Для многих слово «природа» стало чем-то абстрактным - вокруг каменные джунгли. Пытаясь заработать много денег и обеспечить себе безбедную жизнь, люди теряют счет времени, ночь - это уже давно не время сна, а напротив, часы для работы и развлечения. Многие дети думают, что лес - это парк с асфальтированными дорожками, а молоко появляется на большом заводе.

Способ выражения человеческой природы противостоит тем, кто считает, что их компоненты проявляются в контекстуалистическом ключе и защитники безусловного выражения. Первые утверждают, что конститутивные характеристики человеческой природы существуют в виде возможностей, которые будут проявляться и развиваться только в том случае, если контекст, в котором жизнь человека проходит, выбирает и поддерживает их. Последние считают, что эти черты представляют собой заранее сформированные реалии, которые определяют поведение людей независимо от обстоятельств.

Нет сомнений, что большая часть жителей планеты и вовсе не задумывается о том, какова роль природы в жизни человека и общества и что это такое в принципе.

К счастью, век информационных технологий дает большой шанс защитникам природы и просто обычным людям, видящим несправедливость по отношению к планете, заявить о проблемах на весь мир, быть услышанными и поддержанными. Многочисленные акции, спасательные операции, сборы средств позволяют хоть немного залечить раны Земли. Как же устроена естественная сфера планеты, почему ее так важно сохранять?

Здесь требуется отступление от спора вокруг врожденного и приобретенного, или о природе и культуре, потому что, хотя это противоречие, которое в течение некоторого времени волновало вопрос о человеческой природе, является очень старым, тот факт, что Анархист, известный как Ноам Хомский, защищает тезис о врожденности, заставляет нас кратко вспомнить его содержание. Столкнувшись с концепциями врожденности, согласно которым фундаментальные черты человеческой природы - будь они из руки Бога или были построены во время эволюции - вписаны в наше генетическое наследие, культурники утверждают, со своей стороны, что эти особенности они формируются в культурной среде, в которой человек развивается.

Что такое природа?

Трудно дать точное определение слову «природа». Планета Земля вместе с рельефом, сушей и океанами, растениями и животными - это природа.

Положение планеты во Вселенной, солнечное влияние, магнитные поля, физические и химические явления, погода и природные катаклизмы - это тоже природа.

Рождение человека, смерть, обмен веществ, кровообращение и давление, перемена настроения, возникновение чувств у человека - и это природа.

На самом деле, врожденные и приобретенные настолько тесно переплетаются и реагируют друг на друга таким образом, что возникают сомнения относительно значимости этого различия в отношении многих человеческих характеристик. С одной стороны, пластичность нейронов означает, что культура и практический опыт - в частности, связанные с использованием инструментов - изменяют нашу нейронную архитектуру во время эволюции, что вызывает, конечно, своего рода неоламаркизм. С другой стороны, оказывается, что экспрессия гена не дает автоматически определенного фенотипического признака, но это выражение зависит от взаимодействия гена с окружающей средой, так что, в конечном счете, нет ничего, что полностью врожденный или полностью приобретенный.

Общим является то, что человек не был причастен к созданию этого всего, он сам является природой.

Естественно, что со временем влияние человека на природу возросло: появились антропогенные ландшафты, иссушились болота, реки поменяли свои русла, многие виды растений и животных исчезли с лица земли, а недра истощились. Это все не прошло без последствий: нарушен баланс природы, все чаще случаются природные катастрофы, умирают миллионы людей от голода и болезней, земля стала не плодородной. Если население не поймет, как важна роль природы в жизни людей, то скоро шаткий мир грозит обрушиться совсем.

Во второй великой группе, которая формируется теми, кто отрицает существование человеческой натуры, мы находим серию философских ориентаций, которые глобально вписаны в антинатуралистический вариант. Этот вариант понимается не как отказ от вставки людей в животное царство, либо как ответ на эволюционизм, а в смысле ссылки на построение человека на его собственные практики вместо того, чтобы приписывать его другим явлениям природы. к их идиосинкразической деятельности. Отметим также, что важное влияние в последние десятилетия постструктурализма и мысли Фуко увеличили ряды тех, кто отрицает какую-либо реальность для человеческой натуры и явно склонен к конструкторским позициям.

Природа - средство жизни человека и его дом

Земля, на которой стоят дома, расположены дороги, любимые кафе и аттракционы, - это природный компонент, обладающий своими характеристиками и особенностями. Земля невосполнима. Каждый год происходит опустынивание больших территорий, то есть замена почвы на песчаные породы, которые не могут давать урожай, на которых сложно строить, жить.

