В конце 60-х гг. для испытания противолодочных комплексов «Водопад» и «Ветер» по чертежам, разработанным СПМБМ «Малахит» было принято решение на переоборудование подводных лодок С-49 и С-11 (проекта 633) по проекту 633РВ.
Лодку С-49, прибывшую в августе 1969 г. с Северного флота, поставили в сентябре 1970 г. на переоборудование. Работы велись в Севастополе на сдаточной базе завода «Красное Сормово» и на Севастопольском морском заводе.

Головным разработчиком комплексов «Водопад» и «Ветер» выступало ОКБ «Новатор» Минавиапрома (бывшее ОКБ-9). Начальником бюро и главным конструктором был Л. В. Люльев. Торпеда создавалась в НПО «Уран» Минсудпрома (главный конструктор торпеды В. А. Левин). Бортовая аппаратура ракет разрабатывалась в НИИ-25.

Комплекс «Водопад» представлял собой твердотопливную ракету, выстреливаемую из торпедного аппарата калибра 533-мм.
Руководство ВМФ заставило разработчиков комплекса использовать уже состоявшие на вооружении 533-мм торпедные аппараты. В свою очередь жесткие габаритные ограничения сказались на тактико-технических характеристиках ракеты.

В комплексе «Водопад» использовались два варианта боевой части - 400-мм малогабаритная торпедная УМГТ-1 и ядерный заряд.

Ракета выходила из воды под углом, корректировалась в полете бортовой инерциальной системой, затем в заданной точке происходило отделение торпеды (либо специальной боевой части), которая на парашюте сбрасывалась в воду. Парашют при этом отстреливался у поверхности воды. Поиск лодки торпеда производила с помощью головки самонаведения.

Малогабаритная противолодочная электрическая торпеда УМГТ-1 имеет скорость 41 узел, дальность хода 8 км, глубину хода до 500 м. Акустическая активно-пассивная система самонаведения торпеды имеет радиус реагирования по активному каналу 1500 м. В качестве источника электроэнергии в торпеде УМГТ-1 принята серебряно-магниевая батарея, активируемая морской водой. Максимальная дальность стрельбы комплекса «Водопад» – 37 км.

Комплекс «Ветер» представляет собой твердотопливную ракету, выстреливаемую из торпедного аппарата калибра 65 см. Длина ракеты 11 м, диаметр корпуса - около 650 мм. Ракета комплекса «Ветер» имеет те же два варианта боевой части, что и комплекс «Водопад», т. е. торпеду УМГТ-1 и ядерную боевую часть.

Комплекс «Ветер» обладает более мощной ракетой, чем комплекс «Водопад», поэтому имеет в два раза большую дальность и глубину старта.

В процессе переоборудования в носовой части лодки получили надстройку с двумя 650-мм торпедными аппаратами для испытания новых торпед для отработки системы стрельбы из ТА калибра 650-мм новыми образцами торпед.

В соответствии с технической документацией эти ТА называются ПУ ракетоторпед. В отличие от штатных ТА они имеют прорези в обтюрирующих кольцах для прохода продольного кабеля ПЛУР, дополнительные фигурные направляющие дорожки для снятия предохранителя запуска двигателя, кабельный разъем, вмонтированный в крышку ПУ для предстартовой проверки ПЛУР и введения в их БСУ необходимых данных. Выход ПЛУР из ПУ такой же, как и торпед из ТА.

В носовом отсеке демонтировали часть стеллажей для запасных торпед, АПП ПЛУР и установили контрольно-измерительную аппаратуру. Кроме того, было усовершенствовано гидроакустическое вооружение. На нее в дальнейшем проводились заводские, летно-конструкторские и государственные испытания комплексов, а также серийных ракет после приемки их на вооружение.

Переоборудование подводной лодки С-49 завершилось в 1972 г., и лодка ушла в Феодосию, где 25 декабря 1972 г. с нее впервые в СССР был осуществлен пуск ракеты-торпеды «Водопад» с глубины 50 м. В последующие два года были выполнены еще 24 успешных ракетных пуска с глубин 50–150 м.

