Тема урока : География - наука о земле.

Основные цели и задачи : сформировать у учеников 5-ого класса понимание того, чем занимается география, сформировать начальный интерес к этой науке и желание ее изучать.

План урока :

  1. Определение географии
  2. Подразделы географии
  3. Откуда географы черпают информацию

Ход урока

1. Определение географии

Как уже было сказано, география - это наука о Земле. Она всесторонне изучает нашу планету. В переводе с греческого слово «география» означает «землеописание». Да и состоит это слово из двух простых греческих слов: «ге» (что в переводе означает Земля) и «графо» (что переводится как пишу).

Развитие географии проходило параллельно развитию человечества. Помните, с самого начала люди считали, что Земля стоит на трех слонах, которые, в свою очередь, размещались на огромной черепахе? Тогда и описание Земли было другим. Древний человек, не имея достаточных инструментов, описывал то, что мог увидеть невооруженным глазом - леса и поля, реки и озера, людей и их обычаи. С тех пор, как было доказано, что Земля - это круглая планета, методы ее исследования круто поменялись. Современные географы ни для не проживут без различных искусственных помощников, позволяющих им, прежде всего, преодолевать значительные расстояния (например, автомобилей с повышенной проходимостью). Кроме того, им понадобятся бинокли, дальномеры, но при этом и микроскопы.

С чего начнется изучение географии для вас, учеников 5 класса? Конечно, это будет общая география. Вы узнаете об особенностях природы вашего родного края, изучите, какие особенности рельефа тут присутствуют, какие растения растут и какие животные обитают. Со следующего года вы пойдете дальше - и вот уже узнаете, что такое географическая оболочка, из чего она состоит, как она сформировалась. Наверняка вам будет интересно узнать, что такое литосфера или атмосфера. Может, вы сами сможете догадаться, для чего нужна гидросфера и что включает в себя биосфера. А еще вы узнаете, что человечество обитает именно в географической оболочке, и его влияние на нее огромно.

Так что говоря о географии, мы будем подразумевать комплекс наук, который изучает географическую оболочку, в рамках которой происходит взаимодействие природа и человека, живущего в обществе.

2. Подразделы географии

Как и любая другая наука, изучающая явления в комплексе и системе, география имеет несколько подразделов, каждый из которых занимается своими отдельными вопросами. Всего известно более 80 взаимосвязанных между собой наук, которые относятся к географии. Самые известные и популярные среди них:

  • Океанология - наука, изучающая процессы, которые имеют место в Мировом океане.
  • Демография - исследует население земного шара, его качественный и количественный состав. Именно эта наука говорит о том, что в настоящее время на Земле проживает 7,5 млрд. человек. К сожалению, демография не может дать ответа на вопрос, сколько же населения сможет выдержать наша планета.
  • Инженерная география - в рамках этой науки подлежат исследованию грунты, на которых возводят различные сооружения. Специалисты в этих вопросах следят, чтобы построенное здание, к примеру, не сползло в море из-за нестабильных грунтов.
  • Климатология - как следует из названия, и это очень легко, наука о климате на планете. Главный вопрос - существует ли парниковый эффект или его придумали злые ученые.
  • Геология - исследует земную кору, ее строение и состав. А вдруг в месте, где запланировано строительство небоскреба, расположена сейсмически опасная зона и велика вероятность землетрясений?
  • Геоморфология - занимается изучением рельефа земной поверхности.
  • Медицинская география - для нее важными являются вопросы влияния различных особенностей территорий на состояние здоровья тех людей, которые там проживают.
  • Картография - наука о создании карт и их чтении.

Как и биология, усилия географии и ученых, работающих в данной сфере, направлены на то, чтобы сохранить природу в ее первозданном виде, а также экономно и бережно использовать те богатства, которые она нам предоставляет.

Все науки, работающие под «эгидой» географии, относятся к одному из двух классов:

  • Физическая география - они посвящены изучению поверхности нашей планеты.
  • Социально-экономическая - в фокусе ее внимания многообразие проявлений мира, в котором живут люди, а также той экономической деятельности, которую они ведут.

Практическое задание:

Разделите указанные выше подразделы географии между двумя этими классами.

3. Откуда географы черпают информацию

Изучать географию на начальном этапе не очень-то и сложно - географические карты, словари, учебники и энциклопедии, рассказывающие о географических достижениях различной давности очень много. Прежде всего, нужно научиться читать географическую карту - это умение может иметь и практические применение, например, поможет вам в походе или в путешествиях.

Кроме того, просмотр телевизора и компьютера с подключением к Интернету в данном случае более чем приветствуется - на сегодняшний момент многие телеканалы мира (например, BBC), имеют собственные программы, посвященные вопросам географии. Ну и про книги (в первую очередь, учебники) забывать не стоит - в них собрана квинтэссенция тех знаний, которые вам сейчас доступны.

Оценивание : Поскольку в рамках урока было мало практических заданий, оценивать учеников необходимо по итоговой проверке уровня освоения ими материала. Следует задать несколько вопросов, перечисленных в разделе «Итоги урока», чтобы понять, как был усвоен его материал.

4. Итоги урока:

В ходе проведённого урока ученики познакомились:

  • Что такое география? Какие отличия в изучении нашей планеты в прошлом и в настоящем вы можете отметить?
  • Какие есть подразделения географии и чем каждое из них занимается? Что такое физическая и социально-экономическая география?
  • Что является источником информации для изучения географии?

Домашнее задание:

В рамках творческого задания можно посоветовать ученикам:

  • Дополнить список подразделений географии - приведенный в п.3 не является конечным.
  • Разобраться с тем, как теоретические исследования в области географии влияют на практическую деятельность человека - например, помогают в строительстве или медицине.
  • Найти в Интернете одно видео, посвященное географическим вопросам, посмотреть его и письменно пересказать, о чем там шла речь, своими словами.

Учитель географии Миронова Ирина Александровна

МОУ Труслейская СОШ, Инзенский район

Учебник А. А. Летягин «География. Начальный курс»

Тема урока: «География - одна из наук о планете Земля»

Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения.

Цели по содержанию:

Образовательные: способствовать формированию знаний о науке география, географических объектах, географических процессах и явлениях, географической оболочке.

Развивающие: Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебником.

Воспитательные: Способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты:

Личностные: Осознание значимости географических знаний для современного человека.

Ознакомление с примерами природного наследия ЮНЕСКО (на территории мира, в том числе и России). Мотивация На изучение географии.

Метапредметные: Выделять с Ущественные признаки понятия,

Ориентироваться В учебнике и находить ответ на поставленный вопрос;

Составлять мини-эссе; анализировать информацию (текстовую и иллюстративную, в том числе видео) для подготовки ответа на вопрос; использовать Речевые средства для выражения своих чувств, мыслей; Составлять определение понятиям, создавать обобщения.

Предметные: Различать Географические объекты и правильно называть их,

Определять Значение объектов ЮНЕСКО для человечества, объяснять

существенные признаки понятий: «географический объект», «географические процессы и явления», Приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий

Универсальные учебные действия:

Личностные: Осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, способность к самостоятельному приобретению новых знаний; умения управлять своей познавательной деятельностью, организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи; оценивать достигнутые результаты.

Познавательные: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.

Коммуникативные: Уметь общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: Водный урок, урок усвоения новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся: Фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: учебник А. А. Летягин «География. Начальный курс. 5 класс» - М.: Вентана-Граф, 2015, примеры источников географической информации, мультфильм «Кто раскрасил море?», заготовка для рефлексии «Острова».

Ход урока

1.Организационно - мотивационный этап урока

Цель: Эмоционально - положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.

Учитель: Здравствуйте. Я рада вас видеть на уроке. Давайте познакомимся с учебником географии, кто его автор и содержание предмета.

Определение темы урока: Какие науки вы изучали в начальной школе?(называют различные науки из курса начальной школы)

Какой школьный предмет изучает природу? (называют окружающий мир)

Какие еще науки изучающие природу вы знаете? (называют естественные науки. Дети должны вспомнить и назвать науки о природе.)

Формулирование задач урока: Как вы думаете, с чем нам предстоит познакомиться сегодня на уроке? (называют основные понятия урока в рамке на стр.5 (география, географические объекты, географические процессы и явления, географическая оболочка)

Создание мотивационной установки: просмотреть мультфильм «Кто раскрасил море» и сделать вывод о том, в чем причина неправильного поведения школьника? Как ее можно устранить?(дети знакомятся с содержанием мультфильма и называют в качестве основной причины – незнание географии, которую нужно изучать.)

2.Процессуально - содержательный этап урока

Что изучает географическая наука? Определить, что является предметом изучения географической науки?

Поиск необходимой информации на стр.5-6 учебника

Работа с рисунком №1 с.6 (Разнообразие географических объектов)

Приводить примеры географических объектов на территории Ульяновской области, России, мира (заполнить таблицу на доске).

Географические объекты

Для чего изучают Землю? Приведите примеры, подтверждающие значимость географии для определенных профессий. Какими материалами (географическими продуктами) они пользуются?

Какие географические объекты известны любому жителю планеты? (перечисляют названия памятников природы)

Почему об этих объектах знают все жители Земли? (выходят на формулировку понятия памятники Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Необходимость сохранения природного наследия для потомков.)

