Тютчевская «страна» необычна - она то залита солнечным светом, то покрыта сумраком, но всегда узнаваема, близка. Если начать вспоминать стихи Ф. И. Тютчева о природе, то, наверное, большинству людей в первую очередь придет в голову «Весенняя гроза»: «Люблю грозу в начале мая...»

Действительно, поэт очень часто обращался к картинам весны, проливного дождя, птичьего гама. Природа у Тютчева зачастую «испытывает» чисто человеческие эмоции. Образ «улыбающейся», «смеющейся» природы проходит через все творчество поэта как противовес его горестным размышлениям о бытии, смерти, мироздании, гармонии, «древнем хаосе». Как часто мы встречаем в поэзии Тютчева такие фразы, как «Лазурь небесная смеется», «Сияет солнце, воды блещут / На всем улыбка, жизнь во всем». Подобных строк можно привести множество: улыбается все - весна, солнце, вода, сама земля. Даже в осенней природе поэт видит «кроткую улыбку увяданья». Здесь его мировосприятие близко к пушкинскому, который, как известно, очень ценил Тютчева. Но возможно, последний вкладывает в понятие «природа» гораздо больший смысл. Для Тютчева природа - нечто грандиозное, вечное, бесконечное, может быть, даже синоним мироздания.

Лишь в особенно горькие минуты (их не так уж мало) природа представляется Тютчеву царством пустоты и «вечного бессмыслия». Для Тютчева характерны поиски смысла во всем: во Вселенной, в бытии. Такого рода размышления и приводят, в конце концов, к странному афоризму:

Природа - сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

Загадки нет, но есть сама «мать-земля». Тютчев не может успокоиться в безотрадности, он снова и снова обращает свое лицо к светлой действительности. В лирике Тютчева часто звучит мысль (древняя как мир, но подхваченная им), что только природа способна исцелить и спасти человека.

Получается, что, с одной стороны, природа - «сфинкс», а с другой - исцеляющая сила. Для тех, кто знаком хоть немного с лирикой Тютчева, в этом нет ничего удивительного. Подобные противоречия, метания из крайности в крайность и составляют основу творчества поэта. Вся его лирика строится на контрасте, она как бы зажата между двумя полюсами - ощущением красоты бытия и чувством ужаса перед действительностью. Создается странное впечатление, что в Тютчеве уживались два кардинально противоположных человека, каждый из которых видел реальность по-своему.

Чаще всего Тютчев, конечно, восторгается окружающим миром, нередко - до самозабвения. В доказательство этому можно приводить бессчетное количество его цитат. Поэт откликается на все голоса жизни, поскольку чутко улавливает все краски, все звуки природы. Но не менее сильным (особенно в поздней лирике) становится сознание жизненного трагизма. И вот мир из радостного, наполненного светом и красками превращается в «одичалый». Безусловно, в таких резких переходах немалую роль сыграли личные пережи­вания.

Тютчеву было свойственно стремление разгадать тайны мироздания или хотя бы приблизиться к ним, коснуться. Мироздание вечно, на фоне его человеческая жизнь - ничто. С годами это начинает все больше тревожить Тютчева. Он приходит к мысли о «бесполезности» человеческого существования. Бесспорен тот факт, что каждого ожидает полное уничтожение и растворение в бесконечности природы. Поэт мало размышлял о смерти как таковой, она для него была, скорее, некой противоположностью жизни, мгновенным переходом от яркого, насыщенного, ужасающе краткого человеческого существования к небытию.

Невзирая на отношение к отдельно взятой жизни как к чему-то ничтожному в силу своей кратковременности, Тютчев утверждает и нечто практически противоположное: жизнь - значительна, поскольку является дерзким вызовом враждебным силам. Однако такие жизнеутверждающие мысли встречаются у Тютчева сравнительно редко. Гораздо настойчивее повторяется другая сентенция: «Бесследно все - и так легко не быть!» Бессмысленность, неоправданность бытия с возрастом все больше угнетает поэта. Жизнь он ассоциирует с «тенью от дыма», настолько она кажется ему призрачной.