В 1975 г. на С-49 установили систему глубоководной стрельбы, позволившую в том же году провести еще 22 пуска противолодочных ракет-торпед, в том числе впервые в мире с глубины 240 м.

До июля 1985 г. лодка С-49 была задействована уже в серийных испытаниях всех имеющихся на вооружении ВМФ ракет-торпед.
В 1986–1991 гг. подводная лодка С-49 прошла ремонт и снова участвовала в испытаниях.
Находилась в составе 475-й дивизиона подводных лодок; 24.06.1991 г. была отнесена к подклассу опытовых ПЛ.
10. 07. 1995 г. подводная лодка С-49 была исключена из состава ВМФ, и 31. 10. 1995 г. расформирована. В этом же году была переоборудована в плавучую зарядовую станцию и переименована в ПЗС-50.

ТТД ПЛ С-49:
Экипаж, чел.: 52;
Водоизмещение (надводное/подводное), т: 1350/1810;
Размеры, м: длина - 76,68; ширина - 6,72; осадка - 5,19;
Скорость хода (надводная/подводная), узл.: 15,3/13,1;
Глубина погружения, м: рабочая - 270, предельная – 300;
Дальность плавания, миль: над водой - 7400, под водой – 350;
Силовая установка: дизель-электрическая;
Вооружение: 6 х 533-мм торпедных аппаратов в носу, 2 х 533-мм торпедных аппарата в корме, 14 торпед. + 2 х 650-мм торпедных аппарата, 2х ПЛУР или торпеды калибра 650-мм


Средняя дизель-электрическая подводная лодка ("С"). НИОКР велись ЦКБ-112 (главный конструктор З.А.Дерибин, позже А.К.Назаров и Е.В.Крылов) по постановлению СМ СССР №1454-808 от 9 августа 1955 г. Эскизный проект был выполнен в апреле 1955 г. в двух вариантах: согласно требованиям ВМФ (пр.633) и улучшенный "инициативный" (пр.И-633). Проекты рассмотрены в мае 1955 г. и для технического проектирования выбран эскизный проект И-633. технический проект выполнен и утвержден постановлением СМ СССР №1117-580 15 августа 1956 г. Головная ПЛ серии С-350 (заводской №331) заложена на заводе "Красное Сормово" в г.Горьком (стапель №3) 22 октября 1957 г. и спущена на воду 30 мая 1958 г. Заводские ходовые испытания - с 22 октября по 20 декабря 1958 г. Государственные испытания проводились с 21 декабря 1958 г. по 31 августа 1959 г. на Черном море. С-350 принята в состав ВМФ 31 августа 1959 г. и перешла на Северный флот для продолжения испытаний. По первоначальным планам планировалось построить серию в 560 лодок, но построено только 20-22 шт (по разным данным). ПЛ пр.633 строились по 1961 г. включительно (сдача ВМФ последней лодки серии - 31 декабря 1961 г.). Во второй половине 1960-х годов и в 1980-е годы большинство ПЛ серии переданы на экспорт.



Конструкция ПЛ
двухкорпусная. По размерности близка к пр.613 , а по форме корпуса ближе всего к пр.611 . Размерность корпуса выбрана исходя из требований транспортировки внутренними водными путями в плавучем доке пр.768 либо в доках пр.28К без аккумуляторных батарей (Волго-Балтийским, Волго-Донским и Беломорско-Балтийским водными путями). Форма корпуса выполнена для максимального улучшения мореходности в подводном положении. Прочный корпус сварной выполнен из стали АК-25 и имеет длину 59,4 м и состоит из цилиндров диаметром 5,3 м и 4,9 м. ЦКБ-112 в 1960 г. разработало техническую документацию на противогидролокационное покрытие корпуса ПЛ НППРК-7.

