Вопрос того, считается ли высшим образованием диплом бакалавра, волнует многих абитуриентов. При этом несмотря на то, что законодательство РФ однозначно даёт положительный ответ на этот вопрос, по факту при начале трудовой деятельности многие бакалавры могут сталкиваться с отказами кадровых специалистов, которые считают диплом бакалавра свидетельством о неполном высшем образовании. В рамках статьи рассмотрим, чем отличается бакалавр от специалиста и магистра в России.

УОглавление:

Бакалавр в российском и мировом законодательстве


Традиционно в советской и постсоветской образовательной системе существовала лишь одна степень высшего образования – специалист. Даже после окончания существования СССР в России применялась таковая система вплоть до 1996 года, когда было введено понятие бакалавриата.
Впоследствии, с принятием Российской Федерацией основных положений Болонской системы образования, с 2003 года также была введена степень магистра и соответствующее высшее образование.

В западных государствах на текущий момент практически везде используется лишь две степени общего высшего образования – бакалавриат и магистратура. При этом существует, декларируется и применяется на практике основное принципиальное разделение данных вариантов обучения. Так, образование бакалавра ставит своей целью предоставление обучающемуся практических профессиональных навыков для последующего трудоустройства, в то время как образование магистра, в первую очередь, преследует цели последующей научной деятельности выпускника. В России же данное разделение не является столь строго выраженным и трактуется на практике по иным принципам.

Сейчас вопросы высшего образования, в том числе и с дипломом бакалавра, рассматриваются положениями ФЗ №273 от 29.12.2012. В частности, образование бакалавра согласно положениям этого закона однозначно считается высшим и влечет за собой все соответствующие правовые последствия. Основным из таковых последствий является прямая возможность трудоустройства на вакансии, требующие наличия высшего образования.

Обратите внимание

В связи с тем, что законодательство однозначно определяет бакалавриат как высшее образование, отказ в трудоустройстве на основании наличия неполного высшего образования с дипломом бакалавра является целиком и полностью незаконным. Под неполным или неоконченным высшим образованием подразумевается исключительно отсутствие диплома при подтверждённом факте прохождения хотя бы одного учебного курса программы высшего учебного заведения.

Отличия между образованием специалиста, бакалавра и магистра

Одним из основных отличий между бакалавром, специалистом и магистром является срок обучения. Так, законодательно устанавливаются минимальные сроки для получения каждой из соответствующих степеней высшего образования. А именно:

  • Бакалавр – 4 года обучения;
  • Специалист – 5 лет обучения;
  • Магистр – любая предыдущая степень и как минимум год обучения.

Важный факт

Данные ограничения касаются минимальной длительности образовательной программы. В отдельных случаях обучение бакалавров может длиться более четырёх лет. То же самое касается специалистов и магистров. Чаще всего увеличенная продолжительность обучения применяется в медицинской сфере деятельности.

При этом существуют и другие отличия. В частности – наличие степени бакалавра не предусматривает права впоследствии поступить в аспирантуру. Тем не менее, наличие диплома бакалавра даёт полное право для поступления в магистратуру без обучения на специалиста. Причем бакалавр имеет право поступить на магистратуру и в любой другой ВУЗ по схожей специальности, в том числе и через несколько лет после окончания учёбы и получения диплома.

Важный факт

Степень специалиста в России с каждым годом становится всё более ограниченной программой образования. В частности, её сохранение на законодательном уровне предусматривается лишь для стратегически важных для национальной и государственной безопасности направлений. При этом всё большее количество ВУЗов на практике перестают проводить подготовку специалистов по большинству направлений.

Ещё одним существенным отличием бакалавра и специалиста от магистра является отсутствие необходимости написания и защиты диссертации. Бакалавры и специалисты выполняют лишь дипломные работы. В то же самое время подтверждением эффективного прохождения курса обучения магистратуры является защита магистерской диссертации. Отличие диссертации от дипломной работы должно выражаться в строго выраженной практической полезности таковой работы и раскрытие новых вопросов, ранее не рассмотренных наукой.

