12 августа 2000 года в Баренцевом море в 175 км от Североморска (координаты: 69.666667° с. ш. 37.583333° в. д.) на глубине 108 метров затонул атомный подводный ракетный крейсер (АПРК) К-141 «Курск» со всем экипажем. Все 118 членов команды погибли. Командовал кораблём капитан 1-го ранга Г.П. Лячин.

Правды о том, что на самом деле случилось в тот трагический для России день мы, наверное, никогда не узнаем. А смысла доверять разнообразным слухам и домыслам я не нахожу причин. Но что бы ни случилось тогда, в любом случае, экипаж подлодки мы должны помнить, как героев, погибших на службе своему Отечеству - России.

АПРК «Курск» проекта 949А (шифр «Антей», обозначение НАТО - «Оскар-II») был заложен в Северодвинске в 1992 году, спущен на воду в мае 1994 года, принят в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. Основное назначение – нанесение ракетных ударов по корабельным группировкам и береговым объектам. «Антей» способен уничтожить авианосную группу кораблей противника с дальности до 600 км, оставаясь при этом практически недосягаемым. Надводное водоизмещение 14700 тонн, полное подводное – 24000 тонн. Максимальная длина 155 метров. Вооружение: 24 противокорабельных крылатых ракеты типа «Гранит», 24 ПЛУР и торпед в различных комбинациях. Экипаж согласно штатному расписанию – 107 человек. С 1995 по 2000 год находился в составе Северного флота России.

По итогам соревнования за 1999 год АПРК К-141 «Курск» - лучший в 7-й дивизии. Пять его боевых частей - «отличные». 23 % членов экипажа - мастера военного дела. Остальные 77 % - специалисты 1-го и 2-го классов. В последний год XX века капитан 1-го ранга Г. П. Лячин готовит экипаж к новому дальнему походу, но не в одиночку, а в составе мощной группировки.

10 августа 2000 года, согласно плану учений Северного флота, «Курск» вышел в море для выполнения учебно-боевого задания недалеко от Кольского залива. Необходимо было произвести пуск крылатой ракеты и учебную торпедную стрельбу по отряду боевых кораблей. На борту лодки было 24 крылатые ракеты П-700 «Гранит» и 24 торпеды. Командовал кораблём капитан 1-го ранга Геннадий Лячин. Утром 12 августа крейсер условно атаковал крылатой ракетой «Гранит» эскадру во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов» и флагманом флота атомным крейсером «Пётр Великий». «Курск» должен был в 9:40 начать подготовку, а с 11:40 до 13:40 осуществить учебную атаку авианесущей группы кораблей. Последние записи в журналах отмечены 11 часами 15 минутами.

В 11:28 гидроакустик на крейсере «Пётр Великий» зафиксировал хлопок, после чего корабль ощутимо тряхнуло. Командир «Петра Великого», капитан 1-го ранга Владимир Касатонов, выслушав доклад о хлопке, не придал ему значения. Командующий Северным флотом Вячеслав Попов, также находившийся на крейсере, поинтересовался, что произошло. Ему ответили: «включилась антенна радиолокационной станции».

Наблюдатели в назначенное время торпедных атак не обнаружили. На командном пункте надводников всплытия атомохода не видели, доклада на УКВ по результатам выполнения учебно-боевого упражнения не получали. В 14:50 корабли и вертолеты из состава ОБК по приказанию КП флота осмотрели район возможного нахождения и всплытия АПРК «Курск». «Курск» не вышел на связь в установленное время - 17:30. О крушении «Курска» военному руководству стало известно вечером, когда в 23:00 командир подлодки повторно не вышел на связь. В 23:30 АПЛ «Курск» в соответствии с требованиями нормативных документов была объявлена «аварийной».

Утром следующего дня, 13 августа, на поиски пропавшей подлодки отправилась группа кораблей во главе с Вячеславом Поповым. В 04:51 «Курск» был обнаружен гидроакустической аппаратурой крейсера «Пётр Великий» лежащим на грунте на глубине 108 метров.

Возможные причины гибели подлодки

Среди возможных причин гибели подлодки рассматривались следующие:

Взрыв учебной торпеды;
- Торпедирование;
- Столкновение с подводным объектом.

Маловероятные причины (отвергаемые специалистами, как несостоятельные или практически невозможные):

Мина времён 2-й мировой войны;
- Попадание ракеты;
- Террорист-смертник (речь о прикомандированному к экипажу на время похода гражданском специалисте завода «Дагдизель» Мамеде Гаджиеве, уроженеце Дагестана, находившемуся в I отсеке и тело которого так и не нашли. Однако, следствие установило его невиновность).

