Цели урока:

  • образовательные : раскрыть понятие центра тяжести тела, экспериментально подтвердить изученные теоретические знания.
  • развивающие : развивать умение обучающихся работать в группе, формировать умение наблюдать, исследовать.
  • воспитательные: воспитывать юбознательность, внимательность, усидчивость, формировать бережное отношение к оборудованию.

Тип урока: изучение нового материала, лабораторная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, дидактический материал, фигуры плоских пластин, деревянный брусок, линейка, карандаш, штатив, подвес.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Учет знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Физкультминутка.
  5. Выполнение лабораторной работы.
  6. Подведение итогов.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие класса, проверка готовности класса к уроку, сообщение темы и целей урока.

2. Учет знаний.

На прошлом уроке мы изучали вес тела и формулу силы тяжести. А можете ли вы ответить на вопрос. Правильно ли мы говорим, что вес тела составляет 50 кг?

Предлагаю вам проверить, хорошо ли вы усвоили материал. Для этого выполните тест. На экране вы увидите вопрос и три варианта ответа, выберете один правильный. На партах возьмите приготовленные листочки и подпишите их.

1. Какую силу называют весом?

а) сила с которой Земля притягивает к себе тела;

б) сила, возникающая при деформации растяжения или сжатия;

в) сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.

2. Вес тела определяется формулой:

а) Fупр =k ∆l;

б) Р=m g;

3. Как направлен вес тела?

а) вертикально вниз;

б) вертикально вверх;

в) вправо.

4. Вес тела обозначается

5. Какую примерно массу имеет тело весом 120Н?

б) ≈ 12 кг;

Вижу, что данное задание не оказалось для вас сложным, и вы все хорошо разобрались с понятием веса тела и с формулой силы тяжести.

3. Изучение нового материала.

Изучая движение тел под действием различных сил, мы пока не обращали внимание на то, что тела имеют размеры, мы считали их материальными точками. Такое упрощение верно, если все точки тела перемещаются одинаково, т.е. если тело движется поступательно. Надо выяснить к какой точке тела должна быть приложена сила для того, чтобы его движение было действительно поступательным.

Проведем демонстрацию.

Возьмём линейку, прикрепим к её концу нить и потянем в направлении, перпендикулярном оси линейки. Она повернётся. При таком повороте разные точки линейки проходят различные пути и движутся с различными скоростями, т.е. их движение неодинаковы и линейка движется не поступательно. Изменим направление, будем тянуть вдоль её длины. Линейка движется так, что все ее точки имеют одинаковые скорости и проходят одинаковые пути. Подобные опыты приводят нас к выводу, что в каждом теле существует такая точка, в которой пересекаются направления действия сил, сообщающих телу поступательное движение. Эта точка получила название центра масс.

Рассмотрите дидактические карты. (Рисунок 1, 2)

Рисунок 1

Рисунок 2

Зачем нам нужно знать положение центра масс? Если тело движется поступательно под действием одной или нескольких сил, что эта сила или равнодействующая всех сил проходит через центр масс тела. Центр масс тела в этом случае движется так, как будто в нем сосредоточена вся масса тела и к нему приложены все силы, действующие на него. Поэтому, когда мы видим, что тело движется поступательно, то это значит, что равнодействующая всех сил, приложенных к телу, проходит через его центр масс. Центр масс часто называют и центром тяжести тел. Слайд 9-11, приложение .

Центром тяжести называют точку приложения равнодействующей сил тяжести, действующих на отдельные части тела. Для того, чтобы найти центр тяжести, надо подвесить фигуру несколько раз (2–З раза), прикрепляя нитку подвес сначала в одной, а затем в другой точке тела. Точка пересечения нитей-подвесов и будет являться искомым центром тяжести.

От положения центра тяжести зависит условие равновесия тела. Равновесие, при котором выведенное из положения равновесия тело вновь к нему возвращается, называют устойчивым.

Равновесие, при котором выведенное из положения равновесия тело не возвращается в начальное положение, называют неустойчивым .

