В данной главе:

§1. Морфема

Морфема - это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.

Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).

Словообразовательные морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.

Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.

§2. Виды словообразовательных морфем

К словообразовательным морфемам относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.

Корень - основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.

Запомни:

Слова без корня в русском языке невозможны.

В словах дом , дом ик , дом ище , дом овой , дом ушник , дом овод ство , дом остро ение есть корень дом . В приведённых примерах сложных слов это первый из двух корней. Корней в слове, как это видно из примера, может быть несколько.

В русском языке есть слова, состоящие только из корня. Это, прежде всего, служебные слова: предлоги: по , к , над , союзы: и , но , если , междометия: ах , ох , алло , некоторые наречия: очень , там , а также неизменяемые существительные: кофе , метро и прилагательные: беж , хаки .

Приставка - это морфема, занимающая в слове положение перед корнем, например с бегать , при ехать , пере ос мыслить . Приставок, как и корней, в слове может быть несколько: бес с мысленный , бес по мощный .

Запомни:

Слово не может состоять только из приставки.

Суффикс - морфема, занимающая в слове положение после корня, например человечн ый , берегов ой . Во многих русских словах не один, а несколько суффиксов: насильств енн о , американ из ир ова нн ый .

Запомни:

Слово не может состоять только из суффикса.

Несколько особо в системе морфем стоит интерфикс .
К интерфиксам в русском языке относят буквы о и е в роли соединительных гласных в сложных словах. Интерфиксы участвуют в словообразовании, но своего значения не добавляют: тепл о ход , пар о воз , сам о вар .

§3. Виды формообразующих морфем

К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.

Окончание - это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении.
Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:

Слушаю , слушаешь , слушает , слушаем , слушаете , слушают

гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.

дача , дачи , даче , дачу , дачей , о даче

сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.

Нулевое окончание
Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.
Пример: стол - нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал - нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.).

Запомни:

В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:

Не путай:

Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.

Формообразующие суффиксы - это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова. Примеры: суффикс неопределённой формы глагола -ть , -ти : читать , идти , суффикс прошедшего времени : ходил , повелительного наклонения : смотри , степени сравнения прилагательных и наречий :тише .


Обсуждаем проблему толкования.

Формообразующие суффиксы или окончания?

Некоторые авторы рассматривают формообразующие суффиксы как окончания. Логика их такова: если морфема используется для образования новых слов, это суффикс, а если с помощью морфемы образуются разные формы одного и тогоже слова, то это окончания. По этой логике получается, что показатель прошедшего времени -л - окончание, и показатель инфинитива тоже. Ведь любить и любил - это одно и то же слово, различны лишь его формы.

Рекомендую ребятам не удивляться, встретив новую для себя интерпретацию. Ничего не поделаешь, есть вопросы, относительно которых исследователи еще не пришли к согласию. Главное - быть последовательными и всегда комментировать спорные явления одинаково.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Что является минимальной значимой частью слова?

    • Морфема
  2. Является ли значение морфемы компонентом общего значения слова?

  3. Какие морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова?

    • Словообразовательные
    • Формообразующие (словоизменительные)
  4. Какая морфема является общей для родственных слов и выражающей основное лексическое значение слова?

    • Корень
    • Приставка
    • Суффикс
  5. Может ли слово состоять только из приставки?

  6. Может ли слово состоять только из суффикса?

  7. Какая морфема служит для выражения значений лица, рода, числа, падежа?

    • Суффикс
    • Окончание
  8. Зачем нужны интерфиксы?

    • Для словообразования
    • Для передачи нового значения
    • Для формообразования
  9. Какая морфема служит для связи слов в предложении?

    • Корень
    • Суффикс
    • Окончание
  10. Есть ли окончание у глаголов в форме условного наклонения мужского рода единственного числа?

