В жизни каждого человека наступает момент, когда он идет в церковь. Кто-то нагрешил и хочет вымолить прощение. Кто-то – поставить свечу за здравие или за упокой. Кто-то хочет стать ближе к Богу. Но, как и везде, в церквях существуют свои негласные правила поведения, особенно это касается женщин.

Прежде чем войти

Прежде чем войти в святыню, необходимо остановится, помолиться, три раза осенить себя крестным знамением и отдать поклон. Теперь можно спокойно заходить. Коридорчик, соединяющий вход и основное помещение храма имеет название «притвор». Верующие люди уверены, что это место соединяет землю и божественное. Здесь можно приобрести свечи, иконы, литературу, оставить записку священнослужителю с просьбой политься за кого-либо. Помните, что некрещёные и женщины, во время менструального цикла, не могут заходить за пределы притвора.

Как вести себя в церкви

Когда идет служба, мужчины должны стоять справа, а женщины – с лева. Когда батюшка воздает мольбы и обращается к Всевышнему, необходимо креститься. Во всех остальных случаях прихожане просто склоняют голову.

Куда нужно ставить свечи

В первую очередь, нужно поставить свечу возле иконы той святой или святого, чей праздник отмечается в день вашего посещения храма. После этого, желательно поставить свечи у образа Божией Матери и иконы Спасителя. Стоит уделить внимание и мощам святого, если таковые находятся в церкви. Только после этого ставьте свечки там, где вы хотите.

Правила поведения в храме для женщин

· Покрытая голова;

· При посещении церкви макияж не делать;

· Никаких мини-юбок (одежда должна быть ниже колен), облегающих лосин (допускаются брюки, в крайнем случае - джинсы). Если вдруг вам понадобилось войти в церковь, а на вас неподходящая одежда, можно на входе поинтересоваться, не могут ли там помочь вам. В наше время большинство храмов предоставляют посетительницам косынки для покрытия головы и отрезы ткани, которые можно закрепить на талии в виде юбки;

· Не входить в храм во время менструального цикла и не прикладываться к иконам (т.е. приходить и находиться на территории храма можно, нельзя проходить дальше притвора).

Ни в коем случае не нужно бояться ходить в церковь только потому, что вы чего-то не знаете, не понимаете и не хотите выглядеть нелепо на фоне остальных верующих. Прежде всего, вы туда идете для себя, для душевной пищи, а все остальное – суета. В любой момент вам подскажут и помогут работники храма или священники, потому что ничто не должно омрачать ваш визит в дом Господа или препятствовать вашей встрече с ним.

Алтарь – это главная часть храма, находящаяся на восточной стороне. Слово алтарь происходит от латинскиъ слов alta и ara: возвышенный жертвенник или жертвенник, находящийся на возвышении. Он действительно всегда находился на возвышении, по сравнению с остальной площадью храма. Почему так? Алтарь – это символ Престола Господня.

Он состоит из:

  1. Престола;
  2. Жертвенника;
  3. Ризницы;
  4. Кафедры.

Алтарь в храме сложно не заметить, ведь прообраз Престола должен быть прекрасным. Его всегда стараются украшать и выделять. Во время богослужения священник то выходит из алтаря, то вновь удаляется. Войти в алтарь может далеко не каждый. Именно там свершается подготовка к Таинству Евхаристии. И все же, каждый крещеный мужчина, хоть раз бывал в алтаре даже, если не помнит этого. Подробности о том, что такое алтарь и, какое место он занимает в храме – в нашем материале.

История

Алтари появились еще на заре христианства. В те времена в катакомбных храмах, где христиане иногда вынуждены были скрываться, в восточной части были отгорожены мощи святых мучеников. Мощи хранились в саркофаге – особой каменной гробнице. Именно там совершалось Таинство Евхаристии в воспоминание о Господе нашем Иисусе Христе по Его Завету.

Алтари находились на возвышении по сравнению с остальными зонами храма и символизировали собой Престол Господень. Поэтому Алтарь всегда стараются держать в чистоте, украшать коврами, а входить туда имеет право не каждый. Там, где совершается Таинство Евхаристии символически проходит Тайная Вечеря, когда Христос собирал Своих учеников. Раньше, в Ветхозаветные времена алтарь называли “Святая святых”.

