"Автопортрет"

Мстислав Валерианович Добужинский был сыном артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. После первого курса юридического факультета Петербургского университета Добужинский попытался было поступить в Петербургскую Академию Художеств, но не был принят и занимался в частных студиях до 1899.



Закончив университет, Добужинский поехал за границу и продолжил художественные занятия в студиях Мюнхена. Вернувшись в 1901 в Петербург, он сблизился с объединением "Мир искусства" и вошел в число самых заметных его представителей.

"Умиротворение". 1905

Дебютировал Добужинский в графике: рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами, в которых сумел впечатляюще передать восприятие Петербурга как города, где величественная классическая архитектура фантасмагорически соединяется с уродливыми реалиями урбанизма XX века. Тема города сразу сделалась одной из главных в его творчестве, он обращался к ней в пейзажных циклах, создаваемых по следам частых поездок по России и за границу; городской пейзаж оказывается важным компонентом многих его произведений.


«Городские типы (Гримасы города)». 1908

Добужинский занимался и станковой графикой, и живописью, успешно преподавал сначалав частной художественной школе Званцевой вместе с Бакстом , затем в других учебных заведениях. После 1917 доводилось проектировать праздничное убранство улиц, состоять хранителем Эрмитажа и читать популярные лекции по искусству.

В 1907 начались переговоры Станиславского и Немировича-Данченко с деятелями «Мира искусства» о творческом сотрудничестве. Выбор мхатовцев пал на Мстислава Валериановича Добужинского, возможно, потому, что в его творчестве ощущалось то необходимое для театральных принципов сочетание достаточной умеренности стиля с декоративностью, удивительной способности передать настроение несколькими деталями с чувством композиции и ритма. Так возникла идея постановки тургеневской пьесы «Месяц в деревне» со сценографией Добужинского.

«Весна 1908». Эскиз-вариант виньетки для журнала Аполлон. 1909

Станиславский поставил перед художником задачу: «чтобы декорация отвечала духу пьесы и смыслу ее - в данном случае - картине уютной и тихой помещичьей жизни, где в доме все места «насижены», всё устойчиво и куда врывается буря...»

Результатом совместной работы стал блестящий спектакль, премьера которого состоялась в 1909. О спектакле емко сказал тонкий знаток прекрасного Муратов:

«... в быте того времени было понято нечто большее, чем исторический характер, - было понято и показано зрителям то прекрасное, что составляло его душу» .

"Зеленая диванная". Эскиз декорации к пьесе Тургенева «Месяц в деревне». 1909

Дебютировав на театральной сцене в 1907 (средневековая пастурель Адама де ла Аля «Игра о Робене и Марион», поставленная Евреиновым в «Старинном театре»), Добужинский после успеха спектакля «Месяц в деревне» активно работал в жанре сценографии, продолжая оформлять спектакли МХТ.


«Провинция. Воронеж». 1912

С 1914 Мстислав Добужинский начал сотрудничать с Дягилевым, участвуя в постановке ряда балетов. Первым опытом работы на оперных подмостках стал «Фауст» в Государственном Большом оперном театре (бывший петербургский Народный дом). Этим спектакль (постановка Грановского, дирижер Самосуд) 29 апреля 1919 ознаменовал открытие обновленного музыкального театра. Однако, до эмиграции Добужинский более в опере не работал.



В 1923 Добужинский уезжает из России и перебирается по совету друга, поэта Балтрушайтиса в Каунас, на родину предков. Начинается 15-летний литовский период творчества мастера, прерываемый лишь кратковременными выездами за рубеж. Именно в это время им созданы работы, которые по праву могут считаться значительными достижениями в области музыкального театра .

Эскиз декорации к опере Вагнера "Тангейзер"

В 1924 году Добужинский участвует в постановке «Евгения Онегина» в Дрезденской опере, которую осуществил выдающийся дирижер Добровейн. В 1925 он оформил спектакль в Каунасском театре: «Пиковая дама» , который имел оглушительный успех, во многом, благодаря художнику. На премьере Добужинского многократно вызывали, что само по себе было редким явлением.

