Выносим на сайт текст публикации годичной давности, которая расставляет недостающие пазлы к причинам произходящего в Сирии и является актуальной по сегодняшний день.


Зачем России Крым и Сирия?

Американцы уже много лет озабочены концепцией быстрого глобального удара, сокращённо БГУ. Это квинтэссенция американского желания безнаказанно убивать, не умирая самим. Так вот, очень коротко, суть в следующем. БГУ предусматривает в течении часа запуск нескольких тысяч крылатых ракет. Для чего это нужно? Все мы понимаем, что любой американский ракетный пуск в нашу сторону будет расцениваться, как ядерный удар и незамедлительно будут предприняты ответные меры. Чтобы этого избежать американцы и придумали БГУ. Считается, что первый удар будет нанесён крылатыми ракетами по военным и промышленным объектам. США полагают, что это обезоружит любого врага и он не сможет продолжать войну. Что такое БГУ и для чего он нужен мы разобрались.

Теперь постараемся каким образом Америка собирается его осуществить.

Для этого необходимо понять, как размещены крылатые ракеты. Договор о ракетах средней и малой дальности разрешает размещать крылатые ракеты на кораблях и на самолётах, запрещены наземные комплексы. А как же обеспечить внезапность БГУ? Авиацию использовать внезапно невозможно. Самолёты нужно перебросить поближе к театру боевых действий. Разведка это вскроет. Потом авиацию нужно массово поднять в воздух и это радары тоже засекут. А вот старт крылатой ракеты с корабля практически невозможно засечь издали. Это продемонстрировали наши, когда нанесли удар крылатыми ракетами по джихадистам в Сирии. Внезапность удара может обеспечить только флот с крылатыми ракетами. Но тут тоже есть закавыка. Дальность [полёта] крылатых ракет примерно 2500 км. Для удара флот необходимо подвести поближе к берегам потенциальной жертвы, а потом ударить. В случае страны не обладающей ядерным оружием, такой удар может получиться, но с Россией такой номер не прокатит совершенно точно. По США обязательно будет нанесён ответный ядерный удар. Поэтому первый удар американцам нужно наносить по нашему стратегическому ядерному потенциалу. Внезапность удара - это краеугольный камень успеха в ядерной войне против России. Но если американцы в течении полугода будут собирать половину своего флота в одном районе океана, например, в Норвежском море, то удар внезапным не получится. Поэтому НАТО нужно легальное нахождение своих боевых кораблей вблизи берегов России.

Теперь можно поговорить об опасности натовской Украины для России. С Чёрного моря Россия простреливается до Урала. С Каспием ситуация ещё хуже. Под ударом Казахстан, весь промышленный Урал и юг Сибири. С Балтийского моря простреливается весь Север. Москва во всех трёх кругах. Получается, что контроль над Чёрным, Балтийским и Каспийским морями - это вопрос жизни и смерти для России. С остальными морями ситуация получше. Баренцево море полностью контролирует Северный флот. На Дальнем Востоке нет такой плотности населения и производства... Определённую опасность ранее представляло Охотское море, но сейчас это внутреннее море России. Контроль над морями обеспечивается противокорабельными комплексами «Бастион». Против ракет «Бастион» нет защиты. Флот и авиация тоже могут обеспечивать такой контроль. Но это уже сложнее.

Балтийское море полностью контролируется из Калининградской области. «Бастионы» перекрывают практически всё море. Если добавить к этому Балтийский флот и авиацию, то Балтика - это русская зона закрытого доступа. НАТО на Балтике никогда не будут размещать ударный флот. При первой запущенной крылатой ракете этот флот будет гарантированно утоплен. Поэтому натовские корабли могут безопасно стрелять только из Норвежского моря. Но тогда у крылатых ракет не хватит дальности, а их корабли будут в зоне поражения Северного флота. Пока Калининградская область у нас Россия с севера прикрыта надёжно.

Чёрное море полностью контролируется из Крыма. Бастионы из Крыма почти полностью прикрывают центр Чёрного моря. А если Черноморский флот под прикрытием «Бастионов» безопасно развернётся в боевые порядки, то НАТО ловить вообще нечего. Любой натовский корабль будет гарантированно утоплен ещё в средиземном море на подходах к проливам. А когда Черноморский флот своими крылатыми ракетами подавит натовские ПВО в Турции, Румынии и Болгарии, то наша авиация под прикрытием корабельной ПВО сможет безнаказанно превращать в щебень объекты НАТО на побережье Чёрного моря. Российский Крым делает Чёрное море русской зоной закрытого доступа.

Стрелять НАТО может только из Средиземного моря. Но опять незадача. В Сирии тоже размещены наши «Бастионы», которые покрывают изрядный кусок Средиземного моря. Кораблям НАТО приближаться к берегу ближе Кипра категорически не рекомендуется. У их крылатых ракет не хватает дальности. Получается, что российский Крым и про-Российская Сирия гарантированно прикрывают Россию со стороны Средиземного моря. Сейчас там всё обстоит вполне неплохо, но если Россию и её Черноморский флот удалось бы выгнать из Крыма, то гарантировано была бы прикрыта только восточная часть Чёрного моря. Вся западная часть от Крыма до Одессы становилась бы доступной для натовского флота. Под прикрытием украинских ПВО НАТО может вполне безнаказанно стрелять по России. А Украина в НАТО разрешает натовскому флоту легально находиться в Азовском море. Да и с Чёрным морем могут возникнуть различные коллизии.

