. При этом африканским солдатами выплатили в три - четыре раза меньшее по размеру жалованье, чем европейским военнослужащим. Многие не получили жалованья вообще. Это возмутило сенегальских стрелков и еще в Версале африканцы попытались выразить недовольство, но были разогнаны французским подразделением, открывшим огонь на поражение по вчерашним героям войны. Девять сенегальских стрелков были тяжело ранены. После прибытия в Сенегал демобилизованных солдат разместили в лагере Тиарой в окрестностях Дакара. Там сенегальские стрелки ждали выплаты обещанного жалованья, однако приятный день зарплаты так и не наступил. 30 ноября 1944 г. сенегальцы захватили французского офицера в заложники, но вскоре отпустили его, поверив обещаниям командиров о скорой выплате жалованья. Однако вместо жалованья лагерь демобилизованных солдат был обстрелян из артиллерийских орудий. Погибло от 24 до 35 сенегальских стрелков, 49 человек было арестовано и отправлено в тюрьму сроком на 2-3 года. Так французское командование расплатилось с африканскими военнослужащими, рисковавшими своими жизнями на фронтах далекой Европы. В 1988 г. сенегальским режиссером Сембеном Усманом был снят фильм, посвященный событиям в военном лагере Тиарой.

На стороне войск «Сражающейся Франции» воевали и марокканские гумьеры - подразделения колониальных войск, набранные в Марокко, прежде всего из представителей местных берберских племен. В 1940 г. подразделения гумьеров принимали участие в боевых действиях против итальянских войск на территории Ливии. В 1942-1943 гг. марокканские гумьеры сражались на территории Туниса. После высадки союзных войск на Сицилии марокканские гумьеры из четвертого табора были прикомандированы к 1-й американской пехотной дивизии. Часть гумьеров принимала участие в освобождении острова Корсика, затем, в ноябре 1943 г., подразделения гумьеров были брошены на освобождение от фашистских войск материковой части Италии. В мае 1944 г. гумьеры участвовали в переходе через Аврункские горы. Именно в горах марокканские солдаты показали себя с наилучшей стороны, поскольку действовали в родной стихии - берберские племена живут в Марокко в горах Атласа и хорошо адаптированы к высокогорным переходам.

В конце 1944 г. подразделения гумьеров воевали на территории Франции, а 20-25 марта 1945 г. марокканские части первыми ворвались на территорию Германии со стороны «линии Зигфрида». После окончания боевых действий в Европе марокканские гумьеры, как и сенегальские стрелки, были в спешном порядке выведены с территории Франции в Марокко. Существуют многочисленные публикации о мародерстве и насилии, творимом военнослужащими марокканских частей французской армии во время боевых действий на итальянской территории. В боевых действиях Второй мировой войны принимало участие не менее 22 тысяч жителей Марокко, потери марокканских подразделений при постоянной численности в 12 тысяч человек составили 8 018 военнослужащих. 1625 военнослужащих погибло на поле боя, 7,5 тысяч марокканских солдат было ранено во время боевых действий.

Бельгийцы отомстили Гитлеру в Африке

Маленькая Бельгия практически не смогла оказать полноценного сопротивления гитлеровским оккупантам в Европе. Однако в Африке под контролем Бельгии находились внушительные по площади территории - колония Бельгийское Конго, а также Руанда и Бурунди, бывшие до поражения Германии в Первой мировой войне германскими владениями, а затем отданные под управление бельгийской администрации. На территории африканских владений Бельгии дислоцировались подразделения колониальных войск, называемых «Форс Пюблик» - «Общественные силы». Когда 28 мая 1940 г. Бельгия капитулировала, колониальная администрация в Бельгийском Конго приняла сторону антигитлеровской коалиции. Войска «Форс Пюблик» вошли в состав войск антигитлеровской коалиции. Подразделения бельгийских колониальных войск участвовали в разгроме итальянской армии в Эфиопии. Во время боев на эфиопской земле погибло 500 военнослужащих бельгийских колониальных войск, при этом конголезским солдатам Бельгии удалось взять в плен 9 генералов и около 150 тысяч офицеров, сержантов и рядовых итальянской армии.

В 1942 г. части «Форс Пюблик» были по приказу британского командования переброшены в Нигерию, где ожидалась высадка гитлеровских войск и британское командование стремилось улучшить оборону побережья за счет привлечения бельгийских колониальных подразделений. Кроме того, британцы опасались возможного вторжения в Нигерию из соседних французских колоний, находившихся под контролем вишистского правительства. Численность бельгийского экспедиционного корпуса, направленного в Нигерию, составила 13 тысяч африканских солдат и сержантов под командованием европейских офицеров. Когда французские власти в африканских колониях перешли на сторону «Сражающейся Франции», бельгийский экспедиционный корпус был переброшен из Нигерии в Египет, где и находился до 1944 г., выполняя функцию стратегического резерва британского командования. К 1945 г. в составе бельгийских колониальных войск в Африке служило более 40 тысяч человек, объединенных в три бригады, вспомогательные и полицейские подразделения, медико-санитарные части, морскую полицию. Медико-санитарное подразделение «Форс Пюблик» принимало участие в боевых действиях против японских войск в Бирме, где оно входило в состав 11-й восточноафриканской пехотной дивизии британской армии.

