Задание -1.

Упражнение 1.Выделите основу и окончание в следующих словах.

Басенки, засветло, красота, брюки, увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, медвежий, бегун, срочно, духовный, метро, отрезать, заповедник, бегут, испугавшись, хорош, сочнее.

Упражнение 2.Обозначьте суффиксы в словах.

Студентка, поплавок, геройство, грузинка, медвежонок, сибиряк, доброта, музыкант, дождик, весенний, духовность.

Упражнение 3.Обозначьте в словах приставку.

Взлететь, отрубить, надкусить, безграничный, рассердиться, сверхсрочный, преграда, подбежать, пришкольный.

Упражнение 4.Сделайте морфемный разбор данных слов.

Теснота, воссоединение, верхний, допоздна (читать), недалекий, наслаждение, топленое (молоко), пылесос, съездить, налево (повернуть), ослепительный, неустойчивая (погода), трубопровод, черноморский (флот), вороний (крик), давление.

Упражнение 5.Восстановите пропущенные «звенья» в цепочках, выделите словообразовательные аффиксы.

1) держать > ? > сдержанный > ? ;
2) единый > соединить > ? > воссоединять > ? ;
3) ? > симпатичный > ? > несимпатично;
4) сказать > ? > ? > рассказчица;
5) считать > ? > расчет > ? > расчетливо;
6) рад > радость > ? > ? > безрадостность;

7) корить> ? > укор > укоризна > ? > ? > безукоризненно > небезукоризненно;

8) резать > ? > резчица;
9) частый > ? > ? > учащение;
10) плесень > ? > ? > ?

> заплесневелость;
11) чары> ? > ? > ? > очаровательно.

Задание -2

1. Дайте определение понятий (задание 1 устно)

Диалектные слова - это _______________________________________________________________

Профессинальные слова - это _______________________________________________________________

Неологизмы - это_____________________________________________________

2. Подберите к иноязычным словам русские синонимы.

Сентиментальная девушка __________________

Привезти сувенир_________________________________

Древняя легенда ____________________________

Воздвигнуть монумент ____________________________

3. Подберите синонимы к фразеологизмам.

Сломя голову ______________________________

Засучив рукава ___________________________________

Повесить нос _______________________________

След простыл ____________________________________

4. Напишите словосочетания с многозначными словами в переносном значении.

Дремлет ребёнок _______________________________________________

Хвост птицы ___________________________________________________

Золотое кольцо _________________________________________________

Мальчик убегает ________________________________________________

5. Распределите по группам: многозначные слова - омонимы.

А) Скосить траву - скосить глаза

Б) Стирать информацию в компьютере - стирать рубашку

С) Тон красного дерева - грубый тон

Д) Ствол дерева - ствол ружья

Е) Клуб дыма - футбольный клуб

6. Распредели по группам: архаизмы - историзмы

А) боярин Ж) аршин

Б) стрельцы З) камзол

С) ланиты И) алтын

Д) чело К) потчевать

Е) выя Л) кольчуга

архаизмы

историзмы

7. Составьте синонимический ряд к словам:

Гнев __________________________________________________________________

Душистый __________________________________________________________________Запишите ряд специальных слов по профессии биолога:

__________________________________________________________________

9. С каким существительным в скобках сочетаются прилагательные?

Праздный - праздничный (концерт, жизнь, костюм, настроение, любопытство)

Особенный - особый (внимание, голос, интерес, смех, права).

10. Объясните значение диалектных слов:

В мелеховском курене Аникушку поразили сплошь смеющиеся, весёлые лица. _______________________________

Мать, уткнувшись в завеску, покачивала редковолосой головой. ___________________________________________

11. Определите слово по словарной статье.

Дословная выдержка из какого-либо текста.

Спортивная игра маленьким мячиком, который перебрасывается через сетку.

12. Разобрать по членам предложения.

Старший приказал брату Федьке бежать во весь дух в деревню и звать народ.

Задание -3

(Предложения взяты из рассказа Э.Распэ «Приключения барона Мюнхаузена»)

1. Спишите предложения, подчеркните грамматическую основу, расставьте знаки препинания.

