Каренская национально-освободительная армия, представляющая собой ветвь Каренского Национального союза, ведёт борьбу за создание независимого государства Котхолей (Kawthoolei, «Зелёная страна», другой вариант перевода - «Отвоёванная земля») на территории бирманского штата Карен и в других районах Бирмы с большой численностью каренского населения.

Начавшаяся в 1947-м году Гражданская война в Бирме как конфликт между каренами и бирманцами продолжается до сих пор. Война ведётся как национально-освободительная, так и за контроль и сбыт опиумной продукции.

(Всего 16 фото)

Спонсор поста: Отдых в Карелии : Для вас экскурсионные туры по Карелии на Кижи, Валаам, Соловки, наполненные историческим прошлым, организация активного отдыха в Карелии, аренда коттеджей и турбаз на берегах озер.

1. Напряжённость между бирманцами и каренами имеет давние корни. Ещё во время Второй мировой войны Армия независимости Бирмы (англ. Burma Independence Army - BIA), оказывавшая поддержку японской армии, отличилась такой жестокостью в борьбе с пособниками англичан из числа каренов, что пришлось вмешаться японскому командующему BIA полковнику Судзуки Кейджи

На фото: Снайпер 101-го батальона армии НОАК на позиции на линии фронта, находящейся под контролем НОАК возле тайско-бирманской границы.

2. Во время объявления независимости Бирмы от британцев в 1948 года возникла значительная напряженность в отношениях между каренами и новыми властями страны, а также внутри каренской общины.

На фото: Солдаты из повстанческих армий ДБАК и НОАК готовятся к битве в лагере повстанцев около тайско-бирманской границы.

3. Некоторые карены стремились к независимости, обещанной им британцами за помощь в отражении японской агрессии, в то время как другие старались сосуществовать в пределах границ Бирмы.

На фото: Повстанцы из пятой бригады Демократической буддийской армии каренов (ДБАК) внутри грузовика в лагере боевиков, неподалеку от тайско-бирманской границы.

5. В начале 1949 года части социалистической политической милиции, сформированные центральным правительством, стали подавлять волнения в областях где проживают карены.

На фото: Минометы, которые используют повстанцы.

6. Тогда же начальник штаба армии генерал Дан Смит, карен по национальности, был отстранен от должности и заключен в тюрьму. Новым начальником штаба стал бирманский националист У Не Вин, занимавший ряд командных постов в BIA.

На фото: Солдаты 101-го батальона КНОА на передовой.

7. После этого Каренская национальная оборонная организация, созданная в июле 1947 года, подняла восстание, к которому присоединились многие карены служившие в армии. Так началась гражданская война, которая не закончилась до сих пор.

На фото: Подростки-солдаты 101-го батальона КНОА на своем посту на линии фронта неподалеку от тайско-бирманской границы.

8. В начале боевых действий, каренские войска сумели вторгнуться в Северную Бирму и даже закрепиться в Инсейне, в 9 км от Рангуна.

9. После 112-дневной осады в конце мая карены были вынуждены отступить от столицы Бирмы.

На фото: Этот повстанец КНОА потерял ногу, подорвавшись на мине, когда совершал патрулирование в джунглях.

10. На фото: Солдат из армии Студенческого демократического фронта Бирмы (ABSDF) ослепший после взрыва фугаса в джунглях.

11. КНОА была крупнейшней группировкой ведущей борьбу против военной диктатуры в Бирме. В 1970-80-х годах КНОА насчитывала более 20 тысяч бойцов.

На фото: Партизаны спецбатальона из штаб-квартиры КНОА патрулируют деревни, расположенные в пределах территории на юге Бирмы, находящейся под контролем повстанцев.

12. В 90-х могущество каренских вооружённых сил было подорвано несколькими тяжёлыми поражениями, нанесёнными войсками центрального правительства Бирмы. Ситуация осложнилась конфликтом внутри КНОА, из-за которого в 1994-95 годах буддийское меньшинство образовало группу под названием Демократическая каренская буддистская армия и перешли на сторону военной хунты.

На фото: Партизан из штаб-квартиры Каренской национальной освободительной армии демонстрирует свое оружие. Он является главой одной из организаций, обеспечивающих поставки оружия повстанцам.

13. Как полагают, именно раскол привёл к падению штаба КНс в Манепло в январе 1995 года. К тому же изменилась и позиция властей соседнего Таиланда, которые перестали оказывать КНС и КНОА поддержку.

На фото: из 101-го батальона Каренской национально-освободительной армии на своем посту на линии фронта около тайско-бирманской границы.

14. Снизилась популярность партизан и среди карен, уставших от многолетней войны. В результате к 2006 году численность КНОА сократилась до менее чем 4 000 бойцов.

15. Каренскую национально-освободительную армию не раз обвиняли в вербовке солдат из числа несовершеннолетних.

На фото: Дети, принадлежащие к этническому меньшинству карен играют в бамбуковой хижине, в то время как солдаты спецбатальона партизанской армии НОАК отдыхают.

16. События гражданской войны в Бирме отражены в художественном фильме Рэмбо 4, который хоть и не является серьезным и достоверным источником, но дает представление о положении дел в стране, где с 1947-го года продолжается война.

На фото: Бойцу партизанского специального батальона делают татуировку в штаб-квартире Каренской национально-освободительной армии.

Объявлено о предстоящем визите в Мьянму 17 ноября 2012 г. президента США Барака Обамы. Ожидается вполне предсказуемое пропагандистское шоу американцев и их западных союзников по сценарию *урока* демократии и *прав человека*…Одновременно пройдут и серьезные переговоры возможного развития двусторонних отношений, имеющие в том числе и геополитическое значение.

