ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предложение - это слово или группа слов, которые связаны по смыслу, от одного слова к другому можно поставить вопрос. Предложение выражает законченную мысль.

Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка, восклицательный или вопросительный знак.

Каждое предложение произносится с какой-нибудь целью.

По цели высказывания предложения бывают : повествовательные, вопросительные. побудительные.

Повествовательное предложение - это предложение, в котором о чём-то сообщают (повествуют).

Вопросительное предложение - это предложение, в котором о чём-то спрашивают.

Побудительное предложение - это предложение, в котором побуждают к действию, советуют или просят что-то сделать.

По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

Восклицательное предложение - это предложение, которое произносится с сильным чувством. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак (!).

Невосклицательное предложение - это предложение, которое произносится спокойно, без сильного чувства. В конце невосклицательного предложения ставится точка (.) или вопросительный знак (?).

В предложении есть главные и второстепенные члены.

Главные члены предложения - это подлежащее и сказуемое.

Подлежащее - это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее подчёркивается одной чертой.

Сказуемое - это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называет то, что совершает предмет. Сказуемое отвечает на один из вопросов: что делает? что делают? что будет делать? что сделал? что сделает? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.

Члены предложения

Главные

Примеры Информация
Подлежащее - главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое - либо состояние, обладает определённым признаком.
Отвечает на вопросы:
Кто? Что?
Сказуемое - главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.

Отвечает на вопросы:
Что делает? Каков? Что такое? Кто такой?

Подлежащее и сказуемое - основа предложения.

Второстепенные

Примеры Информация
Дополнение - второстепенный член предложения, который обозначает предмет.

Отвечает на вопросы косвенных падежей.

Определение - второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета.

Отвечает на вопросы:
Какой? Чей?

Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает время, место, способ действия.

Отвечает на вопросы:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? и Как?

Предложения

1. Роль в языке Выражает законченную по смыслу и интонационно мысль.
3. Виды предложений по количеству грамматических основ Простые - одна основа, сложные - две или более грамматических основ.
4. Виды предложений по цели высказывания Повествовательное (содержит сообщение); вопросительное (содержит вопрос); побудительное (побуждение к действию).
5. Виды предложений по интонации Восклицательное, в котором мысль сопровождается сильным чувством, и невосклицательное.
6. Виды предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов Распространённые (кроме главных членов, есть и второстепенные) и нераспространенные (состоят только из грамматической основы).
7. Виды предложений по усложненности Могут быть осложнены обращениями, однородными членами

Синтаксический разбор предложения

Задания, связанные с синтаксическим анализом текста, вызывают затруднения у школьников и студентов филфака. Грамотно проведенный синтаксический разбор предложения требует достаточно обширных знаний в области русского языка. Но, обладая базовыми понятиями, можно с успехом справиться с заданиями.

Что такое синтаксический разбор предложения

Синтаксический разбор – это анализ предложения по следующим критериям:

  1. Вид по цели высказывания.
  2. Вид по эмоциональной окраске.
  3. Количество основ (далее простое и сложное предложения разбираются согласно определенному порядку).
  4. Характеристика членов предложения.
  5. Конструкции, осложняющие предложение (если они есть).
  6. Пунктуационный разбор.
  7. Схема (если требуется).

Синтаксический разбор предложения бесплатно онлайн

Найти программу, способную правильно выполнить синтаксический разбор в полном объеме с учетом всех нюансов, достаточно трудно. Но все же в сети есть несколько сервисов, которые помогут в решении проблемы.

Ресурс Seosin.ru – наиболее популярный из имеющихся. При введении предложения в соответствующее окно можно получить синтаксический анализ текста.

Если для разбора требуется провести семантический анализ, лучше всего воспользоваться программой известной биржи «Advego».

Получить онлайн решение можно также от специалистов – филологов и лингвистов. Для этого нужно зайти на соответствующий форум (http://gramota.ru/, https://lingvoforum.net/,http://lingvo.zone/). Профессионалы обязательно помогут с разбором и дадут исчерпывающий ответ на самый сложный вопрос.

