Трискаидекафобия – панический страх числа тринадцать. История этой фобии берет начало в далекой древности, когда все были суеверны и слишком религиозны. Понятие введено до 18 века, спустя некоторое время после периода правления православия в средние века. Все страхи относительно этого числа связаны с религией.

Люди издавна склонны к усложнению простых вещей, поиску несуществующих взаимосвязей. Так и с числом тринадцать. Многие считают его опасным, «плохим», страшным. Есть несколько теорий, почему возникает страх перед этим числом.

Примеры боязни числа 13

В некоторых странах проводилось специальное исследование для выявления людей с этой фобией. Оказалось, что около 25% населения европейских стран страдают от панического страха этой цифры. По этой причине даже страдает экономика развитых стран. В пятницу 13-го числа многие сидят дома, боясь, что по пути в супермаркет с ними может что-то случиться.

Примеров случаев учета трискаидекафобии довольно много по всему миру. Фобия распространилась и на известные виды спорта. Например, в Формуле-1 нет болида 13 номера. Суеверные спортсмены не желают садиться в такой транспорт, чтобы не обрекать себя на проигрыш или травмы.

Давно уже во Франции гостеприимные хозяева и сторона, принимающая официальных гостей, избегают за столом тринадцати гостей. Для разбавления этого числа некоторые специально нанимают еще одного человека в качестве гостя.

В США некоторые многоэтажные дома не имеют такого этажа. Есть 12-й и 14-й. В этой стране чрезмерно уважают граждан с этой панической боязнью. Во многих отелях и гостиницах нет комнаты под этим номером. Хозяева всячески стараются избегать этой цифры.

Авиакомпании также не забывают это суеверие или фобию при создании очередного самолета. Во многих пассажирских самолетах отсутствует 13 ряд или место. Фобия дополняется страхом людей перед высотой. Мало кто брал бы билет на это место или ряд.

Но некоторые откровенно противятся этому суеверию, фобии людей. Работники НАСА «посмеялись» над этой «причудой» многих жителей страны. Они специально запустили космический корабль «Апполон-13» в 13:13 11.04.1970 года. Комплекс, с которого стартовал корабль, носил номер 39 (некоторые подсчитали, что это три раза по 13). По плану он должен был выйти на орбиту 13 апреля. Предполагалось, что таким действием всячески будут разрушены суеверия. Но, то ли по стечению обстоятельств, то ли действительно это имело значение, корабль потерпел крушение.

Многие музыканты и известные люди боятся, как огня, это число. Известен факт рождения и смерти 13-го числа композитора Арнольда Шёнберга, который панически боялся этого числа. Он даже названия своих произведений корректировал так, чтобы они не состояли из тринадцати слов. А в свое 76-летие (что в сумме дает 13) он весь день пролежал на кровати и за 13 минут до окончания этого дня умер.

Но есть и положительные примеры, когда люди не боялись этого числа. Например, население Китая и Индии привыкло считать 13 своим счастливым числом. Китайцам и индийцам не нужно знать, как называется боязнь 13 числа, так как они его любят. Футболисты, шахматисты тоже признают 13, как своего счастливого спутника побед.

Схожие фобии

Это не единственная фобия, которая связана с числами. Спутником трискаидекафобии является фриггатрискаидекафобия – боязнь «пятницы-тринадцатого». В этот день многие люди стараются всячески не подвергать себя никаким внешним воздействием, не решать важные вопросы и не сдавать экзамены.

Тетрафобия – страх перед 4. В Японии, Китае, Корее четыре очень сходно с глаголом умирать. По этой причине они избегают этого числа.

Гексакосиойгексеконтагексафобия — страх перед 666. Это число называется «числом зверя», что у многих вызывает неприятные эмоции.

Многие считают, что паническая боязнь 13-ти – это предрассудок. Психологи и психотерапевты сходятся во мнении, что панические атаки по этой причине являются болезнью или расстройством. Игнорировать его нельзя, так как постоянный страх перед этой цифрой или суммой чисел мешает полноценно жить. Существуют методы лечения этого расстройства.