Правильные ответы:

  1. Морфема
  2. Словообразовательные
  3. Корень
  4. Окончание
  5. Для словообразования
  6. Окончание

Вконтакте

Слова делятся на минимальные значимые части - морфемы . Например, в слове беловатый выделяются (в словоформе им. п. ед. ч. муж. р.) три морфемы: бел- , -оват- и -ый ; в слове перевозка (в словоформе им. п. ед. ч.) - четыре морфемы: пере- , -воз- , -к- и . В простейших случаях слово состоит из одной (корневой) морфемы: вдруг, где, около .

Во всяком изменяемом слове выделяются две части: основа и словоизменительный формант . Основа - постоянная часть слова, единая во всех его словоформах и выражающая его лексическое значение. Словоизменительный формант - переменная часть слова, выражающая его словоизменительные морфологические значения; в разных словоформах одного и того же слова словоизменительные форманты различны: беловат-ый, беловат-ая, беловат-ую, беловат-ые и т. п., где беловат- - основа слова, а -ый, -ая, -ую, -ые - словоизменительные форманты. Словоизменительные форманты могут состоять из одной или двух морфем: так, в словоформах беловат-ый, перевозк-а, принес-ут словоизменительный формант состоит из одной морфемы, а в словоформах принес-л-и, принес-и-те, при-нес-ённ-ый - из двух. Основа может состоять из одной морфемы (рук-а, нес-ут ), а также из двух и более морфем (при-нес-ут, бел-оват-ый, пере-воз-к-а, не-по-колеб-им-ый ). В неизменяемых словах (шоссе, вдруг, дом-ой, в-при-кус-ку ) словоизменительный формант отсутствует и основа совпадает со словом.

Морфемы различаются в зависимости от их места в слове и от характера выражаемого ими значения. Центральная морфема, выделяющаяся в составе основы и заключающая в себе основной компонент лексического значения слова, называется корнем . Корень обязательно присутствует в каждом слове (в каждой его словоформе) и может полностью совпадать с основой. Если основа состоит только из одной морфемы (рук-а, бел-ый, нес-ут, вдруг ), то эта морфема представляет собой корень.

Прочие морфемы называются аффиксами , или служебными морфемами. Аффиксы присутствуют не в каждом слове (словоформе) и заключают в себе дополнительное, служебное значение. Аффикс полностью никогда не совпадает с основой. Например, в словоформе бел-оват-ый бел- - корень (он совпадает с основой в слове бел-ый ), а -оват- и -ый - аффиксы; при этом, выделяясь в составе основы, аффикс -оват- ни в одном слове с основой не совпадает.

Примечание . Исключение составляют некоторые аффиксы, совпадающие со служебными словами, например без-, на-, от-, не-, ни- ; в предлогах без, на, от , частицах не, ни те же морфемы выступают в качестве корней и равны основе. Это обусловлено спецификой служебных слов, которые по своей функции сходны с аффиксами.

Аффиксы подразделяются на окончания (флексии), приставки (префиксы), суффиксы, постфиксы и соединительные аффиксы (интерфиксы). Окончания (флексии) - это аффиксы, которые или целиком представляют собой словоизменительный формант, или входят в его состав; окончания заменяют друг друга в разных словоформах одного и того же слова. В русском языке окончаниями являются аффиксы, взаимозамена которых в формах одного и того же слова приводит к изменению морфологических значений рода, числа, падежа и лица: рук-а, рук-ú, рук-é, рук-и; бел-ый, бел-ая, бел-ое, бел-ые; нес-у, нес-ёшъ, нес-ёт, нес-ём… Окончания занимают место в конце словоформы; после них в словоформах могут находиться только аффиксы -ся, -те, -то, -либо и -нибудь , называемые постфиксами : пиш-ет-ся, ид-ём-те, как-ой-то .

Основы, в зависимости от того, сколько корней содержится в их составе, подразделяются на простые и сложные. Основы, содержащие один корень (возможно - в сочетании с аффиксами), называются простыми; основы, содержащие более одного корня (два, редко три), - сложными. Аффиксы, находящиеся в составе простой основы перед корнем, называются приставками , или префиксами. Аффиксы, находящиеся в составе простой основы после корня, а также в составе словоизменительного форманта перед окончанием, называются суффиксами. Например, в словоформе без-дом-н-ый -дом- - корень, без- - приставка, -н- - суффикс; в словоформе при-нес-ённ-ый -нес- - корень, при- - приставка, -ённ- - суффикс.