2. Заполните таблицу. Запишите номер предложения в таблицу.

Знаки препинания в предложениях не расставлены

Простые предложение без однородных членов

Простые предложения с однородными членами

Сложное предложение

1. Маленький старичок с большим носом сидит у камина и рассказывает о своих приключениях.

2. Порох вспыхнул ружьё выстрелило и я убил одним выстрелом десять отличнейших уток.

3. Его слушатели смеются ему прямо в глаза.

4. Конь устал и начал спотыкаться.

5. Я купил себе очень хорошие сани и быстро понёсся по мягкому снегу.

6. Находчивость великая вещь.

7. Я лёг на дно саней и от страха закрыл глаза.

8. Куропатки взлетели одна за другой и мой шомпол проткнул сразу семерых.

9. Затем я подбежал к куропаткам вспугнул их и выстрелил.

10. Поросёнок завизжал и юркнул в лес а свинья осталась на месте.

Задание- 4.

Перед выполнением заданий текста повторите правила.

Вставьте все пропущенные буквы. Задания спишите или распечатайте.

А1. В каком слове пропущена буква И?

1) завис…шь 2) мечта…те 3) бре….шься 4) умыва…шься

А2. В каком примере на месте пропуска не нужно писать Ь?

1) идеш…. 2) молодеж…. 3) пахуч… 4) береч…

А3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) подгляд…вать 2) приветств…вать 3) доклад…вать 4) танц…вать

А4. В каком слове на месте пропуска пишется буква А?

1) к…снется 2) разг…рается 3) предл…жили 4) к…сается

А5. В каком примере НЕ с существительным пишется слитно?

1) (не)человек, а зверь 2) (не)солдат 3) (не)правда 4) (не)вежливость, а грубость

А6. В каком примере на месте пропуска пишется Е?

1) алыч…вый 2) камыш…вый 3) ситц…вый 4) холщ…вый

А7. В каком слове пишется Н?

1) карма….ый 2) деревя…ый 3) хозяйстве…ый 4) ветре…ый

А8. В каком слове пишется - К - ?

1) француз….ий 2) солдат….ий 3) грец….ий 4) матрос….ий

А9. В каком примере НЕ с прилагательным пишется слитно?

1) (не) лёгкий, а тяжёлый 2) далеко (не)веселый

3) (не) высокий, а низкий 4) (не)здоровый

А10. Какое прилагательное пишется слитно?

1) древне(русский) 2) русско(немецкий)

3) темно(зеленый) 4) северо(западный)

А11. В каком числительном в середине не пишется Ь?

1) пят (?) сот 2) шест (?) десят 3) девят (?) сот 4) восем (?) надцать

А12. В каком ряду допущена ошибка в употреблении числительных?

1) с двадцатью девятью машинами

2) около семиста килограммов

3) к тридцать шестому километру

А13. В каком примере местоимение пишется через дефис?

1) кое(с)кем 2) (не)кто 3) кем(то) 4) кое(у)кого

А14. В каком предложении на месте пропуска пишется Е?

1) Мне н…кого винить. 2) Я н…кого не виню.

3) Я н…кому не верю. 4) Во дворе н…чего не было.

А15. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

1) пр…ползти 2) пр…тронуться 3) пр…вокзальный 4) пр…пятствие

А16. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ч?

1) барабан…ица 2) стеколь…ик 3) камен….ик 4) смаз…ик

А17. Какое слово является заимствованным?

1) делать 2) ксерокс 3) капля 4) кочет

А18. Суффиксальным способом образовано слово:

1) отлет 2) предзимний 3) ледоход 4) водительский

А19. Укажите слово, строение которого соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-окончание

1) растительный 2) украсить 3) перебежчик 4) водопроводный

А20. К разносклоняемым существительным относится слово:

1) время 2) няня 3) шимпанзе 4) плакса

А21. Какое прилагательное находится в форме сравнительной степени?