Уголовное дело, возбуждённое 23 августа 2000 г. по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ, было прекращено в августе 2002 года.
К 20 марта 2002 года удалось обнаружить и опознать тела 115 погибших подводников. Тела двух матросов - Дмитрия Коткова и Ивана Нефедкова (Нефеднова), а также главного специалиста «Дагдизеля» Мамеда Гаджиева обнаружить не удалось.
По заключению криминалистической медицинской экспертизы, находившиеся в 9-м отсеке подводники погибли от острого отравления окисью углерода в течение 7-8 часов после катастрофы.

Уникальная операция по подъему АПК "Курск" была осуществлена с привлечением 120 компаний 20 стран мира. Детальный проект непосредственно подъёма и транспортировки «Курска» осуществлялся компанией Mammoet Transport BV (Голландия). Общий проект всей операции в целом - ЦКБ МТ «Рубин», при участии ЦНИИ имени академика Крылова, 1-го и 40-го институтов ВМФ (Россия). В результате операции подъёма лодки «Курск» были найдены и захоронены 115 тел погибших моряков-подводников. Со дна Баренцева моря были эвакуированы потенциально опасный боезапас лодки и два ядерных реактора. Изучение лодки в сухом доке дало возможность с высокой степенью точности восстановить последовательность трагических событий последних часов жизни лодки и её экипажа, а также установить причину катастрофы.


(повреждения на АПК "Курск" - после завершения операции по поднятию)

Рубка АПЛ «Курск» была 15 июня 2009 года установлена в Мурманске на смотровой площадке у храма Спаса на Водах, а 26 июля состоялось открытие памятника, ставшего частью мемориала «Морякам, погибшим в мирное время».

Записка Колесникова


(Дмитрий Романович Колесников (1973-2000))

Дмитрий Романович Колесников (1973-2000) - российский офицер-подводник, капитан-лейтенант ВМФ, командир турбинной группы дивизиона движения (7-й отсек АПРК) К-141 «Курск»; погиб в составе экипажа «Курска».

Записка Дмитрия Колесникова, написанная им 12 августа 2000 года, была обнаружена в октябре 2000 года в ходе водолазных работ. Она состоит из двух листов бумаги А4, в ней содержится список 23 моряков, находившихся в тот момент в 9-м отсеке, а также информация личного характера, которая адресована жене Дмитрия Колесникова.

Записка опровергла официальную версию, что весь экипаж Курска погиб 12 августа из-за взрыва. В то же время, по мнению следствия, записка не может помочь определить причины трагедии, потому что все упомянутые в ней члены экипажа были из отсеков с 6 по 9, то есть вряд ли могли точно что-то знать о произошедшем в первом отсеке. В фильме «Курск. Подводная лодка в мутной воде » упомянуто, что в СМИ показана только часть записки, а другие страницы были засекречены.

В 2001 году, перед подготовкой «Курска» к подъёму, главный водолазный врач ВМФ полковник медицинской службы Сергей Никонов рассказывал:

«…Опять же записка, она ведь опубликована практически полностью. Там нет ни одного слова упущенного. Поверьте мне, пожалуйста, вы увидите это, когда действительно будет возможность в этом убедиться, может быть, фотография её будет опубликована или еще что-то. Ни одного слова не упущено из неё. То, что в этой записке прозвучало, - это та информация, которая касается всех. А дальше личное, для жены. Это буквально одна строка. Она действительно сугубо личного характера, в ней нет никакой информации, позволяющей о чем-то судить, о каких-то причинах или о том, что там творилось в лодке, там вообще ничего такого нет. В той части, в которой она прозвучала, это повлияло очень серьезно на характер водолазных работ. Стало ясно, что ребята были сконцентрированы в 9 отсеке, а значит, нечего искать в других отсеках, значит, не надо больше в другие отсеки лезть, резать, а это достаточно большая работа. Записка Колесникова, она не просто сузила, она серьезно облегчила работу. Мы бы изрезали всю лодку, а тут мы сконцентрировались на 9 отсеке, и, в общем-то, стало ясно, что если стоит задача - подъем тел, то в другие отсеки лезть нечего ».

Спустя год после гибели «Курска», помощника Президента РФ Сергея Ястржембского спросили: «Когда будет полностью опубликована записка Колесникова? » Он ответил: «Сроки опубликования записки капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова определяются следственными органами. Только Главная Военная Прокуратура определит этот срок ».

В соответствии с указом президента РФ от 26.08.2000 № 1578 все находившиеся на борту были посмертно награждены орденом Мужества, а командиру корабля присвоено звание Героя Российской Федерации.

Упокой, Господи, души усопших воинов и иных рабов Твоих, в трагедии в Баренцевом море пострадавших в Своих Небесных Селениях и нас помилуй яко Благ и Человеколюбец!

12 августа 2012 года исполняется 12 лет со дня гибели подводной лодки "Курск". 118 человек погибло.

