Статья с www.nr2.ru

Допустимо ли использование термина "коренной народ" применительно к ТАТАРАМ в КРЫМУ в контексте Конвенции 169 Международной организации труда "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах" (принята Генеральной конференцией МОТ 26 июня 1989 г.)

Исторические источники донесли до нас точную дату прихода татар в Таврику. 27 января 1223 года (еще до битвы на реке Калке) на полях греческой рукописной книги религиозного содержания - синаксаря - в Судаке сделана заметка: "В этот день впервые пришли татары, в 6731 году" (6731 год от Сотворения Мира = 1223 год от Р.Х.). Подробности этого набега приводит арабский автор Ибн-ал-Асир: "Придя к Судаку, татары овладели им, а жители разбрелись, некоторые из них со своими семействами и своим имуществом взобрались на горы, а некоторые отправились в море".

Разграбив города, татары "покинули (землю кипчаков) [т.е. команов-половцев, занимавших степи полуострова с середины XI века] и вернулись на свою землю". Во время похода в Юго-Восточную Европу в 1236 году они начали обосновываться в степной Таврике. В 1239 году Судак был взят вторично, затем последовали новые набеги. Половцы поголовно истреблялись. О безлюдности степей Крыма (название это со 2-й половины XIII века употребляется по отношению к городу, ныне именуемому Старым Крымом, значительно позже, не ранее чем век спустя, оно становится обозначением всего полуострова) и Северного Причерноморья сообщает Гильом де Рубрук, проезжавший но этим краям в 1253 г.: "А когда пришли Татары, Команы [т.е. половцы], которые все бежали к берегу моря, вошли в эту землю [т.е. побережье Крыма] в таком огромном количестве, что они пожирали друг друга взаимно, живые мертвых, как мне рассказывал видевший это некий купец; живые пожирали и разрывали зубами сырое мясо умерших, как собаки - трупы". Выехавши из Судака, Рубрук продвигался по безлюдной степи, наблюдая лишь многочисленные могилы половцев, и только на третий день пути встретил татар.

Утвердившись вначале в степных пространствах Крыма, татары со временем занимают значительную часть его территории, за исключением восточного и южного побережья, горной части (княжество Феодоро). Формируется крымский улус (провинция) Золотой Орды.

В первой половине XV века в результате центробежных процессов, протекавших в метрополии, создаётся (не без активного участия польско-литовской дипломатии) Крымское ханство во главе с династией Гиреев, считающих себя потомками Чингиз-Хана. В 1475 году на полуостров вторгается турецкая армия, захватившая владения итальянцев-генуэзцев и православного княжества Феодоро со столицей на горе Мангуп. С 1478 года Крымское ханство становится вассалом Турецкой империи, захваченные турками земли вошли в домен турецкого султана и ханам никогда не подчинялись.

Средневековые европейские путешественники и дипломаты вполне справедливо считают татар, проживающих в Крыму, пришельцами из глубины Азии. С этим согласны турок Эвлия Челеби, посетивший Крым в XVII в., и другие турецкие историки и путешественники, а также русские летописцы. Андрей Лызлов в своей "Скифской истории" (1692 г.) пишет, что, выйдя из Татарии, татары покорили многие земли, а после битвы на Калке "... и грады, и селения половецкие до основания разорили. И все страны около Дону, и моря Меотского [т.е. Азовского], и Таврики Херсонския [Крыма], еже до днесь от перекопания междумория называем Перекопом, и окрест Понта Евксинского [т.е. Чёрного моря] татарове обладаша и поседоша". Да и сами татары проживающие в Крыму до недавнего времени не отрицали своего азиатского происхождения.

Во время подъема национального движения в 1917 году в татарской печати подчеркивалась необходимость учитывать и использовать "государственную мудрость монголо-татар, которая красной нитью проходит через всю их историю", с честью держать "эмблему татар - голубое знамя Чингиса" (так называемый "кок-байрак", с того времени и до настоящего дня национальный флаг татар проживающих в Крыму), созвать национальный съезд - курултай, ведь для монголо-татар "было немыслимо государство без Курултая и Курултай без государства [...] Сам Чингис перед восшествием на великий ханский престол созвал Курултай и спросил у него согласия" (газета "Голос татар", 11 октября 1917 г.).

В годы оккупации Крыма во время Великой Отечественной войны в издаваемой с согласия фашистской администрации газете на татарском языке "Азат Крым" ("Освобожденный Крым") 20 марта 1942 года вспоминались татарские войска Сабодай-богатыра, покорившие Крым, а в номере от 21 апреля 1942 года говорилось: "наши [татар] предки пришли с Востока, и мы ждали освобождения оттуда, сегодня же мы являемся свидетелями того, что освобождение идет к нам с Запада".

Лишь в последние годы, используя псевдонаучные рассуждения петербургского историка-скандинавоведа В.Возгрина, лидеры незаконной незарегестрированной организации "меджлиса" пытаются утвердить мнение об автохтонности татар в Крыму.

Однако и в наши дни, выступая 28 июля 1993 года на "курултае" в г.Симферополе, прибывший из Лондона именитый потомок ханов Гиреев Джезар-Гирей заявил: "Наша бывшая государственность была основана на трёх фундаментальными неизменных столпах, Которые определяют нас.
Первым и наиболее важным была наша наследственная преемственность Чингизидов. Коммунистическая пропаганда пыталась отделить татар от Великого Отца, Господина Чингиз-Хана, через его внука Бату и старшего сына Джуче. Эта же пропаганда пыталась скрыть факт, что мы - сыновья Золотой Орды. Таким образом, крымские татары, как это утверждает нам коммунистическая пропаганда, никогда не разбивали Золотой Орды в нашей истории, потому что мы были и действительно есть Золотая Орда. Я с гордостью заявляю, что видный академик Лондонского университета, который провел всю жизнь, исследуя корни происхождения крымских татар, вкратце опубликовал результаты своих изысканий, которые опять возрождают нам наше законное богатое наследие.

Вторым большим столпом нашей государственности была Османская империя, которую теперь мы гордо сможем соотнести с нашей Тюркской преемственностью. Мы все - часть этой большой Тюркской нации, с которой нас связывают прочные и глубокие связи в сфере Языка, истории и культуры.

Третьим столпом был ислам. Это наша вера. [...]

Примеры нашего былого величия и нашего вклада в человеческую цивилизацию неисчислимы. Крымско-татарский народ был когда-то (и не так давно) сверхдержавой в регионе".

Среди татар проживающих в Крыму можно выделить такие основные этнографические группы:

Монголоидные "ногаи" - потомки кочевых племён, входивших в состав Золотой Орды. С образованием Крымского ханства часть ногайцев перешла в подданство крымских ханов. Ногайские орды кочевали в степях Северного Причерноморья от Молдавии (Буджак) до Северного Кавказа. В середине - конце XVII века крымские ханы переселяли (часто насильственно) ногаев в степной Крым.

Так называемые "южнобережные татары" - в основе своей выходцы из Малой Азии, говорят на средневековом турецко-анатолийском диалекте. Сформировались на основе нескольких миграционных волн из районов Центральной Анатолии Сивас, Кайсери, Токат с конца XVI по XVIII век.

Только в 1778 году, после переселения с территории ханства большинства христианского населения (греков, армян, грузин, молдаван),в Восточном и Юго-Западном Крыму мусульманское население стало преобладающим.

Самоназвание этого этноса в средние века было "татары". С первой половины XVI в. в сочинениях европейцев зафиксирован термин "крымские (перекопские, таврические) татары" (С.Герберштейн, М.Броневский). Его же использует Эвлия Челеби. Для русских летописей характерно слово "крымцы". Как видим, иностранцы, называя так этот народ, подчеркивали географический принцип.

Помимо татар в Крымском ханстве, занимавшем кроме территории Таврики значительные степные пространства Северного Причерноморья, проживали греки, армяне, евреи, турки, черкесы. Все немусульмане в ханстве обязаны были платить специальный налог.

Первоначально татары были кочевниками и скотоводами. На протяжении XVI - XVIII веков кочевое скотоводство у них постепенно сменялось земледелием. Но для степняков скотоводство еще долго оставалось основным занятием, а техника земледелия - примитивной и в XVIII в. Низкий уровень развития экономики стимулировал военные набеги на соседей, захват добычи и пленных, большая часть которых продавалась в Турцию. Работорговля была основной статьёй дохода Крымского ханства с XVI по XVIII век. Набеги часто совершались и по указанию турецкого султана.