Лабораторная работа. Определение центра тяжести плоской пластины.

Порядок выполнения работы:

  1. С помощью иголки, которая вкалывается в пробку, подвесить пластину и отвес.
  2. Отточенным карандашом отметить линию отвеса на нижнем и верхнем краях пластины.
  3. Сняв пластину, провести на ней линию, соединяющую отмеченные точки.
  4. Повторить опыт, подвесив пластину в другой точке.
  5. Убедиться в том, что точка пересечения проведенных прямых является центром тяжести пластины.

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание. Слайд 21, приложение .

1. § 10, 11 (материал из чтения)

2. Найти центры тяжести геометрических фигур: квадрата, треугольника, круга.




Ход работы Любое реальное тело, обладающее конечными размерами и массой, можно рассматривать как совокупность составляющих его частей. На каждую из этих частей в отдельности действует сила тяжести. Сила тяжести, которая действует на тело в целом, является равнодействующей этих сил. Точку приложения этой равнодействующей принято называть центром тяжести тела.


Задание 1: Определите положение центра тяжести плоской фигуры произвольной формы С помощью ножниц вырежьте из картона фигуру произвольной формы. Скотчем прикрепите к ней нить в точке А. Подвесьте фигуру за нить к лапке штатива. С помощью линейки и карандаша отметьте на картоне линию вертикали АВ..






Задание 2: Пользуясь только линейкой и карандашом, найдите положение центра тяжести плоской фигуры С помощью карандаша и линейки разбейте фигуру на два прямоугольника. Построением найдите положения О 1 и О 2 их центров тяжести. Очевидно, что центр тяжести всей фигуры находится на линии О 1 О 2


Задание 2: Пользуясь только линейкой и карандашом, найдите положение центра тяжести плоской фигуры Разбейте фигуру на два прямоугольника другим способом. Построением найдите положения центров тяжести О 3 и О 4 каждого из них. Соедините точки О 3 и О 4 линией. Точка пересечения линий О 1 О 2 и О 3 О 4 определяет положение центра тяжести фигуры


Задание 3: Определите положение центра тяжести треугольника. С помощью скотча закрепите один из концов нити в вершине треугольника и подвесьте его к лапке штатива. С помощью линейки отметьте направление АВ линии действия силы тяжести (сделайте отметку на противоположной стороне треугольника)


Задание 3: Определите положение центра тяжести треугольника. Повторите аналогичную процедуру, подвесив треугольник за вершину С. На противоположной вершине С стороне треугольника сделайте отметку D. С помощью скотча прикрепите к треугольнику отрезки нитей АВ и CD. Точка О их пересечения определяет положение центра тяжести треугольника. В данном случае центр тяжести фигуры находится вне пределов самого тела.



Приведем пример определения центра массы тела методом разделения его на отдельные тела, центры масс которых известны.

Пример 1 . Определить координаты центра массы однородной пластины (рис.9). Размеры заданы в миллиметрах на рисунке 9.

Решение: Показываем оси координат и . Разбиваем пластину на части, которые образованы тремя прямоугольниками. Для каждого прямоугольника проводим диагонали, точки пересечения которых и определяют положения центров массы каждого прямоугольника. В принятой системе координат несложно найти значения координат этих точек. А именно:

(-1; 1), (1;5),(5;9). Площади каждого тела соответственно равны:

; ; .

Площадь всей пластины равна:

Для определения координат центра массы заданной пластины применяем выражения (21). Подставим значения всех известных величин в данном уравнении, получим

Согласно полученных значений координат центра массы пластины укажем точку С на рисунке. Как видно, центр массы (геометрическая точка) пластины находится за ее пределами.

Способ дополнения . Этот способ есть частичным случаем способа разделения. Он может применяться к телам, которые имеют вырезы (пустоты). Причем, без вырезанной части, положение центра массы тела известно. Рассмотрим например применение такого метода.

