Любая беседа начинается с выбора темы. В свою очередь, выбор темы беседы зависит от многих факторов: от повода, по которому люди собрались, от культурного уровня собеседников, от общности их интересов. Тема разговора, по возможности, должна быть интересной для всех участвующих. Среди малознакомых людей можно завести разговор о кинофильме, спектакле, концерте, выставке, о прочитанной книге или последних научных достижениях. Обычно всех привлекают также политические события. Однако в условиях «всеобщей политизации» опасайтесь, чтобы разговор на эту тему не перешел в жаркие политические баталии. При выборе темы нужно считаться с человеком, с которым вы разговариваете, с местом, где вы находитесь, с настроением окружающих.

Тому, кто любуется закатом солнца, не говорят о своих планах работы, а обсуждающему план работы – о своей вчерашней вечеринке. Не жалуются в обществе или в присутствии третьего лица на свои сердечные дела или домашние ссоры, так как это может поставить собеседника в неловкое положение.

Невежливо беседовать на тему, в которой кто-либо из присутствующих не может принять участия. Тактичный собеседник ведет разговор со всеми присутствующими, не отдавая никому явного предпочтения.

В обществе не рассказывают страшных историй и вообще избегают всего, что может вызвать тяжелые воспоминания или мрачное настроение.

В комнате больного не говорят о смерти, больному не говорят о том, что он плохо выглядит, наоборот, стараются его подбодрить.

В пути, особенно в самолете, не рассказывают о воздушных катастрофах, в машине – об автомобильных авариях.

За столом не говорят о вещах, которые могут испортить аппетит или удовольствие от еды. Пищу, стоящую на столе, не критикуют и не рассматривают с неодобрением.

Правила ведения беседы. Хозяин дома или стола должен незаметно направлять беседу, стараясь завязать общий разговор и втягивая в него застенчивых гостей. Самому лучше говорить меньше. Хозяин следит за тем, чтобы разговор велся в рамках приличий. Шутка или анекдот, сказанные кстати, вполне уместны, но при условии хорошего вкуса, остроумия и умения рассказывать. В компании недопустимы пошлости, вне зависимости от того, в каком виде они преподносятся.

Во время разговора не проявляют излишнего любопытства. Невежливо настойчиво проникать в чужие интимные дела. Это, как уже говорилось, бестактно. Поэтому, например, не принято спрашивать о возрасте женщины. Еще неприличней подшучивать над ее нежеланием говорить об этом.

Об окружающих можно говорить только в корректном тоне. Каждый должен сам чувствовать, где кончается просто интерес к человеку и где начинается сплетня или того хуже – клевета. Ироничная улыбка, многозначительный взгляд, двусмысленная реплика нередко порочат человека больше, чем откровенная брань.

Умение выслушать собеседника, как уже говорилось, непременное требование речевого этикета. Это, конечно, не означает, что нужно сидеть молча. Но бестактно прерывать другого. Поэтому, как бы вам не было скучно, вы должны запастись терпением, чтобы выслушать до конца мысль или рассказ другого. При разговоре вдвоем тоже нужно уметь слушать. Бывает, что приходится помолчать, когда чувствуешь, что твои слова могут разжечь страсти. Не стоит начинать горячий спор в защиту своего мнения. Такие споры портят настроение присутствующим.

Молодежь должна избегать споров со старшими. Даже когда старший действительно не прав, а молодой не сумел убедить его в своей правоте, правильнее прекратить спор, перевести разговор на другую тему. Молодым людям вообще лучше подождать, пока старшие втянут их в беседу. В свою очередь, старшие должны давать молодым возможность высказаться, не прерывать их.

Человек, обладающий даром остроумия, должен использовать его тактично, не высмеивая окружающих, не подтрунивая над ними. Не стоит специально лезть из кожи вон, только чтобы сострить.

По отношению к самоуверенному «всезнайке» хорошо воспитанный человек держится скромно и спокойно, делая вид, что не замечает его оплошностей. Если же необходимо поправить говорящего, стараются делать это деликатно, не обижая его, прибегая к помощи выражений типа: «простите, вы не ошиблись?». Ошибиться может каждый. Но тот, кто заметил ошибку другого, не должен говорить поучительным тоном.