Соблюдается Западом не потому, что он такой законопослушный, а потому, что нет смысла вводить в Чёрное море серьёзные корабли. Россия всё равно уничтожит их в час Х. В случае ухода России из Крыма натовские Украина, Румыния и Болгария могут неожиданно разжиться флотом с крылатыми ракетами. А потом с этих кораблей будет нанесён высокоточный ядерный удар по России.

Следующее море - это Каспий. Флот НАТО на Каспии - это геополитическая катастрофа для Ирана и России. Каспийское море является внутренним водоёмом пяти стран. Единственный способ для натовцев попасть на Каспий - это принять в НАТО одну из этих стран. Иран и Россия - это противники Запада. Казахстан и Туркмения далеко. Сухопутный путь к ним идёт либо через Иран, либо через Россию. Остаётся Азербайджан. Вот он подходит. Азеры - это по сути этнические турки. Их правильно называть каспийскими турками. Сейчас Азербайджан зажат между Россией и Ираном. Азербайджанцы зафиксированы достаточно жестко. Но в случае появления сухопутного коридора из Турции в Азербайджан, ситуация меняется кардинально. Для создания такого сухопутного коридора НАТО собиралось принять в свой состав Грузию. Потом Азербайджан быстренько приняли бы в НАТО и «здравствуй флот с крылатыми ракетами на Каспии!». Грузия отделена от России Кавказским хребтом. Для Грузинского коридора существовала единственная опасность - это независимая Южная Осетия и Рокский тоннель через Кавказские горы. По Рокскому тоннелю российские войска могли быстро попасть в Закавказье, а Южная Осетия служила бы плацдармом для развёртывания наших войск. Вот и выявилась причина нападения Грузии на Южную Осетию в 2008 году. Это ликвидация угрозы для коридора Турция-Азербайджан. Сейчас в Южной Осетии и Армении расположены наши военные базы. В случае чего войска легко пробьют коридор в Армению и отрежут Азербайджан от Турции. Поэтому Грузия и Азербайджан не интересуют НАТО.

Нужно сказать, что американцы не сдались после поражения в Осетии 2008 года. Они решили выйти к Каспию другим путём и для этого дестабилизировать Иран. А потом, кто знает, может быть им удалось бы сменить центральную иранскую власть. Но тут есть нюанс. В случае войны НАТО против Ирана на Саудовскую Аравию полетит всё, что есть у иранской армии. В итоге нефть по 500 [долларов за баррель], Персидский пролив заблокирован и весь мир валяется в ногах у России, умоляя продать хоть немного нефти. Поэтому всю грязную работу по уничтожению нынешнего Ирана должен сделать кто-то другой. И лучше всего чтобы этот другой считался врагом НАТО и всего цивилизованного мира. Именно против Ирана и был создан ИГИЛ . Это ударная сухопутная сила Запада на Ближнем и Среднем Востоке. Единственная опасность для войны ИГИЛ с Ираном - это Башар Асад [президент Сирии]. Пока Асад у власти начать такую войну невозможно. Тут же последует удар сирийской армии по игиловцам увязшим в Иране. Значит Асад должен уйти. Именно эта причина маниакального вопля из уст политиков Запада.

Вот какого уровня проблемы решало и решает руководство России. Крым и Сирия - это только одна из карт в большой игре и даже не самый большой козырь .


Поиск по сайту

Принадлежность

СССР СССР

Род войск Годы службы Звание Сражения/войны Награды и премии

: неверное или отсутствующее изображение

Анато́лий Васи́льевич Ляпиде́вский ( -) - советский лётчик, генерал-майор авиации (), первый Герой Советского Союза ().

Биография

Участник Великой Отечественной войны: с мая по сентябрь 1942 года - начальник 4 отдела НИИ ВВС, в сентябре 1942 − сентябре 1943 - заместитель командующего ВВС 19-й армии, начальник полевого ремонта 7-й воздушной армии (Карельский фронт).

С 1943 года - вновь директор авиационного завода. После окончания войны работал главным контролёром Госконтроля СССР, заместителем министра авиационной промышленности, директором завода Министерства среднего машиностроения. С 1961 года генерал-майор авиации А. В. Ляпидевский - в запасе.

Награды

  • 3 ордена Ленина № 515, № 253642, № 259557.
  • Орден Красного Знамени № 256655.
  • Орден Трудового Красного Знамени № 347628.
  • 3 ордена Красной Звезды № 253642, № 259557, № 925115.
  • Медали.