2000 год. Владимир Путин "восходит на престол" в первый раз. Сразу же демонстрирует военную мощь нашей страны парадами с показом техники. Хочет зарекомендоваться как "предводитель" самой сильной на море державы.

Через восемь дней после инаугурации Путин подписывает указ о задержании на 20 лет строгого режима американского шпиона, пытавшегося выкупить чертежи новой русской торпеды "Шквал" - развивает скорость более 500 км в час.

"Курск" - новейшая подводная лодка, построенная в 1994 году, оснащённая по последнему слову техники. Ядерные боеголовки, по мощности в 40 раз превышающие бомбу, сброшенную на Хиросиму, двойное дно, и, конечно же, "Шквал".

Субмарина должна была участвовать в испытании "Шквала" 12 августа 2000 года. За ней наблюдал не только русский морской флот, но, подпольно, и США.

Американцы заметили на испытаниях представителей Китая, что закрало в них подозрения в приобретении китайцами сверхсовременной торпеды.

Тем временем Владимир Владимирович отправляется на дачу в Сочи.

В 11:28 минут 12 августа 2000 года, когда лодка уже практически готова к заданию, на ней происходит взрыв. В торпедном отсеке - сквозная пробоина. Обычно в таких случаях командир должен нажать кнопку, и подводная лодка сама поднимается на поверхность. Но по необъяснимой причине "Курск" продолжает двигаться вперёд.


11:30 - второй взрыв, в 100 раз мощнее первого. Курск идёт ко дну. Большей части команды уже нет в живых. Оставшиеся глушат атомный двигатель и укрываются в аварийном отсеке.

Версии:

Официальная. На "Курске" взорвалась торпеда 65-76 «Кит» с двигателем на
пероксиде водорода. Но таких торпед уже не используют в течение 50ти лет. Каким же образом на суперсовременной подводной лодке она появилась? Эта версия принята официальным поверенным Путина главным следователем И. И. Клебановым ещё до начала расследования.


Подлодки США. Когда американцы заметили присутствие Китая на испытаниях, сомнений не оставалось - последние покупают "Шквал". Такой оборот событий был не выгоден Америке, ведь тогда пропало бы превосходство их на море. Американцы принимают решение сорвать испытания русским и китайцам. Они отправляют две подводные лодки: Мемфис и Толедо. Первая - для дистанционного слежения и наблюдения за процессом, Толедо - для более деликатной и сложной задачи - следовать за "Курском" на как можно более близком расстоянии.

Немудрено, что на такой небольшой глубине - 100 метров - неповоротливая Толедо могла задеть Курск. Для нашей подводной лодки подобное столкновение - просто царапина на обшивке, а для Толедо такое приключение обернулось бы гибелью. Мемфис решил защитить отход Толедо. Но с Курска послышался звук зарядки торпедного оружия. Американцы испугались - "Шквал" бьёт качественно, а главное, очень быстро - времени на отступление не оставалось. Мемфис стреляет торпедой Мк-48 в нашу подлодку. Сама эта атака не смогла бы причинить Курску особого вреда, но она пришлась на торпедный отсек, спровоцировав взрыв собственного оружия Курска. Взрывная волна отбросила и сам Мемфис.

Доказывает эту версию пробоина, характерная именно для действия торпеды, а также найденный вблизи места происшествия аварийный буй американской подлодки.

Курск наткнулся на мину Второй Мировой Войны. В таком случае лодку от взрыва "перекосило" бы намного сильнее. Хотя в Баренцевом море действительно есть такие мины.

Действия после трагедии:

Военно-морским командованием России была направлена поисковая спасательная команда к месту крушения Курска. Произведён осмотр гибнущего судна. Информация о результатах осмотра, а также причины неоказания помощи оставшимся в живых навсегда останутся неизвестными.

В официальных СМИ сообщение о гибели Курска появляется только через два дня после взрыва. И сразу же читаем ложь: "Лодка затонула 13 августа..."

Семьи команды подводной лодки приехали поближе к месту трагедии - в Мурманск. Они не знали, кто именно находился на борту 12 августа. У каждого судна есть два сменных экипажа, но никто не объявляет общественности, какой именно состав когда бывает в море. Перед тем, как начать операцию, первая обязанность капитана - отправить список команды, находящейся на борту, в своё военное управление на берег. Поэтому такая запись существовала.

Газете "Комсомольская правда", в конце концов, удаётся просто-напросто выкупить нужный список.

Каждый из родственников надеялся, что в числе 27 оставшихся на тот момент в живых и запертых в аварийном отсеке, оказался их муж, сын, брат или дядя...