Конструкция ПЛ согласно расчетам должна выдерживать взрыв ядерного заряда средней мощности на расстояних:

Прочный корпус - 1600 м (подводный взрыв)

Цистерны главного балласта - 1100-1600 м (подводный взрыв)

Цистерны главного балласта - 1390-1850 м (воздушный взрыв)

Надстройка - 1900 м (воздушный взрыв)

2 х дизеля 37Д Коломенского завода, мощностью по 2000 л.с. при 500 об/мин. Дизели двухтактные шестицилиндровые бескомпрессорные, простого действия с прямоточно-клапанной продувкой от двух ротативных воздуходувок. Обеспечена работа дизеля под РДП (при ходе на максимальной РДП-скорости и волнении моря 4 балла на борт поступало до 400 л воды).

2 х главных гребных электродвигателя ПГ101 мощностью по 1350 л.с. при 420 об/мин (двухъякорные с поворотными станинами и водяным охлаждением подшипников)

2 х электродвигателя экономичного хода ПГ103 мощностью по 50 л.с. кВт при 420 об/мин.

Механика - два 6-лопастных малошумных винта переменного шага (диаметр 1.6 м) вращаются в кольцевых насадках (4-лопастные винты испытывались на ПЛ С-351 - второй лодке серии - результаты испытаний неудовлетворительные). Управление лодкой осуществляется с помощью руля направления и кормовых и носовых горизонтальных рулей. Управление рулями - гидравлическое из центрального поста. резервный привод кормовых горизонтальных рулей - электрический с управлением из центрального поста. Управление рулем направления возможно с ходового мостика в надстройке (где штурвал имел механическое соединение со штурвалом в центральном посту).

Система спасения - торпедные аппараты обеспечивали покидание командой ПЛ со снаряжением ИСП с глубин до 120 м способом шлюзования аппарата и с глубин до 100 м затоплением отсека. Так же с глубин до 200 м из кормового отсека возможна эвакуация экипажа с использованием специального колокола. Кроме того, центральный пост и прочная рубка (выполненная как шлюзовая камера) так же обеспечивают спасение с глубин до 100 м со снаряжением ИСП. На ПЛ используется система воздушно-пенного пожаротушения ВПЛ-52.

Экипаж - 52 чел (в т.ч. 9 офицеров), на ПЛ 55 спальных мест. Средняя площадь в жилых отсеках на человека - 0.8 кв.м, объем - 9 куб.м/чел. По др.данным - 54 чел (в т.ч. 11 офицеров).

Длина - 76.68 м

Ширина - 6.72 м (7.3 м по др.данным)

Осадка - 5.07 м (5.5 м по др.данным)

Водоизмещение подводное полное - 1712 тонн (1730 тонн по др.данным)

Водоизмещение позиционное - 1644 тонны

Водоизмещение надводное с усиленным запасом топлива - 1478 тонн

Водоизмещение надводное стандартное - 1328 тонн

Масса топлива - 252 тонны

Объем топливных цистерн - 144.03 куб.м (топливные цистерны) и 155.12 куб.м (топливно-балластные цистерны)

Время приема полного запаса топлива (252 тонны) с танкера (расчетное, на ходу) - 6 часов 5 мин

Время приема запаса топлива 75.2 тонны с танкера (реальное, на ходу) - 1 час 40 мин

Скорость надводная максимальная - 15.31 уз

Скорость надводная экономическая - 9,2 уз

Скорость подводная максимальная - 13,18 уз (16 уз по др.данным)

Скорость подводная под РДП - 5 уз (1 дизель)

Скорость подводная под РДП - 10 уз (полный ход)

Скорость подводная экономическая - 2,14 уз

Дальность хода надводная (скорость 9 уз, усиленный запас топлива) - 14590 миль

Дальность хода надводная (скорость 15 уз, усиленный запас топлива) - 5000 миль

Дальность хода надводная (скорость 9 уз, обычный запас топлива) - 7400 миль

Дальность хода надводная (скорость 15 уз, обычный запас топлива) - 2400 миль

Дальность хода подводная под РДП (скорость 8 уз, усиленный запас топлива) - 9150 миль

Дальность хода подводная под РДП (скорость 8 уз, обычный запас топлива) - 4400 миль

Дальность хода подводная (на двигателях эконом.хода, экономической скоростью) - 300 миль

Дальность хода подводная (на двигателях эконом.хода, полным ходом) - 195 миль

Дальность хода подводная (скорость 13 уз) - 14 миль

Глубина погружения предельная - 300 м

Глубина погружения рабочая - 270 м

Время погружения - 40 сек

Автономность - 60 сут (45 сут по др.данным)

Вооружение:

6 х 533 мм носовых ТА

2 х 533 мм кормовых ТА (установлены с углом между осями ТА по горизонтали 3 град.)