Южноафриканский вклад в Победу

Отдельной и очень интересной страницей «африканской истории» Второй мировой войны является участие войск Южно-Африканского Союза (ЮАС, ныне - ЮАР). Южно-Африканский Союз ко времени начала Второй мировой войны был британским доминионом и формально управлялся британской королевой. Между тем, большинство белого населения страны составляли буры - потомки голландских и германских колонистов, у которых была еще жива память об англо-бурских войнах. Значительная часть буров придерживалась праворадикальных позиций и открыто симпатизировала нацистской Германии, в которой видела родственное в этническом и идеологическом отношении государство. Но статус британского доминиона не позволял Южно-Африканскому Союзу воздерживаться от вступления в войну после того, как Великобритания начала боевые действия против Германии. Бурские националисты надеялись, что южноафриканским войскам не придется воевать за пределами страны, тем более, что перед войной численность армии Южно-Африканского Союза была невелика. К сентябрю 1939 г. в вооруженных силах ЮАС служило всего 3 353 солдата и офицера, а 14 631 человек находился в резерве - Гражданских Активных Силах. Мобилизационная готовность южноафриканской армии усложнялась ограниченной численностью мобилизационного резерва.

Южноафриканские солдаты в Эфиопии

Расовая политика государства не позволяла принимать на военную службу представителей африканских народов, проживавших в Южно-Африканском Союзе. Воинскую службу могли нести только белые европейцы, однако их численность в ЮАС была ограниченной и далеко не все из них могли быть мобилизованы в действующую армию. Всеобщая воинская повинность в стране так и не была введена из-за протестов бурского населения, не желавшего воевать с Германией. Южноафриканскому командованию пришлось находить иные пути решения проблемы комплектования армейских подразделений. В частности, был разрешен допуск на военную службу «цветных» - индийцев, малайцев и потомков смешанных браков, которых принимали в автотранспортные и саперные подразделения. Из представителей африканских народов был сформирован Туземный военный корпус, который также занимался строительными и саперными работами. Вместе с тем, главный принцип южноафриканского режима соблюдался на всем протяжении участия страны во Второй мировой войне - чернокожим солдатам никогда не позволяли участвовать в боевых действиях против европейцев. Однако строевым частям Южно-Африканского Союза пришлось принять участие в реальных боевых действиях.

Южноафриканская армия участвовала в боевых действиях в Северной и Восточной Африке. Подразделения сухопутных войск и военно-воздушных сил Южно-Африканского Союза сыграли ключевую роль в разгроме итальянских войск в Эфиопии в 1940-1941 гг. В 1942 г. южноафриканские войска участвовали в боевых действиях на Мадагаскаре - против войск вишистской Франции. В Северной Африке 1-я южноафриканская пехотная дивизия принимала участие во Втором сражении при Эль-Аламейне. Вторая южноафриканская пехотная дивизия участвовала в боевых действиях в Северной Африке в 1942 г., но 21 июня 1942 г. две бригады дивизии попали в окружение и плен в Тобруке. Что касается третьей пехотной дивизии ЮАС, то она не принимала непосредственного участия в боевых действиях, но выступала в качестве подразделения территориальной обороны и подготовки резерва для воюющих первой и второй пехотных дивизий. В 1942 г. 7-я моторизованная бригада, входившая в состав третьей пехотной дивизии, принимала участие в разгроме вишистских войск на Мадагаскаре.

Воевали южноафриканские солдаты и в Европе. Так, в 1944-1945 гг. в Италии сражалась 6-я бронетанковая дивизия южноафриканской армии. Военно-воздушные силы Южно-Африканского Союза участвовали во вех воздушных боях над Восточной и Северной Африкой, воевали в небе над Италией и Балканским полуостровом, бомбили румынские нефтяные месторождения в Плоешти. Во время Варшавского восстания именно самолеты ВВС ЮАС сбрасывали продовольствие и боеприпасы повстанцам. Есть и примеры боевого сотрудничества южноафриканской авиации с советской армией: во время Львовско-Сандомирской операции самолеты ВВС ЮАС осуществляли разведывательные полеты над территорией противника и передавали полученную информацию советскому военному командованию. Общая численность участников Второй мировой войны из числа граждан Южно-Африканского Союза достигает 334 тысячи человек, среди них 211 тысяч военнослужащих европейского происхождения, 77 тысяч африканцев и 46 тысяч индийцев и азиатов. Что касается потерь южноафриканской армии во Второй мировой войне, то они достигают 9 тысяч человек, павших в боях с немецкими и итальянскими войсками в Северной и Восточной Африке и на европейском фронте.

