МЕТОДЫ АНАЛОГИИ

Область применения:
- первичная обработка задачи в формулировке задачедателя;
- упражнение по развитию творческого воображения (РТВ).

Преимущества:
- доступность, простота усвоения;
- высокая вероятность получения ответа 1-го уровня сложности.

Недостатки:
- достаточно высокое требование к решателю по уровню эрудиции;
- нет критерия опенки и отбора решения.

Общий обзор.
Методы аналогии заложены в основу «синектики» - методики решения задач, предложенной в середине 50-х годов ХХ века американским исследователем У.Гордоном. В России эта методика практически не применяется из-за длительности обучения и вредности для психики решателей. Некоторые простые элементы методики удобны для первичной обработки задачи. В практике трудных задач широко применяется только один из видов модернизированной аналогии – «метод маленьких человечков» (ММЧ), предложенный Г.С.Алытшулером - в механизмах для решения задач 3-го и 4-го уровней сложности.
Механизм поиска аналогий является важным инструментом творческого мышления.
Аналогия - это подобие предметов или явлений по какому-то признаку. Аналогия в творчестве является таким мысленным инструментом, который не только выводит мысль из логического тупика, но и в значительной степени определяет оригинальность решения проблемы. Обычный неорганизованный поиск аналогий чаще всего основывается на интуитивном улавливании сходства объектов, причем сравнение фактов знания, опыта производителя по форме, структуре (например, «паутина - подвесной мост»). Однако, гораздо более продуктивными являются не прямые формальные Аналогии, а такие, которые возникают при сравнении различных линий развития объектов, нередко относящиеся к весьма далеким областям знания.

Порядок проведения: Рассматриваемый объект или процесс сравнивается с более или менее аналогичным объектом или процессом из технических, организационных, биологических и др. областей знаний по важным для задачедателя признакам, качествам или свойствам. Найденное качество или свойство переносится на совершенствуемый объект (прямая аналогия).

Пример. Для движения лодки по воде на мелководье, где много плавающей и торчащей травы, камышей и т.д. обычные движители - винт или весла - малопригодны, т.к. путаются в траве Какой движитель уже давно успешно применяется в подобных условиях? Ласты утки! Новый движитель успешно прошел испытания!

Пример. Для уменьшения сопротивления движению катера хорошо бы поднять тяжелый и объемный корпус над водой. Что уже применяется для создания подъемной силы? - Крыло самолета. - В результате появился корабль на подводных крыльях!

Пример. Бензин перед подачей в камеру сгорания нужно из жидкого состояния быстро перевести в мельчайшие капельки, в туман. - В парикмахерских давно для такого процесса применяют пульверизатор. - Этот принцип был использован в автомобильном карбюраторе.

При отсутствии прямых аналогов можно в задачу ввести какие-нибудь фантастические существа, выполняющие то, что требуется по условиям: гномы, мыслящие животные, маленькие человечки. Или какие нибудь фантастические средства: шапку-невидимку, ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранку и т.д. Например, для застежки космического костюма применить дрессированных мух, сцепляющихся по команде лапками и наглухо сжимающие борта (фантастическая аналогия). Т.е. необходимо представить себе объект, процесс, ситуацию такими, какими мы хотели бы их видеть, не учитывая реальных ограничений. Иногда при этом появляются оригинальные идеи.

Для лучшего понимания задачи, определения условия ее осуществления, выделения ряда факторов, связанных с решением проблемы, но обычно ускользающих от внимания существует личная аналогия (эмпатия) - отождествление себя с объектом. Решатель вживается в образ совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом ощущения, т.е. «прочувствовать» задачу. Для развития личной аналогии рекомендуется последовательное использование трех приемов: описание фактор воображаемого положения объекта от первого лица, б) описание эмоций и чувств, приписываемых объекту от первого лица, в) отождествление себя с объектом, вживание в его цели, функции, трудности.

Пример. "Я - железнодорожный мост через реку, руки опираются на одном берегу реки, ноги - на другом. На спине - две нитки железнодорожных путей. Вот пригрело солнышко, тело стало удлиняться и ладони поползли по берегу - больно! -хорошо бы подложить под ладони скользкую дощечку! Вот по спине пробежал состав - туловище прогибается вниз в середине тела - это я и раньше предвидел! - но спина еще и перекосилась в сторону состава! Появился момент в вертикальной плоскости, перпендикулярной мосту!