Сделать синтаксический разбор самостоятельно

Постичь все премудрости разбора можно, если внимательно прочитать приведенную ниже информацию и немного потренироваться.

I. Цель высказывания

В зависимости от цели, предложения делятся на:

  1. повествовательные (передают информацию, что-то сообщают, утверждают или отрицают. В конце таких предложений стоит точка или восклицательный знак);
  2. вопросительные (содержат вопрос, в конце ставится (обязательно!) вопросительный знак);
  3. побудительные (содержат побуждение, призыв, просьбу, требование). Характерны побудительная интонация, использование глаголов повелительного наклонения, частицы пусть, пускай, давай.

II. Эмоциональная окраска

Показателем является наличие восклицательного знака. Есть он – предложение восклицательное , нет – невосклицательное . Любое из предложений по цели высказывания может стать восклицательным.

III. Количество грамматических основ

По наличию основ предложения бывают простые и сложные . К простым относят те, в которых 1 грамматическая основа.

Соответственно в сложном предложении должно быть 2 или более основ.

III. 1. Порядок разбора простого предложения

Следует указать вид предложения по наличию главных членов.

К главным членам относятся подлежащие и сказуемое.

Подлежащее отвечает на вопросы кто и что? Может быть выражено практически любой частью речи.

Сказуемое отвечает на вопросы что делает, что такое этот предмет, кто он такой, каков он, в каком состоянии находится? Также может быть выражено различными частями речи.

К второстепенным членам относятся дополнение (отвечает на вопросы косвенных падежей), определение (какой? чей?) и обстоятельство (где? когда? куда? сколько? и т.д.)

III. 1.1 Распространенные и нераспространенные предложения

Если предложение содержит только главные члены – оно нераспространенное . Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член – распространенное .

III. 1.2. Односоставное или двусоставное

Если в предложении есть подлежащее и сказуемое – предложение является двусоставным . Если только один главный член – односоставным .

III. 2. Разбор сложного предложения.

После определения вида простого или сложного предложения необходимо разобрать второстепенные члены, найти осложняющие конструкции и объяснить постановку знаков препинания.

Примеры синтаксического разбора

Синтаксический разбор предложения: Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе.

  • 1 основа — простое,
  • Основа — солнце (подлежащее) стояло (сказуемое). Второстепенные члены предложения: стояло (где?) на небе (обстоятельство). На небе (каком?) чистом (определение). Стояло (как?) уже довольно высоко (обстоятельство).

Синтаксический разбор предложения: Дождик прошел по садовой дорожке.

  • Повествовательное, невосклицательное,
  • 1 основа — простое,
  • есть оба главных члена — двусоставное,
  • есть второстепенные — распространенное.
  • Основа — дождик прошел.
  • Второстепенные члены: прошел (где или как?) по дорожке (обстоятельство). Дорожке (какой?) садовой (определение).
  • Осложняющих конструкций и знаков препинания нет.

Синтаксический разбор предложения: Меж редеющих верхушек показалась синева.

  • Повествовательное, невосклицательное,
  • 1 основа — простое,
  • есть оба главных члена — двусоставное,
  • есть второстепенные — распространенное.
  • Основа — синева показалась.
  • Второстепенные члены: показалась (где?) меж верхушек (обстоятельство), (каких?) синих (определение).
  • Осложняющих конструкций и знаков препинания нет.

Синтаксический разбор предложения: Старые рукописные книги ценились на вес золота.

  • Повествовательное, невосклицательное,
  • 1 основа — простое,
  • есть оба главных члена — двусоставное,
  • есть второстепенные — распространенное.
  • Основа — книги ценились.
  • Второстепенные члены: ценились (каким образом?) на вес золота (обстоятельство). Книги (какие?) старые рукописные (определение).
  • Осложняющих конструкций и знаков препинания нет.

Синтаксический разбор предложения: Лето было сухое, дожди почти не выпадали.

