Урок - исследование по окружающему миру по теме "Почва. Состав почвы". На уроке учащиеся работают в парах, группах, разгадывают кроссворд, выполняют опыты, заполняют листы исследователя. Урок дополняет презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа»

С.Частоозерье, Частоозерский район, Курганская область

Проверка домашнего задания

Как минимум, образцы почвы будут собираться с участков для анализа питательных веществ до начала эксперимента и 3-го года эксперимента. Мы предоставим стандартную электронную таблицу для данных базовой выборки. Копии таблиц данных, электронных данных и метаданных будут отправлены Мастеру данных в конце каждого вегетационного периода. Эти данные будут сопоставляться и контролироваться качеством.

IV. Сообщение темы, целей и задач урока

Перед началом эксперимента процентная крышка самолета будет оценена в одном постоянно обозначенном 1 м 2 подзаголовке, один в подзаголовке выборки ядра. Аэрофотоснимок будет оцениваться по каждому виду растений отдельно с использованием модифицированного метода Даубенмира, при котором покрытие оценивается до ближайших 1% процентов для каждого вида, внедренного в участок. Обратите внимание, что общее покрытие обычно превышает 100%, потому что покрытие видов оценивается независимо для каждого вида.

Урок окружающего мира 3 класс

Урок - исследование «Что такое почва»

«Школа России» (под ред. Плешакова А.А.)

Макарова Елена Валерьевна, учитель начальных классов

2013 год

Урок-исследование «Что такое почва» 3 класс.

Задачи урока.

1.Выявить основные свойства почвы.

2.В процессе опытов установить состав почвы.

В течение сезона частота выборки должна быть скорректирована для отдельных экосистем на основе фенологии компонентов, чтобы зафиксировать максимальный охват каждого вида, который будет использоваться в последующих анализах. Доступность света будет измеряться с помощью светового счетчика, способного интегрировать измерения фотосинтетически активного излучения. Доступность света будет измеряться в одно и то же время и в том же 1-м 2 подзаголовке, который используется для измерения видового состава.

Световые показания должны приниматься в безоблачный день как можно ближе к солнечному полудню. Для каждого подзаголовка будут проведены два измерения света на уровне земли и один над навесом. Если вы используете точечный датчик, запишите среднее значение не менее 10 показаний в разных местах.

3.Узнать об образовании почвы.

4.Развивать наблюдательность, мышление, умение анализировать, делать выводы.

Формирование УУД.

Познавательные УУД. Осуществлять запись информации; использовать модели и схемы для решения задач; строить сообщения в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать, анализировать, обобщать.

Надземная стоящая культура будет оцениваться деструктивно путем отсечения на уровне земли всей надземной биомассы отдельных растений, внедренных в полоски шириной 2 м 2. Биомасса будет обрезана в пределах подстроек 1 м 2, предназначенных для деструктивного отбора проб в рамках подзаголовки выборки ядра. Расположение квадратов должно быть отмечено или отмечено на постоянной основе, чтобы предотвратить повторную выборку в течение всего периода исследования. Для кустарников и подложек, внедренных в квадрат, следует собирать листья и древесный рост в текущем году.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения; способность к самооценке.

Регулятивные УУД. Умение планировать деятельность; оценивать правильность выполнения действия; проявлять познавательную инициативу.

Оборудование: почва на тарелках, прозрачные стаканы с водой, палочки, салфетки бумажные, лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель, карточки со словами. Компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация.

Стоячий урожай следует разделить на следующие категории: мертвые, летние бриофиты в текущем году и сосудистые растения текущего года. Если позволит время, было бы очень полезно отделить биомассу в следующие шесть категорий: погибшие в прошлом году, мохообразные в текущем году, гоминоиды текущего года, бобовые в текущем году, не бобовые болота в текущем году, древесный рост в текущем году.

Перед началом эксперимента в течение вегетационного периода из всех участков будут собираться почвенные ядра. Помет и растительность должны быть удалены с поверхности почвы, прежде чем собирать каждый образец. Все образцы почвы должны быть дважды упакованы в бумагу и высушены на воздухе. Чтобы отправить почву для предварительной обработки в Университет Миннесоты, пожалуйста, следуйте следующим инструкциям.

