Эти сказки про то, чего людям на самом деле не хватает. Кажется, что им не хватает товаров или денег. Этого то как раз более, чем достаточно. Читайте эти сказки, рассказывайте про это. Придумывайте свои. Верьте в это вместе со мной. А иногда… Иногда, чем чёрт не шутит, возьмите да и сделайте что-то из того, что сделали мои герои. И тогда… Всё это для вас и для ваших детей. Всё это для будущего, в котором мы скоро будем жить. Давайте наполнять его тем, что мы хотим в нём видеть в будущем. И ещё я очень хотел, чтобы вам стало хорошо. Тепло и радостно на душе. Проверьте, получилось у меня или нет.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказки про настоящее Будущее (А. И. Сизов, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Сказка про то, как люди нашли в себе силы, чтобы перестать создавать зло

Жили-были Муж и Жена. И они, как и все люди, хотели счастья и успеха. Но вот не всегда у них это получалось. И они каждый раз расстраивались и становились неразговорчивыми и раздражительными. И ругались они все чаще и чаще.

А еще у них была дочь, которая очень расстраивалась каждый раз, когда они ругались. И плакала по ночам в подушку. Тихо, тихо. Чтобы они не услышали. Потому, что она понимала, что им и так не хватает любви и успеха. А если они еще и из-за нее будут расстраиваться, то совсем плохо будет. Несчастливая это была семья.

И Муж все чаще думал о том, зачем ему вообще нужна семья? Об этом же думала и Жена. И хотя они еще любили друг друга, разговоры их все чаще сводились к тому, как хорошо было раньше и как теперь все не так. И как было бы хорошо, если бы Мужу повезло и он стал бы успешным и побеждал в своем деле. И тогда, – говорила Жена, – и я была бы счастливой, и наша дочь могла бы нами гордиться. Вот, если бы так случилось… Эх, если бы не тяжелые времена. Эх, если бы…

Но ничего не менялось. Вселенная не откликалась на их «если бы». Но они очень хотели успеха. И все же любили друг друга. Несмотря ни на что. И тогда, откуда ни возьмись, появился Волшебник – специалист по всяким Вселенным. Они вообще специалисты по тому, как населять миры Добром и Успехом. Ну, просто работа такая.

И сказал он и Мужу и Жене: «Все ваши проблемы состоят из «Отсутствия любви». Это то, из чего он сделаны. И каждый раз, когда у вас случается беда и неудача, ваше отсутствие любви заставляет вас ругаться и расстраиваться еще больше. И если у вас нет сил не поддаваться ему, вы опускаетесь еще ниже. И идете к неудаче».

А потом подумал и сказал вот еще что: «Люди объединяются для того, чтобы быть вместе, когда трудно. Они нуждаются в том, чтобы кто-то сказал им – иди дальше, когда все вокруг говорит «Остановись. Хватит. Больше невозможно». «Невозможно» – это голос из страны Неудач. Есть такая страна Неудач. Она построена из Остановок и Расстройств. Там нет Трудностей, Барьеров. Которые живут в стране Успеха. А в стране неудач живут только Остановки из-за расстройств.

И главная тайна в том, что люди не хотят говорить ни с кем, когда у них неудача. А так и получается, – сказал волшебник, – неудача, это когда ты ни с кем не хочешь об этом говорить. И то, о чем говорить не хочешь – и есть неудача. Вот Проигравший – с ним никто не общается, все хотят говорить с Успешным. Говорите с людьми, когда у них неудачи, не бойтесь их первых реакций. И вы поможете им превратить неудачи в уроки и идти дальше. Твой опыт – это не то, что происходит с тобой. Это то, что ты потом думаешь о том, что с тобой происходит. Как ты это оцениваешь.

Если ты ни с кем не говоришь в этот момент, ты считаешь себя неудачником, ты таким себе кажешься, и ты таким себя делаешь. И если ты говоришь с кем-то, когда у тебя неудача, ты в итоге расстраиваешься меньше, и больше чувствуешь себя победителем. Понятно ли вам, о, муж и Жена, создатели своих Успехов и Неудач?

Да, – сказали они, – Но ведь это так просто. Почему же тогда есть Неудачи?

А потому, говорит Волшебник, что сама Неудача так давит на людей, что они забывают о том, что они должны делать и они начинают создавать Нелюбовь в момент Неудачи. И все, они в ловушке. Нелегко это – Любить, когда Неудача. Не каждый может. И еще одна вещь мешает людям. Он хотят чудес и ждут, что все будет сразу. А сразу не получается. Нужна настойчивость и упорство. Ну что, будете пробовать спасти свою Любовь и Успех?

И они решили попробовать. Как последний шанс. Хуже-то не будет.

И она стала каждый вечер спрашивать его о том, победил он сегодня или нет. И просила его рассказать о том, как это было, все равно, были ли это победы или неудачи. И он всегда говорил ей об этом. И сначала это было нелегко. Он часто раздражался, и ей не все очень нравилась. Нелегко говорить с человеком, когда у него не все хорошо. Он не очень-то разговорчив.

Но она говорила. И она напоминала ему каждый раз о том, что «Победа – это продолжать делать, и идти к цели, а поражение – останавливаться, расстраиваться и искать объяснения». Только в этом разница между ними. И он каждый раз уходил из дома счастливый и уверенный. И когда он снова приходил расстроенный, она говорила ему, что восхищается его мужеством. Тем, что он идет тогда, когда другие уже остановились бы. Тем, что он действует, когда почти невозможно. Тем, что он идет, когда все кричат: «остановись, ты же видишь, что это бессмысленно!»