  • Повествовательное, невосклицательное,
  • 2 основы (лето было сухое и дожди не выпадали), поэтому производим разбор сложного предложения,
  • 1 часть – нераспространенное,
  • 2 часть – распространенное. Второстепенный член – обстоятельство (как?) почти.
  • Бессоюзное.
  • Части разделены запятой.

Не всем школьникам легко дается полный синтаксический разбор предложения. Мы подскажем вам правильную последовательность действий, которая поможет легче справиться с таким заданием.

Этап 1: Внимательно прочтите предложение и определите цель высказывания.

По цели высказывания предложения разделяются на:

  • повествовательные – «Красота спасет мир» (Ф. Достоевский);
  • вопросительные – «Русь, куда ж несешься ты?» (Н. Гоголь);
  • побудительные – «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А. Пушкин); «Завет писателям: не нужно выдумывать интриги и сюжеты. Пользуйтесь сюжетами, которые предоставляет сама жизнь» (Ф. Достоевский).

Повествовательные предложения содержат сообщение о чем-либо и характеризуются спокойной повествовательной интонацией. Содержание и структура таких предложений может быть очень разнообразной.

Цель вопросительных предложений – получить от собеседника ответ на поставленный в предложении вопрос. В некоторых случаях, когда вопрос носит риторический характер (т.е. не требует ответа), цель такого предложения иная – патетическое высказывание какой-либо мысли, идеи, выражение отношения говорящего к чему-либо и т.п.

Цель высказывания побудительного предложения – мотивировать адресата сообщения совершить какое-либо действие. Побуждение может выражать прямой приказ, совет, просьбу, предостережение, призыв к действию и т.п. Различия между некоторыми из этих вариантов зачастую выражаются не структурой самого предложения, а интонацией говорящего.

Этап 2: Определите интонацию и эмоциональную окраску предложения.

На этой стадии синтаксического разбора предложения посмотрите, какой знак препинания стоит в конце предложения. По этому параметру предложения разделяются на:

  • восклицательные – «Ну что за шейка! Что за глазки!» (И. Крылов);
  • невосклицательные – «Мысль летит, а слова идут шагом» (А. Грин).

Этап 3: Найдите в предложении грамматические основы.

Количество грамматических основ в предложении определяет, каким является это предложение:

  • простое предложение – «Вино превращает человека в скотину и зверя, доводит его до исступления» (Ф. Достоевский);
  • сложное предложение – «Мне кажется, что люди не понимают, сколько убожества и несчастий в их жизни возникает из-за лени» (Ч. Айтматов).

В дальнейшем синтаксический разбор сложного предложения и синтаксический разбор простого предложения идут разными путями.

Для начала рассмотрим синтаксический разбор простого предложения с примерами.

Этап 4 для простого предложения : Найдите главные члены и дайте характеристику предложению.

Простое предложение в зависимости от наличия полного набора главных членов предложения или отсутствия какого-либо из них может быть:

  • односоставным – «Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный - невозможно» (А. Пушкин), отсутствует подлежащее; «Осень. Сказочный чертог, всем открытый для обзора. Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера» (Б. Пастернак), отсутствует сказуемое;
  • двусоставным – «Очень плохим признаком становится потеря способности понимать юмор, аллегории, шутки» (Ф. Достоевский).

Укажите, какой главный член присутствует в односоставном предложении. В зависимости от этого, односоставные предложения бывают именными (наличествует подлежащее: назывными) и глагольными (наличествует сказуемое: определённо-личными, неопределённо-личными, обобщенно-личными, безличными).

Этап 5 для простого предложения : Посмотрите, есть ли в предложении второстепенные члены.

По наличию/отсутствию дополнений, определений и обстоятельств, простое предложение может быть:

  • распространенным – «Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице» (И. Бунин);
  • нераспространенным – «Припадок кончен. Грусть в опале» (С. Есенин).

Этап 6 для простого предложения : Определите, полное предложение или неполное.