1) величайший 2) менее громкий 3) самый умный 4) наиболее широкий

А22. Собирательным является числительное:

1) трое 2) одна вторая 3) пятьдесят шестой 4) сто восемь

А23. Глагол ХОТЕТЬ является глаголом:

1) 1 спряжения 2) 2 спряжения 3) разноспрягаемым

24. Укажите правильное объяснение постановки запятой в предложении:

Отряд шел бодро, и к вечеру все добрались до места.

1) сложносочиненное предложение

2) простое предложение с однородными членами

3) предложение с обращением

4) сложноподчиненное предложение

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Ветер рванул со всей силой (1) и ударил по окнам (2) дверям (3) веранде.

1) 1, 2, 3 2) 1, 2 3) 3 4) 2, 3

Прочитайте текст и выполните задания.

Человеческие руки.

(1) Все, что ты видишь вокруг, сделали руки человека. (2) Парта в классе, где ты учишься, окно, через которое ты смотришь на белый свет.

(3) Руки человека превратили дикие земли в богатые поля, раздвинули леса, заставили расступиться горы. (4) Руки человека управляются с пером и молотом. (5) Они держат штурвалы кораблей и рули автомашин, лопаты и микроскопы. (6) Они могут извлечь жемчужину из морских глубин и занозу из твоего пальца. (7) Человеческие руки могут метко забросить мяч в баскетбольную корзину и ракету на Луну.

(8) Посмотри-ка, дружок, на свои руки, подумай. (9) К какому делу ты их приладишь, чтобы потрудиться, чтобы помочь народу построить совсем хорошую, счастливую жизнь?

(По Л.Кассилю)

А26. Какое утверждение соответствует содержанию текста?

1) Человеку не нужно задумываться о будущем.

2) Руки человека способны сделать очень многое.

3) Человеку трудно ориентироваться в мире изобретений.

В1. Из предложения 6 выпишите личное местоимение.

В2. Укажите номер предложения, в котором есть обращение.

В3. Из предложения 7 выпишите притяжательное прилагательное.

В4. Из предложений 7- 8 выпишите глаголы в повелительном наклонении.

В5. Из предложения 7 выпишите слово, образованное приставочным способом.

Задание -5

Часть А
А1. В каком ряду оба слова имеют чередующуюся безударную гласную корня?
1) изл…жение, насл…ждение
2) р…стение, подр…сток
3) посв…тить, просв…щение
4) з…рница, заг…релый

А2. В каком ряду оба слова пишутся с НН?
1) стари...ый дом, румя…ый малыш
2) операцио...ый стол, дли...ый путь
3) кожа...ая куртка, серебря...ая ложка
4) деревя…ая посуда, ржа…ая мука

А3. В каком ряду оба слова пишутся с одной и той же буквой?
1) бе…помощный, ни…вергнуть
2) пр…бежать, пр…одолеть
3) не…гораемый, и…подтишка
4) пр…творить (мечту), пр…чудливый

А 4. В каком ряду оба слова с частицей НЕ пишутся раздельно?
1) (не)вежда, книга (не)интересна
2) вовсе (не) близкий, совсем (не)чувствовал
3) (не)по-дружески, очень (не)красивый
4) (не)доумевать, (не)высокий берег

А5. Выдели строку, в которой оба слова пишутся через дефис:
1) (по)настоящему, бок(о)бок
2) (пол)года, (пол)лимона
3) (по)зимнему лесу, (во)первых
4) (русско)английский, (иссиня)черный

А6. В каком ряду оба слова пишутся с буквой Е?
1) обид…л друга, кле…л марки
2) ла...ть громко, чита...ешь книгу
3) ветр...ный день, пил...м дрова
4) бор…тся за правду, стел…тся по равнине

А7. Определите синтаксическую роль числительного в предложении «В тысяча девятьсот сорок первом году началась Великая Отечественная война».
1) определение
2) дополнение
3) обстоятельство
4) не является членом предложения

А8. На месте каких цифр в предложении нужны запятые? «Заросший ольхой (1) овраг (2) извиваясь(3) походил на длинный крылатый коридор(4) устланный толстым слоем(5) побуревших старых листьев».
1) 1, 2, 3
2) 2, 3, 5
3) 1, 3, 4, 5
4) 2, 3, 4

