А. И. Куприн

Куст сирени

Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошел в свой кабинет. Жена, как только увидела его насупившееся лицо со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой, в ту же минуту поняла, что произошло очень большое несчастие… Она молча пошла следом за мужем. В кабинете Алмазов простоял с минуту на одном месте, глядя куда-то в угол. Потом он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами…

Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Академии генерального штаба и теперь только что вернулся оттуда. Он сегодня представлял профессору последнюю и самую трудную практическую работу – инструментальную съемку местности…

До сих пор все экзамены сошли благополучно, и только одному богу да жене Алмазова было известно, каких страшных трудов они стоили… Начать с того, что самое поступление в академию казалось сначала невозможным. Два года подряд Алмазов торжественно проваливался и только на третий упорным трудом одолел все препятствия. Не будь жены, он, может быть, не найдя в себе достаточно энергии, махнул бы на все рукою. Но Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость… Она приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом. Она отказывала себе во всем необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешевый, но все-таки необходимый для занятого головной работой человека комфорт. Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.

Прошло минут пять тяжелого молчания, тоскливо нарушаемого хромым ходом будильника, давно знакомым и надоевшим: раз, два, три-три: два чистых удара, третий с хриплым перебоем. Алмазов сидел, не снимая пальто и шапки и отворотившись в сторону… Вера стояла в двух шагах от него также молча, с страданием на красивом, нервном лице. Наконец она заговорила первая, с той осторожностью, с которой говорят только женщины у кровати близкого труднобольного человека…

– Коля, ну как же твоя работа?.. Плохо?

Он передернул плечами и не отвечал.

– Коля, забраковали твой план? Ты скажи, все равно ведь вместе обсудим.

Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно, как обыкновенно говорят, высказывая долго сдержанную обиду.

– Ну да, ну да, забраковали, если уж тебе так хочется знать. Неужели сама не видишь? Все к черту пошло!.. Всю эту дрянь, – и он злобно ткнул ногой портфель с чертежами, – всю эту дрянь хоть в печку выбрасывай теперь! Вот тебе и академия! Через месяц опять в полк, да еще с позором, с треском. И это из-за какого-то поганого пятна… О, черт!

– Какое пятно, Коля? Я ничего не понимаю.

Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова. Он не сопротивлялся, но продолжал смотреть в угол с обиженным выражением.

– Какое же пятно, Коля? – спросила она еще раз.

– Ах, ну, обыкновенное пятно, зеленой краской. Ты ведь знаешь, я вчера до трех часов не ложился, нужно было окончить. План прекрасно вычерчен и иллюминован. Это все говорят. Ну, засиделся я вчера, устал, руки начали дрожать – и посадил пятно… Да еще густое такое пятно… жирное. Стал подчищать и еще больше размазал. Думал я, думал, что теперь из него сделать, да и решил кучу деревьев на том месте изобразить… Очень удачно вышло, и разобрать нельзя, что пятно было. Приношу нынче профессору. «Так, так, н-да. А откуда у вас здесь, поручик, кусты взялись?» Мне бы нужно было так и рассказать, как все было. Ну, может быть, засмеялся бы только… Впрочем, нет, не рассмеется, – аккуратный такой немец, педант. Я и говорю ему: «Здесь действительно кусты растут». А он говорит: «Нет, я эту местность знаю, как свои пять пальцев, и здесь кустов быть не может». Слово за слово, у нас с ним завязался крупный разговор. А тут еще много наших офицеров было. «Если вы так утверждаете, говорит, что на этой седловине есть кусты, то извольте завтра же ехать туда со мной верхом… Я вам докажу, что вы или небрежно работали, или счертили прямо с трехверстной карты…»

– Но почему же он так уверенно говорит, что там нет кустов?

– Ах, господи, почему? Какие ты, ей-богу, детские вопросы задаешь. Да потому, что он вот уже двадцать лет местность эту знает лучше, чем свою спальню. Самый безобразнейший педант, какие только есть на свете, да еще немец вдобавок… Ну и окажется в конце концов, что я лгу и в препирательство вступаю… Кроме того…

Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол. Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать.

Муж и жена долго сидели в тяжелом раздумье, не произнося ни слова. Но вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла.

– Слушай, Коля, нам надо сию минуту ехать! Одевайся скорей.

Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли.

