ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ С. ЕСЕНИНА

Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас. С. Есенин Нежную, яркую и напевную лирику С. А. Есенина невозможно представить без темы любви. В разные периоды жизни и творчества поэт своеобразно чувствует и переживает это прекрасное, возвышенное и в то же время горькое чувство. Его любовная лирика полна драматизма: от первого юношеского чувства к сложным душевным переживаниям. Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лет, И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: «Нет!» Далекие, милые были. Тот образ во мне не угас... Мы все в эти годы любили, Но мало любили нас. Пройдя через многие тяжелые испытания, поэзия Есенина оживает, сбрасывает с себя уныние, набирает энергию, веру в новую жизнь. Поэт особенно доверчив, откровенен в своей любовной лирике; мужественная и правдивая, она - дневник его душевных переживаний. Поэт испытывает огромное желание расстаться с «дурной славой», навсегда покинуть «непутевую жизнь». Но ему не хватает воли. Я б навеки забыл кабаки И стихи бы писать забросил, Только б тонко касаться руки И волос твоих цветом в осень. ч Я б навеки пошел за тобой Хоть в свои, хоть в чужие дали... В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. В стихотворении «Письмо к женщине» Сергей Александрович исповедуется перед любимой, просит о прощении за невольно причиненные обиды. Слишком эмоционален и пылок он был, не смог уберечь любовь и счастье, но, расставшись, сохранил уважение и привязанность к прежней возлюбленной, благодарность за прожитые годы. Он благословляет некогда любимую женщину на счастье, пусть без него. ивите так, Как вас ведет звезда, Под кущей обновленной сени. На такое самоотверженное чувство был способен только А. С. Пушкин с его признанием «Я вас любил». Не всегда Есенин испытывал в любви радость и успокоение. Чаще - это борьба, противостояние и утверждение личностей. Спокойная и безмятежная любовь - это недостижимое и желаемое для поэта блаженство. Не глядя на ее запястья И с плечей ее льющийся шелк, Я искал в этой женщине счастья, А нечаянно гибель нашел. Я не знал, что любовь - зараза, Я не знал, что любовь - чума. Подошла и прищуренным глазом Хулигана свела с ума. Непревзойденным образцом любовной лирики Есенина является цикл «Персидские мотивы». Здесь зазвучало искреннее чувство обновленного сердца автора. Строй стихов напевен и мелодичен. Есенин не подражает ни Саади, ни Фирдоуси... Поэт создает стихи по традиционным канонам. Сам Восток дышит и говорит устами Есенина. Я спросил сегодня у менялы, Что дает за полтумана по рублю, Как сказать мне для прекрасной Лалы По-персидски нежное «люблю»? Я спросил сегодня у менялы Легче ветра, тише Ванских струй, Как назвать мне для прекрасной Лалы Слово ласковое «поцелуй»? Но и здесь поэт остается певцом России, патриотом родины, которая издали кажется ему еще милее и краше в своем неброском наряде. У меня в душе звенит тальянка, При луне собачий слышу лай. Разве ты не хочешь, персиянка, Увидать далекий синий край?

До конца разделить судьбу своей Родины, причаститься словом ее великой литературы (« И я стою, как пред причастьем...» - Есенин о Пушкине) - самая высокая участь, о которой может мечтать поэт.

«Ты на туманном берегу...» (Образ России в поэзии Есенина и Блока)

I. Блок: «Должен появиться поэт, который принесет... русскую природу со всеми ее далями и красками, не символическими и не мистическими, а изумительными в своей красоте». Встреча Есенина и Блока в 1915 г. П. Есенин и Блок: диалог о России.

Есенин: Синее небо, цветная дуга...; Голубенъ.

2. «Но не любить тебя, не верить -

Я научиться не могу...» (Есенин).

И у Есенина, и у Блока рядом с голубой Русью - небесным градом Китежем - другая: нищая, бесприютная, гулящая и разбойная Россия.

Блок: Россия, Осенний день, Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..; Коршун; Грешить бесстыдно, беспробудно...

Есенин: Край ты мой заброшенный...; Сторона ль моя, сторонка...; Снова пьют здесь, дерутся и плачут...; Кобыльи корабли; Русь уходящая.

«Тебе дано бесстрастной мерой Измерить все, что видишь ты.

Познай, где свет, - поймешь, где тьма» (Блок).

Блок-дворянин и Есенин-крестьянин восприняли русскую революцию как возмездие за «сон и мглу» российской жизни. Поэтическая правда выше сословной. Поэтому Блок пишет « », а в черновиках «Анны Снегиной» есть строки:

Возмездие достигло рока,

Рассыпались звенья кольца.

Тогда Мережковские

Считали за подлеца.