Ход урока.

I.Организационный момент. Настрой на урок. Слайд 2

Доброе утро
Солнцу и птицам!
Доброе утро

Улыбчивым лицам!

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успехов!

Наши глаза внимательно смотрят и все... (видят).

Уши внимательно слушают и все... (слышат).

Голова хорошо... (думает).

II.Проверка домашнего задания.

Эти основные измерения должны обеспечивать основную информацию, необходимую для оценки воздействия множественного ограничения ресурсов и контроля сверху вниз на структуру сообщества и производительность. Будет поощряться координация между сайтами с этими измерениями.

Изучение нового материала

Сбор основных данных будет продолжаться не менее трех лет, надеясь, что по возможности продолжится 10 или более лет. Сайты, начинающиеся в более поздние годы, должны начинаться с года сбора данных базовой линии до начала лечения. Метод покрытия крыши методом вегетационного анализа.

III.Актуализация знаний, постановка цели.

Разгадайте кроссворд и узнайте ключевое слово. Работа в парах.

1.о

2.в

3.к

Почвы Центральной Европы состоят из около 50% твердых веществ и 50% пор. Они примерно наполовину заполнены почвенной водой и почвенным воздухом. В почвенной воде растворяются питательные вещества и органические вещества. Торфяные почвы могут содержать более 25% органических веществ.

Минеральные компоненты почвы в основном представляют собой силикаты. Среди них особенно важны глинистые минералы. Катионы частично связаны с глинистыми минералами. Глинистые минералы представляют собой слоистые силикаты алюминия, которые содержат молекулы воды в своей структуре и могут связывать катионы питательных веществ. Если ионы магния обменивают ионы алюминия в решетке монтмориллонита, другие калории питательных веществ интеркалируются между слоями для баланса заряда.

4.г

5.р

1.Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои поправляя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

Однако между слоями глинистых минералов могут быть включены не только питательные катионы, но также и органические соединения, такие как биоциды, такие как инсектициды, пестициды или гербициды. Мертвая растительная и животная биомасса, содержащаяся в почве, называется гумусом. Гумус состоит из высокомолекулярных гуминовых веществ различного состава, которые постоянно строятся, удаляются и перестраиваются химическими и биохимическими процессами. Гуминовые вещества имеют большую площадь поверхности и имеют много полярных функциональных групп в своей структуре.

И месяц, и звезды -

В нем все отражается,

Как это зеркало называется? (Озеро)

2.Бежал по тропке луговой,

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой,

Речка сделалась рябой. (Ветер)

3.Из земли на опушке

Торчит лысая макушка.

Вырос на макушке мох,

А вокруг - чертополох. (Камень)

4.Если встретишь на дороге,

I. Организационный момент

С другой стороны, тяжелые металлы также могут быть связаны. Гуминовые вещества от желтого до черного и частично растворимы в воде. Гуминовые вещества являются наиболее важным природным источником подачи азота на растения. Кроме того, они регулируют катионный обмен воды и баланс питательных веществ в почве. Гуминовые вещества и глинистые минералы связаны химическими связями с так называемым «глино-гумусовым комплексом», благодаря чему гуминовые вещества для связывания питательных веществ имеют большую эффективность, чем глинистые минералы.

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу. (Глина)

5.Дышит, растет,

А ходить не может. (Растения)

Проверка. Слайд 3

Учитель. Есть на земле чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь - вместо одного мешка - двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, помидоров, моркови, редиса. Сказка это или не сказка? (ответы детей ) Слайд 4,5

В Центральной Европе пахотные почвы обычно содержат 1-2% гуминовых веществ, так называемые черноземные почвы до 7% и пастбищную почву до 10% гумуса. Поскольку гумус в конечном счете минерализуется, а растения потребляют питательные вещества во время роста, сельскохозяйственные почвы нуждаются в пополнении удобрениями.