Для погрузки боезапаса (торпеды, мины) используется торпедно-минно-погрузочное устройство. Время погрузки полного боезапаса - 10 часов (торпеды) или 9 часов (мины).

Боезапас - 14 торпед 53-56, 53-57, ЭТ-56, ЭТ-46, 53-39МП и др. или 28 мин МТД или АМД-1000

Время перезарядки шести НТА:

Требование ТТЗ - 20 мин

Торпедами ЭТ-46 - 40 мин

Торпедами др.типов - 70 мин

Управление торпедной стрельбой - ПУТС "Ленинград-633" (дальность работы до 100 кабельтовых / 18,5 км). Ввод данных стрельбы в торпеды осуществляется приводами управления гироскопическими приборами УПМ-Э. установка глубины хода торпед осуществляется приводом ПУГ вручную.

На опытовой модификации пр.633РВ в специальной надстройке установлены 2 х 650 мм торпедных аппарата - пусковые установки ракет и ракетоторпед.

Носовая надстройка с 650-мм ТА на ПЛ С-49 пр.633РВ, Черное море

Оборудование:

ГАС "Арктика-М"

Дальность шумопеленгации в режиме автоматического сопровождения по крейсеру пр.68 (скорость 20 уз)

при маневрах ПЛ на глубине 50 м (скорость 12.5 уз) - 23,15 км / 125 каб

Дальность эхопеленгации по крейсеру пр.68 (скорость 20 уз) при маневрах ПЛ на глубине 50 м (скорость 12.5 уз) - 7,6 км / 41 каб

Дальность шумопеленгации в режиме автоматического сопровождения по эсминцу пр.56 (скорость 20 уз)

при маневрах ПЛ на глубине 80 м (скорость 5.5 уз) - 18,5 км / 100 каб

Дальность эхопеленгации по по эсминцу пр.56 (скорость 20 уз) при маневрах ПЛ на глубине 80 м (скорость 5.5 уз) - 5,4 км / 29 каб

ГАС шумопеленгации "Свет-М", ГАС миноискания МГ-15.

РЛС обнаружения "Флаг" SNOOP PLATE

Дальность обнаружения эсминца пр.56 при подводном ходе ПЛ - 22,2 км / 120 каб

Комплекс радиоразведки (станция обнаружения сигналов РЛС) "Накат" PARK LAMP D/F

Дальность обнаружения сигналов РЛС "Риф" эсминца пр.30-бис (ПЛ под перископом) - 27.8 км / 150 каб

Дальность обнаружения сигналов РЛС "Залп" эсминца пр.30-бис (ПЛ под перископом) - 40.7 км / 220 каб

Дальность обнаружения сигналов РЛС самолета (ПЛ в надводном положении) - 46,6-55,5 км (252-300 каб)

Комплекс радиотехнической разведки ВАН-С STOP LIGHT

РЛС опознавания "Хром-К"

Радиопеленгатор АРП-53 "Рамка"

Радиостанции КВ Р-641Д, Р-647, Р-670; ДВ Р-672, УКВ Р-609 и станция Р-673

Перископ атаки ПА-10

Перископ зенитный ПЗН-10 / ПЗНГ-10

Гидрологическая станция кругового обзора "Тулома" - в результате испытаний из-за низкой точности и невозможности отличить реальные объекты от ложных решением Главкома ВМФ от 15.11.1958 г. и разработка и эксплуатация станции "Тулома" прекращены.