А9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? «Новое здание торгового центра построили(1) напротив(2) нашего дома, а вот бассейн(3) напротив(4) был от нас очень далеко».
1) 4
2) 3, 4
3) 1, 2
4) 2, 3

А10. Какое предложение является сложным? (знаки препинания не расставлены).
1) Стали искать черкесов во всех кустах и разумеется не нашли.
2) По узкой тропинке извивавшейся между скал мы поднялись на ровную площадку и долго стояли очарованные красотой.
3) Туманы клубясь и извиваясь сползали по морщинам соседних скал.
4) На берегу высился утес возле которого море намыло белый песок.

Прочитайте текст и выполните к нему задания.

Часть В

Вавилонское столпотворение
1) По библейскому преданию, в древности все люди на земле говорили на одном языке и все друг друга понимали. 2) Но захотелось людям оставить память о себе на века. 3) Тогда жители Вавилона задумали построить (сотворить) высокую башню, чтобы добраться до неба. 4) Выбрали высокую гору - и работа закипела. 5) Одни месят глину, другие лепят из неё кирпичи, третьи кирпичи в печах обжигают, четвертые возят их на гору. 6) Все работают и поют песни. 7) Сначала строительство башни шло успешно, потому что вавилоняне хорошо понимали друг друга и усердно работали. 8) Целый город вырос вокруг горы, на которой строилась башня.
9) Однако Богу неугодно было это строительство. 10) Еще бы: ведь люди дерзнули покорить себе небо! 11) И тогда Бог поступил очень хитро: наслал на землю великую бурю. 12) Пока буря бушевала, ветер унес все слова. 13) В результате строители перестали понимать друг друга — и «творение столпа» прекратилось. 14) До сих пор на всех языках света люди рассказывают эту легенду о недостроенной Вавилонской башне.

1. Какое утверждение не соответствует содержанию данного текста?
1) В древности все люди на земле говорили на одном языке.
2) Строительство башни прекратилось из-за бури.
3) Богу неугодно было это строительство.
4) Легенда о недостроенной Вавилонской башне существует до сих пор.

2. Какое значение имеет слово СТОЛП в прочитанном тексте (предложение №13)?
1) гора
2) вершина горы
3) башня
4) стройка

3. К какому стилю и типу речи относится текст?

1) художественный стиль, повествование.

2) художественный стиль, рассуждение.

3) публицистический стиль, повествование.

4) художественный стиль, описание.

4. Какое средство речевой выразительности используется в предложении №12?
1) эпитет

2) олицетворение

3) метафора

4) гипербола

5. В каком слове звуков больше, чем букв?
1) третьи

2) поют

3) целый

4) память

6. Укажите количество грамматических основ в предложении №5.
1) 2

2) 3

3) 4

4) 1

7. Какая характеристика предложения №4 является верной?
1) простое

2) сложносочиненное

3) сложноподчиненное

4) бессоюзное

8. В предложениях 1-3 найдите вводное словосочетание. Запишите его.

9. Из предложений 4-6 выпишите слово с чередующейся безударной гласной.

10. Из предложений 7-8 выпишите местоимение, определите его разряд.

Вариант диагностической работы
для учащихся 6­х классов
по русскому языку
Выполняя задания, либо обведите номер правильного ответа, либо запишите ответ в указанном
месте. Затем перенесите выбранный номер или записанный ответ в бланк тестирования справа от
номера задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке по
образцу, указанному в бланке, без пробелов и запятых.
1. Какое слово не соответствует схеме ¬
1) заоблачный
2) подписали
3) вытеснение
4) невкусный
2. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?
знакомый ­­ …­ познакомить ­ познакомиться

