Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.

Стих «Я вас любил…» посвящён яркой красавице того времени Каролине Собаньской. Впервые Пушкин и Собаньская встретились в Киеве в 1821 году. Она была старше Пушкина на 6 лет, потом они увиделись спустя два года. Поэт был страстно влюблен в нее, но Каролина играла его чувствами. Это была роковая светская львица, доводившая своей игрой Пушкина до отчаяния. Прошли годы. Поэт пытался заглушить горечь неразделенного чувства радостью взаимной любви. Чудным мгновением промелькнула перед ним очаровательная А. Керн. Были в его жизни и другие увлечения, но новая встреча с Каролиной в Петербурге в 1829 году показала, насколько глубокой и безответной была любовь Пушкина.

Стихотворение «Я вас любил…» - это маленькая повесть о неразделенной любви. Оно поражает нас благородством и подлинной человечностью чувств. Неразделенная любовь поэта лишена всякого эгоизма.

Об искренних и глубоких чувствах написаны два послания в 1829 году. В письмах к Каролине Пушкин признается, что испытал всю ее власть над собой, более того - обязан ей тем, что познал все содрогания и муки любви, и по сей день испытывает перед ней боязнь, которую не может преодолеть, и умоляет о дружбе, которой он жаждет, точно нищий, вымаливающий ломоть.

Сознавая, что просьба его очень банальна, он тем не менее продолжает молить: «мне необходима ваша близость», «моя жизнь неотделима от вашей».

Лирический герой - человек благородный, самоотверженный, готовый оставить любимую женщину. Поэтому стихотворение пронизано чувством огромной любви в прошлом и сдержанным, бережным отношением к любимой женщине в настоящем. Он по-настоящему любит эту женщину, заботится о ней, не хочет тревожить и печалить ее своими признаниями, желает, чтобы любовь к ней ее будущего избранника была такой же искренней и нежной, как любовь поэта.

Стих написан двусложным ямбом, рифма перекрестная (1 – 3 строка, 2 – 4 строка). Из изобразительных средств в стихотворении используется метафора «любовь угасла».

01:07

Стихотворение А.С. Пушкин "Я вас любил: любовь еще, быть может" (Стихи Русских Поэтов) Аудио Стихи Слушать...


01:01

Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не...


В душе моей угасла не совсем;

Я не хочу печалить вас ничем.