И я с ним, бродя по Галерной,

Смеялся до боли в живот

Над тем, как хозяину верный

Взбесился затяг ленный «скот».

«Скотом» тогда некий писака

Озвал всю мужицкую голь...

III. «Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне...» (Блок). «Только мне, как псаломщику, петь Над родимой страной аллилуйя...» (Есенин). «Гугнивая, чумазая и страшная Россия слопала меня, как чушка своего поросенка», - это строки из предсмертного письма Блока. Спустя четыре года «последнего поэта деревни» найдут в петле в номере гостиницы с нерусским названием, в городе, который только что «примерил» третье имя (и его сменит впоследствии).

Если домашнее задание на тему: » Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Сочинение по произведению на тему: Россия в лирике Блока и Есенина Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных Сочинение по произведению на тему: Тема любви в поэзии А. А.Блока и С. А.Есенина Творческий путь как А. А.Блока, так и Сочинение по произведению на тему: Тема «Родины» в творчестве А. А. Блока Прошлое Настоящее Будущее Блок « На поле Куликовом » Лермонтов «
    • Роль частей речи в художественном произведении
    • Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

(Лидия Ивановна Кашина)

На родине Сергея Есенина, в селе Константиново, есть дом с мезонином. Когда-то в нем жила помещица Лидия Ивановна Кашина - вторая юношеская любовь Сергея Есенина.

Она была красивой и образованной женщиной. В 1904 году с отличием окончила Александровский институт благородных девиц, владела несколькими языками.

Есенин часто бывал в их доме, где устраивались литературные вечера и домашние спектакли.

Приехали.

Дом с мезонином

Немного присел на фасад.

Волнующе пахнет жасмином

Плетневый его палисад.

Она была красивой и образованной женщиной. В 1904 году с отличием окончила Александровский институт благородных девиц, владела несколькими языками. Есенин часто бывал в их доме, где устраивались литературные вечера и домашние спектакли.

Известный на всю Москву поэт вошёл в "дом с мезонином" по приглашению самой Лидии Кашиной - она интересовалась его творчеством, просила почитать стихи. Вот как вспоминает этот день Анна Андреевна Ступенькина - служанка в доме Кашиной: "В этот день было морозно и солнечно, выпал молодой снежок. Сергей переступил порог не без робости и с любопытством. "Будто на алтарь какой вошёл", - вспоминала она. Есенин рассказал об этом в поэме иначе:

Был скромный такой мальчишка,

А нынче…

Поди ж ты…

Писатель…

Известная шишка…

Без просьбы уж к нам не придёт, -

Как бы переговариваются между собой мать и дочь Снегины. В действительности, похоже, поэт заметно робел. Ведь он, сын простых крестьян, всегда воспринимал барышню как "нечто из иных миров…".

Судьба Кашиной была печальней и трагичней, чем у героини поэмы "Анна Снегина". Крестьяне села Константиново действительно хотели сжечь усадьбу. Это произошло бы, если б не вмешательство Есенина. "Растащите, разломайте всё. И никакой пользы! А так хоть школа будет или амбулатория. Ведь ничего нет у нас!" - выступал он на собрании колхоза с речью. Через год там открыли медпункт, а затем там жили учителя, преподававшие в окрестных школах (В 1917 году Кашины уехали из усадьбы).

В 1919 году Лидия Ивановна нанялась на службу в управление связи Красной Армии. Работала машинисткой, шила на дому, а в 1922 году её взяли на работу в издательство газеты "Труд". В течение пяти лет исполняла обязанности корректора, а затем литературного редактора.

В начале 30-х годов семьёй Кашиных заинтересовались "органы". В 1936 году последовал арест профессора, а в 1937 - арест Лидии Ивановны Кашиной. Официально считалось, что она в тот же год умерла от рака.

В годы работы Кашиной в издательстве Есенин нашёл её в Москве. И даже целый месяц гостил у нее: самому поэту в 1918 году жить было негде. В архиве столичного музея-квартиры Есенина есть фотографии, где они вместе пьют чай. У обоих - веселые, по-дружески открытые лица.

Внуки и правнуки Лидии Ивановны живут в Москве. "Кашины иногда приезжают в наши края, - рассказывают жители Константинова, - одну из правнучек зовут Аней, и она напоминает ту девушку в белой накидке. А еще больше она напоминает самого Сергея Александровича. Беленькая, кудрявая, веселая. "

Но это уже, наверняка, совпадения. Судя по всему, роман Кашиной и Есенина был чисто платоническим.

В память об вечерах, проведённых в имении Кашиной, Сергей написал помещице стихотворение "Зелёная причёска…". В нём образ берёзки сливается (как это вообще свойственно очеловечивающему природу поэту) с образом девушки.