Память

  • В 1935 году выпущена почтовая марка СССР , посвященная подвигу Ляпидевского.
  • Именем Ляпидевского названы улицы во многих городах России и Украины.
  • Памятник А. В. Ляпидевскому установлен в 1990 году в парке 30-летия ВЛКСМ села Белая Глина .
  • На здании школы, где учился А. В. Ляпидевский установлена мемориальная доска.
  • Именем А. В. Ляпидевского назван Омский лётно-технический колледж гражданской авиации.
  • Именем А. В. Ляпидевского названа средняя школа № 1 станицы Старощербиновской Краснодарского края. Во дворе школы установлен бюст легендарного лётчика.
  • Именем А. В. Ляпидевского названа средняя школа № 2 города Ейска , выпускником которой он являлся.
  • Именем А. В. Ляпидевского назван Чебоксарский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ.
  • Именем А. В. Ляпидевского названа средняя школа № 12 села Белая Глина (на момент его рождения это был дом его родителей).
  • Именем Анатолия Ляпидевского назван пароход.
  • Именем Анатолия Ляпидевского назван самолёт ИЛ-76 МЧС России..

В филателии

  • Почтовые конверты и марки

В кино

  • Геннадий Черняев («Челюскинцы », 1984).
  • Александр Кузнецов («Звезда эпохи », 2005).
  • ??? («Чкалов », 2012).

Напишите отзыв о статье "Ляпидевский, Анатолий Васильевич"

Литература

  • Слепнёв М. Первые Герои Советского Союза. - М.: Изд-во ДОСААФ , 1955. - 64 с. - (В б-ку школьнику).

Ссылки

. Сайт «Герои Страны ».

  • .
  • .
  • . «Мир наград» . - Ляпидевский Анатолий Васильевич. Проверено 13 марта 2009.

Отрывок, характеризующий Ляпидевский, Анатолий Васильевич

Бенигсен открыл совет вопросом: «Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России или защищать ее?» Последовало долгое и общее молчание. Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливанье Кутузова. Все глаза смотрели на него. Малаша тоже смотрела на дедушку. Она ближе всех была к нему и видела, как лицо его сморщилось: он точно собрался плакать. Но это продолжалось недолго.
– Священную древнюю столицу России! – вдруг заговорил он, сердитым голосом повторяя слова Бенигсена и этим указывая на фальшивую ноту этих слов. – Позвольте вам сказать, ваше сиятельство, что вопрос этот не имеет смысла для русского человека. (Он перевалился вперед своим тяжелым телом.) Такой вопрос нельзя ставить, и такой вопрос не имеет смысла. Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий: «Спасенье России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сраженье, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение». (Он откачнулся назад на спинку кресла.)
Начались прения. Бенигсен не считал еще игру проигранною. Допуская мнение Барклая и других о невозможности принять оборонительное сражение под Филями, он, проникнувшись русским патриотизмом и любовью к Москве, предлагал перевести войска в ночи с правого на левый фланг и ударить на другой день на правое крыло французов. Мнения разделились, были споры в пользу и против этого мнения. Ермолов, Дохтуров и Раевский согласились с мнением Бенигсена. Руководимые ли чувством потребности жертвы пред оставлением столицы или другими личными соображениями, но эти генералы как бы не понимали того, что настоящий совет не мог изменить неизбежного хода дел и что Москва уже теперь оставлена. Остальные генералы понимали это и, оставляя в стороне вопрос о Москве, говорили о том направлении, которое в своем отступлении должно было принять войско. Малаша, которая, не спуская глаз, смотрела на то, что делалось перед ней, иначе понимала значение этого совета. Ей казалось, что дело было только в личной борьбе между «дедушкой» и «длиннополым», как она называла Бенигсена. Она видела, что они злились, когда говорили друг с другом, и в душе своей она держала сторону дедушки. В средине разговора она заметила быстрый лукавый взгляд, брошенный дедушкой на Бенигсена, и вслед за тем, к радости своей, заметила, что дедушка, сказав что то длиннополому, осадил его: Бенигсен вдруг покраснел и сердито прошелся по избе. Слова, так подействовавшие на Бенигсена, были спокойным и тихим голосом выраженное Кутузовым мнение о выгоде и невыгоде предложения Бенигсена: о переводе в ночи войск с правого на левый фланг для атаки правого крыла французов.
– Я, господа, – сказал Кутузов, – не могу одобрить плана графа. Передвижения войск в близком расстоянии от неприятеля всегда бывают опасны, и военная история подтверждает это соображение. Так, например… (Кутузов как будто задумался, приискивая пример и светлым, наивным взглядом глядя на Бенигсена.) Да вот хоть бы Фридландское сражение, которое, как я думаю, граф хорошо помнит, было… не вполне удачно только оттого, что войска наши перестроивались в слишком близком расстоянии от неприятеля… – Последовало, показавшееся всем очень продолжительным, минутное молчание.
Прения опять возобновились, но часто наступали перерывы, и чувствовалось, что говорить больше не о чем.
Во время одного из таких перерывов Кутузов тяжело вздохнул, как бы сбираясь говорить. Все оглянулись на него.
– Eh bien, messieurs! Je vois que c"est moi qui payerai les pots casses, [Итак, господа, стало быть, мне платить за перебитые горшки,] – сказал он. И, медленно приподнявшись, он подошел к столу. – Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут несогласны со мной. Но я (он остановился) властью, врученной мне моим государем и отечеством, я – приказываю отступление.
Вслед за этим генералы стали расходиться с той же торжественной и молчаливой осторожностью, с которой расходятся после похорон.
Некоторые из генералов негромким голосом, совсем в другом диапазоне, чем когда они говорили на совете, передали кое что главнокомандующему.
Малаша, которую уже давно ждали ужинать, осторожно спустилась задом с полатей, цепляясь босыми ножонками за уступы печки, и, замешавшись между ног генералов, шмыгнула в дверь.
Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол, и думал все о том же страшном вопросе: «Когда же, когда же наконец решилось то, что оставлена Москва? Когда было сделано то, что решило вопрос, и кто виноват в этом?»
– Этого, этого я не ждал, – сказал он вошедшему к нему, уже поздно ночью, адъютанту Шнейдеру, – этого я не ждал! Этого я не думал!
– Вам надо отдохнуть, ваша светлость, – сказал Шнейдер.
– Да нет же! Будут же они лошадиное мясо жрать, как турки, – не отвечая, прокричал Кутузов, ударяя пухлым кулаком по столу, – будут и они, только бы…