Сложные основы включают в свой состав две или более простые основы, каждая из которых может содержать, кроме корня, аффиксы. Например, в словоформе лесозаготовки две простые основы - лес- и -заготовк- , причем вторая содержит кроме корня -готов- приставку за- и суффикс -к- ; в словоформе плодово-ягодный каждая из простых основ содержит суффиксы -ое- и -н- .

Аффиксы, выступающие в составе сложной основы между двумя простыми основами, называются соединительными , или интерфиксами. Такие аффиксы указывают на связь соединяемых ими простых основ. Например, слова лес-о-заготовки и плодов-о-ягодный содержат соединительный аффикс -о- .

Аффиксы с точки зрения их места в составе основы или словоизменительного форманта неоднородны. Приставки и интерфиксы выделяются всегда в составе основы, окончания - всегда в составе словоизменительного форманта, постфиксы (кроме постфикса повелительного наклонения -те ) - в составе основы. Из суффиксов одни выступают в составе основы, другие (их меньше) - в составе словоизменительного форманта. К словоизменительным суффиксам относятся суффиксы прошедшего времени глагола, причастий, деепричастий, инфинитива, сравнительной степени прилагательных и наречий. Суффиксы и постфиксы, входящие в состав основ, а также приставки выражают либо словообразовательные значения (см. § 30), либо несловоизменительные категориальные морфологические значения глагольного вида (некоторые приставки и суффиксы, см. § 268) и залога (постфикс -ся в одном из своих значений, см. § 273).

Основы, включающие в свой состав несловоизменительные постфиксы, являются прерывистыми: две их части разделяются словоизменительным формантом. Например, основа словоформы пишется - пиш…ся , а основа словоформы чья-то - ч…то . Все прочие основы представляют собой в русском языке непрерывные последовательности фонем.

Морфы

Одна и та же морфема, выступая в разных словах и словоформах, может видоизменяться, варьироваться по своему фонемному составу. Такие видоизменения морфемы называются морфами . Морфы - это минимальные значимые отрезки (линейные последовательности фонем, см. § 19), вычленяемые в составе словоформ. Два или несколько морфов, выделяющихся в разных словах и словоформах, представляют собой одну морфему, если они удовлетворяют трем условиям: 1) имеют тождественное значение, 2) близки друг другу по составу фонем (см. § 19) и 3) либо свободно замещают друг друга в любых словоформах, либо их употребление зависит от окружения - от тех или иных свойств соседних морфем.

Например, морфы окончания -ой [оj] и -ою в словоформах типа рукой и рукою , зелёной и зелёною объединяются в одну морфему, поскольку они выражают одни и те же морфологические значения (творительный падеж, единственное число, женский род), близки по фонемному составу (второй морф длиннее первого на одну гласную фонему) и свободно замещают друг друга, отличаясь только стилистически (морф -ой нейтрален, а -ою характеризуется как книжный и употребляемый в поэзии). Суффиксальные морфы прилагательных -охоньк- и -ошеньк- (белёхонький и белёшенький , полнёхонький и полнёшенький и т. п.) являются разновидностями одного и того же суффикса: оба они имеют ласкательно-усилительное значение, близки по фонемному составу (в них различны только согласные фонемы |х| -|ш|) и свободно замещают друг друга. Суффиксальные морфы существительных -щик и -чик также являются разновидностями одного и того же суффикса: в образованиях типа табунщик, факельщик, кладовщик, пайщик, буфетчик, водопроводчик они имеют одно и то же словообразовательное значение «лицо, характеризующееся отношением к предмету, явлению, названному мотивирующим существительным» и различаются только фонемами |щ| -|ч| при тождестве остальных фонем. Выбор этих морфов в конкретных словах обусловлен фонемным составом предшествующего морфа: после согласных т и д (кроме сочетаний «сонорная согласная + т») выступает суффиксальный морф -чик , а во всех остальных случаях - -щик . Морфы глагольного постфикса -ся и -сь , составляющие одну морфему, характеризуются (во всех своих значениях) следующими условиями употребления. Морф -ся выступает: а) после морфов, оканчивающихся на согласную фонему: мыть-ся, моет-ся, мыл-ся, мой-ся ; б) после окончаний, выражающих падежные значения, независимо от их фонемного состава: моющий-ся, моющих-ся, мою-щие-ся, мывшая-ся . Морф -сь (более короткий, однофонемный) выступает в позиции после морфов, оканчивающихся на гласную фонему (кроме падежных окончаний): мою-сь, мыли-сь, мойте-сь . Выбор суффиксального морфа -ти или -ть в инфинитиве обусловлен ударением в словоформе: -ти выступает под ударением и, следовательно, в позиции после безударной основы (пас-тú, вез-тú ), а также в глаголах с ударной приставкой вы- , мотивированных глаголами на -ти (вывез-ти ); во всех остальных случаях выступает морф -ть (чи-та-ть, разговарива-ть ).