С 1450 по 1586 год только на украинские земли осуществлено 84 набега, а с 1600 по 1647 год - свыше 70-ти. С начала XV до середины XVII века около 2 млн. пленников с территории, входящей в современную Украину, были угнаны в рабство.

Пленные, оставляемые в Крыму, использовались в хозяйстве. По словам польского дипломата М.Броневского, посетившего Крым в 1578 году, знатные татары "имеют свои поля, обрабатываемые пленными венгерцами, русскими, валахами или молдаванами, которых у них очень много и с которыми они обращаются как со скотом. [...] Греки христиане [местные жители], живущие в некоторых деревнях, работают и возделывают поля как невольники". Любопытно замечание Броневского о развитии ремесел и торговли в ханстве: "В городах не многие занимаются торговлею; еще реже рукодельями или ремеслами; и все почти купцы или ремесленники, там находящиеся, или христианские невольники, или турки, армяне, черкесы, пятигорцы, (которые также христиане), филистимяне, или цыгане, люди самые ничтожные и бедные".

Отношение к пленным поразило не только просвещенных европейцев, но и многое видевшего мусульманина Эвлия Челеби, с огромной симпатией относившегося к татарам проживающим в Крыму. Вот как он описывал рынок невольников в Карасубазаре (Белогорске):

"Удивителен этот злосчастный базар. К нему употребимы слова: "Кто продает человека, рубит дерево или разрушает запруду, тот проклят Богом на этом и том свете [...] Касается это продавцов ясыра [т.е. пленных], ибо люди эти сверх меры немилосердны. Кто не видел этого базара, тот не видел ничего на свете. Мать отрывают там от сына и дочери, сына от отца и брата и продают их среди стенаний, криков о помощи, рыданий и плача". В другом месте он говорит: "Народ татарский - народ безжалостный".

Для европейцев татары проживающие в Крыму - злобные, коварные, дикие варвары. Только, пожалуй, немец Тунманн, кстати, в Крыму никогда не бывавший, писал в 1777 году: "В настоящее время это уже не такой грубый, грязный, разбойный народ, какой когда-то описывали такими отвратительными красками".

В Крымском ханстве действовали формы государственного правления, характерные для феодальных образований, сложившихся на обломках империи Чингисхана. Однако имели место особенности, определяемые вассальной зависимостью от турецких султанов. Крымские ханы назначались и смещались по воле султанов. На их судьбу влияло и мнение крупнейших феодалов - беев. (Наиболее влиятельными беями - главами родов, владеющими полусамостоятельными бейликами (уделами), были Ширины, Мансуры, Барыны, Сиджиуты, Аргины, Яшлау. Часто они без ведома ханов сами организовывали набеги на соседей).

В 1774 году по Кучук-Кайпарджийскому договору между Россией и Турцией Крымское ханство объявлялось независимым. На его территории размещались русские войска. 19 апреля 1783 года Манифестом Екатерины Великой Крымское ханство ликвидировалось, а Крым присоединялся к России. 9 января 1792 года по Ясскому договору между Россией и Турцией признавалось присоединение Крыма к России.

В настоящее время, вопреки историческим источникам, имеют место попытки объявить традиционными органами самоуправления татар проживающих в Крыму "курултай" и "меджлис", придать "курултаю" статус "национальной ассамблеи".

Однако ни "курултай", ни "меджлис" не являются традиционными органами самоуправления татар проживающих в Крыму и, тем более, не являются национальной ассамблеей.

Фундаментальные труды по истории Золотой Орды констатируют:

"Специфические условия, в которых происходило становление и развитие Золотой Орды как государства, постепенно рождали новые формы общественной и государственной жизни, оттесняя традиционные кочевнические обычаи монголов. В связи с этим возникает вопрос о существовании курилтаев в Золотой Орде. Источники очень часто упоминают об этих своеобразных съездах правящего рода (здесь и далее выделено нами. - Ред.), происходивших при Чингисхане и продолжительное время после его смерти. Но с окончательным разделением империи монголов на самостоятельные во всех отношениях государства сведения о курилтаях встречаются всё реже и наконец совсем исчезают из источников. Необходимость в этом институте, носившем в значительной степени государственный военно-демократический характер, отпадает с появлением наследственной монархии. В Монголии, где были более сильные кочевнические традиции, курилтаи собирались вплоть до воцарения Хубилая, официально основавшего Юаньскую династию и утвердившего новую систему наследования престола - без предварительного обсуждения кандидатуры наследника на общем съезде правящей фамилии. В имеющихся источниках нет конкретных сведений о том, что в Золотой Орде проводились курилтаи. Правда, при описании отречения от престола Тудаменгу сообщается, что с этим согласились " жёны, братья, дяди, родственники и приближенные". Очевидно, для обсуждения данного экстраординарного случая было созвано специальное совещание, которое можно считать курилтаем. В другом источнике сообщается о предложении Ногая Токте собрать курилтаи для решения возникшего между ними спора. Однако предложение Ногая не было принято. Он в данном случае выступает как носитель отживающих традиций, которые не находят поддержки у хана нового, более молодого поколения. После этого случая источники по истории Золотой Орды больше не упоминают о курилтаях, так как изменения, произошедшие в административной и государственной структуре, свели на нет роль традиционного кочевнического института. Отпала необходимость созывать из разбросанных кочевий родовитых представителей аристократии, большинство которых занимали теперь высшие государственные посты. Имея в стационарной столице правительство, состоящее из представителей царствующего рода и крупнейших феодалов, хан больше не нуждался в курилтаях. Обсуждение важнейших государственных вопросов он мог проводить, собирая по мере надобности высших административных и военных чиновников государства. Что же касается такой важной прерогативы, как утверждение наследника, то теперь она стала исключительно компетенцией хана. Впрочем, куда большую роль, особенно со второй половины XIV в., играли в сменах на престоле дворцовые заговоры и всесильные временщики." (В.Л.Егоров "Историческая география Золотой Орды в XIII - XIV вв.", Академия наук СССР, Институт истории СССР. Ответственный редактор доктор исторических наук профессор В.И.Бугапов. - Москва, "Наука", 1985).

Курултай (как съезд представителей народа) нельзя назвать традиционной формой самоуправления татар проживающих в Крыму. Источники не подтверждают существования таких собраний в Крымском ханстве. В этом государстве татар при хане существовал Диван - собрание знати, организованное по персидскому образцу (сам термин персидского происхождения).

После февральской революции в России (1917), на общем собрании мусульман Крыма 25 марта / 7 апреля 1917 года был сформирован Мусисполком (Временный мусульманский исполнительный комитет), со временем взявший под свой контроль все вопросы общественной жизни татар проживающих в Крыму (от культурно-религиозных до военно-политических). На местах создавались местные мусисполкомы.

В конце августа 1917 года, в связи с получением от Центральной Рады приглашения прислать представителя татар на созываемый в Киеве Съезд народов, Мусисполком поставил вопрос о созыве Курултая (в качестве сейма, парламента татар) - высшего органа самоуправления. При этом в татарской прессе Крыма подчёркивалось, что такой орган был характерен для монголо-татар, которые решали на нём самые важные вопросы, что именно на нём был избран Чингисхан (1206 г.).

78 делегатов Курултая были избраны при участии более 70 процентов татарского населения Крыма. 26 ноября / 9 декабря 1917 года в г. Бахчисарае открылись заседания этого собрания, объявившего себя "национальным парламентом". Курултай избрал из своего состава Директорию (национальное правительство - по примеру Украины). Он был распущен большевиками 17/30 января 1918 года и возобновил свою работу в период немецкой оккупации с 10 мая 1918 года. В октябре 1918 года Курултай самораспустился из-за внутренних разногласий.

В 1919 году "национальный парламент" татар, проживающих в Крыму, именовался турецким термином "меджлис-мебусан" и состоял из 45 депутатов. Он заседал немногим более недели, заслушав доклад председателя Директории и проект реформы духовенства.

26 августа 1919 года Директория была распущена по приказу генерал-лейтенанта белой армии Н.И.Шиллинга.