В черновике данного стихотворения сохранилась такая строчка: "Прощай, моя невеста, до новых журавлей". Та, которой посвящалась эта строчка, не могла быть невестой Есенина. Но интонация, откровенность, невольно подталкивают к отождествлению лирического героя с самим автором, а трепетной берёзки - с вдохновившей поэта молодой женщиной.

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум,

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум.

И мне в ответ березка:

"О любопытный друг,

Сегодня ночью звездной

Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,

Сияли зеленя.

За голые колени

Он обнимал меня.

И так, вдохнувши глубко.

Сказал под звон ветвей:

"Прощай, моя голубка,

До новых журавлей".

Литературная гостиная

«Мы все в эти годы любили»

(любовная лирика С.Есенина)

Цель и задачи мероприятия:

    Содействовать усвоению знаний обучающихся о художественном мире великого русского поэта С.А. Есенина;

    Познакомить обучающихся с адресатами любовной лирики С. Есенина;

    Организовать деятельность обучающихся, направленную на изучение динамики есенинской любовной лирики;

    Помочь обучающимся осознать истинную ценность лирических произведений С.Есенина;

    Создать условия для воспитания эстетического вкуса обучающихся.

Оборудование:

    Портрет С.Есенина;

    Выставка сборников стихов С.Есенина;

    Презентация «адресаты любовной лирики С.Есенина);

    ТСО: компьютер, экран, мультимедийная установка.

Используемая литература:

    Ю. Покрушин «Сергей Есенин». М. Издательство «Просвещение»,1991.

    . Кошечкин Сергей . О Есенине. М.: Издательство «Правда»,1990.

    . Сергей Есенин . Собрание сочинений в двух томах. Стихотворения,поэмы. М.: Издательство «Советская Россия», 1990, составление. Издательство «Современник», 1990, оформление.

    С. Есенин «Избранное». М. «Просвещение» , 1989.

Эпиграф:

Мы все в эти годы любили.

Но, значит, любили и нас.

С.Есенин

Ход мероприятия:

Преподаватель: Поэзия- это целый мир. Необычайно яркий, многогранный, помогающий нам познать всё самое прекрасное, что есть на нашей Земле. Мир поэзии - это целая вселенная, живущая своей необычной, яркой жизнью. Здесь ежеминутно появляются маленькие звёздочки и огромные светила литературного труда. К величайшему сожалению, некоторые из них очень быстро сгорают и ничего поделать с этим нельзя. Но есть в мире поэзии имена, которые на протяжении многих десятилетий освещают нам, читателям, дорогу, помогают постичь все тайны своего творчества. Одним из них является Сергей Есенин. Мне кажется, что довольно сложно будет найти человека, который не знаком с его творчеством. Сегодня мы с вами поговорим о его жизни и творчестве, о нелёгкой судьбе тех, кто был с ним рядом, тех, кто дорожил каждым его словом и взглядом - об адресатах его любовной лирики. Каждая история любви С. Есенина неповторима, все они оставили след в душе поэта, о каждой из них сложены стихи. Сегодня мы с Вами побываем в литературной гостиной, хозяйка которой познакомит нас с любовной лирикой поэта, женщинами- адресатами стихотворений Сергея Есенина.

Сегодня в литературной гостиной «Лирические мотивы» любителям поэзии предлагается познакомиться с адресатами любовной лирики великого русского поэта, мастера русского поэтического слова Сергея Александровича Есенина, которому этой осенью 3 октября 2015 года исполнится 120 лет со дня его рождения.

(Звучит романс о любви на стихи С.Есенина. В зал входит девушка в белом платье с накидкой на плечах и молодой белокурый парень в белой рубашке навыпуск.)

1 ведущий: Всё творчество С. Есенина пропитано любовью к своей малой Родине Есенин писал: «Рязанская земля, где мужики косили, где сеяли хлеб, стала страной моего детства» . Именно здесь, в «Стране берёзового ситца», поэт встретил свою первую любовь.

Когда- то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет.

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет»

Далёкие, милые были!

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили.

Но, значит, любили и нас.

( На экране появляется портрет Анны Сардановской)

2 ведущий: Кто же эта таинственная девушка в «белой накидке»? Её имя- Анна Сардановская.

Девушка в «белой накидке»: с 1904 по 1909 Сергей Есенин и Анна Сардановская вместе учились в Константиновском земском четырёхклассном училище. Затем будущий поэт поступил учиться в Спас- Клепиковскую церковно- учительскую школу. Приезжая домой, С.Есенин часто встречался с Анной Сардановской.

1 ведущий: ходит легенда о том, что однажды вечером Анна и Сергей, держась за руки, прибежали в дом священника и попросили, находившуюся там монашенку, разнять их. Сергей Есенин сказал: «Мы любим друг друга и даём слово жениться. Разнимите нас. Пусть, кто первый изменит и женится или выйдет замуж, того второй будет бить хворостом».