Любовь и дружба как высокие, идеальные чувства, воспевались многими поэтами во все века и времена начиная с лириков античности. Из стихов о любви, пронизывающих века, можно составить своеобразную энциклопедию человеческого сердца. Значительной частью в нее войдет русская любовная лирика. И в ней мы находим многие произведения, рожденные «чудным мгновением» — встречей с реальной женщиной. Адресаты лирики русских поэтов стали для нас неотделимы от их творчества, они заслужили нашу благодарность за то, что были вдохновительницами великих строк любви.
Если мы обратимся к лирике, то увидим, что любовь занимает в его творчестве важное место. Подобно бальзаму, любовная лирика излечивала израненную душу поэта, становилась ангелом-утешителем, спасая от наваждения, воскрешая душу и успокаивая сердце.
Стихотворение «Я вас любил…» было написано в 1829 году. Оно посвящено блестящей красавице того времени Каролине Собаньской. Ей же были посвящены и другие стихотворения. Впервые Пушкин и Собаньская встретились в Киеве в 1821 году. Она была старше Пушкина на шесть лет, потом они увиделись спустя два года. Поэт был страстно влюблен в нее, но Каролина играла его чувствами. Это была роковая светская львица, доводившая своей игрой Пушкина до отчаяния. Прошли годы. Поэт пытался заглушить горечь неразделенного чувства радостью взаимной любви. Чудным мгновением промелькнула перед ним очаровательная А. Керн. Были в его жизни и другие увлечения, но новая встреча с Каролиной в Петербурге в 1829 году показала, насколько глубокой и безответной была любовь Пушкина.
Стихотворение «Я вас любил…» — это маленькая повесть о неразделенной любви. Оно поражает нас благородством и подлинной человечностью чувств. Неразделенная любовь поэта лишена всякого эгоизма:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас нечем.
Об искренних и глубоких чувствах написаны два послания в 1829 году.
В письмах к Каролине поэт признается, что испытал всю ее власть над собой, более того — обязан ей тем, что познал все содрогания и муки любви, и по сей день испытывает перед ней боязнь, которую не может преодолеть, и умоляет о дружбе, которой он жаждет, точно нищий, вымаливающий ломоть.
Сознавая, что просьба его очень банальна, он тем не менее продолжает молить: «мне необходима ваша близость», «моя жизнь неотделима от вашей».
Лирический герой в этом стихотворении — человек благородный, самоотверженный, готовый оставить любимую женщину. Поэтому стихотворение пронизано чувством огромной любви в прошлом и сдержанным, бережным отношением к любимой женщине в настоящем. Он по-настоящему любит эту женщину, заботится о ней, не хочет тревожить и печалить ее своими признаниями, желает, чтобы любовь к ней ее будущего избранника была такой же искренней и нежной, как любовь поэта.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Стихотворение «Я вас любил…» написано в форме послания. Оно невелико по своему объему. Жанр лирического стихотворения требует от поэта краткости, обуславливает компактность и в то же время емкость в способах передачи мысли, особые изобразительные средства, повышенную точность слова.
Для передачи глубины своего чувства Пушкин использует такие слова, как: безмолвно, безнадежно, искренно, нежно.
Стихотворение написано двусложным размером — ямбом, рифма перекрестная (1 – 3 строка, 2 – 4 строка). Из изобразительных средств в стихотворении используется метафора «любовь угасла».
Лирика, воспевшая любовь к женщине, тесно связана с общечеловеческой культурой. Приобщаясь к высокой культуре чувств через творчество наших великих поэтов, познавая примеры их сердечных переживаний, мы учимся душевной тонкости и чуткости, способности переживать.

(М. Жванецкий)

необучаемо. (У. Черчиль)

избежать. (Б. Рассел)

урок истории. (О. Хаксли)

история. (Г. Гейне)

(Т. Карлейль)

явлений. (В. Ключевский)

родившимися. (Э. Бёрк)

(В. Ключевский)

энтузиазм. (И. Гёте)

копий. (А. Токвиль)

правдой. (Ж. Кокто)

удовольствия. (Ф. Бэкон)

будущего. (М. Сааведра)

желаемой цели. (Ф. Энгельс)

История России — борьба невежества с несправедливостью.

(М. Жванецкий)

Каждый может творить историю, но лишь великие люди

способны ее писать. (О. Уайльд)

Главный урок истории заключается в том, что человечество

необучаемо. (У. Черчиль)

О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом —

историки, о светлом настоящем — журналисты. (Ж. Петан)

Русская история до Петра Великого сплошная панихида, а после

Петра Великого — одно уголовное дело. (Ф. Тютчев)

Рядом с историей политика - не более чем анекдот. (С. Дали)

Историческая правда состоит из молчания мертвых. (Э. Рей)

Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы

избежать. (Б. Рассел)

То, что люди не учатся на ошибках истории, — самый главный

урок истории. (О. Хаксли)

Каждый человек — это мир, который с ним рождается и с ним

умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная

история. (Г. Гейне)

В истории любого народа найдется немало страниц, которые

были бы великолепны, будь они правдой. (Д. Дидро)

История мира — это биография великих людей.