Эскиз костюма к опере "Пиковая дама"

В 1929-30 одна за другой следуют каунасские постановки «Паяцев» (1929), «Бориса Годунова», «Андре Шенье» Джордано и «Тангейзера» (все в 1930). Особой зрелищностью и стильностью выделялись декорации к вагнеровской опере. В них ощущается сочетание современной декоративности с изысканной музыкальностью живописного письма. Но вершиной оперной сценографии Добужинского по праву может считаться моцартовский «Дон Жуан» (1933, Каунас). Сочетание черно-красной живописной фактуры с белым каллиграфическим узором рисунка поверх нее бесподобно передает характер музыкальных «кружев» зальцбургского гения, его «веселой драмы».

Эскиз декорации к опере "Пиковая дама"

Среди других работ художника в Каунасском театре «Луиза» Шарпантье (1932), «Вертер» (1934), «Князь Игорь» (1934), «Евгений Онегин» (1935), «Лоэнгрин» (1937), «Русалка» Дворжака (1937), «Манон» (1939).

Из спектаклей на других сценах можно отметить «Пиковую даму» в «Театре де ла Монне» Брюсселя (1931) в постановке, с участием знаменитого тенора украинского происхождения Иосифа Рогачевского и лондонского «Бориса Годунова» (1935).

Эскиз декорации к опере Мусоргкого "Борис Годенов"

Из-за националистических демаршей рижской художественной интеллигенции, к сожалению, осталась не поставленной на сцене Латвийской национальной оперы «Волшебная флейта», создаваемая в соавторстве с великим режиссером Михаилом Чеховым. Ряд эскизов к этому спектаклю хранится в Риге, Лондоне и Париже.

Эскиз декорации к опере Гуно "Фауст"

В 1939 году завершился литовский период творчества Добужинского. М. Чехов, с которым художника связывала творческая дружба, предложил ему совместную работу в Англии в своем театре над постановкой «Бесов» по роману Достоевского. Однако, начавшаяся мировая война, бомбардировки Лондона, сделали её невозможной Владелец театра решил перевести его в Америку. Так начался последний, американский период творчества Добужинского. До конца жизни он прожил в США, временами выезжая в Европу. Активность Добужинского на поприще музыкального театра в Америке была не так велика. Тем не менее, ряд постановок заслуживают внимания. В 1940 для театра «Метрополитен» он оформил спектакль «Бал-маскарад» (дирижер Купер).

Эскиз декорации к опере Верди "Бал-маскарад"

В нью-йоркской «Новой оперной компании» вместе с Чеховым в 1942 Мстислав Валерианович Добужинский осуществил постановку «Сорочинской ярмарки» Мусоргского. К 1947 относятся эскизы неосуществленной «Войны и мира» Прокофьева. Эти работы несут черты позднего, более «сурового» стиля Добужинского , на которого несомненное влияние оказала война и жизнь на чужбине. Это особенно касается эскиза занавеса «Война» к «Войне и миру». И даже занавес «Мир», несмотря на достаточно светлую палитру, выглядит несколько тяжеловесным и многословным.

Среди последних работ Добужинского в опере - «Воццек» Берга в Нью-Йоркской опере (1952), постановка осуществлялась совместно с Комиссаржевским, с которым в начале века Мстислав Валерианович начинал творческую деятельность в театре.

belcanto.ru ›dobuzhinsky.html



Мстисла́в Валериа́нович Добужи́нский (1875, Новгород - 1957, Нью-Йорк) - русский художник, мастер городского пейзажа, участник творческого объединения «Мир искусства», художественный критик, мемуарист.

Родился 2 (14) августа 1875 в Новгороде. Сын генерал-лейтенанта Валериана Петровича Добужинского. После рождения сына родители разошлись, и мать, артистка, певица и либералка уехала. Отец забрал сына на воспитание, и всё своё детство он делил между любящими его родителями, поочерёдно проживая то у одного, то у другого. Ребёнком три года жил с отцом в Кишинёве, где поступил во второй класс 2-й городской гимназии. В 1895 году окончил Виленскую 2-ю гимназию. Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе общества поощрения художеств (1885-1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899-1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия). В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ.

Участвовал в выставках с 1902 года. Член объединения «Мир искусства». Одним из первых оценил талант М. К. Чюрлёниса .

Первый директор Витебского художественного училища (1919).

Работал над оформлением спектаклей БДТ в первые годы его работы. Преподавал в Петербурге в частных художественных школах, с 1922 года был профессором Академии художеств в Петрограде.