"Нас осталось несколько на холодном дне
Три отсека взорваны, да три еще в огне
Знаю нет спасения, но если веришь - жди
Ты найдешь письмо мое на своей груди"

ДДТ, "Капитан Колесников"

Тем временем стало точно известно, что на Курске действительно остались живые люди. И они

подают сигналы "SOS", постукивая по стенкам. "Постукиваниями"-азбукой Морзе капитан Колесников и его ребята говорили, что кислорода и продовольствия им хватит на 10 дней.

"Спасите наши души!
Мы бредим от удушья.
Спасите наши души,
Спешите к нам!
Услышьте нас на суше -
Наш SOS все глуше, глуше,
И ужас режет души напополам!"


Владимир Высоцкий "Спасите наши души"


Путин выходит на связь только через пять дней, не выезжая с дачи. Говорит,
что у ВМФ есть всё для спасения моряков, что мы не нуждаемся в иностранной помощи.

Через неделю представители власти решаются встретиться с семьями пострадавших.
Отчаявшиеся люди бросают прямые и острые обвинения чиновникам и военным. Одну, по мнению властей, "слишком разговорившуюся" женщину успокаивают с помощью укола.
А военные выгоняют из зала журналистов.

Неделя! Неделя полного бездействия со стороны российского правительства!
"Плохая погода, не тот наклон подлодки, заклинило люк...", - так они оправдывали своё странное поведение.

11 стран НАТО предложили свою помощь узникам Курска. Ни одной власти России не разрешили приблизиться к умирающей подлодке.

А люди сидели в темноте, и надежда их угасала.
Вы считаете себя счастливо спасёнными, ведь из 118 человек выжили лишь 27, в число которых входите вы. Вас обязательно должны вытащить, вам же так повезло! Но проходит один день мучительного ожидания, второй... А нет даже попыток вам помочь. Представьте.

"Продуты полностью балластные цистерны,
Но субмарина с места ни на фут,
Ну, все - конец! А на земле, наверно,
Уже забыли, как нас всех зовут..."

Разные Люди "Над нами ласковое море"

Под давлением родственников и прессы В.В. Путин решает подпустить к лодке спасательную команду из Норвегии. По прошествии восьми дней с начала трагедии.

Норвежцы работали оперативно. "Заклинивший" люк открыли за 25 минут. Но "Курск" был заполнен водой целиком.
Уже ничего нельзя сделать. Люди погибли.


"Позже о случившемся долго будут врать:
Расскажет ли комиссия как трудно умирать?
Кто из нас ровесники, кто герой, кто чмо?
Капитан Колесников пишет нам письмо"

ДДТ, "Капитан Колесников"

Путин приезжает в Мурманск, к семьям моряков. Делает визит вдове командира "Курска". На экране Первого российского канала видно, какая "обшарпанная" и бедная обстановка в доме семьи. А ведь супруг работал на супермощной подводной лодке!

В. В. Путин встречается с родственниками остальных погибших моряков.

После этих "свиданий" семьи моряков "Курска" не хотят ехать с ним на место гибели
Курска.

При осмотре подводной лодки опознано одно тело - Дмитрия Колесникова,
командира центра управления гребной установкой. При нём нашли две записки.
Одна - жене, кусок которой всё-таки обнародовали, другая - для командования, засекречена. В ней были изложены истинные причины крушения.


"Карандаш ломается, холодно, темно
Капитан Колесников пишет нам письмо..."


ДДТ, "Капитан Колесников"


12 тел поднято.

Принято решение о поднятии субмарины. Опять таки только с помощью забугорных специалистов и только без торпедного отсека. То есть, пришлось отпиливать всю носовую часть. Сказали, она может взорваться. А почему бы она тогда не могла взорваться при отпиливании?

Стоимость "отпиливания" равнялась 130 000 000 евро. Ничего не жалко для сохранение "чести" Путина,
не так ли? Ни денег, ни жизней.

В октябре Курск подняли. На нём отчётливо просматривалась пробоина от торпеды.

Итог:

Умерли люди. Самой мучительной смертью, смертью в ожидании спасения. Стоят ли их жизни всех политических интриг, лицемерия, лжи и рейтинга наших властей?

Потрачены баснословные деньги также на сохранение репутации.

"Чтоб взлететь на небеса выпал этот акт
До свидания, милая, мы приняли парад"

ДДТ, "Капитан Колесников"

Следующая новость

Трагедия «Курска» стала одной из самых масштабных в послевоенной истории отечественного флота, уступая по числу жертв только двойной аварии на советских подлодках Б-37 и С-350 в 1962 году. Спасательная операция длилась десять дней, но когда подлодку в конце концов «распечатали» в живых там уже никого не осталось.

Что произошло?