Как изучают Землю? Назовите известные способы изучения объектов? Какие из них может использовать география? (называют: наблюдение, описание, сравнение, анализ, изучение во времени)

С помощью чего изучают Землю? Приведите доказательства утверждению «Учебник географии для школьника – это основной источник получения географических знаний». (учащиеся читают вводную статью «Как построен учебник» и приводят аргументы: дано описание географических объектов и явлений, объясняются причины изменений их во времени)

Учитель: Ребята давайте посмотрим оглавление учебника и познакомимся со структурой и содержанием основных разделов учебника и аппаратом ориентировки в нем.

Отвечают на вопросы учителя.

Например, В каком параграфе и на какой странице мы найдем ответ на вопросы:

1. Что такое водопады?

2. Каковы их внешние признаки?

3. На каких реках они есть? (с.98-99 §17)

Учитель: Приведите примеры других известных вам источников географической информации. (называют карты, книги, дневники путешествий, энциклопедии, космические снимки, фильмы, газеты, передачи и др.)

3.Этап закрепления

1.Вопросы для беседы:

Что означает слово география?

Что изучает географии?

Для чего изучают географию?

Как изучают географию?

С помощью чего изучают географию?

С чем или с кем вы связываете географию?

Что вы знаете о географии?

Что бы вы хотели узнать, изучая географию?

Какие книги и журналы географического содержания вы читали?

Какие телепередачи и кинофильмы географического содержания вы видели?

Тест 1) Название «география» в переводе с греческого означает :

А) землеведение

Б) землепользование

В) землеописание

2) Научные представления о природе Земли можно получить с помощью

А) сборника стихов о природе

Б) учебника географии

В) мультфильма

3) Какой объект не являются географическим?

Б) вулкан Везувий

В) Египетские пирамиды

Ответы 1-в 2-б и 3-а и объясняют причину выбора. Сравнивают с правильными ответами (самоконтроль)

Подведение итогов

Учитель: Герой комедии Д. И. Фонвизина «недоросль » Митрофанушка говорит своему учителю: «зачем мне география? Куда надо, меня извозчик довезет». А какое ваше мнение? Нужны ли современному человеку географические знания и для чего? (учащиеся высказывают своё мнение. Получается мини-эссе, 5 предложений)

4.Рефлексивный этап урока

Прием «Острова». На карте с изображением островов со следующими названиями о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Удовольствия, о. Воодушевления, о. Наслаждения прикрепить или нарисовать (на листе ватмана или на доске) свой корабль в соответствующем разделе карты, который отражает Ваше душевное, эмоционально-чувственное состояние.

Примечание. Можно нарисовать новый остров со своим названием, если его нет на карте и даже изобразить Бермудский треугольник.

5. Объяснение домашнего задания

Обязательное задание Найти в тексте (параграф 1 с.5) и выписать в словарик определения:

1) географический объект,

2) географические процессы и явления,

3) географическая оболочка.

Сравнить в тексте статьи (параграф 1 с.7) количество объектов ЮНЕСКО в 1978 г. и в 2015г. сделайте вывод: во сколько раз увеличился показатель?

Дополнительное задание (по выбору)

Задание № 6 стр.10 (по желанию) (Составить перечень географических объектов своей местности)

Мини – сочинение . Продолжить первое предложение, характеризующее вашу позицию и ее аргументацию. Я думаю, что новые географические исследования на нашей планете необходимы, так как…

Социологический опрос. Выясните, в чем заключается роль географической науки в жизни общества. Спросите об этом своих родных и близких. Запишите их мнение в таблицу.

Если домашнее задание на тему: » Конспект урока по географии “География – одна из наук о планете Земля” 5 класс оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Физическая география 6 класс. Урок 1. Тема: Введение. Что изучает география? Как накапливались сведения о Земле Цель урока: Раскрыть содержание курса физичеcкой Цели урока: обобщить представления школьников о системах объектов; освоить новые приемы создания текстовых объектов. Основные понятия: система, структура, системный подход, системный
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

Эволюция географических представлений о взаимоотношениях человека и природы

Интерес к взаимоотношениям между человеком и средой его обитания следует считать традиционным для географии. В эволю­ции географических представлений по этому предмету можно раз­личать три главных этапа. На первом, наиболее продолжитель­ном, этапе ученых занимал вопрос о том, как природная среда влияет на человека - на жизнь людей, их занятия, культуру, го­сударственное устройство, историю. Этот односторонний интерес отвечал низкому уровню развития производительных сил; тогда человек находился во власти природной стихии, а его ответное воздействие на нее было мало ощутимым. Лишь в Новое время ученые стали обращать внимание на человека как на активный географический фактор, способный существенно влиять на свое природное окружение. Однако это влияние первоначально рас­сматривалось как свидетельство мощи и торжества человеческого разума и техники, а не как нечто, содержащее в себе потенциаль­ную угрозу самим условиям обитания людей.

Потребовалось еще немало времени и горького опыта, чтобы отдельные ученые обратили внимание на пагубные последствия нерационального «хозяйничанья» человека в своем «жилище». Но прошли еще долгие десятилетия, прежде чем беспокойство за судьбы географической среды и самого ее «хозяина» стало все­общим.

Первые наблюдения за влиянием природной среды на челове­ка мы встречаем у древнегреческих географов в V в. до н.э. Так, Геродот обратил внимание на зависимость рода занятий населе­ния (например, скотоводства у скифов) от природных условий и пытался объяснить характер людей влиянием климата. Младший современник Геродота, основатель медицины Гиппократ, делил Ойкумену на три полосы - холодную, умеренную и жаркую - и считал, что жителям этих полос свойственны разные физические и психические особенности.


Впоследствии многие античные историки, политики и фило­софы (среди них Платон и Аристотель) придерживались взгляда об определяющем влиянии природных условий, и прежде всего климата, на жизнь, нравы народов, на их способность управлять другими народами или, напротив, на предопределенность к раб­скому состоянию. Так возник географический детерминизм - не столько географическое учение, сколько социально-политическая доктрина. В «Географии» Страбона также находим ряд соображе­ний о влиянии природной среды на жизнь разных народов, одна­ко он избегал крайних политических выводов.

Спустя много столетий, в XVI в., идеологи молодого класса буржуазии в своей борьбе против феодализма пытались найти ес­тественные причины общественных явлений в географо-детерми-нистских взглядах античных ученых. Одним из первых к ним обра­тился французский юрист и политик Ж. Бодэн, а в первой поло­вине XVIII в. его идеи заимствовал и развил выдающийся просве­титель Ш. Л. Монтескье. Географы того времени не проявляли боль­шого интереса к выяснению влияния природной среды на судьбы человечества. Поворот в этом направлении связан с трудами К. Рит-тера (первая половина XIX в.).

Ранее уже отмечалось, что К. Риттер видел в географии дис­циплину, подсобную для истории, и пытался найти во внешних чертах земной поверхности некое «высшее» предначертание для судеб человечества. В конце XIX в. вульгарно-географические идеи К. Риттера нашли отражение в «Антропогеографии» и «Полити­ческой географии» Ф.Ратцеля. Некоторые его последователи, в свою очередь, продолжали развивать идеи «географического кон­троля» в разных направлениях. В США они получили распростра­нение под названием инвайронментализма. В крайних своих фор­мах это учение приобретало характер вульгарного географизма. Один из его видных представителей Э.Хантингтон утверждал, например, что во все эпохи развитие цивилизации определялось климатом.

Уже в 20-е гг. XX в. в американской географии появились выс­тупления против «жесткого» или «грубого» инвайронментализма, а к середине прошлого столетия это учение практически потеряло сторонников. Но отказ от инвайронментализма привел американ­скую географию к противоположной крайности - географичес­кому индетерминизму, или географическому нигилизму. Инвай-ронментализму стали противопоставлять свободную волю челове­ка, культуру или традиционный образ жизни обитателей, а прак­тически это означало отказ от всякого детерминизма при объяс­нении истории общества. Впрочем, между двумя крайними пози­циями на Западе существовали как бы промежуточные, или ком­промиссные, концепции. В 20-е гг. во французской географии воз­ник поссибилизм (от фр. possible - возможный, возможно) - на-


правление, согласно которому природа предоставляет человеку множество возможностей и свободу выбора. Так называемые уме­ренные детерминисты критиковали поссибилистов за недооценку роли природной среды и признание ничем не ограниченной сво­бодной воли. Не претендуя на объяснение общественно-истори­ческого процесса лишь влиянием географической среды, «уме­ренные» детерминисты (Г.Тейлор, А.Ф.Мартин, О.Спейт и др.) достаточно убедительно доказывали, что человек не может эман­сипироваться от влияния природных факторов, и специфическая задача географов состоит в том, чтобы всесторонне изучать это влияние.

В советской географии существовала традиция связывать гео­графический детерминизм с буржуазной идеологией, что неред­ко приводило к проявлениям географического нигилизма, к не­дооценке роли природно-географических факторов как в научных экономико-географических разработках, так и в хозяйственной практике. Тем не менее многие географы своими конкретными исследованиями дали немало доказательств важной роли геогра­фической среды в жизни людей и развитии народного хозяйства.

