Всемирный день доброты (отмечается во всем мире 13 ноября) - это 24-часовой праздник, посвященный добрым делам.

Со всех сторон нас вдохновляют совершать добрые поступки, например, сдать кровь, почистить общественную микроволновку на работе или записаться волонтером в дом престарелых.

Конечно, даже без всякого вдохновения доброта и бескорыстность широко распространены среди людей. Многие люди жертвуют на благотворительность, и в результате чувствуют себя гораздо счастливее. В царстве животных многие виды оказывают доброту, воздерживаясь от жестокости при решении конфликтов. Вместо этого они могут использовать сравнительно безвредные способы борьбы. Типичными примерами являются самцы крабов-скрипачей, которые во время борьбы за норку никогда не раздавливают тела друг друга своими могучими клешнями, гремучие змеи, которые никогда не кусают противника, или шимпанзе Бонобо, которые помогают незнакомцам без всякой просьбы.

Польза тому, кто является получателем этих проявлений доброты, понятна и так. Однако мотивация для совершения хороших поступков и альтруизма, казалось бы, противоречит дарвиновской теории эволюции, основанной на процессе естественного отбора, в ходе которого выживают только сильнейшие. Например, бескорыстное поведение бесплодных муравьев, защищающих свои колонии от опасных хищников, ставило проблему, которую даже сам Дарвин сначала считал "непреодолимой и по-настоящему фатальной для всей теории".

Как же эволюционировало доброе поведение, и почему в процессе естественного отбора оно не исчезло? Многие теоретики годами ломали голову над этим вопросом. Мы же далее приводим самые выдающиеся идеи, способные ответить на этот вопрос.

Объяснение доброты

Ранние подходы к решению этой проблемы со времен Дарвина и до 1960-х годов пытались объяснить эволюцию доброты гипотезой, что отдельные индивидуумы действуют сообща для блага своей группы или вида, вне зависимости от цены для самого себя. Эта "теория группового отбора" стала единственным объяснением на многие десятилетия, однако теперь к ней относятся скептически. Как взаимодействующие населения, которые предположительно выживали лучше, чем их современники, вообще эволюционировали?

Отчасти ответ на этот вопрос предоставляет недавняя теория бескорыстного гена, широко известная благодаря бестселлеру Ричарда Докинса (Richard Dawkins), так же называемая теорией "совокупной приспособленности", согласно которой естественный отбор считает плюсом доброту по отношению к нашим близким родственникам, похожим на нас и разделяющим наши гены. Помощь родственнику - это способ передачи копий наших собственных генов, который приносит пользу помогающему по мере его родства с получателем.

Однако это не объясняет доброту по отношению к людям, с которыми у нас нет общих генов. Поэтому в случае с неродными индивидуумами была выдвинута другая теория. Теория взаимного альтруизма продвигает идею: "Я почешу тебе спину, а ты почешешь мне", в результате которой обе стороны остаются в выигрыше. Если два неродственных лица по очереди будут проявлять доброту, они таким образом установят взаимоотношения взаимного сотрудничества, выгодного обоим. На самом деле, некоторые социальные эмоции, такие как вина, благодарность и симпатия могли эволюционировать именно для того, чтобы замечать и избегать уловок в этой системе, и таким образом образовывать двусторонние взаимоотношения, так необходимые для человеческой эволюции.

Как быть с незнакомцами?

При этом данная теория не объясняет доброту по отношению к незнакомцам, которых мы можем больше никогда не встретить. В подобных одноразовых взаимодействиях доброту можно продвигать через непрямую взаимность. Это происходит, когда мы видим, что люди по-доброму относятся к другим, и мы проявляем к ним доброту в ответ. Реальные доказательства предполагают, что люди более склонны помогать незнакомцам, если их доброе поведения будет кем-то замечено. В последствии, всех мотивируют иметь добрую репутацию через щедрое поведение, о которой узнают другие люди. Подобная репутация может вызвать расположение со стороны незнакомцев и таким образом принесет долговременную пользу.

Однако это не объясняет доброту в ситуациях, когда у людей нет наблюдателей. Для объяснения таких случаев предлагается концепция альтруистического наказания. Согласно этой теории, некоторые люди имеют заложенный инстинкт, который вызывает у них желание наказать недобрых или эгоистичных людей, подвергая их насмешкам или оказывая им открытое противодействие. Подобное наказание является "альтруистичным", потому что оно обеспечивает общественное благо, стоящее наказывающему временем, усилиями и возможным риском возмездия. Существуют доказательства альтруистичного наказания по широкому спектру населений и культур. Риск понести альтруистичное наказание таким образом служит социальным рычагом доброты, даже если никто не видит, как вы совершаете благое дело.

Все вместе, эти теории показывают, что доброта необязательно противоречит конкурентному процессу естественного отбора, выявленному Дарвином. Доброта - это рациональная эмоция. Однако не подрывает ли рациональность ее спонтанное проявление? Является ли доброта просто тщательно замаскированным проявлением эгоизма? Существует ли вообще альтруизм?