В очередной раз и для российско-мьянманских отношений появляется возможность их осмысления и анализа нынешнего состояния и перспектив кардинального улучшения. Происходит замена послов, причем и российских в Нейпьидо и мьянманский в Москве являются прекрасно подготовленными карьерными дипломатами. Проводится планомерная подготовка к созданию Межправительственных комиссий с обеих сторон, готовятся официальные и рабочие визиты на высоком и высшем политическом уровне. В Мьянме приступил к своей деятельности вновь избранный Парламент, активизировалась деятельность политических партий, профсоюзов и различных общественных объединений, в том числе и Общества мьянмано-российской дружбы.

По данным из иностранной печати, в системе противовоздушной обороны Мьянмы абсолютно доминируют советские и российские комплексы: Двина, Ангара/Печора, Ангара, Куб, Бук, Тор М-1, Тунгуска М -1 и Игла. В то же время по другим вооружениям в стране присутствуют: Израиль, Сербия, КНДР, Великобритания, Корея, КНР, Индия, Вьетнам, Франция, ФРГ, Украина и Финляндия.

Армия Мьянмы

Армия Мьянмы – это крупнейшая составляющая вооруженных сил Мьянмы и играет главную роль при проведении наземных военных операций. Она является второй по численности военной структурой Юго-Восточной Азии, вслед за Вьетнамской Народной Армией.

Армия Мьянмы насчитывает приблизительно 500 000 человек личного состава. У неё есть обширный опыт ведения боевых действий против повстанцев в условиях пересеченной местности. Это обусловлено безостановочным проведением операций против этнических и политических инсургентов, начиная со своего создания в 1948 году.

Армию возглавляет главнокомандующий. В настоящее время командует генерал-лейтенант Со Вин (Soe Win) совместно с генералом Мин Аун Хлайном (Min Aung Hlaing) - начальником Генерального штаба. Высшим званием Мьянмской Армии является старший генерал (Senior General).

В 2011 году после перехода от военного режима к гражданскому парламентскому строю, Мьянма ввела всеобщую воинскую повинность для мужчин в возрасте от 18 до 35 и женщин в возрасте от 18 до 27. В случае возникновения чрезвычайного положения граждане могут быть призваны в армию на срок в 2 года.

Официальные источники раскрывают, что почти четверть национального бюджета будет в 2012 году направлена на нужды обороны. В Правительственной газете (“The Government Gazette”) опубликовано, что 1.8 триллионов кьят (почти 2 миллиарда долларов США по официальному курсу валюты) или 23.6 процентов бюджета 2011 года уйдут в оборонную сферу.

Во времена достижения независимости Мьянмы, в 1948 году, Тамадо (местное название Армии Мьянмы) была слабой, малочисленной и разобщенной. Возникали стычки на почве этнического происхождения, политических приверженностей, истоков организации различных ветвей вооруженных сил. Единство и эффективность были ослаблены вмешательством гражданских и политических лиц в военные дела, а также разногласиями во взглядах между ними. Главной проблемой были стычки между исповедовавшими христианство этническими офицерами каренами, пришедшими из Британской Бирманской Армии (British Burma Army) и буддистами-бирманскими офицерами, пришедшими из Патриотических Войск Бирмы (Patriotic Burmese Force (PBF)).

Согласно договоренности, достигнутой на конференции в г.Канди в сентябре 1945 года, Тамадо переформировывался посредством слияния Британской Бирманской Армии и Патриотических Войск Бирмы. Офицерский состав включал в себя выходцев, как из этих организаций, так и из Организации Резерва Бирманской Армии (Army of Burma Reserve Organization (ARBO)). Британцы в свое время сформировали так называемые этнические батальоны. В те времена существовало в целом 15 стрелковых батальонов, но 4 из них состояли из бывших членов Патриотических Войск Бирмы. Все важные посты в главном штабе занимались людьми без связей с ПВБ. То же касалось и командиров. Все службы, включая военных инженеров, провианта и транспорта, артиллерии и медицинской службы, воздушного и морского флота находились под командованием бывших офицеров Британской Бирманской Армии и Организации Резерва Бирманской Армии. В настоящее время, продолжая сохранять в стране реальные рычаги власти, вооруженные силы демонстрируют готовность к демократическим переменам, к модернизации, как политической системы, так и собственного имиджа в стране и за рубежом.

Противовоздушная оборона Республики Союз Мьянма

Командование войск ПВО Мьянмы было создано в 1990-1995-х годах, но не приступило к своей деятельности ранее 1999 года. Оно было переименовано в Бюро Противовоздушной Обороны в начале 2000-х. Руководство страны создало Интегрированную Мьянманскую систему противовоздушной обороны (Myanmar Integrated Air Defence System (MIADS)) при содействии России, Украины и Китая. Это Бюро обеспечивает нужды и включает в себя представителей всех 3 видов вооруженных сил Мьянмы. Все технические средства за исключением противовоздушной артиллерии в арсенале вооруженных сил страны интегрированы в MIADS. ПВО в основном не имеет автоматического наведения, и функционируют по принципу создания зенитного заграждения для вражеской авиации. MIADS в настоящее время напрямую подчинено Бюро Воздушной Обороны и Министерству Обороны.

В 2010 году Командование воздушной обороны Мьянмы завершило внедрение оптико-волоконных систем военной коммуникации по всей стране. Эти сети должны использоваться в противовоздушных операциях для связи между базой командования, находящейся в столице, и несколькими воздушными базами, радарами раннего предупреждения и мобильными противовоздушными ракетными и артиллерийскими комплексами. После завершения проекта внедрения оптико-волоконных сетей и радаров MIADS, по оценкам западных военных обозревателей, станет самой передовой системой противовоздушной обороны в Юго- Восточной Азии.

Секторное командование операциями .