Умиротворение, покой, исцеление - только в «природе - сфинксе». Видимо, такое наименование природе было дано в минуты тяжелейшего, безысходного отчаяния. Ведь что ни говори, окружающий мир всегда был для Тютчева живым, а вовсе не каменным. И природа всегда вызывала в поэте чисто человеческие чувства, которые можно испытывать к кому-то очень близкому. В первую очередь - это чувство восхищения.

Несомненно, что природа была включена Тютчевым в тот круг истинных ценностей, без которых, по мысли поэта, невозможно истинное существование.

Одно из самых интересных стихотворений Федора Ивановича Тютчева — «Природа- сфинкс», написанное в 1869 году. Как и многие стихотворения великого лирика, оно необычайно кротко. Стоит заметить, что это не отрывок, сожженной или недописанной рукописи. Здесь все так, как было задумано самим Тютчевым.

Несмотря на такой размер, всего четыре строчки, стихотворение несет в себе ясную, убедительную и совершенно законченную мысль.
Стихотворение «Природа-сфинкс» можно было бы отнести к афоризмам. Ведь автор правильно и кратко изложил в нем гибкую и живую мысль, но в то же время она развернута на столько что, чтобы понять весь его замысел.

Из биографии Ф.И.Тютчева мы знаем, что в его судьбе было немало страданий и тягостей. Поэтому в минуты горести и боли природа казалась поэту «вечным бессмыслием». Так же мы знаем, что для Тютчева, как и для любого лирика, романтика, характерно рассуждение о таких вечных вопросах как: «в чем смысл жизни?», «что таит в себе природа?», «что же такое любовь?»
Здесь Тютчев рассуждает на тему природы. Она – «сфинкс», то есть умиротворенная, безжизненная, но в то же время поэт наделяет ее глубоким смыслом.

Итак, анализируя данное стихотворение, можно сделать вывод, что природа, окружающая нас, так хорошо нам знакома и открыта, на самом деле хранит в себе множество тайн, которые не под силу познать человеку. Она словно сфинкс- таинственная, спокойная, мудрая.

Описания красот и переменчивости природы с помощью ярких эпитетов и метафор можно встретить в творчестве любого поэта-романтика. Действительно, что может вдохновлять лирика больше, чем стук капель дождя по карнизу, блики солнца на водной глади, распускающиеся весной цветы или заиндевелые ветви деревьев, гнущиеся под порывами сурового зимнего ветра?
В творчестве Федора Ивановича Тютчева природа тоже занимала важное место.

Поэзия Тютчева

Поэт и дипломат, публицист и политический деятель Ф. И. Тютчев родился в 1803 году практически в самый расцвет эпохи романтизма. Уже в ранние годы будущий лирик изучал классические языки, переводил на русский оды Горация и проявлял интерес к стихосложению.
Тютчеву доводилось жить не только на родине, но и в Германии и Франции. В 1821 году он прибыл в Мюнхен в составе дипломатической миссии, а в Россию вернулся лишь спустя 23 года. Как заграницей, так и на родине Федор Иванович вел активную публицистическую деятельность, интересовался политикой. Даже его стихотворения после возвращения в Россию стали носить политический характер, служа интересам государства.

Однако, как и любая всесторонне развитая и тонко чувствующая личность, Тютчев не стал ограничиваться одной лишь темой. Большого внимания достоин его “денисьевский цикл”, который состоит из стихотворений о любви, наполненных трагическими переживаниями и фатализмом. Его философская лирика - также важная составляющая наследия поэта.

Каждое стихотворение Тютчева - это сжатая ода, содержащая в себе глубокую мысль, насыщенная сильными образами, несмотря на краткую форму. Эти образы переходят из стихотворения в стихотворение, поэтому, чтобы понять поэта, нужно рассматривать его творчество в целом, ведь отдельное произведение не раскроет всей картины. Примечательно, что сам поэт никогда не видел себя в качестве профессионального литератора, что также немаловажно для анализа его творчества.