Пока одни географы спорили о влиянии географической сре­ды на судьбы человечества, другие стали обращать внимание на вторую сторону взаимоотношений в системе человек-природа. Уже опыт древнейших культурных народов, создавших мощные ирригационные системы, мог бы дать пищу для раздумий о тех изменениях, которые человек вносит в природную среду. С Вели­кими географическими открытиями, успехами естествознания и первыми победами молодого капитализма появилась убежденность в силе человеческого разума, способности человека «покорить» природу. С конца XVII в. некоторые ученые допускали, что Ла-Манш мог быть вырыт людьми. Выдающийся французский есте­ствоиспытатель и просветитель Ж. Л. Леклерк де Бюффон в конце XVIII в. разделил историю Земли на семь периодов, последний из которых, по его мнению, характеризуется выходом на арену че­ловека как силы, соперничающей с силами природы.

Однако уже в начале XIX в. в суждениях о воздействиях челове­ка на природу появляется новый аспект. В 1820 г. предшественник Ч.Дарвина Ж.Б.Ламарк писал, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания.

Первый серьезный научный анализ изменений, произведен­ных человеком в физико-географических условиях Земли, дал американский географ Дж. П. Марш в 1864 г. 1 Он подробно рас­смотрел последствия антропогенных изменений растительного и животного мира, истребления лесов, устройства плотин, осуше-

1 См. русский перевод: Марш Дж. П. Человек и природа. - СПб., 1866.


ния болот и озер, осушения и орошения почв и т.д., пытался предвидеть возможные последствия переброски вод Дона в Кас­пийское море или Волги - в Азовское, осушения залива Зёйдер-зе в Нидерландах. Дж. П. Марш убедительно доказал, что недо­оценка взаимосвязей в природе и нарушение сложившегося в ней равновесия ведет к непредвиденным и преимущественно вред­ным косвенным последствиям действий, предпринятых с целью получить непосредственную выгоду. По его словам, природа мстит человеку за подобные непродуманные действия. Он подчеркивал, что воздействие человека на природную среду следует рассматри­вать как проблему физико-географическую. К сожалению, на ро­дине Дж. П. Марша его книга оставалась практически забытой по­чти в течение столетия.

Мыслям Дж. П. Марша созвучны идеи Ф. Энгельса о том, что «мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель вла­ствует над чужим народом... Все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять» 1 . За каждое наше пренебре­жение к этим законам природа, говорит Энгельс, пользуясь тем же выражением, что и Марш, мстит человеку неожиданными последствиями. Энгельс приводит ряд характерных примеров та­ких воздействий: запустение в Греции, Малой Азии и других ме­стах из-за исчезновения источников влаги, последовавшего за истреблением лесов; упадок скотоводства в высокогорьях и в то же время катастрофические наводнения на равнинах из-за выруб­ки лесов на южных склонах Альп; смыв плодородного слоя вслед­ствие выжигания горных лесов на Кубе испанскими плантатора­ми ради получения удобрения, хватившего лишь на одно поколе­ние кофейных деревьев. Основную причину безответственного от­ношения человека к природе Энгельс видел в устройстве самого общества: все существовавшие к тому времени способы произ­водства имели в виду достижение ближайших, наиболее непос­редственных полезных эффектов труда.

В 1868- 1869 гг. известный французский географ Э.Реклю пред­принял попытку популярно описать воздействие человека на при­роду, однако в последнем своем большом труде «Человек и при­рода» (1905 - 1908) он поставил цель рассмотреть влияние поч­вы, климата и всего окружающего на исторические события, по­казать связь судеб человечества с Землею, выяснить причины и следствия в жизни и деятельности народов и установить гармо­нию их с общим ходом развития нашей планеты. С начала XX в. вопросам влияния человека на природу стали уделять внимание некоторые французские и германские географы, но их интересы в этой области сводились главным образом к описанию внешних

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 20. - С. 496.


черт ландшафта, связанных с деятельностью человека или к по­искам гармонии в его отношениях с природой.

На рубеже XIX и XX вв. по рассматриваемой проблеме особо выделялись труды русского географа А.И.Воейкова. В 1894 г. он посвятил специальную работу воздействию человека на природу. Анализируя, подобно Дж. П. Маршу, различные негативные по­следствия вмешательства человека в природные процессы, А. И. Во­ейков развивает конструктивный подход, т.е. ищет пути рацио­нального воздействия на природную среду. Главная его идея со­стояла в том, чтобы использовать силы самой природы и их вза­имную зависимость для «земельных улучшений». В упомянутой работе и в ряде последующих этот ученый настойчиво пропаган­дировал использование растительного покрова и воды как глав­ных рычагов управления природными процессами в хозяйствен­ных целях. Эти идеи А. И. Воейков реализовал на практике, он дал научное обоснование развития ирригации в Средней Азии, внедрения субтропических культур в Закавказье, осушения бо­лот, закрепления песков и т.д.

Величайшая заслуга в развитии конструктивного подхода к вза­имоотношениям человека и природной среды принадлежит В. В.До­кучаеву. Его мы вправе считать основоположником комплексного географического направления в природопользовании и оптими­зации природной среды. В отличие от А. И. Воейкова, считавшего, что на природную среду следует воздействовать по принципу «раз­деляй и властвуй», Докучаев требовал «чтить и штудировать всю единую, цельную и нераздельную природу, а не отрывочные ее части» 1 . Этот принцип ученый блестяще реализовал применитель­но к степи как целостному природному комплексу. В 1892 г. он дал глубокий комплексный анализ природы степных ландшафтов, затем показал, как хозяйственное воздействие привело к их про­грессирующему иссушению, развитию оврагообразования, утрате почвенного плодородия; итогом этого исследования явилась ком­плексная программа рационального использования и улучшения природной среды степной зоны. Впоследствии Докучаев, опира­ясь на сформулированный им закон мировой зональности, наме­тил генеральную стратегию совершенствования сельского хозяй­ства и проведения мелиоративных работ в Европейской России применительно к каждой природной зоне.

Другое направление исследований В.В.Докучаева можно рас­сматривать как начало экологической географии. Как известно, он распространял действие закона зональности на человека и го­ворил, что человек зонален во всех проявлениях своей жизни. До­кучаев пытался найти зональную специфику в типах жилища и

1 Докучаев В. В. Наши степи прежде и теперь. . - Соч. - 1951. - Т. б. - С. 97.


одежды, характере пищи, а в отдельных случаях даже в «умствен­ном и нравственном облике» жителей. В советской географии эти высказывания Докучаева было принято считать методологически ошибочными, в них усматривалось проявление географического детерминизма. Однако к настоящему времени наука накопила не­мало доказательств влияния географической зональности на фи­зический облик человека, состояние его здоровья, быт, культуру и хозяйственную деятельность; бесспорно доказано, что человек, как и всякое живое существо, подлежит экологическому исследо­ванию. На этом, как мы увидим в дальнейшем, основано возник­новение экологического направления в современной географии.

Более ста лет назад В.В.Докучаев предвидел, что будущие по­коления петербуржцев столкнутся с тем, что теперь называется ухудшением экологической ситуации. Он обратил внимание на недостаточную изученность природной среды окрестностей сто­лицы и еще в 1890 г. разработал детальную программу комплекс­ного исследования Санкт-Петербурга и его окрестностей. По его мнению, такое исследование дало бы основу для улучшения жиз­ни людей, их благосостояния и здоровья, однако эта программа до сих пор остается нереализованной.

Теоретическим итогом научной и практической деятельности В. В.Докучаева была мысль о необходимости особой науки о вза­имодействии между живой и неживой природой, с одной сторо­ны, и человеком - с другой. В сущности, Докучаев поставил зада­чу перед философией и естествознанием, но практически она ближе всего касалась географии.

Позднее, уже в 20-30-ее гг. XX в., научные представления о воздействии человека на природу обогатились исследованиями В.И.Вернадского и А.Е.Ферсмана, раскрывающими глобальную роль человечества как геологического и геохимического фактора. Однако долгое время вопросам воздействия человека на ландшафты не уделялось должного внимания. Лозунги «покорения» и «преоб­разования» природы, призывы не ждать милости от нее мало спо­собствовали серьезному научному исследованию негативных по­следствий нашего вмешательства в природные процессы. После Великой Отечественной войны научно-исследовательские работы советских географов стали более тесно увязываться с пятилетни­ми планами развития народного хозяйства, с осуществлением грандиозных проектов преобразования природы степей, освоения целинных земель, межбассейнового перераспределения речного стока и т.д. Как бы мы ни относились к подобным «проектам века», нельзя отрицать, что участие в их осуществлении явилось хоро­шей школой для отечественных географов и дало толчок разви­тию таких направлений, как всесторонняя оценка природных ком­плексов, комплексный анализ антропогенных воздействий, гео­графическое прогнозирование.


Что касается эколого-географических идей В.В.Докучаева, ус­ловия для их развития в течение нескольких десятилетий были малоблагоприятными, поскольку общепринятый философский тезис гласил, что влияние географической среды на человеческое общество не является определяющим и всякий намек на геогра­фический детерминизм осуждался. Положение стало меняться к концу 60-х гг., когда во всем мире была осознана оборотная сто­рона научно-технического прогресса и над человечеством навис­ла угроза экологического кризиса.