Согласно официальной версии, 12 августа 2000 года в 11:28 по Москве в Баренцевом море взорвалась торпеда 65-76А, которая была на борту «Курска». Взрыв повлек за собой детонацию остальных торпед в первом отсеке подлодки. Как полагает следствие, первый взрыв возник из-за утечки водородной смеси, которая прошла сквозь микротрещины на корпусе. Их появление объяснили «нештатными процессами».

Источник фото: Youtube

Крейсер «Петр Великий» с помощью гидроакустической аппаратуры обнаружил «Курск» 13 августа в 04:51. Подлодка опустилась на морской грунт на глубину в 108 метров.

Существуют и альтернативные версии случившегося. Например, капитан первого ранга Михаил Волженский, который инспектировал подлодку до ее спуска на воду, и командующий флотом Вячеслав Попов считали , что АПЛ столкнулась с иностранной подлодкой. «Скользящий удар горизонтальных рулей мог привести к сильной деформации торпедных аппаратов „Курска“», - отмечал Волженский.

Третью версию во время расследования причин аварии выдвинул занимавший тогда пост вице-премьера Илья Клебанов. По его мнению, «Курск» мог напороться на противокорабельную мину времен Великой Отечественной войны, в результате чего произошла детонация снаряда. Однако, как подсчитали позднее эксперты, даже небольшого атомного взрыва не хватило бы, чтобы отправить «Курск» на дно. По этой причине данную версию признали несостоятельной.

«Курск» выпустил ракету сам в себя, считает независимый технический эксперт Юрий Антипов, который общался с норвежскими участниками спасательной операции. По его словам, в те дни подлодка испытывала новую торпеду-ракету «Шквал». Она идет со скоростью более 500 километров в час и, один раз нацеленная, она становится неуправляемой. По мнению Антипова, ракета отрикошетила от своей цели и стала стремительно приближаться обратно к АПЛ. Капитан подлодки, видимо, обнаружил это и отдал приказ на экстремальное погружение на дно, чтобы ракета прошла над кораблем, но подлодка не успела выполнить маневр.


Источник фото: Youtube

В подтверждение своей версии эксперт привел тот факт, что при подъеме «Курска» винты были сняты - это говорит о том, что, ложась на дно, АПЛ работала на максимуме. Кроме того, на фотографиях останков подлодки видна характерная пробоина, края которой оплавились не с внутренней, а с внешней стороны подлодки.

«Все обнаруженные мною факты однозначно показывают, что никакого столкновения с другой подлодкой, никакого взрыва торпеды внутри АПЛ не было», - сказал он в комментарии «360».

Гонка со временем

Как только «Курск» был обнаружен, сразу возник вопрос: как оперативно поднять экипаж на поверхность. Известно, что на борту тогда оставались в живых 23 человека. Они не знали, что стало причиной крушения, а на их стуки в других отсеках подлодки никто не отвечал.

«У одного из погибших моряков в руках была инструкция по выходу из затонувшей подлодки. Из отсека, где они находились, выход на поверхность возможен. Там есть спасательный люк. Ты наверх всплыл, поддул гидрокомбинизон и плаваешь. Но это в Черном море плавать хорошо, а в Баренцевом - нет. Ты охладишься до температуры воды, еще плюс ветер и волны - тебя унесет, и никто больше никогда не найдет. Поэтому они ждали помощи и готовились к выходу на поверхность», - рассказал «Комсомольской правде » капитан первого ранга Игорь Курдин.

По официальным данным, выжившие после взрыва моряки погибли в течение первых семи-восьми часов после детонации торпед. Однако во время спасательной операции водолазы сообщали о «продолжающихся стуках», которые были слышны изнутри «Курска». Кроме того, в вахтенном журнале «Петра Великого», находившегося возле место ЧП, говорится, что последние звуки изнутри подлодки были еще слышны 14 августа в 11:08, а это почти двое суток с момента катастрофы.

Когда о произошедшем узнал весь мир, британские и норвежские флоты предложили российской стороне помощь, но вначале получили отказ. С 13 по 15 августа спасательные работы велись лишь силами Северного флота, были задействованы разные виды подводных аппаратов, однако все попытки оказались безуспешными. В ВМФ неудачу объяснили сильным подводным течением, низкой прозрачностью воды и большим креном «Курска».

Днем 16 августа Москва официально запросила помощь у Лондона и Осло. Через два дня пресс-служба ВМФ России назвали ситуацию «закритической». Зарубежные спасатели успели прибыть на место ЧП лишь 20 августа. На следующий день норвежским водолазам наконец удается вскрыть кормовой аварийно-спасательный люк АПЛ. Весь экипаж подлодки признали погибшим.

Вопросы без ответа

По закону, через 30 лет после ЧП может быть создана комиссия, которая решит: снимать ли с документов гриф «секретно» или нет. В отношении «Курска» это может произойти даже раньше, если будет принято соответствующее решение правительства, говорил три года назад начальник центрального архива Минобороны РФ Игорь Пермяков.