Полным или неполным является предложение – зависит от того, входят ли в его структуру все члены предложения, которые нужны для законченного, имеющего смысл высказывания. В неполных отсутствует какой-либо из главных или второстепенных членов. А смысл высказывания определяется контекстом или предыдущими предложениями.

  • полное предложение – «Слова у Пришвина цветут, сверкают» (К. Паустовский);
  • неполное предложение – «Как тебя зовут? - Меня Аночкой» (К. Федин).

При синтаксическом разборе предложения для неполного укажите, какие члены предложения пропущены.

Этап 7 для простого предложения : Определите, осложнено предложение или не осложнено.

Простое предложение может быть осложнено либо не осложнено вводными словами и обращениями, однородными либо обособленными членами предложения, прямой речью. Примеры простых осложненных предложений:

  • «Остап Бендер, как стратег, был великолепен» (И. Ильф, Е. Петров);
  • «Он, комиссар, должен был стать вровень с Сарычевым если не личным обаянием, не прошлыми боевыми заслугами, не военным талантом, так всем другим: принципиальностью, твердостью, знанием дела, наконец, мужеством в бою» (К. Симонов).

Этап 8 для простого предложения

Сперва обозначают подлежащее и сказуемое, потом второстепенные в составе подлежащего и второстепенные в составе сказуемого.

Этап 9 для простого предложения

При этом укажите грамматическую основу, если предложение осложнено – укажите осложнение.

Посмотрите на образец синтаксического разбора предложения:

  • Устный разбор: предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распространенное, полное, осложненно однородными сказуемыми, обособленным определением (причастный оборот), обособленным обстоятельством (деепричастный оборот).
  • Письменный разбор: повест., невоскл., прост., двусост., г/о швейцар затоптал, двинулся было, не сделал, остановился, распр., осложн. однородн. сказ., обособл. опред. (причастн. оборот), обособл. обст-вом (деепричастн. оборот). Теперь рассмотрим синтаксический разбор сложного предложения с примерами.

Этап 4 для сложного предложения : Определите, как связь существует между частями сложного предложения.

В зависимости от наличия или отсутствия союзов, связь может быть:

  • союзной – «Тот, кто стремится к самосовершенствованию, никогда не поверит, что это самосовершенствование имеет предел» (Л. Толстой);
  • бессоюзной – «В момент, когда луна, такая огромная и чистая поднялась над гребнем той темной горы, звезды, которые были на небе, разом открыли глаза» (Ч. Айтматов).

Этап 5 для сложного предложения : Выясните, что связывает части сложного предложения вместе:

  • интонация;
  • сочинительные союзы;
  • подчинительные союзы.

Этап 6 для сложного предложения : На основании связи между частями предложения и средств, которыми эта связь выражена, классифицируйте предложение.

Классификация сложных предложений:

  • сложносочиненное предложение (ССП) - «Странное влияние имел на меня отец, и странные были наши отношения » (И. Тургенев);
  • сложноподчиненное предложение (СПП) – «Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу» (И. Гончаров);
  • сложное бессоюзное предложение (БСП) – «Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь» (А. Пушкин);
  • предложение с разными видами связи – «Люди разделяются на две категории: те, что сначала думают, а потом говорят и, соответственно, делают, и те, которые сначала действуют, а потом уже думают» (Л. Толстой).

Связь между частями бессоюзного сложного предложения может выражаться разными знаками препинания: запятой, двоеточием, тире, точкой с запятой.

Этап 7 для сложного предложения : Охарактеризуйте связи частей предложения.

Определите:

  • к чему относится придаточная часть;
  • посредством чего придаточная часть присоединяется к главной;
  • на какой вопрос отвечает.

Этап 8 для сложного предложения : Если придаточных частей несколько, опишите отношения между ними:

  • последовательное – «Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у того отвалилась ручка» (К. Паустовский);
  • параллельное – «Надо точно учитывать среду, в которой развивается поэтическое произведение, чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно» (В. Маяковский);
  • однородное – «Трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась всходить луна» (А. Чехов)

Этап 9 для сложного предложения : Подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены.