Девушка в «белой накидке»: Первой нарушила их «договор» Анна – она вышла замуж за учителя Олоновского в село Дединово. В это время Сергей Есенин уже жил в Москве. Известие о замужестве Анны было страшным ударом для него. Он написал письмо, знакомой им двоим монашенке, в котором просил «взять пук хвороста и бить Анну, сколько хватит сил» . своей первой юношеской любви Сергей Есенин посвятил стихотворение «За горами, за жёлтыми долами».

Белокурый юноша читает стихотворение:

За горами, за желтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.

Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идешь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту

Девушка в белой накидке: К сожалению, судьба Анны Сардановской была трагической. Первая возлюбленная Сергея Есенина умерла при родах 7 апреля 1921 года. Но память о ней навсегда осталась в сердце поэта.

( В зал входит девушка в длинном платье. А экране фотография Марии Бальзамовой).

2 ведущий : В августе 1921 года Сергей Есенин знакомится с Марией Бальзамовой. Поэт был очарован её красотой, она покорила его сердце.

Белокурый юноша : Для Сергея Есенина Мария Бальзамова была подобна божеству, он называл её «тургеневской Лизой». Он писал ей: "...люблю безмерно тебя, моя дорогая Маня. Я... готов бы к тебе улететь, да жаль, что все крылья в настоящее время подломаны. Наступит же когда-нибудь время, когда я заключу тебя в свои горячие объятия и разделю с тобой всю свою душу..."

1 ведущий: Мария Бальзамова была той, наверное, единственной женщиной, которая не смогла ответить ему взаимностью. Чувства поэта, его переживания были воплощены в великолепном стихотворении «Не бродить, не мять в кустах багряных…»

Белокурый юноша :

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
2 ведущий : Переезд в Москву был значимым событием в жизни Сергея Есенина. Он мечтал стать известным поэтом, покорить Москву. Для достижения своей цели, он устроился работать в типографию Сытина корректором. Но печатать го стихи не хотели, а девушки посмеивались над его говором, независимыми манерами.

(В зал входит девушка в строгом костюме, на экране портрет Анны Изрядновой)

Девушка в строгом костюме: Лишь молодая курсистка Аня Изряднова, также служившая корректором у Сытина, сумела в мальчишке, который был моложе ее на четыре года, увидеть настоящего поэта. Их чувства были настолько сильны, что они не могли прожить друг без друга ни минуты. Сергей Есенин из весёлого мальчишки превратился во взрослого мужчину, мужа, отца. В декабре 1914 года у них родился сын Юрий.

1 ведущий: жена Сергея Есенина была простой и скромной, вечно погруженной в житейские заботы, она обладала тонким литературным вкусом, чувством юмора, много читала. Всё ,связанное с мужем, было для неё свято. Анна никогда не перечила и ничего не требовала от него, просто безумно любила.

2 ведущий: Но, семейная жизнь быстро наскучила Сергею Есенину. Через 3 месяца, после рождения сына, он уехал в Петроград: то ли в поисках успеха, то ли просто « от семейного счастья» Почти целый год мотался поэт туда-сюда. Но ничто не смогло удержать его, он ушёл навсегда. Материально Сергей Есенин помогал им, когда мог. Но вскоре завертела и закружила его столица.

Белокурый юноша:

Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос…
Не радостно и нелегко мне
Покинуть тебя привелось.
И сердце, остыть не готовясь
И грустно другую любя,
Как - будто любимую повесть
С другой вспоминает тебя.

2 ведущий: Настал 1916 год… Есенину – 21, он автор нашумевшего сборника стихов «Радуница», восходящая звезда русской поэзии. Константиновской помещице Лидии Ивановне Кашиной – 30, она единственная наследница богатого дельца Кулакова, свободно говорит на нескольких языках, замужем за профессором Н. П. Кашиным.

1 ведущий: Творческие успехи крестьянского сына привлекают внимание Лидии Кашиной, и молодой поэт получает приглашение прийти в гости. Визит произвел большое впечатление на обоих. Каждый из них был восхищён красотой друг друга. С тех пор каждый визит поэта в село Константиново сопровождался визитом в дом Кашиных.

( Входит девушка в красивом платье, на экране портрет Лидии Кашиной)

Девушка : Лидия Ивановна Кашина сыграла большую роль в жизни Сергея Есенина. С её именем связан образ Анны Снегиной. После революции Лидия Ивановна переехала жить в Москву. Ни одной строчки своих воспоминаний о поэте, их встречах она не оставила. Хотя, сам Сергей Есенин написал очень трогательные строки, посвящённые ей

Белокурый юноша:

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О, тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.