Нынешний "курултай-меджлис" представляет собой нелегализованную политическую организацию, действующую как политическая партия: решения её органов обязательны только для её политических сторонников и вызывают резкую критику со стороны политических оппонентов из числа татар. "Курултай-меджлис" создан на базе нелегализованной организации - ОКНД ("Организации крымско-татарского национального движения").

Деятельность этих организаций признана антизаконной постановлениями Верховного Совета Крыма. Кроме них, создана промеджлисовская нелегальная партия "Адалет".

ОКНД и "курултаю-меджлису" противостоит легальное объединение татар - НДКТ ("Национальное движение крымских татар"). Политической борьбой этих двух татарских партий во многом определяется судьба национального движения.

В последнее время произошёл раскол в "курултае-меджлисе": частью его активистов создана собственная партия "Миллет" (также нелегализованная).

Процедура формирования и работы "курултая", "меджлиса" имеет характер не народного самоуправления, а съезда политической партии и избранного ею исполнительного органа. Выборы носят ступенчатый характер. На наш взгляд, возможна легализация "курултая-меджлиса" лишь в качестве политической партии либо общественной организации (в соответствии с законами Украины).

В соответствии с Конвенцией 169 МОТ "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах" (принята Генеральной конференцией Международной организации труда 26 июня 1989 года) татары проживающие в Крыму (крымские татары) не могут считаться группой, определяемой в правовом смысле как "коренная" на данной территории (Республика Крым), поскольку:

1. Они не являются первопоселенцами на данной территории (Крымский полуостров). Исторические и археологические источники четко фиксируют их первое появление здесь в 1223 году в качестве завоевателей, практически поголовно уничтоживших этнос, населявших до них степную часть Крыма - половцев (команов).

До первой половины XIV века они входили в состав более обширной общности, распространенной на значительном пространстве Восточной Европы за пределами Крымского полуострова, - государство татар Золотая Орда.

2. Татары, как этнос, никогда не занимали всей территории Крымского полуострова и никогда не составляли большинства населения во всех его регионах. На побережье от Кафы (Феодосии) до Чембало (Балаклава), на бывшей территории княжества Феодоро, в горной и предгорной частях Крыма население всегда было полиэтничным. По данным переписей, проводимых Турцией в конце XVI в. среди жителей Кафского вилаета (провинции Турции в Крыму), мусульмане составляли лишь от 3 до 5 процентов населения. Преобладали же греки (до 80%), армяне и другие.
С конца XVI но XVIII век идет интенсивный процесс заселения этих территорий турецкими колонистами (в основном из центральной Анатолии) и вытеснения греческого и армянского населения. После присоединения Крыма к России полиэтнический характер Крыма в еще большей степени усилился.

3. В этногенезе татар проживающих в Крыму главную роль играли общности, сложившиеся за пределами Северного Причерноморья и Крыма и пришедшие сюда в качестве завоевателей или колонистов и не являющиеся в этом регионе коренными. Это собственно татары, прибывшие в регион из глубин Азии в первой половине XIII века, ногаи - азиатский этнос, появившийся здесь в позднем средневековье и насильственно переселенный в Крым в конце XVII века, турецкие колонисты из Анатолии XVI - XVIII веков, так же не являющиеся в данном регионе коренными. С принятием в правление хана Узбека в 1412/13 г. ислама в качестве государственной религии Золотой Орды татары были приобщены к мусульманскому миру, что весьма заметно определило развитие их духовной культуры и этнического самосознания.

4. На татар проживающих в Крыму не распространяется главная особенность, которая отличает "коренной" (в правовом смысле) народ или группу, - сохранение традиционных систем жизнеобеспечения, прежде всего - особых форм хозяйственной деятельности (сухопутная, морская охота, рыболовство, собирательство, оленеводство).

Кочевое скотоводство, характерное для татар средневековья, не попадает в этот перечень. Тем более, что к концу XVIII - началу XIX века оно почти исчезло. Активно шел процесс урбанизации этноса. К концу XIX - началу XX века татары перешли на современные формы хозяйствования. По данным переписи 1989 года, татары на 70% - городские жители.

Татары - национальная группа с полной социальной структурой. Среди них есть интеллигенция, работники различных отраслей промышленности, сельского хозяйства. Татары активно участвуют в торговле, предпринимательстве и целиком утратили традиционные формы хозяйствования.

5.Татары, давно прошли этапы традиционной формы социальной организации - родоплеменной (бесклассовой) структуры общества - и живут по традициям и законам современного общества. Более того, татары подчеркивают, что в прошлом имели собственное феодальное государство (Крымское ханство в составе Османской империи), которое являлось "сверхдержавой региона", осуществляли захватнические походы против своих соседей и собирали с них дань.

Эти факты полностью опровергают необходимость относить татар к "коренным народам" с традиционными формами социальной организации общества (например саамы, чукчи, папуасы Новой Гвинеи, аборигены Австралии, индейцы Канады и т.д.), защиту которых предусматривает Конвенция 169 МОТ.

6. Татары проживающие в Крыму, находясь в составе Золотой Орды, Крымского ханства, Османской империи, Российской империи, Советского Союза, не имели своих традиционных органов самоуправления ("курултай", "меджлис" и т.п.), которые бы принимали решения по вопросам, наиболее важным для всех татар проживающих в Крыму. Они не зафиксированы историческими документами, отсутствовала реальная традиция подобных форм самоуправления. Для татар, в отличие от народов Северной Европы, Америки, Австралии, были характерны структуры власти феодальных государств, а затем - административного управления Российской империи, СССР. Органы власти с данными названиями были сконструированы политическим лидерами татар в 1918 году и существовали менее года. Образцом для них стала не собственная историческая традиция, а скорее - политический опыт сопредельных государств, возникших на месте Османской империи, в частности, Турции, на которую была ориентирована политическая элита татар.

Особо следует подчеркнуть, что необоснованное определение "курултая" и "меджлиса" нынешними политическими лидерами татар проживающих в Крыму, как традиционной формы самоуправления коренного народа, входит в противоречие с их же утверждением об исконности татар проживающих в Крыму на земле Тавриды. Как единодушно утверждают все исследователи и свидетельствуют источники, курултай - это форма самоуправления, характерная лишь для народов Центральной Азии, в частности для Монголии. В созданных на обломках империи Чингисхана государствах она была заменена феодальными формами правления (о чём свидетельствует пример Золотой Орды, Крымского ханства). Тем более она не может быть характерной и традиционной для Тавриды, поскольку нет исторических источников, подтверждающих проведение здесь хотя бы одного курултая, не говоря уже о традиции. Заявления лидеров татар о традиционности курултаев для их народа лишний раз подтверждают, что татары появились в Восточной Европе как завоеватели, пришельцы, принеся сюда и внедрив силой культуру и традиции Центральной Азии. Татары, проживающие в Крыму - потомки золотоордынских татар-завоевателей и не могут считаться здешними первопоселенцами, исконными жителями, коренным народом.

7. Татары не исповедуют древние формы религии (шаманизм и т.п.). Верующие татары - мусульмане суннитского толка. Многие из них - атеисты.

8. Татары в 1944 году подверглись советской властью насильственному переселению. Сегодня большая (подавляющая) часть татар вернулась в Крым. Процесс их интеграции в крымский социум осуществляется достаточно интенсивно. Трудности, сопровождающие этот процесс, вызваны не особенностями татар, как народа "ведущего традиционный образ жизни", а социальными и экономическими проблемами современных людей, меняющих место жительства в условиях экономического кризиса. Перед ними не стоит проблема сохранения пастбищ для оленей, традиционных мест охоты, собирательства и т.п., которые обеспечивали бы традиционный уклад жизни.

Татары хотят работать в соответствии с полученным образованием и профессией: инженерами, учителями, юристами, врачами, преподавателями ВУЗов. Они желают заниматься бизнесом, торговлей и т.д., как это они делали в республиках Средней Азии. Они не строят жилища, характерные для "коренных народов", ведущих традиционный образ жизни, а получают или строят на выделенных участках 2-х - 3-х этажные коттеджи. Поэтому оказание им помощи не должно предполагать мер, предусмотренных Конвенцией 169 МОТ.

9. Нет ни исторических, ни правовых оснований для внесения дополнений в действующее законодательство Украины и Республики Крым с целью законодательного закрепления за татарами Крыма статуса "коренной этнической общности Украины", поскольку они таковой не являются.