С созданием MIADS страна была разделена на 6 секторов ПВО, каждый из которых контролировался секторным командованием операциями (Sector Operations Center (SOC)), подчиняющимся напрямую национальному центру противовоздушных операций (National Air Defense Operations Center (ADOC)) в Янгоне. Каждый SOC передает информацию в центр перехватов (Operations Centers (IOC)), который в свою очередь управляет ракетами класса земля-воздух и звеньями перехватчиков, расположенных на разных воздушных базах. Каждый IOC был оптимизирован для использования одного из этих средств поражения приближающихся вражеских самолетов и ракет, поскольку был соединен c наблюдателем и постом раннего оповещения через подземные военные оптико-волоконные сети. Развернуто около 100 радарных станций, расположенных в 40 местах по всей стране. Новые радары противовоздушной обороны, такие как 1L117, Galaxy Early Warning Radar и радары системы P были установлены на всех радарных станциях.

Каждый SOC возглавляет генерал-майор, командующий батальоном ПВО и подразделением перехватчиков из ВВС Мьянмы. Фрегаты ВМС Мьянмы также оперативно подчиняются SOC.

Каждый дивизион противовоздушной обороны находится под командованием бригадного генерала и включает 3 тактических командных центра противовоздушной обороны (Air Defense Tactical Operations Command (TOC)) и единиц поддержки. Один тактический командный центр ракет класса земля-воздух средней дальности (Medium Range Surface to Air Missile Tactical Operations Command (MRSAM-TOC)) с 3 дивизионами, вооруженными ракетными комплексами Бук M-1 или Kуб, используется в качестве кольца защиты территории. Один тактический командный центр ракет класса земля-воздух малой дальности (Short Range Air Defense Tactical Operations Command (SHORAD-TOC)) с 3 дивизионами ракетных комплексов Toр M-1 используется в роли охраны стратегически важных объектов, таких как радарные установки, аэродромы и базы SOC. Тактический центр электронной разведки с 6-8 радарами и коммуникационными подразделениями предназначен для раннего предупреждения.

Каждое звено перехватчиков подчинено бригадному генералу и состоит из 3 эскадрилий MiG-29 или F-7M Airguard (по 10 самолетов на эскадрилью) и поддержкой с земли.

Военная авиация Мьянмы не имеет боевого опыта воздушных сражений с противником, но в составе задуманной мьянманскими руководителями глубоко эшелонированной и современной ПВО, в том числе и перенесенной для этих целей вглубь страны столицы Нейпьидо, она может и должна иметь хорошие перспективы, в том числе и в области военно-технического и научно-производственного сотрудничества с Россией.

Провозглашение государственного суверенитета Бирмы (ныне- Мьянма) повлекло за собой рост серьезных противоречий внутри пришедшей к власти Антифашистской лиги народной свободы. Результатом обострения отношений между представителями социалистического и коммунистического крыла АЛНС стала гражданская война между правительственными войсками и вооруженными формированиями Коммунистической партии Бирмы, точнее двух ее фракций – «Красного флага», действовавшего в штате Аракан, и «Белого флага», действовавшего на севере и востоке страны. Но если инициированная коммунистами гражданская война пошла на спад после либерализации политического курса Китая, то куда более серьезной проблемой для страны оказался сепаратизм национальных меньшинств.


Мьянма – государство многонациональное. Примерно половину населения составляют бирманцы (мьянманцы) – буддийский народ, стоявший у истоков государственности страны. Остальная часть населения представлена многочисленными народностями, относящимися к монголоидной расе и говорящими на тибето-бирманских, тайских, мон-кхмерских языках.

Во время британского колониального владычества англичанам удавалось играть на противоречиях между бирманцами как основным и государствообразующим народом страны, и многочисленными национальными меньшинствами, которые бирманцам противопоставлялись именно с целью превращения их в опору колониального режима. Естественно, что провозглашение суверенитета Бирмы было воспринято национальными меньшинствами как шанс к собственной национальной независимости. Тем более, что сепаратистские настроения активно подогревались англичанами, пообещавшими перед уходом колониальной администрации независимость нескольким бирманским штатам.

Один из очагов сопротивления центральной власти возник на Юго-Востоке Бирмы, на территории штата Карен. Основное население этой территории – карены – народ, а точнее – конгломерат народностей и племен, относящихся к каренской ветви тибето-бирманской языковой семьи. В современной Мьянме каренское население насчитывает до 7 миллионов человек и лишь около полумиллиона каренов проживает в соседнем Таиланде. В знаменитом фильме «Рэмбо – 4», события которого разворачиваются на территории Бирмы, главный герой оказывает помощь именно каренам, которые представлены угнетаемым центральными властями национальным меньшинством.

С давних времен южные карены подвергались культурному влиянию соседних монов. Моны – ныне один из наиболее мирных народов Бирмы – проживали на территории страны задолго до того, как ее заселили собственно бирманцы. Именно моны – родственники кхмеров – создали первые государства в Нижней Бирме. Естественно, что последующая экспансия бирманцев с севера и разгром монских королевств, сопровождавшийся вырезанием наиболее пассионарной части монов, способствовали не только усмирению монских земель, но и бегству части монов в соседние каренские земли. С тех пор феодальная верхушка каренов подвергалась монскому влиянию, впитывая, в том числе, и ненависть к центральной бирманской власти.

Британская колониальная администрация, следуя принципу «разделяй и властвуй», увидела в подвергшихся монскому влиянию южных каренах надежных помощников. Сотрудничеству с колонизаторами были рады и сами каренские вожди, которым не терпелось взять исторический реванш у бирманцев. К тому же, в отличие от бирманцев – убежденных последователей буддизма Хинаяны («малой колесницы»), карены охотно христианизировались, принимая веру британских миссионеров. Сегодня до 25 % каренов, преимущественно в дельте Иравади, идентифицируют себя как христиане – баптисты, адвентисты седьмого дня, католики. При этом христианство у них причудливо сочетается с сохранением традиционных племенных верований.