Устройство алтаря

Жертвенник

Жертвенник – это стол, который находится в северо-восточной части алтаря, неподалеку от Престола. В соответствующие моменты литургии жертвенник представляет собой пещеру, где родился Христос, Голгофу, где Он был распят, и небесный Престол Славы, куда Он вознесся по Воскресении.

Именно здесь ведутся приготовления к Причастию, а в самом жертвеннике хранятся сосуды для свершения Таинства. Жертвенник обычно красиво украшен.

Престол

Престол – это стол, который находится в центральной части алтаря. Именно здесь свершается Таинство Евхаристии, и прикасаться к этому столу могут только священники. Для мирян это – запрещено. Нижний покров Престола называется катасаркой , верхний – индитией , что в переводе с греческого означает – “одеваю”. Покров, которым накрывают престол со всеми находящимися на нем священными предметами по окончании богослужения, называется пеленой .

На престоле обычно хранятся:

  • крест для благословения верующих,
  • Евангелие,
  • антиминс – освещенная ткань с изображением погребения Иисуса Христа.
  • Внутри антиминса находится еще одна ткань, которая называется илитон.
  • Кроме илитона есть и антимисная губка. С ней собираются случайно упавшие частицы причастного хлеба на илитон после приготовления Святых Даров.
  • В илитоне находится частица от мощей святого, святого-мученика.

Ризница

Справа от престола располагается особое место, где в специальные одежды облачаются священнослужители. В ризнице хранятся богослужебные одежды священников, диаконов и иподиаконов. Здесь находятся и богослужебные книги, а также предметы, которые используются во время литургии. В болгарских храмах, особенно в старинных церквях ризницей чаще всего становится самый обычный гардероб или даже простой стол.

Кафедра

Кафедра – это кресло, на котором сидит правящий архиерей, символизируя Христа Вседержителя, а духовенство в свою очередь изображает апостолов или тех старцев-священников, из видения евангелиста Иоанна Богослова во время архиерейских богослужений. В современных храмах чтят древние традиции и в восточной стене алтаря с внешней стороны храма оставляют полукружие – абсиду.

Кто может входить в алтарь

Поскольку женщины не могут быть священниками, в алтарь входить им тоже запрещено, хотя абсолютного запрета все-таки нет. В редких случаях в алтарь могли заходить диаконисы или инокини в женских монастырях.

Не могут заходить в алтарь и миряне-мужчины, не получившие на это специального благословения.

Зато все священнослужители имеют право находится в алтаре:

  • Священники;
  • Иподиаконы;
  • Чтецы.

Один раз в жизни в алтаре побывали все крещеные мужчины. Во время Таинства Крещения священник берет младенца на руки, подносит к Царским вратам и, если речь идет о мальчике, вносит его в алтарь.

К алтарю надо относится с уважением и благоговейным трепетом, без разрешения входить в алтарь просто из любопытства не допускается. Алтарь по причине совершаемого в нем Таинства Евхаристии – священное место. Надеемся, что знания об устройстве православного храма, помогут вам лучше понимать и суть совершаемых в нем Таинств.

Почему священники не допускают женщин в алтарь? Почему в церкви есть запрещенные для женщин места? Женщина что, хуже мужчины? – отвечает архимандрит Алипий (Светличный).

Итак, женщина, с точки зрения Церкви, вовсе не является чем-то нечистым

Как это подозревают некие либерально настроенные личности. Иначе не превозносила бы Церковь так Пречистую Богородицу! Не чтила бы сонм святых жен и дев.

Более того, в понятии Нравственного богословия нет существенной разницы между мужчиной и женщиной, мирянином и священником. Богословие видит в нас людей! Людей, которые идут ко спасению, или людей, которые обрекают себя на гибель. Только такое деление.

Толкуя 15-е Правило Халкидонского собора, Вальсамон пишет: «То, о чем говорится в настоящем правиле, совершенно вышло из употребления; ибо ныне не рукополагают диаконис, хотя некоторые подвижницы не в собственном смысле и называются диаконисами; потому что есть правило, определяющее, чтобы женщины не входили во святый алтарь. Итак, та, которая не может входить во святый алтарь, каким образом будет исполнять обязанности диаконов?» Вот мы и споткнулись! Оказывается, есть правило, определяющее, чтобы женщины в алтарь не входили... Вот, кажется, и начинается дискриминация...