И еще она говорила ему, что рассказывает его дочери о том, какой у нее отец. И дочь гордится им. И Жена говорила ему, что как бы ни сложились дела – он ее герой и она ужасно счастлива, потому, что есть он.

И так продолжалось какое-то время. А успеха все не было и не было… И иногда ей казалось, что это не работает. Но она продолжала… Она помнила, что Поражение – это перестать действовать.

И однажды он пришел домой и ничего не сказал. Она посмотрела на него и сказала: «Не надо спрашивать, чтобы понять, что ты победил. Это так?»

Он улыбнулся и сказал: «Мы победили. Ты была со мной каждый день. В каждом моем движении была ты и твои слова о том, что Победа – это продолжать идти и не останавливаться. И я продолжал. И вот мы победили. И теперь я понял, что такое семья и чего она нужна. И я счастлив».

Конец ознакомительного фрагмента.

Много зверей жило в давние времена в Пиренейских горах, и про каждого из них были сложены сказки. Про медведя Арца ты уже сказку знаешь, а теперь послушай новую сказку, про то, как жил в Басконии лис по имени Акериа. Хитрый это и умный зверь, ну да не будем торопиться. Жил Акериа в горах, поживал, и вот пришёл такой день, что случилось ему голодать. Охота, видно, неудачной вышла.
Вот сидит Акериа в кусте терновника – там он обычно у дороги прятался – и думает, что же ему делать, как еды достать, голод утолить. А тут прошёл мимо него пастух. Идёт, макилой – палкой пастушьей помахивает, овец на луг гонит.
– А обед-то мне сам в руки идёт! – воскликнул лис. – Только мне одному его не достать. Надо волка Отсоа найти.
Нашёл и говорит:
– Слушай, Отсоа, не мешало бы нам с тобой подкрепиться. Рядом молоко пропадает, а мы с тобой в тенёчке лежим.
– Ну и что, что я в тенёчке лежу, – обиделся Отсоа. – Я лежу и думаю. Я всегда думаю, когда голоден. И ты меня лучше не учи, как да что, а скажи побыстрее, где молоко стоит. Обедать пора.
– Ну вот что, Отсоа, – сказал лис Аке-риа. – Иди сейчас к лугу, где овцы пасутся. Только запомни: выть надо тогда, когда человек уже овец выдоил, в горшки овечье молоко налил и домой его нести собирается. Дел у него там по горло, он обязательно с луга домой уйдёт. Овцы траву начнут щипать, пастух на дорогу ступит – ты тут выть и начинай. Человек молоко на дороге оставит, к овцам побежит, а нам с тобой этого только и надо. Горшок с молоком я утащу, мы с тобой встретимся и пообедаем. Славно придумано?
– Славно! – согласился волк и потрусил к лугу.
И случилось всё, как и говорил лис Аке-риа. Человек уже на дороге был, молоко домой собирался нести, как в полный голос завылОтсоа. Собаки залаяли, овцы заблеяли, пастух горшки с молоком на дороге оставил, побежал к стаду. Тогда Акериа подошёл спокойненько к горшкам, взял их, сколько в лапы уместилось, и понёс. Да только не к месту встречи с волком Отсоа, а совсем в другую сторону. Шаг сделает – и лизнёт сливки, что на молоке толстой шубой лежат, другой сделает – опять лизнёт.
А когда съел всё, набил горшки грязью, сверху остатками молока замазал и пошёл к месту, где его волк Отсоа ждал.
Подошёл, видит: сидит Отсоа, обеда ждёт.
– Ох, Отсоа! – запричитал лис Акериа. – Посмотри, как у нас с тобой нескладно получается! Сверху на молоке сливки – это самое вкусное, и если кто первый есть начнёт, то ему лучшая часть достанется…
– Не надо мне твоих сливок, лис, – отвечает Отсоа. – Ешь их быстрее, я голодный. Мне бы молока, да побольше!
Тогда Акериа остатки молока сверху слизал, протягивает волку горшок с грязью, это что же такое? рассердился – А волк.
– Не сердись, Отсоа, не сердись, голубчик, – ему Акериа отвечает и назад пятится. – Это нас с тобой пастух обманул, с него и спрашивай!
Сказал так, но дожидаться, что волк ему ответит, не стал, в лес побежал. Только его Отсоа и видел!
Пришло время, и снова Акериа проголодался. Сидит в кусте терновника, видит: идёт по дороге мальчишка, обед отцу на поле несёт. Тут лис и решил:
– Опять обед мне прямо в лапы пожаловал!
Сказал так и отправился к Чёрному Дрозду.
– Мы могли бы с тобой, приятель, – говорит, – хорошенько пообедать!
– Как? – спрашивает Чёрный Дрозд.
– Да просто! – отвечает Акериа. – Тут мимо нас каждый день мальчик проходит, отцу обед на поле носит. Ты перед ним поскачи немного, полетай. Мальчик корзину на землю поставит, за тобой побежит. Я корзину возьму, а потом мы с тобой встретимся и пообедаем.
– Славно придумано! – сказал Чёрный Дрозд и полетел к дороге.
Тут и мальчик появился. Идёт, песенку насвистывает, обед отцу на поле несёт.
Чёрный Дрозд на дорогу вылетел, притворился, что у него лапа перебита, с трудом перед мальчишкой по земле скачет. Мальчик корзину на дорогу поставил, за ЧёрнымДроздом побежал. А тот – раз, подпрыгнул – и улетел. Обиделся на него мальчик, чуть не заплакал. Назад вернулся. А корзины-то и след простыл! Как будто её и не было вовсе!
А лис Акериа в это время у себя в норе лакомился чужим обедом. Наелся до отвала, спать лёг. Проснулся и говорит сам себе: – Не стоит мне здесь, пожалуй, оставаться! Волк Отсоа моим врагом стал, да и Чёрный Дрозд, наверное, весь день меня вчера ждал, обиделся. Останусь в этих местах – что-нибудь плохое со мной обязательно случится. Надо мне на другой берег перебраться! Как сказал, так и сделал. Пошёл к реке, стал у воды, видит: лодкаплывёт.
– Эй, – кричит Акериа лодочнику, – человек! Перевези меняна тот берег! Я тебе за это три истины скажу, правдивее которых ничего на этом свете нет!
– Давай, – говорит человек. Прыгнул лис в лодку и сказал:
– Люди говорят, что хлеб из кукурузной муки так же хорош, как пшеничный. Неправда это.