Хозяйка литературной гостиной: Любовная лирика Сергея Есенина последних лет похожа на бушующий ураган и кипучую страсть. Поэт говорит о чувствах любви то обреченно и с отчаянием, то с радостью и верою в чудо, это придает особый оттенок есенинским стихам.

(В зал входит девушка в красивом платье с локонами, свисающими на плечи, на экране портрет Зинаиды Райх).

Девушка : Весной 1917 года Сергей Есенин пришел по делам в редакцию газеты «Дело народа» и, в ожидании редактора, познакомился с секретарем-машинисткой Зиночкой. Зинаида Райх была редкая красавица. Она отличалась жизнерадостностью и чувством юмора. Умная, образованная, окруженная поклонниками, она мечтала о сцене. Они обвенчались в маленькой церквушке под Вологдой, искренне веря, что будут жить долго, счастливо и умрут в один день.

2 ведущий: Сергей Есенин и Зинаида Райх с первого взгляда влюбились друг в друга. Казалось, что их встреча предначертана судьбой, что жить друг без друга они больше никогда не смогут. Со дня знакомства до дня венчания Есенина и Райх прошло всего 3 месяца. Их скоропалительный брак то и дело осложнялся конфликтами, что, в конце концов, привело к разводу. Это случилось 1921 году, когда у них было уже двое детей: Таня и Костя.

1 ведущий: Несмотря на то, что брак с Зинаидой Райх был расторгнут, Есенин сохранил в своей душе мучительную любовь к бывшей жене, любовь-ненависть к женщине, которую «легко отдал другому». Кажется, и у нее другой любви не было. Помани ее Есенин пальцем, она бы от Мейерхольда «убежала без резинового плаща и без зонтика в дождь и град».

Белокурый юноша:

Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.

Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел –
Катиться дальше, вниз.

Простите мне…
Я знаю: вы не та –
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.

(Входит девушка в красивом платье в пол и лёгком шарфике на шее, на экране портрет Айседоры Дункан)

Девушка: Тяжкие удары судьбы, смерть детей и мужа, отразились на Айседоре, она стала питать отвращение к браку, отвергала все предложения о замужестве, была одержима только своей работой. В 1921 году Айседора Дункан приехала в Москву, чтобы основать в России школу пластического танца. Во время своего пребывания в Москве Айседора познакомилась с Сергеем Есениным, который был моложе ее на восемнадцать лет.

2 ведущий: когда Айседора Дункан и Сергей Есенин впервые увидели друг друга, искра любви пролетела между ними. Это была не просто любовь, это была кипучая страсть, ураган любви. Они понимали друг друга без слов, они растворились друг в друге. Глядя на танцующую Айседору, Есенин шептал: «Моя, моя навеки…» Айседора, зная не больше десяти слов на русском языке, повторяла лишь одно: «Ангел…» Никто из друзей не верил в то, что Серей Есенин может измениться.

1 ведущий: Уже через несколько месяцев есенинская страсть угасла и начались скандалы. В пьяном угаре он кричал: «Дунька, пляши». И она танцевала перед ним и его собутыльниками, без слов показывая и свою любовь, и унижение, и гордость, и негодование. Она видела, что ее любимый спивается, и, чтобы спасти его, решила увезти за границу. Она стала Вергилием поэта, провезла его по всему миру и открыла перед ним шедевры мирового искусства. Но спасти его так и не смогла.

2 ведущий: Судьба Айседоры Дункан была слишком трагична. Эта женщина узнала, что значит хоронить своих детей, терять своих любимых. Её мучило то, что она никак не могла повлиять на Сергея Есенина. Жизнь Айседоры Дункан оборвалась в один миг. Она погибла в 1938 году в Ницце: её длинный шарф попал в колесо, набиравшего скорость, открытого автомобиля, в котором сидела танцовщица, намотался на ось и мгновенно удушил ее.

(В зал входит девушка в строгом костюме и белой блузе, на экране портрет Галины Бениславской)

Девушка : В жизни Сергея Есенина много неясного, кроме, пожалуй, его убийства и этой, хотя и сложной, но вместе с тем искренней любви к нему Галины Бениславской... 4 ноября 1920 года на литературном вечере "Суд над имажинистами" Есенин познакомился с A ней. Вскоре Есенин и Бениславская стали близки. Галина забыла, что у выдающихся поэтов любвеобильные сердца. Она беззаветно любила Сергея.

