Мода стала частью нашей жизни. Стилисты, имиджмейкеры, визажисты, дизайнеры одежды (модельеры) — профессии, которые становятся все популярнее. Маленькие девочки грезят о новых платьях и иногда о том, чтобы создавать их самим. Девушки и женщины реализуют часть своей жизни через шопинг, все представительницы слабого пола, кроме редких исключений, обожают покупки, выбор новых нарядов, обуви, аксессуаров. Да даже аскетичные и простые российские мужчины стали преображаться, иностранцы сильного пола в большинстве давно поражены модными тенденциями. Давайте поговорим о том, насколько мы в «теме», насколько «тема» в нас и о многом другом, касающемся моды.

Имидж, стиль, мода — понятия, знакомые даже далеким от модной индустрии людям.

Это трио по сути неразлучно, мода определяет стиль, стиль — элемент имиджа, мода — негласный закон внешнего вида (не соответствуешь — значит, находишься на переферии жизни).


Почему нужно и желательно красиво выглядеть? Во-первых, это просто приятно для себя и других. Человек, следящий за собой — больше располагает к себе, согласно данным психологических исследований.

У многих культурных деятелей, пытающихся понять суть моды, трактовки ее функций весьма разнятся. Кто-то говорит о выражении социально-статусного различия, кто-то — об удовлетворении эстетической потребности, кто-то о коммуникации; психоаналитические концепции считают, что основная функция моды — воплощение внутренних бессознательных импульсов, самовыражение через внешний образ.

«Два мотива движут модой. Первый - подражание с целью перенять опыт или хороший вкус, второй - страх оказаться вне общества, быть осмеянным (боязнь изоляции); по другой классификации, подражание само по себе является формой биологической защиты» (Википедия).

Если употребить для всех терминов и формулировок более простой стиль повествования, что мы можем сказать о том, для чего нам нужна мода? Мода — современный формат выражения нашего личного стиля, в том числе стиля жизни, стиля мышления. Кто-то синтезирует моду через себя и выдает «свой» продукт, но при этом соответствует стандарту, кто-то пропускает, но понимает все однобоко — например, кто-то становится «жертвой моды», кто-то вообще игнорирует все модные веяния.


Красота и стиль

Красота — достается от природы. Но все мы знаем, что красота может поблекнуть, зачахнуть, если не следить за собой, да и молодость имеет свойство проходить. С годами все увядают и вечно прелестными остаться не получится, если у человека есть стиль и харизма, то это заметно отдаляет проявление старческих метаморфоз.

Бывает, когда стиль лучше красоты… Стильные и ухоженные женщины нередко выглядят эффектнее просто красивых и милых. Можно привести массу примеров — и на сцене, и в жизни.

«Я не верю в богатый внутренний мир запущенного человека, точно также как не верю, что существо с накладными прядями и раздутыми как лепёшки губами имеет развитый интеллект»

— Эвелина Хромченко

«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»

— А.П. Чехов

Ирина Хакамада считает, что в женщине притягательна в первую очередь энергия, все остальное прилагается к этому, стиль, красота будут заурядными, если потенциал слабый. И с этим трудно не согласиться.

Кроме внутреннего стандарта, предъявляемого этим миром к каждому, есть и внешний. И чтобы быть в теме — необходимо соблюдение правил. Сегодня неухоженность, неопрятность сотрудника — могут быть равнозначными причинами при увольнении с работы наравне с непрофессионализмом.

Фильм «Дьявол носит Прада» — в полноте передал атмосферу всей индустрии моды. Это машина, которая крутится, принимаем мы ее диктаторские веяния или нет — но она собирает в свои сети все больше народа. И никого не щадит: ни тех, кто стоит у ее руля, ни тех, кто следует ее наставлениям.

Несмотря на все, стоит играть по правилам, «входить в стандарт»; красивым, стильным, ухоженным быть правильно.


Это визитка всему миру, то, как я выгляжу, то как я себя подаю через внешний образ. Это то, что я хочу сказать, когда я иду по улице.

Есть женщины, которые говорят: «я ношу то, что мне идет, и точка, я такая вот необычная, сама выбираю стиль». И стиль прощает многих, потому что он далеко от них. Одно дело, когда человек ориентируется в моде и на основании этого делает «свой» выбор, а другое, когда он и знать ее не хочет. Вместо того, чтобы расписаться в своей безвкусице, незнании стиля — мы настаиваем на том, что сами творим моду, и мода проезжает мимо.

Кстати, по ТВ есть хорошие передачи о том, как «переделывают» дурнушек в красавиц. Иногда хорошо подобранные прическа и платье меняют жизнь.

Хотя… Мы говорим о внешнем виде как визитной карточке и т.д… Не раз видела как дяденьки на очень крутых машинах выходили по делам в какую-нибудь крупную организацию (налоговую, банк, администрацию) в полуразвалившихся сланцах, шортах по типу семейных трусов и майке-алкоголичке… интересно, что они хотели сказать миру этим?)

Да фиолетово им бывает на весь мир. Это нам, живущим не в подмосковном особняке, не владеющим счетами по паре миллионов долларов в банках, обязательно важно то, как мы смотримся со стороны, «только бы никто не догадался, что мы почти нищие»..

И от этого — стоит цеплять на себя все дорогое и покупать «прада», «гучи» на последние деньги, когда дома шкаф по швам рассыпается от старости, дверной косяк облез… Утрирую.

Но все же. Гораздо мудрее — изучать без напряга и скрипа в сердце тонкости стиля и одеваться согласно бюджету, не вычурно, не кричаще, но стильно. Можно постепенно добавлять в гардероб вещи средней ценовой категории люксовых брендов типа «пеппи джинс», «кельвин кляйн», «пинко», разбавляя их более дешевыми. Или можно купить пару вещей стоящих базового гардероба и носить их.

Эвелина Хромченко о базовом гардеробе

Иногда стиль — это просто черное платье, аккуратные маленькие серьги и классические туфли.

Да, и, конечно, не нужно зацикливаться на одном внешнем виде (хоть это и важно), упуская тренировку внутреннего обаяния, хороших манер.

Русский стиль

История моды — серьезная наука, изучающая нюансы от проявления индивидуальности через одежду у первобытных людей в набедренных повязках и до всего многообразия красок сегодняшнего шика, блеска, местами космических мотивов.

Петр I привнес в Россию европейские веяния моды, благодаря чему культура кокошников, расшитых золотом сарафанов, русых кос начала разбавляться. Законодатели мод — Париж и Франция, Милан и Италия, Лондон, Нью-Йорк.

Может показаться, что и моды-то у нас в стране своей нет, мы только копируем иностранную, однако Эвелина Хромченко доказала обратное. Ее книга «Russian Style» в иллюстрациях рассказывает о том, что такое русский стиль.»Энциклопедия визитных карточек России - от икры и «Лолиты» Набокова до шапки и Татьяны Михалковой» — издана на английском и французском языке. Правда, мода в данном случае не равноценное стилю понятию, но культура иногда больше и стиля, и моды.

Во времена Советского Союза мода была весьма консервативной, стабильной, но в то же время — очень элегантной и простой. Хотя, есть мнения о том, что моды никакой не существовало тогда, кроме ситцевых платьев ниже колена, туфель-лодочек…

Фото из фильма «Бриллиантовая рука»

«Лёгким движением руки брюки превращаются… Брюки превращаются… Превращаются в брюки… В элегантные шорты. Простите, маленькая техническая неувязка…»

На дворе 21 век. Кокошники в прошлом. У нас в стране достаточно известных дизайнеров, например, одни из самых ярких: Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин, Ксения Князева, Кира Пластинина и т.д. Мне наиболее симпатична Ксения Князева, есть в ее нарядах доля исконно русских мотивов, женственность, элегантность, сложность и ненавязчивость.

На улицах уже редко можно встретить дам в трико и туфлях, бум безвкусицы деревенского уровня прошел, люди более-менее стали образованы в модных азах. Девушки, что живут поближе к столице, участвующие в гуще «стильных» событий — так вообще лучше некоторых итальянских див смогут рассказать про все свежие открытия зарубежных модельеров, почем и где можно «отхватить» стоящую вещь.