Христиане – карены положительно воспринимались британскими колонизаторами и имели преимущества в поступлении на военную и гражданскую службу. В годы японской оккупации Бирмы карены активно сопротивлялись новым властям, действуя под руководством англичан. Именно к этому времени относится и начало вооруженной конфронтации прояпонской Армии независимости Бирмы, из которой впоследствии и выросла вся послевоенная бирманская элита, и каренских формирований. В отместку за участие каренов в войне на стороне англичан, японцы и союзные им (до 1944 г.) бирманцы уничтожали каренские деревни, убивали мирное население, что также не могло не отразиться на взаимоотношениях двух народов.

Несмотря на то, что британская колониальная администрация пообещала решить после войны вопрос о каренской государственности, в действительности к этому не было предпринято никаких шагов. Более того, напряженность в отношениях между руководством бирманских социалистов и каренскими вождями нарастала. В вооруженных силах Бирмы к моменту провозглашения независимости служило много каренских военнослужащих – бывших британских солдат. По понятным причинам власть стремилась избавиться от каренской компоненты в армии. Так, был смещен и арестован генерал Дан Смит – карен по национальности, занимавший пост начальника штаба бирманской армии.

Для защиты своих интересов каренами был создан Каренский национальный союз. Возглавивший его генерал Бо Мя (1927-2006), баптист по вероисповеданию, начал свою политическую карьеру с участия в антияпонском сопротивлении на стороне британцев. Несмотря на молодые годы, ему удалось быстро занять руководящие позиции в каренском национальном движении. После того, как в 1949 году Каренский национальный союз провозгласил независимость Каренского государства от Бирмы, под непосредственным руководством Бо Мя была создана Каренская национально-освободительная армия (КНОА), на протяжении полувека остававшаяся серьезнейшим актором бирманской гражданской войны. Целью этих структур стало создание независимого государства Котхолей («Отвоеванная земля») на территории штата Карен и других районов компактного проживания каренских этнических групп.

Первое время каренским повстанцам удавалось настолько серьезно атаковать бирманские позиции, что мировая общественность сомневалась в самой перспективе существования Бирмы как единого унитарного государства. В частности, в 1949 году карены осаждали бирманскую столицу Янгон (Рангун), не говоря уже о полном контроле над территорией штата Карен.

Серьезность намерений Каренского национального союза в отношении создания собственного национального государства подтверждалась и тем фактом, что карены боролись с наркоторговлей и культивированием наркотических культур. Для Бирмы и вообще Индокитая это было на грани нонсенса – дело в том, что практически все вооруженные группировки, участвовавшие в гражданских войнах на территории региона знаменитного «золотого треугольника» (стык границ Бирмы, Таиланда и Лаоса) черпали значительную часть своих бюджетов именно за счет наркоторговли. Даже коммунистические отряды не брезговали контролем за плантациями опийного мака.

Каренский национальный союз не только вел боевые действия против бирманского правительства руками своего вооруженного крыла – национально-освободительной армии, но и стремился к развитию инфраструктуры на подконтрольных территориях. В меру возможностей создавались новые школы, лечебные учреждения, упорядочивалась торговля между населенными пунктами. Усилия бирманской армии по нейтрализации каренских формирований осложнялись тем, что последние отступали в горы, контролировать которые у центрального правительства не было никаких возможностей. В результате бирманцы отыгрывались на мирном населении каренских деревень, которое поддерживало своих повстанцев и являлось последним ресурсной и людской базой. За годы противостояния более миллиона человек покинули свои деревни и стали беженцами в соседнем Таиланде.

Стремление каренов к отделению от Бирмы росло тем сильнее, чем жестче действовали правительственные войска в отношении мирного населения штата Карен. Уничтожение мирных граждан, репрессии против приверженцев христианской религии, использование запрещенных мин – все это в изобилии присутствовало в войне бирманского правительства и Каренского национального союза.

Как и бывает в подобных конфликтах, на каренов делали ставку и другие государства – прежде всего, США и Великобритания, которые покровительствовали каренскому движению как естественному способу ослабления центральной бирманской власти. Значительную помощь каренскому национальному сопротивлению оказывал и соседний Таиланд. Между Таиландом и Бирмой наблюдалось давнее военно-политическое соперничество, уходящее своей историей вглубь веков, когда бирманцам даже удалось на некоторое время нанести тайскому королевству поражение и занять его столицу. Естественно, что карены в данной ситуации рассматривались руководством Таиланда как прекрасный инструмент для ослабления векового соперника, тем более заигрывавшего с социалистической идеологией.

Двадцатитысячная каренская армия, контролировавшая юго-восточные территории Бирмы, получала от Таиланда всестороннюю помощь, включая и вооружение. На территории Таиланда существовали военные лагеря каренских повстанцев. С помощью затяжной гражданской войны Таиланд серьезно нейтрализовал Бирму в качестве соперника в регионе, однако ничто не может продолжаться вечно. После того, как «Холодная война» пошла на спад, Таиланд существенно снизил и поддержку каренских сепаратистов. Бирма, переименованная в Мьянму, нормализовала отношения с ближайшим соседом и королевскому правительству ничего не оставалось, как постепенно вытеснить каренские формирования со своей территории.

К 1990-м гг. относится и раскол каренского национального движения по религиозному признаку – буддисты обвинили доминировавших христиан в дискриминации и посягательстве на свои интересы и сформировали собственную Демократическую каренскую буддистскую армию, которая достаточно быстро оказалась на стороне своих единоверцев – центральной бирманской власти. Одновременно появились и более радикальные и экзотические отколы от Каренского национального союза – Каренской национально-освободительной армии.