Анархизм и человеческая природа. Как жаловался Фуко, часто бывает значительное расстояние между тем, что кто-то говорит, и тем, что они говорят, но, в случае того, что анархисты говорят о человеческой природе, это расстояние действительно ужасно. Можно было ожидать, что критика, направленная на анархизм, основанная на его предполагаемой концепции человеческой природы, действительно отошла от этой предполагаемой концепции. Тем не менее, это обратный путь, который обычно следует, поскольку именно из характеристик, приписываемых анархизму, определяется определенная концепция человеческой природы; не утруждая себя тем, что он действительно уважает.

Воздух - элемент природы. Роль в жизни людей его настолько велика, что без него можно умереть. Однако воздух без кислорода никак не поможет, только с этим веществом человек будет продолжать дышать. Вырабатывают его растения. Единичные деревья рядом с домом производят кислород, но не в таком количестве, чтобы его хватало на жителей хотя бы 5 квартир. Основной вклад в кислородное обогащение делают экваториальные леса и тайга, площадь которых уменьшается ежегодно на тысячи гектаров. Если нет воздуха с кислородом, то нет жизни человеку.

Действительно, довольно часто приписывать анархизму идею о том, что возможно и желательно построить тип общества, в котором социальная справедливость и свобода среди равных будут господствовать в отсутствие удерживающих устройств или сводить их к их простейшему выражению. Однако из этой характеристики, которая, несомненно, достаточно точна, вес доминирующих верований о человеческой природе вызывает совершенно ошибочное каскадное рассуждение.

Первым шагом этого рассуждения является постулирование того, что для того, чтобы этот тип общества был возможен, необходимо было бы в качестве предпосылки того, что человеческая природа представляет очень специфические характеристики. Непосредственно заявляется, что человеческая природа, требуемая этим типом общества, должна быть очень похожа на человеческую природу, которая была описана Руссо в форме хорошего дикаря, позже испорченного существующим обществом.

Вода - это не менее важный компонент природы. Издревле рядом с водой строили жилища, вода во многих странах ценнее золота, из-за водных ресурсов идут войны.

Природа - источник материальных благ


В жизни людей роль природы, как им самим кажется, отводится только лишь обогащению. Естественно, это заблуждение. Но тем не менее на природных ресурсах делают миллиардные выручки. Нефть, газ, лес, металлы, вода - это основные товары в мире, за которые идет большая борьба. В их зарождение человек, по сути, ничего не вложил, но распоряжается как хозяин, нанося при этом огромный ущерб природе, которая не может протестовать. Она только лишь терпит.

Как только эти помещения были созданы, совершенно бесплатно, легко извлечь двойной вывод, лишенный какой-либо логической обоснованности: во-первых, анархисты придерживаются оптимистического взгляда на природу человека и, во-вторых, поскольку Эта явно ложная концепция необходима для принятия анархистских тезисов, из этого следует, что они также ложны. Короче говоря, анархия очень красива, но поскольку человеческая природа не может быть изменена и противоречит ей, оказывается, что анархия невозможна.

Как говорит Дюпюи-Дери, это означает подтверждение того, что доминирование и иерархия вписаны в наши гены. На самом деле, что совершенно ложно, как только мы берём на себя труд рассмотреть анархистский дискурс, заключается в том, что оно характеризуется тем, что понятие человеческой природы близко к понятию человеческой природы, близкому к понятию Руссо. В общем, классические фигуры анархизма склонны скорее подчеркивать пластичность человека, подчеркивая, что он состоит из положительных и отрицательных черт.

Только бережное отношение поможет гармонично вести хозяйство, не оставляя после себя раны природе, на восстановление которых требуются тысячи лет.

Природа - путь познания человеком самого себя

Человек - творческая личность. Художники, поэты, певцы восхищаются закатами и рассветами, видят в окружающем мире красоту и явления, которые помогают разобраться в собственной душе. Роль природы в жизни людей измеряется не деньгами, а гармонией с собой, моральными и физическими силами, моментами восхищения и наслаждения красотой, любимым человеком, причудливым рисунком звезд на небе. Сочетание цветов, идеальные формы, жизнь животных и растений привносят порядок в разум и сердце.

Фактически, они считают, что эти черты часто вступают в конфликт, и поэтому мы всегда должны быть настороже и постоянно восстанавливать условия свободы, чтобы коллективная жизнь без принуждения была возможна. Прудон, не будучи наивно оптимистичным, указал, например, что, поскольку человеческая природа не может быть отделена от социального контекста, в котором она подделана, она может быть только агрессивной, эгоистической, доминирующей, поскольку социальная жизнь всегда включает конфликты интересов, которые разрешаются только с помощью последовательных контрактов.

