В его стихах, неизменно совершенных стилистически, часто проявляется стремление постигнуть пространство и время. Родины также занимает важное место в его творчестве. Так, сборник 1850 года открывает стихотворение "Я русский", в котором описывается суровая, но прекрасная природа Севера:

Я русский, я люблю молчанье дали мразной,

Под пологом снегов как смерть однообразной,

Леса под шапками иль в инее седом

Да речку звонкую под темно-синим льдом.

Любопытно стихотворение "Шепот, робкое дыханье...". В нем совершенно нет глаголов, оно написано только назывными предложениями, но рисует полноценную картину:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и полыханье

Сонного ручья.

Стихи о природе, о России у Фета достигают особой утонченности, они изящны и музыкальны. Изящно-музыкальны.

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

Поэт буквально чувствует, какие фонетические, ритмические приемы надо использовать в той или иной теме.

Сад весь в цвету,

Вечер в огне,

Так освежительно радостно мне!

Вот и стою,

Вот и иду.

Словно таинственной речи я жду.

Синтаксические параллелизмы, чередование длинно строк - форма служит содержанию безукоризненно. Несколькими строчками способен создать многоплановую картину с переходом в непостижимое будущее.

Няня добрая гадает,

Грустно голову склоня,

Свечка тихо догорает.

Сердце бьется у меня...

Стихи Фета часто использовали композиторы. Странно, если бы было иначе - его поэзия пронизана насквозь музыкальными стержнями. Стоит поэту захотеть, и в них звучит соответственная мелодия: шелест ветвей и журчание ручья, ночное озеро, отражающее

луну, пушистая верба, полет птиц...

Слышишь ли ты, как шумит вверху угловатое стадо?

С криком летят через док к теплым полям ,

Желтые шумят, в березняке свищет силища,

Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны...

Фет считал, что назначение поэта - "воплотить невоплощенное". Он понимал, что поэт видит то, что обычному человеку недоступно, видит так, как обычный человек без подсказки не может. Там, где первый видит траву, поэт созерцает бриллианты. Только поэт способен овеществить словами весну, осень, ветер, закат, надежду, веру, любовь. Или увидеть душу в скрипке...

Я жду... соловьиное эхо

Несется с блестящей реки,

Трава при луне в бриллиантах,

На тмине горят светляки...

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом...

Вдали огонек одинокий

Трепещет под сумраком липок;

Исполнена тайны жестокой

Душа замирающих скрипок...

Как ни странно, но большинство людей знают романсы на слова Афанасия Фета, но не знают автора слов. Напойте: "На заре ты ее не буди, на заре она сладко так спит..." - и любой продолжит: "...Утро дышит у ней на груди, ярко пышет на ямках ланит".

Совершенно не обязательно, чтобы все восхищались образом утра, дышащего на груди у девушки. Вовсе не требуется, чтобы все знали, для чего поэт употребил анафору "на заре". И возможно, не так уж важно то, что, зная стихи Фета, не все знают, что они именно Фета. "Двойное бытие" всегда смущало поэта, но мечтал он о возможности "усилить бой бестрепетных сердец". И это ему удалось.

Дать жизни вздох.

Дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим.

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и признак и венец!

взаимосвязано. Нельзя не вспомнить, что Тютчев и Фет глубоко уважали и ценили друг друга. Тютчев высоко отзывался о поэтическом даре своего младше­го

современника:

Великой Матерью любимый,

Стократ завидней твой удел:

Не раз под оболочкой зримой

Ты самое ее узрел.

В свою очередь, Фет глубоко почитал Тютчева, видел в нем для себя образец творческого духа. В одном из посланий Тютчеву Фет обращается к нему: «Мой обожаемый поэт». В стихотворении «На книжке стихотворений Тютчева» автор пишет:

Здесь духа мощного господство,

Здесь утонченный жизни цвет.

Такая взаимная симпатия поэтов имеет под собой много при­чин. Фет и Тютчев исповедовали доктрину «чистого искусства», с которой спорили в тот период демократически настроенные поэты некрасовской школы. В творчестве обоих поэтов большое место за­нимает природа. Обоих поэтов отличает внутренняя близость к при­роде, гармония с ней, тонкое понимание природной жизни.

Традиционным для русской литературы является отождествле­ние картин природы с определенным настроением и состоянием че­ловеческой души. Этот прием образного параллелизма широко ис­пользовали Жуковский, Пушкин и Лермонтов. Эту же традицию продолжают в своих стихах Фет и Тютчев. Так, Тютчев в стихотво­рении «Осенний вечер» сравнивает увядающую природу с измучен­ной человеческой душой. Поэту удалось с изумительной точностью передать болезненную красоту осени, вызывающую одновременно и восхищение, и грусть. Особенно характерны для Тютчева смелые, но всегда верные эпитеты: «зловещий блеск и пестрота дерев», «грустно сиротеющая земля». И в человеческих чувствах поэт нахо­дит соответствие настроению, царящему в природе:

Ущерб, изнеможены - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Это стихотворение явно перекликается с пушкинской «Осе­нью», где «унылая пора» сравнивается с «чахоточной девой», крот­кой и прекрасной в своей болезни.

