Первое, что я проверяю, планируя новый маршрут, есть ли поблизости объекты ЮНЕСКО. И их я стараюсь не пропускать. Но в этом случае мне казалось, что можно и не заезжать: у нас римских вилл и своих хватает. И мозаика кое-где сохранилась, одна другой красивее. А уж какие полы я видела в Иордании! Что такого, нового, я там увижу?

С другой стороны, все известные мне виллы были построены в сногсшибательно красивых местах. Добавьте к этому желание пополнить коллекцию мест, отмеченных ЮНЕСКО.
Короче, Пьяца Америна все-таки попала на нашу карту.

Да мы специально поехали из Катании в Палермо по бисектрисе, Сицилия треугольник, как вы помните, чтобы заехать сюда и в Энну.
Но тут, редкий случай, нам не повезло с погодой. Мы выехали из Катании под аккомпанемент дождя. Проскочив нужный поворот, мы заехали в Энну и получили море удовольствия, несмотря на погоду. Энна – город над пропастью

Назад решили не возвращаться, и природа одобрила наш выбор, расцветив небо радугой
и красиво осветив Палермо. Многоликий Палермо
Но там, в Палермо, мы купили красочный путеводитель, в котором и увидели, что упустили.
И я сказала себе, что на обратном пути мы заедем в Пьяцца - Америна, чтобы посмотреть на виллу Романо дель Казале.

Итак, что же мы поехали смотреть? Нет, это не вилла, это дворец! Огромный внутренний двор, окруженный колоннадой, вокруг которого расположены комнаты членов семьи, кабинет, базилика, триклиний, портик, гимнастический зал. Отдельно термы, арка, овальный перистиль (тоже дворик с колоннадой). Помещения для слуг и прочее, всего 3500 тыс квадратных метров. И это еще не все раскопали!

Впрочем, дело тут вовсе не в количестве. Возможно, в музее «Доброго самаритянина» под Иерусалимом мозаик не меньше. Дело в изображениях. Карта в Мадабе интересна, прежде всего, своим содержанием.

Вот и эти мозаики интересны своей сохранностью и содержанием. Для начала, очень красивы «божественные» истории, вроде подвигов Геракла и истории Амура и Психеи.
Не забыта и Одиссея Гомера. Иллюстрации присутствуют. Но гораздо интереснее жанровые сцены с реальными историческими личностями.

А кому собственно принадлежало это чудо?
Это мы знаем. Или нет?

Дело в том, что мы знаем, как они выглядят. Изображения хозяина, его жены, детей и даже слуг смотрят на нас с чудесно сохранившихся мозаик. Но мы не знаем имен.

Конечно, историки не оставили этот вопрос без внимания. Многие римские патриции строили себе «дачи» на Сицилии. Но, так как здесь есть административные помещения, да и хозяин дома в пурпурном плаще, кто там был губернатором острова в III - IV веке нашей эры? При Константине Аркадий Валерий Популоний. Но тогда это не личный дворец, что же он заказал свои изображения?

Есть и другие кандидаты. Но самый интересный среди них сам тетрарх Максимиан. Римский император, соправитель Диоклетиана, не абы кто. Тогда становятся понятными порфир в вестибюле и найденный археологами трон. Но те же археологи утверждают, что на вилле жили полтора века. Кто же унаследовал дачку?

Сына Тетрарха, Максенция убил равноапостольный Константин. А заодно и его сыновей, своих племянников. Жену свою, сестру Максенция, Фавсту, тоже. Но Фауста успела родить в браке дочь и трех сыновей. Два сына не оставили потомства, но пара правнучек, вполне могли продолжить род.

Во всяком случае, во дворце жили полтора века, пока вестготы не захватили Рим, и не добрались до Сицилии.
Палаты разрушили, а дворовые постройки остались. И вокруг них образовалась деревенька Платия (палатиум – дворец). Но в XII веке оползень накрыл и деревню, и остатки виллы, сохранив тем самым шикарные мозаики до наших дней.
В начале XVIII века крестьяне нашли развалины в лесу, начали копать: искали (и находили) клады.
В кафедральном соборе Пьяцца-Америна есть колонна, купленная у местного жителя, Сабатино дель Мути. И, говорят, он нашел там не только колонну.
На такие находки клюнули археологи и начали копать понемногу. Но только через сотню лет взялись за дело всерьез. Раскопки продолжаются и сейчас. И возможно, вы, когда поедете, увидите больше меня.