В 1924 году при содействии Ю. Балтрушайтиса художник принял литовское гражданство и уехал из СССР. В 1925 г. работал для Рижского театра, с 1926 по 1929 год - для парижского театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь». С 1929 года Добужинский был ведущим художником литовского Государственного театра (Каунас). Преподавал в частной художественной школе, сотрудничал в литовских изданиях. В 1935 году с группой каунасского театра уехал в Англию.

Был членом парижской масонской ложи «Юпитер» № 536 (Великая Ложа Франции). Посвящён в степень ученика - 20 октября 1927 года, возведён в степень подмастерья - 21 июня 1928, в степень мастера - 17 января 1929 года. Оставался членом ложи по 1938 год.

С 1939 года жил в США. Последнее интервью Мстислав Добужинский дал за два дня до своей смерти, 19 ноября 1957 года, корреспонденту Радио «Свобода» Борису Оршанскому.

Скончался 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Жена (с 1899 года) - Елизавета Осиповна Волькенштейн (26 июля 1876 - 12 октября 1965), племянница известных адвокатов Михаила Филипповича (Моисея Фишелевича) Волькенштейна (1859-1934) и Льва Филипповича (Исаака-Лейба Фишелевича) Волькенштейна (1858-1935), гимназических товарищей А. П. Чехова; двоюродная сестра драматурга В. М. Волькенштейна, адвоката Ф. А. Волькенштейна и публициста О. А. Волькенштейн.

В начале творческого пути (1902-1905) испытывал влияние югендстиля и известнейших художников Серебряного века - А. Н. Бенуа и К. А. Сомова . По стилю Добужинский был близок к символистам.

По его словам, в его любимом городе Петербурге его как художника интересовали не столько общепризнанные красоты, сколько детали «изнанки» - закоулки, дворы и тому подобное.

Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), подобно другим членам «Мира Искусства» писал исторические картины («Пётр Великий в Голландии»). Оформлял театральные спектакли Московского художественного театра («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 1909; «Николай Ставрогин» по Ф. М. Достоевскому, 1913), антрепризы С. П. Дягилева и др.

Добужинский работал в жанре книжной графики, став автором иллюстраций к рассказу «Ночной принц» С. А. Ауслендера (1909), «Барышне-крестьянке» и другим произведениям А. С. Пушкина, «Свинопасу» Андерсена (1922), «Белым ночам» Достоевского (1923), «Трём толстякам» Ю. Олеши (1928) и многим другим произведениям.

В 1941 году Добужинский писал декорации для балета Михаила Фокина «Русский солдат».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Б. Григорьев. Портрет М.В.Добужинского. 1917

Мстисла́в Валериа́нович Добужи́нский (1875-1957) - живописец, график, мастер городского пейзажа, входил в объединение «Мир искусства», иллюстратор, театральный художник, художественный критик, мемуарист. Первый директор Витебского Народного художественного училища .

Биография

Родился в Новгороде 2(14) августа 1875 в семье офицера-артиллериста. После гимназии учился в частных студиях Петербурга и Мюнхена. С 1902 года в "Мире искусства". Прославился как график своими работами в журналах. Преподавал рисунок в петербургской частной студии Званцевой. В этой школе у него учились А. Ромм (1908-1910) и М.Шагал (1909-1910)

В ноябре 1918 Добужинский по заданию Отдела изобразительных искусств при Комиссариате северо-западных областей прибыл в Витебск организовывать Народное художественное училище.
Возможно, к этому его подтолкнуло то, что в Витебске всё еще оставался отец художника, генерал-лейтенант Добужинский Валериан Петрович (24.06.1844- 27.06.1921, Вильно), служивший и.д. помощника начальника окружного арт. управления Двинского военного округа . Только в самом начале 1919 генерал перебрался в Вильно (он был родом из Литвы).

В конце декабря 1918 М. Добужинский официально вступил в должность директора училища , а уже в начале февраля 1919 вернулся в Петроград, где всё это время оставалась его семья. Официально он числился заведующим ВХУ до 15 марта. После него эту должность занял Марк Шагал, до этого бывший руководителем живописной мастерской. (Хотя в списке служащих ВХУ, датированном мартом-апрелем 1919, должность заведующего училищем занимал И.Х.Тильберг .)