Многие сравнивают Тютчева с Пушкиным, но такое сравнение едва ли корректно, даже несмотря на то, что оба поэта с уважением относились к творчеству друг друга. Если Пушкин описывает человека, живущего в реальном мире, порой даже занятого будничными проблемами, существующего здесь и сейчас, то человек Тютчева находится вне этой реальности, он предстает прислушивающимся к голосу природы и стремящимся к звездам.

Стих Природа Сфинкс


Природа - Сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

История стихотворения “Природа - сфинкс” и его ключевые особенности

Стихотворение «Природа – сфинкс» было написано в родовом имении Овстуг в августе 1869 года. Это был последний период творчества поэта и один из довольно напряженных периодов в его жизни. К тому моменту он уже разменял седьмой десяток и все чаще задумывался о бессмысленности бытия. Понимая, что время, отведенное ему, близится к концу, поэт отказался от поиска истины и попыток разгадать тайны природы, о чем явственно свидетельствует стихотворение “Природа - сфинкс”.

В это время Федор Иванович занимал должность тайного советника, то есть стоял на одной из высших ступеней карьеры чиновника. Впервые произведение увидело свет лишь спустя 17 лет после написания.

Особенности стихотворения:

Форма - катрен;
размер - пятистопный ямб;
стопа двусложная с ударением на втором слоге;
рифма опоясывающая (abba).


Стихотворение начинается неожиданно, сразу показывая читателю сильный образ: “Природа - сфинкс”. Пропущенный глагол добавляет ей некой твердости и однозначности. Дальнейшие строки поясняют мысль, изложенную в первой. Рифмуя во второй строке “человека” с “века” в третьей, поэт указывает на глобальность рассматриваемой философской проблемы, а открытый финал говорит о пессимизме, о безразличии природы к человеку.

Образ сфинкса

Тютчев уже в начале стихотворения использует этот сильный образ. Он говорит нам о величии, спокойствии, загадочности, но и жестокости. Достаточно вспомнить мифического сфинкса, злобное порождение Тифона и Ехидны, крылатую деву, пожирающую юношей.
С древнегреческого сфинкс (сфинга) переводится как “душительница”. Чудовище было послано к Фивам, чтобы задавать путникам сложнейшие загадки. Нет нужды напоминать, какая ужасная судьба ожидала того, кто оказывался недостаточно мудр, чтобы найти правильный ответ.

Мы сразу же видим два образа: природа, которая в человеческом сознании ассоциируется с матерью, дарующей жизнь, и сфинкс - жестокий монстр, отнимающий ее. То есть, перед читателем предстают два кардинально противоположных образа, которые тем не менее соединяются в один, сохраняя черты обоих. Однако нечто общее у них все же есть - мудрость. Загадки сфинкса, найти ответ на которые под силу далеко не каждому, может придумать лишь поистине мудрое существо, не один век живущее на свете. Что же касается мудрости природы, то она не подлежит сомнению.

Губительная сила

Природа в стихотворениях Тютчева, как уже говорилось, одна из центральных тем. Но предстает она в совершенно разном свете. Иногда она будто переживает человеческие чувства: поэт описывает ее “улыбающейся” и “смеющейся” в радостные моменты своей жизни, но в тяжелые минуты он преподносит ее нам как “вечное бессмыслие”.

Природа, словно мифический сфинкс, постоянно подбрасывает человеку загадки, заставляя его разум метаться в поисках истины. Сколько бы он ни искал ответы, ему никогда не разгадать ее главную загадку: тайну жизни и смерти. Мы можем исследовать мир вокруг, в теории даже покорять просторы Вселенной, но время нам никогда не победить.

Природа предстает поистине жестокой, губительной силой: она создает нас подверженными увяданию и неминуемой смерти. По ее милости наше тело создано хрупким, а разум недостаточно совершенным, чтобы постичь все ее тайны. Но природа постоянно искушает пытливый ум, ее загадочность манит, заставляет нас искать смысл своего существования.