(Т. Карлейль)

История повторяется дважды — сначала в виде трагедии,

потом в виде фарса. (К. Маркс)

В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл

явлений. (В. Ключевский)

История — это союз между умершими, живыми и еще не

родившимися. (Э. Бёрк)

История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

(В. Ключевский)

История учит, что всюду, где слабые и невежественные люди

обладали чем либо, что хотели иметь люди сильные и

образованные, первые всегда уступали это по доброй воле. (М. Твен)

Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею

энтузиазм. (И. Гёте)

Страница истории стоит целого тома логики. (О. Холмс)

Всемирная история — это всемирный суд. (И. Шиллер)

Человеческая история, лишенная идеи прогресса, представляет

лишь бессмысленную смену событий, вечный прилив и отлив

случайных явлений, которые не укладываются в рамки общего

мировоззрения. (Л. Мечников)

История — это картинная галерея, где мало оригиналов и много

копий. (А. Токвиль)

История — это правда, которая в конце концов становится

ложью. Миф — это ложь, которая в конце концов становится

правдой. (Ж. Кокто)

История — это ряд выдуманных событий по поводу

действительно совершившихся. (Ш. Монтескье)

Талант историка состоит в том, чтобы создать верное целое

из частей, которые верны лишь наполовину. (Ж. Ренан)

Надобно найти смысл и в бессмыслице: в этом неприятная

обязанность историка, в умном деле найти смысл сумеет

всякий философ. (В. Ключевский)

Чем менее история правдива, тем больше она доставляет

удовольствия. (Ф. Бэкон)

Вся наша история — вымысел, с которым все согласны. (Вольтер)

История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого,

пример и поучение для настоящего, предостережение для

будущего. (М. Сааведра)

В истории… ничто не делается без сознательного намерения, без

желаемой цели. (Ф. Энгельс)

Что такое человек, можно узнать не путем размышлений над

самим собой и даже не посредством психологических

экспериментов, а только лишь из истории. (В. Дильтей)

Нравственность — душа истории. (Ж. Жубер)

История России — борьба невежества с несправедливостью.

(М. Жванецкий)

Каждый может творить историю, но лишь великие люди

способны ее писать. (О. Уайльд)

Главный урок истории заключается в том, что человечество

необучаемо. (У. Черчиль)

О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом —

историки, о светлом настоящем — журналисты. (Ж. Петан)

Русская история до Петра Великого сплошная панихида, а после

Петра Великого — одно уголовное дело. (Ф. Тютчев)

Рядом с историей политика - не более чем анекдот. (С. Дали)

Историческая правда состоит из молчания мертвых. (Э. Рей)

Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы

избежать. (Б. Рассел)

То, что люди не учатся на ошибках истории, — самый главный

урок истории. (О. Хаксли)

Каждый человек — это мир, который с ним рождается и с ним

умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная

история. (Г. Гейне)

В истории любого народа найдется немало страниц, которые

были бы великолепны, будь они правдой. (Д. Дидро)

История мира — это биография великих людей.

(Т. Карлейль)

История повторяется дважды — сначала в виде трагедии,

потом в виде фарса. (К. Маркс)

В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл

явлений. (В. Ключевский)

История — это союз между умершими, живыми и еще не

родившимися. (Э. Бёрк)

История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

(В. Ключевский)

История учит, что всюду, где слабые и невежественные люди

обладали чем либо, что хотели иметь люди сильные и

образованные, первые всегда уступали это по доброй воле. (М. Твен)

Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею

энтузиазм. (И. Гёте)

Страница истории стоит целого тома логики. (О. Холмс)

Всемирная история — это всемирный суд. (И. Шиллер)

Человеческая история, лишенная идеи прогресса, представляет

лишь бессмысленную смену событий, вечный прилив и отлив

случайных явлений, которые не укладываются в рамки общего

мировоззрения. (Л. Мечников)

История — это картинная галерея, где мало оригиналов и много

копий. (А. Токвиль)

История — это правда, которая в конце концов становится

ложью. Миф — это ложь, которая в конце концов становится

правдой. (Ж. Кокто)

История — это ряд выдуманных событий по поводу

действительно совершившихся. (Ш. Монтескье)

Талант историка состоит в том, чтобы создать верное целое

из частей, которые верны лишь наполовину. (Ж. Ренан)