10. Необоснованно и требование о гарантированном представительстве татар, проживающих в Крыму, в Верховном Совете, органах местного самоуправления и исполнительной власти Крыма по национальному признаку (национальные квоты), поскольку они не являются коренной национальной группой, ведущей традиционный образ жизни и, в силу этого, требующей особой защиты законом.

Как показывает практика, проживающий в Крыму этнос численностью в 244 тыс. 637 человек (по данным Главного управления внутренних дел в Крыму МВД Украины на 1 февраля 1997 года), составляющий около 10% от всего населения, на основе общедемократических норм избрания вполне может направить своих представителей в органы власти всех уровней. Татары за короткий срок создали свои мощные политические структуры, политическую элиту. Значительно укрепили свои позиции в экономике. Они обладают средствами массовой информации в значительно большем масштабе, чем другие политические силы Крыма. Они активно влияют на политические процессы в Крыму и на Украине.

Якобы для лучшей интеграции татар в крымское общество, им были предоставлены места в парламенте Крыма первого созыва (1994) на основе национальных квот для "депортированных народов", на один срок избрания. Практика показала, что эта мера ничем не оправдана.

Предоставленные квоты были значительно завышены и не соответствовали доле татарского электората в избирательном корпусе Крыма. Места в парламенте использовались их обладателями для политических интриг, а некоторыми - для самообогащения, но не для защиты интересов так называемых "коренных граждан".

Как отмечают исследователи, в позиции лидеров национального движения татар, проживающих в Крыму, по вопросу о политических правах татар с 1993 года наметились противоречивые тенденции.

Основываясь на программе "Пути самоопределения крымско-татарского народа", разработанной Московским центром этнополитических и региональных исследований, возглавляемым советником Президента Российской Федерации Э.Паиным, руководство татарского национального движения в 1993 году выдвинуло идею признания за татарами Крыма статуса "коренного народа" и распространения на него принципов, вытекающих из специальных международных документов и, прежде всего, Конвенции МОТ No 169 (1989 г.) "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах".

Это привело к достаточно интересной ситуации, при которой сегодня национальное движение руководствуется двумя фактически взаимоисключающими подходами к проблеме реализации политических нрав татар.

Один из них основан на рассмотрении всего этноса как титульного и содержит требование восстановления его "национальной государственности" (при этом введённая на 3-м "курултае" новая формулировка, в соответствии с которой национальное движение намерено добиваться "самоопределения по национально-территориальному принципу", принципиально ничего не меняет, поскольку также, как и требование "национальной государственности" предполагает установление политического приоритета татар над другими этносами). Второй исходит из фактического признания за татарами статуса этнического меньшинства, одной из разновидностей которого являются "коренные народы".

Лидеры и идеологи "меджлиса" как бы не замечают того, что признание татар "коренным народом" в международно-правовом смысле автоматически исключает признание за ними права на "государственность".

Последнее свидетельствует, по-видимому, о том, что смягчение позиций движения является тактическим ходом для более успешной реализации целей, намеченных в "Декларацию о национальном суверенитете крымских татар". То, что новая формулировка требования государственности является не более чем уточнением прежней позиции, а не её существенным изменением, не скрывают и сами лидеры движения: "очень удачным было уточнение программных целей движения.,. - заявил летом 1996 года первый заместитель председателя "меджлиса" Р.Чубаров. - Я думаю, что с принятием такого уточнения теперь уже не могут появляться какие-либо спекуляции на крымско-татарскую тему". К сожалению, поле для спекуляций ничуть не уменьшилось, поскольку документы 3-го "курултая" ни в коей мере не подвергают ревизии ключевые моменты "Декларации о национальном суверенитете крымских татар", которая продолжает оставаться главным определяющим документом движения.

Данное обстоятельство существенно затрудняет поиск приемлемых подходов к учёту политических нрав татар проживающих в Крыму в процессе современного государственного строительства на Украине. Имеющиеся концепции, выдвинутые лидерами национального движения, во-первых, во многом не учитывают политические, этнические и правовые реалии и, во-вторых, противоречат друг другу.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, использование термина "коренной народ" применительно к татарам проживающим в Крыму недопустимо .

Цыгане (самоназвание рома, ед. Ч. - ром) - народ, связанный происхождением с кочевыми народами Индии. Уход цыган с родины длился многие века; начало этого процесса относится к IX в., а последние группы цыган покинули Индию во время нашествия Тамерлана (XV в.). Долгое время цыгане жили в Египте и на Балканском полуострове, о чем свидетельствует влияние греческого языка на все диалекты цыганского языка. XV - XVII вв. - период расселения цыган по всей Европе. Общая численность цыган - 1 млн. 230 тыс. человек. В бывшем СССР, по переписи 1979 г., их насчитывалось 209 тыс. человек. Язык цыган относится к новоиндийской группе индоевропейской семьи языков. В Европе цыганский язык распадается на несколько диалектных групп. 1) Балтийская группа. К этой диалектной группе относятся диалекты тех цыганских этнолингвистических групп, которые в разное время прибыли на места современного расселения из Польши. а) Севернорусские цыгане расселены в РСФСР, Северном Казахстане и восточной части Белоруссии. Имена у них, как правило, восприняты из русского именника (Александр, Алексей). Эти цыгане делятся на локальные группы, называемые по названиям местности, например: Смоленска рома, Псковски рома. Локальные группы делятся на роды (цыг. родо), наименования которых образованы от личного имени или прозвища предка при помощи белорусского по происхождению суффикса -онк (например, Александронки от личного имени Александр; ср. белорусские фамилии типа Макаёнок, Дземенчонок и т. д.), а также украинского и польского суффикса -ак (например, Ворончаки) и собственно цыганского суффикса со значением посессивности -гирэ (например, Картошкэнгирэ). Фамилии у цыган главным образом польской (Цибульский, Козловский и т. д.) или русской (Иванов, Шишков),модели. б) Белорусско-литовские цыгане расселены в северо-западной части Белоруссии, по всей территории Литвы и Восточной части Латвии (в Латгалии). Эта этнолингвистическая группа также делится на ряд родов, названия которых образованы от имен или прозвищ предков при помощи белорусского суффикса -онк (например, Лисёнки, Писаронки и т. д). Фамилии белорусского и польского происхождения (Касперович, Островский); в Литве фамилии часто оформлены литовскими суффиксами (Каспярави-чус, Астраускас) или взяты из русской антропонимии (Иванов, Петров). в) Латышские цыгане проживают на территории Латвии, по всей территории Эстонии, в некоторых городах северной части Литвы, отдельные семьи - в Москве. Эта этнолингвистическая группа исследована слабо. Фамилии в основном польского (Буркевич, Козловский, Митров-ский), латышского (Сунитис, Упитс), немецкого (Эберхардт, Клейн) и - реже - литовского (Диджнос) и русского (Иванов) происхождения. Есть даже украинская фамилия Кравченко. 2) Немецкая группа. К этой диалектной группе относят диалекты цыган, долгое время (с середины XV в.) проживавших и проживающих на территории распространения немецкого языка. Основная масса этих цыган живет за пределами бывшего СССР: в ФРГ, Австрии, а также во Франции, Северной Италии, отдельные группы в Польше, ЧССР, Югославии, Нидерландах. В бывшем СССР - всего 5-10 семей немецких цыган. Фамилии - немецкого (Рейнхардт, Вайнрих), реже - польского происхождения. 3) Балканская группа. В эту диалектную группу входят цыганские диалекты, долгое время контактировавшие с языками балканского языкового союза. Основная масса носителей этих диалектов проживает в странах Балканского полуострова: в Болгарии, на юге Югославии, в Греции. а) Цыгане урсари живут только на территории Молдавии. В селе Урсари существуют два рода - Захариешти и Ганчешти2. Фамилии - молдавского происхождения (Богдан, Арапу, Аржинт, Кантя). б) Крымские цыгане живут в северных районах Крымской области, в прилегающих к Крыму районах Херсонской области, в Одесской, Запорожской областях Украины, в Ростовской и Волгоградской областях, в Ставропольском и Краснодарском краях, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Киеве, Москве, Санкт-Петербурге. Наряду с мусульманскими именами у них бытуют и христианские имена, а также цыганские имена неизвестного происхождения (Манчи, Хохан, Кукуна, Ланчай, Дюльтяй, Монти, Лолуди, Ивори). Фамилии все крымско-татарского происхождения (Ибрагимов, Кемалов, Шекеров, Мелемеров, Джумас-сан, Джелакаев, Казибеев). Существует и фамилия Оглу, возникшая из изафетной формы крымско-татарского слова очъул ’сын’. 4) Украинская диалектная группа. К этой диалектной группе относятся диалекты тех цыган, которые длительное время проживали на территории распространения украинского языка (с XVI - XVII вв.). а) Цыгане южных областей РСФСР и левобережной Украины живут в Курской, Липецкой, Белогородской, Воронежской, Волгоградской, Ростовской областях РСФСР. б) Цыгане правобережной Украины преимущественно живут в Киевской, Черкасской, Кировоградской, Херсонской и Николаевской областях. Фамилии цыган, относящихся к этой группе, украинского происхождения (Копыленко, Иващенко, Данченко, Сличенко, Конденко и др.), реже воспринятые из русского языка (Мусатов, Бизев). 5) Влашская группа. Эта группа диалектов - одна из наиболее дисперсных в бывшем СССР. К носителям этих диалектов относятся цыгане кэлдэрари и ловари, проживавшие до середины XIX в. на румынско-венгерской языковой границе в Австро-Венгрии. В настоящее время кэлдэрари живут в РФ, Польше, Чехословакии, Венгрии, Югославии, Болгарии, ФРГ, Франции, Англии, Швеции, Италии, Испании, США, Канаде, Мексике, Аргентине. Ловари живут в РФ, Польше, Венгрии, ФРГ, Франции, Бельгии, Англии, США. Кэлдэрари подразделяются на так называемые роды. Род получает название от имени или прозвища своего предка. Всего около 20 родов: Бадони, Бидони, Бузони, Бамбулешти, Бурикани, Буцулони, Вовони, Грекуря, Гырцони, Дилинкони, Дицони, Дукони, Дэмони, Дюркони, Енешти, Крестевецкони и т.д. Ловарский диалект представлен группами чокешти и бундаша (в основе разделения - род занятий). Женские и мужские собственные имена и фамилии - румынского, венгерского, польского и цыганского происхождения: имена - Анелка, Бина, Воляна, Гафица, Дана, Диаманта, Жужа, Земфира, Лолуди, Маргайка, Милева, Мыца, Папуш, Ружа, Яна, Бадя, Зурка, Иштван, Лацы, Янош; фамилии - Ангел, Роман, Деметер, Кальдарас, Михай, Радо, Христо, Чурон и др. Помимо имен в общении цыган - носителей этого диалекта употребляются обращения, связанные с возрастными различиями, например, найкэ - почтительное обращение женщины к старшему мужчине или ровеснику, дойкэ - почтительное обращение женщины к старшей женщине, майкэ - ласковое обращение к младшему. У цыган имя или прозвище и принадлежность к какому-либо роду играли и играют до сих пор более важную роль, чем фамилия. 1 Очевидно, произведенная от латышской фамилии Краучи. 2 Названия родов образованы по нормам молдавского языка.

