На этой странице мы составили задания всероссийской олимпиады по русскому языку для 10 класса с таблицей правильных ответов к ним.
Представленный тестовый комплект можно применять на занятии в 10 классе, предоставив учащимся шанс обновить в памяти и усвоить ранее изученный материал, а также определить, насколько хорошо учащиеся подготовлены к олимпиадным заданиям.
1. В этом городе располагалась вторая по величине (после Александрийской) библиотека античного мира. Согласно легенде, переданной Плинием Варрским, изобретение одного из дорогостоящих, но весьма часто употребимых для письма и живописи материалов состоялось именно в этом городе вследствие запрета египетских Птолемеев на вывоз папируса.
- А) Берестовец
- Б) Пергам
- В) Папир
- Г) Свиток
2. Отгадайте личность по её краткой биографии:
Русский литературовед и языковед-русист, академик АН СССР, доктор филологических наук, лауреат Сталинской премии. Основоположник крупнейшей научной школы в отечественном языкознании. Получил первую известность благодаря литературоведческим публикациям о стиле писателей-классиков и современников: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, А. А. Ахматовой и др.; выступал также с чисто историко-литературными работами, публикациями неизданных произведений. Свой метод определял, как историко-литературный, однако считал необходимым особое исследование языка и стиля писателя. Автор ряда заметных работ по истории русского языкознания. Свой анализ русской синтаксической традиции изложил в книге «Из истории изучения русского синтаксиса», напечатал широкий обзор работ по русскому литературному языку - «Русская наука о русском литературном языке».
- А) А. Потебня
- Б) А. Шахматов
- В) Л. Щерба
- Г) В. Виноградов
3. В каком случае нет ошибки в образовании и употреблении слов?
- А) благодаря обилию снега
- Б) согласно расписания
- В) написал красивше
- Г) пришел со школы поздно
4. Выберите предложение без ошибок:
- А) К счастью, эти опасения оказались тщетными.
- Б) Оплатите, пожалуйста, проезд.
- В) Переговоры вошли в другой виток.
- Г) Фильм поможет зрителям получить мнение о России.
5. Укажите годы жизни А. А. Потебни:
- А) 1865-1921
- Б) 1789-1854
- В) 1835-1891
- Г) 1691-1735
6. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
- А) пр_ложение, пр_тронуться, пр_стыдить
- Б) мурав_ед, ад_ютант, б_ьют
- В) ра_пад, бе_душный, ра_жать
- Г) п_играть, д_тронуться, н_илучший
7. Тема текста – это…
- А) цель текста, ради которой он был создан
- Б) то, о чем идет речь в тексте, его содержание
- В) стилистические средства
- Г) совокупность выразительных средств
8. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
- А) Используя специальные термометры, океанологи производят измерения на различных глубинах океана по всей его ВОДЯНОЙ поверхности.
- Б) Для возвышенностей с твёрдыми, нерастворимыми породами типична БОЛОТИСТАЯ местность.
- В) Довольно часто устойчивое выражение, имеющее ЦЕЛОСТНЫЙ смысл, переводится на другой язык одним словом.
- Г) Наполеон проявил ОСОБОЕ уважение к Сперанскому, подарив ему табакерку с собственным портретом.
9. Определите, где город (Г), а где фамилия (Ф):
с Пушкином (1) – с Пушкиным (2), со Львовом (3)– со Львовым (4), над Бородином (5)– над Бородиным (6).
- А) Г – 1, 4, 5; Ф – 2, 3, 6
- Б) Г – 1, 3, 5; Ф – 2, 4, 6
- В) Г – 1, 3, 6; Ф – 2, 4, 5
- Г) Г - 2, 4, 6; Ф – 1, 3, 5
10. Отметьте слово, в котором пишется Ъ:
- А) фальш.. в голосе
- Б) молодец пригож..
- В) отреж..те кусочек
- Г) первый под..езд
11. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
- А) Товара продавали ПО(МНОГУ) , (ПО)ТОМУ что цену снижать не боялись.