(объединительные) процессы

2. Естествознание – наука о природе

Слово “естествознание” представляет собой сочетание двух слов - “естество” (“природа”) и “знание”. Оно может быть заменено менее употребительным словом-синонимом “природоведение”, которое происходит от общеславянского термина “веды” или “веда” - наука, знание. Мы и до сих пор говорим “ведать”в смысле знать. Но в настоящее время под естествознанием понимается прежде всего так называемое точное естествознание, т.е. уже вполне оформленное - часто в математических формулах - “точное” знание обо всем, что действительно есть (или, по крайней мере, возможно) во Вселенной, а “природоведение” (подобно пресловутому “обществоведению” или “науковедению”) обычно невольно ассоциируется с какими-то еще аморфными представлениями о предмете своего “ведения”

История науки свидетельствует о том, что в своем развитии естествознание, начиная с самых первых ее шагов в древности, прошло через три стадии и вступает в четвертую

На первой из них сформировались общие синкретические (нерасчлененные, недетализированные) представления об окружающем мире как о чем-то целом, появилась так называемая натурфилософия (философия Природы), превратившаяся во всеобщее вместилище идей и догадок, ставших к XIII-XV столетиям зачатками естественных наук

Затем, именно с XV-XVI веков, последовала аналитическая стадия - мысленное расчленение и выделение частностей, приведшее к возникновению и развитию физики, химии и биологии, а также целого ряда других, более частных, естественных наук (наряду с издавна существовавшей астрономией)

Позднее, уже ближе к нашему времени, постепенно стало происходить воссоздание целостной картины Природы на основе ранее познанных частностей, т. е. наступила синтетическая стадия ее изучения

Наконец, в настоящее время пришла пора не только обосновать принципиальную целостность (интегральность) всего естествознания, но и ответить на вопрос: почему именно физика, химия и биология (а также психология, география) стали основными и как бы самостоятельными разделами науки о Природе, т.е. начинает осуществляться необходимая заключительная интегрально-дифференциальная стадия. Поэтому естествознание как действительно единая наука о Природе рождается фактически только теперь. Лишь на данной заключительной стадии можно на самом деле рассматривать Природу (Вселенную, Жизнь и Разум) как единый многогранный объект естествознания

Однако все эти четыре стадии исследования Природы, по существу, представляют собой звенья одной цепи

Несмотря на то, что первая из них - натурфилософия- отделяется от трех последующих тем, что на ней безраздельно господствуют еще лишь методы наблюдения, а не эксперимента, только догадки, а не точные, опытно воспроизводимые выводы, ее роль в общем ходе познания Природы очень важна. Именно на этой стадии возникли представления о мире как из чего-то происшедшем, развивающемся из хаоса, эволюционирующем. Но ввиду того, что отсутствие экспериментальных методов еще не позволило тогда иметь точных знаний, начало естествознания как точной науки, вообще говоря, если не касаться астрономии (в смысле астрометрии) и геодезии или “геометрии” (т. е. “землемерия”), исторически относят к XV-XVI векам, т. е. к тому времени, когда исследование Природы вступило на вторую стадию - аналитическую

И надо подчеркнуть, что накопленная с тех пор и до настоящего времени основная масса достижений в изучении Природы появилась как раз на этой второй стадии. Объясняется это тем, что аналитическое исследование природных объектов осуществлялось на протяжении многих и многих столетий огромной армией исследователей - путешественников и мореплавателей, врачей, астрологов и астрономов, алхимиков и химиков, изобретательных ремесленников и технических руководителей промышленного производства, наблюдательных крестьян и агрономов. Их взор проникал во все уголки Земли и Неба, в мир животных и растений, способствуя накоплению результатов не только пассивных наблюдений, но и опытных, планируемых эмпирических исследований. Именно на аналитической стадии изучения Природы появился весь тот богатейший массив естественно - научных знаний, который лег в основание таких наук, как физика, химия и биология, а также география и геология

Естественное стремление исследователей ко все большему охвату раз ообраз ых природных объектов и ко все более глубокому проникновению в их детали пр вело к неудержимой дифферен иации (разделе ию, расчле ению, дробле ию) соответствующих наук

Тенденция к дальнейшей непрерывной дифференциац и естественных наук яв яется первой и главной особенностью аналитической стадии исследования Природы. Э а енде ция остается и сегодня еще очень действенной

В качестве второй особенности аналитической стадии выступает явное преобладание э пирических (получе ных путем опыта, эксперимента) знаний над теоретическими

Третьей особенностью этой стадии является опережающее - преимущественное - исследование предметов Природы по отношению к изучению процессов

Наконец, еще одна - четвертая особенность аналитического периода развития естествознания состоит в том, что сама Природа вплоть до середины XIX века рассматривалась по преимуществу неизменной, окостенелой, вне эволюции

Весьма примечательно, что переход к третьей (синтетической) и даже к четвертой (интегрально-дифференциальной) стадиям исследования Природы, несмотря на характерный для них иной подход к проблемам ее эволюции или стабильности, отнюдь не обрывает нить проявления всех только что перечисленных особенностей аналитического периода развития естествознания. олее того, процессы дифференциации естественных наук ныне усиливаются, а объем эмпирических исследований резко возрастает

3. Наука География – как самостоятельный раздел естествознания

Науку о Природе, т. е. естествознание, традиционно подразделяют на такие, более или менее самостоятельные, разделы, как физика, химия, биология, психология, география и геология

География – система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственно-территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естественных и общественных географических дисциплин в рамках единой системы наук определяется тесной взаимосвязью между изучаемыми объектами и общностью научной задачи, состоящей в комплексном исследовании природы, населения и хозяйства в целях наиболее эффективного использования природных ресурсов, рационального размещения производства и создание наиболее благоприятной среды для жизни людей

Основоположником науки географии является выдающийся древнегреческий ученый Эратосфен, живший в III веке до нашей эры. Он первым ввел термин “география”, Ведь именно так назвал он свой трехтомный труд, который, к сожалению, полностью до нас не дошел. Он первым доказал, что Земля действительно имеет шарообразную форму, что утверждал еще Пифагор

Никогда за всю тысячелетнюю историю география не занималась изучением Земли как планеты

Земля – это большое сферическое ядро расплавленной магмы, заключенное в скорлупу земной коры, общий диаметр которых 13 тыс. км, и окутанное одеялом атмосферы толщиной 2 тыс. км. И внутри этого гигантского каменно-газового тела есть небольшой слой толщиной всего несколько десятков километров. Он составляет не более 1% от всего объема Земли и расстилается тонкой пленкой на границе между тысячекилометровыми толщами земной тверди и атмосферы

Именно в этом тонком слое умещается весь мир, который мы считаем своим домом. За его пределы не выходят ни величавые облака, плывущие над нашей головой, ни свирепые тайфуны и ураганы, ни несущие влагу гигантские вихри циклонов. Внутри него находятся самые высокие горы и самые глубокие океанические впадины, проходят трассы самолетов и залегают даже самые глубокие месторождения полезных ископаемых. Этот слой чрезвычайно мал по сравнению с размерами нашей планеты, но нигде ни на Земле, ни во всей известной Вселенной нет ничего подобного

Здесь переплелись и соединились воедино все известные нам миры – мир воздуха и мир воды, мир живых организмов и мир мертвого камня, мир почв и мир людей. Здесь все химические элементы находятся в беспрерывном движении и превращении, сегодня слагая тело гигантского ледника, а завтра- организм разумного человека. Здесь все находится в теснейшей взаимосвязи: разрушительные тайфуны рождаются из-за взмаха крыла очаровательной бабочки, а политические решения президентов приводят к климатическим катастрофам

Именно этот чрезвычайно тонкий и уникальный слой планеты Земля, называемый географической оболочкой, изучала раньше и изучает сейчас наука География . Много сотен лет понадобилось географии для того, чтобы побывать во всех ее уголках, восхититься разнообразием слагающих ее частей

Открыв все материки и океаны, нанеся на точные карты даже самые маленькие озера и острова, ученые поняли, что они не знают практически ничего об устройстве этого мира

Приступив к изучению устройства этого мира, ученые восхитились его сложностью и, засучив рукава, начали исследовать все это… по отдельности. И единая география тут же распалась на множество отдельных дисциплин, каждая из которых изучает свою часть географической оболочки – один из многочисленных земных миров

Исследованием атмосферы и климата занимается климатология , а ручьи и озера находятся в ведении гидрологии . Льды изучает гляциология , почвы – почвоведение , а формами рельефа земной поверхности интересуется геоморфология . Живых обитателей планеты изучает биогеография , а человека и его деятельность – социально-экономическая география . Последняя уже разделилась на политическую географию, географию транспорта, географию торговли, географию культуры, географию религии … . Ученые шумят, что скоро появится география джинсов или география любви

Географические открытия, которые заслуживают определения “великие”, совершались на нашей планете во все исторические эпохи, с древности и до ХХ века. Но эпохой Великих географических открытий принято называть строго определенный исторический период. Его хронологические рамки отечественные историки и географы обычно ограничивают серединой или концом XV- серединой XVII вв. Ни одна другая эпоха не была столь насыщена географическими открытиями, никогда они не имели такого исключительного значения для судеб Европы и всего мира

Усилиями нескольких поколений мореплавателей и землепроходцев рубежи от кумены были раздвинуты, мир словно засверкал новыми красками, предстал во всем своем великолепном разнообразии

В рамках этой эпохи исследователи обычно выделяют два периода:

    • середина или конец XV – середина XVI вв. – период испанских и португальских открытий в Африке, Америке и Азии, включающий важнейшие плавания Колумба, Васко да Гамы и Магеллана.
    • середина XVI – середина XVII вв. – период, основное содержание которого составили впечатляющие достижения русских землепроходцев на севере Азии, английские и французские открытия в Северной Америке, голландские открытия Австралии и Океании.

