Новый фильм режиссера Карена Шахназарова “Анна Каренина” на меня произвел сильное впечатление, что породило интересную переписку с другом. Кое-какие его мысли о графе размещаю тут, так как полностью с ними согласен и мне они кажутся довольно точными в описании характеристики Алексея Александровича.

«Все-таки он хороший человек, правдивый, добрый и замечательный в своей сфере, - говорила себе Анна, как будто защищая его пред кем-то, кто обвинял его и говорил, что его нельзя любить. - Но что это уши у него так странно выдаются! Или он обстригся? » Л.Н.Толстой

Фото: Кадр из фильма “Анна Каренина ” 2017г. реж.К.Шахназарова.

Вкратце скажу. Граф Каренин - очень порядочный и добрый человек. Но ввиду своей природной эмоциональной ограниченности и некоторой жизненной наивности (не по простодушию наивности, а по своим принципам, т.е. не желал знать о некоторых вещах разные детали, хотя отлично представлял, что вещи эти существуют). И вот ввиду этих качеств, он попался на удочку сектантки, разжигающей аффекты религиозности под видом духовности. Здесь сказалась и его, столь характерная для русского дворянства, трагическая оторванность от святоотеческой традиции. Каренин честный, добрый, любит сына, да и дуру-жену. Но роковая несовместимость темпераментов. Опять же - разница в возрасте и соответственно физиологические проблемы. У Карениной - кобылы одуревшей - реально крышу сорвало на почве плотской страсти, а гр.Каренин очень сильно недооценивал значение этого момента в жизни женщины. Может показаться, что он жесток, но это просто наивность. Он добр и искренен. Когда Анна была при смерти - он ведь неподдельно ее простил, в благоговении пред величием неизбежного для каждого из нас исхода. Но тот факт, что для очень многих женщин "сильна как смерть любовь", причем любовь в самом что ни есть плотском смысле - он постичь не мог. Воспринимал, как каприз избалованной сучки. А это такого рода "каприз", который без вмешательства Свыше порой невозможно преодолеть или хотя бы отрефлексировать.

Чиновник высокого ранга, петербургский государственный деятель. Своего положения добился исключительно трудом. Его жизнь подчинена общественной пользе, которой он отдает все свои силы. Алексей Александрович, которому исполнилось 46 лет, полон энергии и страсти, но он не может изменить судьбу: измена жены перевернула его жизнь навсегда.

Мир во зле лежит. Поэтому счастье в нем редко. Но заповеди трогать нельзя. Разумеется, при попытке их исполнения начинаются огромные проблемы - так на то есть Христос Спаситель и Его Св.Церковь. Проблема Каренина в том, что он как муж, должен был помочь Анне отрефлексировать проблему. Лучше всего - изолировав ее от развратного общества, как только прозвенел звоночек. Увез бы ее в Саратовское имение, зачал бы ей ребенка, она бы переключилась, возможно. А там, глядишь, Вронского перевели бы в Самарканд, и все были бы довольны.

Но Каренин вообще игнорировал красную лампочку, пока реактор уже не рванул. Чутче надо быть к ближнему, внимательнее. А кто ближе жене, чем муж? Этот и есть любовь - не вздохи на скамейке.

Т.е недостаток любви все же очевиден. Впрочем, все мы страдаем сами и причиняем страдания окружающим по той же самой причине - недостатку любви, т.е Бога мало в жизни.

А то, что Анна - кобыла, на это и сам гр.Толстой очень толсто намекает. В фильме эта сцена скачек отредактирована, а в книге очень сильно. Великолепная суперлошадь Вронского Фру-Фру сломала спину по его вине. Вронский не сам пристрелил лошадь, "но воспоминание об этой скачке надолго осталось в его душе самым тяжелым и мучительным воспоминанием в его жизни".

Каренин Алексей Александрович — один из центральных персонажей романа, муж Анны Карениной. Сначала он предстает как высокопоставленный, холодный и добродетельный петербургский чиновник, затем как несчастный, обманутый муж, позже — как сострадательный и правдивый христианин, наконец, как переставший, под давлением светского мнения, быть честным с самим собой человек, пытающийся выглядеть праведником и находящийся под влиянием гипнотизера. Его прототипом послужил С. М. Сухотин (1818—1886).