Придумать сказку - это творческое задание, которое развивает у детей речь, воображение, фантазию, творческое мышление. Эти задания помогают ребенку создать сказочный мир, где он является главным героем, формируя у ребенка такие качества, как доброта, мужество, смелость, патриотизм.

Сочиняя самостоятельно, эти качества ребенок у себя вырабатывает. Нашим детям очень нравится самим придумывать волшебные сказки, это приносит им радость и удовольствие. Сказки, придуманные детьми очень интересны, помогают понять внутренний мир ваших детей, много эмоций, придуманные герои как будто пришли к нам из другого мира, мира детства. Очень забавно выглядят рисунки к этим сочинениям. На странице представлены короткие сказки, которые придумали школьники к уроку литературного чтения в 3 классе. Если у детей не получается сочинить сказку самим, то предложите им самостоятельно придумать начало, конец или продолжение сказки.

У сказки должны быть:

  • вступление (завязка)
  • основное действие
  • развязка + эпилог (желательно)
  • сказка должна учить чему-то хорошему

Наличие этих составляющих придаст вашему творческому произведению правильный законченный вид. Обратите внимание, что в представленных ниже примерах, не всегда присутствуют эти составляющие, а это служит основанием для снижения оценок.

Бой против инопланетянина

В некотором городе, в некоторой стране жили были президент и первая леди. Было у них трое сыновей - тройня: Вася, Ваня и Рома. Были они умные, смелые и храбрые, только Вася И Ваня были безответственными. Однажды на город напал инопланетянин. И ни одна армия не могла справиться. Этот инопланетянин разрушал по ночам дома. Братья придумали самолет-невидимку- беспилотник. Вася и Ваня должны были дежурить, но уснули. А Роме не спалось. И когда инопланетянин появился, он стал с ним бороться. Это оказалось не так просто. Самолет был подбит. Рома разбудил братьев, и они помогли ему управлять дымящимся беспилотником. И вместе они победили инопланетянина. (Каменков Макар)

Как у божьей коровки появились точки.

Жил был художник. И придумал он как-то раз нарисовать сказочную картину о жизни насекомых. Рисовал он, рисовал, и вдруг увидел божью коровку. Не очень красивой она ему показалась. И решил он изменить цвет спинки, странно выглядела божья коровка. Изменил цвет головки, она опять странно выглядела. А когда нарисовал пятнышки на спинке – красивая она стала. И так она ему понравилась, что он нарисовал сразу 5-6 штук. Картину художника повесили в музее, что бы все любовались. А у божьих коровок до сих пор точки на спине. Когда другие насекомые спрашивают: « Почему у вас божьих коровок точки на спине?» Они отвечают: «Это нас художник раскрасил» (Суржикова Мария)

У страха глаза велики

Жили были бабушка и внучка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки были бутылки большие, у внучки – поменьше. Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через район. Идут они и видят яблоню, а под яблоней кот. Дунул ветер, и яблоко упало в лоб коту. Кот испугался, да прямо нашим водоносам под ноги побежал. Испугались они, бутылки побросали и домой побежали. Бабушка на скамейку упала, внучка за бабку спряталась. Кот побежал испуганный, еле ноги унес. Верно говорят: « У страха глаза велики – чего нет, и то видят»

Снежинка

Жил-был король, и была у него дочь. Звали ее Снежинка, потому что она была из снега и таяла при лучах солнца. Но, не смотря на это, сердце у не было очень доброе. У короля не было жены и говорил он снежинке: "Вот ты вырастешь и кто обо мне будет заботиться? " Снежинка видела страдания короля-отца и предложила найти ему жену. Король согласился. Через некоторое время нашел король себе жену, звали ее Розелла. Была она злой и завидовала своей падчерице. Снежинка дружила со всеми животными, так как людей к ней пускали, ибо король боялся, что люди могут причинить зло его любимой дочери.

С каждым днем Снежинка росла и расцветала, а мачеха придумала, как избавиться от нее. Узнала Розелла тайну Снежинки и решила, во что бы то ни стало погубить ее. Позвала она к себе Снежинку и сказала: "Дочь моя, я очень сильно заболела и поможет мне только отвар, который варит моя сестра, но живет она очень далеко." Согласилась Снежинка помочь своей мачехе.

Девочка отправилась в путь вечером, нашла, где живет сестра Розеллы, взяла у нее отвар и поспешила в обратный путь. Но начался рассвет и превратилась она в лужицу. Там, где растаяла Снежинка вырос прекрасный цветок. Розелла сказала королю, что отпустила Снежинку посмотреть на белый свет, а она так и не вернулась. Огорчился король, ждал днями и ночами свою дочку.