Прием образного параллелизма мы встречаем и у Фета. Причем чаще всего этот прием Фет использует как бы в скрытой форме, опираясь прежде всего на ассоциативные связи, а не на открытое сопоставление природы и человеческой души. В качестве примера можно привести стихотворение «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер!..». Прежде всего это, конечно, шедевр «импрессионист­ской» лирики Фета. Ельник в стихотворении шатается, напоминая поэту «пьяных гигантов столпившийся хор». Конечно, на самом деле ели стоят неподвижно, но поэту удается точно передать то, ка­кими они кажутся в неверных отблесках костра. В стихотворении использована «кольцевая» композиция: оно начинается и заканчи­вается изображением горящего костра. Многие детали стихотворе­ния символичны, и это позволяет увидеть в описании костра, угаса­ющего днем и разгорающегося ночью, некий скрытый смысл. В самом деле, что это за костер, в свете которого оживают даже дере­вья, тепло которого проникает «до костей и до сердца», отгоняя все житейские тревоги? Не символ ли это огня творчества, который даже под гнетом будничной жизни «будет теплиться скупо, лениво» в душе поэта?

Весьма интересно используется прием образного параллелизма в другом стихотворении Фета «Шепот, робкое дыханье…». Здесь поэт изображает любовное свидание, которое как бы переплетается с картинами ночного сада, соловьиными трелями и разгорающейся зарей. Природа в стихотворении предстает участницей жизни влюб­ленных, она помогает понять их чувства и придает им особую поэ­тичность и таинственность.

Наряду с образным параллелизмом в изображении природы Фета и Тютчева роднят и общие мотивы природных стихий. Это прежде всего описание звезд, моря и огня. В образе звездного неба для Тютчева и Фета наиболее ярко проявляется таинственное могу­щество природы, ее величие и сила. Поэтому у Тютчева мы читаем такие строки:

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины…

И хор светил, живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал.

Это не единственный пример подобной переклички мотивов. Понимание природы как могучей силы, как содружества стихий мы находим и у Тютчева, и у Фета. Среди повторяющихся мотивов можно выделить разговор о море, воде. Всем известны тютчевские строки:

Как хорошо ты, о море ночное!

То лучезарно, то сизо-темно…

У Фета одна из книг его стихотворений также посвящена морю. Однако для Фета вода оставалась «стихией чуждою», тогда как у Тютчева вода является одним из любимейших мотивов. Именно в этой стихии поэт видел начало и конец мира, «темный корень ми­рового бытия». Этот мотив пронизывает почти все стихотворения Тютчева.

И наконец, наряду с общими приемами и мотивами поэтов объединяет сходное отношение к природе вообще. Для Тютчева и Фета природа - носительница высшей мудрости, гармонии и красоты. Именно к ней должен обращаться человек в трудную минуту, у нее искать вдохновения и поддержки. «Великой Матерью» называет природу Тютчев. Это же сравнение возникает и в другом его стихо­творении, где поэт восклицает:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездумный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

В свою очередь, Фет в своем стихотворении «Учись у них - у дуба, у березы…» предлагает искать примеры для подражания в самой природе, в ее способности бесконечно возрождаться к новой жизни.

Однако в изображении природы у Тютчева и Фета есть и глубо­кое различие. Обусловлено оно прежде всего различием поэтическо­го темперамента этих авторов.

Тютчев - поэт-философ. Именно с его именем связано течение философского романтизма, пришедшее в Россию из германской ли­тературы. И в своих стихах Тютчев стремится понять природу, включив ее в систему своих философских взглядов, превратив в часть своего внутреннего мира. Может быть, этим стремлением вместить природу в рамки человеческого сознания продиктована страсть Тютчева к олицетворениям. Вспомним хотя бы известное стихотворение «Весенние воды», где ручьи «бегут и блещут, и гла­сят». Порой это стремление к «очеловечиванию» природы приводит поэта к языческим, мифологическим образам. Так, в стихотворении «Полдень» описание дремлющей природы, истомленной зноем, за­вершается упоминанием бога Пана. А в стихотворении «Весенняя гроза» блистательную, радостную картину пробуждения сил приро­ды венчают такие строки:

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Однако стремление понять, осмыслить природу приводит лишь к тому, что поэт чувствует себя оторванным от нее. Поэтому во мно­гих стихотворениях Тютчева, особенно позднего периода, так ярко звучит стремление раствориться в природе, «слиться с беспредель­ным». В стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное…» мы чи­таем:

В этом волнении, в этом слиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою -

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою…

В более раннем стихотворении «Тени сизые» это желание вы­ступает еще более рельефно.