1 ведущий: Галина Бениславская оторвала его от Айседоры Дункан, старалась отвадить и от друзей-собутыльников, ждала ночами у двери. Помогала, чем могла, бегала по редакциям, выбивая гонорары. Галина считала Сергея Есенина своим мужем, он же говорил ей: «Галя, вы очень хорошая, вы самый близкий друг, но вас я не люблю…» Есенин приводил в ее дом женщин и тут же ее утешал: «Я сам боюсь, не хочу, но знаю, что буду бить. Вас не хочу бить, вас нельзя бить. Я двух женщин бил - Зинаиду и Изадору - и не мог иначе. Для меня любовь - это страшное мучение, это так мучительно». Галина все ждала, когда же он увидит в ней не только друга. Но так и не дождалась. В 1925 году он женился… на Сонечке Толстой.

(В зал входит девушка в длинном платье)

Девушка: В начале 1925 года поэт познакомился с внучкой Льва Толстого Софьей. Как и большинство интеллигентных девиц того времени, она была влюблена в поэзию Есенина и немножко в самого поэта. 29-летний Сергей робел перед аристократизмом и невинностью Софьи. Однажды летом в липовой аллее в парке к ним подошла цыганка:
- Эй, молодой, красивый, дай денежку, судьбу узнаешь!
Есенин рассмеялся и достал деньги.
- Свадьба у тебя скоро будет, кучерявый! - рассмеялась цыганка.
В июле 1925 года состоялась скромная свадьба. Сонечка была готова посвятить всю жизнь мужу и его творчеству. Всё было на удивление хорошо. У поэта появился дом, любящая жена и друг. Софья занималась его здоровьем, готовила его стихи для собрания сочинений. И была абсолютно счастлива. А С.А.Есенин, встретив приятеля, отвечал на вопрос: «Как жизнь?» , ответил: «Готовлю собрание сочинений в трех томах и живу с нелюбимой женщиной».

2 ведущий: Сергей Есенин продолжал жить жизнью, где всегда находилось место пьяным кутежам и любовным интрижкам с поклонницами.
«Что случилось? Что со мною сталось? Каждый день я у других колен», - писал он о себе. И отчего-то чувствовал свою скорую смерть:

Я знаю, знаю. Скоро, скоро,
Ни по моей, ни чьей вине,
Под низким траурным забором
Лежать придется так же мне.

Все кончилось 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер». Сергея Есенина нашли повесившимся на веревке от чемодана. Рядом было письмо, написанное кровью: «До свиданья, друг мой, до свиданья…»

Белокурый юноша

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки,
без слова,
Не грусти и не печаль бровей,–
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

1 ведущий: Все его жены, кроме Айседоры, которая была в Париже, присутствовали на похоронах.

(на экране фото памятника С. Есенина)

Преподаватель: Любовная лирика Сергея Александровича Есенина запечатлела целую гамму человеческих чувств. Как и все его творчество, она автобиографична и правдива, в ней раскрывается личность и душа поэта. Сам Сергей Есенин объяснял это так: «Как бы ни клялся я кому-либо в безумной любви, как бы я ни уверял в том же сам себя, - все это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это - искусство…»

XVI

С этого дня он перестал следить за всеми теми переменами, что совершало вокруг него наступающее лето. Он видел и даже чувствовал их, эти перемены, но они потеряли для него свою самостоятельную ценность, он наслаждался ими только мучительно: чем было лучше, тем мучительнее было ему. Катя стала уже истинным наваждением; Катя была теперь во всем и за всем уже до нелепости, а так как всякий новый день все страшнее подтверждал, что она для него, для Мити, уже не существует, что она уже в чьей-то чужой власти, отдает кому-то другому себя и свою любовь, всецело долженствующую принадлежать ему, Мите, то и все в мире стало казаться ненужным, мучительным и тем более ненужным и мучительным, чем более оно было прекрасно.

По ночам он почти не спал. Прелесть этих лунных ночей была несравненна. Тихо-тихо стоял ночной млечный сад. Осторожно, изнемогая от неги, пели ночные соловьи, состязаясь друг с другом в сладости и тонкости песен, в их чистоте, тщательности, звучности. И тихая, нежная, совсем бледная луна низко стояла над садом, и неизменно сопутствовала ей мелкая, несказанно прелестная зыбь голубоватых облаков. Митя спал с незанавешенными окнами, и сад и луна всю ночь смотрели в них. И всякий раз как он открывал глаза и взглядывал на луну, он тотчас же мысленно произносил, как одержимый: «Катя!» - и с таким восторгом, с такой болью, что ему самому становилось дико: чем, в самом деле, могла напомнить ему Катю луна, а ведь напомнила же, напомнила чем-то и, что всего удивительнее, даже чем-то зрительным! А порою он просто ничего не видел: желание Кати, воспоминания о том, что было между ними в Москве, охватывали его с такой силой, что он весь дрожал лихорадочной дрожью и молил бога - и, увы, всегда напрасно! - увидеть ее вместе с собой, вот на этой постели, хоть во сне. Однажды зимой он был с ней в Большом театре на «Фаусте» с Собиновым и Шаляпиным. Почему-то в этот вечер все казалось ему особенно восхитительным: и светлая, уже знойная и душистая от многолюдства бездна, зиявшая под ними, и красно-бархатные, с золотом, этажи лож, переполненные блестящими нарядами, и жемчужное сияние над этой бездной гигантской люстры, и льющиеся далеко внизу под маханье капельмейстера звуки увертюры, то гремящие, дьявольские, то бесконечно нежные и грустные; «Жил, был в Фуле добрый король…» Проводив после этого спектакля, по крепкому морозу лунной ночи, Катю на Кисловку, Митя особенно поздно засиделся у нее, особенно изнемог от поцелуев и унес с собой шелковую ленту, которой Катя завязывала себе на ночь косу. Теперь, в эти мучительные майские ночи, он дошел до того, что не мог думать без содрогания даже об этой ленте, лежавшей в его письменном столе.