Однако как бы в целом не преображалось население страны, непросвещение все еще сидит в головах многих.

Надеть на себя пальто «прада» и туфли с рынка — верх нелепости, и как бы не казалось кому-то сие невозможным — видела однажды такое своими глазами. Почему это происходит? Чем голоднее народ — тем больше при первом шансе стремится одеться для других, круче, ярче, оригинальнее, и без разницы, насколько это подходит конкретно мне и ситуации.

Мода - это то, что проходит через внутренность, она должна преобразовываться в свой индивидуальный стиль.


Вообще, книга Ирины Хакамады «В предвкушении себя: От имиджа к стилю», посвященная непосредственно поиску себя во всем, вроде бы, казалось, о самой героине (то есть каким образом это поможет другому найти себя?), однако пронизана универсальностью советов. Основной мотив изложенного опыта — надобность думать, искать и развивать свой стиль. Да и автор — необычная, далеко не слащаво гламурная, умная женщина с непростым характером, проложившая сама свой путь.

Как-то я услышала рассказ человека, бывавшего в разных странах о том, как выглядят на самом деле иностранки. Француженки, по мнению повествователя, непривлекательные, немки — просто неприятные, еще и ходят в спортивных костюмах, англичанки — не красятся и собирают волосы в пучок — на дам-то не похожи, у шотландцев — мужчины ходят в юбках и следят за собой, а женщины на мужчин похожи.. И, как он заметил, даже женщина со средней внешностью из России будет выигрышно смотреться среди иностранок. Русские, мол, самые красивые.

Честно, не знаю насколько это соответствует правде, я не отслеживала таких моментов, да и мужской взгляд — он иной, нежели чем женский. Однако пренебрежительная интонация мужчины, говорящего о женщинах, пусть и не местного континента — не понравилась, подмывало поставить напротив него зеркало.

Я не защитница иностранок, да и не ненавистница мужчин… но если не понравилась тебе внешность человека — пройди мимо, обрати внимание на что-то еще, не для того же в другие страны надо ездить, чтобы глазеть на противоположный пол… Хотя, может он прав.. и наши женщины самые красивые?..


Кто делает моду? Местонахождения рождения моды мы знаем, знаем и имена многих известных модельеров.

Когда я услышала версию о том, что мода — по большей части продукт людей с нетрадиционной ориентацией — не могла поверить. Во-первых, я никогда не задумывалась над тем, какая ориентация у столь популярных личностей, во-вторых, все это далеко, чисто территориально, от меня, и оттого вызывает сомнения, в-третьих — ну красиво же… И так, как оказалось, думали многие мои знакомые женского пола. Вообще, гомосексуалистов и пропаганду их образа жизни сейчас привязывают ко всему, в целях рекламы, в целях разрушительного воздействия на семейные союзы. Не все мы и так часто носим одежду именно «тех самых» модельеров, чтобы «заразиться» или ощутимо тем самым поддерживать данные идеи.

Женщины становятся скрупулезно последовательны в копировании тенденций моды, в гардеробах дам появляются вещи, назначение для которых раньше и придумать-то было сложно (Камеди Клаб о многом выше сказанном):

«Парео.. зачем вы берете с собой обязательно парео?.. Парни, кто забыл, это такая занавеска длиной 5 метров, в которую она заматывается на пляже, домой приезжает — назад ее на окно вешает, ну все, до будущего года.

Этот кусок ткани нужен, чтобы она встала с лежака, замоталась, пошла туда, где переодеваются — 5 метров, и вышла бы без парео. Все, 5 метров, чтобы пройти 5 метров. И самое главное — парео должно подходить к купальнику, купальник должен подходить к очкам, очки должны подходить к сланцам, сланцы должны подходить к пляжной сумке, в которую должны по очереди вмещаться парео, очки, сланцы — и если это все развалится — потухнет солнце, ты что…»

«Женщины покупают одежду, которую шьют геи, и говорят мужчинам — это потому, что геи нас чувствуют. С чего геи должны чувствовать баб.., — думаю я.. Нет же такого, чтобы мужчины пришли и сказали, какой классный пиджак, это лесбиянки сшили мне, они чувствуют нас.. Мы же, мужчины, тоже надеваем все эти шмотки.. они делают эту одежду, чтобы мы нравились им, понимаете в чем дело..

Если кто-то забыл — страна, которая не может пошить трусы — производит МИГ-26, мы производим атомный ледокол, атомные подводные лодки, систему «Град», «Тополь-М», это все мы производим. Почему мы трусы сшить не можем?..»

(Павел Воля, Камеди Клаб)

Соответствие частей ансамбля, конечно, важно, но стоит помнить о необходимости соблюдения таких нюансов красоты и ухожнености, как аккуратный (не обязательно броский) маникюр, порядок на голове (прическа, укладка или просто собранные волосы), и др. косметические тонкости.


«Ни для кого не секрет, что приблизительно 95% всех дизайнеров-мужчин имеют нетрадиционную ориентацию. Я даже с трудом назову трех, которые были бы традиционными… Большинство дизайнеров творит для себя. Они, рисуя женский силуэт, одевают себя. Себя, но не мужчину. Поэтому они часто делают утрированный силуэт, который женщине не был бы свойственен, но мужчине-трансви очень бы подошел. И это очень важно.

Натуральные мужчины, как их называют в России, созданы для того, чтобы женщину раздевать, а другие мужчины созданы для того, чтобы женщину одевать. Вот и все! Вот в этом и вся загадка! Почему гетеросексуальный мужчина не может ничего создать для женщины? Потому что он хочет ее видеть раздетой. У него другая направленность. А вот сублимировать женщину, ее причесывать, украшать, возвеличивать, делать из нее диву — кто будет? Ведь все парикмахеры, стилисты, гримеры — тоже почти все геи.

Надо любить моду такой, какая она есть. Она не изменится. Я знаю, что в России очень странное ко всему этому отношение. Милые девушки, выбирайте больше то, что подходит вам по стилю, по вашей комплекции, по цвету ваших глаз, по цвету ваших волос. И старайтесь не выглядеть вульгарно, потому что вульгарных девушек на улицах очень много»

Александр Васильев, историк моды, ведущий программы «Модный приговор», вырезка из интервью

Такая вот правда… Да, кстати, тот же Александр Васильев рекомендует женщинам учиться шить, и в целях того, чтобы одевать себя самим, так, как они хотят, и в целях обучения альтернативе любого заработка, ведь кризис может придти в любой момент. А женщина, умеющая шить - всегда будет в цене, да и таким образом, может быть, разбудятся у многих скрытые дизайнерские таланты, и моду, наконец-то, начнут делать русские, главное — женщины.


Шопоголизм — уже проблема человечества?

Мода, стиль, имидж… Это все правильно, нужно, если с мерой. Но есть что-то, что человек теряет, пускаясь в эту гонку за скидками, за очередной ненужной вещицей из последней коллекции люксового бренда. Чем большинство из нас не устраивают красивые, но простые вещи? Вспомним о такой функции моды как подчеркивание с помощью элементов внешнего облика социального статуса.

«…люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди…» — М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»

Человек хочет быть причастным к «мировой элите» хотя бы тем, что купил пиджак от «гучи». А если учесть, что мода — это реклама, нам продают наши же пороки и прихоти… Получается.

«А Фагот, спровадив пострадавшего конферансье, объявил публике так:

– Таперича, когда этого надоедалу сплавили, давайте откроем дамский магазин!