Однако большинство экспертов сомневаются, что гриф «секретно» будет снят даже в обозримом будущем.

«Это связано, в том числе, с конструктивными особенностями АПЛ. Ведь подлодки этого типа стоят на вооружении и сегодня. Полностью все документы запускать в свободный просмотр не будут», - сказал «360» писатель и капитан первого ранга Владимир Шигин.


Источник фото: РИА Новости

По его словам, довольно много вопросов тем не менее остаются без ответа. Прежде всего они касаются причин детонации первой торпеды.

«До конца непонятна причина первого взрыва. Что там произошло? Техническая неготовность? Или торпеда была повреждена во время погрузки - но тогда почему этого не заметили на подлодке?» - отметил эксперт. По его мнению, разгадка осталась на дне Баренцева моря - там до сих пор лежат останки первого отсека. Как пояснил капитан, он сильно покорежен. К тому же были подозрения, что там могут находиться неразорвавшиеся элементы.

Шигин также добавил, что мало внимания уделено 23 членам экипажа, которые продолжали бороться до самого конца. «Очень многое почему-то осталось на кадром. А ведь они героически передвигались из одного заполняемого ледяной водой отсека в другой. Среди них были раненые - моряки со сломанными ногами. Мало говорят и о причине их гибели: по всей видимости, они уронили в воду аппарат регенерации кислорода. Произошла реакция - новый взрыв - и все они мертвы. А так, кто знает, может, продержались бы еще дольше», - подчеркнул он.

Технический эксперт Юрий Антипов добавил, что плохо была проведена сама спасательная операция. «Была очень большая затяжка по времени. Даже когда норвежские корабли прибыли на место, их еще сутки не подпускали к „Курску“. Почему - большой вопрос. А пустили их лишь тогда, когда уже шансов спасти подводников почти не было», - отметил эксперт.

То, что случилось, весь мир будет помнить всегда, уверен Шигин. «Это трагедия национального масштаба. Слава богу, они достаточно редки. Не сомневаюсь, что мир будет помнить о произошедшем, будут издаваться книги, появляться новые версии. Интерес к „Курску“ не угаснет никогда», - заключил капитан.

человек поделились статьей

Следующая новость

Говорят, в 1980 году знаменитая болгарская провидица Ванга предрекла: «В конце века, в августе 1999 или 2000 года, Курск окажется под водой, и весь мир будет его оплакивать». Миф ли это, или Ванга действительно предвидела катастрофу, но спустя десятилетие в Северодвинске начали строить субмарину, которая навсегда вошла в историю России.

Гордость Северного флота

Атомную подводную лодку К-141 проекта «Антей» заложили на стапелях северодвинского «Севмаша» еще при СССР. В 1993 году в честь юбилея победы на Курской дуге строящейся субмарине присвоили имя «Курск», с которым она навечно вошла в историю.

Настоящий гигант, имеющий длину 154 и ширину 18,2 метра, поступил в распоряжение Северного флота в конце 90-х. «Курск», вооруженный сверхсовременными торпедами и ракетами П-700 «Гранит», являлся очень серьезной силой, способной без особого труда уничтожить авианосцы и подводные лодки потенциального противника.

Ее первый боевой поход 1999 года в Средиземное море завершился эффектными ракетными пусками по учебным целям, введя в транс представителей НАТО.

Второй же поход закончился жуткой трагедией. 12 августа 2000 года в 11.28 во время учений в Баренцевом море на борту «Курска» произошли два сильных взрыва, и лодка перестала выходить на связь.

Непонятная спасательная операция

Командование флотом по непонятным причинам ждало почти до полуночи, пока не была объявлена аварийная ситуация. Эхолоты кораблей эскадры Северного флота, также находившихся на учениях, начали исследовать район. Днем 13 августа им удалось обнаружить «Курск» на морском дне, на глубине 108 метров.

Первые действия командования Северного флота по спасению самой субмарины и ее экипажа вызывают настоящий шок. Высокие чины оказались абсолютно неподготовленными к подобному форс-мажору и боялись проявить личную инициативу.

Только около семи утра 14 августа спасательные команды получают приказ спуститься на глубину и выяснить, что случилось. «Курск» имеет дыру в борту и полностью затоплен, но в нем остаются выжившие моряки, которые отчаянно перестукиваются со спасателями, используя азбуку Морзе.

О ситуации докладывают главнокомандующему ВМФ адмиралу Куроедову … и спасательные работы временно приостанавливаются по причине якобы поднявшегося шторма и сильного подводного течения. Много позднее станет известно, что показатели подводного течения и морского волнения практически не отличались от нормы.