Роль живой природы в жизни человека сложно переоценить. Задача каждого - научиться бережно относиться к окружающему миру, постараться вернуть Земле только добро, ведь она - основа жизнедеятельности человека.

Значение природы для человека велико и многообразно, оно может быть производственное, экономическое, научное, оздоровительное, воспитательное, эстетическое. В соответствии с этим и охрана природы имеет свои особенности.

Что касается Кропоткина - как показано, в частности, Рено Гарсия в своем тезисе - далекий от превращения Дарвинизма в обратном направлении, его позиция не сводится к замене эгоизма на солидарность. На самом деле, нет необходимости постулировать оптимистичный взгляд на природу человека как условие жизнеспособности анархизма, поскольку его контекстуалистическая концепция подразумевает, что для анархического общества это возможно, чтобы человеческая природа представляла совместимые возможности с ней Именно либертарное общество само по себе будет способствовать проявлению тех аспектов человеческой природы, которые позволят его надлежащее функционирование.

Производственное и экономическое значение природы заключается в том, что любые потребляемые человеком продукты в конечном счёте создаются использованием природных ресурсов. В современных условиях в хозяйственный отбор вовлечена масса природных веществ, причём запасы некоторых из них малы. Значит, чтобы обеспечить дальнейшее развитие общественного производства, необходимо прежде всего сохранить все нужные для этого ресурсы или найти им защиту.

Возвращаясь к описанной выше типологии концепций человеческой природы, мы видим, что большинство анархистских мыслителей, независимо от тех нюансов, которые их разделяют, а иногда и флуктуации, переживаемые их собственным мышлением, разделяют очень далекую концепцию метафизической версии человеческой натуры и участвовать в натуралистской концепции контекстуального разреза. Кроме того, большинство теоретиков-анархистов берут определение человека как социального животного: это относится к Прудону, как мы уже видели; подобно Кропоткину, для которого общество существует до человека; а также Бакунина, который не понимает человека вне общества.

В процессе охраны природы, борьба с браконьерством, приумножение природных ресурсов экономически расчет часто оказывается решающим.

Научное значение природы вытекает из того,что она - источник всех знаний. Наблюдая и изучая, человек открывает объективные законы, руководствуясь которыми, использует в своих целях естественные силы и процессы. Таким образом, рост знаний ведёт к увеличению влияния человека на природу, однако следует помнить,” . . . что мы отнюдь не властвуем над природой, так как завоеватель властвует над чужим народом, не властвует над ним так, как кто - либо находящийся вне природы, - что мы, наооборот, нашей плотью и кровью, мозгом принадлежащим ей и находящимся внутри её , что всё наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличии от всех других существ, умеем познавать её законы и правильно их применять.“

В этом смысле совершенно понятно, что анархизм, как справедливо указывает Дюпейс-Дери, не нуждается в оптимистическом взгляде на природу человека, поскольку именно социальная среда способствует или препятствует выражению различных возможностей, которые он предлагает. Либертарианская обстановка способствовала бы, так сказать, появлению людей, способных легко адаптироваться к ненасильственным условиям этой среды. То есть, в состоянии жить свободно в гармонии.

Правда, однако, столкнувшись с идеей об определенной социальной податливости или, даже, о социальном производстве человека, Хомский сделал свой диссонирующий голос услышанным, четко увязанным с представлениями о человеческой природе, присущей первозданности.

Оздоровительное значение природы. На здоровье человека благотворно действуют чистый воздух,хорошая питьевая вода, отдых в лесу, морские купания, экскурсии в горы и т.д. Природа - это не только кладовая материальных благ, она источник здоровья, радости и духовного богатства. Чем чище воздух, вода и почва, чем больше водоёмов, лесов, парков, садов,тем лучшие условия создаются для здоровья населения.С санитарно - гигиенической точки зрения охрана природы - это прежде всего сохранение полноценных условий жизни человека.

В своих спорах с Хомским, который, кстати, не фокусируется на вопросе о человеческой природе, вопреки тому, что указывает название книги, которое предлагает это, Фуко отвергает идею, согласно которой можно основывать справедливости и других подобных ценностей в характеристиках человеческой натуры и заявляет: Вы не можете помешать мне полагать, что те представления о человеческой природе, справедливости, реализации человеческой сущности - это понятия и концепции, которые сформировались в нашей цивилизации, в рамках нашего типа знаний, в нашей философии и, следовательно, являются частью нашей классовой системы, и мы не можем, как бы ни прискорбно, прибегать к этим понятиям для описания или оправдания борьбы, которая должна - которые должны в принципе нарушать самые основы нашего общества.