Невежливо поправлять рассказчика грубыми фразами типа: «неправда», «вы ничего не смыслите в этом», «это ясно, как божий день, и известно каждому ребенку» и т.д. Ту же мысль можно выразить вежливо, не оскорбляя другого, например: «простите, но я с вами не согласен», «мне кажется, что вы не правы…», «я придерживаюсь другого мнения…» и т.п.

Если все говорят на одном языке, невежливо говорить с кем-нибудь на другом. Если среди собравшихся находится человек, не владеющий местным языком, ему стараются перевести разговор.

Невежливо также отделяться от общества с целью организовать отдельный «клуб». В компании не шепчутся, это воспринимается как оскорбление. Если нужно сказать что-либо важное, незаметно уединяются.

Беседуя с другими, не занимайтесь посторонними вещами: не читайте, не разговаривайте с соседом, не играйте с каким-либо предметом, не исследуйте потолок, не смотрите мечтательно в окно или блуждающим взглядом мимо собеседника. Такое поведение оскорбляет. К собеседнику нужно быть внимательным, смотреть ему в глаза, но не вызывающе, а спокойно и доброжелательно.

Воспитанный человек не расцвечивает свою речь сильными выражениями, не бранится, не сплетничает, не перебивает других.

Не тараторьте, но и не растягивайте слова; не бормочите под нос, но и не кричите. Не подталкивайте при разговоре партнера локтем, не похлопывайте его по плечу, не трогайте его пуговиц и рукавов, не смахивайте с его одежды пылинок. Не жестикулируйте, не брызжите слюной. Громкий, привлекающий внимание смех неприличен.

Таким образом, высокая культура речи , соблюдение правилречевого поведения иречевого этикета призваны помочь нам добиться успеха в общении и взаимопонимания с другими людьми. Но общение это, как правило, протекает в определенных условиях, которые условно можно разделить на три группы: а) общение в узком кругу – в семье, наедине с другом или любимым человеком; б) формальное официальное общение на уровне деловых контактов – по работе или учебе, в различных учреждениях; в) общение на неофициальном уровне – домашние праздники, посещение и приемы гостей. Все эти виды общения имеют свои правила, которые в чем-то совпадают, в чем-то отличаются. Но если этикет общения «один на один» носит, как правило, неписаный характер и диктуется, в основном, собственным тактом и интуицией, если этикет официальных отношений определяется уставами, правилами внутреннего распорядка и служебными инструкциями, то этикет неформальных «мероприятий» имеет свои отличия, которые нам и предстоит рассмотреть. Итак.

Беседа - взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах. (словарь В.И. Даля). Иначе говоря - это прямой, или открытый, диалог. Говорящий и слушающий постоянно меняются местами, и каждый должен сообразовывать свои слова с высказываниями собеседника, а поскольку чужая мысль не предсказуема, ответ приходится давать экспромтом, что придает речи выраженный дискурсивный (поисковый) характер. В связи с этим беседу спланировать труднее, чем монолог. Тем важнее уметь готовиться к ответственной беседе.

В жанре беседы выделяются две основные стратегии речевого поведения - эгоистическая и альтруистическая.

В эгоистической стратегии собеседники - один, оба или несколько - превращают диалог в монолог или ряд параллельных монологов, где каждый слушает только себя, преследуя речевую цель выговориться, заявит о себе, повластвовать. В альтруистической стратегии осуществляется подлинный диалог, проявляется уважение к собеседнику, желание понять его мысли и его личность, умение слушать, готовность к совместному поиску истины и разумному компромиссу, отсутствие излишней категоричности в содержании и форме высказываний.

Определяют семь видов беседы: непринужденная дружеская беседа, проблемная беседа, ознакомительная беседа, светская или салонная беседа, деловая беседа, информационная беседа, застольная беседа.

Существуют определенные правила убеждения, если собеседнику нужно донести информацию так, чтобы он принял ее.

Первое правило убеждения (правило Гомера) - очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные -- средние -- один самый сильный. Из этого правила вытекает, что слабыми аргументами лучше не пользоваться.