- Б) (С)НАЧАЛА 20 века расходы на образование в стране выросли, (ПО)СКОЛЬКУ промышленности требовались квалифицированные кадры.
- В) Пел Макар ТАК(ЖЕ) плохо, как и работал, (ЗА)ТО все сельские красавицы ходили за ним по пятам.
- Г) (ОТ)ЧЕГО высохло озеро, я не знал; удивительно, что туда некоторое время (ПО)ПРЕЖНЕМУ прилетали весной утки.
12. Найдите существительное, которое не относится к среднему роду:
- А) экю
- Б) мацони
- В) кредо
- Г) визави
13. Выберите предложение без ошибок:
- А) У него особая стать жизни.
- Б) Он сыграл главную роль в этой истории.
- В) Это не играет никакого значения.
- Г) Задачи, поставленные нами, достигнуты.
14. Мы знаем, что создателями славянской азбуки явились солунские братья Кирилл и Мефодий. Перед смертью Кирилл говорил брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело.О каком деле идёт речь?
- А) Реконструкцияазбуки
- Б) Перевод священных книг на славянский язык
- В) Издание книг
- Г) Служба в монастыре
15. Выберите правильный вариант числительного в предложении: У меня нет 546 рублей.
- А) пятьсот сорока шести рублей
- Б) пятисот сорока шести рублей
- В) пятьсот сорок шесть рублей
- Г) пятиста сорока шести рублей
16. В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить ЦЕННОСТНЫЙ?
- А) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.
- Б) В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.
- В) В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.
- Г) В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.
17. Найдите существительное женского рода:
- А) визави
- Б) иваси
- В) рояль
- Г) сирота
18. Низкий уровень владения языком характеризуется…
- А) использованием жаргона, диалекта, разговорно-сниженной лексики
- Б) эмоциональной выразительностью, коммуникативной целесообразностью языка
- В) стилистическими нормами
- Г) чистотой, правильностью речи
19. Среди функций языка основной является:
- А) коммуникативная
- Б) кумулятивная
- В) эстетическая
- Г) когнитивная
20. Выберите верное утверждение:
- А) Абзац равен сложному синтаксическому целому
- Б) Абзац состоит из двух и более синтаксических целых
- В) Границы абзаца и сложного синтаксического целого не совпадают
- Г) Все варианты верны
Ответы к всероссийской олимпиаде по русскому языку 10 класс
В этой таблице представленны ответы на примеры заданий по русскому языку к школьному этапу всеройссийской олимпиады
Номер задания | Правильный ответ |
1 | Б |
2 | Г |
3 | Г |
4 | Б |
5 | В |
6 | А |
7 | Б |
8 | А |
9 | Б |
10 | Г |
11 | А |
12 | Г |
13 | Г |
14 | Б |
15 | Г |
16 | Б |
17 | Б |
18 | А |
19 | А |
20 | В |
ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1. Расставьте ударения в словах:
БАНТЫ, ГРАЖДАНСТВО, ЖАЛЮЗИ, СВЕКЛА, КВАРТАЛ, МОЗАИЧНЫЙ, БРАЛА, ЗАКУПОРИТЬ, ЗАНЯТА, КРАСИВЕЕ
2. Определите значение выделенных слов. К какой группе слов они относятся?
Купила два аршина сукна.
До города пять вёрст.
Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях попадал . (А.С.Пушкин)
(по 1 баллу за каждое слово, 2 б. за определение группы слов- макс. 5б.)
3. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами.
Ланиты, десница, перси, длань, зело, живот, ветрило, оратай, выя, чело.
(по 1 баллу за слово макс. 10б)
4. Образуйте форму именительного падежа множественного числа слудующих существительных: борт, директор, бухгалтер, договор, инженер, профессор, редактор, пристав, фельдшер, шофёр.
Поставьте в ней ударение.
(по 1 баллу за каждое слово - макс. 10б.)
5. Образуйте форму Родительного падежа множественного числа слудующих существительных: казахи, монголы, армяне, буряты, татары, вандалы, партизаны, солдаты, брелоки, места, рельсы, граммы, аршины, носки, чулки.
