Семья́ - организованная социальная группа, члены которой могут быть связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Распределение ролей и функций в семье тесно связано с понятиями лидерства в семье. В связи с этим нужно отметить, что

«…сейчас глава семьи - не глава «по закону», а лидер, то есть чье психологическое влияние признается добровольно». Потому можно считать, что в эгалитарном браке оба супруга в равной степени могут быть лидерами, а в традиционном - роль лидера принадлежит мужчине.

Современная семья значительно отличается от традиционной своей структурой (возросло число неполных семей; сократилось количество больших семей; в большинстве семей воспитывается только один ребенок). В то же время, в современной семье, так же как и в традиционной, наиболее важное место в жизни ребенка дошкольного возраста занимает мама. Итак, в современной семья в некоторой степени продолжает отражать культурные традиции предков по вопросу социализации детей, но изменяется в соответствии с современными социально-культурными тенденциями;

В современной многодетной семье сокращена внешняя поддержка со стороны родственников. Родители нередко оказываются один на один перед «численно превосходящими силами противника». Совсем иначе было в традиционной семье. Детей тогда рождалось немало, но и взрослых было достаточно. Имелись братья-сестры отца и матери, многочисленные бабушки-дедушки-сватья-кумовья, а также бездетные тетушки.

Шнейдер выделяет следующие особенности современной семьи

Семья стала меньше по численности;

Современная семья менее стабильна;

Уменьшилось число семей, где глава муж;

Семья стала менее дружной, т.к. родители и взрослые дети, братья и сестры предпочитают жить отдельно;

Значительно большее количество (по сравнению с недавним прошлым) людей не узаконивают отношения, или вообще живут одни.

Традиционная семья организована так, чтобы сохранить образ жизни старшего поколения, повторить родителей в детях. Дети здесь - объект социализации, задача которой состоит в том, чтобы «вписать» их в четко заданные рамки существующих ролей, норм и ценностей.

В чем особенности современной семьи?

-- Изменились нравственные и моральные нормы семейных отношений, сместились приоритеты личностных качеств, что, конечно, повлекло за собой изменения в структуре и атмосфере семьи.

Изменилось отношение к женщине, которая самостоятельно растит и воспитывает ребенка. Такая женщина не вызывает осуждения. Сегодня многие материально независимые женщины не вступают в брак, а рожают или берут на воспитание (усыновляют) ребенка.

Появляются и нетипичные (нетрадиционные) семьи. Некоторые такие появившиеся семьи необычны для нашей страны, например, многоженство. В то же время для мусульманских стран - это явление естественное.

Наиболее распространенной формой нетипичной семьи в последнее время является гражданский брак. Бывает и иначе...

Брак может быть зарегистрирован, однако супруги предпочитают жить раздельно. Он может быть прерывающимся, когда супруги расходятся на какое-то время, или открытым, когда партнеры охотно допускают интимные отношения вне брака.

В нашей стране широко распространены семьи - коммуны, так называемые "шведские" семьи, а также - гомосексуальные семьи.

Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети.

Традиционная семья может жить долго сама в себе. Она экономически и психологически независима. Для ее успешного длительного существования нет никакой необходимости во внешнем мире, который находится за пределами жизненного круга семьи.
Самый яркий пример, семья староверов Лыковых, которая многие годы жила в полной изоляции от внешнего мира.
Когда в девятнадцатом веке, начале двадцатого века по всему русскому северу стали строить маяки, станции наблюдения за погодой, столкнулись с проблемой, кто будет жить на диких островах длительное время вдали от людей. Первоначально селили команду солдат во главе с офицером. Результаты были печальны. На севере короткое лето, когда на остров с маяком и гидрометеостанцией завозились запасы продуктов, а потом наступала полярная ночь и люди оказывались оторванными от большой земли на долгие зимние месяцы. Постепенно накапливалось психологическое напряжение, случались конфликты, которые нередко перерастали в трагедии. Когда, наконец, море освобождалась ото льда, и прибывал первый корабль, обнаруживалось, что все люди погибли или находятся в таком состоянии, что не способны к дальнейшему проживанию вдали от людей и успешной работе.
Тогда стали селить на далеких островах семьи, вместе с детьми. И там, где суровые одинокие мужчины погибали, семья, как ни в чем не бывало, могла жить годами, не испытывая никаких психологических проблем. Естественно подбирались люди с соответствующим складом характера, склонностью к изолированному образу жизни.


Смотрители маяка Курбатова на острове Шумшу в Охотском море Елена Барбашева с мужем Владимиром и собакой

Как отцы наши жили, так и мы будем жить
В традиционной семье представление об окружающем мире молодой человек получает от старших членов семьи. Патриарх (дед) непререкаемый авторитет, слово которого во всех спорах - последнее. Это высший суд, решения которого уже обжалованию не подлежат. Сыновья, поддерживают авторитет деда (авторитет старейшин), потому что прекрасно понимают, что скоро они сами займут это место, и их авторитет будет зависеть от того, как они сегодня воспитают своих сыновей, дедовых внуков.