– Ах, не говори, Вера, глупостей. Неужели ты думаешь, я поеду оправдываться и извиняться. Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей.

– Нет, не глупости, – возразила Вера, топнув ногой. – Никто тебя не заставляет ехать с извинением… А просто, если там нет таких дурацких кустов, то их надо посадить сейчас же.

– Посадить?.. Кусты?.. – вытаращил глаза Николай Евграфович.

– Да, посадить. Если уж сказал раз неправду, – надо поправлять. Собирайся, дай мне шляпку… Кофточку… Не здесь ищешь, посмотри в шкапу… Зонтик!

Пока Алмазов, пробовавший было возражать, но невыслушанный, отыскивал шляпку и кофточку. Вера быстро выдвигала ящики столов и комодов, вытаскивала корзины и коробочки, раскрывала их и разбрасывала по полу.

– Серьги… Ну, это пустяки… За них ничего не дадут… А вот это кольцо с солитером дорогое… Надо непременно выкупить… Жаль будет, если пропадет. Браслет… тоже дадут очень мало. Старинный и погнутый… Где твой серебряный портсигар, Коля?

Через пять минут все драгоценности были уложены в ридикюль. Вера, уже одетая, последний раз оглядывалась кругом, чтобы удостовериться, не забыто ли что-нибудь дома.

– Едем, – сказала она наконец решительно.

– Но куда же мы поедем? – пробовал протестовать Алмазов. – Сейчас темно станет, а до моего участка почти десять верст.

– Глупости… Едем!

Раньше всего Алмазовы заехали в ломбард. Видно было, что оценщик так давно привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, что они вовсе не трогали его. Он так методично и долго рассматривал привезенные вещи, что Верочка начинала уже выходить из себя. Особенно обидел он ее тем, что попробовал кольцо с брильянтом кислотой и, взвесив, оценил его в три рубля.

Название произведения: Куст сирени
Куприн
Год написания: 1894
Жанр произведения: рассказ
Главные герои: Николай Алмазов - офицер, Вера - его жена

Сюжет

Николай Алмазов проходит обучение в Академии генерального штаба. Поступить туда удалось лишь с третьей попытки. Хотелось все бросить, но жена помогла не сдаться. Придя домой, он рассказывает супруге, что провалился, сдавая работу. А это инструментальный план местности. Чертя Николай случайно поставил зеленое пятно и сделал из него куст. Профессор сказал, что кустов там нет. Но Алмазов доказывал свою правоту, и профессор решил с утра ехать на осмотр территории. Чтобы не отчислили мужа, Вера придумала план - посадить за ночь кусты. Для этого пришлось заложить драгоценности. Старика-садовника с трудом удалось уговорить сажать сирень в темное время. И работу таки удалось сдать. Профессор просил извинения. А Алмазовы не могли нарадоваться успешному делу. Вера сказала, что отныне сирень ее любимый куст.

Вывод (мое мнение)

Рассказ показывает глубокие чувства мужа и жены. Вера была готова пожертвовать всем ради успехов Николая. Несмотря на ночь она приложила много усилий для спасения. Кроме того, не могла дождаться прихода супруга дома, поэтому вышла встречать на улицу и долго радовалась за него. Готовность помогать и поддерживать очень много значит для близкого человека.

Меню статьи:

Рассказы А.И. Куприна всегда вызывали ажиотаж у читателей. И это не удивительно, немногие писатели могли бы так живо рассказать о кратковременных событиях в жизни персонажей и при этом изобразить красочно сами образы, как Куприн. Одним из таких рассказов является «Куст сирени».

Алмазов – главный герой рассказа

Главным героем рассказа является Николай Евграфович Алмазов. Молодой человек находится в звании поручика. На момент повествования Алмазов живет в Петербурге, так как он обучается «в Академии генерального штаба».

Алмазов – очень восприимчивый человек, ему сложно сдержать свои эмоции. Когда он расстроен, как, например, в начале рассказа, он принимает самый что ни на есть удрученный вид: «насупившееся лицо со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой.

В кабинете Алмазов простоял с минуту на одном месте, глядя куда-то в угол. Потом он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами».

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с которую написал Александр Куприн.

Обучение Алмазову не дается легко, как, впрочем, и само поступление в Академию – два года Николай Евграфович безуспешно пытался стать слушателем лекций в этом учебном заведении и уже был готов прекратить любые попытки, однако его жена Вера обладала большим упорством и оптимизмом – на третий год попытка Николая обвенчалась успехом.

