Бедный повержен везде.
Без размолвок недолго длится любовь .
Безобразное явление - старческая любовь.
Близки искусства тебе; а под их благодатным покровом кротость приемлют сердца, злобные распри бегут.
Будь уверен прежде всего, что овладеть можно любой женщиной, и овладеешь ею, расставляй только свои сети! Скорей перестанут петь птицы, летом стрекотать кузнечики, скорей аркадская собака пустится бежать от зайца, чем ответит отказом женщина на вкрадчивые предложения молодого человека! Согласится даже та, о согласии которой ты не мог бы и думать.

В легком деле кто угодно сможет блистать красноречием.
В тысяче образов смерть у меня пред глазами витает; гибель не столь тяжела, сколь ожиданье ее.
Вам, красавицы, полезно смешиваться с толпой. Почаще выходите из дому, хоть и без определенной цели! Чтобы поймать одну овцу, волчица гоняется за несколькими. Орел налетает разом на нескольких птиц. Пусть и хорошенькая женщина выставляет себя напоказ - быть может, из многих она увлечет хоть одного! Всюду она должна стараться нравиться и все мысли посвятить заботе о привлечении большого числа поклонников. Везде решающее значение имеет случай, поэтому у тебя всегда должна быть закинута удочка: рыба попадается и на такой глубине, на какой ты меньше всего ожидаешь ее встретить.
Верь опыту.
Вечно и всюду молчать - небольшая в этом заслуга. Но грешно говорить то, о чем должно молчать.
Вино располагает к нежностям и разжигает. От выпитого в большом количестве неразбавленного вина бегут, исчезая, заботы. Тогда на сцену является смех, тогда и бедняк собирается с духом, тогда проходят грусть, заботы и морщины на лбу, тогда намерения становятся искренними - что так редко в наш век, - вино уничтожает всякую искусственность. Здесь красавицы часто пленяли сердца молодых людей, и любовь в вине оказалась огнем в огне.
Влюбленный всегда готов поверить в реальность того, чего он опасается.
Время исцеляет любовную тоску.
Время тянется так медленно, что кажется, будто оно остановилось.
Время уходит, и мы молчаливо с годами стареем, дни убегают, и нам их невозможно сдержать.
Все изменяется, ничто не исчезает.
Все может ослабить время, но не мою печаль.
Все текуче, и нет ничего неподвижного в мире.
Всепожирающее время.
Всякая надежда, основанная на заслуге, законна.
Всякий влюбленный - солдат, и есть у Купидона свой (военный) лагерь.
Говорливая молва, которая любит прибавить к правде ложь, растет с каждой самой маленькой ложью.
Груз становится легким, когда несешь его с покорностью.
Делать из ручья большую реку.
Для добродетели ни одна дорога не является непроходимой.
Души не умирают. Покидая прежнее местопребывание, они живут в других местах, которые вновь принимают их.
Если хочешь, чтобы женщина продолжала любить тебя, старайся внушить ей мысль, что ты в восторге от ее красоты. Будет она в красном платье, хвали красное платье, будет она в платье из легкой материи, говори, что оно идет ей. Если на ней золотые украшения, скажи, что лично тебе она дороже золота; если она вздумает надеть костюм из зимней материи, похвали ее, что она надела костюм из зимней материи. Подойдет она в одной рубашке, кричи: «Ты жжешь меня!..» - и умоляющим голосом проси ее не простудиться. Если ее волосы искусно расчесаны на две косы, восторгайся, что они расчесаны на две косы; если эти волосы завиты, хвали завивку. Восхищайся ее руками в танцах и голосом, когда она поет; если же она перестанет, заяви сожаление, что она рано кончила.
Есть некоторое наслаждение и в слезах.
Зависть терзает и сама терзается.
Законы для того и даны, чтобы урезать власть сильнейшего.
Занятия налагают отпечатки на характер.
Запретный плод сладок.
Зло подавляй в зародыше! Если упущено время и укрепилась болезнь, что тут поделает врач?
И кольцо стирается со временем.
И у врага дозволено учиться.
Или не берись, или доводи до конца.
Искусства смягчают нравы.
К неизвестному нет влечения.
Каждый в пределах своей пусть остается судьбы.
Как хрупкий лед, проходит гнев, если переждать.

