В заданиях 22-24 ЕГЭ по русскому языку могут встречаться одни и те же языковые явления. В задании 22 они выступают в роли лексических средств выразительности. Мы представляем вам эти лексические средства с большим количеством примеров их употребления в речи.

Формулировка задания :

Из предложений 44–47 выпишите антонимы (антонимическую пару).

(44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

(45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы.

Чтобы выполнить задание 22, надо знать лексические средства выразительности и находить их в тексте.

Синонимы – слова одной части речи, близкие по значению: чуткий и отзывчивый, жалость и сострадание, спешить и торопиться и т. д.

Антонимы - слова одной части речи, противоположные по значению: начинаться – завершаться, отчётливо – расплывчато, добровольный – принудительный и т. д. Не являются антонимами однокоренные слова: красивый – некрасивый.

Примечание: синонимы и антонимы в тексте могут стоять в разных формах: хороший – плохого, завершился – начнется . Не обращайте внимания на форму (окончание) – вас интересует лексическое значение слова.

Труднее находить в тексте контекстные синонимы и антонимы .

КОНТЕ́КСТ - относительно законченная в смысловом отношении часть текста, высказывания. Общий смысл контекста складывается из значений отдельных слов; в свою очередь, сам контекст помогает прояснить значение каждого слова. То есть, слова живут в контексте, приобретая в нем конкретное значение.

Сравните предложения:

1) Уважение проявляется в том, что вы своим вниманием стараетесь охватить другого человека, чтобы понять его, ощутить в нем лучшее.

2) Здесь необходимо проявить чуткость и внимательность, искренность и твердость.

В предложении 2 встретились синонимы чуткость – внимательность . Взятые вне контекста, они все равно остаются близкими по значению, их можно найти в словаре синонимов.

В предложении 1 есть контекстные синонимы: понять – ощутить .

Представьте, что вы не знаете контекста. Эти слова не воспринимаются как синонимы, в другом контексте они приобретут другие значения: понять ближнего – ощутить холод . Видите, между этими словами не осталось ничего общего. У каждого из них свой ряд синонимов. У слова ощутить синонимы – испытать, почувствовать, пережить, почуять .

У слова понять – постигнуть, уяснить, осмыслить, осознать и др.

Контекстные синонимы помогают избежать повтора слов (писатель – автор, жилище – квартира ) или делают текст выразительнее. В таком случае контекстные синонимы создаются так: прямое значение слова – переносное значение (гордый – орлиный взгляд, плыть – скользить по воде ).

Примеры предложений с контекстными синонимами:

1) Только кочки да буераки указывали направление тропы. Да и то эта тоненькая ниточка не уводила далеко. (тропа – ниточка )

2) Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет свои широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков.

(пробуждаются – раскрывает – расправляет – вспыхивают ) Все эти глаголы описывают одно действие – пробуждение цветов утром.

Примеры предложений с контекстными антонимами .

1) Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.

Находим контекстные антонимы: загубить – возвысить . У каждого из них есть свой прямой антоним: загубить – спасти, возвысить – унизить, понизить . Антонимами эти слова стали только в данном контексте.

2) Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил, при подчиненных же диким медведем рыкал. (соловьем – медведем)

Как видите, контекстные антонимы тоже придают тексту выразительность, дают образную характеристику.

Фразеологизмы устойчивые сочетания слов, понимаемые не буквально, а в переносном смысле. Фразеологизмы не создаются каждый раз заново, они живут в языке в готовом виде, закреплены в нашей памяти и в словарях. Как правило, они равны по смыслу одному слову, но обладают особой выразительностью. Фразеологизмы устойчивы, в них нельзя менять, переставлять слова.

Примеры фразеологизмов: яблоку негде упасть, куры не клюют, на краю света, болеть душой, одним духом, вывести в люди, проливать свет, стоять горой, терять голову, в порядке вещей и др.

Устаревшие слова – слова, вышедшие из употребления. Используемые в современных текстах, они помогают воссоздать колорит исторической эпохи. Часто имеют яркую стилистическую, эмоциональную окраску.

Примеры: уповать на случай, виждь и внемли, благолепие, дерзновенный, злонравие и др.

Неологизмы – новые слова, созданные, чтобы дать имя новым предметам, явлениям жизни. Очень подвижная группа: одни неологизмы приживаются в языке и перестают быть неологизмами, другие становятся избыточными и вытесняются: копирайтер, клинер, ритейлер, мультиплекс, кластер, хедлайнер, креатив, тренд, омбудсмен, дресс-код, мессидж, инновация, мониторинг…
Неологизмы могут быть индивидуальными, авторскими (вспомните Маяковского).

Просторечные слова

Языковое пространство, где обитают просторечные слова, - разговорная речь. В экзаменационном тексте они могут появиться по воле автора, если он воспроизводит чужую речь (это будет средство характеристики человека) или использует просторечное слово в ироническом значении, подчеркивая авторское отношение к предмету разговора.