Практическая работа

Однако радость его была недолгой – процесс обучения оказался совсем не легким. Однако обратного пути уже не было (Куприн не вдается в подробности и не объясняет, почему процесс обучения был таким сложным для Алмазова). И вот, к счастью осталась «самая последняя и трудная практическая работа».
Алмазов должен был выполнить чертеж местности. Однако, когда работа была практически закончена, Николай Евграфович по причине усталости поставил краской пятно на чертеж. Переделывать работу уже не было времени, и, после того, как он неудачно пытался подчистить пятно, решился на хитрость – проявив смекалку, задекорировал его удачно под кусты.


Профессор, принимавший работу, хорошо знал местность и указал Алмазову на ошибку. Николай Евграфыч признавать свою вину не захотел, однако, благодаря стараниям жены Веры, выход из ситуации был найден – свежепосаженные кусты сирени позволили избежать Алмазову позора.

Николай Алмазов и жена

Николай Алмазов не является подкаблучником, хоть он и беспрекословно следует за своей женой. Исходя из общего настроения рассказа, можно говорить о гармоничном взаимодействии супругов. Вначале кажется, что Куприн наталкивает читателя на мысль о бездеятельности Алмазова – его жена с готовностью помогает ему в обучении, поддерживает после неудач и вселяет уверенность в возможность невозможного.

Однако однозначно говорить об этой ситуации невозможно, так как Куприн не описывает ни приоритетов Алмазова, ни его желаний, ни реакции на другие жизненные ситуации.

Вполне вероятно, что Николай желал обучаться в Академии, но ему не хватало упорства и веры в себя, а Вера удачно вселяла в своего мужа недостающие качества.

Предлагаем проследить за который написал А. Куприн.

Также Алмазова стоит отнести к совестливым людям – обманув профессора, он ощущает себя виноватым, ему неловко за свой поступок. «Право, мне жаль, что я его обманул» – утверждает он.

Главная тема произведения Александра Ивановича Куприна - любовь. В рассказе яркий сюжет, много событий, однако все они связаны любовью Верочки к своему мужу. Тема любви раскладывается на некоторые идеи, такие как поддержка, забота, любовь в семье.

В своем рассказе А. И. Куприн хотел передать мысль о том, что близкие, любимые люди должны поддерживать друг друга, ведь именно поддержка способна помочь человеку справиться со всеми бедами, которые преследуют его в течение жизни. Верочка, например, поддерживала Николая во всем.

Также автор заложил в рассказ идею того, что в семье должна быть забота, способность жертвовать чем - то ради своих близких, Верочка заботилась о муже, о его счастье и всегда была готова сию же минуту помочь ему, пусть даже ценой любимых вещей - не важно, чем. Верочка была для Николая не просто любимой женой, в его жизни она символизировала надежду.

События разворачиваются в неком городе, где проживают супруги, читатель не может точно узнать место действий, - возможно, автор не хотел вносить лишнюю смысловую нагрузку в свое произведение, потому что конкретное место событий не играло бы никакой роли.

Главное - это непосредственно события, в которых четко отражены и тема рассказа, и основные идеи. Николай от усталости оставил пятно на чертеже для экзамена и представил это в виде растительных насаждений, после чего ему пришлось соврать преподавателю о том, что кусты действительно растут на той местности. Верочка поддерживает мужа и решает тот час же посадить кусты, она закладывает в ломбард украшения, чтобы заплатить за посадку растений, и все время сопровождает мужа, «горячо суетится». Благодаря Верочке Николай избежал возвращения в полк с позором.

Основными персонажами данного рассказа являются, конечно, Вера и Николай Алмазовы. Среди второстепенных героев можно выделить преподавателя Николая в Академии, садовника, оценщика в ломбарде, рабочие, которые посадили кусты сирени.

Больше всего внимания Александр Куприн уделяет внутреннему миру Веры Алмазовой, в нее о вложил идеал женщины в семье. Вера - любящая, заботливая, энергичная, она встречает неудачи «с ясным, почти веселым лицом», она открытый, доброжелательный и светлый человек. О характере Николая сказать сложно, он - молодой офицер, вспыльчивый по случаю неудач, противоположность Верочки. Супруги дополняют друг друга в произведении.