Какие кто сознаёт за собой деяния, такие надежды или страхи и порождает это в глубине его сердца.
Какой умный человек не примешивает к нежностям поцелуев? Пусть красавица откажется подарить тебе поцелуй - срывай их, если тебе отказываются дать их! Быть может, сперва она начнет упираться и скажет: «Бессовестный». Но и упираясь она захочет быть побежденной! Берегись только бесцеремонно срывать поцелуи с ее нежных губок и давать повод жаловаться на грубость!
Капля долбит камень, изнашивается от употребления кольцо.
Кому удавалось получить поцелуй, заслуживает потерять и то, что ему дали, если не добудет остального. Много ли оставалось сделать после поцелуя для исполнения всех своих желаний.
Кротость людям к лицу, гнев подобает зверям.
Кто может скрыть любовь?
Любовь травами не лечится.
Мгновения вечно сменяют друг друга.
Мелочи прельщают легкомысленных.
Молодость быстро летит: лови уходящее время. День миновавший всегда лучше, чем нынешний день.
Молодые римляне, прошу вас, изучайте ораторское искусство, но не исключительно для защиты испуганных подсудимых! Как сдается народу серьезный судья или сенат, состоящий из лучших членов общества, так сдается и девушка, побежденная твоим ораторским талантом. Скрывай, однако, свои силы, не выставляй напоказ своего красноречия! Отнюдь не употребляй изысканных фраз и выражений!
Молчи, мой язык, говорить больше не о чем.
Мы восхищаемся древностью, но живем современностью.
Мы всегда стремимся к запретному и желаем недозволенного.
Мы плохо верим тому, чему неприятно поверить.
Мы, мужчины , ненавидим переходящую всякую меру спесь - верьте человеку опытному! - и часто, даже не сказав с женщиной ни слова, начинаем ненавидеть ее за один ее взгляд.
На чужом поле жатва всегда обильнее, у соседского скота вымя кажется крупнее.
Не вздумай ставить на вид женщине ее недостатки.
Не всегда во власти врача исцелить больного.
Не погибает ничто в великой Вселенной.
Не подлежит сомнению мудрость итакийца (т. е. Одиссея), желавшего увидеть дым отечественных очагов.
Небезопасно хвалить предмет своей любви приятелю - стоит ему поверить твоим похвалам, он пойдет по твоим стопам.
Несчастных прежде всего оставляет разум.
Ни река, ни быстротечное время остановиться не могут.
Ночь да еще вино не позволяют судить о красоте... Ночь скрывает недостатки и не дает составить понятия ни о каких отрицательных сторонах; эти часы любую женщину делают красавицей.
Ночь, любовь и вино не пробуждают скромных желаний: ночь прогоняет стыдливость, а вино и любовь - робость.
О деле суди по исходу.
Опыт - самый лучший наставник.
Остерегайтесь чьи-либо пороки приписывать всему миру.
Подчас болезнь оказывается сильнее медицины.
Позволь мне остаться в своем заблуждении.
Пока ты счастлив, у тебя множество друзей; когда времена омрачаются, ты остаёшься один.
Положить конец войнам.
Пользуйся юностью; жизнь быстро проходит: последующие радости не будут столь же прекрасны, как первые.
Посулами всякий может быть богат.
Потерпевший кораблекрушение и тихой воды боится.
Почести приносят доходы.
При ухаживании помогают и слезы - слезами ты размягчишь хоть алмаз! По возможности старайся, чтобы красавица видела твои мокрые от слез щеки. Если не будет слез - не всегда же они являются вовремя, - намочи кончики пальцев и приложи к глазам.
Приходят посмотреть, приходят, чтобы и на них посмотрели.
Противодействуй болезни вначале; поздно думать о лекарствах, когда болезнь укоренилась от долгого промедления.