Пример 2. Определить положение центра массы веса круглой пластины радиусом R, в которой есть вырез радиусом r (рис.10). Расстояние .

Решение : Как видим, из рис.10 центр массы пластины лежит на оси симметрии пластины, то есть на прямой , поскольку эта прямая есть осью симметрии. Таким образом, для определения положения центра массы этой пластины необходимо определить только одну координату , поскольку вторая координата будет расположена на оси симметрии и уравновешивает нулевые. Покажем оси координат , . Примем, что пластина складывается из двух тел – из полного круга (как будто без выреза) и тела, которое как будто выполнено с вырезом. В принятой системе координат координаты для указанных тел будут равны: .Площади тел равны: ; . Общая площадь всего тела будет равна разнице между площадями первого и второго тела, а именно

Конспект урока по физике 7 класс

Тема: Определение центра тяжести

Учитель физики МОУ Аргаяшская СОШ №2

Хидиятулина З.А.

Лабораторная работа:

«Определение центра тяжести плоской пластины»

Цель : нахождение центра тяжести плоской пластины.

Теоретическая часть:

Центр тяжести есть у всех тел. Центром тяжести тела называется точка, относительно которой суммарный момент сил тяжести, действующих на тело, равен нулю. Например, если подвесить предмет за его центр тяжести, то он останется в покое. То есть, его положение в пространстве не изменится (он не перевернётся вверх ногами или на бок). Почему одни тела опрокидываются, а другие — нет? Если из центра тяжести тела провести линию, перпендикулярную полу, то в случае, когда линия выходит за границы опоры тела, тело упадёт. Чем больше площадь опоры, чем ближе расположен центр тяжести тела к центральной точке площади опоры и центральной линии центра тяжести, тем более устойчивым будет положение тела. Например, центр тяжести знаменитой Пизанской башни расположен всего в двух метрах от середины её опоры. А падение случится лишь тогда, когда это отклонение составит около 14 метров. Центр тяжести тела человека находится примерно на 20,23 сантиметра ниже пупка. Воображаемая линия, проведённая отвесно из центра тяжести, проходит ровно между ступнями. У куклы-неваляшки секрет заключается также в центре тяжести тела. Её устойчивость объясняется тем, что центр тяжести у неваляшки находится в самом низу, она фактически стоит на нём. Условием сохранения равновесия тела является прохождение вертикальной оси его общего центра тяжести внутри площади опоры тела. Если вертикаль центра тяжести тела выходит из площади опоры, тело теряет равновесие и падает. Поэтому чем больше площадь опоры, чем ближе расположен центр тяжести тела к центральной точке площади опоры и центральной линии центра тяжести, тем более устойчивым будет положение тела. Площадь опоры при вертикальном положении человека ограничена тем пространством, которое находится под подошвами и между стопами. Центральная точка отвесной линии центра тяжести на стопе находится на 5 см впереди от пяточного бугра. Сагиттальный размер площади опоры всегда преобладает над фронтальным, поэтому и смещение отвесной линии центра тяжести легче происходит вправо и влево, чем назад, а особенно трудно — вперед. В связи с этим устойчивость на поворотах при быстром беге значительно меньше, чем в сагиттальном направлении (вперед или назад). Нога в обуви, особенно с широким каблуком и жесткой подошвой, устойчивее, чем без обуви, так как приобретает большую площадь опоры.

Практическая часть:

Цель работы: Используя предложенное оборудование, опытным путём найти положение центра тяжести двух фигур из картона и треугольника.

Оборудование: Штатив, плотный картон, треугольник из школьного набора, линейка, скотч, нить, карандаш..

Задание 1: Определите положение центра тяжести плоской фигуры произвольной формы

С помощью ножниц вырежьте из картона фигуру произвольной формы. Скотчем прикрепите к ней нить в точке А. Подвесьте фигуру за нить к лапке штатива. С помощью линейки и карандаша отметьте на картоне линию вертикали АВ.

Переместите точку крепления нити в положение С. Повторите описанные действия

Точка О пересечения линий АВ и CD даёт искомое положение центра тяжести фигуры.