Трудоустройство с дипломом бакалавра – возможные проблемы

На практике в России некоторые работодатели, как говорилось выше, практикуют отказ в приёме на работу бакалавров по причине неоконченного высшего образования. Считается, что четырехлетнее обучение бакалавра не даёт необходимого набора практических навыков в сравнении со степенью специалиста и магистра. Тем не менее, таковая практика является незаконной. Бакалавр в России считается высшим образованием, абсолютно полноценным и оконченным. Таким образом, если отказ в приёме на работу обеспечен отсутствием высшего образования при наличии диплома бакалавра – этот отказ может быть оспорен в судебном порядке.

Обратите внимание

Возможность оспорить отказ в приёме на работу в вышеописанной ситуации присутствует исключительно в случае, если в требованиях к вакансии имелось лишь упоминание о наличии высшего образования по специальности, и лишь когда в формулировке отказа фигурировало несоответствие требованиям о наличии такового образования.

Кроме этого отдельные работодатели могут однозначно указывать в требованиях к вакансии наличие магистерской или специалистской степени. Эта практика абсолютно законна и на основании таковых требований работодатель не может привлекаться к ответственности. Фактически, на сегодняшний день заблуждение о «неполноценности» образования бакалавра обладает все меньшим распространением, однако имеет место быть у кадровых специалистов в отдельных случаях.

При очной форме обучения на подготовку бакалавра, как правило, отводится 4 года, а на подготовку специалиста – не менее 5-ти лет. В чем же между специалистом и бакалавром?

Бакалавр: происхождение термина

Понятие «бакалавр» появилось в средневековой Европе и обозначало рыцаря, не имевшего собственного знамени. Позднее так стали называть студентов средневековых университетов. На сегодняшний день, бакалавр – это первая , которую получает выпускник высшего учебного заведения.

На первом и втором курсах программа обучения специалиста и бакалавра совершенно одинакова. Она включает в себя преимущественно общеобразовательные дисциплины. Начиная с третьего курса, подготовка специалиста ведется в соответствии с профилем выбранной специальности, а бакалавра обучают дисциплинам, соответствующим более широкому профилю. Таким образом, степень бакалавра является более вариативной и в будущем дает выпускнику возможность, при желании или необходимости поменять свою профессию. В то же время специалист получает совершенно конкретную профессиональную квалификацию, предполагающую практико-прикладную направленность.

Возможности, получаемые бакалавром и специалистом

По окончании обучения специалисту выдается диплом, соответствующий выбранной специальности, а – диплом об общем высшем образовании. В дальнейшем бакалавр может продолжить обучение в магистратуре, получив более углубленную подготовку по узкой специализации. Специалист также может поступить в магистратуру, однако для него обучение в ней приравнивается к получению второго высшего образования и может осуществляться только на платной основе.

Специалист может сразу после завершения высшего образования поступить в аспирантуру, в то время как бакалавр может пойти в аспирантуру лишь после окончания магистратуры.

Нередко у бакалавров возникают проблемы с трудоустройством, так как некоторые работодатели настороженно относятся к полученной ими квалификации и предпочитают брать на работу специалистов. В то же время, степень бакалавра является международной и, соответственно, признается за рубежом.

Однако, несмотря на международное признание степени бакалавра, в России квалификация специалиста по сей день остается более привычной, актуальной и востребованной на рынке труда.

Зачастую люди, желающие устроить свою трудовую деятельность за границей, сталкиваются с проблемой, связанной с приобретенным образованием, а именно, им приходится проходить утомительную процедуру по его подтверждению или вовсе полностью переучиваться.

Хотя сейчас и действует Лиссабонская конвенция о том, что все страны, входящие в нее, должны принимать специалистов с дипломами тех стран, в которых они проходили обучение, но на самом деле все происходит совершенно наоборот.