Так, попытка разгадать тайну природы приводит любопытного к гибели. Об этом с горечью пишет поэт в одном из своих четверо­стиший:

Природа - Сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

К концу жизни Тютчев осознает, что человек является «лишь грезою природы». Природа видится ему «всепоглощающей и миро­творной бездной», которая внушает поэту не только страх, но едва ли не ненависть. Над ней не властен его разум, «духа мощного гос­подство».

Так на протяжении жизни меняется образ природы в сознании и творчестве Тютчева. Отношения поэта и природы все больше на­поминают «поединок роковой». Но ведь именно так сам Тютчев оп­ределил подлинную любовь.

Совершенно иные отношения с природой у Фета. Он не стремит­ся «подняться» над природой, анализировать ее с позиций разума. Фет ощущает себя органичной частью природы. В его стихах пере­дается чувственное, эмоциональное восприятие мира. Чернышев­ский писал о стихах Фета, что их могла бы написать лошадь, если бы выучилась писать стихи. В самом деле, именно непосредствен­ность впечатлений отличает творчество Фета. Он часто сравнивает себя в стихах с «первым жителем рая», «первым иудеем на рубеже земли обетованной». Это самоощущение «первооткрывателя приро­ды», кстати, часто свойственно героям Толстого, с которым Фет был дружен. Вспомним хотя бы князя Андрея, воспринимающего березу как «дерево с белым стволом и зелеными листьями». У Фета же в стихотворении «Весенний дождь» мы читаем:

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Это «что-то», конечно, дождь, но для Фета органичнее назвать его именно таким неопределенным местоимением. Тютчев, пожа­луй, такого себе позволить бы не мог. Для Фета природа в самом деле является естественной средой жизни и творчества. Творческий порыв приходит к нему вместе с пробуждением природы. В стихо­творении «Я пришел к тебе с приветом» особенно ясно чувствуется единство тех сил, что побуждают петь птиц и творить поэта:

…Отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет.

Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии!» - сказал об этом стихотворении критик Василий Боткин. Пожалуй, это высказывание можно при­менить и ко всей поэзии Фета.

Итак, мы рассмотрели изображение природы в творчестве таких двух крупнейших русских поэтов, как Тютчев и Фет. Будучи близ­ки к идеологии «чистого искусства», оба поэта сделали природу одной из центральных тем в своем творчестве. Для Тютчева и Фета природа является могущественной силой, носительницей некой высшей мудрости. В их стихах повторяются общие мотивы природ­ных стихий: звезд, неба, моря, огня, зари и так далее. Часто с по­мощью картин природы эти поэты передают состояние человечес­кой души. Однако для Тютчева более характерно отношение к при­роде с позиций разума, а для Фета - с позиций чувства. Но бес­спорно то, что оба поэта являются величайшими мастерами пей­зажной лирики, и их творчество стало определяющим для многих литературных течений русского серебряного века. Едва ли без Фета было бы возможно явление в русской литературе Блока и Ман­дельштама. Тютчев же стал своего рода «учителем» русских симво­листов. Так своеобразно преломилась за столетие традиция пейзаж­ной лирики, идущая от Жуковского и Пушкина.

" Родина в лирике А.Фета и Ф.Тютчева"

Курбашнова Т. Н. , учитель русского языка и литературы

В 9-м классе это первое знакомство с творчеством А.Фета и Ф.Тютчева. Поэтому важно донести до учащихся красоту и глубину их стихов, то, как происходит познание родины в лирике Тютчева и Фета; выяснить особенности напевного стиха А.Фета , философского стиха Ф.Тютчева ; научиться понимать смысл поэтического текста. Это первый урок по лирике этих поэтов, поэтому разумно провести его, на наш взгляд, ярко, нестандартно, чтобы учащиеся увидели полноту восприятия мира и любви ко всему, что нас окружает в стихах этих замечательных поэтов.

До урока учащиеся получили задание познакомиться с биографией и творчеством А.Фета и Ф.Тютчева, прочитать и понять, в чем наблюдается сходство и различие в стихах поэтов: А.Фет “Я потрясен, когда кругом //Гудят леса, грохочет гром…”, “Как нежишь ты, серебряная ночь…”, “Шепот, робкое дыханье…”, “Долго снились мне вопли рыданий твоих…”, “Сияла ночь. Луной был полон сад…” и др.; Ф.Тютчев “Чему бы жизнь нас не учила…”, Сияет солнце, воды блещут…”, “Тени сизые смесились…”, “Молчание”, “О, как убийственно мы любим…” и др.

Оборудование урока:

    Портрет А.Фета

    Портрет Ф.Тютчева

    Грамзаписи романсов на стихи Ф.Тютчева и А.Фета.

Эпиграфы к уроку:

Целый мир от красоты…” А.Фет

Все во мне и я во всем…” Ф.Тютчев

1.

Организационный момент

Начинается урок с исполнения романса на стихи А.Фета “На заре ты ее не буди” (романс можно прослушать в грамзаписи, на нашем уроке его исполняла ученица под аккомпанемент учителя музыки).