Мурманская область. АПЛ Курск, пришвартованная в доке военно-морской базы в Видяево. Изображение: Пресс-служба Северного флота ВМФ России

Запоздавшая помощь

Информация о трагедии проникает в СМИ. США, Великобритания и Норвегия немедленно предлагают свою помощь в проведении спасательной операции. Но на сверхсовременном «Курске» установлено новейшее оборудование и боевое снаряжение: всем иностранным судам запрещают заходить в зону катастрофы.

Только в 15.00 16 августа спасательные работы возобновляются с новой силой. Помощь от Норвегии все же принята, но из-за огромного расстояния спасательный корабль с мини-субмариной LR-5 приходит к месту трагедии только 20 августа.

21 августа норвежским спасателям удается открыть люк «Курска», но внутренние помещения исследуют исключительно россияне. Они подтверждают, что живых подводников на борту не осталось.


1994г. Северодвинск. Машиностроительное предприятие Севмаш. Атомная подводная лодка К-141 Курск и её разработчики

Мужество капитана Колесникова

В октябре 2001 года атомную подлодку К-141 «Курск» все же подняли с морского дна и отбуксировали в доки Росляковского судостроительного завода.

В 9-м отсеке обнаружили тела 24 моряков. На теле капитана-лейтенанта Дмитрия Колесникова находилось несколько записок, в которых задыхавшийся в запертом отсеке моряк перечислил своих товарищей и назвал причины трагедии.


Капитан-лейтенант Дмитрий Колесников. Изображение: кадр видео Youtube

Достоянием общественности стала лишь одна из этих записок. «Шансов нет… Будем надеяться, что хоть кто-то прочитает…Всем привет, отчаиваться не надо».

Остальной текст немедленно засекретили. Почему? Можно только догадываться.

Официальная версия

Вывод следственной комиссии был прост и однозначен – ошибочный запуск учебной торпеды 65-76А («Кит»), которая спровоцировала последующий взрыв боекомплекта на борту. То есть обычное российское разгильдяйство и непрофессионализм.


Но почему же тогда все погибшие члены экипажа удостоились государственных наград, а командир, капитан 1-го ранга Геннадий Лячин , даже стал Героем России? Что-то не вяжется.

Руководство страны объяснило, что награды моряки получили за поход 1999 года, но многие из погибших членов экипажа в нем не участвовали. Явное несоответствие действительности.

Непрофессионализм ракетчиков или террористический акт?

Еще одна альтернативная версия утверждает, что всплывший на поверхность «Курск» был атакован ракетами класса «поверхность-поверхность», выпущенными российской береговой батареей, ошибочно принявшей К-141 за американскую субмарину, незаконно находящуюся в зоне военных учений.

В качестве доказательства приводится тот факт, что погибшая подлодка находилась на дне с выдвижными устройствами, которые поднимаются только в надводном положении.

Всего из внутренностей субмарины достали 115 погибших подводников, но следов тел троих членов экипажа обнаружить не удалось. Это дало возможность западным пропагандистам говорить о возможном теракте, после которого диверсанты покинули затонувшую лодку.

Косвенно эту версию подтвердили и норвежские спасатели, заявившие 21 августа о том, что через спасательный люк «Курска» кто-то пытался выбраться.


Мурманская область. Баренцево море. 24 августа 2000 г. Врачи помогают родственникам и близким погибших моряков атомного подводного крейсера `Курск` К-141, затонувшего 12 августа 2000 года, во время церемонии прощания

Столкновение с американской субмариной

Первой версией гибели К-141 стало ее случайное столкновение с американской подводной лодкой. Американские источники утверждают, что «Курск» шел на всплытие, когда его зацепили. Удар пришелся в район торпедного отсека, в котором находилась подготовленная к пуску торпеда.


Серьезно поврежденная американская субмарина с огромным трудом добралась до своей базы. Получивший крен «Курск» на скорости 18 узлов (около 34 км/час) врезался в морское дно. От удара произошел самозапуск торпеды, которая взорвалась прямо внутри торпедного аппарата, и детонация находящегося на борту К-141 боекомплекта.

Следственная комиссия посчитала эту версию не соответствующей действительности. Но почему же тогда уже через несколько часов после трагедии Москву тайно посетил директор ЦРУ? А сразу же после переговоров с Путиным президент США Билл Клинтон простил России огромный долг?

Незаживающая рана

Гибель суперсовременной атомной подводной лодки нанесла серьезный урон военному имиджу Российской Федерации и заставила командование пересмотреть способы подготовки российских моряков и подводников.


Трагедия не оставила равнодушными никого, а народная память о погибших подводниках увековечена в сотнях памятников и монументов. Их семьи получили компенсацию от государства, но разве может она заменить потерянных мужей и отцов?

Но самое главное, народ так и не получил исчерпывающей информации о происшествии, которая позволила бы избежать подобных трагедий в дальнейшем.