3. Прочитайте предложение.
Тётя Поля - хирург, а моя мать - заведующая заводской АМБУЛАТОРИЕЙ.
Выберите все правильные лексические характеристики выделенного в
предложении слова. Обведите их номера.
1) неологизм
2) общеупотребительное
3) профессиональное
4) заимствованное
5) диалектное
Обведённые цифры запишите в ответ, не разделяя их запятыми.
Ответ: _____________.
4. Установите соответствие: к каждому фразеологизму из первого столбца
приведите соответствующее ему значение из второго столбца, обозначенное цифрой.
ФРАЗЕОЛОГИЗМ ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМА
A) Бить баклуши 1) Трудиться не останавливаясь
Б) Повесить нос 2) Ничего не делать
3) Сильно расстраиваться
4) О чем­ нибудь забыть

А
Б
5.
Ответ:
В бланк запишите только цифры в том порядке, в котором они идут в
таблице, не разделяя их запятыми.
Прочитайте предложение.
Машина двигалась по (Киевское) шоссе.
Раскройте скобки и запишите в ответ указанное слово в правильной
форме.
Ответ: ____________________________________.
6. Установите соответствие: к каждому предложению из первого столбца
приведите соответствующую ему характеристику из второго столбца,
обозначенную цифрой.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(Знаки препинания не проставлены) 1) Простое
2) Сложное
A) Рядом с узкой извилистой тропинкой весело журчит и бежит ручеек.
Б) Сквозь густые кроны деревьев пробиваются лучи теплого весеннего солнца и ласковый
ветерок треплет ивовые сережки.
В) В синем бездонном небе зазвенела радостная песня кулика.
А
Б
В
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
7. Укажите номер предложения, в котором допущена пунктуационная
ошибка.
1) Весна – это время пробуждения природы от долгой зимней спячки.
2) Теплые лучи солнца съедают последние россыпи снега и под деревьями зазвенели веселые
ручейки.
3) Паша поднял голову и сказал « Смотрите, птицы вернулись из теплых стран».
4) На городских клумбах распускаются первые цветы: тюльпаны и крокусы.
8. Какие два слова из перечня нельзя включить в таблицу? Обведите их
номера.
Правописание проверяемой
гласной О в корне слова
Правописание гласной О в корне слова
с чередованием О/А
1) выг..рело
2) прик..сновение
3) выр..стать

4) р..скошный
5) с..лфетка
Обведённые цифры запишите.
Ответ:
9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр..ключение, пр..пятствие
2) с..ёжиться, радост..ю
3) бе..вкусный, ..десь.
4) раз..грать, дез..нфекция
10. Укажите номер слова, которое неверно занесено в таблицу.
Пишется Н
Пишется НН
1.авиацио..ый
2. серебря..ый
3. оловя..ый
4.безветре..ый
11. Укажите пример, в котором выделенное слово пишется слитно.
1) ДРЕВНЕ(РУССКИЙ) язык
2) ЧЕМ(НИБУДЬ) заняться
3) (ВЫПУКЛО)ВОГНУТАЯ линза
4) НЕМЕЦКО(РУССКИЙ) словарь
12. Укажите пример, в котором выделенное слово пишется раздельно.
1) (НЕ)ВЫСОКИЙ, а низкий берег
2) (НЕ)СМЕТНЫЕ сокровища
3) (НЕ)ИНТЕРЕСНАЯ книга
4) река (НЕ)ГЛУБОКА
13. В каком слове правописание пропущенной буквы определяется правилом: в суффиксах
имён существительных и прилагательных после шипящих под ударением пишется О, без
ударения – Е? Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Ш..рох
печ..т
ч..рный
медвеж..нок