В лесу, где вырос сказочный цветок, гуляла девушка. Взяла она цветок домой, стала за ним ухаживать и разговаривать с ним. В один весенний день цветок расцвел и выросла из него девочка. Этой девочкой оказалась Снежинка. Отправилась она вместе со своей спасительницей во дворец у несчастному королю и рассказала все батюшке. Король рассердился на Розеллу и выгнал ее. А спасительницу своей дочки признал как вторую дочь. И живут они вместе с тех пор очень счастливо. (Вероника)

Волшебный лес

Жил-был мальчик Вова. Однажды он пошел в лес. Лес оказался волшебным как в сказке. Там жили динозавры. Вова шел шел и увидел лягушек на поляне. Они танцевали и пели. Вдруг пришел динозавр. Он был неуклюжий и большой, и тоже стал танцевать. Вова засмеялся и деревья тоже. вот такое было приключение с Вовой. (Болтнова Виктория)

Сказка про доброго зайца

Жили-были заяц и зайчиха. Ютились они в маленькой ветхой избушке на опушке леса. Однажды заяц пошел собирать грибы и ягоды. Насобирал целый мешок грибов и корзину ягод.

Идет он домой, навстречу ежик. “Что заяц несешь?” – спрашивает ежик. “Грибы и ягоды”- отвечает заяц. И угостил ежа грибами. Пошел он дальше. Навстречу скачет белка. У видела белка ягоды и говорит: “Дай мне зайчик ягод, я бельчатам их своим дам”. Угостил заяц белку и отправился дальше. Навстречу идет медведь. Дал он медведю грибочков отведать и дальше пошел.

Навстречу лиса. “Отдай заяц мне урожай свой!”. Схватил заяц мешок с грибами и корзину с ягодами и убежал от лисы. Обиделась лиса на зайца и задумала отомстить ему. Прибежала вперед зайца к избушке его и разрушила ее.

Подходит заяц домой, а избушки нет. Только зайчиха сидит и плачет горькими слезами. Узнали местные звери о беде зайца, и пришли помочь ему новый дом выстроить. И получился дом в сто раз лучше прежнего. А тут и зайчата у них появились. И стали они жить поживать да лесных друзей в гости принимать.

Волшебная палочка

Жили-были три брата. Двое сильных и слабый. Сильные были ленивые, а третий - трудолюбивый. Пошли они в лес за грибами и заблудились. Увидели братья дворец весь из золота, зашли во внутрь, а там богатства несметные. Первый брат взял меч из золота. Второй брат взял дубину из железа. Третий взял волшебную палочку. Откуда не возьмись появился Змей Горыныч. Один мечом, второй дубиной, но ничего Змея Горыныча не берет. Только третий брат взмахнул палочкой, и стал вместо змея кабан, который убежал. Братья вернулись домой и с тех пор помогают слабому брату.

Зайка

Жил-был маленький зайка. И однажды украла его лиса, унесла далеко далеко, за тридевять земель. Посадила его в темницу и на ключ заперла. Сидит бедный зайка и думает: “Как спастись?” И вдруг видит, из маленького окошечка посыпались звездочки, и появилась маленькая белочка-фея. И сказала она ему, дождаться, когда лиса уснет и достать ключ. Дала фея ему сверток, велела открыть его только ночью.

Наступила ночь. Зайка развязал сверток и увидел удочку. Взял просунул через окошечко, и замахнулся. Попал крючок на ключик. Потянул зайка, и ключ взял. Открыл дверь и домой побежал. А лиса искала его, искала, и так и не нашла.

Сказка про царя

В некотором царстве, в некотором государстве жили царь с царицей. И было у них три сына: Ваня, Вася и Петр. В один прекрасный день братья гуляли по саду. К вечеру пришли они домой. Встречают их у ворот царь с царицей и говорят: “Напали на нашу землю разбойники. Берите войска и прогоните их с нашей земли”. И поехали братья, стали разбойников искать.

Три дня и три ночи скакали они без отдыха. На четвертый день возле одной деревни видят жаркое сражение. Поскакали братья на помощь. Была битва с раннего утра и до позднего вечера. Много людей полегло на поле сражения, но братья победили.

Вернулись они домой. Царь с царицей обрадовались победе, царь загордился своими сыновьями и устроили пир на весь мир. И я там был, и мед я пил. По усам текло, а в рот не попало.

Волшебная рыбка

Жил-был мальчик Петя. Один раз пошел он на рыбалку. Первый раз забросил он удочку, ничего не поймал. Второй раз закинул он удочку и опять ничего не поймал. Третий раз закинул он удочку и поймал золотую рыбку. Принес Петя ее домой и посадил в банку. Стал загадывать придуманные сказочные желания:

Рыбка – рыбка хочу выучить математику.

Хорошо, Петя, я сделаю за тебя математику.

Рыбка – рыбка хочу выучить русский язык.

Хорошо, Петя, я сделаю за тебя русский язык.

И загадал мальчик третье желание:

Хочу стать ученым

Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула и исчезла в волнах навсегда.

Если не учиться и не трудиться, то стать ученым нельзя.

Волшебная девочка

Жила на свете девочка – Солнце. А звали Солнце потому, что улыбалась. Стала Солнце путешествовать по Африке. Захотелось ей пить. Когда она произнесла эти слова, то неожиданно появилось большое ведро с прохладной водой. Попила девочка водички, а водичка была золотой. И стала Солнце сильной, здоровой и счастливой. А когда ей было трудно в жизни, то эти трудности уходили. И поняла девочка про свое волшебство. Загадывала она игрушки, а это не сбывалось. Стала Солнце капризничать и волшебство пропало. Верно говорят: “Много хочешь – мало получишь”.

Сказка про котят

Жили- были кот и кошка, и было у них три котенка. Старшего звали Барсик, среднего – Мурзик, а младшего – Рыжик. Однажды они пошли гулять и увидели лягушку. Котята погнались за ней. Лягушка прыгнула в кусты и скрылась. Рыжик спросил у Барсика:

Кто это такой?