Из приведенных примеров видно, что фонематическая близость морфов одной и той же морфемы проявляется в частичной тождественности состава фонем и их порядка. При этом возможны следующие различия: а) на месте какой-нибудь фонемы (реже - сочетания фонем) одного морфа в другом морфе выступает другая фонема (фонемы), например: суффикс -щик/-чик (свар-щик и лет-чик ), корень -работ-/-рабат- (от-работ-ать и от-рабат-ыва-ть ); б) одна из срединных фонем морфа отсутствует в другом морфе, например: корни сон/сн- (сон - сна, сны ), отец/отц- (отец - отца, отцы ); в) один из морфов составляет часть другого, будучи меньше его на какой-либо конечный или начальный отрезок, например: постфикс -|с’а|/-|с’| (орфогр. -ся/-сь ), окончание -|оj| /-|ojy| (орфогр. -ой/-ою ), приставка от-/ото- (от-кинуть и ото-гнать ), суффиксы -ск/-еск (брат-ск-ий и товарищ-еск-ий ), -а- /-|aj|- (обед-а-ть - обед-|aj|-у , орфогр. обедаю ).

Закономерная мена фонем в морфах одной и той же морфемы при словообразовании и словоизменении называется чередованием фонем. Например, чередованием является мена фонем |к| - |ч|, |г| - |ж|, |х| - |ш| перед суффиксом -ок в словах типа луг - луж-ок, петух - петуш-ок, табак - табач-ок, старик - старич-ок . Чередование фонем - одна из важных причин появления разных фонем в морфах одной и той же морфемы. При этом чередование фонем не обусловлено фонологической позицией (см. § 20). Так, появление фонемы |с’| в форме 3 л. ед. ч. глагола нести (не|c|-у - не |с’-о|т, орфогр. несу - несёт ) не вызвано качеством последующей гласной: в позиции перед |о| может находиться как |с|, так и |с’| (например, |со|ска и |с’о|л, орфогр. соска и сёл ). Чередование фонем в морфах одной морфемы объясняется не фонологическими закономерностями современного языка, а исторически: фонетическими процессами, происходившими в отдаленные эпохи существования языка. В современном языке эти исторически сложившиеся чередования обусловлены соседними морфемами в составе словоформы. Так, смягчение парных твердых согласных в некоторых словоформах глагола происходит перед определенными окончаниями.

Морф - линейная единица языка, вычленяемая в словоформе как последовательность фонем или одна фонема; морфема - единица нелинейная, обобщенная; она представлена в разных словоформах разными морфами. Аналогичными соотносительными единицами являются основа словоформы и основа слова: в разных словоформах одного и того же слова могут выступать основы, частично различающиеся по составу фонем. Таковы, например, ходи-, хо|д’| - и хож- в словоформах глагола ходить : ходи-ли, ход-ят и хож-у ; обеда- и обеда|j| - в словоформах глагола обедать: обеда-л, обеда|j|-у (обедаю) ; книжк- и книжек в словоформах существительного книжк-а (род. п. мн. ч. книжек ). Основа слова - нелинейная, обобщенная единица, представленная разными основами словоформ (или одной основой всех словоформ, как, например, у слова лошадь ). Словоформа и слово - тоже соотносительные линейная и нелинейная единицы языка: изменяемое слово представляет собой парадигматическую совокупность словоформ (см. § 10).