Надобно найти смысл и в бессмыслице: в этом неприятная

обязанность историка, в умном деле найти смысл сумеет

всякий философ. (В. Ключевский)

Чем менее история правдива, тем больше она доставляет

удовольствия. (Ф. Бэкон)

Вся наша история — вымысел, с которым все согласны. (Вольтер)

История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого,

пример и поучение для настоящего, предостережение для

будущего. (М. Сааведра)

В истории… ничто не делается без сознательного намерения, без

желаемой цели. (Ф. Энгельс)

Что такое человек, можно узнать не путем размышлений над

самим собой и даже не посредством психологических

экспериментов, а только лишь из истории. (В. Дильтей)

Нравственность — душа истории. (Ж. Жубер)

Многие из нас, особенно школьники и их родители, неустанно задаются вопросом о том, зачем нужно знать историю. Какова значимость и актуальность изучения событий многолетней давности? Однако существует множество разнообразных причин, указывающих на необходимость изучения этого предмета, который является сочетанием многих других дисциплин. Много аргументов уже было приведено по поводу важности истории, но они по-прежнему остаются актуальными и на сегодняшний день.

Виртуальная машина времени

Воспитать патриотов

Здоровая социальная атмосфера в стране, полноценное общество и мир - цель, к которой стремятся все люди в общем и каждое отдельное государство в частности. Невозможно все оценить деньгами и за все заплатить. Поэтому государство держится не на бизнесменах, а на меценатах, альтруистах и патриотах. На них держится весь мир. Их помнит история. Тех, кто любил свою страну, кто отдавал свои жизни за счастье других. Это и бесстрашные воины, и самоотверженные врачи, и талантливые ученые, и просто бескорыстные патриоты своего народа.

Зачем нужна история? Потому что она популярно повествует каждому следующему поколению о том, чем оно обязано своим предкам. Мы узнаем, какими идеалами жили прадеды, какие подвиги они совершали. Мы понимаем, как их жизнь повлияла на наше настоящее. Воспитание уважения к прошлому с его реформами, борьбой, победами и неудачами - задача истории.

Зачем нужно изучать историю?

Сегодня неотделимо от вчера. Все люди и народы живут историей: мы говорим на языках, дошедших до нас из далекого прошлого, живем в обществах со сложными культурами, унаследованными с древних времен, используем технологии, разработанные нашими предками.… Таким образом, изучение взаимосвязи между прошлым и настоящим является неоспоримой основой для хорошего понимания современного человеческого бытия. Это объясняет, зачем нам история, почему и насколько она важна в нашей жизни.

Знакомство с человеческим прошлым и есть путь к самопознанию. История помогает понять истоки современных социальных и политических проблем. Она является самым важным источником изучения характерного поведения людей в тех или иных социальных условиях. История заставляет нас осознать, что люди в прошлом были не просто «хорошими» или «плохими», но мотивированными в сложных и противоречивых отношениях, как и сейчас.

Взгляд на мир каждого человека формируется благодаря индивидуальному опыту, а также опыту общества, в котором он живет. Если мы не знаем современного и исторического опыта различных культур, то мы не можем даже и надеяться понять, как люди, общества или нации принимают решения в современном мире.

Сама суть

Историческое знание - не больше и не меньше, чем тщательно и критически построенная коллективная память. Именно память делает нас людьми, а коллективная память, то есть история, делает нас обществом. Зачем знать историю? Да без индивидуальной сразу же потеряет свою идентичность, не будет знать, как действовать при встрече с другими людьми. То же самое происходит и с коллективной памятью, хотя ее потеря будет заметна не так моментально.

Однако память не может застыть во времени. Коллективная память постепенно приобретает новый смысл. Историки постоянно работают над переосмыслением прошлого, задавая новые вопросы, ища новые и анализируя старинные документы в целях приобретения новых знаний и опыта для лучшего понимания прошлого и происходящего. История постоянно меняется и расширяется, так же как и наша память, помогая нам приобретать новые знания и навыки для улучшения нашей жизни….