Ограждение рубки с выдвижными устройства ПЛ пр.633 ROMEO

Модификации:

пр.И-633 (1955 г.) - "инициативный вариант" эскизного проекта, лёг в основу технического проекта пр.633.

пр.633 (1959 г.) - базовый вариант ПЛ, строился серийно.

пр.633Л (1969 г.) - опытовая ПЛ ЦКБ "Лазурит" (главный конструктор Е.В.Крылов) для испытания новых ГАС и исследований по обтекаемости корпуса ПЛ (программа НИР "Океан"). Переоборудована ПЛ С-350 в 1967-1969 г.г. с переименованием в СС-350 ("средняя специальная"). ТТЗ на переоборудование выдано ЦНИИ им.академика А.Н.Крылова в 1964 г. Исследовалось обтекание макета ограждения рубки при использовании "щелевого отсоса" пограничного слоя. Для обеспечения отсоса на ПЛ установлены 9 центробежных насосов производительностью по 45 куб.м/час. Для обеспечения устойчивости ПЛ в корме установлен дополнительный вертикальный стабилизатор (высота 2.5 м, площадь 11 кв.м). ТТХ опытовой ПЛ вцелом идентичны базовому проекту (данных по подводному водоизмещению нет, отличия указаны ниже):

Средняя осадка - 4,6 м

Глубина погружения предельная - 100 м

Запасного боезапаса нет - все торпеды в ТА.

ПЛ СС-350 пр.633Л

(Ничик Ю.М., Захар В.Р., Подводные силы Черноморского флота. Симферополь, "Таврида", 2004 г.)

пр.633РВ / пр.06332 (1972 г.) - опытовая ПЛ разработки КБ "Малахит" (главный конструктор Р.А.Шмаков) для испытания ракет и торпед калибра 650 мм. На ПЛ установлены 2 х 650 торпедные аппараты-пусковые установки. НИОКР - 1970 г. Всего в период начиная с 1971 г. по 1982 г. переоборудовано две ПЛ (С-49 и С-11, в некоторых источниках указана С-128 ?), которые вступили в строй в 1972 г. и вероятно в 1983 г. ТТХ ПЛ пр.633РВ вцелом идентичны базовому проекту, отличия указаны ниже:

Двигательная установка (отличия) - 2 х главных гребных электродвигателя ПГ101М-1 мощностью по 2000 л.с.

Экипаж - 58 чел

Длина - 78.3 м

Осадка - 4.9 м

Водоизмещение надводное нормальное - 1350 тонн

Водоизмещение подводное полное - 1810 тонн

Скорость подводного хода полная - 12 уз

Дальность хода подводная (скорость 12 уз) - 12 миль

Автономность - 3 суток

ПЛ С-49 (ныне - ПЗС-50) пр.633РВ Черноморского флота. Севастополь (фото не позже 2004 г., из архива Black Sea, http://forums.airbase.ru)

На буксире ПЛ ПЗС-50 (ранее - С-49) пр.633РВ Черноморского флота.

пр.633КС / 06333 (1978 г.) - опытовая ПЛ для испытания КР "Гранат", разработка проекта опытовой ПЛ - СПМБМ "Малахит" (главный конструктор Р.А.Шмаков, технический проект - 1977 г.). ПЛ С-128 переоборудована в 1978 г. на Севастопольском морском заводе - установлены два носовых торпедных аппарата - пусковые установки калибра 533 мм. Первый пуск КР "Гранат" произведен 21 сентября 1979 г. В период 1979-1980 г.г. произведено всего 6 пусков КР "Гранат".

Герц-633 (1987 г.) - ПЛ С-37 (заводской №344) с 12 ноября 1985 г. по 10 сентября 1987 г. прошла средний ремонт с модернизацией по теме "Герц-633" (СРЗ №13, г.Севастополь) - существенно снижена шумность ПЛ. Лодка после модернизации использовалась для записи акустических портретов судов вероятного противника в районах морских баз.

ПЛ С-37 с резиновым покрытием корпуса пр.633 ROMEO в губе Оленья, Северный флот, примерно 1980 г. (http://submarines.narod.ru)

ПЛ С-37 пр.633 ROMEO в плавдоке. Балаклавская бухта, 1982 г.