На стороне союзников по антигитлеровской коалиции воевали и вооруженные силы Южной Родезии, имевшие много общего с южноафриканской армией. ВВС Южной Родезии были сформированы в 1939 г. и в первый год войны занимались в большей степени боевой подготовкой пилотов - как собственных, так и военно-воздушных сил других государств - участниц антигитлеровской коалиции. Летчики и техники ВВС Южной Родезии были включены в состав Королевских ВВС Великобритании. В общей сложности в Родезии было подготовлено около 2 000 пилотов военно-воздушных сил. Родезийские пилоты служили в трех эскадрильях. 237-я истребительная эскадрилья воевала в небе над Египтом, Эфиопией и Европой, 266-я истребительная эскадрилья сражалась в воздушных боях за Британию и в небе над европейскими странами. 44-я бомбардировочная эскадрилья воевала в небе над европейскими странами. Каждый пятый военнослужащий ВВС Южной Родезии отдал жизнь в боевых действиях Второй мировой войны. В общей сложности во Второй мировой войне участвовало 26 тысяч солдат, сержантов и офицеров, набранных на территории Южной Родезии - как из числа представителей европейского населения колонии, так и из представителей африканских народов, проживавших на ее территории.

Африканские страны на параде Великой Победы в Москве 9 мая 2015 г. представлял не только президент Зимбабве и председатель Африканского союза Роберт Мугабе, но и президент Южно-Африканской Республики Джейкоб Зума, президент Египта Абдул-Фаттах Халил ас-Сиси. Между Российской Федерацией и многими странами Африки существуют давние дружеские отношения. В настоящее время развитие экономических, культурных, политических связей между Россией и странами Африканского континента вновь приобретает актуальность. И память о великой войне, о победе над гитлеровской Германией, которую в меру своих сил приближали и Советский Союз, и другие страны антигитлеровской коалиции, и даже африканцы из колониальных войск, будет способствовать дальнейшему сближению России с африканскими государствами. Тем более что в конечном итоге именно результатам Второй мировой войны своей политической независимостью обязаны практически все бывшие колонии европейских держав на Африканском континенте.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Место в 20 км от аэродрома Пушкин , Пушкин (РСФСР , СССР)

Катастрофа Ту-104 в Пушкине - авиационная катастрофа , произошедшая 7 февраля 1981 года . Авиалайнер Ту-104А , принадлежавший отряду управления 25-й МРАД ВВС КТОФ СССР , выполнял рейс по маршруту Пушкин -Хабаровск -Владивосток , но через несколько секунд после взлёта рухнул на землю и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 50 человек - 44 пассажира и 6 членов экипажа.

Среди пассажиров на борту самолёта находились 16 адмиралов и генералов и 12 капитанов первого ранга и полковников, что на время полностью обезглавило Тихоокеанский флот ВМФ СССР .

Самолёт

Ту-104А (регистрационный номер СССР-42332, заводской 76600402, серийный 04-02) был выпущен в ноябре 1957 года и изначально носил бортовой номер СССР-Л5426. 27 ноября того же года был передан авиакомпании «Аэрофлот » (Восточно-Сибирское УГА, 1-й Иркутский ОАО ; 21 января 1959 года перешёл в Дальневосточное УГА, 1-й Хабаровский ОАО (Новый)), 11 апреля 1961 года был перерегистрирован и его б/н сменился на СССР-42332. 28 ноября 1961 года был куплен отрядом управления 25-й МРАД ВВС КТОФ СССР. Оснащён двумя турбореактивными двигателями АМ-3 производства Казанского завода №16 .

Экипаж и пассажиры

Состав экипажа борта СССР-42332 был таким:

  • Командир экипажа - 50-летний подполковник Анатолий Иванович Инюшин. Командир отряда управления 25-й авиационной дивизии ВВС ТОФ. Налетал 8150 часов, 5730 из них на Ту-104.
  • Помощник командира - 28-летний старший лейтенант Владимир Александрович Послыхалин. Правый лётчик ВВС ТОФ.
  • Штурман - 33-летний майор Виталий Алексеевич Субботин. Штурман авиационного отряда 25-й авиационной дивизии ВВС ТОФ.
  • Бортинженер - 32-летний капитан Михаил Николаевич Рупасов. Начальник технико-эксплуатационной части отряда авиационного полка ВВС ТОФ.
  • Бортрадист - 28-летний старший лейтенант Анатолий Владимирович Барсов. Техник группы обслуживания РТО ВВС ТОФ.
  • Борттехник - 31-летний прапорщик Анатолий Иванович Вахтеев. Командир огневых установок авиаполка ВВС ТОФ.