Неожиданно, но не страшно - изгиб небольшой! - Вот по спине идут одновременно два встречных состава – как приятно, спину совсем не скручивает. Но вот составы одновременно въехали на мост, аварийное торможение - ой, как больно, спину закручивают в горизонтальной плоскости инерционные силы!!! А я о них и не подозревал! - Нужно учесть эту силу в расчетах!"

Все права защищены © 2008 Балезин Н.М.

Слово аналогия происходит от греческого avaoyia - пропорция, соразмерность. Аналогия - это соответствие элементов, совпадение ряда свойств или какое либо иное отношение между предметами (явлениями и процессами), дающие основание для переноса информации, полученной при исследовании одного предмета - модели, на другой - прототип. Такой перенос осуществляется в форме вывода по аналогии. В качестве модели подыскивается или специально конструируется предмет, обладающий большей доступностью для познания, наглядностью, простотой и т.д. Форма аналогии и выводов по аналогии многообразны. Со времён античности широко известна аналогия как сходство отношений, причём модель и прототип могут быть совершенно различными по своей физической природе. Такова, например, аналогия между строением атома и Солнечной системой. При другом типе аналогии (Аристотель называл его примером-парадигмой) требуется совпадение множества свойств сравниваемых предметов, что возможно при условии их качественной однородности. Например, такой тип аналогии предполагается при использовании лабораторных животных для проверки действия лекарств, предназначенных для человека. Аналогии (или точнее - умозаключения по аналогии) играют важную эвристическую роль в научных открытиях, являются одним из источников научных гипотез, индуктивных рассуждений. Аналогия часто является смутной. Ответ на вопрос, что чему аналогично, часто неоднозначен. Но смутность аналогии не уменьшает её интереса и полезности.

Две системы аналогичны, если согласуются в ясно определённых отношениях соответствующих частей. Например, треугольник на плоскости аналогичен тетраэдру в пространстве. На

плоскости 2 прямые линии могут образовать ограниченную фигуру, а 3 плоскости образовать треугольник. В пространстве 3 плоскости не могут образовать ограниченное тело, а 4 могут образовать тетраэдр. Отношение треугольника к плоскости такое же, как отношение тетраэдра к пространству, поскольку и треугольник и тетраэдр ограничены минимальным числом простых ограничивающих элементов. Отсюда аналогия. Аналогия как метод. От известного к неизвестному. Аналогия-один из самых полезных методов информационной работы. Мы часто прибегаем к аналогии в нашей повседневной жизни. Иногда нам не удается использовать всех возможностей этого метода. Часто, рассуждая по аналогии, мы не замечаем многочисленных скрытых опасностей и совершаем ошибки. Для того чтобы наилучшим образом использовать метод аналогии, так же как и остальные методы информационной работы, надо рассмотреть достоинства и недостатки этого метода. Рассуждая по аналогии, мы начинаем с явления, о котором хотим получить дополнительные сведения (например, мы хотим узнать, как жарко будет в августе текущего года). В поисках дополнительных сведений мы обращаемся к аналогичному явлению, имевшему место в прошлом, о котором мы кое-что уже знаем (в данном случае мы рассматриваем температуру в августе прошлого года). Мы считаем, что при отсутствии данных, говорящих об обратном, неизвестное явление, вероятно, будет примерно таким же, как известное. За исключением физических явлений, никакие другие явления практически не могут быть совершенно одинаковыми. Мы не можем знать всех определяющих факторов, поэтому обычно говорим «вероятно», «примерно такое же» и т. п. Сходство явлений, непосредственно облегчающее нашу задачу, может оказаться внешне столь значительным, что есть опасность распространить рассуждения по аналогии и следующие из них выводы далеко за действительно оправданные пределы. Достигнутые вначале благодаря применению метода аналогии успехи делают нас менее осторожными и приводят к негативным последствиям. Подойдем теперь к вопросу в позитивном плане и посмотрим, что можно сделать для того, чтобы извлечь наибольшие выгоды из применения метода аналогии в информационной работе. Для эффективного использования метода аналогии обычно необходимо соблюдать следующие условия: 1. Предварительно изучить поставленную проблему в достаточной мере для того, чтобы суметь четко определить элементы, аналогичные тем, с которыми мы собираемся их сравнивать.