Второе правило (правило Сократа) - для получения положительного решения по очень важному для вас вопросу, поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он без затруднения скажет вам «да». Установлено, что, когда человек говорит или слышит «нет», в его кровь поступают гормоны норадреналина, настраивающие его на борьбу. Наоборот, слово «да» приводит к выделению морфиноподобных веществ -- «гормонов удовольствия» (эндорфинов). Третье правило (правило Паскаля) - не загоняйте собеседника в угол. Дайте ему возможность «сохранить лицо». Часто собеседник не соглашается с нами только потому, что согласие неким образом ассоциируется в его сознании с потерей своего достоинства. Слова Паскаля «ничто так не разоружает, как условия почетной капитуляции» как нельзя лучше подсказывают, в чем здесь дело. Четвертое правило убеждения - убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего. Пятое правило - не загоняйте в угол себя, не принижайте свой статус. Шестое правило убеждения - не принижайте статус и имидж собеседника. Любое проявление неуважения, пренебрежения к собеседнику есть покушение на его статус и вызывает обычно негативную реакцию. Седьмое правило убеждения - к аргументам приятного нам собеседника мы относимся снисходительно, а к аргументам неприятного -- критически. Т.е., человек, не внушающий уважения, не может рассчитывать на доверие. Восьмое правило - желая переубедить собеседника, начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, в чем вы согласны с ним. Девятое правило убеждения - проявите эмпатию к собеседнику (эмпатией называется способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания). Десятое правило убеждения - будьте хорошим слушателем. Одиннадцатое правило - избегайте конфликтогенов. Конфликтогены - слова, действия (или бездействие), способные привести к конфликту. Двенадцатое правило убеждения - проверяйте, правильно ли понимаете друг друга. Тринадцатое правило следите за мимикой, жестами и позами -- своими и собеседника. Нередко мы не знаем, что на самом деле думает слушатель по поводу наших слов. Далеко не всегда наши собеседники откровенны. Четырнадцатое правило - покажите, что предлагаемое вами удовлетворяет какую-либо из потребностей собеседника. Согласно А. Маслоу, потребности человека выделяют: физиологические (пища, вода, сон, жилье, здоровье и т.д.);

в безопасности, уверенности в будущем; принадлежать какой-либо общности (семье, компании друзей, коллективу и т.д.); в уважении, признании; в самореализации, реализации своих потенциальных возможностей; духовные потребности.

Недавно мне довелось услышать разговор двух мальчиков. Одному подарили игровую приставку к телевизору, а другой побывал с родителями в кукольном театре.

Мальчикам не терпелось рассказать о своих впечатлениях. Они то и дело перебивали друг друга и в конце концов поссорились. Один сказал:

— Ты меня совсем не слушаешь.

А другой ответил:

— Это ты не даешь мне даже слово сказать — трещишь как сорока!

Послушайте стихотворение.

Две сороки

Две сороки повстречались

И тотчас же растрещались!

— Я на ярмарку летала,

Там обновки покупала —

Алые сапожки,

С камешком сережки.

А вторая — о своем:

— В городе была я днем,

Там топила печку

И варила гречку,

Ча-ча-ча, ча-ча-ча!

Печка очень горяча!

Растрещались две подруги,

Позабыли друг о друге.

Очень громко растрещались,

Очень скоро распрощались!

♦ Какие советы можно дать мальчикам и сорокам?

Одно из важных правил любой беседы — умение вежливо слушать. Недаром говорится: «Речь красна слушанием».

Послушайте стихотворение.

Беседа (шутка)

Две подружки-непоседы,

Две зеленых стрекозы,

Мирную вели беседу,

Сев на веточку лозы.

Стрекоза одна сказала:

— Утром мошку я поймала...

А другая перебила:

— Это мило, очень мило!

Хоть сегодня и жара,

Я поймала комара.

Утка вклинилась в беседу:

— Вас, позвольте, перебить,

Время движется к обеду,

Мне пора стрекоз ловить!

Нельзя перебивать не только старших, но и своих сверстников. В этом проявляется неуважительное отношение к человеку!