Проекции ПЛ пр.633 ROMEO (c) DIMMI, 2009

Статус : СССР (Россия)

1958 г. - головная ПЛ серии С-350 совершила погружение на предельную глубину 300 м.

1959 г. - 7 шт в составе ВМФ

1960 г. - 14 шт в составе ВМФ

1961 г. - 20 шт в составе ВМФ

1962 г. 11 января - у пирса в Полярном при взрыве торпед на ПЛ Б-37 пр.641 пострадала и позже затоплена ПЛ С-350. Поднята 14 января 1962 г. Проходила ремонт на СРЗ в г.Мурманск в 1964-1966 г.г.

Пирс №1 4-й эскадры Северного флота в Полярном - на фото видно ПЛ N153 Б-37 пр.641 и N914 С-350 пр.633, которые затонули 11 января 1962 года у этого пирса при взрыве на Б-37. Снимок - лето 1961 год (фото из архива Волка, http://tsushima.su).

1962-1965 г.г. - 19 шт в составе ВМФ

1966 г. - 16 шт в составе ВМФ

1967 г. - согласно мемуарам И.В.Касатонова во время "Шестидневной" арабо-израильской войны в Средиземном море на боевой службе находилась ПЛ С-38 (153-я бригада ПЛ ЧФ).

1967-1969 г. г. - 13 шт в составе ВМФ

1970-1972 г.г. - 14 шт в составе ВМФ

1973-1982 г.г. - 9 шт в составе ВМФ

1983-1984 г. - 6 шт в составе ВМФ

1985-1986 г.г. - 5 шт в составе ВМФ

1987-1991 г.г. - 4 шт в составе ВМФ

1991 г. 18-21 августа - ПЛ С-37 приняла участие в блокаде Президента СССР М.С.Горбачева в Фаросе по указанию ГКЧП.

1992 г. - 2 шт в составе ВМФ

1993-1995 г.г. - 1 шт в составе ВМФ

2007-2009 г.г. - Черноморский флот - есть в составе ПЗС-50 (бывшая С-49). Базируется в Южной бухте Севастополя.

ПЗС-50 (бывшая ПЛ С-49 пр.633РВ ROMEO) на стоянке в Южной бухте Севастополя, 12 июня 2009 г. (фото Black Sea, http://forums.airbase.ru)

ПЗС-50 (бывшая ПЛ С-49 пр.633РВ ROMEO) на стоянке в Южной бухте Севастополя, 28.11.2009 г. (фото Capt(N), http://forums.airbase.ru)

Экспорт:

Алжир

1982 г. - передана первая ПЛ

1983 г. - переданы еще 2 ПЛ

1990-е годы конец - как минимум одна ПЛ выведена из состава флота и находится на отстое, по остальным данных нет.

Болгария

1972 г. - передана ПЛ С-212, поименована С-12 "Дмитровски комсомол"
- 1973 г. - передана ПЛ С-57, поименована С-11 "Ленински комсомол"

1986 г. - переданы еще 2 ПЛ - С-36 (поименована "Надежда") и С-101 ("Слава")

1980-е годы конец - ПЛ "Дмитровски комсомол" и "Ленински комсомол" переименованы соответственно в "Виктория" и "Победа".
- 1990 г. - выведены из состава флота 2 ПЛ - "Виктория" и "Победа". В ВМС осталось 2 ПЛ.
- 1990-е годы - ПЛ "Надежда" выведена из боевого состава ВМФ и используется в качестве учебной ПЛ.

2007 г. - 2 ПЛ есть на вооружении (из них одна в качестве учебной - "Надежда").


- 2010 г. - 2 учебных ПЛ на вооружении ("Слава" и "Надежда"). В первой половине года вероятно списана "Надежда" и во второй половине года планируется списать "Славу".
- 2011 г. 1 ноября - спущен флаг ВМС Болгарии с последней подводной лодки пр.633 - "Слава".