И тотчас пол сцены покрылся персидскими коврами, возникли громадные зеркала, с боков освещенные зеленоватыми трубками, а меж зеркал витрины, и в них зрители в веселом ошеломлении увидели разных цветов и фасонов парижские женские платья. Это в одних витринах, а в других появились сотни дамских шляп, и с перышками, и без перышек, и с пряжками, и без них, сотни же туфель – черных, белых, желтых, кожаных, атласных, замшевых, и с ремешками, и с камушками. Между туфель появились футляры, и в них заиграли светом блестящие грани хрустальных флаконов. Горы сумочек из антилоповой кожи, из замши, из шелка, а между ними – целые груды чеканных золотых продолговатых футлярчиков, в которых бывает губная помада.

Фагот, сладко ухмыляясь, объявил, что фирма совершенно бесплатно производит обмен старых дамских платьев и обуви на парижские модели и парижскую же обувь. То же самое он добавил относительно сумочек, духов и прочего.

Девица хоть и с хрипотцой, но сладко запела, картавя, что-то малопонятное, но, судя по женским лицам в партере, очень соблазнительное:

– Герлэн, шанель номер пять, мицуко, нарсис нуар, вечерние платья, платья коктейль…

Фагот извивался, кот кланялся, девица открывала стеклянные витрины.

Брюнетка села в кресло, и Фагот тотчас вывалил на ковер перед нею целую груду туфель.

Брюнетка сняла свою правую туфлю, примерила сиреневую, потопала в ковер, осмотрела каблук.

– А они не будут жать? – задумчиво спросила она.

На это Фагот обиженно воскликнул:

– Что вы, что вы! – и кот от обиды мяукнул.

– Я беру эту пару, мосье, – сказала брюнетка с достоинством, надевая и вторую туфлю.

Старые туфли брюнетки были выброшены за занавеску, и туда же проследовала и сама она в сопровождении рыжей девицы и Фагота, несшего на плечиках несколько модельных платьев. Кот суетился, помогал и для пущей важности повесил себе на шею сантиметр.

Через минуту из-за занавески вышла брюнетка в таком платье, что по всему партеру прокатился вздох. Храбрая женщина, до удивительности похорошевшая, остановилась у зеркала, повела обнаженными плечами, потрогала волосы на затылке и изогнулась, стараясь заглянуть себе за спину.

– Фирма просит вас принять это на память, – сказал Фагот и подал брюнетке открытый футляр с флаконом.

– Мерси, – надменно ответила брюнетка и пошла по трапу в партер. Пока она шла, зрители вскакивали, прикасались к футляру.

И вот тут прорвало начисто, и со всех сторон на сцену пошли женщины. В общем возбужденном говоре, смешках и вздохах послышался мужской голос: «Я не позволю тебе!» – и женский: «Деспот и мещанин, не ломайте мне руку!» Женщины исчезали за занавеской, оставляли там свои платья и выходили в новых. На табуретках с золочеными ножками сидел целый ряд дам, энергично топая в ковер заново обутыми ногами….» (продолжение на картинке) — М.А. Булгаков,»Мастер и Маргарита».

Вообще, что одет человек модно, что не одет он модно - это никаким образом не улучшает его душевных качеств. Если бы люди столько заботились о душе, сколько иногда заботятся о теле и об имидже…

Уж коли рождены мы во плоти - нужно соответствовать, просвещаться модной культурой, шагать в ногу со временем, подавать себя красиво, но все желательно это делать без перебора.


ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА:
Восток, Греция, Рим/
И.А.Ладынин и др.
М.: Эксмо, 2004

Раздел V

Эпоха Поздней империи (доминат)

Глава XX.

Оформление системы домината (284-337 гг.)

20.1. Правление Диоклетиана (284-305 гг.)

Император Гай Аврелий Валерий Диоклетиан, сын вольноот­пущенника, не получил должного образования, зато был хитер и изворотлив, умен и проницателен, расчетлив и жесток. В его правление были заложены основы той политической системы, которая позже получила название «доминат» (от латинского do- minus, т. е. «господин»). При Диоклетиане императорская власть окончательно стала абсолютной; император - «господин и бог» - возглавлял громоздкую военно-бюрократическую импер­скую машину, являлся источником права, распоряжался жизнью и собственностью своих подданных.

Став императором, Диоклетиан оказался лицом к лицу с це­лым рядом внутри- и внешнеполитических проблем, решение ко­торых не терпело отлагательства. Прежде чем перейти к проведе­нию необходимых реформ, он должен был стабилизировать поли­тическое положение империи, которое оставалось довольно слож­ным. Так, в Галлии в 283-286 гг. бушевало восстание багаудов (т. е. «мятежников»). Друг и соратник Диоклетиана, ограничен­ный и крайне жестокий Максимиан Геркулий во главе огромного войска подавил это движение. С 1 апреля 285 г. он стал соправи­телем Диоклетиана (285-305 гг.), получив вместе с титулами «цезаря» и (с 286 г.) «августа» управление всеми западными про­винциями империи (резиденцией Максимиана стал сначала Медиолан, позднее - Равенна). Сам Диоклетиан, обосновавшись в малоазийском городе Никомедии (за все время своего правле­ния он только один раз посетил Рим), контролировал положение дел в восточных регионах Римского государства.

Вынужденная децентрализация управления империей в ско­ром времени принесла свои плоды: в 286-288 гг. Максимиан от­разил набеги германских племен на Галлию, Диоклетиан успеш­но воевал на Дунае с алеманнами, оттеснил персов за Евфрат и посадил на престол Армении своего ставленника (287 г.), после чего изгнал из Сирии воинственных аравийских кочевников. Правда, решение некоторых внутриполитических проблем растя­нулось во времени: так, многие годы (с перерывом) продолжалась борьба с британскими узурпаторами Караузием (287-293 гг.) и Аллектом (293-296 гг.), лишь в 296 г. с поражением узурпатора Ахилла был восстановлен порядок в Египте, где долгие десятиле­тия основным фактором нестабильности являлось движение буколов (т. е. «пастухов»), а в следующем году Максимиану удалось подавить затянувшиеся восстания в Африке и Мавретании. Тогда же была одержана победа в войне с персами: ее результатом стал длительный мир на восточных рубежах империи.

Достигнув относительной стабилизации политического поло­жения империи, Диоклетиан приступил к осуществлению целого ряда мер, направленных на оздоровление экономики и финансов. Уже в 286 г. началась чеканка полновесных золотых, серебряных и медных денег (на фунт серебра 96, на фунт золота - 60, на фунт меди - 30 монет). Отныне монетное обращение в империи было унифицировано (Диоклетиан запретил хождение в провинциях денег местной чеканки). Позитивное воздействие этих мер на со­стояние государственных финансов было ограниченным, по­скольку полновесная монета быстро исчезала из обращения, усу­губляя натурализацию экономики.

Налоги при Диоклетиане, как и при его ближайших предше­ственниках, взимались большей частью не деньгами, а натурой. Он ввел унифицированную систему налогообложения: в 289- 290 гг. была проведена всеобщая перепись населения империи (census), которая должна была повторяться каждые 15 лет. Налоговые квоты пересматривались раз в 5 лет. Все население империи (за исключением жителей Рима и приписанных к столи­це районов Южной Италии, освобожденных от несения налогово­го бремени) было обязано платить подушную подать и поземель­ный налог (т. н. капитация - югация). Были составлены када­стры - описи пахотных земель и угодий. В зависимости от коли­чества и качества обрабатываемой земли и угодий, усадебной оседлости, скота, инвентаря и прочего имущества сельское насе­ление выплачивало поземельный налог (т. н. аннона), тогда как ремесленники и торговцы платили целый ряд налогов, падавших на торговлю и ремесла. За поступление налогов с колонов и поса­женных на землю рабов материальную ответственность несли землевладельцы, за налоги с горожан - куриалы (члены город­ских советов). Реформа налогообложения повлекла за собой при­крепление большей части податного населения к месту житель­ства, поскольку власти в центре и на местах, магнаты и куриалы были кровно заинтересованы в сведении к минимуму мобильно­сти налогоплательщиков.