Не знаю - ответил Барсик.

Давайте поймаем его – предложил Мурзик.

И котята полезли в кусты, но лягушки там уже не было. Они пошли домой, что бы рассказать об этом маме. Мама кошка выслушала их и сказала, что это была лягушка. Так котята узнали, что это за зверь.

(А. Гмызина)

В тридевятом царстве, тридесятом государстве жил-был царь с царицей, и было у них три сына. Первые два уже женились на пре­красных девушках и, покинув отчий дом, уехали с ними в другие земли, добро наживать.

Младший же никак не мог найти себе подходящую невесту. Жда­ли царь с царицей, ждали и решил тогда сам отец-батюшка найти сыну невесту, да не просто девицу-красавицу, а к тому же еще и умную. Дал царь приказ на всю округу, чтобы собирались все неве­сты в его царстве-государстве для определения самой рассудитель­ной, а сам созвал своих мудрецов, чтобы задания умные выдумывать.

Собрались весной в определенное время все девицы государства. И дал царь им задание вырастить подсолнечник, чтобы были в нем самые вкусные семечки. Выбрал царь участок земли огороженной и впустил туда девушек. Побежали красавицы самое видное место нахо-


дить и сажать туда семечки. Только одна девица не торопилась. Долго ходила, выбирала место, наконец выбрала в самом уголке участка и аккуратно посадила семечко. Увидел это царевич и спросил девушку:

Почему же ты так долго место выбирала? И почему посадила
в самом неприметном месте, в уголке?

На что девушка ему ответила:

Почва бывает разная. Не везде будет расти растение. Этот уча­
сток твой отец подобрал неслучайно: он состоит из одной глины и
песка. Глина плохо пропускает воду, в засуху будет твердой, а во
время дождей пластичной и липкой, из нее даже можно будет ле­
пить разные фигурки. Песок же рассыпчатый, легко и быстро про­
пускает сквозь себя воду, но не имеет никаких питательных веществ,
необходимых растениям. И только в этом маленьком уголке я на­
шла кусочек земли, который твой отец, наверное, не заметил при
огораживании. В этой земле есть все питательные вещества, необхо­
димые для роста растений.

(Какие виды почвы вы знаете, ребята?) Тогда царевич спросил:

А как же ты определила эту землю?
Девушка ответила:

Очень просто: земля темная, рассыпчатая, пропускает воду и
становится мокрой и липкой.

Понравилась девушка царевичу своим разумом и находчивостью и стал он ждать результатов. Тем временем наступило лето.

(Какие изменения происходят в природе летом?)

День стал длиннее, ночь - короче, стало много света и тепла, солн­це поднималось высоко, иногда шли теплые дожди с грозами. Созда­лись прекрасные условия для жизни растений и животных. Все кру­гом зазеленело, на лугах появилось много цветов, над которыми кру­жило множество насекомых. И только участок, который царь выделил для девушек, был пустынным. Лишь один подсолнух рос на самом краю и день ото дня становился все красивее и красивее.



Пришла осень.

(Какие изменения происходят в природе осенью?)

День постепенно становился короче, ночь - длиннее, уменьша­лось количество света и тепла, усиливались прохлада и холод. Цветы и травы начали увядать, деревья и кустарники - сбрасывать листву. Настало время собирать урожай.

Пришел царь к участку и созвал девиц-красавиц. И все увидели, что вырос только один подсолнух, который стал похожим на ма­ленькое солнышко. Попробовал царь его семечки и сказал, что ни­когда в жизни не ел ничего вкуснее. А как увидел девушку, посадив­шую здесь подсолнух, поклонился ей и назначил день свадьбы.

Веселилось все государство. Царь гордился свой мудростью, а ца­ревич - своей красивой, умной женой.

Приключения одного горного камня

(Н. Сырых)

Много лет тому назад высоко-высоко в горах жил большой тя­желый Камень. Он считал себя самым умным среди всех высокогор­ных жителей.

Я выше всех лежу, мне сверху все видно: и летящих птиц, и
живущих в горах животных, и зеленые долины, и бурные реки, кото­
рые текут среди скал, и облака от меня близко, ведь я почти у самой
вершины! - так хвастался перед подобными себе камень.

Однажды одним ясным, солнечным днем на склон горы рядом с Камнем присел орел. Камень, увидев орла, обрадовался своему собе­седнику и начал похваляться:

Я - самый мудрый среди жителей гор. Мне сверху все-все
видно!

Орел послушал, как камень хвастает, и сказал:

Самая мудрая - горная река. Откуда только она не берет свои воды: и дожди, и снега, и ручьи спешат к ней, торопятся, чтобы сообщить ей новости со всех уголков земли.

Не может быть! Почему это горная река мудрее меня? Она течет между скал и никогда не поднимется выше меня! - возмутил­ся Камень.



А ты у горной реки спроси. Она может тебе столько всего рассказать! - сказал орел и улетел.

Камню стало интересно посмотреть на мудрую горную реку. Он под­катился к самому краю скалы, посмотрел вниз и, не удержавшись, со­рвался вниз и упал прямо в бурную горную реку. Брызги разлетелись в разные стороны, а Камень тотчас оказался на дне реки. Тысячи малень­ких капелек воды обрадовались нежданному гостю, начали наперебой рассказывать ему, откуда они родом и как попали в горную реку.

Сколько же интересных историй знает река! - удивился Ка­
мень. - Я и сам не знаю столько.