Многим известно, что имеется влияние трискаидекафобии на поведение человека, это своего рода блокатор действий и эмоций. Поэтому психологи советуют преодолевать ее вместе с человеком, которому она не свойственна: купить 13 вкусных продуктов или 13-го числа прийти на важную встречу. Лучше, если ее положительные итоги будут заранее известны другому человеку.

Стоит напоминать себе, что не цифра влияет на судьбу человека, а его ежедневный выбор действовать или нет. Не стоит забывать, что даже у самого удачного человека есть периоды спада эмоций, успешности в работе, отношений в семье. И если такой период выпал на календарный день под номером 13, виновато не число, а просто наступил такой период в жизни.

Оформление речи

В английском достаточно много слов, которые имеют разные значения в зависимости от ударения. Например, ré-bel и re-bél. Или désert и dessért. Поэтому ударение на неправильном слоге может привести к недоразумениям в общении. Также ученик должен понять, что акцент на разных словах в предложении придает ему разный смысл. Выполните с учеником следующие упражнения для того, чтобы он научился обращать внимание на ударение в словах и акценты в предложениях.

Упражнение 1
Наверняка у ученика есть набор слов, в которых он неправильно делает ударение. Например, “hótel” и “weekénd”. Запишите эти слова, и когда их наберется достаточно, проведите с учеником следующее упражнение: каждое слово из списка произнесите дважды, ученик должен выбрать вариант с правильным ударением. Например, “ Do we say hótel or hotél?”

Упражнение 2
Подготовьте такую таблицу:

1 – 2 – 3 1 – 2 – 3 1 – 2 – 3

Подчеркнутая цифра показывает, на какой слог нужно делать ударение.
Дайте ученику список трехсложных слов (telephone, magazine, religion, etc…) и попросите разместить их в соответствующих колонках.

Упражнение 3
В качестве примера возьмите простое предложение: You think I saw the monster. Произнесите предложение несколько раз, каждый раз делая акцент на другом слове. Попросите ученика объяснить, как от этого изменился смысл предложения.

You think I saw the monster. (You are the one who thinks this is true.)
You think I saw the monster. (This is your belief, but you are not be correct in it.)
You think I saw the monster. (Maybe someone saw it, but it wasn’t me.)
You think I saw the monster. (I did something with the monster, but I may not have seen it.)
You think I saw the monster . (I saw something, but it may not have been the monster.)

Упражнение 4
После того как ученик справился с предыдущим упражнением, возьмите это же предложение или любое другое. Например, “John likes his new job ”. Произнесите его по разному, каждый раз делая акцент на новом слове. Ученик должен отреагировать на каждое, основывая свой ответ на том слове, которое вы подчеркнули. Например, если вы сказали “John likes the company ”, ученик может ответить: “Oh,him? I thought you were talking about Mike.”

Упражнение 5

Подготовьте для ученика короткий диалог вместе с транскриптом. Во время первого прослушивания диалога студент одновременно читает транскрипт. Прослушав диалог он должен отметить в диалоге те слова, на которых, по его мнению, участники диалога делали ударение. После дайте ученику прослушать диалог еще раз и проверить, правильно ли им были расставлены ударения.

Упражнение 6
Подготовьте для студента несколько предложений. Он должен их прочесть и, исходя исключительно из контекста, решить на каких словах делать ударение. Например,
I was so angry at John. He forgot to call me on my birthday. He said he had remembered, but that it was too late to call.
Может быть более одного правильного ответа, поэтому ученик должен аргументировать свой выбор.

Интонация

Ученик может иметь прекрасное произношение, но если говорит без интонации - это также, как и неправильное ударение, может привести к недоразумениям в речи. Несколько упражнений для развития чувства интонации.

Упражнение 1
Лучший способ проиллюстрировать различия в интонации - сказать одно и то же предложение по-разному, обсудить эмоции и намерения говорящего в каждом случае. Начинать следует с коротких фраз и предложений.