Цыгане - народ, который связан происхождением с кочевыми Индийскими народами. С родины цыгане уходили многие века; начало этого длительного процесса относится к IX в., а последние представители цыган покинули Индию аж во время нашествия Тамерлана (XV в.). Продолжительное время цыгане жили на Балканском полуострове и в Египте, о чем свидетельствует влияние на все диалекты цыганского языка греческого языка. XV - XVII вв. - период, в который цыгане расселялись по всей Европе. Полная численность цыган составляла 1 млн. 230 тыс. человек. А в бывшем СССР, по переписи 1979 г., представителей этого народа насчитывалось 209 тыс. человек. Цыганский язык относится к индоевропейской семьи языков новоиндийской группе.

В Европе этот язык распадается на некоторые диалектные группы.

1) 1-я группа - Балтийская. К данной диалектной группе принадлежат диалекты тех этнолингвистических групп, которые в различное время добрались до места современного расселения из Польши.

а) Цыгане из северных краёв России расселены в Северном Казахстане, РСФСР и восточной части Белоруссии. Их имена, восприняты из русского именника (Алексей, Александр). Эти цыгане делятся на некоторые группы, которые называются по названиям местности, к примеру: Псковски рома, Смоленска рома. Локальные группы в свою очередь делятся на роды (родо, цыг.), названия которых образованы от личного прозвища или имени предка с помощью белорусского по происхождению суффикса -онк (ср. белорусские фамилии типа Макаёнок, Дземенчонок; Александронки от личного имени Александр и т. д.), а также польско-украинского и суффикса -ак (Ворончаки) и цыганского суффикса со значением посессивности -гирэ (Картошкэнгирэ). Цыганские фамилии главным образом польские (Козловский, Цибульский и т. д.) или русской (Шишков, Иванов),модели.

б) Литовско-беларусские цыгане расселены в Белоруссии на северо-западной её части, по всей территории Восточной части Латвии и Литвы. Эта этнолингвистическая группа тоже делится на ряд родов, названия у которых образованы от прозвищ или имен предков при помощи белорусского суффикса -онк (Писаронки, Лисёнки и т. д). Фамилии польского и белорусского происхождения (Островский, Касперович); в Литве цыганские фамилии часто оформлены литовскими суффиксами (Астраускас, Каспярави-чус) или были взяты из русской антропонимии (Петров, Иванов).

в) Латышские цыгане, которые проживают на территории Латвии, в некоторых городах северной части Литвы, и по всей территории Эстонии, отдельные семьи - в Москве. Такая этнолингвистическая группа ещё исследована слабо. Фамилии польского (Козловский, Буркевич, Митров-ский), немецкого (Эберхардт, Клейн), латышского (Сунитис, Упитс) и - реже - русского (Иванов) и литовского (Диджнос) происхождения. Существует даже украинская фамилия Кравченко.

2) К немецкой диалектной группе присвоены диалекты цыган, которые долгое время (с середины XV в.) проживали и проживают на территории где распространён немецкий язык. Большее количество этих цыган живет за пределами бывшего СССР: Австрии, в ФРГ, а также во Франции, отдельные группы в Польше, Северной Италии, ЧССР, Нидерландах, Югославии. В бывшем СССР - всего 5-10 семей немецких цыган. Цыганские фамилии - немецкого (Вайнрих, Рейнхардт), реже - польского происхождения.

3) В балканскую диалектную группу входят некоторые цыганские диалекты, которые долгое время контактировали с языками балканского языкового союза. Большая часть носителей этих диалектов находится в странах Балканского полуострова: в Греции, на юге Югославии, в Болгарии.

а) Урсари – цыгане, которые живут только на территории Молдавии. Урсарийцев существует два рода - Ганчешти и Захариешти. Цыганские фамилии - молдавского происхождения (Арапу, Богдан, Кантя, Аржинт).

б) Крымские цыгане проживают в северных районах Крыма, в прилегающих к Крыму районах в Одесской, Херсонской области, Запорожской областях Украины, в Волгоградской и Ростовской областях, в Краснодарском краях и Ставропольском, на Дальнем Востоке, в Сибири, в Киеве, Санкт-Петербурге, Москве. Вместе с мусульманскими именами у цыган бытуют и христианские имена, и также их имена неизвестного происхождения (Хохан, Манчи,Кукуна, Дюльтяй, Ланчай,Монти, Ивори, Лолуди). Цыганские фамилии все крымско-татарского происхождения (Кемалов, Ибрагимов, Шекеров, Джумас-сан, Мелемеров, Казибеев, Джелакаев). есть и фамилия Оглу, которая возникла из изафетной формы крымско-татарского слова очъул ’сын’.

4) К украинской диалектной группе относятся цыганские диалекты, людей которые длительное время жили на территории распространения украинского языка (с XVI - XVII вв.).

а) Цыгане левобережной Украины и южных областей РСФСР живут в Липецкой, Курской, Белогородской, Волгоградской, Воронежской, Ростовской областях РСФСР.

б) На правобережной Украины цыгане в основном живут в, Черкасской, Киевской Кировоградской, Николаевской и Херсонской областях. Цыганские фамилии, относящихся к этой группе, украинского происхождения (Иващенко, Копыленко,Данченко, Конденко, Сличенко и др.), иногда воспринятые с русского языка (Бизев, Мусатов).