Если сравнительно недавно мог существовать этакий распространенный тип географа вроде жюльверновского Паганеля – своего рода ходячей географической энциклопедии, то сегодня в науке произошли коренные изменения. Навсегда ушли в прошлое времена одиночек-энциклопедистов, подобных, например, великому М.В.Ломоносову, внесшему большой вклад во многие науки (история, география, философия, физика, химия, астрономия и др.)

В наше время география уже отнюдь не прежняя, по преимуществу описательная наука, где главным объектом исследования были неведомые тогда земли и страны. Ушли безвозвратно времена, так называемой, “романтической” географии. Человек исходил, изъездил, проплыл почти всю нашу, как выяснилось не очень большую планету и к тому же теперь постоянно осматривает ее из космоса. Поэтому современная география как бы переживает свое новое рождение. Место прежней описательности в ней прочно заняла, если можно так сказать, конструктивность и прогнозированность, т.к. развитие производства и глубокие социально-экономические преобразования в мире заставили ученых кардинально пересмотреть свои взгляды на саму суть этой науки, ее цели, задачи, методы исследовательских работ

Перед нашей наукой стоят теперь новые задачи: познать взаимодействие природы и человеческой деятельности. Ныне география изучает природу и с целью ее сохранения в процессе хозяйственного использования, что особенно важно в период научно-технической революции

Усилия многих географов в наше время направлены на изучение экологических проблем. К сожалению, в своей многовековой, не всегда продуманной, хозяйственной деятельности человечество нанесло огромный, зачастую невосполнимый, ущерб природе нашей сравнительно небольшой планеты, и во многом это отрицательное воздействие из года в год продолжает расти. Все больше и больше выпускается в атмосферу Земли вредоносных химических веществ, вызывающих кислотные дожди. Отравляются воды океанов и морей. Многие реки превращаются в сточные канавы. Гибнет много озер

Резко отрицательно сказывается бесконтрольное истребление лесных массивов, этих “зеленых легких” планеты, и их неповторимого животного мира. И темпы этого глобального браконьерства нарастают

Большой и сложный путь прошло человечество, раскрывая одну за другой тайны земного шара. Много неведомых земель открыли исследователи, создавая современную, столь привычную для нас, географическую карту мира. Так, например, Христофор Колумб – выдающийся мореплаватель, который, как считается, в 1492 году открыл Америку, хотя о ее существовании знали еще древние викинги, а еще раньше кельты, финикийцы, египтяне, китайцы и другие народы

Оказывается, до сих пор не установлено достоверно, на каком именно острове, названном именем Сан-Сальвадор (“Спаситель”), высадился Колумб, достигнув берегов неведомого тогда континента. Считалось, что он расположен в группе Багамских островов и называется ныне Самана Кай

4. Уровень интеллекта на разных ступенях развития человечества

Годы рожде-ния и смерти

Страны рождения и работы

Основной вклад

Примечание

505г. до н.э.

Карфаген (Африка)

Открытие и исследование островов Счастливые (Канарские), Вечерний Рог, Южный Рог, залива Рио-де-Оро

484г. до н.э.

Малоазиатский г. Галикарнас

Исследование Египта путешествие вдоль берегов Африки

340г. до н.э.

Массилия (Африка)

Обследует берега Иберии и Кельтики, о.Альбион

Клавдий Птолемей

90-160 до н.э.

Карты Птолемея, с нанесенными на них линий широты и долготы

146г. до н.э.

Знакомится с западным берегом Африки

63г. до н.э.

Каппадокия (юго-восточная часть пол-ва Малая Азия)

Сочинение “География”, состоящее из 17 книг

Большая часть этого сочинения сохранилась до нашего времени

63г. до н.э.

Объезжает азиатское побережье от Инда до Персидского залива

Павсаний

Рим (Италия)

Посещение и изучение Эллады

Исследует Хотанское царство, Афганистан, Сев.Индию, Цейлон

Косма Индикоплов

Исследование Эфиопии, Индии и Западной Азии

Сулейман

Басра (Арабия)

Обозревает Оманский залив, Сиамский залив и Южно-Китайское море

Эйрик Рауди

Не устан.

Исландия

981г.- пересечение норманами Атланти-ческого океана и откры-тие о.Гренландия

Лейф Эйриксон

Не устан.

Гренландия

1001г. – достижение восточных берегов Северной Америки; открытие земли “Винланд” (предпочти-тельно п-в Новая Шотландия)

Марко Поло

1254 – 1324г.г.

Италия, Китай

1271-1295гг – путешествие в Китай

Ибн-Баттута

Северная Африка

Исследование Египта, Аравии, Индии, Китая

Жан де Бетанкур

Исследование и завоевание Канарских островов, положено начало европейской колонизации

Христофор Колумб

Испания, Португалия

1) 1492г. - официальное открытие Америки (открытие Багамских островов, Кубы и Гаити)

2) 1500г. – открытие берегов Гвианы и Карибского побережья.

Америго Веспуччи

1500-1506гг – официальное открытие Америки

Джон Кабот

Генуя, Англия

1497-1498гг – открыл южное и юго-восточное побережье Бафиновой Земли

В. Пинсон

1500г. – открытие северных берегов Бразилии и устья Амазонки

Понсе де Леон

1513г. – открытие п-ва Флориды и начального участка Гольфстрима

Васко Бальбоа

1513г. – пересечение Панамского перешейка и открытие “Южного моря”, которое впоследствии оказалось Тихим океаном

Фернан Магеллан

1470 – 1521г.г

Испания, рождение - Португалия

1519г. – первое кругосветное путешествие. Открытие берегов Патагонии, Огненной Земли, Магелланова пролива. Превращение “Южного моря” в Тихий океан

Бартоломеу Диаш

Португалия

1434-1488гг - серия первых плаваний европейцев вдоль западных берегов Африки

Васко да Гама

Португалия

1) 1497-1498гг – Африка обойдена по морю. Дорога в Индию открыта

2) 1498г. – дальнейшие исследования Индии и Юго-Восточной Азии

В результате плаваний Васко да Гамы сильно изменилась карта мира. Атлантический и Индийский океаны оказались соединенными; уточнены контуры Африки, а также нанесен на карту остров Мадагаскар

Лев Африканский

1511-1515гг – исследование и пересечение Сахары.

Афанасий Никитин

1466- 1442гг – “хождение за три моря” из России в Индию первого европейца

Ермак Тимофеевич

Не устан.–1585г.г.

1581-1584гг - походы в Западную Сибирь легендарного Ермака

Жак Картье

1535г. – выход на реку Святого Лаврентия – официальное открытие Канады

Франсиско де Орельяна

Испания, Бразилия

1541-1542гг – через Анды в Амазонскую сельву. Плавание по Амазонке до ее устья

Френсис Дрейк

Великобритания, Центральная Америка

1578г. – открытие пролива Дрейк

Бехайм Мартин

Германия

Глобус Бехайма

Эрнандо Кортес

Испания, Америка

Исследователь и завоеватель Мексики

Меркатор Герард

Голландия

Картограф, итогом его деятельности в 1595г. явился сборник карт

С этого времени сборник карт стали называть атласом

Генри Гудзон

Великобритания

1610г. – открытие Гудзонова пролива и Гудзонова залива

Гудзон подтвер-дил сведения о богатых возмож-ностях китобой-ного и зверобой-ного промыслов в исслед. им части СеверногоЛедовитого океана

Семен Дежнев

1648г. – первое плавание вокруг Чукотского полуострова. Открытие Беренгова пролива

Витус Беринг

1) 1725-1730гг – I Кам-чатская экспедиция. Официальное открытие Берингова пролива

2) 1741г. – открытие северо-западной,т.н. “Русской Америки”

А. Макензи

Великобритания

1788-1789гг – выход к реке Макензи

Дж. Ванкувер

Великобритания

1792г. – выход к Тихому океану. Открытие острова Ванкувер.

Александр Гумбольдт

1769 – 1859 г.г.

Германия

1) 1799г. – высадились на берег Венесуэлы в порту Кумана

2) 1800г. – путешествие по Кубе

3) 1801г. – путешествие по р.Магдалене, иссле-дование горной системы Анд и ее вулканов.