(по 1 баллу за слово макс. 15б)
6. Найдите слова с орфографическими ошибками, запишите их правильно:
коньюктура, дерматин, дикобраз, инциндент, компроментация, перетурбация, прецендент.
(по 2 балла за кождое исправленное слово макс. 10б.)
7. Как называются слова, бизкие по звучанию, но отличающиеся по значению и написанию? Составьте словосочетания с данными парами слов: здравница-здравица, невежа-невежда, патронаж-патронат, поделка-подделка, поступок-проступок, признание-признательность, проверка-поверка.
(по 1б. за каждое словосочетание, 1балл за термин макс. 15б.)
8. Определите лексическое значение следующих слов: БРОКЕР, ВАЛЮТА, ВАУЧЕР, ДЕБИТОР, ДЕНЬГИ, КОНТРАКТ, КРЕДИТОР, ПРИБЫЛЬ, ПРОДЮСЕР, ТОВАРООБОРОТ.
(по 1 баллу за слово макс. 10б)
9. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:
Птичка в руке стоит двух в кустах.
Просто, как пирог.
Возить уголь в Ньюкасл.
Хранить в вате.
Холодный, как огурец.
Называть лопату лопатой.
Птицы одинакового оперенья держатся вместе.
У него ещё за ушами не просохло.
Для каждой собаки наступит её день.
Не стоит пороха и дроби.
Чёрная овца в семье.
(по 1 баллу за каждый фразеологизм макс. 11б)
10. Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.
ПЕСЕННИК, ПОДЪЁМНИК, СПУТНИК, ТЕЛЯТНИК, УДАРНИК.
(2б. слово и 2б. за аргументацию макс.4 балла)
ВСЕГО МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ-100.
бАнты, граждАнство, жалюзИ, свЁкла, квартАл, мозаИчный, бралА, закУпорить, занятА, красИвее.
историзмы. Аршин равен 0,711 метра, верста-немного более 1км (500 саженей) сажень-2, 134 метра (3аршина).
Ланиты - щеки, десница – правая рука, перси - грудь, длань- ладонь, зело - очень, живот- жизнь, ветрило- парус, оратай - пахарь, выя – шея, чело – лоб.
борт-бортА, директор-директорА, бухгалтер-бухгАлтеры, договор-договОры, инженер-инженЕры, профессор-профессорА, редактор-редАкторы, пристав-прИставы, фельдшер-фельдшерА, шофёр-шофЁры.
казахи-казахов, монголы-монголов, армяне-армян, буряты-бурят, татары-татар, вандалы-вандалов, партизаны-партизан, солдаты-солдат, брелоки-брелоков, места-мест, рельсы-рельсов, граммы-граммов, аршины-аршин, носки-госков, чулки-чулок.
коньюНктура, дерматин, дикобраз, инцидент, компрометация, пертурбация, прецедент.
ПАРОНИМЫ. Подмосковная здравница-здравица в честь юбиляра, полный невежда в литературе - грубиян и невежа, патронаж новорождённых и больных – мероприятие под патронатом мэра города, поделки из древесины – подлинник и подделка, смелый поступок – проступок заслуживает наказания, всеобщее признание – выразить признательность, произвести проверку – (в выражении) НА ПОВЕРКУ ОКАЗАЛОСЬ…
Брокер-биржевой специалист, валюта-денежная единица той или иной страны, ваучер-приватизационный чек, дебитор-должник, деньги-особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента, контракт-договор, соглашение со взаимными обязательствами сторон, кредитор-заимодавец, прибыль-сумма, на которую доход превышает затраты, продюсер-владелец кинофирмы, музыкальной студии; товарооборот-процесс обращения продуктов труда.