Роль пейзажа в произведении не так велика, читатель может встретить лишь момент, когда описывалась петербургская ночь. Скорее всего, пейзаж в данном случае - средство художественной выразительности, нельзя сказать, что он передает психологическое состояние героев.

Отдельно отметить стоит символы в рассказе. Не просто так посадить пришлось именно кусты сирени, потому что сирень символизирует любовь. Рассказ носит название «Куст сирени» потому что это символ любви Веры и Николая, это символ их счастья. Фамилия супругов тоже имеет смысл: алмаз - это характер их любви, чистой, яркой.

Роль автора в произведении практически незаметна, нельзя сказать, что он - рассказчик, потому как не от его лица ведется повествование. Автор - это что - то незримое в рассказе, он контролирует события, которые происходят.

Мое отношение к рассказу крайне положительно, потому что в нем раскрывается замечательная идея, поучительное содержание - всегда необходимо поддерживать и любить друг друга. Среди персонажей я могу выделить для себя Верочку, ее образ чистый и светлый, она может послужить примером для многих людей. Ее жертвенность, преданная любовь, энергия и оптимизм не могут не вызвать хорошее отношение читателя.

Сочинение по произведению Куприна Куст сирени

Среди главных вопросов, волнующих писателей русской литературы во все времена, тема любви занимает одно из первых мест. Этим чувством в разных своих проявлениях пронизаны рассказы А.И. Куприна. На их страницах представлена безответная любовь и взаимная, со счастливым будущим двух любящих сердец и трагическим исходом.

Внутренние переживания героев в рассказе А. Куприна "Куст сирени" на первый взгляд имеют отношение только к проблемам Николая Евграфовича, связанным с его профессиональной деятельностью. Но по мере знакомства с ним выясняется, что неудача в данной ситуации - это показатель всего существования мужчины. Выпускник Академии генерального штаба не справился с заданием, которое предполагало сдачу работы по съемке местности. Причина заключалась в неосторожном обращении с документом, на котором поставленную кляксу он был вынужден скрыть под видом куста дерева. Профессор не принимает план, ссылаясь на несуществующее растение в указанной местности.

Супруга молодого человека - Верочка не оставляет его в беде. Благодаря своей находчивости, она спасает положение. Собрав нужную сумму денег, ночью супруги нанимают садовника для посадки растения на участке. На следующий день профессор принимает работу студента. Алмазовы радуются избежанию отчисления, вспоминая куст сирени добрыми словами.
Название небольшого по объему рассказа становится для героев символом воплощения желаний, счастливого финала. Этих достижений семья достигла благодаря стараниям жены. Автор относится к ней ласково, восхищаясь преданностью, любовью, благодаря которой ситуация разрешилась благополучно.

На протяжении произведения А. Куприн противопоставляет супругов друг другу. Образ Николая складывается из таких деталей, как описание предметов и действий ("портфель падает и раскрывается", "бросился в кресло, хрустнув...пальцами", "хромой ход будильника"). Они подчеркивают раздражительность, гнев героя, его неудовлетворенность произошедшим. Автор представляет человека, который не способен бороться, сопротивляться препятствиям. Он подобно ребенку обижается, опуская руки.

Верочка - энергичная женщина, полная идей и позитивных мыслей. Для нее счастье состоит в успешном окончании дня мужа. Несмотря на их разный духовный уровень развития, она пробирается сквозь преграды, применяя терпение, отзывчивость и понимание. Образ Веры помогает раскрыть одну из сторон вопроса о трудной доли женщин, которые, обладая внешней и внутренней красотой, вынуждены нести на своих плечах тяжелую ношу, совершать подвиг, чтобы избежать разлада во взаимоотношениях. Такая женщина вызывает восхищение, воодушевляет писателей на написание достойных произведений.

Бездействие, отсутствие упорства и веры в себя - основная характеристика Николая. А редкие душевные качества Веры, желание жертвовать собой ради любимого человека, радовать его помогают ощущать себя счастливой вместе с ним. Это и есть залог счастливой семейной жизни.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Ромадина Керженец (описание)

    Тонкость картины, ее внутренний мир, чувства видны с первого взгляда. Но картина многослойна, в ее перспективе каждый находит свой скрытый смысл

  • В обыденном мире мы часто сталкиваемся с таким понятием, как «прогресс». Его можно определить, как успех в чем-либо - достижения в спортивной деятельности, прекрасные результаты в обучении или скачок продаж в фирме

  • Образ и характеристика Кирибеевича в поэме Песня про царя Ивана Васильевича... Лермонтова

    Одним из основных персонажей произведения является любимый опричник русского царя Ивана Васильевича Грозного, его охранник Кирибеевич.