5) Влашская группа диалектов - самая дисперсная в бывшем СССР. Носителями этих диалектов являются цыгане ловари и кэлдэрари, проживавшие до середины XIX в. в Австро-Венгрии на румынско-венгерской языковой границе. В теперешнее время кэлдэрари живут в Польше, РФ, Чехословакии, Югославии, Венгрии, Болгарии, Франции, ФРГ, Англии, Италии, Швеции, Испании, Канаде, США, Аргентине, Мексике. Ловари живут в Польше, РФ, Венгрии, Франции, ФРГ, Бельгии, США, Англии.

Кэлдэрари разделяются на так называемые роды. Род приобретает название от прозвища или имени своего предка. В общем около 20 родов: Бидони, Бадони,Бузони, Бурикани, Бамбулешти, Буцулони, Грекуря, Вовони, Гырцони, Дицони, Дилинкони, Дукони, Дюркони, Дэмони, Крестевецкони, Енешти и т.д. Ловарский диалект представлен у групп бундаша и чокешти (в основе разделения - род занятий) .

!!!

Цыгане – народ гордый и независимый, но верующий, с яркими традициями. Даже имена отображают самобытность и набожность этих людей. Своим происхождением этот народ обязан Индии. В давнее время цыганские имена детям давали такие же, как у кумовьев. Фамилии стали облагораживать, придавать значимость (Жемчужная, Золотарев и так далее). Затем эта традиция перешла и к именам. Но всегда они носили какой-то смысл. Не официальное имя и фамилия, а прозвище у цыган до сих пор стоит на первом месте.

Особенности цыганских имен

В настоящее время этот народ использует имена трех типов:

Собственно цыганские образцы – официальное имя, которое значится в документах. Выбирается оно по звучанию. В наше время они редко встречаются, потому что похожи больше на прозвища, чем на красивые цыганские имена: Дуда, Геда, Нана, Буза, Лачо, Метя, Гожо, Гили, Сонакай, Бар.

Заимствованные образцы – имена, которые используются в жизни, в общении. Ими называют при крещении. Эта группа имен отображает значение какого-нибудь положительного качества (удача, богатство, счастье, веселье, красота). К ним относятся такие: Бахтало (счастливый, удачливый), Куч (драгоценный), Рупа, Руп (рубль). А цыганские имена (женские) носят названия цветов: Роза, Марго, Виола, Рубина, Жаклин, Гюли. Часто светский вариант для наречения ребенка – это сокращенное официальное имя (Александр – Саша). И оно не меняется даже с возрастом и статусом.

Простые заимствованные имена – прозвище, данное цыгану, характеризующее какой-либо поступок или случай. Среди этого народа они весьма распространены. Они заимствованы у европейцев, живущих по соседству: румын, греков, итальянцев, русских.

Бывает, что к именам добавляют прозвище. Как правило, цыганам достаточно светского варианта. Любой взрослый мужчина или женщина имеют право поменять свое имя и фамилию.

Происхождение

Есть цыганские имена мужские и женские венгерского, польского, румынского происхождения (Анелка, Воляна, Бина, Гафица, Диаманта, Дана, Жужа, Лолуди, Земфира, Маргайка, Мыца, Милева, Ружа, Папуш, Яна, Зурка, Бадя, Лацы, Иштван, Янош). Как видно, у этого народа действительно присутствует тяга ко всему красивому. Цыгане употребляют слова, прибавляемые к официальному имени или прозвищу. Найкэ – так женщина обращается к мужчине, старшему по возрасту, или ровеснику. Этим она подчеркивает уважение к собеседнику. Дойкэ – так цыганка обращается к женщине старше себя. Возраст всегда был для этого народа поводом для выказывания почтения. Майкэ – так ласково обращаются к младшим.

Детям принято давать имена, которые ассоциируются со счастливой судьбой. Представители этого народа дают новорожденным, как правило, мусульманские и христианские варианты наречения. Но встречаются и цыганские имена, происхождение которых неизвестно (Манчи, Кукуна, Хохан, Дюльтяй, Ланчай, Монти, Ивори, Лолуди).

Перечень имен для мальчиков

Интересно будет узнать, как нарекают детей в этом народе. Вот основные цыганские имена и их значения:

Андрзедж (воин, человек).

Боико (житель Украины).

Бесник (преданный).

Больдо (защитник короля).

Гуарил (победитель, чемпион).

Гудада (превосходство).

Гунари (воин).

Джорджи (крестьянин).

Зиндело (сынок, сын).

Иоска (он приумножит).

Ион (добрым бог является).

Лукаа (от Лукания).

Лоиза (известный воин).

Милош (слава пользы).

Марко, Мерикано (воинственный).

Михэй (кто походит на бога).

Миркеа (мир).

Никола, Нику (победа людей).

Панка, Питиво, Питти (камень, скала).

Петша (свободный).

Плеймн (огонь, пламя).

Пали, Пеша (маленький).

Стево (коронованный).

Симайонс (слушающий).

Тобар (из реки Тибра).

Тамаш (близнец).

Уолтэр (правитель армии).

Фонсо (благородный).

Ферка (свободный).

Харман (человек смелый и выносливый).

Ханзи (бог добрым является).

Штефан (корона).

Шандор (гордый).

Эмилиан (конкурент).

Яноро (январь).

Янко (бог является добрым).

Как видно из толкования всех перечисленных имен, они явно предназначались для того, чтобы подчеркнуть какую-либо особенность ребенка. Выбирая вариант для нарекания, родители верили, что он способен повлиять на судьбу будущего мужчины.

Перечень имен для девочек

В отличие от мужских вариантов, образцы для нарекания девочек имеют более утонченные значения. Предлагаем вам ознакомиться с известными цыганскими именами:

Богдана (данная Господом).

Бахт (счастье).

Баваль (ветерок).

Бомбана (конфетка).

Вита (ива).

Гили (песенка).

Годявир (умница).

Джофранка (свободная).

Донка (неоценимая).

Дика (из Магдала).

Дрина (из Хадрии).

Многие имена созданы именно для того, чтобы подчеркнуть лучшие качества, которыми характеризуются девушки:

Дея (загадочная).

Донка (неоценимая девочка).

Злата (золотая);

Зара (сахарок).

Зора (заря).

Киззи (коричное дерево).

Лаура (невидимая).

Луладджа (цветок жизни).

Лала (тюльпан).

Люба, Любитшка (любовь).

Ляля (красивая).

Луминитса (легкая).

Мирела (восхищающая).

Мала (ожерелье).

Надья (надежда).

Персуда (рассудительная).

Папуша (куколка).

Рада (радость).

Наверное, всех имен не смогут перечислить даже сами цыгане. Есть еще множество образцов для нарекания девочек.

Ратри (ночка).

Рузанна (красивая девушка).

Ружа (рыженькая).

Симза (радость).

Сарра (утро).

Станка (великолепно правящая).

Славутна (замечательная, славная).

Талэйта (маленькая девочка).

Тшилаба (ищущая знания).

Тсера, Тсеритса (свет, луч рассвета).

Флорика (цветок).

Фифика (она приумножит).

Чирикли (птичка).

Чергай, Черген (звезда).

Шофранка (свободная).

Эсмеральда (изумруд).

Эйш (живая).

Самые распространенные цыганские имена

Как и везде, благодаря естественному отбору некоторые образцы становятся любимыми, а другие постепенно забываются. Часто встречаются цыганские (мужские) имена, которые приведены ниже. Они полностью отражают гордый нрав представителей этого народа:

Кало (черный).

Баро (главный).

Гожо (красавчик).

Бахти (счастливец).

Тагар (король).

Шуко (красивый).

Популярные женские цыганские имена, которые не забыты до сегодняшнего времени:

Муча (кошечка).

Патрина (картинка).

Гита (песня).

Шанта (спокойная).

Раджи (принцесса).

Лачи (славная).

Заключение

Хочется отметить, что вариант наречения формирует судьбу человека, оказывает влияние на развитие определенных черт. И цыганские имена выбирают тщательно, награждая ребенка такими качествами, которые хотели бы видеть в нем.

Что означают Цыганские имена: толкование и история происхождения

В Европе цыганский язык распадается на несколько диалектных групп.