Слово с грамматической точки зрения - это совокупность словоформ, основы которых тождественны по значению и близки друг другу либо тождественны по фонемному составу (словоизменительные форманты при этом полностью или частично различаются как по значению, так и по фонемному составу). Вычленяемые в составе основ словоформ одного и того же слова соотносительные морфы тоже, как правило, близки друг другу или тождественны по фонемному составу (при тождестве значения). Например, в разных словоформах прилагательного сильный корень силь- представлен единственным морфом, а суффикс основы - морфами -н- (с |н| твердой (силь-н-ый, силь-н-ую, силь-н-ые, силь-н-а ), -|н’|- (силь-н-ее ) и -ён (с беглой гласной - сил-ён ). Исключение составляют основы с такими морфами, которые при тождестве значения лишены близости по фонемному составу и потому принадлежат к разным морфемам. Таковы, например, суффиксы -онок/-онк- , с одной стороны, и -ат- , с другой, выделяющиеся соответственно в формах ед. и мн. ч. существительных типа волч-онок (волч-онк-а) - волч-ат-а ; корни ид- , с одной стороны, и шё-/ш-/шед- , с другой, в глаголе идти (ид-у - шё-л, ш-ла, шед-ший ). Основы одного и того же слова, содержащие разные корни (например, ребёнок - дети, идти - шёл, мы - нас, хороший - лучше ), называются супплетивными основами.

Нулевой аффикс

Если некоторое значение (морфологическое или словообразовательное) обычно выражается аффиксом (окончанием, суффиксом), то при отсутствии такого аффикса в словах (словоформах), имеющих это значение, считается, что данное значение выражено нулевым аффиксом , т.е. что в таких словах (словоформах) значимо само отсутствие аффикса. Например, в словоформах род. п. мн. ч. типа стен, рук содержится нулевое окончание (см. § 175), поскольку, во-первых, в словоформах существительных других типов - дом-ов, пол-ей и т.п. - те же морфологические значения выражаются материально (ненулевыми окончаниями), и, во-вторых, словоформы типа стен входят в парадигматический ряд словоформ стен-а, стен-ы, стен-е, стен-ам и т.п., где другие морфологические значения тех же слов тоже материально выражены. В словоформах наст. вр. глаголов типа белить, солить (бел-ю, сол-ю) содержится нулевой словообразовательный суффикс, причем то же словообразовательное значение выражено в других словоформах тех же глаголов (бел-и-ть, сол-и-ть и т.п.) ненулевым суффиксом -и- . В существительном супруг-а содержится нулевой словообразовательный суффикс со значением лица женского пола; ср. учитель-ниц-а, сту-дент-к-а, портн-их-а и т.п. с материально выраженными суффиксами, имеющими то же значение. В словоформах типа нёс, вёз - два нулевых аффикса: нулевой словоизменительный суффикс прош. вр. и нулевое окончание муж. р. (в других формах прош. вр. тех же глаголов материально представлены оба этих аффикса: нес-л-а, вез-л-и ; в формах муж. р. многих других глаголов - один из них: чита-л, хо-ди-л ). В словоформах типа синь, ширь - также два нулевых аффикса: нулевой словообразовательных суффикс существительных со значением отвлеченного качества, мотивированных прилагательными, и нулевое окончание им. п. ед. ч.; в словах син-ев-а, шир-от-а и т.п. (см. § 48) те же значения выражаются ненулевыми аффиксами - суффиксом и окончанием.