2. Отыскать среди известных явлений аналогичные изучаемому. При этом надо следить, чтобы важнейшие элементы изученных явлений обладали достаточным сходством с соответствующими элементами изучаемого явления, без чего аналогия будет неоправданной. Важнейшие для решения поставленной задачи элементы обоих явлений не должны резко отличаться друг от друга, так как в этом случае применение метода аналогии не принесет никакой пользы. 3. Изучить неизвестное явление, сравнивая его с известным аналогичным. При этом необходимо установить как черты сходства, так и различия между ними. Затем их можно будет сопоставить и взвесить. Всегда полезно выявлять черты, отличающие различные явления друг от друга. При применении метода аналогии полезнее изучать черты различия, а не сходства аналогичных явлений. Аналогии играют решающую роль при построении гипотез. Очевидно также, что, если найти несколько аналогичных явлений, наши рассуждения получат более прочное основание, чем рассуждения с использованием одной аналогии. Аналогия. Процентный метод. Известным способом упрощенного использования метода аналогии является процентный метод. Отправляясь от известных сведений, например о торговле, ценах, производстве за текущий год, мы определяем соответствующие цифры для следующего года, устанавливая, что они составят 90 или 150 % или еще сколько-нибудь процентов от показателей текущего года. Используя его, мы, безусловно, должны уяснить всю совокупность затрагиваемых явлений. Мы обязательно должны уяснить различия между сравниваемыми сходными явлениями, чтобы сделать верные выводы. В условиях, когда из-за границы поступает довольно скудная информация, применение метода аналогии часто является лучшим, а иногда единственным методом, с помощью которого можно составить более или менее точное представление о некоторых сторонах изучаемого явления из жизни иностранного государства. Аналогия. Характерный пример. Одно из весьма немногочисленных исследований, имевших своей главной целью усовершенствование методов информационной работы, например разведки, было проведено в связи с изучением вопроса о выпуске определенной продукции в одном иностранном государстве. Офицеры отдела информации, выполнявшие это задание, столкнулись с обычным явлением – весьма скудными сведениями. Они носили столь отрывочный характер, что было трудно или даже невозможно составить какое-либо определенное представление. Положение казалось настолько безнадежным, что ничего не было сделано для того, чтобы найти из него выход. Аналитики считали, что перед ними стоят две самостоятельные задачи. Во-первых, получить дополнительные сведения. Во-вторых, извлечь максимум пользы из имеющихся сведений. Они сосредоточили свои усилия на второй задаче. Все это как раз и составляло смысл информационной работы. Таким образом, это позволило дать более четкие указания специалистам, работающим в этой области. Несомненно, одна из важнейших задач работника информационной службы состоит в том, чтобы давать полезные направляющие указания аналитикам, добывающим сведения на месте. Эти указания могут выражаться в четких и определенных заявках на необходимые сведения, в выделении сведений, имеющих решающее значение, в высказываемых предположениях о том, где их можно найти. В ходе выполнения задания, которое мы описываем, после того как аналитики на месте получили более точные заявки, им удалось добыть дополнительные данные. Новые факты внесли большую ясность в изучаемый вопрос, поскольку аналитики-исследователи хорошо представляли себе весь процесс производства в данной области, непосредственно изучив его у себя в стране. Рассматриваемый пример показывает, что польза, приносимая методом аналогии, заключается хотя бы в том, что мы приступаем к работе над заданием, обладая значительными знаниями в данной области. Проверка по аналогии.

Метод аналогии можно использовать в качестве эффективного средства проверки правильности выработанных методов оценки положения в стране. В некоторых случаях, когда положение в иностранном государстве резко отличается от положения в стране, описанный метод может не дать решающих результатов или вовсе оказаться неприемлемым. Однако специалист, работающий в области общественных наук, в большинстве случаев свободен в выборе метода. Он заранее может решить, какая роль будет отведена им статистическому анализу, изучению отдельных случаев и другим методам. В информационно-аналитической работе дело обстоит иначе. Здесь часто приходится довольствоваться доступным материалом и весьма желательно использовать оба метода. Изучение отдельных случаев является таким способом систематизации социологического материала, который позволяет сохранить целостность социального явления – объекта исследования. Другими словами, это метод, при котором любая общественная единица берется в целом и почти всегда изучается в ее развитии. В качестве такой единицы может выступать отдельная личность, семья или другая общественная группа, совокупность общественных отношений или процессов… или даже все общество. Метод изучения отдельных случаев учитывает развитие явления, или, говоря другими словами, позволяет показать их в динамике, и этим он отличается от статистического подхода. Описание отдельных случаев, если оно сделано точно, гораздо вернее отражает реальную действительность, в то время как статистические обобщения, за исключением тех случаев, когда все подвергнутые статистическому анализу явления охарактеризованы каждое в отдельности, представляют собой лишь приближающиеся к действительности абстракции. Метод изучения отдельных случаев приносит больше пользы на начальной стадии работы, при проведении предварительных исследований, чем на последующих стадиях. Слабые стороны этого метода и вытекающие из них опасности обусловлены в основном двумя причинами. Первая причина состоит в том, что фактически исследование может охватывать лишь незначительное количество случаев. Даже если исследователь опишет в своей работе сотни отдельных случаев, читатель сможет удержать в голове лишь несколько из них. Когда же мы исследование основываем на анализе небольшого количества случаев, всегда существует опасность, что используемые источники информации могут оказаться необъективными или ненадежными. Такое может случиться, даже если каждый отобранный случай получил правильную оценку и был точно описан. Анализ небольшого количества случаев может дать правильное представление обо всем народе или какой-либо значительной части народа только при условии, если все население или соответствующая часть населения однородны по своему составу. Лица, читающие труды исследователя, склонны преувеличивать значение отобранных им случаев и считать, что эти случаи обязательно правильно отражают общее положение. С этой опасностью связана другая – преувеличение значения нетипичных явлений. Причина второй опасности, вытекающей из использования метода изучения отдельных случаев, состоит в том, что исследователю трудно дать объективную оценку этим случаям, поскольку он непосредственно и тесно соприкасается с предметом изучения. Меры, которые следует принимать, чтобы избежать указанных опасностей, сводятся вкратце к следующему: 1. Ясно представлять себе существующие опасности и быть готовым энергично преодолевать их. 2. Тщательно отбирать для исследования случаи, в достаточной мере отражающие все важные аспекты изучаемого явления, обращая особое внимание на то, чтобы полное отражение получили взгляды, идущие вразрез с точкой зрения самого исследователя.