Птичка в руке стоит двух в кустах- лучше синица в руках, чем журавль в небе
Просто, как пирог-как дважды два
Возить уголь в Ньюкасл-ездить в Тулу со своим самоваром
Хранить в вате-беречь как зеницу ока
Холодный, как огурец-холоден как лёд
Называть лопату лопатой-называть вещи своими именами
Птицы одинакового оперенья держатся вместе-одного поля ягоды или два сапога пара
У него ещё за ушами не просохло-молоко на губах не обсохло
Для каждой собаки наступит её день-будет и на нашей улице праздник
Не стоит пороха и дроби-овчинка выделки не стоит
Чёрная овца в семье-в семье не без урода или паршивая овца в стаде
10. «Лишнее» слово – ПОДЪЁМНИК, так как только оно является однозначным и не может обозначать и одушевлённое лицо, и неодушевлённый предмет.
В предложенном материале для проведения школьной олимпиады по русскому языку в 10 классе даны два этапа с 7-8 заданиями.
Олимпиада
РУССКИЙ ЯЗЫК
10 КЛАСС
1 этап
№1. Даны сложные числительные, встречающиеся в рукописях ХII – ХVI вв.: денегъ полудесята рубля; на полушестынадцати гривенки; полтретьядцать десятинъ.
Какие количества передавались этими числительными? Есть ли в современном русском языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа?
№2. В 1857 году в журнале «Экономический указатель» была опубликована статья, отрывок из которой приводится ниже:
«Отношение всех употребляемых букв к знаку … равно 17, то есть на всякие 17 букв причитается один …, на всякие 17 страниц, писаных или печатных, причитается одна страница для знаков…».
№3. В середине ХIХ века в России было сильным движение ревнителей чистоты русского языка – пуристов, которые провозглашали идею очищения отечественного языка от иноязычных заимствований и предлагали заменять в речи иностранные слова исконно русскими соответствиями. Их противники придумали анекдот, где ярким примером замены иноязычных слов может служить фраза:
Грядет хорошилище по гульбищу из ристалища на позорище в мокроступах.
Определите значение этой фразы, дайте ее «перевод».
№4. Чем с точки зрения морфологии отличается слово страшно в приведенных ниже предложениях? Поясните ваш ответ.
Ему было страшно.
Ему было страшно интересно.
Выражение его лица страшно.
№5. Укажите значения и происхождение фразеологизмов:
1) Паче чаяния . 2) Альма матер . 3) Ничтоже сумняшеся . 4) Нота бене . 5) Погибоша аки обре.
№6. Перепишите, оформив числительные словами:
Альбом с 678 иллюстрациями.
Стеллаж с 1785 книгами.
Поход продолжался 22 суток.
325-миллионный вклад.
Переписка с 88 странами.
№7. В чём необычность предложения из поэмы А. Пушкина «Полтава»?
На холмах пушки присмирев
Прервали свой голодный рев.
№8. Истолкуйте лексическое значение слов.
Ноутбук, секьюрити, санация, фитнес.
2 этап
№1. А.С. Пушкиным был записан следующий исторический анекдот:
«Через несколько времени на вопрос императрицын: что словарь? отвечали ей, что Академия дошла до буквы П. Императрица улыбнулась и заметила, что Академии пора было бы покой оставить» .
Объясните смысл ответа императрицы. О каком словаре, составлявшемся под патронажем Екатерины Великой,идет речь? Какими объективными причинами можно объяснить тот факт, что Академия надолго остановилась на букве П?
№2. Укажите источники приведенных ниже фразеологизмов. Дайте им толкование, придумайте с ними предложения.
Служить мамоне, метать бисер перед свиньями, отделить плевелы от пшеницы, на злобу дня.
№3. Сравните формы существительных во множественном числе: листы – листья, дерева – деревья, корни – коренья. Чем они различаются: значением, стилистической окраской, морфемным составом? Ответ аргументируйте. Проведите морфемный анализ слов листья, деревья, коренья.
№4. Докажите этимологическое родство слов препятствие, запятая, запинаться. А какой глагол может объяснить происхождение такого знака препинания, как точка?
№5. Чем объясняется комический эффект следующей фразы?
«На моём месте так поступил бы каждый», - сказал мастер спорта по самбо, успешно поступивший на филологический факультет.
№6. В данных ниже предложениях обозначена одна и та же ситуация: говорящий хочет, чтобы его собеседник ушел. Объясните, чем обусловлено многообразие использованных языковых средств – синтаксических, морфологических, лексических. Какие разряды односоставных предложений используются и решению каких задач они способствуют?