Усиление налогового пресса, инфляция и рост цен разоряли податное население. Как писал Лактанций, «число сборщиков податей до такой степени превысило количество тех людей, кото­рые обязаны были эти подати платить, что земледельцы, силы которых истощились от неумеренности податей, покидали поля, а обработанные земли превращались в леса». Чтобы приостано­вить процесс разорения налогоплательщиков, в 301 г. Диоклетиан издал на Востоке эдикт о твердых ценах и заработной плате, на­правленный против спекулянтов. Благие намерения императора воплотились в абсурдной попытке заморозить рыночные цены и нормы оплаты труда на произвольно выбранном уровне. Несмотря на все административные усилия по его реализации, вплоть до угрозы применения смертной казни к виновным в злоупотребле­ниях, эдикт оказался невыполнимым и спустя несколько лет (уже при Константине) был отменен.

Суть военной реформы Диоклетиана, завершенной при Константине, сводилась к созданию (в дополнение к пограничной армии) маневренных войск, расквартированных в городах. Из этих отрядов формировались походные армии, предназначенные для эффективной реализации масштабных оперативных задач. Мобильность римских войск значительно возросла за счет сокра­щения численности тяжелой пехоты и увеличения количества кавалерийских частей. В целях своевременного пополнения ар­мейских рядов личным составом Диоклетиан ввел рекрутскую повинность, вся тяжесть которой падала на сельских рабов и ко­лонов (что опять-таки способствовало прикреплению тех и дру­гих к земле). Численность вооруженных сил была существенно увеличена (вероятно, до 600 тыс. человек). В результате военной реформы Диоклетиана еще более усилился процесс варваризации римской армии. Создание маневренных войсковых контингентов способствовало усилению центральной власти и стабилизации внутри- и внешнеполитического положения империи.

В 293 г. августы Диоклетиан и Максимиан присвоили титулы «цезарей» двум своим заместителям - Гаю Галерию и Флавию Констанцию Хлору. Галерий должен был защищать дунайскую границу, Констанций контролировал Галлию и Британию. Так возникла система тетрархии (от греческого «власть четырех»). Высшей властью обладал старший август. Каждая пара августов, по замыслу Диоклетиана, должна была править не более 20 лет. В 305 г. августы Диоклетиан и Максимиан намеревались добро­вольно уйти в отставку, передав власть усыновленным ими цеза­рям. Новая система власти отличалась относительной устойчи­востью и эффективностью. Кроме того, существенно снижалась опасность возможных узурпаций.

Административная реформа Диоклетиана преследовала цели оптимизации управления огромной империей. Он разукрупнил прежние провинции, создав 100 новых (Рим стал особой, 101-й административной единицей). Провинции во главе с ректорами объединялись в 12 диоцезов под управлением 8 викариев и 4 пре­фектов претория, которых назначал император. Гражданская ад­министрация была отделена от военного командования: всеми во­енными вопросами занимались исключительно император и mag- istri militum (границы военных округов не совпадали с граница­ми провинций и диоцезов). В империи была установлена единая бюрократическая иерархия рангов и должностей. Высшим орга­ном государственной власти стал консисторий - государствен­ный совет с широкой компетенцией (сенат был низведен до поло­жения обыкновенного городского совета). Важнейшую техни­ческую роль в процессе управления играла императорская канце­лярия, состоявшая из отдельных ведомств (scrinia memoriae, epistolarum, libellorum). В эпоху домината в сферу государствен­ной администрации постепенно внедряются придворные должно­сти (обычно их занимали евнухи).

Диоклетиан очень много строил. Ему была присуща, по сло­вам Лактанция, «некая безграничная страсть к строительству, ложившаяся немалой тяжестью на провинции, так как с них он требовал всех рабочих, ремесленников и телеги - все то, что не­обходимо для возведения зданий. Здесь строились базилики, цирк, монетный двор, там - арсенал, дворцы для жены и доче­ри». Памятниками неуемной строительной деятельности Диоклетиана остались термы в Риме и огромный дворцовый ком­плекс в иллирийском городе Салоне (современный Сплит в Боснии).

Последним и самым одиозным предприятием Диоклетиана стала антихристианская кампания. В течение 18 лет император в целом терпимо относился к христианству и его адептам. Между тем к началу IV в. христианское вероучение широко распростра­нилось среди самых разных слоев римского общества. Христиан было много при дворе, среди чиновников и военных. Даже жена Диоклетиана Приска и его дочь Валерия были христианками. Причинами гонений на христиан, по-видимому, стали их нетер­пимость к языческим культам, прозелитизм, а также влияние христианской церковной организации (епископата), которая, по сути дела, являлась государством в государстве. В сложившейся ситуации римская государственность, в основе которой лежала языческая религия, должна была защищать свои традиционные устои. В 303-304 гг. старый и больной Диоклетиан под влиянием Галерия последовательно издал 4 эдикта против христиан. Согласно эдиктам христиане лишались гражданских прав, их храмы подлежали разрушению, священные книги - сожжению, а имущество общин - конфискации. Под угрозой пыток и казни все христиане обязывались участвовать в отправлении языческо­го культа. Исключений не делалось ни для кого: жену и дочь Диоклетиана заставили принести жертвы языческим богам. Репрессиям подверглись десятки тысяч человек. Гонения на хри­стиан продолжались на Востоке вплоть до 311 г.

Диоклетиан и Максимиан сложили с себя власть 1 мая 305 г. Августами были провозглашены Констанций I Хлор и Галерий, цезарями - Флавий Север и племянник Галерия Максимин Даза. После отречения Диоклетиан уехал в Салону, где поселился в ро­скошном дворце на берегу моря и занялся разведением цветов и выращиванием овощей. В 313 г. он умер в возрасте 68 лет (по слу­хам, приняв яд).

ДИОКЛЕТИАН (284 - 305)

Диоклетиан (284-305 гг.; с 286 г. - соправитель), которого сначала звали Диоклом, родился в 240 г. в бедной далматской семье, но сумел сделать карьеру на военной службе и при Нумериане стал командиром элитного офицерского полка, неотлучно находившегося при императоре. Те, кто входил в его состав, назывались протекторами, или телохранителями (protectores domestici ). В 284 г. в окрестностях Никомедии солдаты избрали Диокла императором, с тем чтобы он отомстил за смерть Нумериана, что он и сделал, убив префекта преторианцев Апра, подозреваемого в убийстве молодого императора.

После того как Диокла провозгласили императором, он стал называть себя Диоклетианом и присовокупил к этому имени имя Гая Аврелия Валерия. Он сразу же отправился с войском в Европу и примерно 1 апреля 285 г. разбил старшего брата Нумериана, Карина. Хотя он не сменил начальника его преторианской гвардии, Аристобула, Цезарем он назначил своего товарища Максимиана, а в следующем году сделал его полноправным соправителем с титулом Августа. После этого Диоклетиан провел несколько лет в беспрерывных пограничных войнах, сначала в Мезии и Паннонии (что, примерно в 286 г., принесло ему титул “Германский Величайший”), затем в 289 и 292 гг. против сарматов, а в 290 г. против сарацинов, арабского племени с Синайского полуострова, вторгшегося в Сирию.

В 293 г. Диоклетиан преобразовал систему двойного соправления в тетрархию, в основе которой лежал принцип выдвижения людей на высшие посты по их заслугам. Новый порядок предусматривал совместное правление двух Августов (его и Максимиана) и двух Цезарей. Цезарями стали его земляки-данувийцы Констанций I и Галерий: они были помощниками и заместителями соответственно Максимиана (на Западе) и самого Диоклетиана (на Востоке). Империю и раньше делили между соправителями, но теперь это было проделано более тщательно и последовательно, поскольку Диоклетиан рассчитывал, что такой раздел будет постоянным. Предполагалось, что это, с одной стороны, укрепит Империю с военной точки зрения, а с другой - обеспечит, спустя какое-то время, бесперебойную смену власти. Увеличение числа соправителей не означало, что произошел формальный раздел Империи - на всей ее территории по-прежнему действовали единые законы, издававшиеся от имени всех четырех. Кроме того, оба Цезаря должны были подчиняться обоим Августам.