Из-за того, что за рубежом не существует таких понятий, как «доктор наук» или «инженер», в нашей системе образования пришлось произвести некоторые преобразования. Это стало нужным для того, чтобы наши специалисты могли без трудностей и лишних затрат трудоустроиться в зарубежных странах.

Исходя из этого, в 1999 году была подписана Болонская декларация, о том, что процесс получения высшего образования во всех странах должен быть одинаковым и иметь два уровня, то есть по окончании четырех лет обучения студент получает степень бакалавра, а по завершении остальных двух лет – степень аспиранта. К данной декларации были присоединены Россия и Украина. В России эта система официально вступила в силу уже в 2009 году.

Хотя основная часть высших учебных заведений перешла на новую двухуровневую систему образования, однако некоторые из них все-таки остались верными старым «традициям» в обучении.

В чем же отличие бакалавриата от специалиста

Для получения ответа на данный вопрос рассмотрим более детально, что такое специалитет, а что такое бакалавриат.

  1. Бакалавриатом считают первый уровень в получении высшего образования из двух возможных. Вторым этапом считается магистратура. Стоит заметить, что в отличие от первого, второй уровень считается необязательным, и уже после получения диплома бакалавра студент может начинать свою трудовую деятельность.
  2. К специалитету относится уже давно всем известная традиционная система получения образования. А именно то, что хорошо знакомо всем абитуриентам прошлых лет.

Исходя из этого, многих современных студентов волнует один вопрос: как лучше получить диплом – обучаясь по системе бакалавриата либо же по системе специалитета? Для ответа на этот вопрос рассмотрим, в чем отличия приведенных выше систем.

Основные отличия бакалавриата от специалитета

Хотя бакалавриат считается полным высшим образованием, в простонародье его ошибочно относят к неполному высшему образованию. Проходя процесс получения высшего образования по системе бакалавриат, студент в полном объеме овладевает всеми необходимыми знаниями по той специальности, которую он для себя выбрал. Это обучение может проходить как в очной форме, так и в заочной. После получения диплома перед студентом становится выбор: начинать процесс своего трудоустройства или продолжать обучение на втором уровне (в магистратуре).

Рассмотрим достоинства бакалавриата:

  • при такой системе обучения на руки попадает диплом, с которым можно устроиться на работу за границей;
  • дается возможность продолжить получение образования за рубежом и там уже получить степень магистра;
  • при такой системе студент получает определенное время, которое он может потратить на то, чтобы точно определиться с вопросом относительно того, кем же он хочет стать, и при необходимости поменять учебное заведении.

К недостаткам бакалавриата относятся:

  • ошибочное мнение многих людей, в частности потенциальных работодателей, что бакалавры существенно проигрывают перед специалистами;
  • недостающее число мест в магистратуре, где можно было бы пройти обучение бесплатно;
  • при непопадании на «бюджет» приходится платить достаточно высокую сумму за обучение;
  • поступить в аспирантуру можно только после получения диплома магистра.

Специалитетом считается хорошо знакомое для основной массы людей пяти- или шестилетнее обучение в высшем учебном заведении.

Современная система высшего образования с ее уровнями и вариантами может поставить в тупик абитуриентов и их родителей. Они часто задают вопрос представителям администрации университета: бакалавр - это полное высшее образование или нет? Давайте разберемся в современной системе обучения, его нюансах и особенностях.

Особенности современного высшего образования

Современное общество отличается высокой мобильностью и стабильно увеличивающимся информационным потоком. Чтобы успешно вписаться в новый мир, молодые люди должны обладать определенными качествами. Прежде всего это:

  • умение быстро переключаться между задачами;
  • способность получать и отсеивать информацию;
  • умение мобильно пользоваться знаниями, а при необходимости получить новые.

К сожалению, система высшего образования довольно долго отставала от прогресса. Один раз получив диплом специалиста, выпускник становился профессионалом в довольно узкой области. Однако это не предполагает смену деятельности по профессии.