Вне традиционной семьи, человек никто. Если человек нарушает обычаи семьи - его изгоняют. Очень мало шансов, что его примут в другую семью, где он будет всегда на роли приживалы, которым все помыкают. Изгнанный за пределы семьи, рода, например, за убийство, человек становится , презираемым всеми отщепенцем.
Все члены традиционной семьи это понимают и при всех внутренних разногласиях всегда отстаивают интересы семьи. Взамен традиционная семья берет всех своих членов под защиту. В традиционной семье одинаково заботятся и о заболевшем, и о престарелом, и об инвалиде, и о сироте. Всем найдется и кров, и пища, и постель, и дело по силам.
Государство традиционной семье нужно только для защиты от иноплеменников, которые приходят убивать, грабить, уводить в рабство.
Для существования традиционной семьи не имеет никакого значения, что думают ученые об устройстве мира: Земля плоская и покоится на трех китах, или это шар, который несется через пустыню космического пространства.
Более важными являются знания помогающие выживанию семьи в конкретных природных условиях. Эти знания передаются из поколения в поколения, из уст в уста и охватывают весь цикл жизни человека от его рождения до смерти, и весь годовой цикл сельскохозяйственных работ и другой деятельности. Важнее научных представлений о мире, для традиционной семьи являются - религиозные. На ткань религиозного мировоззрения легко ложатся все практические знания о мире, накопленные за жизнь предыдущих поколений.

В традиционной семье глава семьи одновременно руководитель семейного предприятия. Под его руководством проходили все сельскохозяйственные работы у крестьян или рыбная ловля, как у поморов на этом снимке.
Без традиционной семьи невозможно существование традиционного государства. Не вкладывая в жизнь семьи ни копейки, государство регулярно получало с нее доход, вначале в виде дани, собираемой дружиной князя, потом в виде налогов.
Традиционная семья для государства неисчерпаемый источник людских ресурсов: рабочие на заводы, ополчение и новобранцы на войну.


Художник И.Лучанинов. Благословение ополченца. 1812 г.

У каждого свой бог
Традиционная семья не нуждается в писаных законах. Вся жизнь семьи проходит в соответствие с традициями и религиозными представлениями. В решении спорных вопросов последнее слово за патриархом (дедом), как он решит, так и будет.
Для традиционной семьи нет нужды и в общей с другими семьями религии. У каждой семьи свой бог. Во что наши деды верили, в то и мы будем верить. Языческие представления о мире легко вписываются в замкнутый мир традиционной семьи.
Но проблема в том, что семьи редко живут в полной изоляции от окружающего мира. Мировоззренческие различия влияют на взаимоотношения между людьми.
Местный князь собирает ополчение на войну, а старейшины родов и племен в сомнении, нужно ли князю помогать, не нашим богам он молится. У каждого роду, племени свой бог - нет единого государства. Каждый смотрит в свою сторону и готов защищать от врагов только свою семью.

Объединить в единый народ разрозненные племена на Руси могла только единая вера. Один народ, одна вера - победить невозможно. Это хорошо понимал Великий князь Владимир, Киевский, когда принял решение о принятии для всех единой веры - православия, и который последовательно начал ломать языческие религиозные устои традиционной семьи.

Вывод. Мировоззрение традиционной семьи основано на религии, а все необходимые для жизни знания передаются из уст в уста, от старших младшим. Традиционная семья может жить длительное время в полной изоляции и нуждается в государстве только для защиты от многочисленных и сильных врагов.

Семья должна стать традиционной в полной мере

В 2018 году в России начнут действовать новые меры материальной поддержки семей с детьми. Это выплаты на первого ребенка, помощь государства по ипотеке, обеспеченность яслями и др. Плюс продлевается действие программы материнского капитала. Считается, что эти меры помогут улучшить демографию. Однако они носят не демографический, а социальный характер и представляют собой меры материальной поддержки семей, т.е. помощь в том, что имеет .

Наше демографическое мышление построено на неверных посылках. Мы пребываем в гипнозе «финансизма» и считаем, что для выздоровления семьи нужно просто «вливать» в нее деньги. Представьте себе, что в больнице уже много лет лежит ваш тяжело больной родственник. Ему не становится гораздо лучше, и он продолжает находиться в тяжелейшем состоянии. А мы, вместо того чтобы лечить его, считаем, что нужно просто давать ему денег. Да, это скрасит его пребывание там, но НЕ вылечит . Примерно тот же самый прием используется по отношению к семье. Семью даже не пытаются лечить, а просто материально ей помогают. Даст ли это демографический эффект? Нет. Больному нужно помогать, но прежде всего больного нужно лечить!

