Финал поэмы с появляющимся там образом Христа вызывал у первых читателей и критиков больше всего недоумений и споров. Что это - грубое богохульство или ортодоксальная религиозность? Финал поэмы внушал серьёзные сомнения самому Блоку. В ответ на упрёки в искусственности заключительных строк он ещё и ещё раз спрашивал себя, мог ли этот конец быть иным, сам удивлялся: “…почему Христос?” Ср. строки из дневника поэта: “…Чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос”.

“Что Христос идёт перед ними - несомненно. Дело не в том, «достойны ли они Его», а страшно то, что опять Он с ними и другого пока нет; а надо Другого?” - так размышлял Блок в одной из записных книжек. “…Я только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути , то увидишь «Иисуса Христа». Но я иногда сам ненавижу этот женственный призрак”. Для Блока Христос в его поэме - символическая условность. Как пишет В.Орлов, поэта “тревожило внутреннее несоответствие канонического образа «Спасителя» и «искупителя» идейно-художественной тональности поэмы”. Эта “страшная мысль” и преследовала Блока, но другого образа, равного по морально-этической ёмкости, ему не удалось найти, поэтому в 1921 году поэт заявляет уже твёрдо: “А всё-таки Христа я никому не отдам”.

Несмотря на всю странность этого образа, он органичен для художественного строя поэмы. Он появляется из снежной стихии, рождается из неё. Примечательно с этой точки зрения время создания поэмы: между Рождеством и Крещением - святки. Кажется, что Христос (“впереди с кровавым флагом”) возглавляет движение красногвардейского патруля, завершающееся образом “холодного” и “безродного” пса-волка. Однако Христос движется поступью “надвьюжной”. Его отношения с двенадцатью противоречивы: Он с ними, но они, не видя Его, принимают Его враждебно (“Всё равно тебя добуду, // Лучше сдайся мне живьём!”). Парадоксально, что двенадцать красногвардейцев, отвергающие прежние ценности (“Пальнём-ка пулей в святую Русь”), напоминающие разбойников, незримо возглавляются Тем, чьё имя символизирует высшие ценности гибнущего мира. В черновике к «Двенадцати» Блок цитирует Евангелие от Луки, выражая своё понимание Христа: “И был с разбойником…” Наброски к пьесе о Христе, которую Блок задумал непосредственно перед созданием поэмы, рисуют Христа не столько как воплощение святости, чистоты и человечности, сколько как символ бунтарской стихии, освободительного начала, рождающегося нового мира.

“Идут без имени святого // Все двенадцать вдаль”, но святое имя всё-таки над ними. При этом у Христа красный флаг, напоминающий и о мировом пожаре, и о бессмысленно убитой Катьке. “Кровавый флаг” в соединении со “святым именем”, поставленный во главе движения двенадцати и в то же время независимо от них (над ними) - вот художественная загадка финала.

Бурной литературной критике была подвергнута поэма А. Блока « ». В ней мы встречаемся с таким количеством образов–символов, что каждый человек по-своему может растолковать их.

Особая волна сопоставимых мнений протекла над образом Христа, который появляется в финале поэмы. Кто-то из современников Блока говорил о том, что в конце произведения мы не можем встретить образ Христа, это скорее Антихрист, ведь, он появляется из вьюги, из непогоды, ведь вокруг проливается кровь и совершаются убийства. Поклонники религиозных течений России заявляли мысль о том, что группа красноармейцев преследовали Христа ради того, чтобы убить его.

По мнению И. Приходько, в образе Христа воплотилась сама революция, которая должна принести людям перемены и свет в конце завершения.

Иисус Христос появляется в белом одеянии, с белым венчиком из роз. Это говорит о его чистоте и непорочности, о святости образа. Религиозные мотивы в поэме проявляются не только с появлением образа Всевышнего. Ведь в самом начале первых глав читатель знакомится с персонами двенадцати человек, которые совершают свой странствующий путь, которые идут вперед, не смотря ни на что.

Число героев соответствует двенадцати апостолам, которые известны человечеству по евангельским сказаниям. Появление Всевышнего в конце поэмы говорит о том, что святая сила всегда была и будет над землей и в небесах, не зависимо от того, идут к ней на встречу или нет. Именно поэтому А. Блок связывает бушующую стихию, неугомонную бурю с Иисусом, который выходит из нее. Это еще раз подтверждает бессмертность данного образа. Автор описывает картину впереди шагающего Христа, за которым шли красноармейцы, а затем уже и голодный пес. Животное символически передает позицию старого мира, который волочится в самом конце. На переднем же плане присутствует идеал, образ святого Всевышнего. А. Блок пытается приблизить Христа к народу, поэтому, в тексте поэмы, спускает его с небес, поближе к простому человеку.