Словоформы разнообразной морфемной структуры

В русском языке встречаются словоформы разнообразной морфемной структуры. Словоформы с простой основой (см. ) могут содержать от одного до восьми морфов, например (буквой R обозначается корневой морф, буквой х - аффиксальный):

  • R: шоссе, около, вдруг ;
  • хR: ни-где, от-ныне ;
  • Rх: хорош-о, вод-а ;
  • хRх: по-утр-у, при-город-ы ;
  • хRхх: в-пят-ер-ом, за-город-н-ый ;
  • Rххх: тк-ач-их-а, труд-и-ть-ся ;
  • Rхххх: рыб-ач-и-вш-ий ;
  • ххRххх: пере-во-оруж-и-вш-ий ;
  • хххRххх: по-на-вы-пис-ыва-л-и ;
  • хххRхххх: по-на-вы-дёрг-ива-л-о-сь .

В словоформах со сложной основой может содержаться и большее количество морфов. Например, словоформа пыл-е-влаг-о-не-про-ниц-а-ем-ость (RхRхххRхххх) содержит 11 морфов, последний из которых - нулевое окончание.

Наиболее часто встречаются в русском языке словоформы, содержащие от двух до четырех морфов.

хостинг для сайтов Langust Agency 1999-2019, ссылка на сайт обязательна 1 В каком варианте ответа указаны ряды слов, относящихся к одной части речи?

A. два, надвое, двойка, удвоить
Б. более, пускай, неужели, бы
B. каждый, себя, тобой, по-моему
Г. утиный, масляная (краска), гружёный (вагон), превосходный
1) А, Б 2) Б, В 3) Б, Г 4) В, Г
[ 2 | В каком слове последняя буква является окончанием?
1) не спеша
2) в продолжение (года)
3) напиши
4) прочитано
| 3 | Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов, окончания и суффикса?
1) сгорбившись
2) продвигался
3) разгораясь
4) неразумно
| 4 ] В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых на месте пропуска пишется одна и та же буква?
А. связанный, слев.., выслуш..в
Б. исправлена, закле..в, вы поед..те
В. объезд..вший, высуш..в, едва слыш..мый
Г. стел..щийся, ре..вший, потер..на
1) А, Г 2) Б, Г 3) А, В 4) Б, В
| 5] В каких случаях на месте пропуска пишется буква и? Хотя мы уже н(1) раз говорили, чего н(2) надо делать в случае сильного снегопада в горах, н(2) могу н(4) напомнить вам ещё раз об этом,
1) 4 2) 1, 4 3) 3, 4 4) нет
ЧАСТЬ 2
1 В каком варианте ответа указаны слова, в которых допущены орфографические ошибки?
A. делал по-немногу
Б. в течение недели
B. вследствии непогоды
Г. то же самое
1) Б, В 2) В, Г 3) А, В 4) Б, Г
[ 2 | В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых на месте пропуска пишется одна буква н?
A. потуше..а ветром, тка..ая скатерть, неко-ше., ый луг
Б. незва..ый гость, жестя..ая кружка, запу-та..ые нитки
B. сплете..а из веток, маза..ый маслом хлеб, у^ивле. .а
Г. непаха..ая земля, жёва..ая бумага, подпи-саны директором
1) А, Б 2) Б, В 3) А, Г 4) В, Г
3 В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых не пишется раздельно?
А. (не)смотря под ноги, (не)следует говорить, (не)нужно
Б. (не)оценимая услуга, (не)торопясь, (неопе-рившиеся птенцы
В. вовсе (не)жаркий день, (не)точно ответил, (не)обыкновенный запах
Г. (не)заметённая снегом, (не)пользуясь ничем, рукопись (не)издана
1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Г | 4
4 В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых все выделенные слова пишутся через дефис?
A. (по)неволе, когда(то), (тихо)тихо
Б. (чуть)чутъ, (юго)запад, куда(то)
B. когда(нибудъ), (по)осеннему холодно, оце-нить (по) разному
Г. вряд (ли), (по)тихонькуу (по) заячьему следу
1) В, Г 2) Б, В 3) А, Г 4) А, В 1 5
5 В каком варианте ответа указаны предложения, в кото-рых допущены пунктуационные ошибки?
A. Тропа выводит к мосту, перекинутому через бурную речку.
Б. Игнат слушал внимательно разглядывая оживлённое лицо сына.
B. Подойдя вплотную к берегу, они пристально стали вглядываться в темень над рекой.
Г. Выпавший за ночь, снег искрился на солнце.
1) Б, В 2) А, Г 3) А, В 4) Б, Г
ЧАСТЬ 3
Прочитайте текст и выполните задания 1-5.
В молодости формируется не только человек - формируется вся его жизнь, его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему легче будет жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость ведь тоже надо переносить, чтобы она была самой ра-достной, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душев-ное богатство, сделала человека более щедрым. Радость, не разделённая с задушевными друзья-ми,- не радость.
1 Определите тип речи.
1) описание
2) повествование с элементами рассуждения
3) повествование
4) рассуждение-размышление
| 2~\ Укажите стиль речи.
1) разговорный 2) научный 3) публицистический 4) художественный
| 3 | Какова цель данного высказывания?
1) сообщить сведения, имеющие научное значение
2) обменяться впечатлениями с близкими людьми
3) сообщить сведения, имеющие деловое информационное значение
4) передать информацию с целью воздействия на общественное мнение
| 4 [ Какие средства выразительности языка не использованы в тексте?
1) слова в переносном значении
2) антонимы
3) однородные члены
4) синонимы
| 5 | Укажите средство связи двух последних предложений текста.
1) антоним
2) мёстоимение
3) повтор одного и того же слова
4) союз