Веками человечество не может ответить на вопрос о том, зачем оно существует, не может достичь гармонии с окружающим миром. Поиски смысла, а точнее - осознание того, что единственного верного ответа на этот вопрос не существует, губят человеческий разум, заставляют его осознавать бессмысленность своего существования, чувствовать себя лишь мелкой песчинкой во Вселенной.

Безразличие природы

Поэт допускает, что нет тех загадок природы, над которыми бьется веками человечество. Природа не “выдумывала” ничего специально для нас, мы - не венец творения, мы важны не более, чем муравей, камень или любое другое ее творение, ей все равно, что мы делаем, как мы живем и умираем, ее не волнует, найдем ли мы ответ на вопрос, что же ждет человека после смерти. Природа существует сама по себе. У нее нет к человеку никаких вопросов, нет никаких ожиданий, она вообще не нуждается в человеке.

Заключение

Если рассматривать лирику Тютчева в целом (а именно такой подход, как уже говорилось, можно считать наиболее правильным), то, с одной стороны, мы видим природу безразличной и отстраненной, с чем поэту тяжело смириться, его стихи пропитаны чувством безысходности и болью. Но, с другой стороны, лишь природа способна исцелить человека. Хоть эта мысль и древняя, как сам мир, в стихотворениях Тютчева она обретает новые краски. Такие противоречия и крайности - это, пожалуй, основа его лирики, поэт будто постоянно мечется между восхищением красотой и величием природы и страхом перед ее силой.

Конечно, большая часть стихотворений, посвященных природе, пропитана восторгом, поэт самозабвенно созерцает ее красоты. Но в поздний период его творчества, к которому и относится “Природа - сфинкс”, все чаще в произведениях появляются нотки трагизма и фатализма.
Поэту всегда были свойственны поиски истины, ответа на вопрос о смысле существования, разгадки тайн бытия. Его волновали фундаментальные вопросы мироздания. С течением лет он все четче осознавал неизбежность увядания. Он понимал, что на фоне огромной и вечной Вселенной жизнь человека - ничто. Чем дальше, тем больше его начинала волновать бессмысленность человеческого существования. Он приходит к мысли о том, что жизнь бесполезна, каждый отдельно взятый человек просто существует, у него нет какой-либо особой миссии, он приходит в этот мир просто так, как дерево, насекомое или камень.


В стихотворении природа предстает великой искусительницей, которая сумела обмануть человека, заставив его думать над загадками, которых и вовсе не существует. По мнению Тютчева, человеку остается лишь признать свое поражение и смириться с тем, что природа никогда не покажет ему свое истинное лицо, что он никогда не найдет ответы на свои вопросы. Здесь мы снова натыкаемся на противоречие: природа и загадочна и не имеет загадок одновременно. По крайней мере таких, которые человеку под силу разгадать. Сфинкса поэт больше не видит живым чудовищем, он превратился в безжизненное каменное изваяние.

Однако все же у Тютчева встречаются жизнеутверждающие стихотворения, хоть и реже. В них он призывает жить вопреки тем силам, которые хотят нас погубить. О смерти же он практически не размышляет, для него она - нечто, происходящее мгновенно, он не романтизирует ее, ничего от нее не ждет.

Мастерство Ф. И. Тютчева вызывало восхищение у его современников, вызывает и по сей день. В каждом коротком стихотворении кроется глубокая мысль. Возможно, дипломатическая служба научила его настолько лаконично доносить свои переживания. Едва ли многим удалось бы так искусно подбирать образы, чтобы в одном четверостишье выразить всю боль от осознания бессмысленности жизни и заставить читателя тоже почувствовать ее, задуматься: а стоит ли вообще пытаться разгадать тайны бытия?

«Страна» рождённая воображением Тютчева – удивительна и необычна, она то утопает в солнечном свете, то покрыта вечным сумраком ночи, но даже при всех своих метаморфозах, она всегда остаётся узнаваемой, потому что в ней есть некая уникальная искра, коей и наделил её автор. Конечно, если постараться вспомнить стихи Тютчева о природе, то первым что придёт на ум большинству людей будет стихотворение «Весенняя гроза». Это не удивительно, ведь поэт в своём творчестве часто обращался к многоликим образам весны, к картинам проливного хлёсткого дождя и птичьего гама во время сравнительного затишья перед бурей.