А днем он спал, потом уезжал верхом в то село, где была железнодорожная станция и почта. Дни продолжали стоять погожие. Перепадали дожди, пробегали грозы и ливни, и опять сияло жаркое солнце, непрестанно творившее свою спешную работу в садах, полях и лесах. Сад отцветал, осыпался, но зато продолжал буйно густеть и темнеть. Леса тонули уже в несметных цветах, в высоких травах, и звучная глубина их немолчно звала в свои зеленые недра соловьями и кукушками. Уже исчезла нагота полей - их сплошь покрыли разнообразно богатые всходы хлебов. И Митя по целым дням пропадал в этих лесах и полях.

Слишком стыдно стало ему торчать каждое утро на балконе или среди двора в бесплодном ожидании приезда с почты старосты или работника. Да и не всегда было время у старосты и у работников ездить за восемь верст за пустяками. И вот он стал ездить на почту сам. Но и сам он неизменно возвращался домой с одним номером орловской газеты или письмом Ани, Кости. И муки его стали достигать уже крайнего предела. Поля и леса, по которым ехал он, так подавляли его своей красотой, своим счастьем, что он стал чувствовать где-то в груди боль даже телесную.

Раз, перед вечером, он ехал с почты через пустую соседскую усадьбу, стоявшую в старом парке, который сливался с окружавшим его березовым лесом. Он ехал по табельному проспекту, как называли мужики главную аллею этой усадьбы. Ее составляли два ряда огромных черных елей. Великолепно-мрачная, широкая, вся покрытая толстым слоем рыжей скользкой хвои, она вела к старинному дому, стоявшему в самом конце ее коридора. Красный, сухой и спокойный свет солнца, опускавшегося слева за парком и лесом, наискось озарял между стволами низ этого коридора, блестел по его хвойной золотистой настилке. И такая зачарованная тишина царила кругом, - только одни соловьи гремели из конца в конец парка, - так сладко пахло и елями и жасмином, кусты которого отовсюду обступали дом, и такое великое - чье-то чужое, давнее - счастье почувствовалось Мите во всем этом и так страшно явственно вдруг представилась ему на огромном ветхом балконе, среди кустов жасмина, Катя в образе его молодой жены, что он сам ощутил, как смертельная бледность стягивает его лицо, и твердо сказал вслух, на всю аллею:

Если через неделю письма не будет, - застрелюсь!

XVII

На другой день он встал очень поздно. После обеда он сидел на балконе, держал на коленях книгу, глядел на страницы, покрытые печатью, и тупо думал: «Ехать или нет на почту?»

Было жарко, белые бабочки парами вились друг за другом над горячей травой, над стеклянно блестевшим бересклетом. Он следил за бабочками и опять спрашивал себя: «Ехать или разом оборвать эти постыдные поездки?»

Из-под горы, в воротах, показался верхом на жеребце староста. Староста посмотрел на балкон и поехал прямо на него. Подъехав, он остановил лошадь и сказал:

Доброго утра! Все читаете?

И усмехнулся, оглянулся кругом.

Мамаша спят? - спросил он негромко.

Думаю, что спит, - ответил Митя. - А что?

Староста помолчал и вдруг серьезно сказал:

Что ж, барчук, книжка хороша, да на все время надо знать. Что ж вы монахом-то живете? Ай мало баб, девок?

Митя не отозвался и опустил глаза на книгу.

Ты где был? - спросил он, не глядя.

Был на почте, - сказал староста. - И, конечно, писем никаких там нету, кроме одной газетки.

Почему же «конечно»?

Потому, что, значит, еще пишут, не дописали, - ответил староста грубо и насмешливо, обиженный тем, что Митя не поддержал его разговора. - Пожалуйте получить, - сказал он, протягивая Мите газетку, и, тронув лошадь, поехал прочь.