Балтийская группа

К этой диалектной группе относятся диалекты тех цыганских этнолингвистических групп, которые в разное время прибыли на места современного расселения из Польши:

1. Севернорусские цыгане были расселены в бывшем РСФСР, Северном Казахстане и восточной части Белоруссии. Имена у них, как правило, восприняты из русского именника (Александр, Алексей). Эти цыгане делятся на локальные группы, называемые по названиям местности, например: Смоленска рома, Псковски рома. Локальные группы делятся на роды (цыганское рбдо), наименования которых образованы от личного имени или прозвища предка при помощи белорусского по происхождению суффикса -онк (например, Александронки от личного имени Александр; белорусские фамилии типа Макаёнок, Дземенчонок), а также украинского и польского суффикса -ак (например, Ворончаки) и собственно цыганского суффикса со значением посессивности -гирэ (например, Картошкэнгирэ). Фамилии у цыган главным образом польской (Цибульский, Козловский) или русской (Иванов, Шишков), модели.

2. Белорусско-литовские цыгане расселены в северо-западной части Беларуси, по всей территории Литвы и Восточной части Латвии (в Латгалии). Эта этнолингвистическая группа также
делится на ряд родов, названия которых образованы от имен или прозвищ предков при помощи белорусского суффикса -онк (например, Лисёнки, Писаронки). Фамилии белорусского
и польского происхождения (Касперович, Островский); в Литве фамилии часто оформлены литовскими суффиксами (Каспяравичус, Астраускас) или взяты из русской антропонимии (Иванов, Петров).

3. Латышские цыгане проживают на территории Латвии, в некоторых городах северной части Литвы, отдельные семьи - в России. Эта этнолингвистическая группа исследована слабо. Фамилии в основном польского (Буркевич, Козловский, Митров-ский), латышского (Сунитис, Упитс), немецкого (Эберхардт, Клейн) и - реже - литовского (Диджнос) и русского (Иванов) происхождения. Есть даже украинская фамилия Кравченко.

Немецкая группа.

К этой диалектной группе относят диалекты цыган, долгое время (с середины XV века) проживавших и проживающих на территории распространения немецкого языка. Основная масса этих цыган живет за пределами стран бывшего СССР: в Германии, Австрии, а также во Франции, Северной Италии, отдельные группы в Польше, Югославии, Нидерландах.

Балканская группа.

В эту диалектную группу входят цыганские диалекты, долгое время контактировавшие с языками балканского языкового союза. Основная масса носителей этих диалектов проживает в странах Балканского полуострова: в Болгарии, на юге Югославии, в Греции.

1. Цыгане урсари живут только на территории Молдавии. В селе Урсари существуют два рода - Захариешти и Ганчешти. Фамилии - молдавского происхождения (Богдан, Арапу, Аржинт, Кантя).

2. Крымские цыгане живут в северных районах Крымской области, в прилегающих к Крыму районах Херсонской области, в Одесской, Запорожской областях Украины, в Ростовской и Волгоградской областях, в Ставропольском и Краснодарском краях России, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Киеве, Москве, Ленинграде. Наряду с мусульманскими именами у них бытуют
и христианские имена, а также цыганские имена неизвестного происхождения (Манчи, Хохан, Кукуна, Ланчай, Дюльтяй, Монти, Лолуди, Ивори). Фамилии все крымско-татарского происхождения (Ибрагимов, Кемалов, Шекеров, Мелемеров, Джумассан, Джелакаев, Казибеев). Существует и фамилия Оглу, возникшая из изафетной формы крымско-татарского слова очъул
«сын».

Украинская диалектная группа.

К этой диалектной группе относятся диалекты тех цыган, которые длительное время проживали на территории распространения украинского языка (с XVI-XVII веков).

1. Цыгане южных областей России и левобережной Украины живут в Курской, Липецкой, Белогородской, Воронежской, Волгоградской, Ростовской областях России.

2. Цыгане правобережной Украины преимущественно живут в Киевской, Черкасской, Кировоградской, Херсонской и Николаевской областях. Фамилии цыган, относящихся к этой группе, украинского происхождения (Копыленко, Иващенко, Данченко, Сличенко, Конденко), реже воспринятые из русского языка (Мусатов, Бизев).

Влашская группа

Эта группа диалектов - одна из наиболее дисперсных. К носителям этих диалектов относятся цыгане элдэрари и ловари, проживавшие до середины XIX века на румынско-венгерской языковой границе в Австро-Венгрии. В настоящее время кэлдэрари живут в России, Польше, Венгрии, Югославии, Болгарии, Франции, Англии, Швеции, Италии, Испании, США, Канаде, Мексике, Аргентине. Ловари живут в России, Польше, Венгрии, Франции, Бельгии, Англии, США.
Кэлдэрари подразделяются на так называемые роды. Род получает название от имени или прозвища своего предка. Всего около 20 родов: Бадони, Бидона, Бузони, Бамбулешти, Бу-рикани, Буцулони, Вовони, Грекуря, Гырцони, Дилинкони, Дицони, Дукони, Дэмони, Дюркони, Енешти, Крестевецкони. Ловарский диалект представлен группами чокешти и бундаша (в основе разделения - род занятий).

Помимо имен в общении цыган - носителей этого диалекта употребляются обращения, связанные с возрастными различиями, например, найкэ - почтительное обращение женщины к старшему мужчине или ровеснику, дойкэ - почтительное обращение женщины к старшей женщине, майкэ - ласковое обращение к младшему.

У цыган имя или прозвище и принадлежность к какому-либо роду играли и играют до сих пор более важную роль, чем фамилия.

Мужские:
Антощ
Антос
Адольф
Арсен
Ардом
Артур
Болтош
Бахти
Батити
Буртя
Буза
Буша
Владю
Василь
Грофо
Дуфуня
Лайош
Лойза
Маер
Метя
Палюля
Парно
Рустам
Руслан
Рустэм
Рупа
Рамир
Рацуш
Жан
Стефан (ударение на первый слог)
Санко
Стащё
Янош
Януш
Ян
Янко
Шандор
Щекора
Цыно
Чикурано
Женские:
Араксия
Аза
Виола
Виолетта
Вия
Геда
Диана
Дея
Дуда
Жанна
Жаклин
Земфира
Зарина
Зага
Илона
Иоланта
Киза
Киреш
Ляля
Лаура
Ладушка
Моника
Нюня
Нюся
Ноннна
Нана
Патрина
Папуша
Персуда
Роза
Рузанна
Рубина
Рабина
Рада
Соня
Сабрина
Сабина
Фаина
Фатима
Шанита
Щирка
А вот ещё очень интресный сайт имён вам в помощь http://imechko.boom.ru/kopilka.htm#

Какие бывают цыганские имена?