Слово учителя. Этот замечательный романс на стихи известного русского поэта А.Фета. Удивительные стихи, удивительная музыка…

Наш сегодняшний урок посвящается пленительным стихам двух самых удивительных поэтов 19 века – Ф.И.Тютчеву и А.А.Фету.

Это уже не первая встреча с ними, многое вы уже знаете о их судьбе и произведениях. Но сегодня мы прикоснемся к сложному миру их лирики, чтобы еще глубже понять, как эти поэты познают родину, Россию. На примере стихотворений Тютчева и Фета мы попытаемся увидеть, как, отображая окружающий мир в тончайших его переливах, поэты прикасаются к тайнам души человека, души природы, проявляя любовь к жизни, а значит, любовь к родине.

- Из чего, на ваш взгляд, складывается любовь к родине?

(Русская березка, весенняя гроза, “трусишка зайка серенький”, любимая женщина, встретившаяся на пути, -- и множество других важных и неважных проявлений.

Любовь к родине – это любовь к жизни, а любовь к жизни – это сотворчество со всем живым. Любовь к женщине не может возникнуть без любви к ближнему. А любви к ближнему не бывает без сочувственного отклика на все проявления бытия: будь то гроза, солнце, трава, река, мышь-полевка – и мало ли что ещё.)

- Так значит, можно сказать, что “целый мир от красоты”?

А.Фет “Целый мир от красоты…”. (Быков М.)

Стихотворение это у каждого ученика есть на столе.

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать его начало.

Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, – человечно –

Говорит в своем стихотворении А.Фет, строки из которого я и взяла эпиграфом к нашему уроку.

Учитель:

Прочитайте еще раз стихотворение самостоятельно и скажите, как понимаете смысл его? Какую фразу можно считать ключевой? (“То, что вечно – человечно”).

-Как вы её объясните?

-Что имел в виду поэт под словом “вечно”?

-Какой художественный прием использует Фет в этом стихотворении? (Прием антитезы, используя антонимы).

Но мы сегодня рассматриваем лирику двух поэтов, живших в одно время. А значит, нужен ещё один взгляд на красоту окружающего мира, взгляд Ф.Тютчева. Прослушайте его стихотворение “Тени сизые смесились…”

(Стихотворение читает подготовленный ученик):Швецова Евгения.

Тени сизые смесились,
Цвет поблёкнул, звук уснул –
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой!...
Все во мне – и я во всем!...

Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, темный, благовонный,
Всё залей и утиши.
Чувства – мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!

Подумайте, о чем это стихотворение. Как можно его интерпретировать?

Тютчева и Фета часто называют певцами природы. Но подумайте, они рассматривают природу отдельно или она связана с чем-то ещё?

(Тютчев и Фет – певцы природы, но они не рассматривают её отдельно, для них важна гармония души человека и природы, взаимодействие природы с душой человеческой.)

Природа часто заставляет поэта задуматься, размышлять о жизни. Как называются стихотворения, в которых поэт размышляет о жизни и смерти, о месте человека в мире, о красоте и безобразном? (Философская лирика )

(Перед нами стихотворение о душе в сумерках и о душе сумерек).

Какая строка из этого стихотворения отражает тему нашего урока, которую можно взять эпиграфом к уроку? (“ Всё во мне – и я во всем”).

Объясните её, связав с первым эпиграфом.

Итак, “целый мир от красоты”…А.А. Фет во всем видит красоту, особенно в природе. Он замечает едва уловимые движения света и воздуха, малейшие изменения цветовой гаммы пейзажа и, выбрав свои краски, изображает свои впечатления, превращая мгновенное в вечное. Не об этом ли стихотворение “ Шепот, робкое дыханье…”, которое считают “визитной карточкой” поэта.

(Подготовленный ученик читает стихотворение А.Фета “Шепот, робкое дыханье…”) Глаголева Люда

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Учитель: В чем особенность этого стихотворения?

(В стихотворении нет центрального образа. Какие-то смутные очертания да неясные звуки. Поэт передает неповторимость происходящего . Все стихотворение – одно большое сложное предложение, состоящее из цепочки назывных. Стихотворение, в котором нет ни одного глагола.

Л.Н.Толстой заметил: “В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина…”

Постепенно из звуков, дыхания ночи, отблесков ручья возникает “милое лицо” в его “волшебных волнениях-изменениях”).

Какие части речи присутствуют? (сущ.,прилаг.)

Это стихотворение исполнено трепета жизни, движения, несмотря на то, что в нем, действительно, нет ни одного глагола. Движение в нем не бурное, резкое, порывистое, а затаенное, едва приметное. Существительные и прилагательные в этом стихотворении силой искусства обретают художественные качества глаголов.)

Это стихотворение, как и многие другие стихотворения А.Фета, написано в импрессионистской манере. Что такое импрессионизм?