Сирота, Алексей Каренин был воспитан дядей — важным чиновником. Получив блестящее образование и поступив на службу, он целиком посвятил себя ей. Когда он занимал губернаторский пост, тетка Анны Облонская познакомила его со своей юной племянницей и некоторое время спустя вынудила его сделать предложение. Как и к своей служебной карьере, Алексей Каренин отнесся к браку добросовестно. В первый год семейной жизни у них родился сын Сережа. Герой добился высокого поста в правительстве, безусловного уважения в обществе своими трудолюбием, бесстрастием, справедливостью.

Но Алексей Каренин стесняется и чуждается «слишком человеческих» проявлений души, выводящих его из внутреннего равновесия. В своих отношениях с женой и сыном он старается заглушить всякий элемент чувствительности. Этого он достигает иронически отстраненной манерой общения. Алексей Александрович не замечает, как его сухость, удовлетворенность собой, ирония раздражают и мучают жену, заставляют и сына учиться притворству. Он не замечает, что Анна утрачивает уважение к нему, как пытается найти оправдание семейной жизни в любви к сыну, как делается все более далека от него. Алексей Каренин не придает значения знакомству на вокзале с сопровождающим его жену из Москвы Вронским, а когда на одном из приемов у Бетси Тверской видит свою жену и Вронского, ведущих себя так оживленно и неприлично, что на них обращают внимание, он ужасается никогда не посещавшей его мысли об измене и, стыдясь незнакомого ему до сих пор чувства ревности, по приезде домой пытается объясниться с Анной; напоминает о ее долге супруги и матери, но наталкивается на непроницаемое «веселое недоумение» Анны, отрицающей свою вину.

На Красносельских скачках Алексей Каренин наблюдает отчаяние Анны при виде падения Вронского с лошади. Он увозит жену почти против ее воли и в карете делает еще одну попытку объясниться. Теперь он не сомневается в измене Анны, но страшится думать о ней. Он заговаривает с женой уже не о долге, а только о соблюдении внешних приличий. Он согласен и на «веселое недоумение» с ее стороны, лишь бы она не подтвердила известной ему страшной правды. Но Алексей Александрович обманывается в ожидании: Анна со слезами стыда и ненависти сознается во всем. Оставив жену на даче, Каренин уезжает в Петербург, чтобы принять решение.

Он отклоняет для себя возможность дуэли с Вронским из страха и убеждения в бессмысленности такого шага, из желания быть честным перед самим собой, так как друзья и сослуживцы конечно же не допустили бы его, незаменимого на своем посту государственного мужа, до поединка, и, следовательно, вызов с его стороны выглядел бы красивой и безопасной позой. Он отклоняет также возможность расторжения брака с Анной потому, что разводный процесс потребовал бы применения «грубых доказательств» ее неверности, а от вызванного скандала он сам пострадал бы значительно больше в мнении света, чем жена. Единственный выход он видит в том, чтобы удержать Анну при себе, вынудить ее прекратить связь с Вронским, скрыть ее от света. Еще одно соображение, приходящее Каренину на ум, связано с требованиями религии: отторгая от себя преступную жену, он не дает ей возможности исправиться, губит ее душу. Как строгий христианин, Алексей Каренин не может этого допустить. Хотя он и понимает, что это ложь (ведь Анна не захотела бы исправляться), но для обоснования внутреннего покоя религиозный довод приходится очень кстати.

Подыскав, таким образом, в своем «перечне» поступков и слов все необходимое и уместное, успокоившись и обретя привычное свое лицо, герой отправляет жене письмо, в котором сообщает о своем решении и по-прежнему настаивает на соблюдении ею внешних приличий, предупреждая, в противном случае, о своем намерении развестись и разлучить ее с сыном. Между супругами устанавливается хрупкое перемирие. Алексей Александрович надеется на окончание связи жены, но не верит в него. Анна продолжает встречаться с Вронским вне дома. Однажды Каренин, отправляясь в театр, сталкивается в дверях с виновником позора своей семьи. Решив покарать жену и изъяв у Анны письма любовника — доказательства для суда, он объявляет ей о своем решении. Он вполне подготовился к последнему объяснению, но во время разговора демонстративное бесстрастие изменяет ему. Каренин, говоря о себе, от волнения запинается и не может выговорить слово «перестрадал». У него выходит «пелестрадал». Эта оговорка является не столько знаком расстройства внутреннего мира, сколько парадоксальным свидетельством сознательно и успешно подавлявшейся Алексеем собственной человечности и доброты. Она очеловечивает Каренина в глазах жены, а также читателя. Анна сообщает мужу, что скоро родит. Вне себя он уезжает из дому и на следующий день отправляется к лучшему петербургскому адвокату, поручая ему ведение дела о расторжении брака.