Поищем такое правило, чтобы понять, почему же женщинам не подобает входить в священный алтарь

Обратимся к Синтагме и посмотрим главу 22 «О том, что женщинам не должно входить в святой алтарь». Читаем: «44-е правило собора Лаодикийского считает неуместным, чтобы для женщин был доступен святой алтарь, хотя прежде было допущено и им. Ибо если мирянам-мужчинам сие запрещено (69-м правилом VI Вселенского Собора), то тем более должно (быть запрещено) женщинам. А не допущены (женщины в святой алтарь), как говорят некоторые, по причинам непроизвольного месячного течения».

Так вот, в чем дело! Оказывается, точно так же и мужчинам-мирянам запрещено входить в алтарь! Вот как говорит об этом 69-е Правило Шестого Вселенского собора: «Никому из всех принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входити внутрь священного алтаря. Но по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу».

Итак, позволительно только царю входить из мирян и потому, что он - помазанник, и только тогда, когда он приносит дар, т.е. царский ритуальный подарок на церковь.

Давайте постараемся понять: почему мирян не пускает Правило в алтарь

Думаю, что и искать поясняющих правил не надо: и так ясно! Святилище необходимо для того, чтобы в нем священнодействовали. Его отделили от пространства храма для того, чтобы это место было не только особо свято, но и чтобы не допускать в нем бесчиние и толчею, какая бывает в случае большого количества людей в церкви, особенно на праздники.

В алтаре должно быть сосредоточие молитвы и исключительный порядок. Это особенно важно в виду того, что на святой трапезе Чаша с Божественной Кровью! На трапезе - Агнец Божий в виде Хлеба! Никто никого не должен подтолкнуть по неосторожности, но во всем внимание и благоговение.

Если же в алтарь станут входить миряне, то алтарь станет местом проходным, и вскоре начнется беспорядок и неудобство при священнодействии!

И сегодня можно видеть, как досаждают подчас миряне священникам, вышедшим по какому-либо делу из алтаря. Каждому надо что-то сказать, спросить, какую-то записку сунуть с множеством объяснений, а то и подарок всучить, а порой замечание или жалобу с возмущением высказать. Некоторые пытаются свои обычаи заводить на месте своего стояния... И все это может войти в алтарь!

Потому вполне мудрое решение было Святых отцов о том, что в алтаре должны находиться только служащие Святым Тайнам!

Впрочем, время внесло правки в Соборные постановления, и сегодня мы можем видеть некоторых мирян в алтаре. Но с какой целью они там?

Разве праздношатающихся? Нет - прислуживающих. Поскольку в Кормчей книге написано, что священник не смеет приступать к служению Литургии, если нет у него прислуживающего пономаря...

И тут мы вдруг сталкиваемся с еще одной странностью. В женских монастырях можно видеть монахинь в алтаре! И именно с той же целью им позволено входить в алтарь - они прислуживают во время службы!

Так значит, женщин Церковь все-таки не считает ниже мужчин!

Просто, во всем должна быть мера, и во всем должен быть смысл и порядок в Церкви Божией.

И если женщина по случайности вошла в алтарь, то это не значит, что она его осквернила. Нет. Но, это значить что она нарушила церковный порядок и согрешила против Церкви. И это - повод покаяться и, осознав свою вину, больше так не делать, но быть скромной и знать свое место и роль. Как знают свой инструмент и партию музыканты, чтобы симфонический оркестр звучал слаженно и достойно того произведения, которое вознамерились исполнить. А иначе - какофония!


«Мотоцикл над головой электрическою пилой. Надоело жить вертикально. Ах, дикарочка, дочь Икара», - так писал о Наталье Андросовой поэт Андрей Вознесенский. Наталья вошла в историю, как личность неординарная, последняя законнорожденная княжна из рода Романовых, правнучка императора Николая I. Рожденная в революционный 1917-й год, она прожила всю жизнь в Советском Союзе и до 50 лет блистала на сцене цирка, выполняя отчаянный номер – гонки по вертикальной стене на мотоцикле.


Наталья Андросова - правнучка императора Николая I.