Пусть воюют другие.
Пусть не хватает сил, но желание все же похвально.
Раньше или позднее в одну мы гавань прибудем.
Ревность наносит смертельный удар самой прочной и самой сильной любви.
Результат оправдывает действие.
Сберечь приобретенное не меньшее искусство, чем его приобрести.
Сказано - сделано.
Сколько на небе звезд, столько и девушек в Риме.
Слезам присуща подчас сила слова.
Слишком горячая и пылкая любовь нагоняет на нас, в конце концов, скуку и вредна точно так же, как слишком вкусная пища для желудка.
Слова женщины легче падающих листьев, которые вода и ветер несут куда им угодно.
Словами подобает скрашивать зло.
Словом вождь побуждает смело сражаться в бою.
Смелому помогают и Венера, и счастливый случай.
Смотри, как разрушается от безделья ленивое тело, как портится в озере без движения вода.
Способен на любой обман тот, кто привык делать из черного белое и из белого черное.
Средний путь - самый безопасный.
Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.
Страдания, неразлучные с любовью, бесчисленны, как раковины на морском берегу.
Страж жены - добродетель. Добродетельна только та, которую не принуждает страх, а которая верна из боязни, совсем не верна.
Счастлив, кто смело берет под свою защиту то, что любит.
Та, которая не согрешает только потому, что это не дозволено, - та согрешает.
Там, где нет опасности, наслаждение менее приятно.
Тем, чем мы были и чем являемся, завтра уже не будем.
То, что упало, топтать - подлого труса почин.
Трудитесь, пока позволяют силы и годы.
Трудно верить, между тем женщины берут уроки даже смеха и здесь также стараются быть хорошенькими! Открывать рот при смехе надо умеренно: на щеках должны быть видны две ямочки и нижняя губа - чуть-чуть приоткрывать низ верхних губ... Смех должен быть, если можно так выразиться, легким и чем-то женственным для уха! Есть женщины, безобразящие себе рот неумеренным смехом. Другие, смеясь, трясутся; можно думать, что они плачут. У третьих смех какой-то хриплый, отвратительный. Когда они смеются, думаешь, что это противный рев ослицы у мельничного жернова.
Ты был бы уступчив и снисходителен к мольбам, если бы прежде пылал любовью к кому-либо.
У женщин разные характеры, а на тысячу разных сердец нужно действовать и тысячью разных средств... Сколько на свете разных физиономий, столько и характеров... Одних рыб ловят острогой, других - удочкой, третьи попадаются в натянутую для них сеть. Так и ты не должен применять одного и того же средства для обольщения женщин всех возрастов. Если ты покажешься образованным невежде или нахалом жеманной, она, бедняжка, тотчас перестанет доверять себе. Оттого-то женщина, боящаяся отдаться честному, падает иногда в грязные объятия мерзавца.
Учитесь ходить, как следует женщине. В походке есть своего рода красота, пренебрегать которой не годится. Она или привлекает, или отталкивает от себя незнакомых мужчин. Одна женщина движется грациозно, распустив платье по ветру и гордо ступая. Другая... разгуливает сама не своя, огромными шагами.
Храброму вся земля - родина.

Часто прикидывающийся влюбленным влюбляется не на шутку и, начав с притворства, кончает серьезно. Тем снисходительнее должны вы, женщины, относиться к разыгрывающим из себя влюбленных - прежний мнимый любовник превратится в настоящего.
Чего мы не сделали сами, того я нашим не назвал бы.
Чего не сможет искусство! Женщины умеют и красиво плакать! Они плачут, когда хотят и как хотят!
Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен.
Что делать женщинам, если мужчины легкомысленнее их?
Чтобы любовь заслужить, мало одной красоты.
Чтобы тебя любили, будь достойным любви, а этого не дадут тебе исключительно красивая наружность или стройная фигура - ты должен физическую красоту соединить с даром ума. Красота - ненадежное преимущество: чем больше стараешься, тем сильнее блекнет она, само время заставляет ее увядать. Не всегда цветут фиалки и фиолетовые лилии; на цветочном стебле розы, когда на ней опадут лепестки, остаются одни шипы. И у тебя, красавец, скоро покажутся седые волосы, придут в свое время и бороздящие лицо морщины. Старайся образовать ум - нечто прочное - и сделать из него помощника красоте: только ум останется с нами до могилы!
Я хочу, чтобы смерть застигла меня посреди трудов.