Одним из них стала Армия Бога, прославившаяся на весь мир детским и подростковым возрастом не только большинства своих боевиков (обычное дело для Индокитая – и среди «красных кхмеров», и среди других повстанческих групп дети и подростки всегда встречались в изобилии), но и лидеров. Братья Джон и Лютер Хту, присвоившие сами себе звания полковников, начали командовать «Армией Бога» в двенадцатилетнем возрасте, что было слишком юно даже по местным меркам. В центр внимания мировой общественности армия малолетних братьев попала в январе 2000 года, когда десять ее боевиков захватили госпиталь в таиландском городке Ратчабури. В заложниках у «солдат Бога» оказалось 700, а затем (после частичного освобождения) 200 сотрудников и пациентов госпиталя. Впрочем, подготовка таиландских спецподразделений оказалась более серьезным делом, нежели вера в харизматических братьев – террористы были уничтожены в результате спецоперации. Спустя год уже в Мьянме были захвачены в плен и сами братья Хту.

Примечательно, что более умеренное и многочисленное крыло каренского сопротивления, консолидировавшееся вокруг Каренской национально-освободительной армии, непримиримость братьев Хту оценило негативно – надежды на мирный исход борьбы за независимость не оставляют даже воевавших десятилетиями в джунглях ветеранов каренского движения.

Однако, вооруженное сопротивление каренских повстанцев с некоторой интенсивностью продолжается и в настоящее время. В 2012 году между центральным руководством Мьянмы – Бирмы и Каренским национальным союзом было заключено перемирие, но далеко не все каренские вооруженные группы, как это бывает в периоды гражданской войны, согласились с «оппортунистической» линией своего руководства. Поэтому территории штата Карен и пограничных с ним районов Таиланда до сих пор считаются одной из неспокойных зон региона.

Вывод из вышеизложенного обзора каренского вооруженного сопротивления можно сделать следующий. Пока активность каренского национального движения соответствовала интересам соседнего Таиланда, англичан и американцев, маячивших за спиной бангкокского правительства, оно рассматривалось как национально-освободительное, достойное не только сочувствия и заверений в моральной поддержке, но и вполне ощутимой материальной и военной помощи.

Изменения в политической ситуации в мире и регионе показали, что карены были лишь пешками в игре более крупных акторов мировой и региональной политики, когда же время использования их в качестве инструмента подошло к концу, они оказались предоставлены самим себе. И теперь перспективы независимого или автономного существования территорий, населенных каренами, зависят исключительно от них самих. Гораздо подлее американцы и англичане поступили с теми национальными движениями Бирмы, которые оказались вовлечены в производство и торговлю наркотиками. Об «опиумных войнах» в «Золотом треугольнике» - в следующем материале.

В Мьянме есть штат Ракхайн, который населяет этническое и религиозное меньшинство – народ рохинджа, или рохинья. Его представители в основном являются приверженцами ислама, тогда как большинство населения страны исповедует буддизм. Причём даже в Ракхайне, регионе компактного проживания рохинджа, буддисты преобладают.

Власти Мьянмы считают рохинджа незаконными иммигрантами из соседнего Бангладеш (поэтому на гражданство жители Ракхайна могут не надеяться), а после резни 1942 года, когда мусульмане убили десятки тысяч буддистов, – почти что оккупантами. Современная история противостояния рохинджа и бирманских властей насчитывает уже десятки лет.

Летом 2017 года боевики рохинджа совершили ряд нападений на полицейские и пограничные посты Мьянмы. В ответ власти организовали карательную экспедицию, которая и привела к новому витку насилия в регионе.

Нашёл в казахстанском интернет-журнале "Vласть" , директора фонда им. Фридриха Эберта в Мьянме. В ней он подробно рассказывает об обстановке в стране и корнях гуманитарного кризиса. Я её немного сократил и оставил только суть.

"25-го августа произошло резкое обострение ситуации на севере бирманского штата Ракайн (Rakhine). Массы беженцев-рохинья покидают свои деревни и лагеря и пытаются пересечь границу с Бангладеш. По сегодняшним оценкам их кол-во может достигать 90.000, есть информация о десятках людей, утонувших в приграничной реке Наф.

Причиной массового исхода рохинья стала массированная карательная операция бирманской армии, по последним официальным цифрам, которые могут быть чрезвычайно занижены, в столкновениях уже погибло около 400 человек. Бирманские вооруженные силы начали зачистки на севере Ракайна после нападения вооруженных экстремистов на полицейские и приграничные посты бирманских властей.

Мьянма - бывшая британская колония на индокитайском полуострове. Большинство ее жителей – буддисты-бамар, но страна очень гетерогенная, официально правительством признаны 135 этнических группы. С момента обретения независимости в 1948 году страна завязла в череде внутренних конфликтов, многие из которых продолжаются по сей день, считается что «бирманская гражданская война» - самая продолжительная в современной мировой истории.

За последние годы правительству Мьянмы удалось подписать договоры о перемирии с 15 вооруженным этническими группами, около восьми продолжают находиться в открытой конфронтации.

Штат Ракайн - это узкая полоска земли вдоль Бенгальского залива, упирающаяся своим северным концом в Бангладеш. Ракайн, как и остальная Мьянма, далеко не гомогенна, в ней проживают не менее 15 этнических групп разных вероисповеданий, буддисты, мусульмане, христиане. Ближе к северу, к границе с мусульманским соседом Бангладеш, мусульмане составляют большинство населения.

Ракайн, как и многие другие территории страны, не относящиеся к «истинной Бирме» (Burma Proper), это зона затяжной политической и военной борьбы за самостоятельность или даже независимость. В то же время, это самый сложный из всех бирманских конфликтов, поскольку только рохинья не признаются правительством как часть многогранного и сложного народа Мьянмы.

Рохинья – мусульманский этнос, который насчитывает около миллиона человек на территории Мьянмы. Бирманцы-буддисты зачастую отказываются называть их этим именем и предпочитают использовать термин «бенгальцы», указывающий на исторические корни этой группы. Бирманские националисты утверждают, что «рохинья» - выдуманная концепция, а на самом деле речь идет о мусульманских переселенцах из британской Индии, массово перемещенных на территорию Бирмы в 19-ом веке.