Sorry. (apology) Yes. (agreement)
Sorry? (clarification) Yes? (prompting to speak)

После этого можно перейти к более длинным фразам и предложениям.

Say: Isn’t it hot. Ask: Am I asking a question or making a comment about the weather?
Say: Don’t you like coffee? Ask: Do I sound certain or surprised?

Наконец попросите ученика определить эмоции самостоятельно.

Say: “You have to go?” Ask: What emotion am I indicating? (surprise).
You’re John, aren’t you? (The speaker is certain.)
You’re John, aren’t you? (The speaker is uncertain.)
Isn’t that funny. (The speaker is making a comment.)
Isn’t that funny? (The speaker is asking a question/seeking affirmation.)

Упражнение 2
Дайте ученику серию вопросов, которые необходимо проанализировать. Попросите с помощью стрелки отметить интонацию в каждом вопросе.

Did you remember to buy the milk?
Where did you buy that?

На основе вопросов ученик должен выработать следующие правила для интонации:

Yes/No questions
Questions that begin with wh-words
Statements
Expressing surprise
Sarcasm or disbelief

Упражнение 3
Попросите ученика ответить на различные ситуации одним словом. Поскольку он может использовать только одно, то придется тщательно подбирать интонацию, чтобы правильно передать смысл. Например,

Say: What do you say to a friend who’s just arrived late?

Student: Late.

Say: Your friend has not arrived yet, but you’re not sure why. What do you say to your other friend?

Student: Late?

Подготовьте простой диалог.
A: Good afternoon.
B: Hi. How are you?
A: Fine, thanks. And you?
B: I’ve been busy, but good.
A: Well, it was nice talking to you. See you later.
B: Same to you. Goodbye.

Вместе с учеником разыграйте этот диалог в различных сценариях. Например,
— двое друзей, которые впервые за несколько лет встретились;
— сотрудник и бывший начальник;
— мальчика и девочка, которые друг другу нравятся;
— незнакомые друг другу люди в самолете.

Обратите внимание ученика на то, что единственное отличие между сценариями - интонация и ритм речи. Тем не менее именно из-за них диалоги могут выражать совершенно разный смысл и чувства. Выполнив эти упражнения ученик начнет говорить выразительно и правильно оформлять речь.


Развитие интонационной выразительности речи детей

6992


вышли мышки как-то раз
поглядеть, который час.
раз, два, три, четыре -
мыши дернули за гири.
вдруг раздался страшный звон,
убежали мышки вон.
(в переводе с.маршака)

дождик

Возьмите с ребенком по зонтику, встаньте подальше друг от друга (чтобы не задеть друг друга). рассказывайте :


дождик, дождик,
полно лить,
малых детушек
мочить.
кап-кап-кап
(озвучивайте звуки дождя в медленном темпе).
зонтик поскорей раскроем,
(раскройте зонтики)
от дождя себя укроем.
«как, кап, кап»
(озвучивайте звуки дождя в быстром темпе, постепенно их замедляя).

упражнения для правильного использования силы голоса

«тихо, кукла спит…»

уложите с ребенком в кровать и скажите, что теперь надо разговаривать шёпотом, чтобы её не разбудить.

пора вставать! попросите ребенка разбудить (при этом можно говорить «обычным» голосом).

лягушки и лягушата

Взрослый будет "лягушкой", ребенок - "лягушонком". скажите малышу, что лягушки квакают громко: «ква-ква-ква», а маленькие лягушата - тихо: «ква-ква-ква». поговорите друг с другом на «лягушачьем» языке: «ква-ква-ква» - «ква-ква-ква». точно так же можно организовать "диалог" собаки и щенка, кошки и котенка и т.д.

слон и слоненок

Спросите малыша, как будет топать большой слон? («топ, топ, топ»). а как будет топать маленький слонёнок? («топ, топ, топ»). называйте ребенку попеременно: «большой слон - маленький слоненок», - а малыш пусть голосом озвучивает их шаги.