3. Старательно выявлять и отбрасывать сведения, поступившие из не заслуживающих доверия источников. 4. Обеспечивать критику положений, выдвинутых исследователем, и особенно первого варианта его работы, со стороны коллег, которые не находятся, подобно ему самому, под впечатлением непосредственного соприкосновения с объектом изучения, оказывающего на него определенное влияние. Сотрудник информационной службы сталкивается в данном случае с особыми трудностями. Дело в том, что в его распоряжении могут оказаться сведения относительно весьма небольшого количества «случаев», которые к тому же ни в коей мере не являются типичными. Несмотря на все их недостатки, глубокое изучение этих, возможно, необъективных данных об отдельных случаях позволит ему написать определенную часть подготавливаемого документа и таким образом раскрыть какую-то одну сторону изучаемого явления, о которой никаким другим путем нельзя получить представление. Такими сведениями не следует пренебрегать, несмотря на указанные нами их недостатки. Составляя документ, автор должен сначала сам четко представить себе положительные и отрицательные моменты отдельных случаев и затем довести это до сведения лиц, для которых он готовит информационный документ. Органицизм - методологический принцип, в соответствии с которым те или иные социальные феномены рассматриваются по аналогии с явлениями природы. Особое распространение органицизм получил в социологии второй половины XIX века, в рамках позитивистского миропонимания и на волне успехов естественных наук, в том числе широкого распространения дарвинизма. Основоположником органической школы в социологии считается Герберт Спенсер, также большой вклад внес Альберт Шеффле. В русской социологической науке органицизм представлен, прежде всего, трудами Александра Стронина и Павла Лилиенфельда.

Аналогия - один из самых полезных методов информационной работы. Мы часто прибегаем к аналогии в нашей повседневной жизни. Иногда нам не удается использовать всех возможностей этого метода. Часто, рассуждая по аналогии, мы не замечаем многочисленных скрытых опасностей и совершаем ошибки. Для того чтобы наилучшим образом использовать метод аналогии, так же как и остальные методы информационной работы, надо рассмотреть достоинства и недостатки этого метода.

Рассуждая по аналогии, мы начинаем с явления, о котором хотим получить дополнительные сведения (например, мы хотим узнать, как жарко будет в августе текущего года). В поисках дополнительных сведений мы обращаемся к аналогичному явлению, имевшему место в прошлом, о котором мы кое-что уже знаем (рассматриваем температуру в августе прошлого года).

Мы считаем, что при отсутствии данных, говорящих об обратном, неизвестное явление, вероятно, будет примерно таким же, как известное.

За исключением физических явлений, никакие другие явления практически не могут быть совершенно одинаковыми. Мы не можем знать всех определяющих факторов, поэтому обычно говорим “вероятно”, “примерно такое же” и т. п.

Сходство явлений, непосредственно облегчающее нашу задачу, может оказаться внешне столь значительным, что есть опасность распространить рассуждения по аналогии и следующие из них выводы далеко за действительно оправданные пределы. Достигнутые вначале благодаря применению метода аналогии успехи делают нас менее осторожными и приводят к негативным последствиям.