И тут же спросил у нее:

Горная река, ты так много знаешь и лак торопишься куда-то, что мне, раньше спокойно лежавшему на краю обрыва, становится просто не по себе. Возьми меня с собой, покажи другие уголки земли!

Я возьму тебя с собой, но не сейчас. Тебе придется подождать, ведь ты очень большой и тяжелый, а мои воды не такие сильные. Вот если бы ты был меньше! - с шумом ответила ему река.

Но я не смогу стать меньше, - огорчившись, чуть слышно сказал Камень.

Река ответила:

Не волнуйся, я тебе помогу, но для этого тебе придется запас­
тись терпением.


Я согласен, согласен! - воскликнул Камень.

Шли дни, недели, месяцы, годы... Камень все ждал, когда же гор­ная река возьмет его с собой. За это время из большого камня он превратился в крошечную песчинку.

(Каким образом камень превратился в песчинку?)

Вот теперь я могу взять тебя с собой, - сказала горная река. - Ну что, побежали!?

Поехали! - радостно ответила маленькая песчинка, и тут же понеслась все дальше и дальше от родных гор, подхваченная бурля­щим потоком.

Сколько всего интересного! Сколько здесь рыб, водорослей! Куда мы попали? - одновременно и восхищалась, и спрашивала у водной струи песчинка.

(Куда горная река принесла песчинку?)

Это море. В него спешат многие реки. Оно хранит немало
разных тайн и секретов, - сказала ей горная река. - Тебе еще пред­
стоит с ними познакомиться. Здесь ты найдешь своих братьев, таких
же песчинок, как ты. Удачи тебе.

Так и остался Камень, а теперь уже песчинка жить в море.

Кто вырастил ягодку

(Е. Коротаева)

Жила-была девочка Маша. Однажды пошла Маша погулять в лесок, который находился рядом с ее домом. Девочка гуляла по лесу и вышла на полянку. На ней она увидела много красных ягодок. Маша присела, сорвала одну и сказала:

Спасибо тебе, что угостила меня. Вдруг она услышала тонкий голосок:

Почему ты мне не говоришь спасибо?

Ой, кто это? - испугалась девочка.

Я - водичка, я поила твою ягодку, чтобы она росла большая и сочная.

И мне забыли сказать спасибо, - прогудел чей-то густой го­лос.

Мне тоже никто не сказал спасибо, - откуда-то сверху раздал­ся звонкий голосок.

А ты кто? - спросила девочка.

Это я - солнышко, я грело твою ягодку, чтобы она была крас­ная-прекрасная.

Услышав так много голосов, Маша подумала: «Как же много усилий нужно для того, чтобы эта маленькая красная ягодка вырос­ла! Нужны и вода, и земля, и солнце. Если бы не было воды, то ягодка бы засохла. Если бы не было земли, то ягодке негде было бы расти. А если бы не было солнца, то ягодка никогда бы не созрела и не стала бы красной и сладкой. Сколько же сил, оказывается, нужно приложить и земле, и воде, и солнышку!»

Подумав об этом, Маша решила, что нужно быть благодарной всем, кто вырастил эту ягодку. Тогда девочка сказала:

Спасибо вам всем: и тебе, водичка, и тебе, земля, и тебе, солныш­ко, за то, что вырастили для меня красную, большую, сладкую ягоду.

Сказав это Маша побежала домой, а водичка, земля и солнышко снова принялись за дело и вырастили много ягодок, яблочков, ореш­ков к новому урожаю.

Про Звездочку и космический мусор

(А. Бачерикова)

У каждого есть свой дом. Как ты думаешь, где живут звездочки? Правильно, они живут на небе. Это значит, что небо - их дом. Я хочу познакомить тебя с одной очень доброй Звездочкой. Ты можешь увидеть ее на ночном небе, если внимательно приглядишься: нахо­дится она недалеко от месяца, и в отличие от своих подружек, она обладает десятью лучиками и самой милой улыбкой.

Однажды наша Звездочка загрустила - у нее случилась беда. Дело в том что дом, в котором она живет, постепенно наполняется мусором. Мусор этот называется космическим. Космический мусор - это об­ломки ракет и спутников, кусочки краски, фрагменты обшивки кос­мических аппаратов, отслуживших свой срок, и многие другие детали, которые представляют собой серьезную угрозу как в космосе, так и

на Земле.

Некоторый космический мусор может быть ядовитым. Ядовитый (или токсичный) мусор содержит в себе остатки несгоревшего ра­кетного топлива и вредные газы.

Звездочка очень расстроилась, потому что, как ей сказала по сек­рету Луна, в космосе находится более трех тысяч тонн мусора. Это, как ты понимаешь, очень-очень много.

Мусор движется в космическом пространстве с огромной скоро­стью. Однажды Звездочка видела, как маленький кусочек краски нанес вред космическому кораблю, проделав в нем дырку.

Этот мусор опасен и для землян. Попадая в атмосферу нашей планеты, он сгорает, но самые большие его куски сгореть не успева­ют и могут нанести непоправимый вред всему живому на Земле.


Дорогой, друг! Звездочка очень просит тебя придумать и нарисо­вать, как можно бороться с космическим мусором. Ведь до сих пор ученые всего мира не могут придумать способ его уничтожения. Твоя идея спасет нашу планету от многочисленных бед.

Звездочка очень надеется, что, когда ты вырастешь, поможешь сделать свой дом чистым и безопасным!

Следующий вид экологических сказок - сказки-«почемучки». Благодаря этим сказкам взрослые могут ответить на множество ти­пичных вопросов маленьких «почемучек». Обратите внимание, что в названии эти сказок уже содержится вопрос.

Почему на крыше сосульки?