Этап 10 для сложного предложения : Теперь разберите каждую часть сложного предложения, как простое, см. схему выше.

Этап 11 для сложного предложения : Составьте схему предложения.

При этом укажите средство связи, тип придаточной части. Посмотрите на образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения:

Заключение

Схема синтаксического разбора предложения, предложенная нами, поможет правильно охарактеризовать предложение по всем значимым параметрам. Пользуйтесь этим поэтапным руководством регулярно в школе и дома, чтобы лучше запомнить последовательность рассуждений при анализе предложений.

Примеры синтаксического разбора предложений простой и сложной структуры помогут верно охарактеризовать предложения в устной и письменной форме. С нашей инструкцией сложное задание станет понятнее и проще, поможет усвоить материал и закрепить его на практике.

Напишите комментарий, пригодилась ли вам эта схема. И если она оказалась полезной, не забудьте рассказать о ней друзьям и одноклассникам.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Синтаксический разбор предложения – это детальный анализ предложения, разделенный на несколько составляющих. Благодаря данному методу учащиеся проверят знания о синтаксисе русского языка. В учебных заведениях синтаксический разбор – это последняя глава в разделе синтаксиса, поскольку здесь предоставляется возможность комплексно использовать ранее полученные знания.

Как делать разбор предложения

Синтаксический анализ – процесс логический и поэтапный. В школе используют два вида разбора : устный и письменный. Их отличие заключается в том, что в письменном — части речи помечаются схематически, а при устном проговариваются.

Пошаговый анализ:

  1. Определите, какую цель несет предложение. Если автор пытается что-то рассказать – повествовательное, спросить – вопросительное, побудить к какому-либо действию побудительное.
  2. Эмоциональный окрас на письме выражается наличием восклицательного знака. Если в конце вы видите восклицательный знак, то предложение восклицательное. Если его нет – невосклицательное.
  3. Посчитайте число грамматических основ. Одна грамматическая основа – простое, несколько – сложное.
  4. Охарактеризуйте связь между частями предложения – союзная или бессоюзная.
  5. Определите, каким образом части связываются между собой : союзами (подчинительными или сочинительными) или интонацией (знаки препинания).
  6. В зависимости от союзов охарактеризуйте тип : сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное.
  7. Проанализируйте каждую часть на следующие параметры: наличие главных и второстепенных членов, поиск усложняющих факторов (однородные члены, вводные конструкции, междометия, обращения).
  8. Составить схему предложения, графически подчеркнув составляющие.

Обратите внимание! Синтаксический разбор сложного предложения отличается от просто только числом грамматических основ. Из-за этого некоторые действия (шаг 7) выполняются повторно.

Лучшие сервисы для онлайн анализа

Lexis Res

Сайт Lexis Res – один из лучших сервисов для синтаксического разбора по членам на английском языке. Главное преимущество – подробное описание всех значений отдельно взятого слова, что поможет пользователям, изучающим английский язык.

Интерфейс состоит из двух кнопок. Команда «Analyse » запускает процесс. Результаты доступны в нижней части страницы. Функция «Random sentences » позволит ознакомиться с работой сайта на примере случайного предложения.

Плюсы :

  • Подробный синтаксический анализ.
  • Отсутствие назойливой рекламы.
  • Широкий функционал сервиса.
  • Минималистский интерфейс.
  • Обширная база слов.

Минусы :

  • Ресурс адаптирован только для английских выражений.
  • Отсутствие графических обозначений.
  • Без должных знаний иностранного языка читать подробные пояснения будет трудно.

Delph-in

Сервис Delph-in — еще один англоязычный ресурс, посвященный синтаксическому анализу. Уникальность состоит в том, что здесь используется язык программирования Linguistic Knowledge Builder, который применяет в зарубежных университетах.

Использование метода Linguistic Knowledge Builder дает преимущества в плане детальности и его составляющих. За визуализацию отвечает технология English Resource Grammar, которая также используется в иностранном образовании.