Ответ:
Прочитайте текст 1 и выполните задания 14 – 17.
Текст 1
(1)Австрийские учёные смоделировали 500 возможных сценариев будущего, которые
ориентированы на потребности человечества и возможности сельского хозяйства. (2)Они
учитывали такие факторы, как изменение урожайности культур, объём используемых площадей,
предпочтения в питании разных народностей и многие другие. (3)<…> самой продуктивной
стратегией, наиболее благоприятной с экологической точки зрения, оказался переход на
потребление людьми исключительно растительной пищи. (4)В таком случае через некоторое время
было бы достигнуто 100% целей, установленных исследователями. (5) Но им удалось бы накормить
всех желающих и при этом сохранить биоразнообразие планеты.
14. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в
третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
1)Поэтому
2)Несмотря на
3)В результате
4)Зато
5)В следствие
15. Какое заглавие наиболее точно передаёт основную мысль текста?
1)Австрийские ученые озабочены сохранением планеты.
2) Стратегия австрийских ученых.
3) Потребление растительной пищи – самый продуктивный способ сохранения разнообразия
Земли.
4) Каждая народность имеет специфические предпочтения в питании
16. Какие два утверждения неверны? Обведите их номера.
1) Предложения 1 и 2 связаны последовательной (цепной) связью.
2) Текст относится к разговорному стилю.
3) Предложение 3 поясняет предложение 2.
4) В предложении 1 использовано рассуждение.
Обведённые цифры запишите.

17. Какое утверждение неверно?
1) В предложении 1 использовано относительное местоимение.
2) В предложении 4 использовано разносклоняемое имя существительное
3) В предложении 5 использовано имя существительное, образованное
путём перехода одной части речи в другую.
4) В предложении 3 использованы только качественные имена прилага­
тельные.
С1 Прочитайте текст 2, спишите его, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и
знаки препинания.
Текст 2
1) В августе в окрес..ных лесах п..является много гр..бов. 2) Соб..раемся и идем в лес. 3) За
д..ревней расстилаю(ть,т)ся ш..рокие п..ля. 4) По тр..пинке направляемся к дальней роще. 5) Здесь
всегда много гр..бов. 6) Из­под листика виднее(ть,т)ся шля..ка сырое..ки но мы решаем собирать
только «благ..родные» гр..бы белые подосиновики и подб..резовики. 7) Ребята расходя(ть,т)ся по
лесу и далеко разнося(ть,т)ся их г..лоса.

Вариант диагностической работы

для учащихся 6-х классов

по русскому языку

Выполняя задания, либо обведите номер правильного ответа, либо запишите ответ в указанном месте. Затем перенесите выбранный номер или записанный ответ в бланк тестирования справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке по образцу, указанному в бланке, без пробелов и запятых.

    Какое слово не соответствует схеме ¬ 

1) заоблачный

2) подписали

3) вытеснение

4) невкусный

    Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?

знакомый -- …- познакомить - познакомиться

    Прочитайте предложение.

Тётя Поля - хирург, а моя мать - заведующая заводской АМБУЛАТОРИЕЙ.

Выберите все правильные лексические характеристики выделенного в

предложении слова. Обведите их номера.

1) неологизм

2) общеупотребительное

3) профессиональное

4) заимствованное

5) диалектное

Обведённые цифры запишите в ответ, не разделяя их запятыми.

Ответ: _____________.

    Установите соответствие: к каждому фразеологизму из первого столбца

приведите соответствующее ему значение из второго столбца, обозначенное цифрой.

ФРАЗЕОЛОГИЗМ ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМА

A) Бить баклуши 1) Трудиться не останавливаясь

Б) Повесить нос 2) Ничего не делать

3) Сильно расстраиваться

4) О чем- нибудь забыть

Ответ:

В бланк запишите только цифры в том порядке, в котором они идут в

таблице, не разделяя их запятыми.

    Прочитайте предложение.

Машина двигалась по (Киевское) шоссе.

Раскройте скобки и запишите в ответ указанное слово в правильной

форме.

Ответ: ____________________________________.

    Установите соответствие: к каждому предложению из первого столбца

приведите соответствующую ему характеристику из второго столбца,

обозначенную цифрой.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(Знаки препинания не проставлены) 1) Простое

2) Сложное

A) Рядом с узкой извилистой тропинкой весело журчит и бежит ручеек.

Б) Сквозь густые кроны деревьев пробиваются лучи теплого весеннего солнца и ласковый ветерок треплет ивовые сережки.

В) В синем бездонном небе зазвенела радостная песня кулика.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

7 . Укажите номер предложения, в котором допущена пунктуационная

ошибка.

1) Весна – это время пробуждения природы от долгой зимней спячки.