Мария пенькова

Их очень много, вот некоторые.
Бар - "камень"
Баро - "важный, главный"
Бахтало - "удачливый, счастливый"
Бахти - "счастливец"
Годявир - "умный"
Гожо - "красавчик"
Гозело -"умный"
Гудло - "милый"
Зурало - "силач"
Ило, Илоро - "сердце, сердечко"
Кало - "чёрный, черныш"
Куч - "драгоценный"
Кхамало - "рыжий; солнечный"
Лачо - "славный"
Лоло - "красный"
Лошало, Лошано - "весёлый"
Ману, Мануш - "человек"
Руп, Рупа - «рубль» (любая целая денежная единица)
Сонакай - "золотце"
Цагар, Тагар, Тагари - "царь, король"
Чандер, Шандор - "месяц" (санскр.)
Чирикло - "соловей"
Шуко - "красивый"
Баваль - "ветерок"
Бахт - "счастье"
Вита - "ива" (у немецких цыган)
Гили - "песенка"
Гита - "песня" (санскр.)
Годявир -"умница"
Гожы, Гожинька - "красавица"
Гюли - "роза" (у югославских цыган)
Зора - "заря"
Каце, Кхаца - "котёнок, кошечка"
Кхамали - "рыженькая"
Лачи - "славная"
Лила - "игра" (санскр.)
Лолы - "красная"
Лулуди - "цветок"
Мача, Муча - "котёнок, кошечка"
Папуша - "куколка"
Патрина - "картинка"
Рада, Радда, Радыма - "радость"
Раджи - "принцесса"
Ратри, Ратори - "ночка"
Ружа - "рыженькая"
Сарра - "утро" (у финских цыган)
Славутна - "славная, замечательная"
Фрайда, Фрейда - "радость" (у немецких цыган)
Чарген, Чергэн - "звезда"
Чирикли - "птичка"
Шанита, Шанта - "спокойная" (санскр.)
Шукар - "красавица"
Ягори - "огонёк"
Алмаз, Алмас - «алмаз» (греч.)
Ангел, Анхель, Анджело - «ангел» (румын. , испанск. , итал.)
Богдан - «данный Богом» (слав.)
Веселин - «веселый» (слав.)
Данко - сокращение от Даниил и Даниэл (может использоваться как самостоятельное имя)
Джанго, Джанко - цыганский вариант имени Жан и Джон
Джура - цыганский вариант имени Юрий, Георигий, Джордж
Драгомир, Драго - «дорогой, драгоценный» (слав.)
Златан - «золотой» (слав.)
Иван, Иоган - «божья милость» (др. евр.)
Лекса - сокращение от Алексей
Мирослав, Миро - «мой» (слав.)
Михаил, Михаэль, Мигель, Михель - «кто как Бог» (др. евр.)
Пэтро, Пэтэр - воспринимается по аналогии с «пэтрэл» - «молиться» (у немецких цыган) (греч.)
Роман - осмысливается по аналогии со словом «романо» - «цыганский, цыган» , а также «римский, римлянин» , что равнозначно с точки зрения цыганского языка
Сашко - сокращение от Александр
Алмаза - «алмаз» (греч.)
Богдана - «данная Богом» (слав.)
Вера - «вера» (слав.)
Веселина - «веселая» (слав.)
Динара - «динар» (араб.)
Елена, Хелен, Элен, Элена - «солнечная» , в быту скоращается до «Ляля»
Жасмин, Ясмин - «жасмин» (араб.)
Зара, ассоциируется с «Заро» - «сахарок»
Злата - «золотая» (слав.)
Лили, Лилия - «лилия»
Лола, Лолита, осмысливается по аналогии со словом «Лолы» - «красная»
Любовь - «любовь» (слав.)
Мария - ассоциируется с именем Богородицы
Мирослава, в быту сокращается до «Мири» - «моя»
Ольга - «святая» , в быту скоращается до «Ляля»
Пэтра, воспринимается по аналогии с «пэтрэл» - «молиться» (у немецких цыган)
Роза - «роза» (латинск.)
Рубина - «рубин»
Сабина, ассоциируется с «сабини» - «смеющаяся»
Светлана - «светлая» (слав.)
София, в быту сокращ. до «Соня» , ассоциируется с «Сонакай» - «золотце»
Хитана - «цыганка» (испанск.)
Эсмеральда - «изумруд» (испанск.)

Какие бывают цыганские имена? Какие есть мужские и женские имена у цыган?

Как цыгане выбирают себе имена. Есть ли у них имена "чисто цыганские". Или может быть кочуя по белу свету, они и имена позаимствовали, или там перенимали, у разных народов. Может быть как то изменяли их "под себя"... Какие имена у них наиболее распространены среди мужчин и женщин. А то я знаю только одно-Будулай. Но это... "Всем цыганам-цыган" как известно. А других как то и не знаю. А вы знаете? Что можно рассказать о цыганских именах?

Анастося

Сейчас цыгане используют три типа имен:

1.цыганские– официальное имя, которое значится в документах. Выбирается оно по звучанию;правда похожи они больше на прозвища: Буза, Лачо, Метя, Гожо, Сонакай и др.

2.заимствованные имена- используются в жизни. Ими называют при крещении. Эта группа имен отображает значение какого-нибудь положительного качества (удача, богатство, счастье, веселье, красота).А цыганские женские имена часто носят названия цветов: Роза, Марго, Виола, Рубина, Жаклин, Гюли.

Простые заимствованные имена – прозвище, характеризующее какой-либо поступок. Среди цыган они весьма распространены. Они заимствованы у народов,живущих по соседству.

Некоторые мужские имена:

Андрзедж - воин, человек

Больдо - защитник короля

Гуарил - победитель, чемпион

Джорджи - крестьянин

Зиндело - сынок, сын

Милош - слава пользы

Михэй - кто походит на бога

Стево - коронованный

Тамаш - близнец

Уолтэр - правитель армии

Фонсо - благородный

Харман - человек смелый и выносливый

Штефан - корона

Эмилиан - конкурент

Яноро - январь

Ион,Ханзи,Янко - бог является добрым

Богдана - данная Господом

Бомбана - конфетка

Джофранка/Шофранка - свободная

Злата - золотая

Зара - сахарок

Лаура - невидимая

Лала - тюльпан

Рузанна - красивая

Луминитса - легкая

Рада,Симза - радость

Сарра - утро

Флорика - цветок

Черген - звезда

Эсмеральда - изумруд

У них очень много имен,на самом деле.

Не трудитесь искать, откуда я списываю: это будет сводный пост по статьям, которые я публиковала на Википедии и сайте про имена.

Прежде, чем мы углубимся в вопросы непосредственно философии, разъясним немного особенность именования в цыганской среде.

У одного отдельно взятого цыгана полное имя состоит из трёх-пяти частей: официальное имя, «светское», или «цыганское» имя, в России, Украине, Беларуси — отчество, официальная фамилия, «светская», или «цыганская» фамилия (условно говоря, прозвище данной ветви семьи).

Кроме такого вот сложносоставного имени, цыгане могут пользоваться псевдонимами (на эстраде, в быту и бизнесе — для удобства общения с нецыганоязычными людьми, а также разного рода мафиози).

Официальные имя и фамилия — это те, что записаны в документах. Отчество формируется, как правило, по официальному имени отца. Официальные имена используются, как правило, в официальных случаях, а также в среде цыганской интеллигенции между не очень близко знакомыми людьми. То есть, в первую очередь, это имя для "внешнего" мира.

Такие имена можно условно разделить на три группы:
1) Собственно цыганские или индийские имена, выбираются благодаря значению. Самые редкие и самые разнообразные. Примеры: Гита (Песня), Лоло (Рыжий, Блондин), Лулуди (Цветок).
2) Заимствованные имена, переосмысленные в контексте цыганского языка и цыганской культуры. Значение на исходном языке также считается важным. «Хорошими», «счастливыми» более всего считаются «драгоценные» имена и имена, как либо связанные с Богом. Примеры: Злата, Алмаз, Богдан, Мирослава. Особняком стоит имя Роман, символизирующее «цыгана вообще» так же, как много веков русского символизировало имя Иван.
3) Прочие, характерные для религиозной конфессии и места проживания имена. Примеры: Вадим, Елена, Сеферино, Бронислава.

Однако, согласно цыганскому пониманию мира, имя должно не только идентифицировать человека, как какую-нибудь квартиру - почтовый адрес, но и выражать его характер, сущность, судьбу. Поэтому внутри цыганского общества основным именем считается то, что исследователи извне ошибочно называют прозвищем. Почему ошибочно? Потому, что прозвище - это не более чем приложение к имени, у цыган же внутреннее, "светское" имя является более официальным, признанным внутри цыганского общества, чем "документальное".

Это имя часто приобретается цыганом в течение жизни и характеризует его либо напоминает о значимом в его жизни событии. Так, поэтесса Бронислава Вайс больше известна под своим светским цыганским именем Папуша - "Куколка". Святой покровитель цыган в католичестве, Сеферино Малья, за свой характер стал известен как Эль Пеле, что является не очень приличным, но одобрительным обозначением мужественного человека на языке испанских цыган.

Иногда в роли "светского" имени выступает документальное, либо же сокращение от документального имени. Так, джазмен Жан-Батист Рейнхардт носил среди цыган имя Джанго (цыганская модификация его паспортного имени).

Светским именем может также стать и имя, данное при крестинах,если оноотличное от официального.

Что же с цыганской фамилией? Дело в том, что в каждой конкретной стране все цыгане происходят от всего нескольких, иногда нескольких десятков семейств, которые со временем разрастаются и разбиваются на разные семьи. А официальная-то фамилия остаётся одна! Такой оборот дел не может не вносить известную путаницу, и потому почти каждой семье, имеющей однофамильцев, среди цыган принято давать ещё и "цыганскую" фамилию, происходящую,как правило, от имени или прозвища её основателя. Самый известный пример: светская фамилия писателя Петровича - Сапорони.