Задание 2: Пользуясь только линейкой и карандашом, найдите положение центра тяжести плоской фигуры

С помощью карандаша и линейки разбейте фигуру на два прямоугольника. Построением найдите положения О1 и О2 их центров тяжести. Очевидно, что центр тяжести всей фигуры находится на линии О1О2

Разбейте фигуру на два прямоугольника другим способом. Построением найдите положения центров тяжести О3 и О4 каждого из них. Соедините точки О3 и О4 линией. Точка пересечения линий О1О2 и О3О4 определяет положение центра тяжести фигуры

Задание 2: Определите положение центра тяжести треугольника

С помощью скотча закрепите один из концов нити в вершине треугольника и подвесьте его к лапке штатива. С помощью линейки отметьте направление АВ линии действия силы тяжести (сделайте отметку на противоположной стороне треугольника)

Повторите аналогичную процедуру, подвесив треугольник за вершину С. На противоположной вершине С стороне треугольника сделайте отметку D .

С помощью скотча прикрепите к треугольнику отрезки нитей АВ и CD . Точка О их пересечения определяет положение центра тяжести треугольника. В данном случае центр тяжести фигуры находится вне пределов самого тела.

III . Решение качественных задач

1.С какой целью цирковые артисты при хождении по канату держат в руках тяжелые шесты?

2.Почему человек, несущий на спине тяжелый груз, наклоняется вперед?

3.Почему нельзя встать со стула, если не наклонить корпус вперед?

4.Почему подъемный кран не опрокидывается в сторону поднимаемого груза? Почему без груза кран не опрокидывается в сторону противовеса?

5.Почему у автомашин и велосипедов и т.п. тормоза лучше ставить на задние, а не на передние колеса?

6.Почему, грузовик нагруженный сеном легче переворачивается, чем тот же грузовик нагруженный снегом?

Тест. Вес тела. Связь между массой тела и силой тяжести.


1. Какую силу называют весом?

а) сила с которой Земля притягивает к себе тела;

б) сила, возникающая при деформации растяжения или сжатия;

в) сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.



3 . Как направлен вес тела?

а) вертикально вниз;

б) вертикально вверх;

в) вправо.


4. Вес тела обозначается

а) m;

в) F тяж


5.Какую примерно массу имеет тело весом 120Н?

б) ≈ 12 кг;


Тема урока : «Условия равновесия тел. Центр тяжести тела».


" Центром тяжести каждого тела является некоторая расположенная внутри него точка - такая, что если за неё мысленно подвесить тело, то оно остается в покое и сохраняет первоначальное положение." Архимед


Центр тяжести тела.

  • Центр тяжести тела- это точка, через которую проходит равнодействующая всех сил тяжести, действующих на отдельные элементы тела.
  • Найти центр тяжести данных фигур.
  • Найти центр тяжести данных фигур.
  • Найти центр тяжести данных фигур.
  • Найти центр тяжести данных фигур.


ВИДЫ РАВНОВЕСИЯ

Безразличное

Устойчивое

Неустойчивое



Интересно, что когда человек сидит, то он находится в более устойчивом положении, чем когда стоит. У сидящего человека центр тяжести расположен ниже, чем у стоящего. А более устойчивым считается положение, когда центр тяжести тела расположен как можно ниже.

Центр тяжести

Так при спуске с горы, опытный лыжник слегка приседает. При этом центр тяжести его опускается, и лыжник оказывается в более устойчивом положении.






Зависимость устойчивости от площади опоры

1. Устойчиво то тело, у которого площадь опоры больше.



Лабораторная работа.

Определение центра тяжести плоской пластины.


Цель работы:

научиться определять центр тяжести плоской пластины.


Приборы и материалы:

Линейка, плоская пластина произвольной формы, отвес, булавка, штатив с лапкой и муфтой, пробка.







Домашнее задание

1. Найти центры тяжести геометрических фигур: квадрата, треугольника, круга.