Очень неприятное впечатление производит тот, кто, не дослушав товарища, уходит или начинает заниматься своими делами.

Во время любого разговора тон собеседников должен быть доброжелательным. Нужно повернуться к собеседнику лицом, смотреть на него, выражать заинтересованность. При разговоре не стоит размахивать руками и сильно повышать голос.

♦ Как можно показать, что вам интересно то, о чем говорит собеседник?

Когда вы беседуете со взрослым, следует обращаться к нему по имени-отчеству, внимательно слушать его.

После того как взрослый закончит свою речь, в разговор можете вступить и вы.

Если вы идете с мамой и по дороге встречаете мамину знакомую, вам нужно вежливо поздороваться с ней и терпеливо подождать, пока взрослые обсудят свои дела.

Нельзя перебивать старших и торопить маму.

Правила беседы

♦ Говорите негромко, четко, вежливо. Не перебивайте собеседника.

♦ Если беседуют два человека, и вы хотите обратиться к одному из них, подождите, пока они закончат разговор, и только тогда вступайте в беседу.

♦ Беседуя со старшими, внимательно слушайте, вопросы можно задавать в конце беседы.

♦ Если вас зовут к телефону, и беседа прерывается, вежливо извинитесь перед собеседником.

♦ Разговаривая с собеседником, смотрите на него. Невежливо вести беседу, повернувшись к собеседнику вполоборота.

Послушайте сказку.

Желтая птичка

Эта сказочная история произошла в самый обычный день. Таня с дедушкой гуляли по аллеям весеннего парка, любуясь цветущими каштанами и душистой акацией.

Навстречу им шел, опираясь на палку, старик с длинной седой бородой. На его голове была соломенная шляпа.

Поравнявшись с дедушкой, старик приподнял шляпу и радостно заулыбался, приветствуя его.

Дедушка тоже был рад неожиданной встрече со старым другом. Ведь они не виделись много лет, а когда-то вместе учились в университете.

— Сколько лет, сколько зим! — воскликнул старик, обнимая дедушку и слегка похлопывая его по плечам. — Это кто же с тобой? Внучка?

— Да, это моя замечательная внучка! — ответил дедушка и ласково погладил Таню по голове.

— Ну что ж! Давай с тобой познакомимся, — обратился старик к девочке. — Меня зовут Алексей Алексеевич. А как тебя звать-величать?

— Таня, — ответила девочка.

— Сколько же тебе, Танюша, лет?

— Значит, скоро в школу! Дело хорошее.

Поговорив с Таней, старик присел рядом с дедушкой на лавочку. Старые друзья завели неторопливую беседу. Еще бы! Им было что вспомнить!

Таня подождала минуту-другую, а потом залезла на лавочку, обняла дедушку и зашептала ему на ухо:

— Дедуля! Ну пойдем, пойдем скорее. Мне скучно!

♦ Вежливо ли поступила Таня? Почему шептать на ухо одному человеку, если рядом находится другой человек, считается нетактичным?

— Займись чем-нибудь, побегай, поиграй, а мы поговорим, — попросил дедушка Таню.

Девочка отошла от скамейки, огляделась по сторонам, но ничего интересного не заметила.

Она опять подошла к дедушке и стала тянуть его за рукав, приговаривая:

— Ну вставай же, дедушка, пойдем!

— Подожди немножко, Танюша, дай закончить беседу. А ты пока нарисуй «классики» и попрыгай, — предложил он.

Таня нашла на земле веточку, нарисовала «классики» и стала прыгать, подталкивая ногой небольшой камешек. Но одной играть было совсем неинтересно!

Она снова подошла к дедушке и стала похлопывать веточкой по его ноге.

— Дедушка! Ты так долго болтаешь! Я хочу на детскую площадку. Пойдем же! — заканючила Таня.

♦ Как вы думаете, что сказал Танин дедушка?

— Мы беседуем с Алексеем Алексеевичем всего десять минут, а ты уже несколько раз прерывала наш разговор, — рассердился дедушка. — Наберись терпения, учись уважать старших.

Таня обиженно засопела и отошла на несколько шагов. «Вот что, — решила она, — я стану прыгать на одной ножке вокруг скамейки, на которой сидят старики. Им это надоест».