В 296 г. Диоклетиан подавил мятеж Домиция Домициана и Ахиллея в Египте, а его заместитель Галерий после первой неудачи одержал победу над персами. Диоклетиан впервые посетил Рим в 303 г., когда приехал на празднование двадцатой годовщины своего правления. На следующий год он тяжело заболел, после чего совершил небывалый поступок: 1 мая 305 г. он отказался от власти и заставил поступить так же Максимиана, который вовсе не хотел этого. Лишь однажды, в 308 г., Диоклетиан покинул город Салоны в Далмации, куда он удалился на покой, и ненадолго вернулся в политику, чтобы на совещании в Карнунте помочь Галерию восстановить порядок среди претендентов на императорскую власть. Он вернулся в Салоны, где и скончался в 316 г., с грустью наблюдая за развалом тетрархии, которую он создавал с таким усердием.

Тем не менее он оставил впечатляющее наследие. Он был самым значительным преобразователем Империи со времен Августа. Одна из его реформ заключалась в увеличении количества провинций с пятидесяти до ста: цель состояла в том, чтобы наместники этих теперь сравнительно небольших областей (помимо гражданских, они сохраняли и некоторые военные функции) не обладали достаточными силами, для организации мятежа. Причем на провинции разделили даже Италию. Другое нововведение заключалось в том, что провинции объединили в тринадцать более крупных территориальных образований - диоцезов (областей). Наместники диацезов, викарии, подчинялись четырем префектам претория (по одному на каждого тетрарха), которые, в свою очередь, стали главными заместителями августов и цезарей по гражданским, финансовым и судебным делам.

Кроме того, Диоклетиан предпринял кардинальную перестройку военной системы. Армию разделили на две части, резко отличавшиеся друг от друга. Одна часть представляла собой регулярное подвижное формирование - comitatences , или “придворные солдаты”. Такие полки имелись при каждом из четырех правителей и состояли частично из пехотинцев, но в основном - из мощной кавалерии, в том числе из вновь образованных отрядов конной гвардии или личных телохранителей императора - scholae palatinae . Их появление практически низвело преторианскую гвардию до положения столичного гарнизона. Вторая крупная часть армии состояла из приграничных формирований, впоследствии получивших название limitanei , пограничных войск, и riparienses , береговых войск. Эти части, размещавшиеся в сильно укрепленных пунктах, пополнялись с помощью ежегодного призыва римских граждан на военную службу. Но в этих формированиях служили также и германцы, горцы из Малой Азии и представители других варварских племен, имевшие склонность к военному делу и обладавшие соответствующими навыками. (Кроме того, Диоклетиан предпринимал усилия по увеличению римского флота.)

Чтобы содержать это огромное войско, насчитывавшее не менее полумиллиона человек (что намного превышало его численность в предыдущем веке), Диоклетиану пришлось повысить налоги с гражданского населения, подняв выплаты в деньгах и натурой до крайнего предела, какой еще мог вынести римский мир. И все же он старался, чтобы эта ноша распределялась на всех как можно равномернее. Одной из крупнейших мер, предпринятых для этого, был изданный в 301 г. указ, устанавливающий максимальные цены на все продаваемые товары и транспортные перевозки, а также единую по всей Империи максимальную заработную плату для всех наемных работников. Этот указ, наиболее значительный из всех сохранившихся с античных времен экономических документов, представлял собой совершенно новое явление в истории императорского Рима, хотя аналогичные меры, но в гораздо меньших масштабах, предпринимались в некоторых греческих государствах.

Однако поскольку Диоклетиан и его соправители не обладали рычагами воздействия на средства и уровень производства и потребления, они оказались бессильными провести свои постановления в жизнь. Это лишь привело к тому, что продовольствие и другие товары исчезли с рынков, а рост цен, который уже давно приносил Империи немалые страдания, вновь стал совершенно безудержным. Диоклетиан, стремясь воспрепятствовать этому, еще в 294 г. провел коренную реформу денежной системы, опираясь на новую устойчивую монету. Но ему не хватало благородных металлов, необходимых для того, чтобы уравновесить количество золотых и серебряных монет, с одной стороны, и монет из низкопробных металлов - с другой, так что цены, из-за деноминации некачественной монеты, продолжали круто расти.

Диоклетиан предпринял дальнейшие усилия для облегчения участи налогоплательщиков. В предшествующие десятилетия они были сильно измучены непредсказуемостью поборов имперского казначейства. Теперь весь процесс сбора налогов был коренным образом упорядочен: четыре префекта претория каждый год издавали новый, пересмотренный список податей. Как и прежде, основой налоговой системы служило сельское хозяйство. Но новая, специально разработанная система налогообложения впервые стала учитывать размер урожая и плодородие почвы. Однако эта система, хотя и создававшаяся с благими намерениями, содержала элемент угнетения, поскольку укрепляла уже имевшуюся тенденцию принуждать людей работать все время на одном месте, где их регистрировали, причем от поколения к поколению эта несвобода все усиливалась. Арендаторы в крупных поместьях вдруг обнаружили, что прикованы к одному месту, равно как и члены гильдий и корпораций, не связанных с сельским хозяйством, а также всевозможные государственные чиновники. Таким образом, на бумаге возникло полноценное тоталитарное государство, хотя в действительности у Диоклетиана не было способа до конца провести в жизнь все многочисленные правила и запреты.

Все эти принудительные меры были направлены на то, чтобы собрать достаточно средств для содержания сильно разросшейся армии. Правителям зачастую одновременно приходилось иметь дело как с внутренними противниками, так и с внешними врагами. О первых в Империи открыто ничего не говорилось, поскольку считалось, что солдаты якобы всегда сохраняют преданность. Зато изображения и надписи на монетах навязчиво славят победы над внешними врагами, причем каждый раз подчеркивается, что основная заслуга в победе принадлежит правителю. Почитание Диоклетиана и Максимиана как могущественных победителей под именами Иовия и Геркулия стало поистине сверхчеловеческим, поскольку теперь считалось, что они пользуются особым покровительством и поддержкой со стороны соответственно Юпитера и Геркулеса (см. также Максимиан). Более того, это возвеличивание отразилось на придворном ритуале, который своей изощренностью не имел ничего общего с более простыми обычаями прежних времен и по духу скорее соответствовал порядкам тогдашней Персии.

Вечное Римское государство также получило немалую долю восхвалений, были выпущены миллионы монет в честь Гения римского народа (GENIVS POPVLI ROMANI). Следуя логике своего обращения к традиционным патриотическим чувствам, Диоклетиан при поддержке своего цезаря, Галерия, возобновил преследования христиан, которые до того четыре десятилетия пребывали в состоянии неопределенности, хотя собственная жена Диоклетиана, Приска, принадлежала к их вере. Целью начавшихся в 303 г. великих гонений, как никогда прежде, являлось полное искоренение христианства. Началась смертельная схватка между старыми и новыми устоями. Первый антихристианский указ Диоклетиана запрещал любые собрания христиан с целью отправления культа и постановлял разрушить их церкви и уничтожить священные книги. Следующие два указа, действие которых распространялось и на восточные провинции, разрешал арест всех священников, за исключением тех, что служат языческим божествам. Наконец, в 304 г. четвертый эдикт распространял действие трех предыдущих указов на всех христиан.

В начале своего правления Диоклетиан восстановил Курию, здание заседаний сената, расположенного неподалеку от Римского Форума. Это здание сильно пострадало во время пожара 283 г. Восстановленное строение (сохранившееся до наших дней) своими очертаниями и пропорциями в значительной степени повторяло предыдущие его варианты. Внутри находился скромный прямоугольный зал с кессонированным потолком, обшитым деревом. По обеим сторонам вдоль зала располагались низкие ступеньки, служившие местами для сенаторов. Строгие верхние части стен с одиночными окошками резко контрастировали с изысканными нишами и колоннами, которые находились уровнем ниже, и с роскошным полом, набранным из разноцветного мрамора.