На борту самолёта находились 44 пассажира :

Хронология событий

Предшествующие обстоятельства

В числе прилетевших в Пушкин 30 января 1981 года офицеров флота был и весь высший командный состав Тихоокеанского флота СССР, прилетевший из Владивостока на самолёте Ту-104А борт СССР-42332. Учения проходили в течение недели и 7 февраля были подведены итоги, по которым лучшим было признано руководство Тихоокеанского флота СССР. Руководство ТОФа начало собираться домой .

Утром 7 февраля 1981 года домой отправилось и руководство Северного флота СССР . В числе пассажиров этого самолёта были начальник штаба Тихоокеанского флота СССР вице-адмирал Рудольф Александрович Голосов (ему было разрешено навестить своих родственников, живших во Владивостоке) и командующий Камчатской флотилией разнородных сил, но в итоге оба на самолёт не сели (последний вылетел рейсом «Аэрофлота»).

Катастрофа

В 18:00, в условиях снегопада, борт СССР-42332 вышел на исполнительный старт и начал разбег по взлётной полосе. Через 8 секунд после отрыва от ВПП самолёт внезапно вышел на закритический угол атаки и попал в режим сваливания. С высоты 45-50 метров лайнер с интенсивно нарастающим креном вправо рухнул на землю в 20 метрах от ВПП, полностью разрушился и мгновенно загорелся.

Неподалёку от места катастрофы в снегу был обнаружен 1 выживший - старший лейтенант Валентин Зубарев (во время взлёта он находился в кабине экипажа и от удара его выкинуло через носовой фонарь), но он скончался по дороге в больницу. Остальные находившиеся на борту 49 человек погибли.

Расследование

По официальной версии, экипажем были допущены перегруз самолёта и неправильное размещение пассажиров и груза.

По свидетельству очевидцев, в самолёт были загружены тяжёлые рулоны бумаги, а также много другого груза. Комиссия по расследованию предположила, что незакреплённый груз при разбеге самолёта сместился по проходу второго салона назад, что повлекло смещение продольной центровки за предельно-заднюю, что, в свою очередь, привело к преждевременному отрыву самолёта от ВПП и выходу на закритические углы, потере устойчивости и управляемости, и в результате - падению на землю .

Также высказывались другие версии катастрофы, однако не подтверждаемые свидетелями и средствами объективного контроля.

Последствия

Авиакатастрофа под Ленинградом стала крупнейшей авиакатастрофой, в которой погибли высшие военные чины в истории СССР. Гибель военных моряков вызвала практически полное обезглавливание Тихоокеанского флота ССР. Поскольку одной из ведущих версий произошедшего был умышленный террористический акт , флот был приведён в состояние полной боевой готовности.

7 февраля 1981 года под Ленинградом (Санкт-Петербургом) разбился транспортный самолет Ту-104. Погибло почти все руководство Тихоокеанского флота: 17 адмиралов и генералов. Всего катастрофа унесла 52 жизни.

В начале февраля 1981 года в Военно-морской академии в Ленинграде назначили оперативно-мобилизационный сбор руководящего состава всех флотов ВМФ. Возглавлял это мероприятие главком ВМФ адмирал Флота Советского Союза С.Г. Горшков. Высшее руководство флотов принимало участие в командно-штабных учениях без привлечения реальных сил.

Все шло по плану. 30 января руководители Тихоокеанского флота (ТОФа) прилетели на военном самолете флотской авиации Ту-104 из Владивостока в Ленинград. Через неделю этим же самолетом им предстояло вернуться домой.

«Когда они уходили, а мы ведь все жили в одном доме, - вспоминала Тамара Чулкова, вдова контр-адмирала Джемса Чулкова, - мой муж уже внизу стоял, а муж Светланы Бережной Виктор (капитан 1-го ранга. - И.М.) только выходил из квартиры. Он был не в фуражке, а в шапке. И ему кто-то сказал: „Что ж ты в шапке! Моряк должен быть только в фуражке!“ И Виктор Карпович побежал наверх… А я стою и думаю: ну зачем он вернулся?! Это ведь такая нехорошая примета».

Сбор в Ленинграде пролетел незаметно. Через неделю адмирал Горшков подвел итоги. На учениях тихоокеанцев признали лучшими. В хорошем настроении они стали собираться домой.

Нина Тихонова, вдова вице-адмирала Василия Тихонова, командующего Приморской флотилией Тихоокеанского флота, позже говорила о своих плохих предчувствиях: «У нас дома был кактус, который всегда расцветал в мае. Это такое красивое зрелище. И тут вижу: ветка будто застыла. А потом увидела, что кактус выбросил цветок. Знаете, кактус цвел те последние сутки, что были отведены мужу. Как будто осветил его жизнь. Причем обычно он расцветал в шесть часов вечера, а через сутки отцветал. А тут распустился в 23.00 - и ровно в это время на следующий день отцвел. Я посмотрела на часы и сказала сыну: „Если завтра мы нашего папу увидим, то будем самыми счастливыми людьми на свете“.