Для преодоления проблемы низкой мобильности была разработана система ступенчатого высшего образования. И сразу возникла проблема: считается ли, что бакалавр - это полное высшее образование или нет? Ведь время обучения сократилось на год, но при этом добавилась магистратура как очередная ступень.

Отличия квалификаций бакалавра и магистра от специалитета и друг от друга

С появлением новых наименований специальностей возникает немало вопросов, прежде всего о том, чем отличаются Чем же был плох специалитет? И самый главный вопрос: бакалавр - это полное высшее образование или нет? Новое часто пугает, но прогресс не остановить.

Основное отличие квалификации бакалавра от магистра - это уровень. И то и другое - полноценное получение квалификации. Несмотря на вопросы некоторых работодателей о том, что бакалавр - высшее образование или незаконченное высшее, верным будет первый вариант. Однако существенные отличия есть:

  • бакалавриат - это первая ступень образования. Диплом чаще всего имеет прикладной характер и направлен на практическую деятельность;
  • магистратура - это вторая ступень образования. Она может продолжать направление бакалавриата, а может существенно отличаться;
  • магистратура предполагает глубокое изучение теоретической программы и последующую научную либо руководящую деятельность;
  • стандартное время обучения на бакалавра - четыре года, на магистра - два года.

Немного в стороне в современном высшем образовании стоит специалитет. Список профессий, не предполагающих ступенчатость образования, очень невелик. Прежде всего это все медицинские специальности, а также некоторые инженерные. этим профессиям не изменилась.

Неполное высшее образование при бакалавриате

Согласно есть две ступени образования - магистр и бакалавр. Полное или не полное высшее образование? Это зависит от сроков и наличия подтверждающего документа.

Студент, отучившийся более половины, но не получивший диплом о законченном высшем образовании, считается имеющим неполное высшее. При бакалавриате этот срок составляет два года при условии закрытия на положительные оценки не менее чем четырех сессий подряд.

Для подтверждения о неполном высшем образовании студент может запросить в деканате академическую справку. строгого учета. В нем указывается количество и результаты изученных дисциплин. Данная справка может предъявляться работодателю для получения работы, требующей определенной квалификации.

Академическая справка о неполном высшем образовании бакалавра необходима для перевода в другое учебное заведение или на другой факультет. Это избавит студента от повторного изучения пройденных дисциплин и позволяет на практике реализовать болонскую систему.

Современное полное высшее образование - это бакалавр и магистр?

В современном мире сложно хорошо устроиться без образования. Эта хоть и избитая, но истина толкает молодых людей в университеты. Часто поступление на ту или иную специальность продиктовано желанием просто получить диплом, успокоить родителей, чем-то заняться.

Некоторым везет, и они находят дело всей жизни, другие же понимают, что попали совсем не туда. Такие ситуации нередко приводят к тому, что студент перестает учиться, теряет интерес к познанию нового, начинает искать другие варианты деятельности.

В системе ступенчатого образования эта проблема решается очень просто. Изучаемые дисциплины предполагают формирование определенных компетенций, что очень легко перенести на любую смежную специальность. Кроме того, на первых двух курсах идет обширная теоретическая подготовка в начале обучения. Она позволяет сменить направление на старших курсах. Современная система образования предполагает мобильность и взаимозаменяемость в рамках ступени.

Магистратура как ступень высшего образования

Если получен, но есть настоятельная потребность иметь другое образование, знания и иную специальность, на выручку придет магистратура как вторая ступень образования. Если вопрос (бакалавр - это полное высшее образование или нет) ставит некоторых в тупик, то относительно второй ступени все ясно.

Магистратура - эта вторая ступень высшего образования. Соответствующую степень можно получить только на базе начального (бакалавриата) либо специалитета. Однако не все студенты, отучившиеся четыре года на первой ступени, могут учиться дальше. Магистрат предполагает сильные базовые знания, хорошую подготовку по всем предметам и желание заниматься научной деятельностью.

Преимущества магистратуры:

  • возможность сменить направление образования согласно своим приоритетам;
  • возможность продолжить образование спустя несколько лет;
  • углубленное изучение дисциплин позволяет впоследствии занимать руководящие должности и вести научную деятельность.