Почва представляет собой смесь минералов, органического вещества, микроорганизмов, воды и воздуха. Почвенные минералы можно классифицировать по своим размерам в: камне, камне, гравии, песке, иле и глине. В этом эксперименте мы собираемся разделить на слои мельчайшие частицы почвы: песок, ил и глину. Относительная доля этих трех типов частиц называется текстурой почвы.

Такая чудесная кладовая действительно есть. Вы, должно быть, догадались, как она называется? (ответы детей)

У слова «земля» есть несколько значений.

Работа в группах со словарем.

Сегодня объектом нашего изучения будет почва.

Что такое почва?

Какое значение почва имеет для растений, животных, человека? (Ответы детей)

У нас уже немного почвы!

  • Мы используем вилку.
  • Горсть земли.
  • Высокая прозрачная банка с крышкой.
  • Копайте немного на земле, чтобы получить небольшой образец.
  • С горсткой достаточно.
  • Удалите растительный слой и положите землю в банку.
  • Добавьте воду примерно на 4 см от края.
  • Покройте ее и встряхните, пока вы не устанете.
Мы кладем воду, закрываем и делаем небольшое упражнение!

После тряски в течение нескольких минут песок сразу падает на дно. Частицы грунта упорядочены по размеру. И органические остатки плавают! Когда сосуд встряхивается, различные частицы, которые составляют почву, смешиваются с водой. Как только кувшин находится в состоянии покоя, эти частицы в подвеске начинают оседать на дне, начиная с самых тяжелых и заканчивая самыми светлыми. Через некоторое время мы можем видеть различные слои и органическое вещество, плавающее в воде.

Слайд 6

Вывод. Почва - верхний плодородный слой земли. Толщина почвенного слоя бывает разная: от 2-3 см до 150-200 см. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты. Слайд 7

Сегодня вы будете учеными - исследователями. Проведете несколько опытов и выясните состав почвы. Вспомним, кто такой исследователь? Слайд 8

Текстура почвы вместе с климатом места помогает нам решить, какой тип культур наиболее подходит в этой области. Песчаная почва очень пористая и не содержит воды или питательных веществ, но тем не менее очень хорошо аэрирует корни. Когда идет дождь, лужи не образуются, потому что вода просачивается. Глинистая почва очень компактна из-за небольшого размера частиц. Вот почему он сохраняет воду и питательные вещества и не пропускает воздух. Лужи образуются быстро. Ишевые почвы имеют промежуточные характеристики.

Правильная комбинация из трех даст нам идеальную почву для каждого растения и климата. Почва поддерживает жизнь на Земле. Растения живут в нем, поэтому важно сохранить его. Родители несут ответственность за выбор мероприятий, которые безопасны для их детей.

План исследования. Слайд 9

1.Изучение внешнего вида.

2.Изучение при помощи лупы.

3.Проведение опытов.

4.Сделаем выводы.

5.Оформим результаты.

(Даются 20 фишек 5 цветов поровну. Учащиеся выбирают фишку, рассаживаются в соответствии с цветом. Для опытов оформлены 5 столов с оборудованием, карточки с описанием опыта, группы перемещаются. В ходе работы результаты записываются в Листах исследователя)

Начало класса. Презентация: Чтобы задать вопросы, которые студенты будут комментировать, предлагается использовать прилагаемую презентацию. Кроме того, презентация может быть напечатана для студентов, которые будут сопровождать разработку, если сочтет это целесообразным. На данный момент важно то, что студенты коллективно наблюдают за изображениями, и вместе и шаг за шагом, помогаемые презентацией, они могут узнать об основных элементах этого класса. Например, возьмите цифры конкретным образом и работайте группами. . Развитие класса.