«Застрелюсь!» - подумал Митя твердо, глядя в книгу и ничего не видя.

XVIII

Митя и сам не мог не понимать, что нельзя и вообразить себе ничего более дикого, как это: застрелиться, раздробить себе череп, сразу оборвать биение крепкого молодого сердца, оборвать мысль и чувство, оглохнуть, ослепнуть, исчезнуть из того несказанно прекрасного мира, который только теперь впервые весь открылся перед ним, мгновенно и навеки лишиться всякого участия в той самой жизни, где Катя и наступающее лето, где небо, облака, солнце, теплый ветер, хлеба в полях, села, деревни, девки, мама, усадьба, Аня, Костя, стихи в старых журналах, а где-то там - Севастополь, Байдарские ворота, сиреневые знойные горы в сосновых и буковых лесах, ослепительно-белое, душное шоссе, сады Ливадии и Алупки, раскаленный песок у сияющего моря, загорелые дети, загорелые купальщицы - и опять Катя, в белом платье, под белым зонтиком, сидящая на гальке у самых волн, слепящих своим блеском, вызывающих невольную улыбку беспричинного счастья…

Он это понимал, но что же было делать? Как и куда вырваться из того заколдованного круга, где было тем мучительнее, тем нестерпимее, чем было лучше? Именно это-то и было непосильно - то самое счастье, которым подавлял его мир и которому недоставало чего-то самого нужного.

Вот он просыпался утром, и первое, что ударяло ему в глаза, было радостное солнце, первое, что он слышал, был радостный, знакомый с детства трезвон деревенской церкви - там, за росистым, полным тени и блеска, птиц и цветов садом; радостны, милы были даже желтенькие обои на стенах, все те же, что желтели и в его детстве. Но тотчас же, восторгом и ужасом, всю душу пронзала мысль: Катя! Утреннее солнце блистало ее молодостью, свежесть сада была ее свежестью, все то веселое, игривое, что было в трезвоне колоколов, тоже играло красотой, изяществом ее образа, дедовские обои требовали, чтобы она разделила с Митей всю ту родную деревенскую старину, ту жизнь, в которой жили и умирали здесь, в этой усадьбе, в этом доме, его отцы и деды. И Митя отбрасывал прочь одеяло, вскакивал с постели в одной рубашке, с раскрытым воротом, длинноногий, худой, но все же крепкий, молодой, теплый со сна, быстро выдвигал ящик письменного стола, хватал заветную фотографическую карточку и впадал в столбняк, жадно и вопросительно глядя на нее. Вся прелесть, вся грация, все то неизъяснимое, сияющее и зовущее, что есть в девичьем, в женском, все было в этой немного змеиной головке, в ее прическе, в ее чуть вызывающем и вместе с тем невинном взоре! Но загадочно и с несокрушимым веселым безмолвием сиял этот взор - и где было взять сил перенести его, такой близкий и такой далекий, а теперь, может быть, даже и навеки чужой, открывший такое несказанное счастье жить и так бесстыдно и страшно обманувший?

В тот вечер, когда он ехал с почты через Шаховское, через эту старинную пустую усадьбу с черной еловой аллеей, он очень точно выразил своим неожиданным даже для самого себя восклицанием то крайнее изнеможение, которого он достиг. Стоя под окном почты, глядя с седла, как почтарь напрасно роется в куче газет и писем, он услыхал сзади себя шум подходящего к станции поезда, и этот шум и запах паровозного дыма потряс его счастьем воспоминания о Курском вокзале и вообще о Москве. Едучи по селу с почты, в каждой идущей впереди девке небольшого роста, в движении ее бедер он с испугом ловил что-то Катино. В поле он встретил чью-то тройку, - в тарантасе, который шибко несла она, мелькнули две шляпки, одна девичья, и он чуть не вскрикнул: «Катя!» Белые цветы на меже мгновенно связывались с мыслью о ее белых перчатках, синие медвежьи ушки - с цветом ее вуали… А когда он, при заходящем солнце, въезжал в Шаховское, сухой и сладкий запах елей и роскошный запах жасмина дали ему такое острое чувство лета и чьей-то старинной летней жизни в этой богатой и прекрасной усадьбе, что, взглянув на красно-золотой вечерний свет в аллее, на дом, стоявший в ее глубине, в вечереющей тени, он вдруг увидел Катю, сходившую, во всем расцвете женской прелести, с балкона в сад, почти совершенно так же явственно, как видел дом и жасмин. Уже давно утерял он жизненное представление о ней, и уже являлась она ему с каждым днем все необычнее, все преображеннее, - в этот же вечер ее преображение достигло такой силы, такой торжествующей победности, что Митя ужаснулся еще более, чем в тот полдень, когда внезапно закуковала над ним кукушка.