Гумбольдт совершил восхождение на вулкан

Александр Гумбольдт

Германия

Основоположник физи-ческой геогр. как науки

Вивьен де Сен-Мартен

Шартон Эдуард

Географ, историк геогра-фических открытий, издатель журнала “Вокруг света”

Д. Анциферов

Не устан.

1711-1713гг – открытие Курильских островов и составл.первой карты.

Мартин Фробишер

1576- 1610гг – исследование Баффино-вой Земли, открытие залива Фробишера

Джон Дэвис

1550 -1605г.г.

1585-1587гг – исследование Баффинова залива и Атлантического побережья Лабрадора, открытие п-ва Холл,

Стивен Барроу

Не устан.

1556г – исследование Ледовитого океана,

издал научную литературу об Арктике

Виллем Баренц

Голландия

1) 1594г. – открытие мыса Карлсена, острова Адмиралтейства(вторично после русских)

2)1596г. – вторичное открытие Шпицбергена

Абел Тасман

Голландия

1644г.– открытие Австралии

Луис Ваэс Торрес

1560-1614 г.г.

Голландия

1606г. – открыл Южный берег Новой Гвинеи, пролив Торреса

Иван Московитин

Не устан.

1639-1640гг – исследование побережья Охотского моря

Василий Поярков

Неизвестны

1644-1646гг - Экспедиция по Амуру

Ерофей Павлович Хабаров

1632-1653гг – исследование Сибири

1719-1721гг – составление первой карты юга Сибири, Камчатки и Курильских островов

Л. Морозко

1691-1699гг – дости-жение Камчатки. Первые исследования пол-ва.

Степан Петрович Крашенников

1738-1751гг – исследование Камчатки, появление книги “описание земли Камчатской”

Семен Иванович Челюскин

1736-1739гг – Великая Северная экспедиция в арктических морях

Федор Петрович Литке

1821-1829гг – открытие группы островов в Каролинском архипелаге

Был избран вице-председателем Географического общества в 1845г.

1699-1700гг – исследование истоков Голубого Нила и Эфиопии.

Давид Ливингстон

1813 – 1873 г.г.

Великобритания

1849-1871гг – многолетняя серия важнейших английских открытий в центральной Африке: пустыня Калахари, верховья Замбези, водопад Виктори, Великие Африканские озера, верховья Конго

Ливингстон посвятил Африке большую часть своей жизни, пройдя преимущественно пешком свыше 50 тыс.км

Не устан.

1893-1900гг – пересечение Сахары от Алжира до озера Чад

Генри Стенли

США, Великобритания

1871-1877гг – поиск Ливингстона и открытие истоков Белого Нила. Первое плавание по Конго и Великим озерам

1880-1883гг – открытие водоразд. Нила и Конго

Николай Михайлович Пржевальский

1) 1867-1868гг – исследо-вания Дальнего Востока

2) 1873г – экспедиция в Центральную Азию

По решению Академии наук в честь Пржеваль-ского была выби-та Золотая медаль с надписью “Пер-вому исследова-телю природы Центральной Азии

Чарлз Уилкс

1838-1842г–начало отры-тия шельфового лед-ника Шеклтона,Земли Уилкса

Николай Николаевич Миклухо-Маклай

1846-1887 г.г.

1870-1877гг – исследование Новой Гвинеи

Норденшельд

1876-1879гг –исследование Западной Сибири, открытие мыса Диксон

Фритьоф Нансен

1861-1930 г.г.

Норвегия

1888-1893гг –исследование Арктики

с 1897г - профессор зоологии университета в Осло

Роберт Пири

1909г – достиг Северного полюса по его расчетам (не дошел несколько километров)

Роберт Скотт

1902-1904гг – экспедиция к берегам Антарктиды

Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский

1824- 1914 г.г.

1856-1857гг – экспедиция в Тянь-Шань

Был избран вице-председателем Географического общества в 1873г

Раул Амундсен

Гренландия, Аляска

1911г – ледовый поход к Южному полюсу

Андрей Александро-вич Григорьев

разработал учение о географической оболочке Земли; дал анализ природных условий различных географичес-ких поясов Земли.

Академии Наук СССР с 1939 г. 1918 г. - организатор и первый директор Института геогра-фии АН СССР (до 1951 г.). Лауреат государ-ственной премии СССР 1947г

Иннокентий Петрович Герасимов

Имеет труды по геогра-фии почв, геоморфоло-гии, палео- и физической географии.

Лауреат государственной премии СССР 1973 г.

Константин Константинович Марков

Лауреат государственной премии СССР 1971 г.

Станислав Викторович Калесник

Основные труды по теоретическим вопросам физической географии, общему землеведению

Президент Географического общества СССР с 1964-1977 гг.

Виктор Борисович Сочава

Основные труды по клас-сификации ландшафтов и растительности тундры и тайги, геоботаническому районированию

Лев Семенович Берг

Разработал учение о ландшафтах и завил идеи о природных зонах. Пер-вым осуществил зональ-ное физико-географичес-кое районирование СССР.

С 1940 по 1950 гг. - Президент географического общества СССР

Лауреат государственной премии СССР 1951 г.

5. Важнейшие путешествия и географические открытия

Годы

Географический объект

Страна, снарядив шая экспе дицию

Руководи тель или участники экспедиций

I. А 3 И Я

Путешествие Марко Поло в Китай

Марко Поло

"Хождения за три моря" из России в Индию первого европейца

Афанасий Никитин

Первое достижение Индии морским путем

Португалия

Васко да Гама

Дальнейшие португальские исследования Индии и Юго-Восточной Азии

Португалия

П.Кабрал, Васко да Гама, Ф.Алмейда

Открытие Филиппинских островов в Первом кругосветном путешествии

Ф.Магеллан

Походы в Западную Сибирь легендарного Ермака

Ермак Тимофеевич

Исследование голландцами Новой Земли

Голландия

Круговая экспедиция из Туруханска по рекам Нижней Тунгуски, Лене, Ангаре, Енисею в Туруханск

Первое плавание по Лене к ее устью

И.Перфильев, И.Ребров

Выход на берег Охотского моря. Впервые Великая Россия "увидела" Великий океан

И.Москвитин

Открытие "Славного моря" - озера Байкал

Первые походы в Якутию и Амурский край

В.Поярков

Первое плавание вокруг Чукотского полуострова. Открытие Берингова пролива

Достижение Камчатки. Первые исследования полуострова

Л.Морозко, В.Атласов

Открытие Курильских островов и составление первой карты

Д.Анциферов, И.Козыревский

Изучение Каспия и степей Казахстана

А.Бекович-Черкасский

Составление первой карты юга Сибири, Камчатки и Курильских островов

Кевреинов, Ф.Лужин

I Камчатская экспедиция. Официальное открытие Берингова пролива

В.Беринг, А.Чириков

Первое пересечение Берингова пролива и достижение Северной Америки

К.Федоров, М.Гвоздев

Нанесение на карту побережья морей Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского

В.Прончищев, С.Челюскин, Х. и Д.Лаптевы

Здравствуй, Америка! Открытие русскими Северо-западных берегов Северной Америки

А.Чириков

Открытие Командорских островов

Открытие самой северной точки Евразии - мыса Челюскин

С.Челюскин

Первое российское кругосветное плавание. Открытие морского пути из европейской России на Камчатку и Аляску

И.Крузенштерн, Ю.Лисинский

Продолжение описания Северного побережья Евразии. Научное предположение существования острова Врангеля

Ф.Врангель

Первая опись берегов Аральского моря. Зарисовки Тараса Шевченко

А.Бутаков

Открытие пролива Невельского. Российский флаг над Приморьем. Основание Николаевска на Амуре и Владивостока

Г.Невельской, Н.Бошняк

Русская экспедиция в сердце "небесных гор" (Тянь-Шань). Открытие озера Иссык-Куля, истоков рек Сырдарьи и Чу

П.П.Семенов-Тяншанский

Первое неофициальное проникновение в запретную и таинственную Кашгарию и Такла-Макин под личиной паломника

Ч.Валиханов

Исследования Центральной Азии: Джунгарии, Тибета, Гоби, озера Лобнор, истоков Хуанхе и Янцзы

Н.Пржевальский

Первое проникновение европейца в центральную часть Памира

Н.Северцев

Продолжение исследования Центральной Азии

М.Певцов, Г.Потинин, В.Роборовский, П.Козлов, Г. и М.Грумм-Гржимайло

Окончательные исследования сердца Азии (Западного Китая и Монголии)

В.0бручев, В.Роборовский, П.Козлов

Последнее крупное географическое открытие в Азии - хребет Черского

С.Обручев

II. А Ф Р И К А

Серия первых плаваний европейцев вдоль западных берегов Африки

Португалия

К.Диаш, А.Балдая, Р.Сикейро

Африка обойдена по морю. Дорога в Индию открыта

Португалия

Васко да Гама

Исследования и пересечение Сахары

Лев Африканский

Исследования истоков Голубого Нила и Эфиопии

Многолетняя серия важнейших английских открытий в центральной Африке. Пустыня Калахари, верховья Замбези, водопад Виктория, Великие Африканские озера, верховья Конго

Великобритания

Д.Ливингстон

Поиск Ливингстона и открытие истоков Белого Нила. Первое плавание по Конго и Великим озерам