Для эффективного использования метода аналогии обычно необходимо соблюдать следующие условия:

1. Предварительно изучить поставленную проблему в достаточной мере для того, чтобы суметь четко определить элементы, аналогичные тем, с которыми мы собираемся их сравнивать.

2. Отыскать среди известных явлений аналогичные изучаемому. При этом надо следить, чтобы важнейшие элементы изученных явлений обладали достаточным сходством с соответствующими элементами изучаемого явления, без чего аналогия будет неоправданной. Важнейшие для решения поставленной задачи элементы обоих явлений не должны резко отличаться друг от друга, так как в этом случае применение метода аналогии не принесет никакой пользы.

3. Изучить неизвестное явление, сравнивая его с известным аналогичным. При этом необходимо установить как черты сходства, так и различия между ними. Затем их можно будет сопоставить и взвесить. Всегда полезно выявлять черты, отличающие различные явления друг от друга.

При применении метода аналогии полезнее изучать черты различия, а не сходства аналогичных явлений. Аналогии играют решающую роль при построении гипотез. Очевидно также, что, если найти несколько аналогичных явлений, наши рассуждения получат более прочное основание, чем рассуждения с использованием одной аналогии.

Аналогия. Процентный метод.

Известным способом упрощенного использования метода аналогии является процентный метод. Отправляясь от известных сведений, например о торговле, ценах, производстве за текущий год, мы определяем соответствующие цифры для следующего года, устанавливая, что они составят 90 или 150% или еще сколько-нибудь процентов от показателей текущего года.

Используя его, мы, безусловно, должны уяснить всю совокупность затрагиваемых явлений.

Аналогия. Характерный пример.

Одно из весьма немногочисленных исследований, имевших своей главной целью усовершенствование методов информационной работы, например разведки, было проведено в связи с изучением вопроса о выпуске определенной продукции в одном иностранном государстве.

Офицеры отдела информации, выполнявшие это задание, столкнулись с обычным явлением - весьма скудными сведениями. Они носили столь отрывочный характер, что было трудно или даже невозможно составить какое-либо определенное представление. Положение казалось настолько безнадежным, что ничего не было сделано для того, чтобы найти из него выход.

Аналитики считали, что перед ними стоят две самостоятельные задачи. Во-первых, получить дополнительные сведения. Во-вторых, извлечь максимум пользы из имеющихся сведений. Они сосредоточили свои усилия на второй задаче. Все это как раз и составляло смысл информационной работы. Таким образом, это позволило дать более четкие указания специалистам, работающим в этой области.

Несомненно, одна из важнейших задач работника информационной службы состоит в том, чтобы давать полезные направляющие указания аналитикам, добывающим сведения на месте.

В ходе выполнения задания, которое мы описываем, после того как аналитики на месте получили более точные заявки, им удалось добыть дополнительные данные. Новые факты внесли большую ясность в изучаемый вопрос, поскольку аналитики-исследователи хорошо представляли себе весь процесс производства в данной области, непосредственно изучив его у себя в стране.

Рассматриваемый пример показывает, что польза, приносимая методом аналогии, заключается хотя бы в том, что мы приступаем к работе над заданием, обладая значительными знаниями в данной области.

Проверка по аналогии.

Метод аналогии можно использовать в качестве эффективного средства проверки правильности выработанных методов оценки положения в стране.

В некоторых случаях, когда положение в иностранном государстве резко отличается от положения в стране, описанный метод может не дать решающих результатов или вовсе оказаться неприемлемым. Однако специалист, работающий в области общественных наук, в большинстве случаев свободен в выборе метода. Он заранее может решить, какая роль будет отведена им статистическому анализу, изучению отдельных случаев и другим методам.

В информационно-аналитической работе дело обстоит иначе. Здесь часто приходится довольствоваться доступным материалом и весьма желательно использовать оба метода.

Изучение отдельных случаев является таким способом систематизации социологического материала, который позволяет сохранить целостность социального явления - объекта исследования. Другими словами, это метод, при котором любая общественная единица берется в целом и почти всегда изучается в ее развитии. В качестве такой единицы может выступать отдельная личность, семья или другая общественная группа, совокупность общественных отношений или процессов... или даже все общество.

Метод изучения отдельных случаев учитывает развитие явления, или, говоря другими словами, позволяет показать их в динамике, и этим он отличается от статистического подхода.