В разработке мы работаем с ресурсом, который появляется в «Интерактивном ресурсе». Разработка может быть обработана на двух уровнях - одном из раскрывающихся, раскрывающих различные концепции, которые обрабатываются в сеансе через изображения. А затем работа с мультимедийным ресурсом, применение содержимого с большей глубиной. В идеале, работа в парах, которые должны учитывать студентов с большей и меньшей способностью с точки зрения контента, таких как управление технологиями, поощрять обсуждение и соглашаться перед ответом. Настоятельно рекомендуется иметь методологию, позволяющую парам создавать быстро и упорядоченно, например: установленные с начала сеанса, написанные на карточках пар, которые могут быть распределены во вход учащихся в комнату, чтобы Затем, когда пришло время, они встречаются и начинают работать. Если вы не можете работать парами, вы можете сделать это коллективно. В любом случае важно то, что каждый ученик испытывает опыт обучения. Если некоторые пары работают не так, как ожидалось, вы можете сесть с ними, чтобы разъяснить свои сомнения и помочь им, или внести изменения, которые позволят улучшить функционирование. После того, как они увидели проекцию и вопросы, которые студенты приступают к работе над своими задачами, партнеры будут обсуждать ответы или решения с использованием различных типов инструментов. Вы также можете укрепить поиск возможных решений, занимая конкретные материалы. Предлагается использовать презентацию о закрытии разработки, чтобы помочь учащимся рассказать, какие элементы их мышления они должны были использовать для решения задачи, или спросить и поговорить с ними об этой теме, которая помогает им быть в курсе их процесса обучения. Это может работать онлайн или загружаться в команды. . Закрытие класса.

Примечание. 2, 3, 5 опыты показывает учитель, все учащиеся наблюдают, группы обсуждают и записывают результаты в листы.

Карточки - описание опытов.

Опыт 1. Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Внимательно наблюдайте.

Что вы видите? Какой вывод можете сделать? Запишите в лист.

Опыт 2. (Выполняет учитель, учащиеся наблюдают) Нагреем почву. Над почвой установим стекло. Что видите на стекле? Что доказывает опыт? Запишите в лист.

Опыт 3.(Выполняет учитель) Прогреваем почву очень сильно.

Что видите и чувствуете? Попробуйте сделать вывод. Запишите в лист.

Опыт 4. Прокаленную почву положите в стакан с водой, размешайте.

Что видите на поверхности? На дне стакана? Сделайте вывод, что это? запишите в лист.

Опыт 5. Профильтруйте через салфетку воду, где была почва. (Далее показывает учитель). Несколько капель поместим на стекло и нагреем.

Учитель. Куда исчезла вода? Что видите на стекле? Попробуйте предположить, что это. Запишите в лист.

После проведения опытов выступают по 1 представителю от группы. Сравниваем результаты опытов, делаем окончательный вывод.

Вывод. В почве содержится воздух, вода, перегной, глина, песок, соли.

Учитель. Соли - это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются соли благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Значит, какой компонент нужно еще включить в состав почвы? (Микробы)

Учитель. На столах у вас лежат карточки, составьте схему состава почвы. (Работа в группах)

Карточки.

Остались ли у вас карточки? Почему? Какие лишние?

Проверка на слайде. Слайд 10

Учитель. Кто знает, как образуется почва? (Ответы детей)

Посмотрите на слайд 11. Растут ли здесь растения? Почему не растут? (Нет земли)

Подберите синоним к слову «земля» (почва, грунт)

Сначала Земля была покрыта голыми безжизненными скалами. Слайд 12

Как же на безжизненных голых скалах появилась почва? (Ответы детей)

Под действием солнца, ветра, воды горы постепенно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В этом слое нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной. Посмотрите на схему.

Слайд 13.

Теперь в почве могут поселиться растения. Они дадут еще больше перегноя. Медленно камни, глина, песок под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, черви, личинки, кроты.

Как видите, почва не может появиться без живых существ, а растениям и животным необходима почва. В природе все взаимосвязано .

Прошло несколько миллиардов лет, прежде чем Земля стала зеленой планетой. Слайд 14.

Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 сантиметров - за 5-6 тысяч лет. Какой вывод можете сделать? (Ответы детей). Верно, к почве, как к природному богатству нужно относится бережно.

IV.Работа по учебнику. Стр.

Работа в парах.

Задание. Прочитайте текст. Найдите ответы на вопросы.

1.Почему почву называют «чудесной кладовой»?

2.Что такое соли?

3.Благодаря чему запас солей в почве постоянно пополняется?