Достоинства :

  • Отлично подходит для изучения узконаправленных предложений.
  • Огромное количество инструментов для синтаксического разбора по частям речи.
  • Нет ограничений на число символов.

Недостатки :

  • Полноценно работать с сервисом смогут люди, обладающие хорошей базой английской.
  • Громоздкий интерфейс, на освоение которого придется потратить время.

MorphologyOnline

Сайт MorphologyOnline – русскоязычный ресурс, посвященный синтаксису. Интерфейс сайта умещается в одну кнопку. От пользователя требуется ввести необходимое слово, а программа проанализирует его.

Для удобства пользователей сервис провидит поэтапную проверку . В большинстве случаев процесс проверки осуществляет в три этапа: определение части речи, морфологические признаки и вероятная синтаксическая роль.

Плюсы :

  • Подробный анализ.
  • Оперативная работа сайта.
  • Отсутствие рекламы.

Минусы :

  • Разбор осуществляется в рамках одного слова.
  • Основной акцент ресурса сделан на морфологии.
  • Узкая специализация.

Грамота.ру

Грамота.ру – русскоязычный сайт, разбирающий запрашиваемое слово. Представленный сервис осуществляет проверку выбранного слова не только по синтаксическим и морфологическим признакам, но прогоняет выбранное слово по всем популярным словарям, включая словарь специализированных терминов.

Достоинства :

  • Подробный анализ слова, включающий поиск значения по словарям.
  • Приятный пользовательский интерфейс.
  • Возможность выбирать критерии.

Недостатки :

  • За раз программа разбирает одно слово.
  • Сайт больше ориентирован на морфологический разбор.

Goldlit

Сайт Goldlit — это один из лучших порталов для синтаксического разбора. Ключевое преимущество перед русскоязычными конкурентами – возможность анализировать предложения целиком.

Алгоритм действий предельно прост: пользователь вводит фразу или слово. Портал обрабатывает информацию и разбирает каждое слово в отдельности. Возле каждого члена пишется начальные формы слова, часть речи к которому оно принадлежит, а после производится грамматический анализ и склонение по падежам.

Плюсы :

  • Детальный синтаксический и грамматический разбор.
  • Нет ограничений по тематике и числу знаков.
  • Дружелюбный интерфейс.
  • Сайт прост в освоении.
  • Дополнительная информация по литературе.

Минусы :

  • Отсутствие справочников по грамматике.
  • Сервис больше направлен на литературу.

Запомни:

Член предложения

Обозначает/ показывает

Отвечает на вопросы

Подчеркивается

Подлежащее

главные члены предложения

о ком или о чем говорится в предложении

кто? что?

Сказуемое

называет то, что совершает предмет, его состояние, каков он

что делает? что делал? что будет делать? каков?

Определение

второстепенные члены предложения

признак предмета

какой? какая? какое? какие? чей? чья?

Дополнение

на какой предмет или явление направлено действие

кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

Обстоятельство

как совершается действие, когда совершается действие, где совершается действие, по какой причине совершается действие, с какой целью совершается действие

где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

Выпиши предложение.

Делай так : С высоких гор побежали звонкие ручейки .

1.Основа предложения:

в предложении говорится о ручейках , следовательно, ручейки - это подлежащее,

побежали , следовательно, побежали – это сказуемое.

2.В предложении есть второстепенные члены.

Задаю вопрос от подлежащего:

ручейки какие?- звонкие – это определение.

Задаю вопрос от сказуемого:

побежали откуда? –с гор – это обстоятельство места.

с гор каких? – высоких – это определение.

39. Схема разбора предложения (синтаксический разбор).

I. Вид предложения по цели высказывания.

II. Вид предложения по интонации.

III. Основа предложения (подлежащее и сказуемое).

IV. Вид предложения по наличию второстепенных членов.

V. Второстепенные члены предложения.

Выпиши предложение.

Делай так : С высоких гор побежали звонкие ручейки . (Повеств., невоскл., распр.)