По документам за время пребывания в Витебске М.Добужинский заседал в декабре в жюри конкурса вывесок для школ, оформил сцену в городском театре в память об К.Либкнехте (убит 15 января 1919) и участвовал в торжественном открытии Народное художественного училища 28 янв 1919.
Так же осталось несколько рисунков и акварелей с видами зимнего Витебска, подписанных 1919 и 1923 годами.

С 1925 года Добужинский жил в Литве, а позже в Англии, Франции, США. Занимался оформлением спектаклей. Умер 20.11.1957 в Нью-Йорке.

Галерея

Примечания

Источники

  • Николай Гугнин. Из истории Витебской художественной школы. Шагаловский сборник. Материалы I-V Шагаловских дней в Витебске (1991-1995). Витебск: издатель Н. А. Паньков, 1996. С. 101-115.
  • Воспоминания Г.Я. Юдина. Записала Алла Никитина. Бюллетень Музея Марка Шагала. Выпуск 19-20. Витебск: Витебская областная типография, 2011. С. 33-43.
  • Изобразительное искусство Витебска 1918-1923 гг. в местной периодической печати/ сост. В.А.Шишанов. - Минск: Медисонт, 2010. - 264 с.
  • Ян Брук. Марк Шагал и Александр Ромм. Письма М.Шагала к А. Ромму. 1910 - 1915. Шагаловский сборник. Вып. 3. Материалы X -X IV Шагаловских чтений в Витебске (2000-2004). Минск: Рифтур 2008. С. 19-26.
  • Двинский военный округ на театре военных действий (1914 - 1918)
  • Лисов А.Г. «М.В.Добужинский в Витебске»/А.Г.Лисов//Малевич. Классический авангард. Витебск -12; – Мн.: Экономпресс, 2010.- С. 36-56

Добужинский Мстислав Валерианович (1875-1957), художник.

Родился 14 августа 1875 г. в Новгороде в семье артиллерийского офицера, принадлежавшей к старинному роду литовских дворян.

В 1895-1899 гг. учился на юридическом факультете Петербургского университета. В студенческие годы увлёкся живописью, занимался в частных студиях. По окончании университета учился в Мюнхене в школе А. Ашбе, а после возвращения в Петербург стал одним из активных членов объединения «Мир искусства».

Дебютировал как график с рисунками в книгах и журналах. Выступил в качестве оформителя книг своих современников: Ф. Сологуба, Л. Зиновьевой-Аннибал, А. Ремизова, Вяч. Иванова, Г. Чулкова, С. Ауслендера и др.

Сотрудничал со многими журналами и издательствами, и именно графические работы принесли ему славу. В качестве художника-станковиста вместе с Л. С. Бакстом преподавал в различных учебных заведениях.

Как и его коллеги, Добужинский много и плодотворно сотрудничал с театрами. В 1907-1908 гг. он работал в так называемом Старинном театре, а с 1909 г. начал оформлять спектакли МХАТа (дебютировал в постановке комедии И. С. Тургенева «Месяц в деревне»).

В 1924 г. Добужинский принял литовское гражданство и покинул Россию. В эмиграции он иллюстрирует роман-сказку Ю. К. Олеши «Три толстяка» (1928 г.) и роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (1936 г.). В числе театральных работ художника - спектакли Рижского театра (1925 г.), парижского театра «Летучая мышь» (1926-1929 гг.).

С 1929 г. Добужинский - ведущий художник Государственного литовского театра. В 1939 г. он переехал в США для работы над спектаклем по роману Ф. М. Достоевского «Бесы» с М. А. Чеховым в главной роли. Однако жизнь художника не стала за океаном успешной: он часто испытывал материальные затруднения, жил в одиночестве, общаясь с узким кругом русских эмигрантов.

Добужинский Мстислав Валерианович (1875-1957)

М. В. Добужинский был сыном артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. После первого курса юридического факультета Петербургского университета Добужинский попытался было поступить в Петербургскую Академию Художеств, но не был принят и занимался в частных студиях до 1899 г., когда, закончив университет, поехал за границу и продолжил художественные занятия в студиях Мюнхена.

Вернувшись в 1901 г. в Петербург, он сблизился с объединением "Мир искусства" и вошел в число самых заметных его представителей. Дебютировал Добужинский в графике - рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами, в которых сумел впечатляюще передать свое восприятие Петербурга как города, где величественная классическая архитектура фантасмагорически соединяется с уродливыми реалиями урбанизма XX в.