Церемония спуска флага на ПЛ "Слава" пр.633 ROMEO ВМС Болгарии, 01.11.2011 г. (фото из архива Владимира Владимировича, ).

Египет :

1966 г. - переданы первые 4 ПЛ

1967 г. - переданы еще 2 ПЛ

1968 г. - всего в ВМС 6 ПЛ - С-351, С-352, С-354, С-34, С-57, С-101 - лодки постройки 1959-1961 г.г. (ССЗ "Красное Сормово"). Бортовые №№ лодок в составе ВМС Египта - 831, 834, 837, 840, 843 и 846.
- 1982-1984 г.г. - в Китае закуплено вероятно 4 ПЛ пр.033 ROMEO - бортовые №№849 (постройки 1982 г.), 852, 855 (постройки 1984 г.), 858.
- 1988 г. - ВМС Египта подписал контракт с фирмой "Tacoma Shipbuilding", предусматривающий модернизацию четырех последних ПЛ китайского производства с оснащением ПЛ новым ракетным и торпедным оружием - американскими ПКР "Sub-Harpoon" и торпедами Мк37. Однако Конгресс США запретил поставки этого оружия в Египет, вследствие чего работы по модернизации египетских ПЛ начались только после отмены этого решения в 1992 г.

Подводная двустволка September 14th, 2015

Показывал я вам как то , а вот теперь такой образец.

Проектирование подводной лодки проекта 633 было начато по Постановлению СМ №1454-808 от 9.08.1955 г. Проектирование велось в ЦКБ-112, главным конструктором проекта был З.А.Дерибин, заместителями — А.К.Назаров и Е.В.Крылов, главным наблюдающим от ВМФ был И.И.Чуфрин.

В апреле 1955 г. предэскизные проработки проекта были закончены и представлены на рассмотрение в двух вариантах: один по ТТЗ, выданному УК ВМФ, а второй «инициативный» (И-633) с улучшенными ТТЭ. Проработки получили одобрение руководства ВМФ и МСП. Как отмечено в заключении УК ВМФ при рассмотрении предэскизных проработок в мае 1955 г., «предложенный вариант является совершенно новым проектом сред­ней ПЛ». Применительно к этому варианту пересмотрели и ТТЗ.

Технический проект ПЛ проекта 633 был утвержден постановлением СМ №1117-580 от 15 августа 1956 года. Подводная лодка проекта 633 двухкорпусная, по своим главным размерениям близка к ПЛ пр.613, по характеру же обводов наиболее соответствует ПЛ пр.611, в котором форма миделевого сечения приближается к окружности. Обводы корпуса ПЛ в основном подчинены обеспечению большей ходкости в подводном положении за счет надводных характеристик.

Подводная лодка «С-49″ (заводской номер 364) была заложена на заводе «Красное Сормово» в Горьком 29.03.1962 г., спущена на воду 27.07.61 г. Вступила в строй 31.12.1961 г.

Фото 1.

16.01.1962 г. принята в состав Черноморского флота. 02.08.1962 г. прибыла на Северный флот, и 22.08.1962 г. перечислена в состав Северного флота. Зачислена в состав 96-й БПЛ 4-й ЭПЛ (г. Полярный).

15.08.1969 г. вновь перечислена в состав Черноморского флота. 02.12.1971-06.10.1972 г. прошла ремонт на «Севморзаводе» им. С.Орджоникидзе (Севастополь).

К тому времени в была начата разработка противолодочных комплексов «Водопад» и «Ветер», предназначенных для ВМФ.

Фото 2.

Комплекс «Водопад» представлял собой твердотопливную ракету, выстреливаемую из торпедного аппарата калибра 533 мм. Руководство ВМФ заставило разработчиков комплекса использовать уже состоявшие на вооружении 533-мм торпедные аппараты. В свою очередь жесткие габаритные ограничения сказались на тактико-технических характеристиках ракеты. В комплексе «Водопад» использовались два варианте боевой части — 400-мм малогабаритная торпедная УМГТ-1 и ядерный заряд.