Не всегда просторечия - грубые слова низкого стиля. Это могут быть слова, неправильно образованные, имеющие отклонение от нормы по своим грамматическим признакам: пригодиться – сгодиться , внутрь – вовнутрь, их – ихний , класть - ложить , даром – задаром . У просторечного слова есть общеупотребительные стилистически нейтральные синонимы: газетчик – журналист, толчея – толпа, уйма – много, вкалывать – трудиться, вопить – кричать, долговязый – высокий, башковитый – умный.

Выполним задание :

Антонимы: плохое - хорошее

  1. Практика: решай и тренировочные

  2. Теория к заданию 22 ЕГЭ по русскому языку на тему «Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста»

  1. Описание - это чаще всего характеристика. Такой текст описывает место, обстоятельство, участников событий, внешность, состояние человека или обстановки, в которой происходят события. Самым типичным примером описания являются описания природы в художественной литературе. Описание невозможно без информации о признаках описываемого объекта. Поэтому описания насыщены прилагательными, выражающими признаки предмета, причастными оборотами, выражающими признак предмета по действию. В них часто используют назывные и безличные предложения. Для описаний характерно использование эпитетов, сравнений, метафор и других средств выразительности.
  2. Повествование - это сообщение о последовательности действий, о том, что происходило вначале, а что потом, как развивались события. Во многих повествованиях выделяются этапы развития событий, включающие начало, развитие, кульминацию, развязку. В таких текстах может быть много наречий, называющих признак действия, деепричастий и деепричастных оборотов, выражающих добавочные действия, а также глаголов, особенно глаголов СВ в прошедшем времени. Примером может служить краткий пересказ сюжета фильма или книги.
  3. Рассуждение - это тип текста, представляющий размышление, объяснение, доказательство точки зрения говорящего. Для рассуждения характерны следующие компоненты содержания: тезис, аргументация, вывод. Рассуждения содержат вводные слова, передающие связь и последовательность мыслей, такие как: во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны, итак, значит, следовательно и другие подобные. Рассуждение используется для изложения и обоснования точки зрения, особенно при выражении отношения к чему-либо. Представьте себе, что вы столкнулись с проблемой. Обдумывание ситуации, анализ всех за и против, принятие решения и будут выражены в форме рассуждения.

Во множестве текстов можно встретить не только образцы данных типов в чистом виде, но и различные их комбинации.

Какие вопросы могут прояснять логическую связь:

  • условие (при каком условии ?)
  • цель (для чего? с какой целью? )
  • причина (почему? по какой причине? )
  • следствие, вывод (итак, следовательно )
  • пояснительные отношения (то есть, а именно )
  • объяснение (чем это объясняется? )
  • противопоставление (наоборот, но, а )
  • аргументация (во-первых, во-вторых )
  • уступительные отношения (хотя, несмотря на то что )

Теория для Задания №22 ЕГЭ 2019 по русскому языку

«Найти высказывание(я), соответствующее содержанию текста»

Сложность 22 задания ЕГЭ заключается в том, что нельзя просто выучить теорию и применить ее на практике. Готового правила просто нет. Но можно запомнить, на что обратить особое внимание.

Формулировка задания в демонстрационном варианте ЕГЭ 2019 :

«Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов».

Возможны и другие формулировки задания:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста?

Какие из высказываний противоречат содержанию текста?

Какие из высказываний не противоречат содержанию текста?

В каком предложении выражена основная мысль? и др.

Алгоритм выполнения:

1) Прочитайте внимательно задание.

Определите для себя, как вы будете помечать вариант после проверки. Например, если вас просят найти предложение, которое соответствует содержанию, ставьте «+» после каждого подходящего предложения. Если нужно найти предложение, которое противоречит содержанию текста, ставьте «-» напротив каждого предложения, которое не соответствует содержанию. Это поможет вам не запутаться, когда будете записывать ответы. Если вам нужно найти предложение, которое соответствует содержанию текста, не обязательно искать основную(главную) информацию, в таком случае задание сформулировано по-другому.Особое внимание обратите на частицу не или ее отсутствие в формулировке. Часто бывает, что выпускники ищут ровно противоположные ответы.

2) Прочитайте текст.

3) Прочитайте текст еще раз, проверяя достоверность каждого предложения.

Не надейтесь на удачу. Главная ошибка всех выпускников – это нежелание перепроверить каждое высказывание. Лучше найти участок текста, в котором есть мысль, связанная с предложением, чем потерять балл.

4) Проверьте фактические ошибки.

Иногда в предложениях нарочно допускают незначительные, «незаметные” ошибки. Например, неправильно указывают имя героя или инициалы, время, место события. Также могут быть изменены действия героев, последовательность их поступков, причинно-следственная связь. Обычно выпускники ищут очевидные ошибки, когда искажается содержание, но не обращают внимание на детали.

5) Обратите внимание на количество ответов: их может быть от 2 до 5.

Обычно не бывает более 3-х ответов, но нужно быть начеку.