США, Великобритания

Открытие водораздела Нила и Конго

Пересечение Сахары от Алжира до озера Чад

III. СЕВЕРНАЯ И ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Пересечение норманами Атлантического океана и открытие острова Гренландии

Исландия

Эйрик Рауди

Достижение восточных берегов Сев. Америки; открытие земли "Винланд" (предпочтительно п-в Новая Шотландия)

Гренландия

Лейф Эйриксон

Официальное открытие Америки(открытие Багамских островов, Кубы и Гаити)

Открытие берегов Гвианы и Карибского побережья

Открытие северных берегов Бразилии и устья Амазонки

Открытие восточных берегов Бразилии и бухты Риу-де Жанейро

Экспедиция с участием А.Веспуччи

Открытие полуострова Флориды и начального участка Гольфстрима

Понсе де Леон

Пересечение Панамского перешейка и открытие "Южного моря", которое впоследствии оказалось... Тихим океаном – наибольшим на планете

В.Бальбон

Открытие Мексики

Первое кругосветное путешествие. Открытие берегов Патагонии, Огненной Земли, Магелланова пролива. "Превращение" Южного моря в Тихий океан

Ф.Магеллан

Выход на реку Святого Лаврентия - официальное открытие Канады

Исследование Мисиссипи и центральных областей современных США

Через Анды в Амазонскую сельву. Плавание по Амазонке до ее устья

Ф.Орельяна

Пересечение Бразильского нагорья. Открытие чуда природы - водопада Игуасу

А.Кавеса де Васка

Открытие пролива Дрейка

Великобритания

Открытие Гудзонова пролива и Гудзонова залива

Великобритания

Открытие Ниагарского водопада

Э.Брюле, Ж.Николе

Первое плавание Беринговым проливом

Открытие северо-западной оконечности Северной Америки

И.Федоров, М.Гвоздев

Открытие Северо-Западной т.н. "Русской Америки"

В.Беринг, А.Чириков

Выход к реке Макензи

Великобри тания

А.Макензи

Выход к Тихому океану. Откры тие острова Ванкувер

Великобри тания

Дж.Ванкувер

IV. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

Первое кругосветное плавание. Пересечение Тихого океана и открытие острова Гуам

Ф.Магеллан

Открытие Соломоновых островов

А.Менданья

Открытие северного побережья Австралии

Голландия

Открытие острова Тасмании и Новой Зеландии

Голландия

Открытие острова Пасхи

Голландия

Я.Роггевен

Англичане на Тихом океане. Открытия Новой Каледонии, островов Тонги, побережья Австралии, Ливийских островов

Великобри тания

Открытие Бассова пролива

Великобритания

Исследование западных берегов Австралии. Открытие заливов географа и натуралиста

Россияне на Тихом океане. Открытие острова Суворова, островов Россиян, Маршалловых, Таумоту и других

М.Лазарев, О.Коцебу, Ф.Беллинсгаузен

Первая экспедиция в Центральную Австралию

Австралия

Первое пересечение Австралии

Австралия

Исследование восточной части побережья Новой Гвинеи, получившей название Берега Маклая

Н.Миклухо-Маклай

V. АРКТИКА

Покорение Северного Полюса

Открытие Земли Николая II (ныне Северная Земля)

Б.Дилькицкий

Подтвердилось заочное кабинетное открытие острова Визе

О.Шмидт, В.Визе

Рекордное за одну навигацию плавание Великим Северным морским путем на ледокольном параходе "Сибиряков"

Завершение успешной работы первой советской дрейфующей станции "Северный полюс I"

И.Папанин, П.Ширшов, Е.Федоров, Э.Кренкель

Исследование дна Ледовитого океана. Открытие подводного хребта Ломоносова

Я.Гаккель

1950-до сего времени

Продолжение многолетних исследований дна Ледовитого океана на дрейфующих станциях "Северный полюс"

Сотрудники института Арктики и Антарктики

Впервые в истории освоения Арктики достигнут Северный полюс на атомном ледоколе "Россия"

1982 06.02-04.07 1986

От берега Берингова пролива до Мурманского побережья - 10000км за 8 месяцев

группа С.Соловьева

1986 29.01-07.03 1988

Покорение полюса недоступности в необычных суровых условиях полярной ночи на лыжах

группа Д.Шмаро

1988 15.02- 25.04

Рекордный лыжный переход длиной в 1800 км от берегов России через Северный полюс в Канаду

группа Д.Шмаро

VI. АНТАРКТИДА

Великое достижение российских моряков. Открытие материка Антарктиды

Ф.Беллинсгаузен, М.Лазарев

Открытие островов Петра I, Земли Александра I. Посещение моря Беллинсгаузена

Ф.Беллинсгаузен, М.Лазарев

Открытие моря Уэдделла

Великобритания

Дж.Уэдделл

Покорение южного полюса

Норвегия

Р.Амундсен

Вторичное достижение южного полюса и трагическая гибель исследователей

Великобритания

Открытие Земли королевы Мод, Берегов принцессы Марты, принца Улафа, принцессы Ранхильды и др.-

Норвегия

Х-Рисер-Ларсен

Многолетний международный геофизический год. Начало совместного наступления на "белое пятно" Антарктиды 12 государствами

США, Великобритания, СССР, Япония, Австралия, Чили и др.

Руководители экспедиций

Начало советских Антарктических экспедиций. Открытие морей космонавтов, Содружества, Лазарева и др. Походы в глубь материка. Около 1000 российских географических названий на карте Антарктиды. Создание первой подробной карты

М.Сомов, А.Трешников, Е.Толстиков и др.

График важнейших географических открытий

6. Вывод

Современная география играет важную роль в решении задач развития страны. Система географических наук обеспечивает контроль за состоянием природы, участвует в разработке системы мероприятий по борьбе с негативными последствиями воздействия человека на природу, дает прогнозы развития и изменения территориально производственных комплексов. Невозможно составить прогноз изменения природы без учета данных о хозяйственной деятельности людей и ее влияния на природу. Нельзя определить политику развития региона без учета особенностей его природы и населения. Решение этих задач требует взаимосвязанного изучения природы, населения, хозяйства и взаимосвязей между ними, какое и обеспечивает система географических наук

Список литературы:

  1. Большая советская энциклопедия (6 том). Главный редактор А.М.Прохоров. Москва. Издательство “Советская энциклопедия” 1971г..Третье издание
  2. Издание для детей. География (3 том).Главный редактор С.Исмаилова. Редакторы тома: И.Кудрявцева, Д.Люри. Москва “Аванта+” 1994г.
  3. Естествознание В.И.Кузнецов, Г.М.Идлис, В.Н.Гутина. Москва 1996г.
  4. Предмет и взаимосвязь естественных наук. Кедров Б.М.. Москва. Наука 1967г.
  5. Занимательная география для детей и взрослых. Г.Скарлато. Киев “Альтерпрес” 1996г.
  6. Предмет и взаимосвязь естественных наук. Москва. Наука 1967г.
  7. Открытие Земли.История великих путешествий. Жюль Верн. Москва “Терра” 1993г.
  8. Советский энциклопедический словарь. Москва 1985г.

ВВЕДЕНИЕ

Темой данной работы является рассмотрение следующего вопроса - природа как объект философского осмысления. Цель данной работы это дать представление природы, что она включает в себя и какие наиболее актуальные проблемы существуют на сегодняшний день.

Задачами данной работы являются:

1. дать понятие природы в современном научном представлении;

2. раскрытие такого важного вопроса как человек и природа: проблема коэволюции.

Я считаю очень важным рассмотрение данной темы так как одной из актуальных проблем философии это проблема взаимоотношения человека и природы. Еще несколько десятилетий назад реальная взаимосвязь между ними чаше всего носила весьма односторонний характер. Человечество только брало у природы, активно эксплуатировало ее запасы, беспечно считая, что природные богатства безграничны и вечны. В лучшем случае эта взаимосвязь была поэтичной: человек наслаждался красотой природы, призывал к уважению и любви к ней. В целом же дальше эмоциональных призывов человечество не шло. Понимание того, что значит природа для существования и развития общества, сформировано не было. Сегодня проблема взаимоотношений человека и природы из чисто теоретической переросла в остро злободневную, от решения которой зависит будущее человечества.

Для выплнения работы дана различная лирература: Калмыков, В.Н. Основы философии; Барковская А.В. Философия: ответы на экзаменационные вопросы; Кохановский В.П. Философия для средних специальных учебных заведений и др.

> ПОНЯТИЕ ПРИРОДА. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИРОДЕ

Термин «природа» используется в трех значениях:

· для обозначения всего существующего;

· для определения внечеловеческой реальности, то есть всего того, что возникло и существует независимо от человека;

· в качестве синонима понятия «сущность».

Древние люди соотносили природу с собой и, задумываясь над сущностью психических процессов, пришли к анимизму - вере в существование души. Часто они наделяли душой весь окружающий мир (гилозоизм).

На основе анимизма и гилозоизма в античном мире стали формироваться рационалистические представления о природе. Существовало понятие «ЛОГОС» - всеобщий закон, управляющий миром. Ему были подчинены и люди, и природа. Однако наличие у человека разума приводило к мысли о его праве преобразовывать природу.