Утром 7 февраля вылетели североморцы и с ними - начальник штаба ТОФа, которому разрешили навестить родственников на Севере. Удалось избежать гибели и командованию Камчатской военной флотилии - им посчастливилось попасть на рейс Аэрофлота. Затем поднялись в небо и другие самолеты.

Около 16 часов к исполнительному старту военного аэродрома в городе Пушкин двинулся Ту-104 Тихоокеанского флота. В тот день шел снег, мела даже небольшая пурга, но полеты не отменялись. На борту транспортного самолета находились командующий флотом адмирал Эдуард Спиридонов, командующий авиацией флота генерал-лейтенант Георгий Павлов, 17 адмиралов и генералов, другие пассажиры (среди них - супруги Спиридонова и секретаря крайкома партии Ломакина). Всего вместе с экипажем на Ту-104 летели 52 человека.

Военно-морские руководители, собираясь домой, прихватили с собой из центра дефицитные товары. В итоге Ту-104 оказался существенно перегруженным. Положение усугубилось тем, что экипаж не проконтролировал расположение груза внутри фюзеляжа самолета. Позже комиссия установила, что центровка общей массы оказалась за установленными пределами - ближе к хвосту. Это ухудшило аэродинамику самолета, что неощутимо на земле, но проявляется сразу после отрыва шасси от бетонки. Последняя ошибка - что экипаж начал взлет на несколько сот метров раньше, чем следовало. Командир экипажа - первоклассный пилот, опытный, проработавший на самолетах подобного типа более 11 лет, - стал выполнять взлет по входившей тогда в моду зарубежной «экологической методике»: как можно круче набор, чтобы быстро увести от земли гром ревущих двигателей.

На 8-й секунде полета, когда подъемная сила, уменьшаясь вследствие крутого набора высоты тяжелого лайнера, сравнялась с его весом, наступило то самое неустойчивое равновесие, которое в полете ведомо только летчикам-испытателям, проверяющим устойчивость новой машины. Последним фактором, опрокинувшим и самолет, и судьбы членов экипажа и пассажиров, стал сильный встречно-боковой ветер. Зная о нем и предполагая парировать снос, летчики дали элероны вправо - на ветер. И именно туда, вправо, заваливался многотонный лайнер.

Ни руководитель полетов, ни его подчиненные не успели произнести ни слова. Лишь штурман корабля, сидящий в стеклянном носу лайнера, сначала с тревогой, а затем с ужасом прокричал несколько раз: «Куда? Куда?! Куда?!!» Он, конечно, не мог представить, что эта страшная фигура - крен почти отвесно к земле - выполнялась не по воле летчиков. Испытатели потом говорили, что спасти положение на первых мгновениях правого крена мог лишь энергичный поворот штурвала влево и от себя, чтобы вывести судно в горизонтальный полет и набрать скорость.

Старший офицер Оперативного управления штаба ТОФа Виктор Гамага, провожавший в тот черный день товарищей, свидетельствовал: «Набрав скорость и не доходя примерно треть до конца ВПП, самолет начал взлетать, но на высоте всего около 30 метров почему-то накренился на правое крыло… Так и не выйдя за пределы взлетной полосы, самолет перевернулся, упал, мгновенно взорвался. Спастись не удалось никому».

Погибли командующий флотом, почти все его заместители, половина личного состава штаба, командование флотской авиации, флотилий, бригад и эскадр. В одночасье Тихоокеанский флот остался практически без командования.

А в это время во Владивостоке их ждали, готовили им праздничный стол. «…У меня все почему-то из рук валилось, - вспоминает Нина Тихонова. - Я то за салаты бралась, то за тесто… Помню, посуду какую-то разбила… Вдруг подъехала машина, стали выходить люди в адмиральских шапках. Я открыла дверь со словами: „Василия Федоровича нет?“ Они отвечают: „Нет“. Я только и смогла сказать: „Я так и знала“ - и упала в обморок. Потом пришла в себя и услышала: „Нина Ивановна, их никого нет“. Я почему-то решила, что у него сердце не выдержало из-за тех аварий, что случились с кораблями. А ведь оказалось, что учения прошли хорошо и о тайфуне никто и не вспоминал».

«Мы очень готовились к встрече наших мужей, - рассказывает вдова капитана 1-го ранга Виктора Бережного Светлана. - К тому же должны были отметить один радостный момент - присвоение Джемсу Константиновичу Чулкову звания вице-адмирала. Перед приездом мужей Тамара Ивановна зашла ко мне и сказала: „Ты знаешь, я достала утку, разморозила, должна поставить в печку… и не могу. Просто не знаю, что со мной происходит“.