(Сообщение учашегося: Имрпессионизм как художественное направление происходит от французского слова, означающего “впечатление”. Предметы рисуются не в полном объеме и конкретности, а в неожиданном освещении, с какой-то неожиданной стороны, как они представляются художнику).

(Запись в тетрадях: Импрессионизм в поэзии – изображение предметов не в их целостности, а словно бы в мгновенных и случайных снимках памяти. Предмет не столько изображается, сколько фиксируется. Перед нами проходят отдельные обрывки явлений, но эти “обрывки”, взятые вместе, образуют цельную и психологически очень достоверную картину).

(Звучит романс в грамзаписи на стихи А.Фета “Весенние воды”).

- “Целый мир от красоты…” Можно ли назвать поэзию Ф.Тютчева импрессионистской? (Нет, она более философична, чем изобразительна. Главное в его лирике – это осмысление жизни, природы, красоты. Думы о человеке, о смысле бытия, сосредоточенность личности на себе, трагические страницы жизни и одновременно оптимизм её восприятия).

Очень характерно в этом отношении стихотворение “Силентиум ”. (Чтение стихотворения подготовленным учеником).

Федор Тютчев
Silentium!
1(молчание)

Молчи, скрывайся и таи,
И чувства, и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь -
Взрывая, возмутишь ключи,
Питайся ими - и молчи...

Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум -
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи -
Внимай их пенью - и молчи!..

Объясните смысл стихотворения. (Все стихотворение представляет собой обращение ко всем нам, к каждому в отдельности. Поэт говорит о живущей в “тебе”, т.е. нас, “душевной глубине”, где содержится “целый мир”. Этот мир таинственен и неповторим, и его действительно невозможно полностью, во всем его многообразии ни “высказать”, ни “понять” другому. Но каждый из нас может и должен знать о существовании этого мира в каждой душе. Тютчев говорит: “Я знаю, что в твоей душевной глубине есть такой “таинственно-волшебный” мир, который нельзя высказать, но я дорожу им – как и миром своей души”. Поэтому и звучит рефреном слово “молчи” в конце каждой строфы. Ведь ценности, красота, если они не могут быть всецело поняты, не доступны черствым душам, жестоким сердцам).

Действительно, красота не доступна жестоким, не умеющим любить и чувствовать сердцам.

3. Лирика любви.

Какая тема, на ваш взгляд, является основной в творчестве обоих поэтов? (Тема любви).

Да, любовь – это источник обогащения души, способ связи человека с миром, со всем живым. “Всё во мне – и во всем…”. Есть любовь – значит, есть ощущение родины. На это накладывается особое ощущение красоты.

Можно ли понять красоту, любовь, уложить их в какие-то рамки? (Нет, это можно только чувствовать и восхищаться, дивиться и подниматься на крыльях вдохновения. Именно любовь вдохновляла Фета и Тютчева на стихи, равных которым мало найдется в русской лирике).

Учитель : Однажды Фет гостил у Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. В один из вечеров им пела Татьяна Андреевна Кузминская, женщина живая, обаятельная, с хорошим голосом. Она была одним из реальных прототипов толстовской Натальи Ростовой. Фет очень высоко ценил её голос. Когда она пела, он говорил ей, что музыка действует на него так же сильно, как красивая природа. В память этого “эдемского вечера” Фет за ночь написал стихотворение и подарил его Кузминской. Уже позже на него написали музыку. Это стихотворение – романс “Сияла ночь”.(Можно прослушать в грамзаписи этот романс, можно в чтении подготовленного ученика).

Да, удивительное стихотворение. Увидели ли вы в нем некие параллели с другим шедевром русской поэзии? (Напоминает стихотворение А.С.Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”).

Жизни блаженство в одной лишь любви…” -- скажет Тютчев в одном из своих стихотворений. Любовь для Тютчева – это счастье, несмотря на то, что часто в его произведениях любовь – это роковая страсть, которая может стать причиной гибели одного из любящих.

У Тютчева первая жена Элеонора Петерсон умерла рано; поздняя, осуждаемая обществом любовь к Елене Александровне Денисьевой привела к тому, что бедная женщина тоже погибла

(Подготовленный ученик читает стихотворение Ф.Тютчева “О, как убийственно мы любим…” ).Денисьевский цикл

(Звучит романс

Учитель :Посвящен романс Амалии Лерхенфельд (баронессе Крюденер). ему 20 лет, ей 15 лет ТЕОДОР, сегодня я вам покажу место, где в Мюнхене раньше всех зацветают яблони! - объявила Амалия, и ее ножки в маленьких башмачках резво заскользили вниз по лестнице, у подножия которой их уже ожидала запряженная коляска.

ФЕДОР поспешил за ней. Он совсем недавно приступил к работе в русской дипломатической миссии, находящейся в Мюнхене, и город с его окрестностями еще почти не знал.

Амалия привезла его на берег реки. На крутом склоне высились развалины старинного поместья, а рядом раскинулся цветущий яблоневый сад, весь в розовых лучах заходящего солнца. (Амалия Лерхенфельд.)