♦ Как вы думаете, правильное решение приняла Таня?

Девочка запрыгала вокруг скамейки, громко приговаривая:

— Прыг-скок, прыг-скок! На одной ноге скачу, больше ждать я не хочу!

Но взрослые и не думали прекращать интересную беседу.

Терпение девочки окончательно лопнуло, и она громко сказала, перебив разговор пожилых людей:

— Дедуля! Мне надоело ждать. Пойдем на детскую площадку.

Седобородый старичок поднял голову и внимательно посмотрел на девочку.

— Ах ты, стрекоза-егоза! — ласково произнес он. — Какое у тебя красивое, желтое платье, и бантики подобраны в тон — желтые с оранжевыми звездочками. Ты, Танюша, на желтую птичку-невеличку похожа. Ну-ка, подойди ко мне поближе. Я хочу тебя получше рассмотреть.

Таня подошла поближе, старичок взял ее за руку и негромко сказал:

— Хочешь на десять минут стать настоящей птичкой?

Девочка подумала, что Алексей Алексеевич шутит и весело ответила:

Тогда старик незаметно вырвал длинный седой волос из бороды, что-то пробормотал себе под нос, и Таня мгновенно превратилась в прехорошенькую желтую птичку. Она вспорхнула на дерево, а дедушка даже ничего и не заметил, так быстро все произошло!

Старики снова погрузились в беседу, а Таня-птичка уселась на ветку и звонко защебетала.

Ее заметили другие птицы: скворец, синица, поползень и воробьи. Они тут же подлетели к яркой желтой птичке.

— Какая ты красивая! — восхищенно воскликнул скворец.

— А как тебя зовут? И откуда ты взялась? — спросила любопытная синица.

— Ты, наверное, вылетела из клетки? — предположил поползень.

— Расскажи нам о себе, — дружно попросили птицы.

Только Таня собралась рассказать свою удивительную историю, как откуда ни возьмись прилетела болтливая сорока.

— Ча-ча-ча! Ча-ча-ча! — громко затрещала она. — Я знаю, я все знаю! Я все-все видела своими глазами! Эта желтая птичка — канарейка! Она прилетела в парк вон из того высокого дома!

— Нет, нет! Я вовсе не канарейка! — попыталась объяснить девочка-птичка, но стрекотуха трещала, не умолкая ни на минуту, и не давала ей вымолвить ни словечка.

А Тане очень хотелось поговорить с птицами, расспросить их о житье-бытье. Но сделать это ей мешала болтливая и назойливая сорока.

— Какая невоспитанная особа! — сказала Таня и вдруг ей стало стыдно.

♦ Как вы думаете, почему Тане стало стыдно?

«Получается, что я тоже невоспитанная. Ведь я вела себя хуже, чем эта сорока», — подумала Таня.

В это время старики закончили беседу, Алексей Алексеевич незаметно выдернул из длинной седой бороды еще один волосок и, пошептав что-то, дунул на него.

Таня из маленькой желтой птички вновь превратилась в девочку.

Она вышла из-за дерева и подошла к дедушке. Старые знакомые прощались, пожимая друг другу руки.

— Ну вот и молодчина! — похвалил Таню дедушка. — Дала нам вволю наговориться, вспомнить прошлое, наши молодые годы и наших общих друзей.

Таня внимательно посмотрела на седобородого старичка, но тот приложил палец к губам, словно предупреждая девочку, чтобы та никому не рассказывала о своем приключении.

Таня кивнула головой в знак согласия. Она, конечно, догадалась, что дедушкин знакомый — самый настоящий волшебник.

Таня и дедушка отправились на детскую площадку, а Алексей Алексеевич — по своим делам.

♦ Где гуляли Таня и ее дедушка? Кого они встретили в парке?

♦ Почему дедушке и Алексею Алексеевичу захотелось поговорить?

♦ Как вела себя Таня во время разговора?

♦ В кого превратил девочку волшебник?

♦ Кто мешал Тане разговаривать с птицами?

♦ О чем подумала Таня после того, как встретилась с сорокой?