Август - черный месяц для российского военно-морского флота. 12 августа 2000 года погибла атомная подлодка "Курск", 30 августа 2003 года в Баренцевом море затонула АПЛ "К-159", 7 августа 2005 года чуть не погиб у берегов Камчатки батискаф "АС-28"… Вокруг погибшего 16 лет назад "Курска" до сих пор бушуют страсти: как такое вообще могло произойти?

В свое время "Правда.Ру" была одним из первых (если не первым) из российских изданий, которое уже через год после трагедии опубликовало самую кошмарную версию гибели подводного ракетоносца. Группа российских ученых-"концептуалов" полагала, что нашу подлодку погубило боевое столкновение с иностранной, предположительно, американской, субмариной. Говорят, эта записка легла на столы первых лиц страны… Правда, ответ на нее до сих пор так и не появился. И по сей день эта версия полностью не опровергнута.

Напомним, К-141 "Курск" - российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А "Антей". Заложен на северодвинской верфи "Севмаш" в 1992 году, принят в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 годы "Курск" служил в составе Северного флота России, пункт базирования - Видяево. Затонул в Баренцевом море в 175 километрах от Североморска на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли. По количеству погибших авария стала второй в послевоенной истории отечественного подводного флота после взрыва боезапаса на подлодке Б-37.

Сразу после катастрофы несколько адмиралов и официальных лиц утверждали, что "Курск" был торпедирован американской подводной лодкой. Затем эта версия стала замалчиваться в пользу официальной версии. Адмиралам как бы приказали замолкнуть.

Однако режиссер Жан-Мишель Карре в своем фильме "Курск. Подводная лодка в мутной воде", который был показан 7 января 2005 на французском телевидении, утверждает, что "Курск" был торпедирован американской подводной лодкой "Мемфис". Согласно его версии, "Курск" выполнял показательный выстрел новой торпеды "Шквал", эти испытания наблюдались двумя американскими подводными лодками - "Мемфис" и "Толедо".

Тут ничего непривычного нет - обычно и российские, и натовские подводники наблюдают друг за другом как во время учений, так и в ходе обычных мероприятий боевой подготовки. Это и понятно - как лучше научить подводников боевому мастерству? Правда, делается это на безопасных дистанциях.

А вот "Толедо" шел на опасной близости под прикрытием "Мемфиса", который находился "в тени". В какой-то момент "Курск" и "Толедо" столкнулись, (видеозапись лежащего на дне "Курска" показывает длинные разрывы на его корпусе) и, чтобы предотвратить выстрел "Курска" в "Толедо" (предполагается, что было услышано открытие трубы торпедного аппарата "Курска"), "Мемфис" открыл огонь торпедой Mk-48 по "Курску". Этой же версии до сих пор придерживаются и некоторые российские отставные военные в больших чинах…

По-видимому, если мы и узнаем правду, то очень нескоро. Так или иначе, "Курск" был, самой "неудобной" российской подлодкой для американского флота. Еще бы - за год до гибели наш подводный ракетоносец поставил на уши все НАТО!

В августе-октябре 1999 года корабль, который в НАТО называли "убийцей авианосцев", участвовал в автономном походе в Атлантический океан и Средиземное море, перед этим выполнив на "отлично" ракетные стрельбы на приз главкома ВМФ России.

Корабль скрытно прорвался в Средиземное море через Гибралтар. "Это был не прорыв, а песня!", - так комментировал действия "Курска" тогдашний командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Алексеевич Попов, с которым автору этих строк довелось быть знакомым лично.

"Курск" вел скрытное наблюдение за группировкой Шестого флота ВМС США в Средиземном море, включавшего авианосец "Теодор Рузвельт", с которого самолеты наносили удары по Сербии во время операции НАТО против Югославии. За время средиземноморского похода "Курск" отработал пять условных атак по реальным целям. По итогам похода 72 члена экипажа были представлены к правительственным наградам. По сути, наш "Курск" прикрывал многострадальную Югославию!

Внезапное появление в Средиземном море новейшего "убийцы авианосцев" вызвало панику в рядах флота США. К поискам "Курска" были привлечены противолодочные силы всех средиземноморских стран НАТО…

Тем не менее, К-141 так же внезапно исчезает, как и появилась, нанеся сокрушительный удар по американскому самолюбию. Представьте себе - русские ведут себя, как настоящие невидимки!

Сразу несколько начальников, включая командующего противолодочной обороной Гибралтарской зоны, лишаются своих должностей, а "Курск" и его командир, фактически, возводятся в ранг "личных врагов Америки". Командир АПЛ капитан первого ранга Геннадий Лячин был представлен к званию героя России. Но получить заслуженную награду просто не успел - слишком долго ходят бумаги по береговым кадровым службам…