Федор любовался спутницей и полудиким романтическим пейзажем вокруг и все не мог решить: какое творение природы более совершенно - яблони, усыпанные бело-розовым цветом, или девушка в нежно-палевом платье, свежая, как майское утро? Порыв ветра вдруг сорвал с ветвей облачко цветов и осыпал ими Амалию: изящную шляпку, рассыпанные по плечам черные локоны, длинный прозрачный шарф. Девушка осторожно сняла с рукава один цветок и положила его на ладошку:

Ничего особенного, всего пять лепестков, но разве это не сама гармония? - тихо сказала она и коснулась лепестков губами.

«Нет, она - совершенство!» - окончательно решил Федор.

Хотите, Теодор, поклянемся друг другу, что до самой смерти, когда бы ни пришлось нам увидеть яблони в цвету, мы будем вспоминать друг о друге: я - о вас, вы - обо мне? - вдруг предложила Амалия.

Клянусь, моя фея! - тут же откликнулся Федор и опустился перед ней на одно колено. Взяв подол ее платья, он прижал его к своим губам. А сам подумал, что он-то будет вспоминать о ней, на что бы ни поглядел: хоть на яблоню в цвету, хоть на чертополох без всякого цвета. И завтра на службе, разложив на столе документы, он опять будет видеть одну ее и думать о ней.
***

А в письме матушке, взбудораженный воспоминаниями, Федор признался, что ведь Амалия, пожалуй, его вторая самая большая любовь. На первое место он ставил не жену, а Россию.

Поседевшему Тютчеву было в это время 66 лет, все еще привлекательной Амалии - 61.

Три года спустя Федор Иванович, разбитый параличом, тяжело умирал в Царском Селе. В один из дней, открыв глаза, он вдруг увидел у своей постели Амалию. Долго не мог говорить, не вытирал слез, и они тихо бежали по его щекам. Молча плакала и она.

Тютчев уже плохо владел телом, но еще в полной мере владел слогом. И на другой день продиктовал одно из последних своих писем к дочери Дашеньке: «Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной. В ее лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй».

Множество людей еще будет испытывать сердечный трепет, читая удивительные строки Тютчева, вдохновленные божественной Амалией. И только сама «виновница» их появления на свет так никогда в жизни и не насладилась их очарованием. Она не знала по-русски. Правда, вдова поэта послала ей аккуратно выполненный подстрочный перевод стихотворения про то, «как поздней осени порою бывают дни, бывает час…» Но ведь буквальный перевод не может передать и половины той волшебной ауры, что присутствует в подлиннике гениальных стихов.

Однажды Федор Иванович, уже камергер двора, председатель комитета цензуры при Министерстве иностранных дел, приехал на лечение в Карлсбад. Среди отдыхавшей здесь русской и европейской знати было много его знакомых. При виде одной из дам по-молодому затрепетало его сердце. Это была все она же, только уже Адлерберг. Они часто и долго, как когда-то в Мюнхене, бродили по улицам Карлсбада, и все вспоминалось Федору Ивановичу: и первая встреча на балу, и яблоня, осыпавшая девушку бело-розовыми цветами, и та смешная шелковая цепочка, за которую его так ругал верный дядька Хлопов…

Вернувшись в отель после одной из таких прогулок, Тютчев почти без помарок записал словно продиктованное свыше:

Я встретил вас - и все былое

Звучит “Я встретил Вас – И всё былое…” на стихи Тютчева.)

Какое ощущение возникает при его прослушивании?

(Лёгкой грусти, печали по ушедшей молодости)

Вывод : Мы видим, что образ любимой может вызывать у поэта не только трагические воспоминания, но и светлые чувства.

Выводы:

Говорят, о Тютчеве не спорят. Кто его не чувствует, тот не чувствует поэзии вообще. Некрасов писал: “Каждый стих его хватает за сердце, как хватают за сердце внезапно набегающие порывы ветра; их и слушать больно и переставать слушать жаль. Только талантам сильным и самобытным дано затрагивать такие струны в человеческом сердце”. И это действительно так, потому что “всё” в нем – и он “во всем”.

Итог:

В произведениях Ф. И.Тютчева, А. А. Фета любовь к природе, любовь к женщине неразрывно связаны с любовью к Родине, к родному народу . Всю свою жизнь Ф. И. Тютчев верил в особое предназначение России, в великую судьбу ее. Судьба же самого поэта сложилась так, что свои лучшие годы он провел за границей. Тютчев длительное время служил в Мюнхене, в русской дипломатической миссии. Живя в Германии, Федор Иванович побывал во многих странах Европы - в Греции, Италии, во Франции. Однако мысль его всегда была устремлена к России, он был «русский сердцем и душою». Земля эта у поэта - земля, благословенная Господом. И именно в русской патриархальности, в православных традициях, в самом складе русской души Тютчев видел залог спасения России. Безоговорочная вера поэта в особый путь России .Являются пророческие слова самого Тютчева о России:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

Ещё Пушкин говорил, что поэт должен быть пророком. И мы всё чаще убеждаемся, насколько пророческими были стихи Тютчева о России.

