Зульфия АХМЕТЗЕКОВА,
11-й класс,
Сабинская средняя школа,
Республика Татарстан
(учитель – Ш.Г. Усманова)

О стихотворении А.Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник...»

В творчестве любого поэта важное место занимает тема любви. Но в раннем творчестве Ахматовой её трудно выделить особо, потому что всё, что она пишет, написано или о любви, или в присутствии любви, или при воспоминании об ушедшей любви.

«Двадцать первое. Ночь. Понедельник...» – одно из ранних стихотворений поэтессы, которое вошло в книгу «Белая стая». Стихотворение можно разделить на две контрастные части. Начало – четыре стихотворения на две строки – характерно для Ахматовой. И с первых же слов стихотворение завораживает, завлекает, заинтересовывает своей тайной:

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.

Ахматова воссоздаёт ощущение течения времени, властно определяющего судьбу человека. В её ранних стихах это находило выражение в столь часто встречающейся у неё прикреплённости происходящего к точно – по часам – обозначенному моменту. Понедельник – тяжёлый день. Может быть, именно поэтому следующие слова о любви так необычны.

Привлекает внимание “прерывистость” первых строчек. Этот приём придаёт стихотворению интонационную экспрессию. В таком начале чувствуется и связь с Блоком (“Ночь. Улица. Фонарь. Аптека...”), с которым поэтессу связывала большая дружба.

Дробление стиха на части (назывные предложения) передаёт состояние покоя, однообразия и неизменяемости жизни. Каждая лирическая деталь, выраженная существительным, включена в своеобразный лексический ряд, благодаря чему все детали соединяются в общую картину. Вместе с тем здесь чётко обозначены время и место действия – героиня задумалась о любви, глядя на “очертанья столицы во мгле”.

В первой части отрицается любовь, считается, что всё это просто чьи-то выдумки. Тем не менее все в это поверили и уже не могут жить без любви:

И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.

По мнению одного из современных исследователей творчества Ахматовой, “излюбленный приём автора – отрицанием какого-либо положения обращать на него особое внимание и заставить думать обратное”. Возможно, и в этом стихотворении мы сталкиваемся с таким приёмом. Лёгкость и весёлость первой части преодолевается, исчезает после того, как мы произносим “но” третьей строфы. Союзом “но” Ахматова противопоставляет третью строфу предыдущим.

Если первая часть (особенно вторая строфа) отличается сдержанностью выразительных средств (отсутствие эпитетов и каких-либо других тропов), употреблением нейтральной лексики (общеупотребительные слова: “столицы”, “на земле”, “поверили”, “живут” и другие) и слов с явно пренебрежительной окраской (“какой-то бездельник”, “от лености или со скуки”), определяющих отношение героини к поступкам “бездельника” и “всех”, то во второй части картина меняется. Здесь открывается внутреннее состояние самой героини, а возможно, и самого автора. Её голос приобретает “всемирность” звучания, которое достигается романтически окрашенным словом “тайна” и метафорой “почиет тишина”. Так утверждается великая сила любви, её чистота и возвышенность. “Всемирность”, открытость миру обеспечивается также открытыми рифмами третьей строфы:

Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина...
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор всё как будто больна.

Многоточие, следующее за словом “тишина”, заставляет остановиться, задуматься; возможно, автор что-то недоговаривает, ведь от многословия блёкнет всё, тем более любовь-тайна, любовь-тишина. Стоит обратить внимание на ту “тишину”, которая создаётся здесь. Три строки начинаются с гласных (и, я, и ), много слов со стечением гласных (но иным, открывается, почиет, на это). Прекрасно обрамление этой строфы – начинается с “но”, и каждая строка кончается на “-на”, “-на”, “-но”, “-на”. Вдобавок к этому каждая строка и внутри имеет: первая – ны , вторая – ни , третья – на , на, но . Так создаётся благозвучие, напевность, таинственная музыка любви, на которую героиня “наткнулась случайно”.

Aхматова пишет в одном стихотворении: “А в книжках я последнюю страницу // Всегда любила больше всех других...” И в её собственных стихах именно концовка или последняя строфа, строка частенько вдыхают в стихи особую жизнь, и они начинают излучать энергию. Нет, любовь – тайна, хотя и боль. Это только “бездельник” и только в “понедельник” может сочинить, что любовь выдумана людьми “от лености или со скуки”.

Свое произведение "Двадцать первое. Ночь. Понедельник" Ахматова написала в 1917 году, когда обстановка в России была достаточно напряженной. Личная жизнь поэтессы не имела успеха и возникали некоторые сомнения относительно своего творческого мастерства.