В противоположность Кутузову, в то же время, в событии еще более важнейшем, чем отступление армии без боя, в оставлении Москвы и сожжении ее, Растопчин, представляющийся нам руководителем этого события, действовал совершенно иначе.
Событие это – оставление Москвы и сожжение ее – было так же неизбежно, как и отступление войск без боя за Москву после Бородинского сражения.
Каждый русский человек, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах, мог бы предсказать то, что совершилось.
Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли, без участия графа Растопчина и его афиш, происходило то же самое, что произошло в Москве. Народ с беспечностью ждал неприятеля, не бунтовал, не волновался, никого не раздирал на куски, а спокойно ждал своей судьбы, чувствуя в себе силы в самую трудную минуту найти то, что должно было сделать. И как только неприятель подходил, богатейшие элементы населения уходили, оставляя свое имущество; беднейшие оставались и зажигали и истребляли то, что осталось.
Сознание того, что это так будет, и всегда так будет, лежало и лежит в душе русского человека. И сознание это и, более того, предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12 го года. Те, которые стали выезжать из Москвы еще в июле и начале августа, показали, что они ждали этого. Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого (latent) патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т. п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.
«Стыдно бежать от опасности; только трусы бегут из Москвы», – говорили им. Растопчин в своих афишках внушал им, что уезжать из Москвы было позорно. Им совестно было получать наименование трусов, совестно было ехать, но они все таки ехали, зная, что так надо было. Зачем они ехали? Нельзя предположить, чтобы Растопчин напугал их ужасами, которые производил Наполеон в покоренных землях. Уезжали, и первые уехали богатые, образованные люди, знавшие очень хорошо, что Вена и Берлин остались целы и что там, во время занятия их Наполеоном, жители весело проводили время с обворожительными французами, которых так любили тогда русские мужчины и в особенности дамы.

    Анатолий Васильевич Ляпидевский 10 (23) марта 1908(19080323) 29 апреля 1983 Место рождения … Википедия

    Ляпидевский Анатолий Васильевич Энциклопедия «Авиация»

    Ляпидевский Анатолий Васильевич - А. В. Ляпидевский Ляпидевский Анатолий Васильевич (1908—1983) — советский лётчик, генерал майор авиации (1946), Герой Советского Союза (1934, удостоверение № 1). Окончил Севастопольскую школу морской лётчиков (1928), Военно воздушную… … Энциклопедия «Авиация»

    ЛЯПИДЕВСКИЙ Анатолий Васильевич - (1908 83) летчик, Герой Советского Союза (1934), генерал майор авиации (1946). В 1934 участвовал в спасении экипажа парохода Челюскин. В Великую Отечественную войну директор авиационного завода … Большой Энциклопедический словарь

    Ляпидевский Анатолий Васильевич - [родился 10(23).3.1908, станица Белоглинская, ныне село Белая Глина Краснодарского края], советский лётчик, Герой Советского Союза (20.4.1934), генерал майор авиации (1946). Член КПСС с 1934. В Красной Армии с 1926, окончил Севастопольскую школу… … Большая советская энциклопедия

    Ляпидевский Анатолий Васильевич - (1908 1983) советский летчик, генерал майор авиации (1946), Герой Советского Союза (1934, удостоверение №1). Окончил Севастопольскую школу морской лётчиков (1928), Военно воздушную академию Рабоче крестьянской Красной Армии имени профессора Н. Е … Энциклопедия техники

    Ляпидевский Анатолий Васильевич - (1908 1983), лётчик, Герой Советского Союза (1934), генерал майор авиации (1946). В 1934 участвовал в спасении экипажа парохода «Челюскин». В Великую Отечественную войну директор авиационного завода. * * * ЛЯПИДЕВСКИЙ Анатолий Васильевич… … Энциклопедический словарь