Любое слово подразделяется на отдельные так называемые детали, такие как приставка, корень, суффикс и окончание. Более грамотно они называются морфемами. На Свете существуют и иные части слова, но в рамках школьной программы ребята не изучают их, по этой причине в данной статье мы эти морфемы трогать не будем. Основу слова составляют приставки, корни и суффиксы. По своей значимости они играют важные роли.

Можно сказать и по-другому: в слове имеются всего лишь две части, основа (сюда входят и другие морфемы), а также окончание. Сфера науки, которая занимается изучением морфем и всевозможных путей образования новых слов, называется словообразованием.

Все морфемы входят в состав трех разных групп:

Части слова

После прохождения школьной программы студенты и взрослые люди сталкиваются с применением немного иной терминологии - с аффиксами.

Основу корня составляют корень и формообразующий суффикс. Каждой из этих морфем может вовсе и не быть в слове, в том числе и корня. Но ученые выдвигают версию, что отсутствующий в слове корень - это имеющийся в слове нулевой корень.

Графические обозначения морфем

Каждой из морфем присвоено свое индивидуальное визуальное изображение. Оно рисуется над словом либо снизу от него или обводит морфему.

В школьных тетрадях ребята обычно работают шариковыми ручками синего цвета, а морфемы обозначают обычным карандашом либо чернилами другого оттенка. На доске морфемы выделяются мелками или маркерами, абсолютно отличающимися от цвета написанного слова. Хотим сообщить и обрадовать вас: на нашем сайте имеется небольшое словарик, где проведены разные морфемные разборы, благодаря чему вы сможете получить визуальную информацию по поводу обозначений всех морфем.

Видоизменяемость морфем

Все части слова могут подвергаться выпадению звуков либо замене одного звука на другой. Такой процесс может возникнуть в однокоренных словах и в разных формах одного и того же слова.

  • в приставках: приходящий - переходящий, отрезать - оторвать;
  • в корнях: полагаться - положить, растение - росток, оросить - орошение;
  • в суффиксах: человек - человечек - человечка;
  • в окончаниях: пришел - пришла, леском - леску, водой - водицей.
1 В каком варианте ответа указаны ряды слов, относящихся к одной части речи?