Отношения между мусульманам-рохинья и буддистами-бамар исторически - очень сложные. Во время Второй Мировой войны рохинья сражались на стороне британских частей, в то время как ракайнские буддисты были на стороне японской армии. Лидер нации и основатель современной, независимой Бирмы генерал Аун Сан (кстати, отец Аун Сан Су Чжи, нынешней соправительницы Мьянмы) обещал рохинья свой статус и равные права. После войны и до военного переворота 1962 года, немало рохинья служило на высоких позициях в бирманском правительстве.

После прихода к власти военной хунты началась фаза систематического притеснения и дискриминации. Рохинья до сих пор отказано в получение бирманского гражданства, они не могут попасть на государственную службу, для них обозначена черта оседлости и их не принимают в государственные образовательные учреждения. Даже сегодня, в самых образованных и продвинутых кругах бирманских элит бытовый расизм по отношению к рохинья – не моветон. Периодически вспыхивали этнические стычки, погромы, за которыми следовали жесткие чистки – так было, например, в 1978, 1991, 2012 годах. После 2012 в Бангладеш накопилось почти полмиллиона беженцев-рохинья. Бангладеш не в состоянии предоставить им долгосрочные перспективы и многие из них пытались бежать в Австралию, сотни погибали по пути. ООН считает рохинья самой большей в мире группой людей без гражданства.

25-го августа, ранним утром, бойцы так называемой Араканской Армии Спасения Рохинья (Arakan Rohingya Salvation Army или ARSA , ранее известной как Harakah al-Yaqin или Faith Movement) совершили координированное нападение на целый ряд приграничных и полицейских постов бирманских властей. Впервые эта группа заявила о себе в октябре прошлого года, убив несколько бирманских пограничников и полицейских вдоль границы с Бангладеш и, видимо, завладев оружием и боеприпасами, использованными на прошлой неделе.

Группировкой ARSA руководит Ата Улла, боевик родом из Карачи. Правительство Мьянмы утверждает, что он проходил подготовку в лагерях талибов в Пакистане и имеет поддержку среди влиятельных кругов Саудовской Аравии.

Главнокомандующий вооруженными силами Мьянмы , Мин Аунг Хлайн, руководит операцией зачистки приграничной территории. По его собственным словам, армия «завершает недоделанную работу времен Второй Мировой». Эта формулировка предельно жестко показывает логику действий вооруженных сил и военной элиты Мьянмы. По словам этого де-факто правителя страны, армия сделает все, чтобы предотвратить повторение 1942 года, когда бригады рохинья пытались «вырвать Ракайн из тела Бирмы».

В официальном брифинге для дипломатов и иностранной прессы представители бирманских силовиков заявили, что сверхзадачей ARSA является создание «исламского государства» на территории между Бангладеш и Мьянмой. Армия готова применить «необходимые меры», чтобы предотвратить возвращение малазийских, мальдивских, индонезийских бойцов ИГИЛа из Ближнего Востока в регион и поэтому собирается полностью зачистить северный Ракайн от «террористических» элементов.

Проявление насилия экстремистами-рохинья стало идеальным поводом для бирманской армии перейти к «финальной стадии решения» вопроса. По спутниковым снимкам видно, что сжигаются целые деревни, причем сжигаются систематично, поскольку сейчас сезон дождей и сложно представить себе стихийное распространения огня. Бирманские власти утверждают, что экстремисты сами поджигают деревни в пропагандистских целях.

Но на самом деле есть жертвы и со стороны буддистских жителей Ракайна. Около 12.000 жителей штата буддистского вероисповедания были эвакуированы вглубь центральных территорий, есть информация о случаях нападений на буддистские монастыри, в которых остановились буддистские беженцы из конфликтной зоны. И без того хрупкий мир последних лет стремительно распадается.

Итого:

Вооруженный экстремизм среди рохинья реален . Наличие такой организации как ARSA, способной координировать повстанческие операции, производить пропаганду, возможно поддерживать связи с группами за рубежом, неоспоримо.

Систематичные притеснения рохинья реальны . После десятилетий дискриминаций и гонений они вынуждены существовать в предельно маргинализованной ситуации. А это всегда идеальный инкубатор для экстремизма, исламского или любого иного.

Мы всё ещё знаем очень мало . В зону конфликта нет доступа международным наблюдателям или журналистам. Все что мы читаем в СМИ, основывается на интервью с рохинья, которым удалось пересечь границу в Бангладеш. Организованный властями два дня назад пресс-тур в Маунгдо, город в Ракайне, в котором все началось, никакой надёжной информации не дал.

Это очень старый и очень сложный конфликт , он уходит корнями глубоко в колониальную историю. Есть все основания опасаться, что бирманская армия воспользуется шансом спровоцировать массовый исход рохинья из Ракайна.

Трансформации Мьянмы – это самый сложный и комплексный переходный процесс современности. С ним, пожалуй, может сравниться только уровень комплексности когда-нибудь предстоящего севернокорейского транзита.

Новой Мьянме всего полтора года. Военный режим трансформируется в демократическую систему. Конфликтно-кризисная экономика трансформируется в мирную. Изоляция трансформируется в открытость, самодостаточность и дефицит сменяется потребительским капитализмом масс. Общество отходит от закрыто-казарменной мобилизации и переходит к мирной жизни. Слабое государство трансформируется в функциональную бюрократию.

Все одновременно. Все сразу. На этом фоне альянс Аун Сан Су Чжи и военной элиты неудивителен. Как бы это не было горько, для них вопрос рохинья до 25-го августа был абсолютно не приоритетен. А теперь остается только гадать, насколько радикально они готовы его решать".
<...>

По поводу ситуации в Мьянме. Попробуем разобраться в конфликте без всех этих округлений и пристрастий

В международных конфликтах самое сложное обычно то, что люди не пытаются в них разобраться, а пытаются солидаризироваться с той или иной стороной по каким-то простым механизмам. Правительство Мьянмы поддерживает Россия? Ату их, с детства за рохинджа! Рохинджа - мусульмане? Ату их, и фото зверств у них поддельные! Ситуация похожа на Донбасс? Или на Сирию? Или на палестинцев в Ливане? Сейчас проведём аналогии, и, исходя из них, скажем, с кем мы…

Попробуем разобраться в конфликте без всех этих округлений и пристрастий. Чай не на футболе.