О значении А.А.Фета хорошо сказал его современник Алексей Михайлович Жемчужников в своём стихотворении:

Он в мире грёзы и мечты,
Любя игру лучей и тени,
Подметил беглые черты
Неуловимых ощущений,
Невоплотимой красоты.
И пусть он в старческие лета
Менял капризно имена
То публициста, то поэта –
Искупят прозу Шеншина
Стихи пленительные Фета.

Д/з предлагается выучить наизусть любое стихотворение А.Фета или Ф.Тютчева, а также написать мини-сочинение “Как раскрывается любовь к родине в творчестве Тютчева и Фета”.

Думается, поэт не ошибся в своем пророчестве, и одновременно необычайно точно и верно предсказал будущее России. Пройдя через бунты, войны и революции, Россия все же не изменила себе, возвратившись к своим истокам и вечным ценностям - к христианству и милосердию, доброте.

Тютчев призывал построить отношения в обществе на духовных, христианских началах:

Растленье душ и пустота,

Что гложет ум и сердце ноет…

Кто их излечит и прикроет?

Ты, риза чистая Христа…

Оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли "настоящим европейцем". С восемнадцати лет поэт жил и учился в Европе.

Тютчев за долгую жизнь был свидетелем многих исторических событий в русской и европейской истории: война с Наполеоном, революции в Европе, польское восстание, Крымская война, отмена крепостного права в России и других. Как человек государственно мыслящий, Тютчев мог сравнивать и делать выводы о путях развития разных стран.

Тема родины возникает в творчестве Тютчева, когда в 50-х годах он возвращается в Россию. Отношение к родине у него было двойственное, как у Лермонтова:

Итак, опять увиделся я с вами,
Места немилые, хоть и родные.

Стихотворение "Эти бедные селенья…" наполнено глубоким состраданием к русскому народу, нищему, измученному непосильным трудом:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.

Тему унижения и бесправия продолжает стихотворение "Слезы":

Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой…
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые, -
Льетесь, как льются струи дождевые,
В осень глухую, порою ночной.

Поэт в своем творчестве стал уделять внимание быту, ежедневным тяготам и заботам людей. Стихотворение "Русской женщине" отражает сочувствие поэта к бесправному и униженному положению женщин в России, что характеризует автора как цивилизованного человека:

Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои…
И жизнь твоя пройдет незрима…

Поэт много размышлял о судьбе родины и пришел к выводу, что:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

Поэт верил, что у всего живого есть душа. Есть она и у России, в которую, как в божество, можно верить. Родина для Тютчева - объект поклонения. Поэт считал, что у России - особый путь, ее любит Бог, а миссия ее - обновить человечество:

Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь небесный
Исходил, благословляя.

Тютчев призывал построить отношения в обществе на духовных, христианских началах:

Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и сердце ноет…
Кто их излечит и прикроет?
Ты, риза чистая Христа…

Стихи поэта о родине наполнены горечью и состраданием. Он понимал, что в России идет противоборство между силами добра и зла, но зло пока побеждает. Страна сама должна сделать выбор, решить свои внутренние проблемы. В русском национальном характере, по мнению поэта, заложен громадный позитивный потенциал, "русская душа" умна и талантлива, поэтому надежда на изменения к лучшему остается.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Тема родины в поэзии Ф. И. Тютчева уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    На время жизни Анны Ахматовой пришлись величайшие войны в истории человечества. Когда началась Первая мировая война, ее муж, Н. Гумилев, добровольцем ушел на фронт. Ахматова понимала весь ужас войны, поэтому ее поэзия в те годы имеет антивоенный характер. Стихотворения "Утешение" и "Молитва" свидетельствуют об этом. Женщинам оставалось только молиться: Дай мне горькие годы недуга,Задыханья, бессонницу, жар,Отыми и ребенка, и друга,И таинственный песенный дар -Так молюсь за твоей литургиейПосле стольких томительных
    Талантливый русский поэт Ф. Тютчев был человеком, умевшим глубоко, страстно и преданно любить. В понимании Тютчева, любовь - это "поединок роковой": и слияние душ, и их противостояние. Стихотворения о любви у поэта полны драматизма: О, как убийственно мы любим,Как в буйной слепоте страстейМы то всего вернее губим,Что сердцу нашему милей! У Тютчева в стихах - буря чувств, он описывает любовь во всем разнообразии ее проявлений. Поэт верил, что к истинной любви
    Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: "Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве". Именно Есенину удалось создать в русской лирике образ деревни конца XIX
    Владимира Маяковского часто называют "поэтом-трибуном". Однако неверно сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам, так как в ней присутствуют и интимные любовные признания, трагизм, чувство грусти и философские раздумья о любви. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. С самых первых стихотворений ("От усталости", цикл "Я" и другие) у Маяковского звучит мотив трагического одиночества человека в мире: Земля!Дай исцелую твою лысеющую головуЛохмотьями губ моих в пятнах чужих
    Поводом для создания поэмы "Облако в штанах" стали трагические переживания личного характера. Смысл и основную мысль своего произведения Маяковский определил в предисловии к первому изданию книги (1918 год). Поэт в свойственной ему манере выражает суть содержания четырех частей поэмы следующим образом: "Долой вашу любовь!", "Долой ваше искусство!", "Долой ваш строй!", "Долой вашу религию!". В первой части поэмы нашли воплощение многие темы лирики раннего Маяковского. Это и противопоставление поэта психологии "жирных", и лирический
    Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в поселке Емец Архангельской области. Позже его семья переехала в Вологду. Началась война, и отец маленького Николая ушел на фронт, откуда уже не вернулся; еще через год мальчик лишился матери. Значительная часть детства будущего поэта прошла в одном из детских домов Вологодской области. Именно в малой родине Николая Рубцова следует искать истоки его глубоко национальной по духу лирики. Судьба поэта неразрывно связана с русским
    Тема России была самой важной в творчестве А. Блока. Он утверждал, что все, написанное им, - о России. Эта тема получает развитие в цикле "На поле Куликовом", написанном в 1908 году, в неоконченной поэме "Возмездие" и в стихотворении "Скифы". Патриотическая лирика Блока воплощена в цикле "На поле Куликовом". Куликовскую битву поэт изображает как символическое событие для России. Он предрекает, что таких битв, где будет решаться судьба Родины, будет еще много. Для