Вот, сколько разных значений и пониманий может скрываться в таком образе. Конечно, каждый из нас имеет свое личное мнение и склоняется к своим размышлениям о причинах присутствия Христа в финале. Даже сам автор говорит о том, что видит Иисуса в финале поэмы по разным мотивам.

Загадка финала поэмы «Двенадцать»

Поэма «Двенадцать» написана Блоком в 1918 г., когда гран­диозные события революции были еще днем сегодняшним. Про­изведение стало одним из первых литературных откликов на очень противоречивый, переломный исторический момент. Зако­номерно поэтому, что оценки блоковской книги современниками были подчас диаметрально противоположными. Ее считали «своей» как сторонники, так и противники революции. Вызвал к жизни острую полемику образ Иисуса Христа в финале «Двенад­цати». Трактовку этого образа можно считать ключом к разгадке всей сложной, новаторской в творчестве Блока поэмы.

Однако финал — это лишь часть целого, поэтому его осмыс­ление невозможно без анализа всего текста.

В основе композиции «Двенадцати» лежит антитеза, проти­вопоставление. Об этом заявляют первые же строки:

Черный вечер. Белый снег.

И сразу же становится очевидным вселенский масштаб раз­ворачивающихся событий:

Ветер, ветер На всем божьем свете!

Противопоставлены же друг другу образы нового и старого мира. Старый мир обрисован черным: «барышня в каракуле», «долгополый поп», «писатель-вития»… Самыми емкими образа­ми уходящего времени становятся мерзнущий «буржуй» и сле­дующий за ним по пятам «паршивый пес».

Новый мир представлен в образе коллективного героя по­эмы — двенадцати красногвардейцев, которые патрулируют го­род. Движение маленького отряда лежит в основе композиции произведения. Однако все эти люди проходят и внутренний путь духовного преображения.

Впервые они предстают перед нами в вихре пурги, стихии, которая будет сопровождать героев до конца поэмы. Сначала двенадцать выглядят зловещими каторжниками, анархистами без веры и совести:

В зубах цигарка,

Примят картуз.

На спину б надо Бубновый туз.

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Но это скорее взгляд обывателя, чем авторская характерис­тика двенадцати. Позиция Блока иная. Он называет своих геро­ев «рабочим народом» и сознательно ставит в центр произведе­ния именно таких людей, наделенных многими противоречивы­ми качествами. Их поднял с самых низов вихрь истории, ведет вперед «черная злоба — святая злоба» к сытым. Всю тяжесть со­крушения старого мира двенадцать берут на себя:

И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль.

Даже великий грех — убийство человека — воспринимается не просто как частная, конкретная история, а как возмездие «страшному миру», изуродовавшему человеческие судьбы и души, и бремя этой платы за искупление всех людских грехов герои берут на себя. В финале поэмы двенадцать — носители не только кровавого меча, но и великой исторической миссии. Не случайно изменение лексики и ритма произведения. Выкрики, частушки сменяются четким маршевым ритмом, вместо разго­ворных «Катька», «Ванька», «падаль» появляются слова высо­кого стиля:

В очи бьется Красный флаг.

Раздается Мерный шаг.

Символическим смыслом наполняется само слово «две­надцать». Это уже не просто число красногвардейцев в соста­ве патруля. Здесь использована библейская символика: две­надцать апостолов — ученики Христа, провозвестники новой веры, истины.

И глав в поэме тоже двенадцать. В последней, финальной главе, сведены воедино все образы и мотивы произведения. Ав­тор отвечает на вопрос, прозвучавший в начале произведения: что впереди? Красногвардейцы «вдаль идут державным шагом» как хозяева мира, творцы истории Вселенной. Рисуя неостано­вимое движение двенадцати, Блок создает историческую перс­пективу:

…Позади — голодный пес,

Впереди — с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз —

Впереди — Исус Христос.

Только в конце поэмы, в заключительных строках, появ­ляется образ Христа. Мороз, ночь, разрозненные крики, зву­ки выстрелов, огни создают картину хаоса, некоего вселенского Апокалипсиса, а образ Иисуса, который находится «над» бушующим миром, несет с собой гармоник, чистоту. Христос не только «над» земным хаосом, он еще и «впере­ди» как путеводная звезда для тех, кто сметает старый мир и устремлен в будущее. Идеальный характер образа подчеркива­ет белый цвет, сопровождающий появление Христа и возни­кающий в разных вариациях («белый венчик из роз», снег, жемчуг). Закономерна и музыка, не какофония звуков, а гар­мония заключительных строк (сочетания нежн-, -вьюжн-, снежн-, -ужн-).