В современной науке в основе представлений о строении материального мира лежит системный подход, согласно которому любой объект материального мира, будь то атом, планета, организм или галактика, может быть рассмотрен как сложное образование, включающее составные части, организованные в целостность. Для обозначения целостности объектов в науке было выработано понятие системы. Система представляет собой совокупность элементов и связей между ними.

Целостность системы означает, что все ее составные части, соединяясь вместе, образуют уникальное целое, обладающее новыми интегративными свойствами.

Применяя системный подход, естествознание не просто выделяет типы материальных систем, а раскрывает их связь и соотношение.

В науке выделяются три уровня строения материи: макромир, микромир и мегамир. И хотя на этих уровнях действуют свои специфические закономерности, микро-, макро- и мегамиры теснейшим образом взаимосвязаны.

Микромир.

Приставка «микро» означает отношение к очень малым размерам. Таким образом, можно сказать, что микромир - это что-то небольшое. В философии в качестве микромира изучается человек, а в физике, концепции современного естествознания в качестве микромира изучаются молекулы.

Микромир имеет свои особенности, которые можно выразить так:

1) единицы измерения расстояния (м, км и т. д.), используемые человеком, применять просто бессмысленно;

2) единицы измерения веса человека (г, кг, фунты и т. д.) применять также бессмысленно.

Так как была установлена бессмысленность применения единиц измерения расстояния и веса по отношению к объектам микромира, то, естественно, потребовалось изобрести новые единицы измерения. Так, расстояния между ближайшими звездами и планетами измеряются не в километрах, а в световых годах. Световой год - это такое расстояние, которое солнечный свет проходит за один земной год.

Изучение микромира вместе с изучением мегамира способствовало крушению теории Ньютона. Таким образом, была разрушена механистическая картина мира.

Стоит сказать, что микромир является основой нашего макромира. Также в науке можно выделить «микромикромир». Или, по-другому, наномир. Наномир, в отличие от микромира, является носителем света, точнее, всего спектра электромагнитных процессов, фундаментом, поддерживающим структуру элементарных частиц, фундаментальных взаимодействий и большинства явлений, известных современной науке.

Таким образом, предметы, окружающие нас, а также само тело человека не являются единым целым. Все это состоит из «частей», т. е. молекул. Молекулы, в свою очередь, также делятся на более мелкие составляющие части - атомы. Атомы тоже, в свою очередь, делятся на еще более мелкие составляющие части, которые именуются элементарными частицами.

Всю эту систему можно представить как дом или здание. Здание не является цельным куском, т. к. оно построено, допустим, с помощью кирпичной кладки, а кирпичная кладка состоит непосредственно из кирпича и раствора цемента. Если же начнет разрушаться кирпич, то, естественно, рухнет и все строение. Так и наша Вселенная - разрушение ее, если это произойдет вообще, также начнется с наномира и микромира.

Физический вакуум - возможный вид материи, первые представления о котором дал один из создателей квантовой теории поля П. Дирак. Хотя вакуум мы непосредственно не видим (он прозрачен для электромагнитных излучений и не оказывает никакого сопротивления движению материальных частиц и тел), но все же он может проявляться при взаимодействии с ним тех же частиц или электромагнитных волн (гамма-квантов), обладающих достаточной энергией. Если эта энергия превышает удвоенную энергию покоя, например, электрона, гамма-квант при наличии еще одной частицы (атомного ядра) может, сам исчезнув, породить пару электрон-позитрон, как бы «вырванную» из вакуума. Концепции современного естествознания: Учебное пособие / В.В. Горбачев, В.Н. Безденежных. - М.: Экономистъ, 2006. - 446 с. (стр. 174)

Макромир.

Естественно, есть объекты, которые по своим размерам гораздо больше объектов микромира (т. е. атомов и молекул). Эти объекты и составляют макромир. Макромир «населяют» только те объекты, которые по своим размерам соизмеримы с размерами человека. К объектам макромира можно отнести и самого человека. И, что естественно, человек является самой главной составляющей макромира.

Все живые существа строятся из клеток, а центром клеток является закрученная двухцепочечная молекула ДНК -- генный код. Иногда мы называем клетку наименьшей и простейшей единицей жизни. Наименьшая -- это правда; но простейшая ли, если из одной оплодотворённой клетки разворачивается всё тело, будто дерево из маленького зёрнышка? Амёба, являющаяся возбудителем дизентерии, ассоциируется со словом простая. Впрочем, у нее есть внутренний каркас (цитоскелет), который она демонтирует и перестраивает в зависимости от ситуации (как вообще можно перестраивать собственный скелет?). А система вакуольного пищеварения -- почему амеба переваривает другие организмы, но не переваривает себя? Амеба не является простой. Одна клетка может состоять из миллионов молекулярных блоков. Одноклеточных животных можно считать своеобразными многоклеточными организмами.

Эволюционисты считают, что “живые клетки, скорее всего, возникли 3-3,5 млрд. лет тому назад вследствие спонтанной агрегации [объединения] молекул”. Первые простые органические молекулы на Земле появилась в так называемом первобытном бульоне в условиях безкислородной атмосферы и электрических разрядов (молний). Первоначальный бульон представлял собой систему несолёных водоёмов. Атмосфера над водоёмами состояла из аммиака, метана и водного пара. Молнии, пронизывавшие эту газовую смесь, производили аминокислоты, нуклеотиды, сахара и жирные кислоты, являющиеся конструктивными блоками для всех форм жизни. Атмосфера обязательно не содержала кислорода, присутствие которого немедленно уничтожило бы все аминокислоты.

В определённых участках первобытного “бульона” достигалась высокая плотность простых органических молекул. Здесь происходил спонтанный синтез длинноцепочечных (полимерных) молекул. Для синтеза таких молекул необходимо присутствие специальных белков-катализаторов (ферментов). Поскольку “бульон” не мог их содержать, то вместо них в роли катализаторов синтеза (очень медленного) могли выступать кристаллы и ионы металлов. При условии существования “примитивного естественного отбора” среди этих длинноцепочечных молекул (полинуклеотидов и полипептидов), из них выделялись всё более сложные молекулярные структуры. Это, как считают, создаёт все необходимые условия для случайной формации (самосборки) первых клеток.

Рассмотрим основные уровни организации живой материи на Земле - популяцию, биоценоз, биосферу.

Популяция - это совокупность особей одного вида. В реальной среде многие виды рассеянны на огромных пространствах, по этому изучать приходится некую видовую группировку в пределах определенной территории. Некоторые из группировок приспосабливаются к местным условиям, образуя экотип. Однако, настоящих одновидовых группировок не существует и мы имеем дело с группировками, состоящими из многих видов, которые называются биологическими сообществами или биоценозами.

Биоценоз - это совокупность совместно обитающих популяций разных видов: микроорганизмов, растений, животных. Впервые термин «биоценоз» предложил Мебиус в 1877 г., изучая группу организмов, которая была ограниченна некоторым географическим пространством - биотопом, под которым понимается условие окр.ср. на определенной территории. Именно в этой окр.ср. существуют растительность, животный мир и микроорганизмы, составляющие биоценоз.

Биосфера - это своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и находящейся в непрерывной связи с неживой природой. В результате длительной эволюции биосфера выработала способность к саморегуляции и нейтрализации негативных процессов.

Таким образом:

· Устойчивость биосферы в целом, ее способность эволюционировать определяется тем, что она представляет собой систему относительно независимых биоценозов. Взаимосвязь между ними ограничивается связями посредством неживых компонентов биосферы: газов, атмосферы, минеральных солей, воды и т.д.

· Биосфера представляет собой иерархически построенное единство, включающее следующие уровни жизни: особь, популяция, биоценоз, биогеоценоз. Каждый из этих уровней обладает относительной независимостью, и только это обеспечивает возможность эволюции всей большой макросистемы. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 317 с. (стр. 92)

Если микромир - это мир тех объектов, которые не подходят под единицы измерения человека, макромир - это мир объектов, которые сопоставимы с единицами измерения человека, то мегамир - это мир объектов, которые несоизмеримо больше человека.

Проще говоря, вся наша Вселенная - это мегамир. Ее размеры огромны, она безгранична и постоянно расширяется. Вселенную заполняют объекты, которые значительно больше нашей планеты Земля и нашего Солнца. Нередко бывает, что разница между какой-либо звездой за пределами Солнечной системы в десятки раз превосходит Землю.

Исследование мегамира тесно связано с космологией и космогонией.

Наука космология является очень молодой. Она родилась сравнительно недавно - в начале XX в. Можно выделить две главные причины рождения космологии. И, что интересно, обе причины связаны с развитием физики:

1) Альберт Эйнштейн создает свою релятивистскую физику;

2) М. Планк создает квантовую физику.

Космогония - это раздел науки астрономии, который изучает происхождение галактик, звезд, планет, а также других объектов. На сегодня космогонию можно разделить на две части:

1) космогония Солнечной системы. Эту часть (или вид) космогонии по-другому называют планетной;

2) звездная космогония. Основы концепции естествознания: Учебное пособие / Карпенков С.Х. - М.: Высшее образование, 2007. - 366 с. (стр.147)