Как всякий русский поэт, Федор Тютчев не мог быть только поэтом лирическим. Вся его поэзия проникнута глубоким, мистическим чувством к отчизне. Признавая наличие живой души в природе, он подобным образом видел ее в России. Более того, он считал Россию по природе своей христианским царством. По мысли его, призвана внутренне и внешним образом обновить человечество.

Для Тютчева Россия была не столько предметом любви, сколько веры - «в Россию можно только верить». Личные чувства его к родине были сложны и многоцветны. Было в них и отчуждение, а с другой стороны - благоговение к религиозному характеру народа.

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь небесный

Исходил, благословляя.

Были у Тютчева, наконец, минутные увлечения самым обыкновенным шовинизмом.

Тютчев не любил Россию той любовью, которую Лермонтов называл почему-то «странною». К русской природе он испытывал очень сложные чувства. «Север роковой» был для него.»сновиденьем безобразным», родные места он прямо называл «немилыми».

Итак, опять увиделся я с вами,

Места немилые, хоть и родные

Ах! Нет, не здесь, не этот край безлюдный

Был для души моей родимым краем.

Значит, его вера в Россию не основывалась на генетическом чувстве, а была делом сознательно выработанного убеждения. Первое высокопоэтическое выражение этой веры он дал в прекрасном стихотворении «На взятие Варшавы». В своей борьбе с братским народом Россия руководствовалась не зверскими инстинктами, а только необходимостью «державы цельность соблюсти», для того чтобы

Славян родные поколенья

Под знамя русское собрать

И весть на просвещенья

Единомысленную рать.

Эта вера в высокое призвание России возвышает самого поэта над мелкими и злобными чувствами национального соперничества и грубого торжества победителей.

Позднее вера Тютчева в Россию высказывалась в пророчествах более определенных. Сущность их в том, что Россия сделается всемирной христианской державой: «И не пройдет вовек // Как то предвидел Дух и Даниил предрек». Однако эта держава не будет подобием звериного царства. Ее единство не будет держаться насилием.

«Единство, - возвестил оракул наших дней, -

Быть может спаяно железом лишь и кровью...»

Но мы попробуем спаять его любовью, -

А там увидим, что прочней...

Великое призвание России, по мысли Тютчева, предписывает ей держаться единства, основанного на духовных началах:

Над этой темною толпой

Непробужденного народа

Взойдешь ли ты когда, свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?

Растленье душ и пустота.

Что гложет ум и сердце ноет...

Кто их излечит и прикроет?

Ты, риза чистая Христа...

Если принять точку зрения поэта, что Россия - душа человечества, то, как и во всякой душе, светлое духовное начало имеет против себя темную хаотическую энергию, которая еще не побеждена, еще не подчинилась высшим силам, которая еще борется за преобладание и влечет к смерти и гибели. Ее жизнь еще не определилась окончательно, она еще движется, двоится, увлекаемая в разные стороны противоборствующими силами. Воплотится ли в ней свет истины, спаяла ли она единство всех частей любовью? Сам поэт признает, что она не покрыта еще ризою Христа.

Значит, судьба России зависит от исхода внутренней нравственной борьбы светлого и темного начал в ней самой. Условие для исполнения ее космической миссии есть внутренняя добра над злом. И тогда все остальное приложится ей.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Образ родины в лирике Ф. И. Тютчева . И в закладках появилось готовое сочинение.