A. два, надвое, двойка, удвоить
Б. более, пускай, неужели, бы
B. каждый, себя, тобой, по-моему
Г. утиный, масляная (краска), гружёный (вагон), превосходный
1) А, Б 2) Б, В 3) Б, Г 4) В, Г
[ 2 | В каком слове последняя буква является окончанием?
1) не спеша
2) в продолжение (года)
3) напиши
4) прочитано
| 3 | Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов, окончания и суффикса?
1) сгорбившись
2) продвигался
3) разгораясь
4) неразумно
| 4 ] В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых на месте пропуска пишется одна и та же буква?
А. связанный, слев.., выслуш..в
Б. исправлена, закле..в, вы поед..те
В. объезд..вший, высуш..в, едва слыш..мый
Г. стел..щийся, ре..вший, потер..на
1) А, Г 2) Б, Г 3) А, В 4) Б, В
| 5] В каких случаях на месте пропуска пишется буква и? Хотя мы уже н(1) раз говорили, чего н(2) надо делать в случае сильного снегопада в горах, н(2) могу н(4) напомнить вам ещё раз об этом,
1) 4 2) 1, 4 3) 3, 4 4) нет
ЧАСТЬ 2
1 В каком варианте ответа указаны слова, в которых допущены орфографические ошибки?
A. делал по-немногу
Б. в течение недели
B. вследствии непогоды
Г. то же самое
1) Б, В 2) В, Г 3) А, В 4) Б, Г
[ 2 | В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых на месте пропуска пишется одна буква н?
A. потуше..а ветром, тка..ая скатерть, неко-ше., ый луг
Б. незва..ый гость, жестя..ая кружка, запу-та..ые нитки
B. сплете..а из веток, маза..ый маслом хлеб, у^ивле. .а
Г. непаха..ая земля, жёва..ая бумага, подпи-саны директором
1) А, Б 2) Б, В 3) А, Г 4) В, Г
3 В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых не пишется раздельно?
А. (не)смотря под ноги, (не)следует говорить, (не)нужно
Б. (не)оценимая услуга, (не)торопясь, (неопе-рившиеся птенцы
В. вовсе (не)жаркий день, (не)точно ответил, (не)обыкновенный запах
Г. (не)заметённая снегом, (не)пользуясь ничем, рукопись (не)издана
1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Г | 4
4 В каком варианте ответа указаны ряды слов, в которых все выделенные слова пишутся через дефис?
A. (по)неволе, когда(то), (тихо)тихо
Б. (чуть)чутъ, (юго)запад, куда(то)
B. когда(нибудъ), (по)осеннему холодно, оце-нить (по) разному
Г. вряд (ли), (по)тихонькуу (по) заячьему следу
1) В, Г 2) Б, В 3) А, Г 4) А, В 1 5
5 В каком варианте ответа указаны предложения, в кото-рых допущены пунктуационные ошибки?
A. Тропа выводит к мосту, перекинутому через бурную речку.
Б. Игнат слушал внимательно разглядывая оживлённое лицо сына.
B. Подойдя вплотную к берегу, они пристально стали вглядываться в темень над рекой.
Г. Выпавший за ночь, снег искрился на солнце.
1) Б, В 2) А, Г 3) А, В 4) Б, Г
ЧАСТЬ 3
Прочитайте текст и выполните задания 1-5.
В молодости формируется не только человек - формируется вся его жизнь, его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему легче будет жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость ведь тоже надо переносить, чтобы она была самой ра-достной, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душев-ное богатство, сделала человека более щедрым. Радость, не разделённая с задушевными друзья-ми,- не радость.
1 Определите тип речи.
1) описание
2) повествование с элементами рассуждения
3) повествование
4) рассуждение-размышление
| 2~\ Укажите стиль речи.
1) разговорный 2) научный 3) публицистический 4) художественный
| 3 | Какова цель данного высказывания?
1) сообщить сведения, имеющие научное значение
2) обменяться впечатлениями с близкими людьми
3) сообщить сведения, имеющие деловое информационное значение
4) передать информацию с целью воздействия на общественное мнение
| 4 [ Какие средства выразительности языка не использованы в тексте?
1) слова в переносном значении
2) антонимы
3) однородные члены
4) синонимы
| 5 | Укажите средство связи двух последних предложений текста.
1) антоним
2) мёстоимение
3) повтор одного и того же слова
4) союз