Однако порой природа Тютчева «переживает» самые что ни на есть, человеческие эмоции и чувства. Она может быть «смеющейся» и «улыбающейся» и именно такой она сначала предстаёт в стихотворении «Природа – сфинкс…». Все происходящее пропитано размышлениями о бытии, жизни и смерти, мироздании и установлении абсолютной гармонии.

Всё это близко к стилю Пушкина, который как известно, всегда лестно отзывался о Тютчеве и очень ценил его творчество. Но всё же последний вкладывает в понятие природы нечто большее, куда более глубинный смысл, ведь у Тютчева природа – это нечто потрясающее и грандиозное преисполненное вечности.

Однако в горестные минуты жизни Тютчева, природа казалась ему царством зыбкой стеклянной пустоты и «вечным бессмыслием». Для поэта характерны поиски ответов на все имеющиеся вопросы, будь то вопрос человеческого бытия или самой Вселенной. Возможно, именно подобные мысли привели Тютчева к столь странным оборотам:

Природа - сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

Умиротворение и спокойствие, исцеление и нега – всё это только в «природе-сфинксе». Скорее всего подобное наименование природе было дано во время отчаянной безысходности в жизни поэта. Но даже так он продолжал восхвалять жизнь во всех её красках и это достойно восхищения. Равно как достойно восхищения и всё творчество автора, которое было выстрадано им и в которое он вложил всю свою душу и сердце.

Стихотворение «Природа – сфинкс» было создано Федором Ивановичем Тютчевым в родовом имении Овстуг в последний период своего творчества, в августе 1869 года. Впервые оно было опубликовано в 1886 году в Петербурге. Стихотворение отличает поразительная краткость – всего четыре строки, несущие при этом ясную и законченную мысль. В рамках рифмованного афоризма-четверостишия поэт ставит главную философскую проблему о смысле бытия и месте человека в нем. Рифмуя в соседних строках слова «человека» и «века», он подчеркивает, что этот важнейший вопрос испокон веков волновал человечество.

Стремясь разгадать тайну мироздания и заглянуть в тайны космической жизни, Тютчев с настойчивым постоянством размышлял над вечными вопросами бытия: в чем смысл человеческой жизни, что таит в себе природа, какое место занимает в ней человек. «Певец природы» стремился понять ее язык, ее душу, постичь ее вечную загадку. В результате размышлений поэта и родилось стихотворение «Природа – сфинкс», относящееся к философской лирике.

Катрен написан пятистопным ямбом, двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Тютчев использовал в нем охватную (опоясывающую) рифмовку.

Особенность композиции стихотворения – его неожиданное начало с сильной короткой фразы с пропущенным глаголом: «Природа – сфинкс». Поэт признает природу огромным всесильным живым существом, непостижимость которого рождает в душе человека страх. Такой образ строится благодаря одному–единственному слову «сфинкс». Тютчев сравнивает природу с мифологическим крылатым существом, которое задавало путникам сложные загадки и убивало их за неверные ответы. Дополняет образ могущественной силы, вершащей судьбу человека, глагол «губит» во второй строке.

Дальнейшие строки представляют собой сложное предложение, поясняющее первую мысль. Природа – вечная загадка для человека, она одновременно пугает и манит его, искушая возможностью найти смысл в самом его существовании и ту нить, которая связывает конечное бытие человека и вечную жизнь природы. Тютчев высказывает смелое и уверенное предположение, что у природы нет загадки, как и нет вопросов к человеку; спокойная и мудрая, словно сфинкс, она живет своей жизнью и не нуждается в человеке, его поисках и метаниях.

Такая новаторская трактовка философской проблемы и открытый финал стихотворения порождают не только тревогу и пессимизм, но и новые вопросы, заставляя заново переосмысливать мир природы.

Стихотворение «Природа – сфинкс»

Природа - сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.