Тематика стихотворения лаконична и проста. Оно несёт в себе полное разочарование в существовании любви и переосмысление некоторых ценностей. Ахматова говорит иронически об этом чувстве, которое принесло ей боль и страдания.

Первое четверостишие имеет свое начало с точной констатации числа, времени и дня недели. Оформлено это все в рваном ритме, создается впечатление будто читаешь телеграмму. Но далее идёт строчка полная умиротворения, отражающая то, что видит поэтесса подойдя к окну. И появляется чувство, что становишься невольным слушателем чужого письма.

Второй катрен пронизан досадой того, что все поверили тому, кто придумал любовь. Так и живут с бессмысленной верой в эту бестолковую сказку.

Заключительная часть стихотворения содержит главную мысль автора. Поэтесса случайно узнав о том, что любви нет, вынуждена теперь страдать и это не даёт ей спокойно жить.

Ощущение лирического размышления создается путем написания текста в размере трехстопного анапеста, ритм которого способен создать подобное чувство.

Ахматова пишет это произведение намеренно простым, использовав для него лишь пару выразительных средств. Эпитет "любовные песни" и высокопарную метафору "почиет на них тишина". Такая простота подчеркивает душевное безразличие страдающей героини.

Пережитая любовная драма меняет главную героиню. Происходит её становление как мудрой женщины, спокойно относящейся к чувствам. Нет, она не потеряла веру в искренность любви, ей просто удалось переосмыслить свое отношение к ней, которое обрело более земное понимание.

В стихотворении идёт одна линия рассуждения. Гармония между формой и содержанием появляется засчет логично выстроенных предложений.

Все введенные в повествование образы очень просты по своей сути. В этом и заключается вся особенность поэтического стиля Ахматовой, которая может наполнить любой образ смыслом и эмоциональной составляющей.

Анализ 2

В 1917г. вышел 3 том поэтессы под названием «Белая стая», которая является наиболее значимой из всех ею написанных произведений.

Данное стихотворение достаточно небольшое, и оно входит в том «Белая стая». Где хорошо отражены, какие происходят перемены, претерпела, поэтессы. Начинается с речевого оборота – парцелляции, показывающие интонационное деление высказанной мысли на небольшие части, и звучат как самостоятельные фразы. Данный прием помогает поэтессе добиться значимых окрасок, ясности, четкости. Появляется ощущение, что первые строки произведения – это некий обрывок из послания. Четко, сжато – лишь только дается указания времени.

Сначала представляется, что к чувствам Ахматова относится с некой ноткой иронии. Как она считает, сам факт явления любви на земле придумал некий лентяй, которому нечем было заняться. Другие люди ему доверились, - может от лени своей, может от того, что нечем заняться. В изданном томе у Ахматовой уже нет некого трепета к влюбленности. Она пропала, с появлением первых этих чувств. Нет той женщины, которая сжималась под своей мрачной вуалью, носила на правой руке перчатку левой руки, и мчалась за своим любимым молодым человеком до калитки, клявшись, покончить собой, если тот исчезнет из ее жизни.

Пережив свои драмы любви, на века меняют ее, делают более спокойной и мудрой. Но не нужно полагать, что девушка отреклась от самых прекрасных ощущений на земле. Лучше предположить, что она просто все переосмыслила и осознала. Любовь она осознает как некую тайну, доступную только некоторым людям. И распознание ее приносит им умиротворение. Девушке это стихотворения лишь случайно удалось оказать в числе избранных. Любовь, эта некая болезнь, некая загадка – это эти новые ощущения, которые открываются тем, кто читает третий сборник поэтессы.

Вариант 3

Стихотворение представляет собой одну из составных частей поэтического сборника автора под названием «Белая стая» и отличается автобиографичностью, связанной с личными переживаниями поэтессы.

Основной тематикой лирического произведения являются авторские размышления о любовных разочарованиях, приводящих к переосмыслению человеческих ценностей.

Структурная композиция представляет собой линейную форму, в которой мыслительное развитие сюжетной линии осуществляется последовательно, позволяя понять и проникнуться душевным миром лирической героини. Первая строфа показывает задумчивую глубину состояния женщины, создавая ощущение мысленного диалога самой с собой, во второй строфе усиливаются ноты разочарования, вызванного любовным чувством, а третья строфа посвящена раскрытия главного мотива стихотворения, заключающегося в утрате жизненных иллюзий, лишивших лирическую героиню радости бытия и надежды на счастливое будущее.

В качестве стихотворного размера произведения поэтессой выбирается трехстопный анапест, выражающий авторский замысел в виде мыслительных размышлений посредством своеобразной звуковой ритмики.