В чём проблема?

Строго говоря, в истории. Нынешняя Мьянма, ранее Бирма - это древняя страна, но относительно молодое - в этих границах - государство. С XVIII по XX века она была британской колонией, и колониальные границы стали государственными. При этом в стране проживает более сотни разных национальностей. Грубо говоря, Мьянму нельзя считать национальным государством в европейском понимании этого слова. Это конгломерат очень различных сообществ и территорий, объединённых политически, но не культурно. Так получилось.

Но для понимания всего конфликта нам вся Мьянма не нужна. Нам достаточно штата Ракхайн . Это такая узенькая полоска побережья Бенгальского залива на самом западе государства, упирающаяся в Бангладеш. У него немножечко особенная стать: исторически он был отдельным государством, причём довольно сильным - контролировал и соседние бенгальские территории. Но ослабел и был присоединён к Бирме в XVIII веке. Впрочем, в том же веке вся Бирма была подчинена англичанами.

Как это бывает с пограничными территориями, население штата смешанно. Две основные этнорелигиозные группы - аракайн и рохинджа. Аракайн - это субэтнос бирманцев, исповедующий буддизм Тхеравады. Рохинджа - субэтнос бенгальцев, исповедующий суннитский ислам. По мнению аракайнцев, рохинджа здесь пришлые, припёрлись из своей Бенгалии (сейчас Бангладеш) и расселись тут при британском владычестве, чтобы британцам было проще местное население угнетать. По мнению независимых историков, это отчасти правда, но не так чтобы прям на 100% - впервые рохинджа были замечены там ещё до британцев, лет так четыреста тому, так что было время укорениться.

Рохинджа в Мьянме не любят, причём довольно давно. Тут мы вновь на минутку отходим от штата Ракайн и смотрим на страну в целом. После освобождения от британцев в 1948-м и последовавшей за ним гражданской войны там начали строить социализм, и так в этом преуспели, что к концу 1980-х страна стала совсем нищей. После чего в 1988 году произошёл военный переворот… но не произошло своего Пиночета. К власти пришла военная хунта высокой степени отмороженности: в диктатуру - смогла, в просвещённую - уже не получилось. Зато хоть страну переименовали из Бирмы в Мьянму. На рубеже 2010-х годов, впрочем, после ряда протестов прошла демократизация и были выбраны новые лидеры. Лидеры - потому что формально президент страны Тхин Джо (он мужчина), а реально рулит всем лидер его партии «Национальная лига за демократию», лауреат Нобелевской премии мира, министр иностранных дел и «государственный советник» (фактически спецдолжность «под человека») Аун Сан Су Джи (она женщина). Так получилось, потому что у Аун Сан Су Джи супруг и дети - иностранные граждане, а Конституция Мьянмы запрещает при таком условии избираться в президенты. Там вообще длинная красивая история, но если ещё и её пересказывать, статью придётся в трёх томах издавать.

Какое отношение вся эта история имеет к рохинджа?

Сейчас объясним.

Рохинджа, которых в Ракхайне около миллиона, дискриминированы примерно с того момента, как Бирма обрела независимость. Отчасти потому, что никто не любит нацменьшинства. Отчасти потому, что сами виноваты. Во-первых, потому что в них исторически видели пособников британских оккупантов. Во-вторых, потому что во время Второй мировой бирманцы сражались на стороне Японии, а рохинджа - на стороне союзников. Как бы и спасибо им за это, но в процессе они активно резали местное аракайнское население Ракхайна, что уже не в их пользу. В итоге по завершению войны союзники победили, но Британия дала Бирме независимость - и рохинджа остались один на один с теми, кого недавно били. Причём хотя сразу после войны аракайны думали отделяться от основной Бирмы, их соблазнили остаться обещанием помочь в разборках с рохинджа силами основной армии страны. И время от времени помогали. В общем, хреново быть рохинджа в Бирме/Мьянме.

Большинство из них не имеют гражданства страны - упомянутая выше военная хунта тупо не давала им паспортов, исключив их из закона о гражданстве 1983 года. То есть не могут голосовать, учиться и получать государственные медицинские услуги. Это не чёрная легенда, а правда. И это давно и плотно волнует ООН, считающую рохинджа крупнейшим непаспортизированным сообществом на планете. Официально в Мьянме вообще считается, что это какие-то бродяги из Бангладеша, и нации такой не существует.

Почему пошло обострение?

Обострения там случаются довольно регулярно, последнее было в 2012 году. Просто в этот раз оно сильнее взбудоражило мусульман по всему миру и лучше попало на страницы международной прессы. Потому что рохинджа стали лучше коммуницировать.

Как это бывает в подобных случаях, у рохинджа есть собственные вооружённые отряды, эдакие рохинджийские повстанческие армии. Наиболее активная ныне называется Араканская армия спасения рохинджа. В августе она сначала напала на пограничные посты армии Мьянмы, а потом выпустила видеообращение: мол, наш народ 60 лет угнетают, пришла пора положить этому конец, реализуем своё право на вооружённое восстание, идите все в…

Разумеется, армия Мьянмы начала операции против них. И да, в этих операциях начало активно страдать местное население - был запущен ещё один виток гражданского конфликта со всеми его «милыми» особенностями. Но ключевая разница - в том, что это уже делается на виду. Мьянма - вообще не очень «вшитая в мир» страна, но в этот раз внимание оказалось к ней приковано. По ряду объективных и субъективных причин, о которых ниже.