(Е. Бакина, Е. Засолоцкая)

Наверху одного дома жила-была крыша и было ей очень скучно. Хотела бы она с кем-нибудь подружиться, да кого тут увидишь на такой высоте.

Пришла зима. Выпал снег, и на крыше образовался небольшой сугроб. Крыша спросила незнакомца:

Я - сугроб, - ответил ей белый незнакомец.

А откуда ты взялся? (Откуда мог взяться сугроб?) Сугроб пояснил:

С неба падали мои подружки - снежинки, их становилось все
больше и больше. Вот так я и получился.

Крыша немного подумала и, чуть стесняясь, предложила:

А давай, сугроб, с тобой дружить.

Давай, - сразу согласился сугроб.

И стали они дружить. Дружили они всю зиму. Но вот пришла весна. С каждым днем солнышко стало пригревать все сильнее и сильнее. Крыше было хорошо, тепло, а вот ее друг начал таять. Однажды вечером, когда солнышко скрылось за горизонтом, крыша увидела, что сугроб исчез, а вместо него висят сосульки. Крыша удивленно спросила их:

Мы - сосульки! - гордо зазвенели они.

А откуда вы взялись и где мой друг сугроб? - спросила у сосулек крыша.

(Ребята, куда исчез сугроб и откуда появились сосульки?) Сосульки ответили:

А мы и были сугробом. Когда солнышко пригрело, он начал
таять и превращаться в воду, которая стала стекать с тебя и падать
на землю. К ночи температура понизилась, и та вода, которая не
успела стечь вниз, замерзла. Вот так получились мы - сосульки.

Почему у Мухи хвоста нет?

(К, Овчинникова, Н. Перевалова)

Жила-была Муха. Однажды она прилетела к человеку с вопросом:

Почему у всех есть хвосты, а у меня его нет? Человек ей ответил:

Эх ты, неразумная! Хочешь хвост? Ну а зачем тебе он нужен? На что Муха ответила:

У всех хвост есть, значит, и мне тоже нужен!

Человек предложил Мухе полетать и самой выбрать хвост, какой ей понравится.

Вот полетела Муха по белу свету. Долго ли, коротко ли летела и вдруг увидела озеро, а в нем Карась плывет. Подлетела Муха к Кара­сю и сказала ему:

Здравствуй, Карась! Слушай, зачем тебе хвост? Отдай-ка ты его
лучше мне!

(Зачем Карасю хвост?) Карась так сказал Мухе:

Извини, Муха, не отдам я тебе свой хвост. Он мне рулем слу­
жит. Тебе он не нужен, а мне необходим.

Полетела Муха в лес. Прилетела, увидела Дятла и сказала ему:

Здравствуй, Дятел! У тебя такой замечательный хвост! Можно
мне его примерить?

Не дал и Дятел Мухе примерить свой хвост.

(Почему Дятел не дал Мухе примерить свой хвост?)

Хвост для Дятла - опора, когда он долбит дупло.

Расстроилась Муха, но, не теряя надежды, полетела дальше. Вот увидела: между деревьями Лиса бежит. Обратилась Муха к ней со словами:

Лисичка-сестричка! У тебя такой красивый пушистый хвост!
Не могла бы ты мне его подарить?

А Лиса ей в ответ:

Знаешь, Муха, не могу я тебе подарить свой хвост, он мне самой
очень нужен. (Зачем Лисе хвост?) Лети-ка ты в поле, может, там
найдешь себе хвост!

Делать нечего, полетела Муха в поле. Смотрит, а там коровы па­сутся, но спрашивать о хвосте у них побоялась, да так ни с чем и домой вернулась.

Спросил ее человек:

Ну что, Муха, выбрала себе хвост?


Объяснила человеку Муха, что никто не захотел отдать ей свой хвост, потому что всем он нужен, а ей - нет. Природа сама знает, что кому для жизни необходимо.

Почему Льдинка исчезла?

(Ю. Игошина)

Каждый год два друга зайца, Пушок и Лелик, ходили на опушку леса и на самом видном месте лепили снеговика всем лесным жите­лям на радость. Как и всегда, Пушок долго собирался на прогулку не потому, что он был ленив, а потому, что очень уж он любил рассмат­ривать морозные узоры на окошках.

А в это время Лелик возле своего дома, не теряя времени зря, пытался освободить лужу из оков морозной корки, которая на ней образовалась. Березовой палкой он что есть силы бил по льду, после одного такого удара один осколок льда откололся и отлетел в сторо­ну. Лелик решил рассмотреть этот осколок поближе, подошел к нему, взял в свои теплые лапки и вдруг услышал:

Ой, как жарко, ой-ой!

Кто это? Где ты прячешься? Выходи, сразимся! - сначала испугавшись, но потом, взяв себя в руки, прокричал Лелик.

Положи меня обратно на снег, а то исчезну вмиг, а ты так и не узнаешь, кто я, - тихо и жалобно сказала Льдинка, именно та, кото­рую Лелик поднял и держал в своих лапках.

Это ты со мной разговариваешь? А кто ты? Как тебя зовут? - уже совсем без страха, но с большим удивлением спросил зайчик и услышал в ответ:

Я - Льдинка, прозрачная, почти хрустальная. Я живу тут, вот над этой лужицей.

А как ты появилась здесь? Откуда пришла? - спросил Лелик, уже совсем забыв про то, что они с другом хотели лепить снеговика.

Я всегда прихожу сюда зимой со своей мамой и сестрами. Когда становится холодно, мы приходим и дарим людям радость, - поведала свою историю Льдинка.

(В какое время года приходит Льдинка?)