2) Теплые лучи солнца съедают последние россыпи снега и под деревьями зазвенели веселые ручейки.

3) Паша поднял голову и сказал « Смотрите, птицы вернулись из теплых стран».

4) На городских клумбах распускаются первые цветы: тюльпаны и крокусы.

8. Какие два слова из перечня нельзя включить в таблицу? Обведите их

номера.

Правописание проверяемой

гласной О в корне слова

Правописание гласной О в корне слова

с чередованием О/А

1) выг..рело

2) прик..сновение

3) выр..стать

4) р..скошный

5) с..лфетка

Обведённые цифры запишите.

Ответ:

9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..ключение, пр..пятствие

2) с..ёжиться, радост..ю

3) бе..вкусный, ..десь.

4) раз..грать, дез..нфекция

10. Укажите номер слова, которое неверно занесено в таблицу.

11. Укажите пример, в котором выделенное слово пишется слитно.

1) ДРЕВНЕ(РУССКИЙ) язык

2) ЧЕМ(НИБУДЬ) заняться

3) (ВЫПУКЛО)ВОГНУТАЯ линза

4) НЕМЕЦКО(РУССКИЙ) словарь

12. Укажите пример, в котором выделенное слово пишется раздельно.

1) (НЕ)ВЫСОКИЙ, а низкий берег

2) (НЕ)СМЕТНЫЕ сокровища

3) (НЕ)ИНТЕРЕСНАЯ книга

4) река (НЕ)ГЛУБОКА

13. В каком слове правописание пропущенной буквы определяется правилом : в суффиксах имён существительных и прилагательных после шипящих под ударением пишется О, без ударения – Е? Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Ш..рох

печ..т

ч..рный

медвеж..нок

Ответ:

Прочитайте текст 1 и выполните задания 14 – 17.

Текст 1

(1)Австрийские учёные смоделировали 500 возможных сценариев будущего, которые ориентированы на потребности человечества и возможности сельского хозяйства. (2)Они учитывали такие факторы, как изменение урожайности культур, объём используемых площадей, предпочтения в питании разных народностей и многие другие. (3)<…> самой продуктивной стратегией, наиболее благоприятной с экологической точки зрения, оказался переход на потребление людьми исключительно растительной пищи. (4)В таком случае через некоторое время было бы достигнуто 100% целей, установленных исследователями. (5) Но им удалось бы накормить всех желающих и при этом сохранить биоразнообразие планеты.

14. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

1)Поэтому

2)Несмотря на

3)В результате

4)Зато

5)В следствие

15. Какое заглавие наиболее точно передаёт основную мысль текста?

1)Австрийские ученые озабочены сохранением планеты.

2) Стратегия австрийских ученых.

3) Потребление растительной пищи – самый продуктивный способ сохранения разнообразия Земли.

4) Каждая народность имеет специфические предпочтения в питании

16. Какие два утверждения неверны? Обведите их номера.

1) Предложения 1 и 2 связаны последовательной (цепной) связью.

2) Текст относится к разговорному стилю.

3) Предложение 3 поясняет предложение 2.

4) В предложении 1 использовано рассуждение.

Обведённые цифры запишите.

17. Какое утверждение неверно?

1) В предложении 1 использовано относительное местоимение.

2) В предложении 4 использовано разносклоняемое имя существительное

3) В предложении 5 использовано имя существительное, образованное

путём перехода одной части речи в другую.

4) В предложении 3 использованы только качественные имена прилага-

тельные.

С1 Прочитайте текст 2, спишите его, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 2

1) В августе в окрес..ных лесах п..является много гр..бов. 2) Соб..раемся и идем в лес. 3) За д..ревней расстилаю(ть,т)ся ш..рокие п..ля. 4) По тр..пинке направляемся к дальней роще. 5) Здесь всегда много гр..бов. 6) Из-под листика виднее(ть,т)ся шля..ка сырое..ки но мы решаем собирать только «благ..родные» гр..бы белые подосиновики и подб..резовики. 7) Ребята расходя(ть,т)ся по лесу и далеко разнося(ть,т)ся их г..лоса.