  • Здоровье – это ключевое понятие данной поговорки, уже столько много времени «гуляющей» среди народа. Сейчас она как нельзя кстати злободневна.

  • Анализ рассказа Шолохова Судьба человека

    Произведение относится по жанровой направленности к реалистическим новеллам писателя, основанным на реальных событиях, ключевой темой которых является изображение проявления человеческой силы воли в условиях военного времени.

О чем повествует рассказ Куприна «Куст сирени»? Конечно же, о любви… Как известно, тема любви является основной в творчестве Александра Куприна. Автор в очередной раз предлагает читателю присоединиться к размышлениям об этом удивительном и бесконечно многогранном чувстве. На этот раз в рассказе «Куст сирени» (Куприн, краткое содержание читайте далее) любовь - это стакан, наполненный до краев чистой водой. Она прозрачная, тихая, хрустально нежная, без примесей и осадков. Ею любуешься и хочешь испить до дна. "Разве такое бывает?" - спросите вы. Бывает. Итак, "Куст сирени" (Куприн), краткое содержание…

Лекции в военной академии закончились, и молодой несостоятельный офицер Алмазов возвращается домой. Так начинается рассказ «Куст сирени» (Куприн), краткое содержание которого вы сейчас читаете. Сдвинутые брови, насупившееся лицо, нервно закушенная нижняя губа… Жена с первой секунды поняла, что произошло несчастье, но не стала сразу тревожить его расспросами. Пожалуй, «одному Богу да жене Алмазова» была известна обратная сторона учебы молодого офицера: трудные экзамены, провалы при поступлении и даже утопичность самой мысли поступить в Академию. Но только она свято верила в него, поддерживала в нем бодрость, вселяла в него надежду и говорила, что невозможного не существует. Только она экономила и отказывала себе в самом необходимом, чтобы окружить его необходимым комфортом и уютом. И только она бывала его личным секретарем, чтецом, чертежником и переписчиком…

Прошло минут пять. Он молчал и нервно ломал обгорелые спички из пепельницы на мелкие кусочки. Вера присела на спинку кресла, нежно обняла его и мягко завела заведомо неприятный разговор… Оказывается, накануне ночью он дорабатывал свой чертеж - инструментальная съемка местности - и случайно посадил ярко-зеленое пятно. Как поступить? Ведь невозможно сдать план в таком виде, и он решил на этом месте дорисовать кусты. Вышло превосходно и практически не заметно пятно.

Однако профессор был страшный педант и к тому же немец. Он обратил внимание на кусты и высказал свою уверенность, что их на самом деле не существует. Он знает эту местность вот уже двадцать с лишним лет и уверен в своей правоте на сто процентов. Алмазову было стыдно признаться в неряшливости, и он поспорил с профессором, что кусты «наличествуют» на том месте. Завтра они вместе едут туда верхом…

Рассказ «Куст сирени» (Куприн), краткое содержание его продолжают раздумья главного героя. Что делать? Позор, стыд и невиданное унижение. Вера быстро встала, подбежала к столу, потом к комоду. Стала открывать ящики, какие-то коробочки. Достала свое нехитрое «наследство» - серьги, кольцо и браслет, уложила в ридикюль и решительно сказала: «Едем… если там нет таких дурацких кустов, то их надо посадить сейчас же»

Они сдали в ломбард драгоценности и на вырученные деньги купили кусты сирени, наняли рабочих. Ночью все кусты были посажены…

На другой день у Веры на душе было тревожно и неспокойно. Она не выдержала и вышла на улицу. Увидев издали живую, подпрыгивающую походку своего любимого мужа, она поняла, что в этой истории они одержали победу. Наверное, теперь сирень навсегда останется любимым цветком - подумала она, когда они вдвоем шли по улице, держась за руки и безостановочно смеясь, как будто никого вокруг не было, кроме них…

Еще раз хочется напомнить, что называется этот рассказ, который написал А. Куприн, «Куст сирени ». Содержание, изложенное кратко, не может передать всю тонкость и глубину чувств главных героев, поэтому прочтение оригинала просто необходимо.