4.Как животные повышают плодородие почвы?

5.Что растения получают из почвы?

Ответы учащихся.

V.Рассказ о В.В.Докучаеве (заранее подготовленный ученик)

VI.Итог урока. Оценивание. Рефлексия.

« Поляна». На доске - поляна из цветов, над каждым цветком - этап урока - (разгадывание кроссворда, работа со словарем, практическая работа, работа с учебником, рассказ о Докучаеве). Перед каждым ребенком - бабочка. Прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности вам понравился больше всего. Объясните, почему.

Учитель. Спасибо за работу. Желаю вам успехов!

VII.Домашнее задание. Учебник стр.65-69 пересказ. Подготовить сообщение, презентацию о разрушении почвы, об охране почвы.

Литература и Интернет - источники.

1.Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 3 класс, Москва, «Вако», 2007

2.Учебник «Окружающий мир» 3 класс Плешаков А.А.

3. http://www.ozhegovwords.com/word/38318 Толковый словарь Ожегова

4. http://my-dictionary.ru/word/10852/issledovatel/ Значение слова «исследователь»

5. http://perluna-detyam.com.ua/ Птичка анимация

6. Соли

Пластик

Перегной

Песок

Стекло

МБОУ Чымнайская средняя общеобразовательная школа имени Г.Д.Бястинова

Варламова Татьяна Спиридоновна учитель начальных классов

Урок ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 КЛАСС

Тема урока:”Почва, ее состав и свойства” 3-й класс.

Цели:

    Образовательные :

    • формировать представления о почве, ее составе и свойствах.

    Развивающие :

    • выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес;

      развивать мышление, наблюдательность, любознательность, исследовательские навыки.

    Воспитательные :

Оборудование: ручки, цветные карандаши, образцы почвы, прозрачные стаканы с водой, палочки, стекло лабораторное, спиртовка, штатив, фильтр, воронка, сетка, спички, кроссворд, лист наблюдений, карточки с планом описания полезного ископаемого, презентация «Почва».

Литература:

1. Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов "Окружающий мир" Учебник для 3 класса, Часть 1, изд-во «Астрель»
2.
Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Рабочая тетрадь № 1 к учебнику "Окружающий мир", 3 класс, изд-во «Астрель»
3.
О.И.Дмитриева, Т.В. Максимова Поурочные разработки по курсу окружающий мир 3 класс, изд-во «ВАКО»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Мы сегодня снова будем наблюдать, выводы делать и рассуждать.

2. Проверка домашнего задания

Проверим, как хорошо вы усвоили предыдущую тему «Полезные ископаемые».

К доске вызываются учащиеся, получают образец полезного ископаемого и карточку с планом описания. Три ученика рассказывают о полезном ископаемом (песок, глина, известняк) по плану

План:

1. Название.
2. Свойства.
3. Способ добычи.
4. Значение, применение.
5. Добывается ли в нашем крае.

3. Объявление темы урока. Введение в тему

1) – Посмотрите внимательно и скажите:
– Что видит космонавт в иллюминаторе? (Земля – название нашей планеты, на которой мы живем)
– Почему с заглавной буквы?
(Имя собственное)
2) – “Матрос крикнул: Земля! Земля!”
– О чем сообщил матрос? Как вы понимаете значение слова – земля?
(Земля – суша, как противоположность водному и воздушному пространству)
3) Это моя родная земля!
(Родина, земля в понимании страна, государство, какая-нибудь большая территория.)
4) – Вспомните сказку “Репка”
– Где выросла репка?
(В земле)
– Слово «земля» имеет много значений – оно многозначное.
– Земля, на которой растут растения, называется – почва.
– Сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой или неживой природе. Какое значение имеет почва для всего живого на нашей планете: растений, животных, человека.
– Людям, какой профессии нужны знания о почве?
(Почвоведы, агрономы, ландшафтные дизайнеры, строители, цветоводы)
– А вам знания о почве могут пригодиться? Когда?
(Ответы детей)
Тема урока: Почва. Её состав и свойства.
– Давайте отправимся в далёкое прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами.
– В течение многих миллионов лет, солнце, вода и ветер разрушали скалы.
– Это объекты какой природы? (неживой природы)
– Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям, которые смогли выжить в таких условиях, стала появляться почва.
– Лишайники и бактерии – это объекты, какой природы?
– Сделайте
вывод :
– Значит, мы узнали, что в образовании почвы участвуют объекты живой и неживой природы.
– Но что такое почва? Из чего состоит?