Николай Гумилёв много раз признавался, что его настоящим увлечением является не литература, а путешествия. Стихотворение "Жираф "он написал в 1907 году после поездки в Африку, после очередного отказа ему любимой. И вот теперь Африка и это знаменитое стихотворение! Как считают некоторые романтические дамы, что в нем он рассказывает удивительную историю о жирафе на берегу далекого озера Чад, тропических пальмах и запахе невиданных трав для тех людей, кто по разным обстоятельствам не может посетить удивительную экзотическую страну. Он переносит читателя в удивительный мир без зла, ненависти и болезней, для того, чтобы он на миг забыл о своих проблемах и насладился ее красотой.

"Жираф"


Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай... далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.





Ему Африка скоро надоела и Гумилев написал: " Я устал от Каира, от солнца, туземцев, европейцев, декоративных жирафов и злых обезьян" Но кроме Египта Николай Гумилев совершил еще три в Африку: в декабре 1909 - январе 1910 г. - во Французском Сомали (теперь эта страна называется Республика Джибути) и восточной окраине Абиссинии; в сентябре 1910 - марте 1911 г. - собственно в Абиссинии (теперь Эфиопия). Фото из этой экспедиции. Гумилев белый и с бородой.



В апреле - августе 1913 г. санкт-петербургский Музей антропологии и этнографии добился государственных дотаций на дальние экспедиции. Музею были нужны африканские коллекции. Гумилев оказался для руководителей музея фигурой подходящей, хотя профессиональным этнографом он не был, соответствующего образования не получал, в этнографических учреждениях никогда не работал. Да и претендовал он на славу поэта, путешественника и воина, но никак не профессионального ученого. И все же директору музея академику В.В. Радлову он подошел. Дело в том, что профессиональных этнографов-африканистов в нашей стране тогда не было. А Гумилев уже знал страну, был молод, здоров, полон энергии, чтобы преодолевать тяготы пути, природных условий, климата. Он буквально рвался в Африку, и маршрут был утвержден: изучение восточной и южной частей Абиссинии и западной части Сомали. Цель путешествия - делать снимки, собирать этнографические коллекции, записывать песни и легенды, собирать зоологические коллекции. Последнее, очень сложное и опасное, путешествие сделало его знаменитым путешественником. Вот он на фото в Каире.Белый и сидит.


С тех пор прошло уже 105 лет, но и спустя годы его вклад в изучение Африки остаётся одним из самых больших в России. Отвергнутый поэт, помчавшийся в Африку, чтобы доказать возлюбленной и себе, что он достойный и настоящий мужчина, превращался в большого исследователя, антрополога, этнографа, который мог бы изменить историю нескольких стран, если бы не роковые события российской и мировой истории. Вот что писал сам Гумилев об cвоих африканских путешествиях: "Я буду говорить откровенно: в жизни пока у меня три заслуги - мои стихи, мои путешествия и эта война. Я не говорю о стихах, они не очень хорошие, и меня хвалят за них больше, чем я заслуживаю, мне досадно за Африку. А ведь, правда, все то, что я выдумал один и для себя одного, ржанье зебр ночью, переправа через крокодильи реки, ссоры и примиренья с медведеобразными вождями посреди пустыни, величавый святой, никогда не видевший белых в своем африканском Ватикане, - все это гораздо значительнее чем … ” и далее речь пошла об Первой Мировой Войне.

Но вернемся к нашему "Жирафу". Некоторые особо продвинутые литературоведы считают,что «Жираф» — стихотворение не об Африке: и что «искание образов и форм, по своей силе и яркости соответствующих его мироощущению, влечёт Гумилёва к изображению экзотических стран, где в красочных и пёстрых видениях находит зрительное, объективное воплощение его греза ». А грезил он конечно о Анечке Горенко, которая в ту пору еще не стала Анной Ахматовой. В сборнике «Романтические цветы» в который вошли стихи «Жираф”, изданном в Париже, было указано: «Посвящается Анне Андреевне Горенко». На первом листе подаренного Анне Горенко экземпляра этой книги сохранилась надпись Гумилёва: «Моей прелестной царице и невесте как предсвадебный подарок предлагаю эту книгу». И почему литературоведы считают, что « На смену бесстрашному путешественнику приходит робкий влюблённый, с трудом понимающий женскую душу, но с достоинством принимающий своё поражение. ” ? Какое там поражение, он к свадьбе готовился и своего скоро добился.