Не смею больше Вас задерживать. Мне нечего Вам больше сказать. По-моему, Вам пора идти. Вам, наверное, уже пора уходить? Прошу Вас, уйдите. Оставьте меня одного. Закрой дверь с той стороны. Уходи подобру-поздорову. Прочь с моих глаз! Убирайся вон!
№7. Известно, что глагол в форме инфинитива может быть любым членом предложения. Выпишите из приведённых ниже конструкций все случаи использования инфинитива в роли:
а) определения, б) дополнения, в) обстоятельства. На что, кроме вопроса, вы опирались при определении члена предложения?
Дрессировщик научил тигра прыгать через обруч. Мне захотелось немедленно уехать. Митингующие выступили с требованием увеличить заработную плату. Я пришел поблагодарить вас за помощь. Попытка подготовиться к экзамену за два дня успеха не принесла. Его пригласили войти. Пообещав вернуться через пару часов, он пропал на целый день. Они отправились в магазин купить чего-нибудь к ужину.
ЕГЭ по биологии сдается по выбору ученика, который планирует поступать в высшее учебное заведение с определенной специализацией. По уровню популярности этот предмет занимает каждый год 5-6-е места, его сдают около 18% школьников. В каких ВУЗах нужна биология? Этот предмет сдается в учебных заведениях такой направленности: медицина, биология, педагогика по специальности «Учитель биологии», сельское хозяйство, ветеринария, физическая культура, психология, садовый дизайн, экология, технические специальности, где биология граничит с физикой. Профессии: психолог, эколог, спортсмен, инженер, врач.
Работа состоит из заданий, которые условно поделены на две части. В 2018 году заданий было 28: 21 – тесты, требуется выбрать вариант из предложенных, 7 – повышенной сложности, нужно дать развернутый ответ.
На работу дается 210 минут – как распределять время на ответы решает ученик самостоятельно.
Пороговый балл для поступления в различные ВУЗы зависит от требования конкретного учебного заведения – эту информацию нужно уточнять в ВУЗе.
- В первой части содержатся задания на знание теории и умение пользоваться этими знаниями. Типы заданий первой части: на множественный выбор (может сопровождаться рисунком), на установление логической последовательности, на решение задач, дополнение данных в таблице, на анализ данных.
- Вторая часть ставит целью выявление особенностей и глубины знаний испытуемого. Цель подобных заданий: проверка умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, пользоваться теорией на практике, обосновывать свою позицию, мыслить логически. Именно эта часть испытания является ключевой в процессе отбора потенциальных студентов ВУЗов.
Первая часть проверяется автоматически, при помощи компьютера. Вторая анализируется специалистами.
В чем сложность экзамена по биологии?
- Главная трудность состоит в значительном объеме информации, которую необходимо повторить. Школьный курс начинается в 5-6 классах, поэтому при подготовке придется «копать глубоко».
- Сложности связаны также со структурой экзамена. Не обязательно качественные теоретические знания гарантируют успешную сдачу ЕГЭ – необходимо научиться выполнять задания определенных типов. Этому можно научиться при помощи профессионального репетитора или, проходя тестирование в онлайн режиме. Каждый год в структуру вводятся задания нового типа – к этому необходимо быть готовым.
- Наибольшую сложность вызывают такие темы: фотосинтез, ДНК, энергетический обмен. С этими разделами и заданиями на данную тему лучше обращаться к репетитору.
Как эффективно подготовиться к экзамену?
- Главное – внимательно слушать на уроках и изучать учебники. Это станет надежной базой для успешной сдачи экзамена.
- Планирование: систематическая подготовка требует стабильного и тщательного изучения материала программы ЕГЭ.
- Самообразование: читайте справочники, самостоятельно.
- Проходите онлайн тестирование.
Главное преимущество онлайн тестирования – возможность отработать до автоматизма умение решать задания разного типа и уровня сложности, правильно распределять время на экзамене. С учителем или репетитором рекомендуется готовиться ко второй части.