Такой финал поэмы стал для современников Блока и пос­ледующих поколений читателей подлинной загадкой. Одни считали, что речь идет о религиозном «освящении» револю­ции, другие видели в блоковских строках анафему ей. Некото­рые рассматривали поэму как путь к духовному возрождению человека, указанный Блоком в вихре времени, а для многих, в первую очередь для И. Бунина, все это было непроститель­ным богохульством (Христос впереди безбожников, с «крова­вым флагом», да и рифма дерзкая: пес- роз- Христос). М. Во­лошин даже считал, что двенадцать в поисках «незримого вра­га» стреляют в метель, а значит в того, кто «за вьюгой невидим» — в Христа. Многим финал поэмы представлялся на­думанным и служил подтверждением противоречивости взгля­дов поэта.

Даже сам Блок, как свидетельствуют его письма и днев­никовые записи, не мог рационально объяснить, «почему Христос?», но иного окончания поэмы он не видел. Именно Христос, «женственный призрак», соединил в себе наметив­шиеся еще в дореволюционном творчестве поэта воплощения идеала мировой гармонии (Мировой Души, Прекрасной Дамы, Вечной Женственности) с символикой стихии как природного начала бытия. В исторических испытаниях Рос­сии, в «столбах метели» на ее пути (пути кровавом, трагичес­ком) Блоку виделся незримый Христос, открывающийся лю­дям в суровых испытаниях и страданиях. В цвете «кровавого флага» есть и капелька крови Катьки, сгоряча загубленной Петрухой. Отсвет этой земной любви («запрокинулась лицом, зубки блещут жемчугом») блеснет и в «снежной россыпи жемчужной», сопровождающей явление Христа. Христос по­тому и «невидим», «и от пули невредим», что он не существо во плоти, а воплощение идеала, к которому идет через муки совести не понятый товарищами Петруха, к которому, сами не ведая того, движутся через тревоги, сомнения, кровь две­надцать героев поэмы, потому что их путь — это путь самой истории. Так поэт показал трагедийное преображение души, очищающейся через страдание в суровую и полную противо­речий революционную эпоху. Так он воплотил свою веру в справедливость возмездия «страшному миру» и надежду на грядущее счастье, свет, любовь.

Поэма Александра Блока «Двенадцать», в которой поэт принял недавно свершившуюся Октябрьскую революцию, вызвала резкую критику со стороны противников большевиков, в частности, из-за кощунственного, по их мнению, употребления христианской символики в поэме. Действительно, главные герои, патруль из двенадцати красногвардейцев, явно уподобляются двенадцати апостолам Иисуса Христа, а сам он возникает в финале «в белом венчике из роз», как бы освящая миссию двенадцати и революцию, которую они олицетворяют. Между тем двенадцать красногвардейцев как будто законченные атеисты и недаром предлагают: «Пальнем-ка пулей в святую Русь...» И в момент работы над «Двенадцатью» подобные богоборческие мотивы были свойственны самому Блоку. Вспоминает Корней Чуковский: «Как-то в начале января 1918 года Блок был у знакомых и в шумном споре защищал революцию октябрьских дней. Его друзья никогда не видели его таким возбужденным. Прежде спорил он спокойно, истово, а здесь жестикулировал и даже кричал. Вскоре он сказал между прочим: «А я у каждого красногвардейца вижу ангельские крылья за плечами»». Так зародился замысел знаменитой поэмы.
Блок отвергал православную церковь. Поэтому одна из сатирических зарисовок в «Двенадцати» - православный священник:
А вон и долгополый -
Сторонкой за сугроб…
Что нынче невеселый.
Товарищ поп?
Помнишь, как бывали
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?
Для поэта существовало другое, мистическое христианство. И в революции он видел возможность наступления чаемого Царства Божия на земле. В статье «Интеллигенции и Революция»
Блок писал: «России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и - по-новому - великой». И заключал: «Душа кровь притягивает. Бороться с ужасами может лишь дух. К чему загораживать душевностью пути к духовности? Прекрасное и без того трудно. А дух есть музыка. Демон некогда повелел Сократу слушаться духа музыки. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию». Поэт услышал музыку Революции и решил, что впереди двенадцати апостолов веры должен идти Иисус Христос «с кровавым флагом, и за вьюгой невидим, и от пули невредим, нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной...». Несмотря на то, что двенадцать красногвардейцев ведут себя, точно двенадцать разбойников легендарного Кудеяра из поэмы Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», несмотря на то, что они убивают невинного человека - Катьку, бывшую любовницу одного из них, Блок все равно готов освятить дело революции образом Иисуса Христа, взявшего в руки «кровавый флаг». Поэт надеялся, что ужасы революции в конце концов будут преодолены путем достижения гармонии красоты. Он писал через два года после создания поэмы: «Оттого я и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было писано в согласии со стихией: например, во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг - шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира)… Правда заключается в том, что поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях - природы, жизни и искусства; в море человеческой жизни есть и такая небольшая заводь, вроде Маркизовой лужи, которая называется политикой; и в этом стакане воды тоже происходила тогда буря - легко сказать: говорили об уничтожении дипломатии, о новой юстиции, о прекращении войны, тогда уже четырехлетней! Моря природы, жизни и искусства разбушевались, брызги встали радугой над нами.