Однако свою ставку Диоклетиан поместил вовсе не в Риме, а в Никомедии и Вифинии. Там от его построек почти ничего не сохранилось, но о перестройке Антиохии, куда он перевел свою резиденцию после образования тетрархии, мы можем сказать несколько больше. В новой столице он построил храмы, зернохранилища, бани, стадион и фабрику по производству оружия. Там же он перестроил и расширил крепость, воздвигнутую веком ранее, превратив ее в императорский дворец. По описанию Либания, этот дворец занимал целый квартал с четырьмя улицами колоннад.

Антиохия Диоклетиана ныне глубоко погребена под наносами реки Оронт. Однако до наших дней сохранились развалины дворца в Спалате близ Салон, куда он удалился после отказа от власти. Дворец представлял собой примечательную смесь гражданской и военной архитектуры, связывающей воедино общественные залы, характерные для резиденции императора, частные апартаменты, как в крупной далматской вилле или в ставке главнокомандующего, и оборонительные сооружения с внушительной стеной и четырех- и многоугольными башнями. Весь гигантский комплекс имеет строго осевую планировку. По всей его длине проходит дорога, которая через украшенный колоннами внутренний двор, или atrium (в котором расположен круглый изнутри и восьмиугольный снаружи мавзолей) ведет в куполообразный вестибюль с апсидой. Из него открывается вход в тронный зал или в Зал приемов (Aula Palatina), откуда по-прежнему можно видеть трехпролетный фасад с колоннами, увенчанный Фронтоном Славы. Над средними колоннами возвышалась арка, в проеме, словно в обрамлении небесного свода, появлялся император, увешанный драгоценностями и с венком на голове, чтобы принять знаки уважения собравшейся толпы. Южный фасад Зала приемов смотрит на Адриатическое море. С двух сторон от него расположены две квадратные башни, а по всей длине проходит широкая галерея с балконами в центре и по краям. По сирийскому образцу между сорока двумя арочными проемами галереи располагаются колонны, опирающиеся на выступы, или консоли (выступающие из стены балки).

(текст по изданию: М. Грант. Римские императоры / пер. с англ. М. Гитт - М.; ТЕРРА - Книжный клуб, 1998)

Убить кабана

Будущий римский император Диоклетиан родился около 245 года и получил имя Диокл. Он был внуком раба, но довольно быстро сумел сделать себе военную карьеру. Кроме того, походы с одного конца Римской империи в другой позволили будущему правителю лучше узнать страну. Он дослужился до командующим войском при императоре Каре. Еще будучи в Галлии ему предсказала судьбу одна друидка: она сказала, что Диокл станет императором, когда убьет кабана (лат. aper). Он поверил жрице и с тех пор убил немало кабанов, только власть все не шла к нему в руки. И вот Кар неожиданно умер, а его сын Нумериан был коварно убит префектом преторианцев Аррием Апром. Тогда солдаты заковали Апра в кандалы и провозгласили императором Диокла. Диокл на глазах у войска собственноручно заколол Апра мечом и по преданию воскликнул: «Я убил кабана». 20 ноября 284 года он стал римским императором и взял себе имя Диоклетиан.

Диоклетиан

Разделяй и властвуй

С его приходом к власти началась новая эпоха в империи. Теперь вся полнота власти была сосредоточена в руках императора не только де факто, но и де юре ничем не ограничивалась. Абсолютная монархическая власть. Ни сенат, ни любой другой обитатель империи, вне зависимости от его звания, не мог ограничивать императора. Он был сам источником власти, который стоял выше всяких законов. Диоклетиан восстановил единство империи и взял себе в помощники друга Максимиана, даровав ему титул Цезаря. Вместе они защищали империю и подавляли восстания. В 291 году император пришел к выводу, что эффективно управлять такой больной страной вдвоем невозможно. Было принято решение избрать еще двух Цезарей — выбор пал на Констанция Хлора и Галерия Максимиана. Свой союз они решили укрепить кровным родством: Констанций развелся с женой и заключил брак с падчерицей Максимиана, Галерий, тоже после развода, женился на дочери Диоклетиана. Они поделили империю между собой, однако все же во главе управления страной стоял по-прежнему Диоклетиан. Система правления четырех руководителей, которую ввел римский император, получила название тетрархия.


Скульптура «Тетрархи»

Гонение на христиан

Правление Диоклетиана запомнилось жестоким гонением на христиан. До сих пор идут споры, чьей инициативой это было. Одни склонны думать, что Галерия. Он был ярым язычником, его мать была жрицей и ненавидела христиан. К тому же Галерий хотел использовать эту ситуацию для собственного укрепления и возвышения. Другие все же полагают, что идея принадлежала самому Диоклетиану. Кесарь желал собрать свою распадающуюся империю воедино, прибегнув к помощи римских богов. В Риме религия была не только способом связи с богами, но и договорными отношениями. Их религия была основана на том, что боги исполнять свою часть сделки, если ты дашь им то, что они хотят (жертву). Поэтому очень важно было соблюсти все обряды и совершить жертвоприношение. Кроме того, религия стала способом выражения государственной лояльности. Диоклетиан был консерватором и приверженцем традиционного римского культа, он даже взял себе имя Юпитера, а Максимиан — Геркулеса. Связь между богами и императором легитимизировала право его на высшую власть. Кроме того, император стремился вдохнуть в религию новую жизнь, при этом количество христиан и их последователей в государстве неизменно росло. Император видел в них угрозу единству, поэтому в 303 году началось Великое гонение.


Последняя молитва христианских мучеников

Диоклетиан издал эдикт, по которому христиане практически лишались прав и становились «негражданами»: разрушались храмы, отбирались книги, христиан разрешалось пытать, их лишали должностей, при этом им запрещалось обращаться за защитой в суд. Однако в отличие от предыдущих гонений, теперь общество не видело в христианах той угрозы, что ранее. Из-за того, что империя была поделена на части, в разных ее районах гонения проходили по-разному. Не везде царила та жестокость, которая была характерна для земель Диоклетиана. Во многих регионах требования к христианам отдать свою литературу или принести жертву носили формальный характер. Например, они могли легко отдавать языческие или любые другие книги, а жертвоприношение ограничивалось лишь тем, что нужно было взять в руки кусок мяса, предназначенного для обряда. Однако многие христиане осознанно или нет отказывались проявлять хитрость и погибали в мучениях. Со временем интенсивность гонений спала, а карательные законы стали отменять. Конец всему положил эдикт Константина Великого, изданный в 313 году после смерти Диоклетиана. Он предоставлял право любому желающему свободно переходить в христианство.


Дворец Диоклетиана

В 305 году Диоклетиан, после того как заболел, добровольно отказался от власти. Максимиан отошел от власти вслед за другом. С того момента править стали Галерий и Констанций, которые назначили цезарями Севера и Максимина. Остаток жизни Диоклетиан провел на родине в Иллирии, в поместье в Салоне. Там он уединенно прожил 8 лет. Когда же однажды его соправители приехали, чтобы убедить Диоклетиана вернуться к власти, бывший император ответил им: «Вы лучше посмотрите, какую я вырастил капусту». Последние годы жизни Диоклетиана были омрачены грубым отношением к нему тогдашних правителей, особенно Константина, сына Констанция Хлора. Но это и не удивительно, если вспомнить, как бывший император обошелся с его матерью. Диоклетиан умер в 313 году при загадочных обстоятельствах. Одни свидетели говорят, что его отравили, другие — что он зачах от голода и кручины, третьи же считают, что Диоклетиан скончался после продолжительной болезни.