    Ляпидевский, Анатолий Васильевич - (23.03.1908 29.04.1983) первый Герой Советского Союза (1934), генерал майор авиации (1946). В авиации с 1928 г. Служил в авиации Балтийского флота, затем был инструктором Ейской авиашколы. С 1933 г. работал пилотом в Дальневосточном управлении… … Большая биографическая энциклопедия

Родился 10 (23) марта 1908 года в селе Белая Глина Ставропольской губернии (ныне Краснодарского края), в семье священника. Детство Толя провел в городке Ейске на берегу Азовского моря. Работал подручным в кузнице, учеником слесаря, мотористом косилки, помощником шофёра на маслобойном заводе.
В 1926 году Анатолия призвали в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии, он решил поступить в морское училище. Однако «непролетарское происхождение» не позволило ему стать военным моряком. Кто-то, пожалев парня, посоветовал идти в школу летчиков.
В 1927 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС,
в 1928 году - Севастопольскую школу морских лётчиков. Служил в строевой части ВВС Краснознамённого Балтийского флота, затем - лётчиком-инструктором в Ейской школе морских лётчиков.
В 1933 году Анатолий Ляпидевский был отправлен в запас. Он ушел из армии в Гражданский Воздушный Флот и попросился на одну из самых трудных линий – сахалинскую, в Чукотский отряд Управления полярной авиации Главсевморпути. Летал из Хабаровска через Татарский пролив в Александровск. Трасса эта очень тяжелая, но освоив ее, Ляпидевский перевелся на Крайний Север.

В 1934 году А.В.Ляпидевский принимал участие в спасении челюскинцев. Для эвакуации людей со льдины, разными маршрутами были направлены несколько групп летчиков, имевших опыт полетов в сложных метеоусловиях. Ближе всех оказался экипаж летчика Анатолия Ляпидевского. Именно там, на Крайнем Севере, и застал летчика приказ вылететь на помощь «челюскинцам», и Ляпидевский даже не обдумывая такого приказа, сказал своему экипажу: «…летим спасать «челюскинцев!» Экипажу АНТ-4, в который помимо командира самолета Анатолия Ляпидевского входили: второй летчик Е.М.Конкин, штурман Л.В.Петров и бортмеханик М.А.Руковской, предстояло не просто найти дрейфующую льдину, но и посадить на импровизированный аэродром тяжелый самолет, чего еще никому в мире не удавалось. Помимо всего прочего, летчики боролись с непогодой – сильнейшими морозами и ветрами. Экипаж Ляпидевского первым прибыл в Уэлен на мыс Дежнева, где была организована база по спасению «челюскинцев». Это был первый его полет на Север. Оттуда они и должны были вылететь на поиски и спасение терпящих бедствие. Время на основательную подготовку к поисковой экспедиции не было – на кону стояли жизни людей. Ведь на помощь «челюскинцам» ринулись многие летчики, но им не удалось даже долететь до Уэлена, кто разбил самолет, кто не смог по техническим причинам лететь дальше.

Экипаж А.Ляпидевского примерно представлял, где нужно было искать лагерь «челюскинцев», но все это были предположения, и искать пришлось все же «вслепую». Но они никак не могли вылететь на поиски: «…трудно описать наши переживания. Бушует пурга, ветер с дьявольским свистом издевается над нашим бессилием. Даже на собаках ездить нельзя – не то, чтобы летать! Локти готовы грызть от досады!», - вспоминал А.Ляпидевский. Более того, для того чтобы завести двигатели необходимо было разогреть масло в них, а разогревали его открытым огнем и затем заливали в картеры двигателей. Да и грелась вода и масло очень долго. Причем, заводились двигатели далеко не одновременно, бывало частенько так: один уже завелся, а другой долго не мог запуститься, в итоге – не хватало банального светового дня для полета на поиски. И так каждый день, с каждым двигателем.

Все прекрасно понимали, что у «челюскинцев» пока одна надежда - именно их экипаж, остальные летчики еще очень далеко. Но ведь никто тогда и не задумывался о том, что случись с самолетом Ляпидевского поломка в результате поиска, то помощи они точно не получат - их просто не найдут, не успеют спасти! Они просто замерзнут! Отечественные самолеты тогда еще не были оборудованы радиосвязью.