Среди немногочисленных средств художественной выразительности, применяемых в стихотворении, выделяются изобразительные эпитеты и метафоры, которые, несмотря на их скупое использование, подчеркивают душевные страдания лирической героини в виде смятений и разочарования, демонстрируя ненужность высокопарных фраз и слов. При этом автором намеренно выбирается простое изложение выбранной тематики в целях описания душевного безразличия страдающей и разочарованной женщины.

Отличительной особенностью стихотворения является применение своеобразного оборота речи в форме парцелляций, заключающихся в интонационном разделении стихотворного содержания на небольшие отрывки, звучащие в качестве самостоятельных выражений, которые создают впечатление об некоем посланном обрывке письма, изложенном в четком и сжатом виде.

  • Анализ стихотворения Тихая, звездная ночь Фета

    Стихотворение А.А. Фета «Тихая, звездная ночь» написано в 1842 году. На его основе создано несколько романсов популярными композиторами того времени. Все это свидетельствует о глубоком проникновении лирики поэта в сердца читателей.

  • Анализ стихотворения Мужичок с ноготок Некрасова

    Творчество великого русского писателя Н. А. Некрасова – это сочетание тем и вопросов, которые остаются актуальными во все времена. Это проникновение невзгод и нищеты в мир детства

  • Стихотворение “Двадцать первое. Ночь. Понедельник” считается одним из самых важных для понимания раннего периода творчества Ахматовой. Краткий анализ “Двадцать первое. Ночь. Понедельник” по плану можно использовать на занятиях по литературе в 9 классе, чтобы школьники могли разобраться в этом вопросе.

    Краткий анализ

    История создания – произведение написано в 1917 году, который был неспокойным для Ахматовой одновременно и в личном плане, и в общественном.

    Тема стихотворения – разочарование в любви.

    Композиция – линейное, от первой строфы и до третьей мысль развивается последовательно.

    Жанр лирическое стихотворение.

    Стихотворный размер – трехстопный анапест.

    Эпитет “любовные песни” .

    Метафора – “и почиет на них тишина “.

    История создания

    1917 год был очень сложным для Ахматовой. Не только из-за революции, которая сотрясала всю Россию, но и по личным причинам: разлад с мужем становился все очевиднее и все глубже. К тому же поэтесса начинает испытывать сомнения в том, что она действительно талантлива – и это несмотря на то, что сборники ее стихов были очень хорошо приняты и критиками, и публикой. История создания произведения связана с сильными переживаниями, особенно личного характера.

    Ахматова предчувствовала, что ее брак не просто дал трещину – он распадается. Она была разочарована в себе из-за того, что позволила чувствам к Николаю Гумилеву полностью завладеть ее сердцем, которое в итоге оказалось разбитым. Она была действительно разочарована в отношениях и относилась в любви без прежнего трепета.

    Стихотворение впервые напечатано в том же году в знаковом для Анны Андреевны сборнике “Белая стая”, где она предстает в новой для себя поэтической ипостаси.

    Тема

    Тема произведения достаточно проста. Оно посвящено разочарованию в любви – этом прекрасном чувстве, которое лирическая героиня пережила сполна, и при этом в итоге оно сделало ее несчастной. Именно поэтому она говорит о любви с такой иронией, отрекается от нее, считает, что само ее существование – это сказка, сочиненная каким-то бездельником.

    При этом читателя не оставляет ощущение, что за всеми холодными фразами, сказанными будто в сердцах, на самом деле скрывается печаль по утраченному чувству и желание любить и, конечно, быть любимой в ответ.

    Композиция

    Линейно развивающаяся композиция стиха дает возможность читателю проникнуть в душевный мир лирической героини. В первой строфе она как будто очерчивает время действия, показывая, насколько глубока ее задумчивость. Создается впечатление, что женщина просто разговаривает сама с собой, убеждает себя с том, что любви на самом деле не существует. Представить такую картину несложно.

    Вторая строфа также полна разочарования – ведь все верят в выдумку о любви и живут с ней, переживают из-за несуществующего и несущественного чувства.

    В третьей строфе открывается главная мысль – что у самой лирической героини утраченная иллюзия забрала радость жизнь, забрала возможность просто жить. При этом она говорит о том, что прозрение, подобное тому, что посетило ее, доступно не всем. И становится понятно, что сама девушка с удовольствием бы от него отказалась.

    Жанр

    Это лирическое стихотворение, в котором Ахматова описывает собственные чувства, вкладывая горькие слов в уста лирической героини. Она еще так молода, но успела разочароваться в главном для всякой женщины чувстве и это приводит ее в отчаяние.