Осенью 284 года римским императором стал полководец Диокл, по происхождению иллириец, или далматинец (из Восточной Адриатики), сын вольноотпущенника. У него была внушительная, «начальственная» внешность, мужественный вид, но грубое, словно застывшее, отталкивающее лицо. Диокл никогда не приступал к важному делу, не взвесив заранее всех последствий. Как правило, он одерживал победы в битвах, и не допускал промахов. Диокл даже в самом отчаянном положении, когда казалось, что все потеряно, находил выход и избегал неудачи. Еще до того, как стать императором, он часто повторял, что самое трудное на свете - это управлять государством.
Говорят, еще в юности ему было предсказано, что он станет императором после того, как убьет кабана, поэтому в душе Диокла всегда жила жажда императорской власти. На охоте он всегда старался завалить кабана, но несмотря на это каждый раз власть доставалась его соратникам. Однажды Диокл сказал друзьям «Кабанов всегда убиваю я, а лакомым куском пользуются другие».
Вместе с императором Каром он отправился в персидский поход в качестве начальника дворцовых войск. Но в походе Кар умер и императором стал его сын Нумериан. Однако вскоре он был злодейски умерщвлен префектом претория Апром. Когда весть об этом преступлении распространилась среди войска, солдаты подняли на трибуну Диокла и провозгласили его императором. Но загадочная смерть Нумериана многих приводила в смущение. Тогда Диокл поклялся, что никакого отношения к убийству императора не имеет, извлек меч и, указав на Апра, поразил его со словами «Вот виновник убийства Нумериана!» Своим друзьям Диокл сказал «Наконец-то я убил назначенного роком кабана!»
Всем остальным дано было прощение, и почти все его враги были оставлены на своих должностях, в том числе Аристобул, новый префект претория; ни у кого не было отнято ни имущества, ни славы, ни достоинства.
На западе между тем был провозглашен императором старший сын Кара, Карин. В 285 году Диокл победил его в большом сражении у Марги и получил всю власть.
Став императором, Диокл изменил свое имя на римский манер - Диоклетиан. Его полное официальное имя было Цезарь Гай Аврелий Валерий Диоклетиан Август.
Диоклетиан был умен, проницателен, хитер, энергичен, жесток, образования приличного не имел, интеллектом не блистал, а власть сумел удержать в своих цепких руках в течение двадцати лет.
Со времени Диоклетиана наступил новый период в истории Римской империи - период домината (от латинского слова - «господин»).
Диоклетиан старался во всем подражать Марку Антонину, но все же он был далек от выбранного идеала, так как не имел всех многочисленных добродетелей этого великого императора. Он в совершенстве владел своими чувствами, знал, как обуздать свои страсти, но эта победа над собой была следствием мудрой политики, а не добродетелей. Диоклетиан умел понравиться публике, заставить всех считать, что он лишен всяческих пороков, но добился такого представления о себе только потому, что прекрасно использовал умение притворяться. Диоклетиан бесповоротно упразднил республиканскую внешность былого принципата и откровенно заимствовал восточные обычаи, требуя беспрекословного повиновения себе как богу и господину. Диоклетиан облачился в пурпур, парчу и шелк, разукрасился драгоценными каменьями и завел особый церемониал поклонения себе на персидский манер перед ним падали ниц и целовали край его одежды. Диоклетиан был человеком алчным и, чтобы накопить как можно больше денег, без стеснения нарушал закон, совершал неправедные поступки. При этом он был настолько хитер, что обвинял во всем своих агентов и сообщников, действовавших, конечно, по его приказу.
В надписях Диоклетиан имел пышный титул. На территории римского города в Германии, который назывался Августа Винделиков (совр. Аугсбург), найдена такая почетная надпись от 290 года «Проницательнейшему принцепсу, правителю мира и господину, установившему вечный мир, Диоклетиану Благочестивому, Счастливому, Непобедимому Августу, великому понтифику, Германскому Величайшему, Персидскому Величайшему, наделенному властью народного трибуна в 7-й раз, консулу в 4-й раз, отцу отечества, проконсулу, Септимий Валенцион, превосходительный муж, наместник провинции Реции, преданный его воле и величию, дал и посвятил».
Однако блеск золота не затмил трезвого рассудка Диоклетиана.
Обстановка в Империи была еще достаточно сложной. В Галлии бушевало восстание багаудов. Восставшие галльские земледельцы, колоны, беглые рабы, представители местных племен, которых поддерживали воинские части, укомплектованные из местных жителей, контролировали значительную часть центральной Галлии, создали собственную организацию управления и даже избрали своих императоров - Аманда и Элиана. Багауды уничтожили римскую администрацию, громили виллы галльских и римских магнатов.
Неспокойно было в Мавритании, где волновались племена берберов, бедные земледельцы, колоны. Племенные союзы франков и алеманов угрожали прорывом рейнской границы. На Евфрате хозяйничали персидские войска. Новому императору пришлось решать сложные задачи по стабилизации общей обстановки.
Для подавления восстания багаудов, восстановления спокойствия в Галлии и на рейнской границе был послан опытный полководец Максимиан.
1 апреля 285 года Диоклетиан официально объявил о том, что берет себе в соправители Максимиана и дает ему титул цезаря; ровно через год Диоклетиан повысил его до ранга августа и разделил с ним империю пополам, отдав ему Запад, а себе взяв Восток. Резиденцией Максимиана был сначала Медиолан (совр. Милан), а потом - Равенна, резиденцией Диолектиана стал город Никомедия на восточном побережье Мраморного моря.
Соправитель Диоклетиана Максимиан как император имел официальное имя Цезарь Марк Аврелий Валерий Максимиан Август и прозвище Геркулий (что означает «происходящий от Геркулеса»).
Максимиан Геркулий, как и Диоклетиан, был человеком неглупым, но гораздо менее гибким и более свирепым. Если Диоклетиана называли отцом золотого века, то Максимиана Геркулия прозвали отцом железного века.
Диоклетиан взял себе в управление Восток, так как это была наиболее богатая часть империи, и обосновался у моря между Европой и Азией, чтобы держать под своим контролем возможно большие территории и защищать римские владения от варваров европейских и азиатских.
Диоклетиан объявил, что через двадцать лет они вместе с Максимианом добровольно сложат с себя власть и передадут ее другим избранникам.
Двадцать лет правления Диоклетиана прошли в бурной деятельности как на войне, так и на мирном поприще.
Постоянное военное напряжение при слабой подвижности пограничных армий, состоявших из воинов, проживавших со своими семьями в пограничных поселках, требовало проведения военной реформы. Диоклетиан приступил к ней вскоре после своего прихода к власти. Были сформированы подвижные маневренные войска, расквартированные в городах.
Диоклетиан успешно подавил восстание в Египте и неоднократно воевал с сарматами. Произведенная им военная реформа сделала римскую армию более подвижной, что дало возможность успешнее использовать войска как для подавления внутренних волнений, так и для борьбы с внешними врагами.
В 286 году он приступил к проведению денежной реформы, приказав отчеканить новую полноценную золотую монету. Была выпущена и новая медная монета. Однако реформа не удалась, так как реальная стоимость золота в слитках не соответствовала объявленной, несколько заниженной стоимости новой золотой монеты. Выпускавшиеся новые золотые и серебряные монеты быстро исчезали из обращения, и Диоклетиану пришлось возобновить чеканку низкопробной монеты.
С целью укрепления центральной власти Диоклетиан присвоил себе и Максимиану имена Иовия и Геркулия, т. е. сыновей Юпитера и Геракла, подчеркнув тем самым божественное происхождение императорской власти. Кроме того, в 293 году он провел дальнейшее разделение Империи. Одного из своих высших командиров - Гая Галерия - Диоклетиан провозгласил своим помощником и соправителем и присвоил ему звание цезаря. Из восточной половины Империи Галерию был выделен в управление Балканский полуостров (кроме Фракии) с резиденцией в городе Сирмиуме. Одновременно западный август Максимиан в Медиолане провозгласил своим помощником и соправителем также с титулом цезаря Флавия Констанция Хлора. Он передал ему в управление Галлию и Британию. Резиденцией Констанция Хлора был город Августа Треверов (современный Трир).