Тот, кто работал на земле, знает, что плодоносить будет только здоровое дерево, давать потомство будет только здоровое животное. Все живое дает потомство только в здоровом состоянии. Нынешняя же семья нездорова, и ожидать от нее обильных плодов, т.е. деторождения, бесполезно. В чем нездоровье семьи? В том, что она стала институтом и относятся к ней, как к институту, такими вот мерами: у вас проблема – нате вам денег.

Могу сказать и по-другому. Семья перестала быть традиционной. Если мужчина и женщина заключили брак, это только первый шаг к ее созданию. К сожалению, подавляющее большинство семей традиционными не являются, поскольку живут не традиционными представлениями о семье, а представлениями ХХ века. А они являются извращенными. Могу их перечислить по пунктам.

Во-первых, это установка на малодетность – родить одного, максимум двух (при благоприятных условиях).

Во-вторых , это сама установка, что родители «принимают решение о рождении ребенка». От одних этих слов меня бросает в дрожь. Потому что жить в браке, избегая детей, – это избегать друг друга, это обесценивать сам брак. Это позор. Ожидать от такого позорного «брака», что он будет многодетным, бесполезно.

В-третьих , это готовность убивать своих детей.

В-четвертых , это установка на то, что работать должны оба родителя, а воспитывать – это дело тети в садике, учить – дело тети в школе.

Как же выглядит традиционная семья? Прежде всего, она создается в Боге и является иерархичной. Жене глава – муж, а мужу – Бог. Семья же неверующих по определению не является традиционной, поскольку там нет иерархии. Из-за этого она не будет и многодетной (исключения очень редки). Ведь современные супруги вообще не понимают своего предназначения.

Во-вторых , в традиционной семье детей не «планируют», а любят. И дети являются плодом любви, а не плодом «плана». А уж когда семье дастся новый ребенок, это только Богу известно. Дело супругов – не идти против Бога и воздерживаться друг от друга только на время поста и молитвы (см. 1 Кор. 7:5), а не жить для себя по принципу «максимум удовольствий, и никаких детей, а то дорого». Это человекоубийство, это убийство будущего.

В-третьих , в традиционной семье беззащитных детей не убивают. Что мы хотим исправить в демографии, если государство убивает детей!? Какое народосбережение? Детей вырезают, как скот. Я понимаю, что народ не готов к тому, чтобы вообще не убивать, но хоть какие-то потуги в ограничении убийств должны быть. Пока же нет никаких. В этих условиях все призывы к улучшению демографии останутся пустыми словами. Но самое страшное, что люди хотят убивать. Государство разрешает это делать, но идут на убийство сами люди. Они убивают СВОИХ детей.

В-четвертых , в традиционной семье материальное обеспечение семьи лежит на плечах главы. Жена в основном занимается домашним хозяйство и детьми. Поэтому у нее есть время на детей. Та семья, где женщина поскорее сдает младенца в «камеру хранения» — ясли или детсад, никак не является традиционной. И поддерживать этот институт – это значит разрушать семью. Жена – это, прежде всего, мать, а не работница в своем офисе. Женщин нужно вернуть в семью, а не вырывать из нее.

В-пятых , в традиционной семье детей воспитывают и учат родители. Как минимум они держат процесс обучения под плотным контролем. Вот такая семья традиционная. Та, где обучает детей школа, интернет, улица, — это не традиционная семья. А потом мы удивляемся, почему у нас разорвана связь между поколениями. Да потому, что родители, поклоняясь идолу своего «равноправия», в равной степени не занимаются своими детьми, перекладывая это на плечи государства – садика, школы, «общества», «коллектива». И потом же выдвигают претензии, мол, вы не так выучили моего ребенка. Да нет, это родители вначале его бросили.

В-шестых , традиционная семья создается на всю жизнь. Конечно, все скажут, что они заключают брак на всю жизнь, но спросите о личном отношении к разводам – и вы поймете, почем в России на 100 браков приходится 60 разводов. Потому что брак воспринимается как временное сожительство без обязательств. Не понравилось – разбежались. «Не сошлись». В традиционной же семье это невозможно.

Наконец, последнее. Что такое традиция? По-русски это предание (лат. trans – передача). Традиционная семья – это та, в которой передается слово Божие от родителей к детям. В более общем смысле – мировоззрение своей общности. Что может передать современная семья, если родители в среднем общаются с ребенком 10-15 минут в день? По другим данным, до 40 минут, из которых часть времени уходит просто на совместное сидение перед телевизором. То есть родители толком с детьми не общаются, возлагая все на пресловутую «социализацию». Нет, это не традиционная семья, не говоря уже о том, что у самих родителей зачастую нет твердого мировоззрения.

Много чем ещё традиционное представление о семье отличается от того, которое мы, заблудившиеся люди XXI века, считает традиционным. Наша задача – опомниться и начать с себя. Семью нам строит не государство, а мы сами. Потому и начинать нужно с себя. Другого пути у нас нет.