А 8 февраля открылась дверь и в квартиру вошли люди в черных шинелях. Они не сразу сообщили нам о гибели мужей. Вначале сказали только: «Вы знаете, самолет взлетел, но… нам еще ничего не сообщили… мы вам потом расскажем…» Тут Тамара Ивановна схватила фотографию Джемса и упала. «Его больше нет! Он погиб!» Ее все стали успокаивать. А я не могла понять, отчего она так - ведь еще ничего не ясно.

Потом нам говорили всякие казенные слова… У меня внутри словно все сжалось, и я просто ничего не чувствовала. Осознание боли пришло только через сутки. Тогда я каждой своей клеточкой почувствовала, что мужа больше нет».

Родным и близким погибших приходили соболезнования от военных различного ранга, в том числе от министра обороны СССР. Тем не менее достоянием общественности эта трагедия не стала. Более того, летевших на похороны родственников предупредили, чтобы они не рассказывали о причине гибели мужей.

По телевидению и в прессе о катастрофе не сообщили. Единственная газета, которая поместила маленькую заметку о случившемся, - «Красная звезда». На предпоследней странице написали, что в авиакатастрофе разбились командующий Тихоокеанским флотом Э.Н. Спиридонов, начальник политуправления Тихоокеанского флота вице-адмирал В.Д. Сабанеев, командующий Военно-Воздушными Силами Тихоокеанского флота генерал-лейтенант авиации Г.В. Павлов и другие. А «другие» - это еще 49 человек, среди которых - 17 адмиралов и генералов и 15 старших офицеров.

Родственникам сказали, что тела опознаны и нужны вещи, в чем погибших хоронить. Потом сообщили, что они будут кремированы. 10 февраля родственники вылетели из Владивостока в Ленинград, а похороны состоялись 12 февраля. Вечером после похорон все улетели домой.

Вскоре после катастрофы вдовы были на приеме у нового командующего Тихоокеанским флотом Владимира Васильевича Сидорова и спросили у него, почему в свидетельствах о смерти мужей написано «умер», а не «погиб при исполнении служебных обязанностей». Командующий ответил, что по гражданскому закону формулировки «погиб» не существует. Лишь спустя шестнадцать лет - 3 марта 1997 года - родственники получили документ: офицеры погибли при исполнении служебных обязанностей.

Семьям выдали по тысяче рублей на взрослого человека и по пятьсот - на несовершеннолетних детей. Вышло также постановление о назначении персональных пенсий союзного значения вдовам адмиралов и генералов. Семьям предложили выбрать любой город Советского Союза. В Ленинград (ныне Санкт-Петербург) уехали 26 семей. Другие выбрали Москву, Владивосток, Киев, Севастополь.

Много лет спустя на кладбище появился памятный мемориал. Раньше на стеле было выбито: «Военным морякам тихоокеанцам». Теперь добавили: «Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года» - и выбили православный крест.

Расследование трагедии длилось несколько недель и проходило в напряженных спорах между представителями КБ Туполева, бывшего командования ВМФ и МО, летчиков-испытателей. Тем не менее виновным признан командир авиационной дивизии полковник Яковлев, базирующийся на Дальнем Востоке. В работе совещания он участия не принимал и в момент беды находился за десятки тысяч километров от места события. Однако самолет Ту-104 входил в отряд управления подчиненной ему дивизии, и этого оказалось достаточно, чтобы обвинить его в гибели самолета и людей.

Официальная версия - нарушение центровки - до сих пор вызывает споры. Проанализировав радиообмен экипажа с КДП, эксперты сделали вывод, что катастрофа произошла вследствие несимметричного выпуска закрылков и появившегося крена, для парирования которого не хватило элеронов.

Но через несколько секунд после взлёта рухнул на землю и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 50 человек - 44 пассажира и 6 членов экипажа.

Катастрофа Ту-104 ВВС КТОФ СССР

Мемориал жертвам катастрофы (Серафимовское кладбище , Санкт-Петербург)
Общие сведения
Дата 7 февраля 1981 года
Время 18:00
Характер Крушение после взлёта
Причина Перегруз самолёта, ошибки экипажа
Место в 20 км от аэродрома Пушкин , Пушкин (РСФСР , СССР)
Погибшие 50 (все)
Воздушное судно
Модель Ту-104А
Принадлежность ВВС КТОФ СССР
(25-я МРАД)
Пункт вылета Пушкин
Остановки в пути Хабаровск
Пункт назначения Кневичи , Владивосток
Бортовой номер СССР-42332
Дата выпуска ноябрь 1957 года
Пассажиры 44
Экипаж 6
Выживших 0

Среди пассажиров на борту самолёта находились 16 адмиралов и генералов и 12 капитанов первого ранга и полковников, что на время полностью обезглавило Тихоокеанский флот ВМФ СССР .