три медведя

Приготовьте три игрушечных медведя (большого, среднего и совсем маленького). вспомните с ребенком сказку л.толстого « ». предложите ребенку озвучить «толстым» (басистым) громким голосов слова папы-медведя (пусть малыш возьмет в руки большого медведя): «кто ел из моей миски?». потом потренируйтесь с малышом говорить за маму-медведицу спокойным голосом: «кто сидел на моём стуле?». и наконец, за мишутку - тоненьким голоском: «кто ложился в мою постель?».

рыбка, мышка, кошка и корова

Расположите перед ребенком четыре : рыбку, мышку, кошку и корову. вспомните, кто как говорит. (рыбка беззвучно открывает рот, мышонок тихо пищит: «пи-пи-пи», кошка мяукает: «мяу-мяу», а корова громко мычит: «му-у-у-у-у». теперь вы будете показывать ребенку одно животное, а ребенок будет его озвучивать.

«была тишина…»

расскажите ребенку начало а.шибаева. сначала говорите шёпотом, постепенно усиливая громкость голоса:


была тишина, тишина, тишина.
вдруг грохотом грома сменилась она!
(на слово «гром», чтобы усилить эффект - хлопните в ладоши).

медведь и медвежонок

Вы с силой топаете по полу ногами, и малыш говорит: «это медведь». затем вы тихонечко топчетесь по полу - ребенок говорит: «это медвежонок» и т.д.

Материал к занятию.

Упражнения на контроль и коррекцию правильной позы, осанки, походки

Упражнение «Контроль и коррекция осанки»

Встаньте у стены и плотно прикоснитесь к ней спиной. Ноги соедините, руки опустите, голова должна касаться стены. Если ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая. В ином случае (большой зазор) слабый брюшной пресс и живот оттягивают позвоночник вперед. Чтобы укрепить мышцы спины и пресс, необходимо 2-3 раза в день (перед едой) вставать к стене так, как описано выше. Чтобы не было боль­шого зазора (больше 4 см) между стеной и поясницей, втяните живот, а если есть склонность сутулиться, согните руки так, чтобы пальцы рук касались плечей, а локти - туловища (при этом зазор между стеной и поясницей не должен увеличивать­ся). Упражнение выполняется 1-3 минуты. Дыхание свобод­ное. Закончив упражнение, пройдитесь по комнате, потряхи­вая по очереди руками и ногами. Затем пройдитесь с хорошей осанкой (как будто стоите у стены).

Упражнение «Вешалка»

Встаньте, выпрямитесь, расслабьте мышцы спины и плеч. Как бы приподняв свое тело (плечи, грудь) и откинув его назад и вниз, «наденьте его на позвоночник», как пальто на вешалку. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи свободные, легкие (повторить 2-3 раза).

Упражнение «Контроль и коррекция позы»

Перед зеркалом примите позы, характерные для Вас; про­делайте различные движения (рук, ног, головы, тела), которые

свойственны Вам при общении. Проанализируйте особеннос- Т 0 своей осанки, жестов, положение корпуса - насколько они уместны, выразительны, эстетичны. Отметьте, над чем нужно п оработать, чтобы добиться эстетики позы.

Упражнение «Рабочая поза учителя»

Примите характерную для учителей позу на уроке (работай­те перед зеркалом). Ноги поставьте на расстоянии 12-15 см между носками, одну ногу выдвиньте вперед; сделайте упор на одну ногу несколько сильнее, чем на другую. Плечи расправь­те, снимите мышечное напряжение. Осанка прямая, нижняя часть живота подтянута. Шея держится вертикально, подборо­док приподнят. В руке - раскрытая книга.

Внимательно осмотрите себя (осанка, выражение лица, по­ложение тела). В принятой Вами позе сделайте шаг назад, по­том вперед, влево, вправо. Повторите эти же движения, но в процессе чтения, рассказа. Следите за ритмичностью Ваших движений, стремитесь к естественности мимики, жестов.