лючается в том, что поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях - природы, жизни и искусства; в море человеческой жизни есть и такая небольшая заводь, вроде Маркизовой лужи, которая называется политикой; и в этом стакане воды тоже происходила тогда буря - легко сказать: говорили об уничтожении дипломатии, о новой юстиции, о прекращении войны, тогда уже четырехлетней! Моря природы, жизни и искусства разбушевались, брызги встали радугой над нами. Я смотрел на радугу, когда писал «Двенадцать»; оттого в поэме осталась капля политики. Посмотрим, что сделает с этим время. Может быть, всякая политика так грязна, что одна капля ее замутит и разложит все остальное; может быть, она не убьет смысла моей поэмы; может быть, наконец, - кто знает - она окажется бродилом, благодаря которому «Двенадцать» прочтут когда-нибудь в не наши времена. Сам я теперь могу говорить об этом только с иронией; но - не будем сейчас брать на себя решительного суда».
В 1918 г. Блок верил, что Революцию можно будет совместить с каким-то новым христианством, преодолев тем самым связанные с ней насилие и кровь. Художнику Ю.П. Анненкову, иллюстрировавшему «Двенадцать», поэт так объяснил свое понимание образа Христа в финале: «Самое конкретное, что могу сказать о Христе, белое пятно впереди, белое, как снег, и оно маячит впереди, полумерещится - неотвязно; и там же бьется красный флаг.

Интерпретация поэмы А. А. Блока «Двенадцать», особенно ее финала, - один из самых интересных и загадочных вопросов в творчестве поэта. Вышедшая вскоре после статьи «Интеллигенция и революция», написанная словно на одном дыхании в течение января 1918 года, поэма вызвала двойственное к себе отношение. По воспоминаниям В. Маяковского, поэмой зачитывались и белые, и красные. Но, как тогда же отмечала критика, появление Христа в финальной главе поэмы озадачило всех: для белых это было богохульством, для красных - досадным религиозным мистицизмом. Отсюда разные точки зрения - Христос ли с двенадцатью апостолами идет по заснеженным улицам? Или это Антихрист? Что несет его образ людям? Что принесла им революция?

В мировоззрении Блока немалое место занимает идея революции как возмездие за грехи отцов. Поэтому неизбежны и «гримасы революции» - случайные жертвы, разгул насилия, стихия террора. Такой случайной жертвой в поэме является Катька, погибшая нечаянно, в суматохе преследования «буржуя» Ваньки. Но так ли случайна ее гибель? Революция разрушает традиционные устои, прежние нравственные ценности, христианскую мораль:

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Разрушена старая вера, разрушена Россия - «Святая Русь», «кондовая», «избяная». Следующая цель - мировая революция:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем…

И вульгарный образ «толстоморденькой» Катьки, сближающийся с образом «толстозадой» Руси, - это тот же образ Вечной Женственности, Женского начала, но поруганный, оскверненный. Любовь должна очистить мир, создать его заново, спасти - но спасает ли? Отрекшийся от любви, от революции, от памяти Петруха, подобно апостолу Петру, трижды, до рассвета, отрекшемуся от Христа, - что несет этот образ? Революционный патруль уподоблен двенадцати апостолам, но эти люди, которым «на спину б надо бубновый туз» идут вперед «без имени святого», «ко всему готовы, ничего не жаль», это скорее бандиты, но идут они «державным шагом», а значит, служат власти. За ними - старый мир, безродный пес. «Разрушая, мы все те же рабы старого мира», - писал А. А. Блок В. Маяковскому.

Разрушив скверну, революция не принесла очищения, и если двенадцать апостолов по своей деятельности не являются апостолами, то кто же во главе их? Блок рисует контраст цвета в образе Христа: белизна чистоты и счастья и алый цвет кровавого флага. Что раскрывает такой противоречивый образ?

Впереди - с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим

И от пули невредим

Нежной поступью надвьюжной

Снежной россыпью жемчужной

В белом венчике из роз -

Впереди - Иисус Христос.

Господь должен благословить пролитие крови, но чьей? Иисус проливал свою, революционные «апостолы» - чужую. А если посчитать и идущего за ними пса, то получается, что позади Христа идут тринадцать - лжеапостолы и лжепророк. Такая версия тоже существовала, и нельзя безоговорочно ее отметать, ведь не мог Христос возглавлять людей, идущих «без имени святого». Несомненно одно - возлагаемые на революцию надежды о переделке всего мира, всей жизни не оправдались, и нравственное очищение через страдания - удел лишь тех людей, кто не потерял Бога в своей душе, для кого так же важны и значимы нравственные ценности христианской морали.