Выгоды работодателя от ступенчатого образования

Работодатели до сих пор сомневаются в преимуществе бакалаврита. И это несмотря на то, что в настоящее время он составляет подавляющее большинство выпускников университетов, академий и институтов.

Не стоит опасаться принимать на работу выпускника с записью в дипломе «Бакалавр». Это полноценное законченное высшее образование. Работник с таким дипломом прошел всестороннюю теоретическую и практическую подготовку и готов к трудовой деятельности.

В 1997 году Россия подписала Болонскую конвенцию о присоединении к единому европейскому образовательному пространству. Одним из базовых пунктов Болонского процесса является традиционная для Европы 2-уровневая система образования. Она рассматривает бакалавриат, магистратуру и подготовку специалиста в качестве самостоятельных уровней высшего образования. Бакалавриат - первый уровень, магистратура или подготовка специалиста - второй.

Бакалавриат

Поступать в бакалавриат могут все выпускники школ, колледжей, техникумов и училищ. Абсолютно ошибочно мнение, что бакалавриат - это незаконченное высшее образование. Бакалавр - выпускник вуза, получивший за четыре года полноценное базовое высшее образование по выбранному направлению. Бакалавриат принят по международной классификации и понятен работодателям во всем мире. Выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени “Бакалавр”. Выбор места работы для него весьма широкий: это любое производство и офис, где нужен образованный человек, умеющий работать с информацией, с людьми, способный готовить любые документы. К достоинствам выбора бакалавриата можно отнести то, что уже через четыре года человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность. Ещё одно неоспоримое достоинство двухуровневой системы - это возможность после 4 лет обучения в бакалавриате более четко очертить свои интересы и потребности и, исходя из этого, выбрать более узкую специальность магистратуры, а в некоторых случаях даже получить две разные специальности. При этом обучение возможно как на бюджетной, так и на платной основе.

Специалитет

Главным преимуществом специалитета остается его высокий престиж в глазах работодателей (специалисты учатся 5-6 лет). Также специалитет более удобен тем, кто планирует заниматься научной работой и учиться в аспирантуре, - специалист может сразу поступать на эту форму обучения, тогда как бакалавр должен сначала окончить магистратуру.

Каковы же недостатки специалитета? Первое - сложность признания диплома специалиста за рубежом, где не существует такой формы обучения. Второе - невозможность обучения на бюджетных местах в магистратуре, так как по закону для специалиста это будет уже второе высшее образование со всеми вытекающими отсюда последствиями - платность обучения и отсутствие отсрочки от армии.

Вятский государственный университет в 2014 году осуществляет прием по , по завершении которых можно продолжить учебу по программам и ,

Магистратура

Магистратура - следующая ступень высшего образования, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению в течение двух лет. В магистратуре готовят людей, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность, а также деятельность, требующую аналитических и проектных навыков. Право участвовать в конкурсе для обучения в магистратуре предоставляется лицам, успешно завершившим обучение по программам бакалавриата. Обучение в магистратуре возможно как на бюджетной, так и на платной основе. В ВятГУ ежегодно увеличивается количество бюджетных мест на магистерские программы: в 2013 году - 81 бюджетное место, в 2014 - 129 бюджетных мест.

Необязательно поступать в магистратуру сразу по окончании бакалавриата. Это можно сделать и позже, когда возникнет необходимость получить более узкую специализацию или поменять профессию. Более того, Болонская система дает возможность стать бакалавром по одному направлению, а магистратуру закончить по другому. В этом случае выпускник получает два диплома о высшем образовании. Одним из компонентов Болонского процесса является академическая мобильность, которая позволяет студенту, закончив бакалавриат в одном вузе, поступить в магистратуру в другом.

Таким образом, однозначно определить, что лучше - специалитет или бакалавриат с магистратурой, невозможно. В России сегодня действует как первая, так и вторая система.