Самолёт

Ту-104А (регистрационный номер СССР-42332, заводской 76600402, серийный 04-02) был выпущен в ноябре 1957 года и изначально носил бортовой номер СССР-Л5426. 27 ноября того же года был передан авиакомпании «Аэрофлот » (Восточно-Сибирское УГА, 1-й Иркутский ОАО ; 21 января 1959 года перешёл в Дальневосточное УГА, 1-й Хабаровский ОАО (Новый)), 11 апреля 1961 года был перерегистрирован и его б/н сменился на СССР-42332. 28 ноября 1961 года был куплен отрядом управления 25-й МРАД ВВС КТОФ СССР. Оснащён двумя турбореактивными двигателями АМ-3 производства Казанского завода №16 .

Экипаж и пассажиры

Состав экипажа борта СССР-42332 был таким:

  • Командир экипажа - 50-летний подполковник Анатолий Иванович Инюшин. Командир отряда управления 25-й авиационной дивизии ВВС ТОФ. Налетал 8150 часов, 5730 из них на Ту-104.
  • Помощник командира - 28-летний старший лейтенант Владимир Александрович Послыхалин. Правый лётчик ВВС ТОФ.
  • Штурман - 33-летний майор Виталий Алексеевич Субботин. Штурман авиационного отряда 25-й авиационной дивизии ВВС ТОФ.
  • Бортинженер - 32-летний капитан Михаил Николаевич Рупасов. Начальник технико-эксплуатационной части отряда авиационного полка ВВС ТОФ.
  • Бортрадист - 28-летний старший лейтенант Анатолий Владимирович Барсов. Техник группы обслуживания РТО ВВС ТОФ.
  • Борттехник - 31-летний прапорщик Анатолий Иванович Вахтеев. Командир огневых установок авиаполка ВВС ТОФ.

На борту самолёта находились 44 пассажира :

  • Эмиль Николаевич Спиридонов , 55 лет. Командующий Тихоокеанским флотом, адмирал.
  • Виктор Григорьевич Белашев, 53 года. Командующий 4-й флотилией подводных лодок ТОФ, вице-адмирал.
  • Георгий Васильевич Павлов , 53 года. Командующий ВВС ТОФ, генерал-лейтенант авиации.
  • Владимир Дмитриевич Сабанеев , 53 года. Член Военного совета - начальник политического управления ТОФ, вице-адмирал.
  • Василий Фёдорович Тихонов, 52 года. Командующий Приморской флотилией разнородных сил ТОФ, вице-адмирал.
  • Степан Георгиевич Данилко, 53-54 года. Начальник штаба - первый заместитель командующего ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
  • Владимир Харитонович Коновалов, 49 лет. Начальник 3 управления ВМФ войск Дальнего Востока, контр-адмирал.
  • Владимир Яковлевич Корбан, 55 лет. Заместитель командующего по боевой подготовке - начальник управления боевой подготовки ТОФ, контр-адмирал.
  • Геннадий Фёдорович Леонов, 50 лет. Начальник разведки ТОФ, контр-адмирал.
  • Виктор Петрович Махлай, 45 лет. Командир эскадры подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
  • Феликс Александрович Митрофанов , 52 года. Начальник оперативного управления - заместитель начальника штаба ТОФ, контр-адмирал.
  • Виктор Антонович Николаев, 47 лет. Член Военного совета - начальник политотдела Сахалинской флотилии ТОФ, контр-адмирал.
  • Рэмир Иванович Пирожков, 45 лет. Начальник штаба - заместитель командующего 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, контр-адмирал.
  • Василий Сергеевич Постников, 51 год. Член Военного совета - начальник политотдела Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, контр-адмирал.
  • Владимир Васильевич Рыков, 43 года. Член Военного совета - начальник политотдела ВВС ТОФ, генерал-майор авиации.
  • Джемс Константинович Чулков , 49 лет. Командир 10-й ОПЭСК ТОФ, контр-адмирал.
  • Владислав Петрович Асеев, 51 год. Капитан 1 ранга.
  • Виктор Карпович Бережной, 43 года. Начальник политотдела 10-й ОПЭСК ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Саул Григорьевич Волк, 52 года. Начальник отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Евгений Игоревич Граф, 40 лет. Заместитель начальника отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Юрий Григорьевич Лобачев, 45 лет. Заместитель начальника отдела штаба тыла ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Владислав Игнатьевич Морозов, 49 лет. Начальник отдела противолодочных сил штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Владимир Ильич Пивоев, 44 года. Член Военного Совета - начальник политотдела 4-й флотилии подводных лодок ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Борис Погосович Погосов, 45 лет. Начальник информационного центра разведки ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Анатолий Васильевич Прокопчик, 46 лет. Начальник штаба - первый заместитель командующего Приморской флотилии разнородных сил ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Юрий Николаевич Туробов, 43 года. Начальник штаба - заместитель командира 8-й ОПЭСК ВМФ, капитан 1 ранга.
  • Владимир Дмитриевич Цыганков, 49 лет. Старший офицер отдела оперативного управления штаба ТОФ, капитан 1 ранга.
  • Казимир Владиславович Чеканский, 45 лет. Начальник стоматологического отделения Военно-морского госпиталя - главный стоматолог ТОФ, полковник медицинской службы.
  • Артур Арович Делибатаньян, 41 год. Заместитель главного штурмана ВВС ТОФ, подполковник авиации.
  • Георгий Васильевич Подгаецкий, 35 лет. Старший офицер отдела ПВО штаба ТОФ, капитан 2 ранга.
  • Владимир Дмитриевич Сорокатюк, 43 года. Начальник оперативного отдела - заместитель начальника штаба ВВС ТОФ, подполковник.
  • Анатолий Иванович Бабкин, 33 года. Старший офицер штаба тыла ТОФ, капитан 3 ранга.
  • Сергей Иванович Науменко, 29-30 лет. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, капитан.
  • Александр Николаевич Акентьев, 26 лет. Военный лётчик-истребитель из Новосибирска, старший лейтенант.
  • Валентин Иосифович Зубарев, 43 года. Старший техник группы регламентных работ и ремонта радиотехнической аппаратуры 570 авиаполка 143 мрад ВВС ТОФ из Советской Гавани , старший лейтенант.
  • Геннадий Геннадьевич Шевченко, 25 лет. Адъютант командующего ТОФ, старший лейтенант.
  • Борис Иванович Амельченко, 32 года. Порученец члена Военного совета - начальника политуправления ТОФ, мичман.
  • Виктор Степанович Дворский, 21 год. Чертёжник штаба ТОФ, старший матрос.
  • Тамара Васильевна Ломакина. Супруга первого секретаря Приморского крайкома КПСС В. П. Ломакина .
  • Валентина Павловна Спиридонова, 54-55 лет. Супруга командующего ТОФ адмирала Э. Н. Спиридонова.
  • Анна Павловна Левкович, 43-44 года. Машинистка оперативного управления штаба ТОФ.
  • Екатерина Александровна Морева, 18-19 лет. Дочь начальника связи ТОФ А. Морева.
  • Б. Н. Макаренко. Сын начальника снабжения Приморского крайисполкома Н. Макаренко.
  • Е. Н. Макаренко. Супруга Б. Н. Макаренко.