Это предложение

I. Повествовательное.

II. Невосклицательное.

III.Основа предложения:

в предложении говорится о ручейках , следовательно, ручейки - это подлежащее,

о ручейках говорится, что они побежали , следовательно, побежали – это сказуемое.

IV. В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое.

V. Задаю вопрос от подлежащего:

ручейки какие?- звонкие – это определение.

Задаю вопрос от сказуемого:

побежали откуда? – с гор – это обстоятельство места.

Задаю вопрос от второстепенных членов предложения:

С гор каких? – высоких – это определение.

Запомни:

III. Пунктуация

40.Знаки препинания в конце предложений(.?!).

Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.

Делай так : Слава нашей Родине ! Слава труду !

41. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Начерти схему предложения.

Делай так : Грачи , скворцы и жаворонки улетели в теплые края. (О,О и О)

Знаки препинания при однородных членах:

О да (=и) О

О, да (= но) О

и О, и О,и О,и О

или О, или О,или О,или О

О, и О,и О,и О

42.Сложное предложение.

Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.

Делай так:

Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

[ ], [ ].

43.Предложения с прямой речью.

Запиши правильно предложение. Составь схему.

Делай так :

1) Олег успокаивал мать: "Все будет хорошо".

2) Он крикнул: "Вперёд, ребята!"

3) Он спросил: "Ты откуда, парень?"

4) "Я тебя не выдам", - обещал Иван.

5)"Пожар!" – крикнула Таня.

6) "Кто это был?" – спросила Оля.

7) "Я врач, - сказал он,- сегодня дежурю".

"П, - а, - п".

8) "Наше присутствие необходимо, - закончил Петров.- Выезжаем утром".

"П, - а. - П".

9) "Почему в пять? – спросил брат.- Это очень рано".

"П? - а. - П".

10) "Ну и отлично! – воскликнула Аня.- Поедем вместе".

"П! - а. - П".

11) "Он из нашей группы, – сказал Иван.- Садись, Пётр!"

"П, - а. – П!"

УЧИТЕЛЮ И РОДИТЕЛЯМ

«Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку» состоит из трёх разделов: «Правила правописания», «Виды разборов», «Пунктуация».

В первом и третьем разделе даны указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести учащимся при выполнении работы над ошибками. Для того чтобы ученик мог быстро и легко найти в памятке нужную орфограмму, каждое правило имеет свой порядковый номер.

Работу по памятке мы предлагаем проводить следующим образом. К традиционным обозначениям ошибок на полях приписывать номер орфограммы, помещенной в памятке. После проверенной работы пропускать две строчки и на последующих строчках указывать эти номера.

Ученик, получив тетрадь, должен выполнить работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается правильность и точность исправления.

Например: на улице сильный морос – на полях ученик видит| №20. Он открывает книжку-памятку и читает алгоритм работы:

№20 Мороз – мороз ы .

Таким образом, основными видами самостоятельной работы учащихся над ошибками являются:

Самостоятельное исправление (потом можно предложить самостоятельное отыскивание) ошибок;

Самостоятельное выписывание слов, в которых допущена ошибка;

Подбор проверочных слов;

Повторение правил.

Учитывая необходимость преемственности начальной и средней ступени обучения при составлении третьего раздела «Виды разборов» (морфемный, фонетический, морфологический, синтаксический) мы опирались на учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.

«Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку» может быть использована в учебной работе по любой программе начальной школы, как при групповой форме работы, так и при индивидуальной, самостоятельной работе ученика в классе или дома.

Литература

1.Русский язык: 3 класс: комментарии к урокам/ С.В. Иванов, М.И. Кузнецова.- М.: Вентана-Граф, 2011.-464 с.- (Начальная школа XXI века).

2.Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразоват. учеб. заведений /В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова- М.: Просвещение,1994.-256 с.

3. Русский язык: учеб.для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.- М.: Просвещение, 2007.-317 с.

4. Справочник для начальных классов. Пособие для учащихся 3-5 классов, их родителей и учителей. /Т.В. Шклярова - М.: "Грамотей", 2012, 128 с.