Оба были провозглашены цезарями в один и тот же день. Августы женили их один - на своей дочери, другой - на падчерице, и усыновили. В дальнейшем предполагалось, что по истечении 20 лет со времени прихода к власти Диоклетиана и Максимиана оба августа отрекутся от престола и возведут в этот сан своих цезарей, которые, в свою очередь, должны были провозгласить цезарями двух своих полководцев. Эта система центральной власти в Империи получила название тетрархии, т. е. власти четырех. Вместе с обожествлением двух августов эта система предполагала сочетание абсолютизма с военно-административной оперативностью. Кроме того, обожествление императоров, доступ к которым теперь был обставлен сложным церемониалом, заимствованным с Востока, главным образом у персидского царского двора, затрудняло покушения на императоров, что было обычным явлением в III веке. Разделение верховной власти между четырьмя авторитетными полководцами с перспективой у двух младших по званию цезарей сделаться августами сокращало возможность появления узурпаторов. Предполагалось, что система тетрархии с усыновлением цезарей упорядочит преемственность центральной власти.
Высшей властью обладал старший август. Известен случай, когда потерпевшего поражение от персов Галерия недовольный Диоклетиан вызвал на доклад и, прежде чем выслушать, заставил в императорском одеянии, усыпанном алмазами, на виду у всех пробежать более полутора километров за своими носилками.
Диоклетиан приступил и к административной реформе провинциального управления. Провинции, в свое время возникавшие по мере завоевания римлянами новых территорий и сохранявшие примерно свои старые доримские границы, Диоклетиан разукрупнил и заменил новыми. Новых меньших по размерам провинций было организовано 100, а Рим был выделен в особую, 101-ю административную единицу. Администрация новых провинций теперь тщательно следила за населением, быстрее предупреждала или подавляла волнения, лучше собирала налоги. Военное командование было отделено от гражданской администрации.
Упорядочение военной, административной и налоговой систем стало приносить свои результаты. В 296 году Диоклетиан подавил восстание в Египте. Одержав победу, он поступил сурово весь Египет опустошил проскрипциями и убийствами. С большим трудом, но все же удалось оттеснить персов в 298 году за пределы Империи. Затянувшиеся восстания в Африке и Мавритании были наконец жестоко подавлены в 297 году Максимианом.
Население страдало от увеличившихся налогов, продолжавшегося роста цен на товары и неустойчивости денежной системы. Это отражалось на поступлении налогов. И Диоклетиан в 301 году издал эдикт о твердых ценах на продаваемые товары и твердых ставках заработной платы. Эдикт был направлен на борьбу со спекуляцией и ростовщичеством. Дороговизна была такой, что воин за самую простую вещь нередко платил все полученное им жалованье. За продажу товаров выше установленных цен полагалось наказание вплоть до смертной казни. На некоторых рынках были сооружены плахи, возле которых дежурили палачи, готовые немедленно привести в исполнение приговор злостному спекулянту. Эдикт о ценах и заработной плате преследовал цель облегчить положение широких масс населения Империи путем приведения в соответствие рыночных цен и реальной заработной платы. Однако цены и ставки заработной платы были вычислены произвольно и не могли быть едиными для огромной Империи, отдельные части которой оставались хозяйственно обособленными, имели различный уровень экономического развития. Несмотря на жесткие меры, эдикт с самого начала выполнялся плохо и после Диоклетиана был официально отменен.
Со времени Диоклетиана налоги стали истинным разорением для подданных, что особо отмечает его современник христианин Лактанций «Число сборщиков податей до такой степени превысило количество тех людей, которые обязаны были эти подати платить, что земледельцы, силы которых истощились от неумеренности податей, покидали поля, а обработанные земли превращались в леса. Поскольку страх заполонил все и провинции были разделены на части (для взимания налогов), многие наместники стали налагать большое число тяжких повинностей на отдельные области и даже почти что на каждый город. Многие чиновники весьма редко занимались гражданскими делами, но зато очень часто выносили обвинительные приговоры и объявляли конфискации имущества. Взимание бесчисленных податей было явлением не то чтобы частым, а просто непрерывным, и невозможно было вынести творившиеся при этом несправедливости».
Диоклетиану была присуща «некая безграничная страсть к строительству, ложившаяся немалой тяжестью на провинции, так как с них он требовал всех рабочих, ремесленников и телеги - все то, что необходимо для возведения зданий. Здесь строились базилики, цирк, монетный двор, там - арсенал, дворцы для жены и дочери. Внезапно значительная часть горожан принуждена сняться со своих мест все переселяются с женами и детьми, как будто город захвачен врагами. А когда эти здания построены за счет разорения провинций, то он заявляет, что они не так построены и пусть они будут построены иначе. Все должно быть разрушено и изменено. Возможно, что и вновь построенное тоже будет разрушено. Так он постоянно безумствовал, стремясь уподобить Никомедию Риму».
Последним значительным мероприятием Диоклетиана была борьба с христианством, которое к этому времени распространилось в городах и частично в армии, имело разветвленную и хорошо организованную церковную администрацию. Христианство исповедовали часть вельмож, даже жена и дочь Диоклетиана. Христиане оказывали пассивное сопротивление недавно утвержденному культу двух августов, выступали против почитания древних богов, т. е. против тех основ, которые, по мысли Диоклетиана, приверженного древнеримским традициям, должны были идеологически объединить подданных с трудом воссоединенной Империи. Жесткий гнет налоговой и диктаторской системы, установленной обожествленными императорами, способствовал проявлению оппозиции к новому режиму в религиозной форме отрицания прежде всего божественности императоров. Это благоприятствовало дальнейшему распространению христианства. Но главной причиной, вызвавшей при Диоклетиане жестокое гонение на христиан, была хорошо налаженная и обладающая большими средствами церковная администрация во главе с епископами. Диоклетиан, по-видимому, усмотрел в ней организацию, параллельную государственной и, следовательно, мешающую окончательному укреплению единства государства, а потому подлежащую уничтожению.
В феврале 303 года был обнародован первый эдикт против христиан. За ним в скором времени последовали еще три. Было запрещено отправление христианского культа. Приказывалось разрушать церкви и сжигать христианские книги . Каждый христианин должен был публично отречься от своей веры и принести жертвы божественным императорам и языческим богам. В числе других это должны были сделать жена и дочь Диоклетиана. Христиане, отказавшиеся выполнять эдикты, подвергались преследованиям, пыткам, тюремному заключению и даже смертной казни; их имущество, как и христианских общин, конфисковывалось.
В мае 305 года Диоклетиан и Максимиан в торжественной обстановке отказались от власти и ушли в отставку. Августами были провозглашены бывшие цезари Галерий - для восточной, Констанций Хлор - для западной части Империи. Августы избрали себе заместителей - цезарей, как это задумывалось в свое время Диоклетианом. Однако не прошло и года, как вся система тетрархии была нарушена провозглашением в разных местах Империи новых августов и цезарей, между которыми началась ожесточенная борьба за власть. В этой борьбе постепенно выдвинулся на первое место Константин.
После отречения Диоклетиан уехал в Салону, город Иллирии, или Далмации (совр. Сплит в Боснии), где поселился в огромном роскошном дворце около моря и занялся разведением цветов и выращиванием овощей.
Когда императоры Максимиан и Галерий стали звать его вернуться к власти, он, точно отстраняясь от какой-то чумы, ответил им «О, если бы вы могли посмотреть на овощи, выращенные моими руками в Салоне, вы бы сказали, что мне этого никогда не надо делать».
Он прожил 68 лет, из них на положении частного лица - последние девять. Он покончил жизнь добровольно из чувства страха. Действительно, когда он получил от императоров Константина и Лициния приглашение на свадебный пир и отказался, извинившись, что из-за старости не имеет сил участвовать в торжестве, он получил угрожающее письмо, в котором его обвиняли в том, что раньше он благоволил к Максекцию, а теперь - к Максимину Дазе. Подозревая, что ему готовится позорная насильственная смерть, он, как говорят, принял яд. Это случилось между 313 и 316 годами.
В Риме имя Диоклетиана сохранили термы, законченные в 306 году. Термы Диоклетиана по размерам и по роскоши отделки немногим уступали термам Каракаллы. Сейчас в части помещений терм Диоклетиана находится Национальный Римский музей (или Музей Терм).