А.В.Ляпидевский вспоминал: «Двадцать девять раз пытались мы пробиться сквозь пургу и туманы в тяжелейших условиях Заполярья, и все безуспешно… Вылетали, брали курс, и каждый раз возвращались – стихия свирепствовала, мороз доходил до минус 40 градусов, а летали мы тогда без стеклянных колпаков над кабиной и даже без защитных очков, просто лицо оленьей шкурой обматывали и оставляли маленькие щелочки для глаз. Но от холода ничего не спасало. В конце концов на 30-й полет я обнаружил этот лагерь.
Первым лагерь увидел Лев Васильевич Петров, наш штурман, показал мне пальцем: «Толя, смотри!» Я обратил внимание: действительно, маленькая палаточка и около палатки три человека. Потом выяснилось – это были Погосов, Гуревич и бортмеханик Бабушкина Валавин, команда аэродрома, которая, живя в палатке, наблюдала за состоянием взлетного поля, которое они организовали на льдине.
Решил садиться. Захожу на посадку раз, другой – но для большой тяжелой машины площадка была очень маленькой, всего 400 на 150 метров (длина АНТ-4 - 18 метров). Промажу – ударюсь о льды, проскочу – свалюсь в воду. Сделал два круга и на минимальной скорости сел на льдину. Когда вылез, все вокруг кричали, обнимались, лезли целоваться. А у меня в голове одна мысль: черт, а как же я отсюда вылетать-то буду?!
Зарулил к троим этим храбрецам. Мы им привезли аккумуляторы для питания радиостанции, две туши оленей, взбодрили их. Они убедились, что самолет – это реальное спасение. Посоветовались с Отто Юльевичем Шмидтом и решили сразу взять с собой десять женщин и двух девочек… Самолет большой, тяжелый… впихнули, фигурально выражаясь, в большие, тяжелые малицы женщин и детей, и им пришлось кому-то лежать, кому-то сидеть, сильно сжавшись.»

После первого полета на льдину Ляпидевский неоднократно вылетал из Уэлена к лагерю челюскинцев, но из-за погоды не мог к нему пробиться. 15.03.1934 г. он должен был доставить запас горючего в Ванкарем. Однако во время полета в одном из двигателей его машины сломался коленчатый вал. Ляпидевскому пришлось идти на вынужденную посадку. При этом самолет повредил шасси и выбыл из строя. Ляпидевский не вернулся на аэродром и в отсутствии связи пропал без вести.
«Отца нашел возле самолета какой-то местный чукча, который привез его в свою ярангу, отогрел и накормил, - рассказывал впоследствии Роберт Ляпидевский, сын пилота. – Этот же чукча дал Анатолию Васильевичу и свою собачью упряжку, чтобы тот съездил в поселок Ванкарем и изготовил в местных мастерских новую раму для ремонта сломавшейся лыжи шасси. Взлетал он тоже сам… На ремонт ушло сорок два дня.»

Следующий рейс на льдину был совершён только 7 апреля. За неделю летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов, Маврикий Слепнёв, Иван Доронин вывезли на материк остальных «челюскинцев».

А.В.Ляпидевский совершил 29 поисковых полётов в пургу и в ненастье, прежде чем 5 марта 1934 года, обнаружив их лагерь, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек - 10 женщин и 2 ребенка.

За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Ляпидевскому Анатолию Васильевичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 515). 4 ноября 1939 года, при вручении медалей «Золотая Звезда», ему была вручена медаль № 1.

По Ляпидевскому не было отдельного постановления, но поскольку в списке он значился первым, его и стали считать Героем № 1. Когда в августе 1939 года учредили «Золотую Звезду», то и медаль № 1 досталась ему. В стране начался культ «великолепной семерки» полярных летчиков, а вместе с ними – исследований Севера.

В 1934 году в Москве участникам экспедиции была устроена торжественная встреча с руководителями советского государства и жителями столицы. На приеме в Георгиевском зале к Ляпидевскому подошел сам Сталин с бутылкой вина в руках. Увидев, что летчики пьют нарзан, он отдал отцу свой бокал и говорит: «Раз торжество, так надо пить не нарзан, а вино.» И сам отхлебнул прямо из горлышка бутылки, а потом продолжил: «Запомни, Анатолий, у тебя отец – поп, я сам – почти поп, так что можешь ко мне всегда обращаться по любому поводу.» Анатолий тогда и попросил Сталина дать ему возможность продолжить учебу. Уже через несколько дней нарком обороны СССР Климент Ворошилов поставил на рапорте А.В.Ляпидевского о поступлении в Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е.Жуковского свою знаменитую резолюцию: «Проверить знания тов. Ляпидевского: если подготовлен – принять, если не подготовлен – подготовить и принять.»

С 1935 года он снова в кадрах Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В этом же году Анатолий познакомился со своей будущей женой – Ириной. В 1937 году у Ляпидевских родился сын, которого отец назвал в честь знаменитого полярного исследователя Роберта Пири. Чуть позже появилась дочь Александра.

В эти же годы знаменитые арктические летчики получали сотни предложений о трудоустройстве. Но нарком обороны запрещал им устраиваться на работу, требуя успешно закончить академию. Вообще К.Е.Ворошилов взял шефство над молодыми героями Арктики. В 1938 году к XX годовщине РККА ребятам хотели дать звание майоров (они были капитанами). Ворошилов лично написал на представлениях к званию: «ПОЛКОВНИКИ!».

В 1939 году полковник Ляпидевский окончил Военно-воздушную Академию РККА им. Жуковского и был назначен заместителем начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности. Потом перешел в ЦАГИ – Центральный аэрогидродинамический институт, где работал начальником 8-го отдела (отдел эксплуатации, лётных испытаний и доводок).