Описание отдельных случаев, если оно сделано точно, гораздо вернее отражает реальную действительность, в то время как статистические обобщения, за исключением тех случаев, когда все подвергнутые статистическому анализу явления охарактеризованы каждое в отдельности, представляют собой лишь приближающиеся к действительности абстракции.

Метод изучения отдельных случаев приносит больше пользы на начальной стадии работы, при проведении предварительных исследований, чем на последующих стадиях.

Слабые стороны этого метода и вытекающие из них опасности обусловлены в основном двумя причинами. Первая причина состоит в том, что фактически исследование может охватывать лишь незначительное количество случаев.

Даже если исследователь опишет в своей работе сотни отдельных случаев, читатель сможет удержать в голове лишь несколько из них. Когда же мы исследование основываем на анализе небольшого количества случаев, всегда существует опасность, что используемые источники информации могут оказаться необъективными или ненадежными.

Такое может случиться, даже если каждый отобранный случай получил правильную оценку и был точно описан. Анализ небольшого количества случаев может дать правильное представление обо всем народе или какой-либо значительной части народа только при условии, если все население или соответствующая часть населения однородны по своему составу.

Лица, читающие труды исследователя, склонны преувеличивать значение отобранных им случаев и считать, что эти случаи обязательно правильно отражают общее положение. С этой опасностью связана другая - преувеличение значения нетипичных явлений.

Причина второй опасности, вытекающей из использования метода изучения отдельных случаев, состоит в том, что исследователю трудно дать объективную оценку этим случаям, поскольку он непосредственно и тесно соприкасается с предметом изучения.

Меры, которые следует принимать, чтобы избежать указанных опасностей, сводятся вкратце к следующему:

1. Ясно представлять себе существующие опасности и быть готовым энергично преодолевать их.

2. Тщательно отбирать для исследования случаи, в достаточной мере отражающие все важные аспекты изучаемого явления, обращая особое внимание на то, чтобы полное отражение получили взгляды, идущие вразрез с точкой зрения самого исследователя.

3. Старательно выявлять и отбрасывать сведения, поступившие из не заслуживающих доверия источников.

4. Обеспечивать критику положений, выдвинутых исследователем, и особенно первого варианта его работы, со стороны коллег, которые не находятся, подобно ему самому, под впечатлением непосредственного соприкосновения с объектом изучения, оказывающего на него определенное влияние.

Сотрудник информационной службы сталкивается в данном случае с особыми трудностями. Дело в том, что в его распоряжении могут оказаться сведения относительно весьма небольшого количества “случаев”, которые к тому же ни в коей мере не являются типичными.

Несмотря на все их недостатки, глубокое изучение этих, возможно, необъективных данных об отдельных случаях позволит ему написать определенную часть подготавливаемого документа и таким образом раскрыть какую-то одну сторону изучаемого явления, о которой никаким другим путем нельзя получить представление.

Такими сведениями не следует пренебрегать, несмотря на указанные нами их недостатки. Составляя документ, автор должен сначала сам четко представить себе положительные и отрицательные моменты отдельных случаев и затем довести это до сведения лиц, для которых он готовит информационный документ.

Изучение отдельных случаев как метод информационно-аналитической работы.

В исследовательской работе в области общественных наук часто применяются два совершенно противоположных метода: метод статистического анализа и метод изучения отдельных случаев. Эти методы различны, но дополняют друг друга, помогая каждый по-своему установить истину. В каждом исследовании можно скорее добиться успеха, если применить отдельные элементы обоих этих методов. Одно из преимуществ метода статистического анализа заключается в том, что он позволяет охватить большое количество изучаемых объектов.

Итак, статистический анализ и обобщения полезны. Однако крайне желательно дополнять их изучением отдельных случаев, приводя конкретные примеры положения отдельных людей, общественных групп и т. д., рассказывая о прошлом, настоящем и будущем этих людей, об их успехах и неудачах, - одним словом, показывая их живыми, полнокровными. Тем самым мы внесем в аналитическую информацию важнейший элемент - саму жизнь.

      Поддержка принятия решения на основе анализа информации

Под информационным обеспечением понимается информационный ресурс, обеспечивающий реализацию производственной и коммерческой деятельности фирмы, методы и способы его организации и использования, а также профессиональные знания специалистов, обеспечивающие процесс принятия решений.

Наиболее «интеллектуальными» являются средства интерпретации данных, позволяющие находить закономерности и производить прогнозы. Вершиной данного направления являются продукты интеллектуального анализа данных, которые не только позволяют проводить регрессионный анализ, поиск зависимостей, классификацию и прогнозирование, но и реализуют вероятностные, статистические, нейронные сети, а также методы нечеткой логики.