Хотя философские дебаты вокруг этого вопроса все еще продолжаются, полезно помнить, что вне зависимости от мотивации, акты доброты не только улучшают общественное благосостояние, но также помогают альтруистам чувствовать себя лучше. Возможно, это стоит помнить в Всемирный день доброты.

В современном мире не все до конца понимают, зачем творить добро. Ведь чаще случается, что на добро отвечают злом или вовсе не отвечают. Но на самом деле настоящее добро должно быть бескорыстным и идти от души.

Зачем нужно делать добро?

Если обратиться к святым писаниям и религии, то, например, православие объясняет, зачем творить добро следующим образом. Во-первых, добро идущее от души возвращается во сто крат. Во-вторых, такими поступками мы обретаем благословение Господа. Только праведные люди могут бескорыстно делать добро и не ожидать такого же в ответ. Им становится хорошо именно от своего поступка.

Сейчас большинство людей считают, что добро нужно делать только тем людям, которые это могут оценить и ответить тем же. Это тоже является своего рода эгоизмом – человек хочет знать, что его поступок будет оценен и когда он попадет в подобную ситуацию, ему помогут таким же образом. Конечно, такое добро должно иметь право на существование, оно тоже приносит удовлетворение человеку. Но самым искренними являются поступки, которые делаются не для чего-то, а просто так и без привлечения внимания. Так, например, некоторые предпочитают помогать людям инкогнито, без привлечения к себе лишнего . Они радуются своим поступком искренне и им приятно, что они могут помочь близким.

Добро принесет добро

Существует несколько пунктов, объясняющих, зачем нужно творить добро:

При этом стоит помнить, что добро, которое не идет от души никогда не принесет удовлетворения. Показные добрые дела будут только напоминать человеку о его корыстных , эгоизме и еще больше мучить его. Поэтому добро лучше делать при душевном порыве и желании помогать. Это не должно являться средством получения всеобщего одобрения или признания. Так, например, подаяние нищим милостыни с мыслями, что деньги вернуться в двойном или тройном размере не оправдают себя и не принесут радость.

/ / / Почему человек должен быть добрым?

Нас с детства учат быть добрыми. К сожалению, далеко не все понимают, насколько это важно. И это неудивительно, ведь в современном обществе быть таковым непросто, более того – не модно. Многие считают добрых людей простофилями и поэтому просто пользуются их расположением, отзывчивостью. Некоторым это надоедает, у них просто пропадает желание помогать кому-то ценой собственного времени, а иногда и других ресурсов. Такое положение дел уже превратило людей в стаю волков-одиночек. Я думаю, что сегодня каждый должен ответить на вопрос, почему человек должен быть добрым.

От человеческой жестокости, от проблем и трудностей не застрахован никто. И пока они не касаются кого-либо из нас или наших близких, все кажется естественным и поправимым. Человек не всегда задумывается, что кому-то может быть нужна помощь. И вот в какой-то момент судьба подбрасывает испытание ему. Барахтаться в проблемах одному очень тяжело, а спасительный круг бросать никто не спешит. Более того, окружающие не хотят слышать просьбы о помощи. Ведь кому нужно помогать бескорыстно, тратя на это свое драгоценное время силы. Безнадежная ситуация, не правда ли? Но если человек помогал другим, всегда найдется тот, кто протянет руку ему.

Доброта важна не только в кризисных ситуациях, но и в повседневной жизни. Каждый может сделать окружающих счастливее, подарить им немножечко своего внутреннего света. Разве так трудно перевести через дорогу старушку, уступить место в транспорте или покормить бездомное животное? Эти поступки способны подарить радость и тому, кто их совершает. Ведь как много значит улыбка той же бабушки, пассажира или доверчивый взгляд животного. Они, кажется, подзаряжают энергией.

Сюжеты литературных произведений тоже помогут ответить на поставленный в начале сочинения вопрос. Главного героя цикла рассказов М. Булгакова «Записки молодого врача» прислали работать в деревню. Едя туда, он проклинает свое решение поступить в медицинский ВУЗ. Однако его отношение к своей судьбе быстро меняется. Сначала молодой врач побаивается всех серьезных медицинских манипуляций, но желание помогать людям оказывается сильнее.

Доктор лечит всех, кто к нему обращается. Даже в самых безнадежных случаях он не отворачивается от пациентов. Он спасает не одну жизнь и самой большой благодарностью является для него радость людей, которых он спас и их близких. Наверное, только она и не дает врачу окинуть свою должность. Он выезжает в далекие уголки, невзирая на метели и дожди.

Этот пример показывает, что доброта может творить чудеса. И если ты имеешь возможность помогать людям, очень важно делать это, особенно, если от помощи зависит судьба человека.

Можно сделать вывод, что человек должен быть добрым, чтобы быть счастливым, жить полной жизнью. Кроме того, не стоит забывать о законе бумеранга: все, что ты делаешь, рано или поздно возвращается.