Дедом Натальи был опальный князь Николай Константинович, который принял революцию (что, по сути, спасло всю семью от преследований со стороны советской власти), но загубил свою репутацию из-за того, что влюбился в американку Фанни Лир, и ни за что не хотел отступать от своих чувств. Вскоре его обвинили в краже фамильных драгоценностей для возлюбленной, однако Николай Константинович поклялся, что не делал этого. Как бы там ни было, оставаться в Петербурге после такого скандала он уже не мог, и был выслан в Оренбург, а после – в Ташкент. В Азии он много работал во благо местных жителей – строил оросительные каналы и дома для солдат-ветеранов. Там же, в Ташкенте, его прозвали Искандером, и эта фамилия уже перешла по наследству к потомкам.

Княжна Наталья Александровна Искандер.

Наталья Искандер родилась в Узбекистане, там же прожила с матерью и братом до семи лет, а после – переехала с семьей в Москву. Переезд стал возможен благодаря тому, что мать Натальи вышла замуж во второй раз, и ее избранник Николай Андросов согласился дать детям свое отчество и фамилию.

Исполнительница смертельного номера на мотоцикле - гонки по вертикали.

Наталье удалось закончить всего семь классов школы, шансов продолжить учебу у нее не было. Чтобы заработать на жизнь, она занималась любыми мелкими услугами – шила, делала чертежи и освоила профессию шофера. Скорость и дорога стали ее настоящей страстью, и тогда она записалась на занятия в мотоциклетный клуб. Постепенно Наталья составила программу выступления, и стала выступать в цирке, выполняя головокружительные трюки. Цирковой дебют состоялся в 1939 году.

Наталья Андросова в любом возрасте не теряла очарования.

С началом Великой Отечественной войны поняла, что должна найти применение своим навыкам. Недолго была личным шофером одного из чиновников, а, как только он уехал в эвакуацию, стала помогать фронту – развозить хлеб на передовую. Зимой по ночам часто перевозила снег из Александровского сада для постройки оборонительных укреплений.


Портрет Натальи Андросовой.

Цирковую деятельность Наталья не бросила, она вновь и вновь стремглав носилась по стене манежа. Десятки раз травмировалась, падала, разбивалась, получала травмы, но опять возвращалась к любимому делу. Номер «Гонки по вертикальной стене» был в программе до 1967 года.


Родовое дерево Романовых.

Личная жизнь Натальи Андросовой сложилась трагически: в 1950-е годы она вышла замуж за режиссера Николая Досталя, который овдовел и воспитывал самостоятельно двух сыновей. Однако семейная жизнь продолжалась всего несколько лет – Досталь умер на съемках, и Наталье осталось лишь воспитывать пасынков. Оба, повзрослев, пошли по стопам отца.

Княжна Наталья Андросова с братом Кириллом. Ташкент, 1919.

С детства Наталья догадывалась о принадлежности к великому роду, но многие подробности жизни семьи Романовых скрывались от нее. Только в годы хрущевской «оттепели» о Наталье стали писать в газетах, спустя некоторое время бесстрашная мотоциклистка получила письмо из Парижа (его передали через знакомых). В письме к ней обращалась женщина, ставшая второй женой его отца, вынужденного эмигрировать из-за политических убеждений сразу после Революции. Эта женщина сообщила, что ее отец – князь Александр Искандер – скончался в Ницце в 1957 году. Наталья мечтала о возможности побывать на его могиле.

Такая возможность представилась много лет спустя. Уже будучи в возрасте 80 лет, Наталья получила предложение от мецената, готового оплатить поездку для нее и сопровождающего к могиле князя Александра Искандера. Эта поездка стала для Натальи Андросов одним из самых значимых событий в жизни, на память она забрала с собой горсть земли с могилы.

Наталья Андросова умерла в Москве в 1999 году. Последние годы ее жизни прошли в полном забвении, она жила одна в крохотной квартире, поднимаясь на верхний этаж на костылях по лестнице, чтобы не терять бодрости и физической формы. В людях Наталья была разочарована, зато обожала дворняг, и всегда подкармливала их у подъезда. Со смертью Натальи Андросовой закончилась целая эпоха, ведь она была последней законнорождённой внучкой Великого князя Романова.


Памятная табличка на могиле Натальи Андросовой, Ваганьковское кладбище.