Правда и неправда

Разве бывает так, что буддисты бьют мусульман? - спросит читатель. Обычно же мы привыкли, что это мусульмане кого-то бьют, а буддисты - они мирные…

Бывает, особенно в районе Индийского субконтинента. Помимо Мьянмы, например, на Шри-Ланке. Тут дело не в религиях. Религия лишь выступает стержнем, вокруг которого формируется нация, а когда та уже сформировалась, она уже живёт по своим законам. Автор этих строк не устаёт повторять: если бы идеология хиппи-непротивленцев захватила бы мир, через пятьдесят лет Вооружённые силы Коммуны всеобщей любви выжигали бы напалмом войска Тусовки цветочков и ягодок в боях за территории и ресурсы, попутно объявляя их пацифизм еретической школой. Потому что таковы законы взаимодействий человеческих сообществ.

Таки да, в Мьянме буддисты бьют мусульман. А мусульмане - буддистов, но у буддистов получается явно лучше.

Но всё же определённую роль религия в этом конфликте сыграла. За мусульман в этот раз решило заступиться всё мусульманское сообщество - от Эрдогана и до Кадырова. Во-первых, потому, что мусульмане действительно чувствительны к таким штукам, а во-вторых, потому, что какой же лидер не любит мобилизовать сторонников против далёкого врага за семью морями? Естественно, войска они в Мьянму не отправят (слишком длинный «рычаг» для проекции силы), а Мьянма не отправит войска к ним. Но они активно включились в дипломатический процесс, а заодно и в информационную войну - пошли уже фейки с попыткой выдать старые и просто левые фото за зверства армии Мьянмы.

Тут следует отдельно заметить: то, что армия Мьянмы не особо заботится о мирном населении в зоне конфликта, фиксируют и международные организации. Да и со стороны вполне себе официальных представителей страны вроде главкома вооружённых сил Мин Аунг Хлайна звучит такая риторика в духе «пора исправить исторические ошибки», что не оставляет вариантов для сомнений: бьют и не сильно этого стесняются. Это правда. Но часть фотоматериала с доказательствами зверств военных поддельна - это тоже правда.

Тем временем мирные рохинджа пытаются сбежать от конфликта в соседний Бангладеш - что, в общем-то, вполне совпадает с планами мьянмских военных. Но там страна и так бедная и перенаселённая, так что новоприбывшим предлагается под освоение необитаемый остров Тенгар-Чар. Одна проблемка: во время приливов его затапливает. Вот спасибо! С другой стороны, от конфликта бегут и аракайны, но в меньших масштабах и в более определённом направлении.

Официальное правительство Мьянмы на словах солидаризируется с армией, что уже вызвало шквальную критику Аун Сан Су Чжи с ехидным «надо всё-таки Нобелевки мира давать только посмертно». Но тут есть нюансы. Исторически армия Мьянмы (по иронии судьбы, созданная отцом Аун Сан Су Чжи) - один из ключевых институтов страны, причём так было даже до военной хунты. Сейчас же хунта вроде как и отстранилась, но…

Положение нового правительства - шаткое. Особенно если учесть раздрай в экономике и всю специфику «лоскутной» страны»;

Правительство де-факто, да и де-юре, не имеет полного контроля над армией. Да, вот так. Такая себе Турция курильщика;

В обществе и в ряде политических и социальных сил бытует мнение, что рохинджа надо… ну вы поняли, по классику: мешок, балка, лом.

В смысле, даже если Аун Сан Су Чжи на самом деле каждый вечер плачет в подушку по поводу всего происходящего, на публике ей надо улыбаться и махать. Всё равно в её ситуации процесс-то особо не остановить.

В общем, гуманитарная катастрофа - есть, этнические чистки - похоже, тоже. Сделать пока ничего нельзя. Переселять некуда, вводить миротворцев неоткуда. Самореплицирующийся процесс взаимного отумачивания.

Напоследок рассмотрим то, как это сказывается на других странах.

Причины да последствия

Влияние на рохинджа ранее имели саудиты - и сейчас они активно высказываются в защиту единоверцев. Но как раз для них обострение конфликта сейчас очень не в тему. Ракхайн - важный элемент транзитного коридора на пути поставок энергоносителей из Саудовской Аравии и Катара в Китай. Обострение в этом регионе бьёт по этому сотрудничеству вне зависимости от того, кто там кого режет.

В свою очередь правительство Мьянмы работает над снижением зависимости от Китая, в чью зону влияния страна де-факто входит. Но вряд ли это могло стать причиной конфликта, хотя может быть одним из значимых его факторов.

Ситуацию в Мьянме используют отдельные лидеры исламского мира для увеличения своей популярности и веса - в первую очередь президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Но это скорее попытка ловить момент.

Интересна ситуация в России. РФ давно поддерживает Мьянму - во-первых, в рамках выстраивания хороших взаимоотношений с Китаем; во-вторых, просто на уровне братства силовиков - Кужугетович с Мин Аунг Хлайном разве что в дёсны не целовался. Именно Россия и Китай блокируют в ООН все попытки приструнить правительство Мьянмы.

Но тут внезапно это стало фактором внутренней политики - Рамзан Кадыров требует от родного правительства решительно осудить Мьянму и поддержать рохинджа. Зная, что для родного правительства это стало бы прямым конфликтом с Китаем - собственно, почему . Да, автор слышал версию, что именно Кремль за этим и стоит, но, если честно, пока не очень похоже - особенно если учесть, какой эффект происходящее спровоцировало в самой России.

А оно выглядит очень любопытным, если сделать смелое допущение, что Рамзан Ахматович на самом деле клал на рохинджа и их проблемы. В таком разрезе это больше похоже на желание начать определять внешнеполитическую повестку всей России. То есть резко увеличить свой и без того немалый политический вес, а заодно и мобилизовать сторонников под это священное дело.

Бахнуло в Ракхайне - отозвалось в Москве. Интересно бывает жить в глобализованном мире.