В виду сложности СППР архитектура их построения может быть только многоуровневой – даже двухуровневая структура работает неэффективно. Современные СППР представляют собой, как правило, трехуровневые системы клиент/сервер:

Уровень базы данных, на котором осуществляется хранение и поиск данных бизнес–приложений;

Прикладной уровень, на котором реализована логика исполнения приложений;

Уровень представления информации с использованием графического интерфейса пользователя.

Для того чтобы крупная компания почувствовала эффект от внедрения СППР, должны быть произведены достаточно большие вложения. Ввиду значительного количества обрабатываемой в единицу времени информации и больших информационных потоков, для эффективного функционирования СППР необходимы мощные вычислительные и коммуникационные средства, высокий уровень надежности программно–аппаратного комплекса и средств защиты информации от несанкционированного доступа.

Значительными являются затраты не только на проектирование, приобретение, установку и внедрение системы, но и на ее эксплуатацию и развитие.

Имеется две основные службы СППР.

Техническая служба получения информации . В больших коммерческих банках служба получения информации оснащена одним или несколькими серверами коммуникаций для электронной почты, факсов и приема телевизионных отображений, а также доступа к глобальным сетям передачи данных. Серверы коммуникаций взаимодействуют через каналы связи с другими компьютерами организации, а также с удаленными персональными компьютерами (рабочими станциями) сотрудников организации. Многие компании обеспечивают своим сотрудникам доступ к СППР с помощью отдельных серверов анализа, связанных с информационными хранилищами.

Аналитическая служба является «интеллектуальным» звеном в цепи подготовки принятия решений. Здесь готовятся аналитические материалы для руководителей. За этой службой закрепляется функция совершенствования структуры компании, поддержания ее имиджа. Сотрудники аналитической службы участвуют в планировании стратегии развития компании, за ними закрепляются функции наполнения и хранения баз данных – основы любого решения. В аналитической службе формируются источники информации, проводится статистический анализ данных, построение и испытание моделей; собираются экспертные сведения, составляются итоговые отчеты.

    Информационно-аналитическая работа (ИАР) с документами

МЕТОД АНАЛОГИЙ - способ, заключающийся в применении организационных форм , оправдавших себя в функционирующих системах управления персоналом со сходными экономико-организационными характеристиками по отношению к рассматриваемой системе. Сущность М.а. состоит в разработке типовых решений (напр., типовой оргструктуры управления персоналом) и определении границ и условий их применения. Эффективным методом использования типовых решений при совершенствовании управления персоналом является блочный метод типизации подсистем линейно-функциональных и программно-целевых структур. Типовые блочные решения увязываются вместе с оригинальными организационными решениями в единой системе управления персоналом. Блочный метод ускоряет формирование новой системы управления персоналом и повышает эффективность функционирования системы с наименьшими затратами.  


Первый подход основан на методе аналогий. Затраты на разведку одной тонны запасов нового месторождения оценивают исходя из известных затрат по сходному месторождению - аналогу.  

Для прогнозирования риска применяется множество методов, объединенных в следующие группы статистические, аналитические, метод аналогий, метод экспертных оценок и экспертных систем.  

С какой целью используют метод аналогий и ассоциаций  

Экстраполяция -i [Интерполяция Ь" [Методы аналогии (модели подобия))- [Параметрический метод f-" [Метод интервью - [ Метод генерации идей - Аналитические экспертные оценки ]- [ Морфологический анализ JL 1 (0 m ч g j Матричный метод - 1 [ Метод Дельфи - 1  

Первая группа включает методы, основанные на построении и анализе динамических рядов характеристик (параметров) объекта прогнозирования. Среди них наибольшее распространение получили экстраполяция, интерполяция, метод аналогий (модели подобия), параметрический метод.  

Метод аналогий. Название этого метода говорит о том, что прогноз финансового состояния проекта, риск его реализации определяются в соответствии с некоторым аналогичным проектом, который был реализован ранее. При этом предполагается, что экономическая система , в рамках которой реализуется проект, также ведет себя аналогичным образом.  

Методы аналогов / Используется база данных осуществленных аналогичных проектов для переноса их результативности на разрабатываемый проект. Такой метод используют в том случае, если внутренняя и внешняя среды проекта и его аналогов имеют достаточную сходимость по основным параметрам  

Суть метода аналогий заключается в том, что для расчета вероятностей возникновения потерь анализируются все имеющиеся данные, касающиеся осуществления организацией аналогичных проектов в прошлом. Этот метод целесообразно использовать при оценке риска часто повторяющихся проектов, например, реализуемых строительными организациями . Если организация наметила к реализации проект , аналогичный уже завершенным проектам , то для определения уровня риска по новому проекту можно построить кривую риска на основании имеющегося статистического материала.  