В 1940 году тридцатидвухлетний А.В.Ляпидевский был назначен директором авиационного завода №156 (Москва).
4 июля 1941 года Наркомат авиационной промышленности издал приказ об организации в городе Омске авиационного завода на базе Московского опытно-конструкторского завода № 156 и Тушинского серийного завода № 81. Первым директором авиационного завода в г. Омске 18 июля 1941 года и был назначен А.В.Ляпидевский. 24 июля 1941 года он объявил приказ наркома авиапромышленности об объединении 81-го, 156-го и 166-го заводов в один с присвоением ему номера 166 (будущее ОНПО «Полёт»).
Процесс осушения болот и возведение на этой территории корпусов нового авиационного завода проходило в исключительно тяжелых и драматических условиях. Масштабы строительства требовали привлечения такого количества рабочих и техники, которых в г. Омске просто не было. Единственный ресурс, который имелся в стране в избытке – заключенные ГУЛАГа. По этой причине строительство омского авиационного завода № 166 было передано Народному Комиссариату внутренних дел (НКВД).

C середины октября 1941 года авиазавод № 166 вышел в нормальный производственный режим, в сборочном цехе из деталей и агрегатов, изготовленных в Москве, начали собирать первый фронтовой бомбардировщик Ту-2. 4 апреля 1942 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР об образовании Молотовского района в г. Омске, а 27 июля 1957 года – Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о переименовании Молотовского района в Октябрьский. Так на основе эвакуированных предприятий, бараков для их работников и заключенных «Омлага» возникла новая административная единица, которая также получила другое название - посёлок имени Чкалова, как признание заслуг самолётостроителей. За годы Великой Отечественной Войны завод № 166 изготовил 80 бомбардировщиков Ту-2, более 3500 истребителей Як-9.

В мае 1942 года А.В.Ляпидевский был переведен из Омска в Подмосковье на должность начальника отдела испытаний Научно-испытательного института ВВС. Но Ляпидевский хотел воевать, и в сентябре 1942 года он был назначен заместителем командующего ВВС 19-й армии по тылу.
В декабре 1942 года - сентябре 1943 года служил помощником начальника и начальником отдела полевого ремонта 7-й воздушной армии (Карельский фронт). Участвовал в обороне Заполярья. На его плечах лежала забота о сотнях вернувшихся из боя машин, а что такое ремонт техники в условиях полевых аэродромов Заполярья - это понять может только тот, кто там сам служил.

В 1946 году А.В.Ляпидевскому присвоили звание генерал-майора и назначили главным контролёром Министерства госконтроля СССР.

Его карьерный рост остановился в апреле 1949 года в должности заместителя министра авиационной промышленности СССР. И причиной этому были следующие странные обстоятельства.
В апрельском номере всесоюзного журнала «Огонек», посвященном 15-летию первых Героев Советского Союза, был помещен цветной портрет Ляпидевского – в парадном мундире, в россыпи орденов и медалей. Этот номер завистники из министерства авиационной промышленности и передали Сталину, дескать, посмотрите, кем этот «герой» себя возомнил.
Сын А.В. Ляпидевского Роберт вспоминал, что накануне первомайского собрания отцу позвонил министр Хруничев и сказал: «Ничего не могу понять, Анатолий Васильевич, но приказом вышестоящих инстанций ты снят с занимаемой должности». Опала длилась два месяца - отец остро переживал случившееся. Два месяца не выходил из кабинета, никого не хотел видеть, не отвечал на телефонные звонки…
Но Сталин не дал в обиду героя № 1. Возможно, имитируя свой гнев, он просто проверял Ляпидевского на верность, готовя для знаменитого авиатора новое и куда более ответственное задание. В том же 1949 году А.В.Ляпидевский занял один из руководящих постов в сверхсекретном КБ-25 (ныне Всероссийский НИИ автоматики), где в тесном сотрудничестве с группой физиков-ядерщиков, И.Е.Тамма и А.Д.Сахарова, разрабатывались блоки автоматики для водородных бомб.

В 1954-1961 годах А.В.Ляпидевский работал в должности директора опытного завода КБ-25. В 1961 году, когда во время испытаний самой мощной в мире 50-мегатонной водородной бомбы над Новой Землей все участники правительственной комиссии получили жесткую дозу облучения. По этой причине в том же 1961 году Ляпидевский по состоянию здоровья вышел в отставку. Однако долго сидеть без дела не смог. В свое конструкторское бюро его пригласил Артем Иванович Микоян. И до конца жизни А.В.Ляпидевский руководил разработкой истребителей «МиГ», в том числе МиГ-25, МиГ-27. Сначала он работал ведущим инженером (1962-1965 гг.), затем ведущим конструктором (1965-1971 гг.), заместителем главного инженера по капитальному строительству (с 1971 г.).

Ляпидевский с семьей жил в Москве. До конца своих дней вел активную общественную жизнь. Но по-прежнему оставался скромным человеком.