    Трехстопный анапест, использованный для того, чтобы придать поэтическим строчкам форму размышления, чаще всего используется именно для создания лирических произведений.

    Средства выразительности

    Ахматова сделала это стихотворение нарочито простым, по сути, использовав только два изобразительно-выразительных средства: эпитет – “любовные песни” и метафору – “и почиет на них тишина” . Интересно, что такая скупость не делает произведение менее лиричным – более того, именно она помогает подчеркнуть смятенное состояние души разочарованной женщины. Ей не до высоких фраз.

    При этом эпитет “любовные песни” играет очень важную роль – именно он показывает, насколько иронично теперь мировосприятие лирической героини, которая раньше и сама с удовольствием писала такие песни.

    «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…» Анна Ахматова

    Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
    Очертанья столицы во мгле.
    Сочинил же какой-то бездельник,
    Что бывает любовь на земле.

    И от лености или со скуки
    Все поверили, так и живут:
    Ждут свиданий, боятся разлуки
    И любовные песни поют.

    Но иным открывается тайна,
    И почиет на них тишина…
    Я на это наткнулась случайно
    И с тех пор все как будто больна.

    Анализ стихотворения Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…»

    В 1917 году свет увидел третий сборник Ахматовой «Белая стая», считающийся наиболее значительным из ее дореволюционных книг. Критики-современники практически оставили без внимания издание. Дело в том, что вышло оно в период для России трудный. Согласно поздним воспоминаниям Анны Андреевны, первый напечатанный тираж никак не мог попасть из Петербурга в Москву. Тем не менее, некоторое количество отзывов книга все-таки получила. Большинство критиков отметили стилевое отличие «Белой стаи» от «Вечера» (1912) и «Четок» (1914). Слонимский считал, что стихотворения, вошедшие в третий сборник Ахматовой, отмечены новым углубленным мировосприятием, обусловленным победой духовного начала над чувственным, в крайней степени женственным. По мнению Мочульского, в «Белой стае» поэтесса становится более сильной, строгой, суровой. В ее творчестве появляется образ Родины, слышится эхо войны. Пожалуй, главная особенность сборника – полифония, о которой писали многие исследователи ахматовской лирики.

    Небольшое стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…», датированное 1917 годом, входит в сборник «Белая стая». На его примере четко видно, какие изменения претерпел мотив любви в поэзии Анны Андреевны. Первое четверостишие начинается с парцелляции — речевого приема, представляющего собой интонационное деление высказывания на отрезки, которые графически обозначаются как самостоятельные предложения. Использование этого тропа позволяет Ахматовой добиться большей эмоциональности, выразительности, яркости. Создается впечатление, что начальная строка стихотворения — отрывок из телеграммы. Все кратко, все по делу — только обозначение времени, ничего лишнего, никаких подробностей.

    Поначалу кажется, что к любви лирическая героиня стихотворения относится с явной иронией. По ее словам, факт существования этого чувства на земле сочинил какой-то бездельник. Остальные люди ему поверили — то ли от ленности, то ли от скуки. В «Белой стае» лирическая героиня уже не с таким трепетом относится к любви. Исчезло волнение, порождаемое первым чувством. Не стало той девушки, что сжимала руки под темной вуалью, надевала на правую руку перчатку с левой руки, бежала за бесконечно обожаемым мужчиной до ворот, обещала умереть, если он уйдет. Пережитые любовные драмы навсегда изменили ее, сделали спокойней и мудрее. Впрочем, не стоит думать, что она отказалась от самого прекрасного чувства на земле. Скорее, лирическая героиня полностью переосмыслила его. Любовь осознается ей как тайна, доступная только избранным людям. Постижение истины приносит им покой («почиет на них тишина»). Героине стихотворения случайно посчастливилось попасть в круг тех «иных». Любовь как болезнь, любовь как тайна — вот то новое восприятие, которое открывается читателям в третьем сборнике Ахматовой.

    На книгу «Белая стая» повлияли не только трагические события, происходившие в России, но и отношения Анны Андреевны с русским художником-монументалистом и литератором Борисом Анрепом, который большую часть жизни провел в Великобритании. Поэтесса познакомилась с ним в 1914 году. До отъезда Анрепа из Российской империи влюбленные часто виделись. Ахматова посвятила Борису Васильевичу порядка тридцати стихотворений, значительная часть из них вошла в сборник «Белая стая». Последняя встреча Анны Андреевны с Анрепом состоялась в 1965 году, в Париже, после чествования поэтессы в Оксфорде. Борис Васильевич потом вспоминал, что образ когда-то любимой женщины показался ему столь же юным, свежим и очаровательным, как и в 1917 году.