4. Изучение нового материала

Давайте найдём ответы на эти вопросы в учебнике и прочитаем с.68.

Фронтальный опрос:

Что такое почва?
– Найдите определение в тексте.
(Верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.)
– Сможете ли вы назвать признак того, что на данном участке местности есть слой почвы?
(Там растут растения)
– Что такое перегной?
(Отмершие растения и животные, самый плодородный слой земли.)
– Чем отличается почва от горной породы?
(Только почва обладает плодородием.)
– Из каких слов оно состоит?
– Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай.
Это главное свойство почвы.
– Почему же почва плодородна?
(Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.)

5. Практическая работа

Давайте теперь выясним, что же это? Что входит в состав почвы?
– Сегодня на уроке мы будем учёными-исследователями.
– Что значит исследовать?
(Изучать, смотреть из чего состоит, выявлять свойства)
– Что же мы будем исследовать?
– Задача сегодняшнего урока:
“Исследование почвы” – Представьте, что вы работаете в учебной лаборатории.
– Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны. (Инструктаж по Т.Б.)
– Для чёткости нашей работы каждая парта получила лист, куда будет записывать результаты наблюдений.

Лист наблюдений:

1. Названия предмета исследования …
2. Цвет …
3. Слой земли …
4. Состав …

5. Свойство …

Заполните 1 строку листа наблюдений
– Перед вами кусочки почвы. Рассмотрите их. Можем ли мы определить состав почвы, просто внимательно рассмотрев почву?
(Нет.)
– Для того чтобы узнать, что входит в состав почвы, необходимо проделать опыты.
– Рассмотрите образец почвы у вас на столах. Какого цвета у вас почва?
– Заполните 2 строку в листах наблюдений.
(Коричневый, чёрный)
– Что вы в ней видите?
(Остатки сухих листьев, палочки, траву)
– Как вы думаете, из какого слоя взяли образец почвы?
– Запишите свои соображения в 3 строку листа наблюдений.(верхний)

Опыт 1.

Выполняем по очереди!
– Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. (1 ложку)
– Что вы видите? (из почвы идут пузырьки).
– Какой
вывод можно сделать? (В почве есть воздух)
– Запишите в таблице (воздух)
– Воздух помогает корням растений дышать.
– Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте его.

Опыт 2.

Возьмем бумажную салфетку, положим в нее немного почвы (1 ложку) и сильно сожмем.(на столе)
– Что осталось на салфетке?
(Влажное пятно)
– Положите на лоток почву. Откуда взялась вода?
(Была в почве)
– Сделайте
вывод . (В почве есть вода)
– Зачем в почве вода?
(Вода – вещество, необходимое для жизни растений)

Опыт 3.

А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какая стала вода?
(Мутная).
– Это о чем говорит?
(Некоторые вещества растворились, а некоторые нет. На поверхности воды видим мусор, остатки листьев, насекомых)
– Что вы видите на дне стакана?
(На самом дне видны песчинки, глина)
– Какой
вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина)
– Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха к корням.
– Глина хорошо удерживает воду,

Опыт 4.

Следующий опыт вам продемонстрирую я.
– Нагреем немного почвы над огнем.
– Что вы видите и чувствуете?
(Над почвой дым и чувствуется неприятный запах).
– Это сгорает перегной – органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы.
– Чем больше перегноя, тем плодородней почва.
– Что доказал этот опыт?
– Итак, что еще содержится в почве?
(Перегной).
Вывод: в почве содержится перегной.

Запишите в таблицу.

Круговорот веществ
– Илья получил задание, узнать, что такое круговорот веществ в природе.