Метод аналогий. Данный метод заключается в использовании организационных форм и механизмов управления , которые оправдали себя в компаниях со сходными организационными характеристиками (цели, тип технологии, специфика  

Данный метод, являющийся наиболее гибким и всеохватывающим, применяется в сочетании с другими (особенно с методами аналогий и структуризации целей) и характеризуется многообразием форм реализации. В первую очередь к ним относятся осуществление диагностического анализа особенностей, анализ проблем, узких мест в системе управления действующей производственно-хозяйственной организацией или в организациях, аналогичных вновь создаваемой, с тем, чтобы предусмотреть организационное решение выявленных проблем в разрабатываемой структуре управления . Сюда же относятся проведение экспертных опросов руководителей, а также сотрудников организации для выявления и анализа отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления , обработка полученных экспертных оценок статистико-математическими методами (ранговая корреляция , факторный анализ , обработка списков и др.).  

Метод аналогий 132-133 Метод организационного моделирования  

Методы логического моделирования используются преимущественно для качественного описания развития прогнозируемого объекта. Они основаны на выявлении общих закономерностей развития рынка ценных бумаг и выделении наиболее важных долгосрочных проблем перспективного развития, определении главных путей и последовательности решения данных проблем. Логическое моделирование включает 1) разработку сценариев, содержащих описание последовательности, условий решений, взаимосвязи и значимости событий 2) метод прогнозирования по образу (корпоративный метод) 3) метод аналогий. Логическое моделирование на перспективу должно учитывать степень детализации показателей и целей и основываться на комплексном, системном подходе.  

Метод аналогий основан на установлении объема используемого капитала на предприятиях-аналогах. Предприятие-аналог для осуществления такой оценки подбирается с учетом его отраслевой принадлежности, региона размещения, размера, используемой технологии, начальной стадии жизненного цикла и ряда других факторов.  

Метод аналогий состоит в анализе всех имеющихся данных, касающихся осуществления фирмой или банком аналогичных проектов в прошлом с целью расчета вероятностей возникновения потерь. Колоссальную роль при этом играет банк накопленных данных о всех предпринятых ранее проектах, создаваемый на основе их оценки уже после завершения. Наибольшее применение метод аналогий находит при оценке риска часто повторяющихся проектов, например, в строительстве. Если строительная фирма предполагает реализовать проект, аналогичный уже завершенным проектам , то для расчета уровня риска предпринимаемого проекта можно построить так называемую кривую риска на основании имеющегося статистического материала. С этой целью устанавливаются области риска, ограниченные нижней и верхней границами общих потерь.  

Задача повышения удельного веса технически обоснованных норм решается путем типизации технологических процессов и установления типовых норм времени на все наиболее трудоемкие детали (валы, диски, покрышки, цилиндры, рабочие колеса и др.). На каждую группу таких деталей разрабатываются типовые технологические процессы . Однотипные детали группируются по размерам с деталями, аналогичными по конфигурации или конструктивным особенностям. Для каждой типовой группы предусматривается наиболее рациональный технологический процесс . Технические нормы времени в каждой группе составляются на один-два типоразмера детали. На остальные же типоразмеры нормы устанавливаются методом аналогии и интерполяции. Проверка правильности норм, установленных таким методом, показывает, что отклонения от норм, установленных непосредственным расчетом, незначительны. Благодаря применению метода типизации оказывается возможным резко повысить удельный вес технически обоснованных норм.  

Рассмотрены факторы, определяющие конкурентоспособность углепроводов по сравнению с железнодорожным транспортом в нашей стране и за рубежом. Выполнен анализ экономических характеристик некоторых действующих и проектируемых систем. Использован метод аналогии для обоснования развития нового вида транспорта энергетических углей в СССР.  

Помимо качественных и количественных, выделяют практические методы учета рисков, основные из которых метод экспертных оценок , метод аналогий и использование показателей дисперсии и среднего квадратичного (стандартного) отклонения.  

Метод аналогий состоит в анализе всех имеющихся данных, касающихся осуществления фирмой аналогичных проектов в прошлом с целью расчета вероятности возникновения потерь. Наибольшее применение данный метод находит при оценке риска часто повторяющихся проектов. В связи с этим его использование затруднено применительно к инновационным проектам, где необходимо оценивать риск достаточно оригинальных проектов, по которым либо еще не накоплен достаточный опыт, либо он отсутствует вообще.