Воспитательное значение природы. Общение с природой благотворно влияет на человека в любом возрасте, разносторонне развивает мировоззрение у детей. Находясь среди природы ребёнок начинает испытывать потребность постоянного с ней общения, любить её , и эта любовь умело направленная, переходит в любовь к окружающему миру. Особенно важно для воспитания гуманности общения с животными; отношения к ним формирует и отношения к людям.

Нежелание Хомского к идее податливости людей совершенно понятно, если вы думаете, что то, что вытекает из этой идеи, состоит в том, что мы можем делать то, что хотим от человека, что действительно опасно, особенно если у вас есть Он говорит, что глагол, на который мы можем ссылаться здесь, в принципе, на социально доминирующие сектора. Однако не менее опасно доверять, противостоять этой опасности, в врожденной человеческой природе, фиксированной, определенной, заданной раз и навсегда. То, что Хомски, похоже, не видит, заключается в том, что он должен выбирать между утверждением человеческой природы, которое уже дано в момент рождения и анархизма как требование свободы, потому что эти два несовместимы.

Эстетическое значение природы. Природа всегда была вдохновителем искусства, занимая, например, центральное место в творчестве художников - пейзажистов и анималистов.

Картины природы отражены в произведениях многих великих писателей. Красота природы привлекает людей и благотворно влияет на их настроение.

Вне общения природы нельзя развить у человека чувство прекрасного.

Фактически, если, как говорит Чарльз Лармор, важная часть наследия Просвещения состоит в том, чтобы установить источник нравственных норм, а не в Бога, но в природе человека ясно, насколько Хомский обязан тезисам идеологии Просвещения, навсегда и на зло.

Человеческая природа паразитирует на проблеме анархизма. Хотя человеческая природа, задуманная Кропоткиным, значительно отличалась от метафизических концепций, господствующих в свое время и все еще влиятельных сегодня, он был неправ, когда допрашивал ее в поисках аргументов, которые оправдывали бы возможность анархического общества. Фактически, в других реестрах - политических, социальных, этических и т.д. - эта возможность должна основываться на предположении, что такой тип общества действительно может существовать.

2.Химическое загрязнение и здоровье человека.

В настоящее время хозяйственная деятельность человека всё чаще становится основным источником загрязнения биосферы. В природную среду во всё больших количествах газообразные, жидкие и твёрдые отходы производств. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву воздух или воду, переходят по экологическим звеньям одной цепи в другую попадая в конце концов в организм человека.

На земном шаре практически невозможно найти место, где бы не присутствовали в той или иной концентрации загрязняющиеся вещества.

Вы знаете, что вещества, загрязняющие природную среду, очень разнообразны. В зависимости от своей природы, концентрации,времени действия на организм человека они могут вызывать различные неблагоприятные последствия. Кратковременное воздействие небольших концентраций таких веществ может вызвать головокружение,тошноту кашель. Попадание ворганизм человека больших концентраций токсических веществ может привести к потере сознания, острому отравлению идаже смерти. Примером такого действия могут являтся смоли, образующиеся в крупных городах в безветренную погоду. или аварийные выбросы токсических веществ промышленных предприятий в атмосферу.

Реакция человека на загрязнение зависит от индивидуальных особенностей человека: возроста, пола состояния здоровья. Как правило, более уязвимы дети, пожилые,престарелые, больные люди.

При систематическом или периодическом поступлении в организм небольших количеств токсических веществ происходит хроническое отравление.

Медики устанавливают прямую связь между ростом числа людей, болеющих аллергией,бронхиальной астмой, раком и ухудшением экологической обстановки в данном регионе. Достоверно установлено,что такие отходы производства, как хром, никель, многие ядохимикаты вызывают раковые заболевания. Ещё в прошлом веке рак у детей был почти неизвестен, а сейчас он всречается среди них всё чаще и чаще. В результате загрязнения появляются всё новые,неизвестные ранее болезни. Причины их бывает очень трудно установить.

Огромный вред здоровью человека наносит курение. Курильщик не только сам вдыхает вредные вещества, но и загрязняет атмосферу, подвергает опасности других людей. Установлено, что люди, находящиеся в одном помещении с курильщиком вдыхают больше вредных веществ, чем он сам.