Рассказ ученика: Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов, то есть очень маленьких живых существ, разрушаются растительные и животные останки превращая их в перегной. Учёные установили, что на одном квадратном метре почвы находится 50 кг микробов. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. Но поглотить соли растения могут только с водой. Какое свойство воды здесь мы вспомним? (Вода – растворитель). А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с останками растений и животных – снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.

Какой вывод сделаем?
– Что входит в состав почвы?
(В состав почвы входят микробы).
– Запишите в таблицу.

Физминутка (под музыку)

(Дети представляют и изображают, что происходило с растением)

    Представьте себе, что вы маленькие семена растений.

    Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтобы согреться.

    Весной солнышко согрело землю.

    Семя отогрелось (распрямиться)

    Ему стало интересно, что там, на верху (потянуться)

    И оно начало расти (подняли руки)

    Появились корешки у семени (потопали ножками)

    Стал пробиваться росток из-под земли (покачали руками)

    Солнышко так согрело росток, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнышку своими листочками (машем руками)

    Появлялись всё новые и новые листочки.

    И вот однажды на побеге появился бутон (сложили ладошки)

    И расцвёл цветок, улыбнулся он солнышку и другим цветам (повернулись, улыбнулись)

    Стал радоваться жизни, трепетать на ветру, радовать людей.

    Прилетали к нему пчёлки и бабочки.

    Но вот наступила осень.

    На месте цветка образовались семена

    Растение сбросило их в почву.

    Теперь они будут ждать новой весны.

Вариант 2

Игра на внимание

Сейчас я проверю, насколько вы внимательны.
– Я буду называть растения, если они произрастают в нашей местности – вы хлопаете в ладоши над головой, если нет – качаете головой.

(Осина, апельсин, ель, берёза, банан, дуб, эвкалипт, клевер, баобаб, секвойя, ясень, клён, персик, яблоня, груша, лиана.)

Докажем, что в почве есть минеральные соли.

Опыт 5.

Возьмем воду из стакана, в котором находилась почва и профильтруем её.
– Поместим несколько капель воды на стекло.
– Подержим над огнем стекло. Вода исчезла.
– Как называется этот процесс? (испарение)
– Что останется на стекле после испарения воды?
(Белый налет)
– Подумайте, что растворилось в воде и осталось на стекле после ее выпаривания?
– Правильно, это соли – питательные вещества, необходимые растениям.
Минеральные соли часто видны в цветочных горшках. Посмотрите.
Вывод: соли – это питательные вещества, которые необходимы растениям для развития и роста. Образуются они благодаря перегною под действием, микробов, которые живут в почве. Соли растворяются в воде.
Вывод: в состав почвы входят глина, песок, воздух, вода, остатки растений, перегной, соли, живые организмы (микробы).
6. Сообщение о Докучаеве

Науку о почвах почвоведение создал русский ученый почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что каждой природной зоне соответствует свой вид почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.
– Докучаев говорил, что почва дороже золота.
– Почему?
(Без золота люди прожить могли бы, а без почвы – нет)
– Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало. Что произойдёт?
(Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди.)

7. Закрепление. Кроссворд

1. Сгнившие остатки растений и животных, повышающие плодородие. (Перегной)
2. Полезное ископаемое, хорошо удерживающее воду.
(Глина)
3. Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем.
(Песок)
4. Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений.
(Вода)
5. Вещество, помогающее корням растений дышать.
(Воздух)
6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной.
(Микробы)
7. Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов.
(Соли) – Какое слово у нас образовалось?
– Да, плодородие. Запишите.
Это главное свойство почвы.

8. Итог урока

Что такое почва? (Верхний плодородный слой земли)
– Из чего состоит почва?
– Какое главное свойство почвы?
(Ответы учащихся с опорой на составленные листы наблюдений и схему на доске).

Вывод: почва возникает и развивается под воздействием живых организмов, в основном растений. Почва играет особую роль в жизни нашей планеты – и является переходным звеном от неживого к живому. Почва и растения – единство, созданное природой.– Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни.
– Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.

Оценки за урок.

9. Домашнее задание

Уч. с 68-69, Т. с.27 № 64-69