А я Лелик - самый храбрый заяц в этом лесу. Еще я очень люблю зиму. Сейчас мы с моим другом зайцем Пушком пойдем на опушку лепить снеговика. Пойдем с нами! - предложил Лелик Льдинке.

Пойду! - улыбнулась Льдинка и застенчиво попросила своего нового друга: - Только ты надень рукавички, а то я растаю от теплоты твоих лапок.

(Почему Льдинка боится тепла?)

Лелик и Льдинка отправились к Пушку, чтобы вместе с ним пойти на опушку. Не успев подойти к его дому, они увидели, что Пушок уже прыгает им навстречу.

Что же ты так долго? Мы тебя заждались! - сказал Лелик своему другу. Пушок ответил, что он любовался узорами на окошке, поэтому и задержался.

Это постарались мои младшие сестренки - снежинки, - про­шептала Льдинка и снова спряталась в ладошке Лелика.

Это ты сказал, Лелик? - удивленно спросил Пушок. Ведь он еще не знал, с кем познакомился Лелик.

Вот и не угадал! - сказал Лелик и убрал свою лапку за спину.

А кто же тогда? И что это ты там прячешь? - возмутился Пушок.

Лелик решил все-таки познакомить Льдинку с Пушком и по доро­ге на опушку рассказал другу о том, как он познакомился со Льдинкой, когда она появилась, с кем живет и что она очень боится тепла.

Наконец-то добравшись до опушки леса, друзья стали весело и дружно лепить снеговика. Льдинка помогала Лелику, который катал снежные комы, выбирать самый лучший для лепки снег. Пушок складывал фигуру снеговика, приделывал ему рот из веточек, глазки из угольков, нос из морковки.

(В какое время года мы лепим снеговика?)

Когда снеговик был полностью готов, друзья решили отправить­ся домой, потому что на улице уже смеркалось, да и к тому же все так проголодались, что даже любимые горки не могли заставить их остаться и погулять подольше. У своих домов Лелик и Пушок вспом­нили о том, что Льдинка живет на улице, и если занести ее в дом, то она просто-напросто растает. Тогда Лелик на ночь решил отнести Льдинку обратно к той луже, у которой он ее нашел.

С того самого дня друзья все время проводили вместе, утром Лелик и Пушок от лужи забирали Льдинку, а вечером приносили обратно.

Так весело и интересно они провели всю зиму. Но, как и должно быть, вслед за зимой пришла весна. Лелик и Пушок очень ждали ее прихода. Им так хотелось играть у ручья и пускать по нему свои кораблики. Они совсем не думали, что именно наступление весны сможет разлучить их с Льдинкой до следующей зимы.

В одно прекрасное весеннее утро они как обычно собрались идти на опушку, на которой стоял их изрядно подтаявший снеговик. По­дойдя к луже Льдинки, друзья не могли понять, что же произошло. Вместо твердого холодного льда в луже они обнаружили обычную воду. А Льдинки там не было. Друзья подумали, что, может быть, Льдинка сама добралась до их любимой опушки и ждет их там. Прибежав туда, они не обнаружили своей подружки и увидели, что


их большой крепкий снеговик стал маленьким и стоял в какой-то небольшой луже, которой раньше не было.

(Куда же пропала Льдинка?)

И тут Лелик и Пушок поняли, что Льдинка боялась не только тепла ладошек или горячей печки, еще она боялась солнечного тепла. Вспомнили они и о том, как Льдинка предупреждала их: с наступле­нием весны она уйдет вместе с сестрами в Зимнюю страну, но когда придет зима, она снова вернется и будет, как и раньше, ходить с ними на опушку, лепить снеговика и кататься с горок. Зайчикам стало стыдно, ведь они даже не попрощались с Льдинкой и не по­просили ее вернуться к ним следующей зимой.

Тогда друзья решили отыскать ее, но вот куда идти, совершенно не знали. Тогда они решили отправиться в самую чащу леса, где жила мудрая Сова, которая все про всех знала. Именно она могла помочь Лелику и Пушку отыскать Льдинку. Долго друзья добира­лись до старого дуба, где жила мудрая птица. Внимательно выслушав зайчат, Сова сказала:

Мне очень хочется вам помочь, но я не смогу этого сделать.
В зимнюю страну могут попасть только зима и ее дети - снежинки
и льдинки. Никто оттуда не придет, пока снова не наступит время
зимы.

Но куда же пропала наша Льдинка? - спросил Лелик.
Мудрая Сова ответила:

Она не пропала, она растаяла от теплых солнечных лучей. Она
была твердой и холодной, теперь же солнышко превратило ее в
ручеек, лужицу, дождик. Вернется Льдинка только зимой, когда зем­
ля станет потихоньку замерзать, и вся вода превратится в лед. Каж­
дый раз происходит смена времен года. Чередуясь друг за другом,
приходит на смену весне лето, на смену лету - осень и после прихо­
дит зима. Так устроен наш мир. Я уверена: Льдинка на вас не в
обиде. Вы еще встретитесь и весной, и летом, когда она станет дожди­
ком. Ведь лед, который растаял от солнечных лучей, становится теп­
лым летним дождиком, а вода, когда замерзает, становится льдом.

Получив такой обстоятельный ответ, Лелик и Пушок поблагодари­ли Сову и поняли, что не потеряли свою Льдинку, она просто превра­тилась в воду, а следующей зимой она снова вернется к своим друзьям.

(Когда Льдинка снова вернется?)

Среди экологических сказок особое место занимают сказки-«ка-тастрофы», в содержании которых раскрываются глобальные изме­нения климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды - факторы в совокупности создающие непрерывно ухудшающуюся среду обитания человека.

Представляем некоторые сказки-«катастрофы».