Ракета выходила из воды под углом, корректировалась в полете бортовой инерциальной системой, затем в заданной точке происходило отделение торпеды (либо специальной боевой части), которая на парашюте сбрасывалась в воду. Парашют при этом отстреливался у поверхности воды. Поиск лодки торпеда производила с помощью головки самонаведения.

Фото 3.

Малогабаритная противолодочная электрическая торпеда УМГТ-1 имеет скорость 41 узел, дальность хода 8 км, глубину хода до 500 м. Акустическая активно-пассивная система самонаведения торпеды имеет радиус реагирования по активному каналу 1500 м. В качестве источника электроэнергии в торпеде УМГТ-1 принята серебряно-магниевая батарея, активируемая морской водой. Максимальная дальность стрельбы комплекса «Водопад» — 37км.

Комплекс «Ветер» представляет собой твердотопливную ракету, выстреливаемую из торпедного аппарата калибра 65 см. Длина ракеты 11 м, диаметр корпуса — около 650 мм. Ракета комплекса «Ветер» имеет те же два варианта боевой части, что и комплекс «Водопад», т.е. торпеду УМГТ-1 и ядерную боевую часть.

Фото 4.

Фото 5.

Комплекс «Ветер» обладает более мощной ракетой, чем комплекс «Водопад», поэтому имеет в два раза большую дальность и глубину старта.

Головным разработчиком комплексов «Водопад» и «Ветер» выступало ОКБ «Новатор» Минавиапрома (бывшее ОКБ-9). Начальником бюро и главным конструктором был Л. В. Люльев. Торпеда создавалась в НПО «Уран» Минсудпрома (главный конструктор торпеды В. А. Левин). Бортовая аппаратура ракет разрабатывалась в НИИ-25 Минавиапрома (начальник и главный конструктор А. С. Абрамов).

Для испытания обоих комплексов на заводе № 444 по чертежам, разработанным СПМБМ »Малахит» в разное время были переоборудованы две подводные лодки «С-11″ и «С-49″ из проекта 633 в проект 633РВ.

Фото 6.

В носовой части лодки получили надстройку с двумя 650-мм торпедными аппаратами для испытания новых торпед для отработки системы стрельбы из ТА калибра 650-мм новыми образцами торпед. Подводная лодка «С-49″ прошла ремонт и модернизацию в период c 01.07.1986 по 30.04.1991 г.

Её 533-мм торпедные аппараты соответствовали серийным на атомных подводных лодках проекта 671, а 650-мм — аппаратам на лодках проекта 671РТ. Кроме того, казенные части верхних аппаратов калибра 650 мм были вставлены в прочную герметичную камеру, что обеспечивало надежную работу агрегата АЭРВД-100, предназначенного для ввода данных в ракету.

Фото 7.

Фото 8.

В соответствии с технической документацией эти ТА называются ПУ ракетоторпед. В отличие от штатных ТА они имеют прорези в обтюрирующих кольцах для прохода продольного кабеля ПЛУР, дополнительные фигурные направляющие дорожки для снятия предохранителя запуска двигателя, кабельный разъем, вмонтированный в крышку ПУ для предстартовой проверки ПЛУР и введения в их БСУ необходимых данных. Выход ПЛУР из ПУ такой же, как и торпед из ТА.

В носовом отсеке демонтировали часть стеллажей для запасных торпед, АПП ПЛУР и установили контрольно-измерительную аппаратуру. Кроме того, было усовершенствовано гидроакустическое вооружение. На неё в дальнейшем проводились заводские, летно-конструкторские и государственные испытания комплексов, а также серийных ракет после приемки их на вооружение.

Фото 9.

Находилась в составе 475-й дивизиона подводных лодок; 24.06.1991 г. была отнесена к подклассу опытовых ПЛ.

10.07.1995 г. подводная лодка «С-49″ была исключена из состава ВМФ, и 31.10.1995 г. расформирована. В этом же году была переоборудована в плавучую зарядовую станцию и переименована в «ПЗС-50″.

По состоянию на 2014 год находится в строю, базируется на Южную бухту Севастополя.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.