А что увидела я?
Сначала остатки акведука и водопровод. Учитывая возраст, в очень неплохом состоянии.
Сразу за ним – бани. Термы сохранились лучше. Видно даже устройство пола с подогревом. После которого, зашли в круглый фригидарий (комната для охлаждения после бани, вещь необходимая)

Фантастический сюжет и сильное исполнение заставили бы меня застрять надолго, но муж мой терпением не запасся, так что перешли дальше, в палестру. Палестра – это спортзал, и сюжет мозаики вполне спортивный – гонки на колесницах, но рассмотреть их довольно трудно, зал длинный.

И вот мы уже в вестибюле. На полу довольно удачные портреты слуг и рабов, а вот хозяева в центре не сохранились, увы.

И вот он, центр дома. Большой двор (перистиль), с фонтаном, окруженный галереями И везде мозаика, как новая. Ни выбоинки, ни трещинки.

А вот коридорчик хозяйки дома. Да и сама она в центре. С чадами и домочадцами.

Не надоело?
Тогда отправляемся в личные апартаменты. Продолжение рассказа под фотографиями...

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

24.04.2018 by Виктор Комлев

Что удивляет больше всего в этом памятнике – это удивительная сохранность великолепной мозаики и разноцветных полов. Это мои главные впечатления о роскошной римской Вилле дель Казале, эпохи Позднего Рима.

Впечатляющие мозаики комплекса — главная причина, почему виллу включили в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО . Сегодня – это место, прекрасно отреставрировано и оформлено. Здесь можно получить представление о быте и жизни римской знати.

Здесь большое количество комнат и залов: термы, жилые комнаты, кухня, больница. Впечатляющее разнообразие сюжетов мозаик. Тут и бытовые сцены, охота и рыбалка, сцена с кораблем, а также занятия гимнастикой. Именно сцена девушек «в бикини», которые занимаются гимнастикой – одна из самых известных мозаик комплекса.

Однако сцена охоты на диких животных поражает взгляд еще больше гимнастики.

Вилла выстроена вокруг внутреннего двора с фонтаном. Со всех сторон дворик окружен галереями мозаик, которые расположены на полах и колоннах Виллы дель Казале.

Вилла Романа дель Казале является памятником поздней Римской империи. Она имеет сложную архитектурную планировку и богатство отделки, характерные для многих больших римских вилл, построенных в разных регионах империи.

Начиная с четвертого века, самые красивые римские виллы на Сицилии, таких, как Патти, в Телларо и, Вилла Казале в Пьяцца-Армерина, были перестроены. Они обрели более монументальные черты. Появились сложные контурные макеты, термы, залы с апсидами. Их украсили драгоценными камнями, арками, фонтанами, статуями, внутренними садами и мозаиками.

На протяжении долгих веков существования, вилла была разграблена. Но мозаике и некоторым фрагментам виллы удалось уцелеть благодаря наводнению, которое было около 1000 лет назад.

Многие туристы поначалу скептически относятся к возможной поездке в Виллу дель Казале. Дело в том, что город Пьяцца Армерина, где находится вилла, находится в центре Сицилии, далеко от основных туристических центров.

Однако попав на Виллу дель Казале , мало кто остается равнодушным. Поразительны мозаики, сделанные искусными мастерами древности. Изящные архитектурные формы и размах. Все это впечатляет и заставляет задуматься о том, как много может сделать человек. И что разница между современными людьми и нашими далекими предками, не такая уж большая.

Когда лучше посещать Виллу дель Казале.

Крайне не советуем вам посещать Виллу в жаркий летний полдень. Неимоверная жара и несколько часов на солнце: и вот уже вам ничего не в радость. Поэтому, если вы отдыхаете на Сицилии летом, отправляйтесь в Виллу или рано утром, или ближе к вечеру.

Режим работы Виллы дель Казале

Вилла открыта каждый день с 09 утра до 18 вечера.

Веб-сайт , телефон +39 0935 684148

Экскурсии в Виллу дель Казале

Заказать экскурсию можно, заполнив небольшую форму ниже.