♦ Как вы думаете, будет ли Таня в дальнейшем мешать чужой беседе?

♦ Умеете ли вы внимательно выслушивать собеседника?

Ответьте на вопросы

1. Почему говорят: «Речь красна слушанием»?

2. Умеете ли вы слушать собеседника?

3. Почему человек, который перебивает или, не дослушав, начинает заниматься своими делами, производит неприятное впечатление?

4. Как вы думаете, чем отличается разговор со сверстником от беседы со взрослым?

5. Каким должен быть тон любого разговора?

Человеческое общение подчиняется определенным правилам, зачастую неписаным. Раньше ведение беседы было целым искусством, но сейчас многие забывают об основных правилах . Давайте вспомним некоторые из них.

Ведение беседы всегда имеет какую-то цель : мы никогда не общаемся с людьми «просто так». Даже если мы общаемся «ни о чем», мы делаем это не просто так, а чтобы получить удовольствие от общения с приятным человеком или «в дипломатических целях» - чтобы поддержать хорошие отношения с собеседником. Основные правила ведения беседы просты, но почему-то мы часто их забываем. К тому же, чем больше людей участвует в разговоре, тем сложнее бывает эти правила соблюдать.

Начнем, пожалуй… с начала. Имеется в виду - с начала разговора. Если вы собираетесь вступить в беседу, которая уже в разгаре, не нужно спешить : для начала прислушайтесь, поймите суть разговора, после чего решите, будет ли уместным ваше участие в этом разговоре.

Если вы начинаете разговор первым, осторожно выбирайте тему : она должна быть интересной для всех (или хотя бы для большинства) присутствующих. В малознакомой компании не стоит говорить о политике или религии, поднимать семейные темы - в общем, тема разговора не должна быть слишком личной или потенциально спорной.

Правильное ведение беседы требует умения не только говорить, но и слушать . В разговоре принимают участие несколько людей, а это значит, что возможность высказаться должна быть у каждого. Беседа не должна превращаться в монолог, поэтому следите за собой. Если же в «глухаря на току» превращается кто-то из собеседников, постарайтесь мягко намекнуть ему, что другие тоже хотят высказаться.

Когда к вам обращаются с вопросом, не отвечайте односложно (скажем, просто «да» или «нет»). Такие ответы зачастую отбивают у людей всякое желание вести беседу, так как демонстрируют отсутствие интереса с вашей стороны (даже если на самом деле это смущение или усталость). Даже если вам нечего ответить на вопрос, кроме «да» или «нет», постарайтесь немного расширить ответ, чтобы он звучал не так отрывисто.

Если беседа не клеится, можно попробовать разрядить обстановку шуткой. Но шутки нужно подбирать очень аккуратно, особенно в малознакомой компании : всегда существует риск, что ваша острота может обидеть кого-нибудь из присутствующих. Поэтому избегайте шуток об определенных группах людей (национальности, профессии и т. п.), двусмысленных шуток. Вообще, если шутка вызывает у вас хоть малейшие сомнения - не шутите.

В ходе беседы могут подниматься спорные вопросы и возникать разногласия. Каким бы сильным ни было искушение отстоять свою точку зрения, не нужно терять уважение к собеседнику . Разумеется, никто не говорит, что вам следует отказаться от своего мнения, но возражать собеседнику нужно ненавязчиво и деликатно, избегая резких выражений и переходов на личности. Не навязывайте никому свое мнение и свои взгляды, не насмехайтесь над чужой точкой зрения.

Во время разговора следите за своей речью . Старайтесь воздерживаться от использования специфического сленга, профессионального жаргона и редко используемых иностранных слов, которые могут быть непонятны многим из присутствующих. И, естественно, никаких грубостей. Разумеется, многое зависит от того, с кем именно вы общаетесь, - в компании близких друзей границы допустимого значительно расширяются - но не стоит забывать об элементарных правилах приличия.

Вообще, ведение беседы подчиняется фундаментальному принципу, применимому практически в любой ситуации: не говорите собеседнику того, чего сами не хотели бы услышать . Разговор должен строиться на взаимном уважении, только при соблюдении этого условия все собеседники останутся довольны беседой и друг другом.