Тема города сразу сделалась одной из главных в его творчестве, он обращался к ней в пейзажных циклах, создаваемых по следам частых поездок по России и за границу; городской пейзаж оказывается важным компонентом многих его произведений.

Добужинский занимался и станковой графикой, и живописью, успешно преподавал - сначала вместе с Л. С. Бакстом в частной художественной школе Е. Н. Званцевой, а позднее в разных учебных заведениях; после революции ему доводилось проектировать праздничное убранство улиц, состоять одним из хранителей Эрмитажа и даже читать популярные лекции по искусству. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева "Месяц в деревне" (1909).

Большой успех исполненных им декораций положил начало тесному сотрудничеству художника с прославленным театром. Вершиной этого сотрудничества стали декорации к спектаклю "Николай Ставрогин" (1913) по роману Ф. М. Достоевского "Бесы". Острая экспрессивность и редкий лаконизм сделали эту новаторскую работу явлением, предвосхитившим будущие открытия отечественной сценографии.

Театр Добужинский не оставлял и в дальнейшем, но в 1920-х гг. наибольших успехов ему было суждено достигнуть уже в книжной графике. Чуткость к радикальным переменам в искусстве предшествующего десятилетия помогла ему отойти от канонов "мирискуснической" книжной графики. Это было заметно уже в рисунках к "Свинопасу" Х.-К. Андерсена (1917), за которыми последовали рисунки к "Бедной Лизе" Н. М. Карамзина и "Тупейному художнику" Н. С. Лескова (1922) и, наконец, к "Белым ночам" Ф. М. Достоевского (1925), ставшие шедеврами русской книжной графики.

В своем движении к новому Добужинский оказался союзником молодых художников, разительно преобразивших тогда оформление детской книги, о чем свидетельствуют его блестящие иллюстрации 1925 г. к "Веселой азбуке" Н. Павловой, "Примусу" О. Э. Мандельштама, "Бармалею" К. И. Чуковского.

Здравое восприятие событий, разворачивавшихся в послереволюционной России, заставило Добужинского в 1925 г. принять литовское гражданство и переехать в Каунас. Жизнь в эмиграции была не столь благополучной, как он надеялся. Сопротивление местных шовинистов лишило его возможности заниматься преподаванием, к чему он очень стремился. К счастью, у него сложились отличные отношения с Каунасским театром, в котором он оформлял спектакли. Заниматься же книжной графикой не было возможности из-за отсутствия заказов от издательств. Двумя счастливыми исключениями стали иллюстрации к "Трем толстякам" Ю. К. Олеши (1928), исполненные еще по заказу из Москвы, а также к "Евгению Онегину" (1936), в которых он реализовал свой давний замысел глубоко оригинального прочтения романа А. С. Пушкина.

В 1939 г. Добужинский выехал в США для работы с актером и режиссером М. А. Чеховым над спектаклем "Бесы", но из-за начавшейся Второй мировой войны в Литву уже не вернулся. Последние годы жизни оказались для него самыми трудными - он не сумел и не захотел приспособиться к чуждому для него американскому образу жизни и к нравам американского художественного рынка. Он часто испытывал материальные затруднения, жил в одиночестве, общаясь лишь с узким кругом русских эмигрантов, и старался использовать всякую возможность, чтобы хоть ненадолго выбраться в Европу.

Картины художника

В Скворечниках. Эпилог. Картина по мотивам спектакля «Николай Ставрогин».

В ротах. Зима в городе


Вильно. Базар у стены


Вильно. Ночная сцена


Вильно. Старая стена


Витебск


Город


Городские типы (Гримасы города).


Дания. Театрик


Домик в Санкт-Петербурге


Из жизни Петрограда


Канал Хаарлем


Кукла


Лондон. Монумент


Мойка у Нового Адмиралтейства


Набережная в Петербурге


Неаполь


Ночь в Санкт-Петербурге


Окно парикмахерской

Омнибус в Вильно

Петербург. 1914г


Петербург. Александринский театр


Петербург. Фонтанка. Летний дворец Петра Первого


Петр Великий в Голландии. Амстердам, верфи Ост-Индской Компании. Набросок


Поцелуй


Провинция 1830-х годов


Провинция. Воронеж