Умер 29 апреля 1983 года, простудившись на похоронах В.С.Молокова, который был одним из первых его летных инструкторов, товарищем по спасению «челюскинцев». Для больного лейкемией Анатолия Васильевича эта простуда стала фатальной. Несколько месяцев он сражался с болезнью, но возраст взял свое. И первый Герой СССР ушел из жизни последним - из той «великолепной семерки». Он был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды:
-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 1 (04.11.1939 г.);
-орден Ленина № 515 (1934 г.);
-орден Ленина № 253642 (1934 г.);
-орден Ленина № 259557 (1934 г.);
-орден Октябрьской Революции;
-орден Красного Знамени № 256655 (1934 г.);
-орден Отечественной Войны 1 степени № 277534;
-орден Отечественной войны 2 степени № 22732;
-орден Трудового Красного Знамени № 347628;
-орден Красной Звезды № 253642;
-орден Красной Звезды № 259557;
-орден Красной Звезды № 925115 (1934 г.);
-орден «Знак Почёта»;
-Медали.

Память:
-В 1935 году выпущена почтовая марка СССР, посвященная подвигу Ляпидевского.
-Именем Ляпидевского названы улицы во многих городах России и Украины.
-Памятник Ляпидевскому А.В. в Белой Глине установлен в 1990 году в честь 170-летия села. Находится в парке 30-летия ВЛКСМ.
-На здании школы, где учился А. В. Ляпидевский установлена мемориальная доска.
-Именем А.В.Ляпидевского названы Омский летно-технический колледж гражданской авиации и МОУ СОШ №1 станицы Старощербиновской Краснодарского края.
-В школьном дворе МОУ СОШ №1 им. Ляпидевского станицы Старощербиновской установлен бюст легендарного летчика.
Именем А.В.Ляпидевского назван Чебоксарский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ.

Биография

Анатолий Васильевич Ляпидеввский (1908-1983) - советский лётчик, генерал-майор авиации (1946), первый Герой Советского Союза (1934).

Родился 10 (23) марта 1908 года в селе Белая Глина Ставропольской губернии (ныне Краснодарский край) в семье священника. Семья из династии священнослужителей Тульской губернии. Русский. Детство провёл в станице Старощербиновской и городе Ейске Кубанской области (ныне Краснодарского края). Работал подручным в кузнице, учеником слесаря, мотористом косилки, помощником шофёра на маслобойном заводе.

В Красной Армии с 1926 года. В 1927 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 году - Севастопольскую школу морских лётчиков. Служил в строевой части ВВС Краснознамённого Балтийского флота, затем - лётчиком-инструктором в Ейской школе морских лётчиков. С 1933 года - в запасе. Работал пилотом в Дальневосточном управлении Гражданского Воздушного флота (ГВФ).

В 1934 году А. В. Ляпидевский принимал участие в спасении челюскинцев. Совершил 29 поисковых полётов в пургу и в ненастье, прежде чем 5 марта 1934 года, обнаружив их лагерь, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек - 10 женщин и двоих детей.

За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Ляпидевскому Анатолию Васильевичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 515). 4 ноября 1939 года, при вручении медалей «Золотая Звезда», ему была вручена медаль № 1.

С 1935 года вновь в рядах армии. В 1939 году окончил инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С 1939 года - заместитель начальника Главной инспекции Народного комиссариата авиационной промышленности, директор авиационного завода № 156 (г. Москва, с октября 1941 года - г. Омск).

Участник Великой Отечественной войны: с мая по сентябрь 1942 года - начальник 4 отдела НИИ ВВС, в сентябре 1942 − сентябре 1943 - заместитель командующего ВВС 19-й армии, начальник полевого ремонта 7-й воздушной армии (Карельский фронт).

С 1943 года - вновь директор авиационного завода. После окончания войны работал главным контролёром Госконтроля СССР, заместителем министра авиационной промышленности, директором завода Министерства среднего машиностроения. С 1961 года генерал-майор авиации А. В. Ляпидевский - в запасе.

Умер 29 апреля 1983 года, простудившись на похоронах В. Молокова. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Награды

Медаль «Золотая Звезда» № 1.
3 ордена Ленина № 515, № 253642, № 259557.
Орден Октябрьской Революции.
Орден Красного Знамени № 256655.
Орден Отечественной войны 1-й степени.
Орден Отечественной войны 2-й степени.
Орден Трудового Красного Знамени № 347628.
3 ордена Красной Звезды № 253642, № 259557, № 925115.
Орден «Знак Почёта».
Медали.

Память

В 1935 году выпущена почтовая марка СССР, посвященная подвигу Ляпидевского.
Именем Ляпидевского названы улицы во многих городах России и Украины.

Памятник А. В. Ляпидевскому установлен в 1990 году в парке 30-летия ВЛКСМ села Белая Глина (теперь этот парк называется "Парк имени первого героя Советского Союза А. В. Ляпидевского).

На здании школы, где учился А. В. Ляпидевский установлена мемориальная доска, а во дворе школы установлен памятник.

Именем А. В. Ляпидевского назван Омский лётно-технический колледж гражданской авиации.

Именем А. В. Ляпидевского названа средняя школа № 1 станицы Старощербиновской Краснодарского края. Во дворе школы установлен бюст легендарного лётчика.

Именем А. В. Ляпидевского названа средняя школа № 2 города Ейска, выпускником которой он являлся.