Хронология событий

Предшествующие обстоятельства

В числе прилетевших в Пушкин 30 января 1981 года офицеров флота был и весь высший командный состав Тихоокеанского флота СССР, прилетевший из Владивостока на самолёте Ту-104А борт СССР-42332. Учения проходили в течение недели и 7 февраля были подведены итоги, по которым лучшим было признано руководство Тихоокеанского флота СССР. Руководство ТОФа начало собираться домой .

Утром 7 февраля 1981 года домой отправилось и руководство Северного флота СССР . В числе пассажиров этого самолёта были начальник штаба Тихоокеанского флота СССР вице-адмирал Рудольф Александрович Голосов (ему было разрешено навестить своих родственников, живших во Владивостоке) и командующий Камчатской флотилией разнородных сил, но в итоге оба на самолёт не сели (последний вылетел рейсом «Аэрофлота»).

Катастрофа

В 18:00, в условиях снегопада, борт СССР-42332 вышел на исполнительный старт и начал разбег по взлётной полосе. Через 8 секунд после отрыва от ВПП самолёт внезапно вышел на закритический угол атаки и попал в режим сваливания. С высоты 45-50 метров лайнер с интенсивно нарастающим креном вправо рухнул на землю в 20 метрах от ВПП, полностью разрушился и мгновенно загорелся.

Неподалёку от места катастрофы в снегу был обнаружен 1 выживший - старший лейтенант Валентин Зубарев (во время взлёта он находился в кабине экипажа и от удара его выкинуло через носовой фонарь), но он скончался по дороге в больницу. Остальные находившиеся на борту 49 человек погибли.

Расследование

По официальной версии, экипажем были допущены перегруз самолёта и неправильное размещение пассажиров и груза.

По свидетельству очевидцев, в самолёт были загружены тяжёлые рулоны бумаги, а также много другого груза. Комиссия по расследованию предположила, что незакреплённый груз при разбеге самолёта сместился по проходу второго салона назад, что повлекло смещение продольной центровки за предельно-заднюю, что, в свою очередь, привело к преждевременному отрыву самолёта от ВПП и выходу на закритические углы, потере устойчивости и управляемости, и в результате - падению на землю