Упражнение «Точка опоры»

Попробуйте несколько раз сесть за стол и встать, сделав это бесшумно, легко, без опоры на руки.

Практикум по педагогической психологии: Учеб. пособие / Под ред. П. П. Шумского. Мозырь, 1997.

Упражнение 1. «Воспроизведи интонацию» Ведущий произносит фразу с характерной интонаций, за­тем указывает на какого-либо участника. Он должен повторить эту интонацию, но произнести другую фразу. Варианты фраз:



Ура! Привет! Угу!

Да; Ох-хо-хо;

Отставить!

Один, совсем один;

Ну, пожалуйста;

Мой, хороший!

Нет, никогда!

Проказник!

Мур-мур-мур;

Здравствуйте!

Оттенки: радости, грусти, удивления, безразличия, насту-пательности, робости, уверенного достоинства, уважения, иро­нии, страха, нежности, недовольства, восхищения, обиды, вы­сокомерия.

Упражнение 2. «Чувство и интонация»

На маленьких листочках бумаги группа пишет название любого чувства, эмоции, первой пришедшей на ум. Каждый уча­стник делает это самостоятельно, не советуясь с соседом. За­тем листки бумаги собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Группа решает, какую фразу, строчку из стиха или обыч­ное предложение взять за основу дальнейших действий.

После этого участники игры по очереди произносят эту фразу с интонаций, соответствующей тому чувству, которое за­писано у них на листке бумаги. Произнеся фразу, игрок ждет, пока выскажут свои догадки все остальные, потом сообщает, какое чувство он вкладывал в интонацию.

Упражнения позволяют расширить диапазон интонацион­ной выразительности, а также помогают участникам обнару­жить, насколько адекватно воспринимаются их интонации большинством.

Упражнение 3. «Фраза»

Каждому участнику предлагается произнести одну общую для всех фразу: первому - как черепаха; второму - как малень­кий ребенок; третьему - как робот; четвертому - как пулемет­ная очередь и т. д.

Обсуждение: Какой темп разговора в общении является самым выгодным?

Как это связано с конкретной ситуацией?

Какие чувства возникают при изменении темпа речи?

Упражнение 4. «Различие интонации»

а) Произнести свое имя с разными интонациями. Посмотреть,
как влияет интонация на восприятие.

б) Произнести фразу: «Люди оказываются одинокими из-за
того, что сами не проявляют интереса к окружающим» - с
разными интонациями (назидания, жалобы, заискивания,
пренебрежения и злости).

в) Произнести фразу: «Дело случая, будут ли у нас в жизни хо­
рошие друзья или нет», стараясь вызвать протест, интерес,
сожаление и т. д.

Обсуждение:

Роль интонации в достижении целей (принятие точки зре­ния, желание понять и продолжить разговор).

Одному участнику предлагается пересадить всех в соответ­ствии с тембром голоса. Каждый участник произносит «своим голосом» собственное имя. Прослушав эти голоса, ведущий должен рассадить всех, следуя принципу - от самого высокого голоса до самого низкого. Затем выбирается (или вызывается сам) еще один участник и корректирует расстановку участни­ков по тембру голоса.

Чаще всего не требуется большого количества эксперимен­тов, так как всем становится очевидно, что каждый «слышит по-своему».

Конструктивные и деструктивные формы влияния на слу­
шающего.

* Способы улучшения взаимопонимания.

в каком случае подойдет ребенок и почему. Делается вывод о значении интонации в невербальном общении.

Упражнение 6. «Пауза»

Каждому участнику по очереди предлагают сказать «люб­лю» с разной интонацией и проанализировать ощущения. За­тем произносится одна и та же фраза без пауз, быстро и с пауза­ми. Делается акцент на значении паузы в невербальном обще­нии.

Обращается внимание студентов на то, что интонация и па­уза, являясь средствами невербального общения, не могут ис­пользоваться без вербального общения, что еще раз говорит о взаимосвязи этих двух видов общения.

Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Методин. пособие для преподавателей. Новосибирск - М., 1997.

Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1998.