Оказавшись в Москве по служебным делам, он получает телеграмму— краткую просьбу Анны приехать и простить ее перед смертью. Раздосадованный карьерной неудачей, герой едет в Петербург, надеясь на смерть жены, которая лучше, чем развод, разрешила бы мучительную ситуацию, в которой он находится. Но когда он оказывается у постели находящейся в бреду и умоляющей о прощении, умирающей жены, в его душе происходит переворот: то, что ощущалось им раньше «душевным расстройством» при виде чужих слез, теперь ощущается как счастье прощения врага. Каренин прощает Анну и Вронского, отказывается от мести, решает прекратить дело о разводе и в случае выздоровления жены не покидать ее. У постели умирающей Анны Алексей Каренин впервые узнает свою душу, узнает, что самое существенное заключено не в «готовых» словах и поступках «по правилам», а в чувстве «умиленного сострадания, которое в нем вызывали страдания других людей и которого он прежде стыдился как вредной слабости». Он жалеет раскаявшуюся жену, пытавшегося покончить с собой Вронского, заброшенного сына и новорожденную девочку.

Но выздоравливающая Анна начинает тяготиться им. Из разговоров с Бетси Тверской и Стивой Облонским Каренин понимает, что от него добиваются, чтобы он оставил жену в покое. Измучившись и потерявшись, он соглашается на развод и опамятуется только тогда, когда после свидания с Вронским Анна уезжает с ним и дочерью в Италию, отказавшись от развода, не желая принимать со стороны мужа еще одной жертвы. Оставшись наедине со своим горем, Каренин совершенно падает духом. Он ощущает по отношению к себе всеобщую ненависть за то, «что он постыдно и отвратительно несчастлив». Самым близким ему человеком в этот мучительный период становится графиня Лидия Ивановна, его покровительница, сторонница и пропагандистка модифицированного внеконфессионального христианства, опекающая великосветский петербургский салон медиума Ландау. Ее мистическая экзальтированная настроенность, к которой ранее Каренин относился сдержанно и даже враждебно, теперь находит у него живой отклик, чувство солидарности. Он благодарен графине за слова утешения и сочувствия, за предложенную помощь в устройстве дома и воспитании сына Сережи.

Постепенно он отдается ее влиянию, посещает кружок медиума, начинает упиваться своей добродетельностью, полнотой своей веры, высотой своего благочестия. Толстой показывает, как неодолимая потребность занять позицию благочестивого превосходства по отношению к презирающему его свету отодвигает на второй план желание быть честным с самим собой. Тем более что карьера его завершается. Он сохраняет высокий пост и положение, но в глазах всех является «человеком, который весь вышел и от которого ничего более не ждут». По наущению графини Сереже внушают, что его мать умерла, по ее настоянию Каренин отказывает Анне в свидании с сыном, когда она приезжает в Петербург из Италии. Загипнотизированный медиумом Ландау, Алексей Александрович не дает согласия на развод хлопочущему по делам сестры Стиве Облонскому, а после самоубийства Анны великодушно берет на себя воспитание ее дочери.

В произведении Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» можно столкнуться с большим количеством различных героев, их характерами и образами. Но одним из основных и наиболее ярких персонажей является Алексей Каренин, муж главной героини романа Анны.

Первое, что читатель узнает об Алексее, это то, что он старше своей жены на 20 лет, занимает высокое положение в обществе, являясь чиновником одного из министерств. Кроме того, Каренин – сирота, отданный на воспитание дяде, но, несмотря на это, он все же смог получить хорошее образование благодаря своему трудолюбию. Главное для него в жизни – это служба и положение в обществе, он очень занятой и успешный человек, но благодаря своему упорству Алексей получает орден Александра Невского. Алексей был человеком, четко следующим строгому распорядку. Так, по вечерам он всегда садился читать книги, любимыми из которых были книги о политике и философии. Также он был верующим человеком, но интересовался религией преимущественно в смысле политики.

О внешности мужа Карениной известно, что у него свежее лицо с кроткими потухшими холодного оттенка глазами, костлявые ноги, неуклюжая походка. Алексей обладатель робкого, словно детского голоса с вечным насмешливо шутливым тоном. В целом, он физически робкий человек. Алексей Каренин не мог со спокойной душой смотреть, как плачет женщина или ребенок, это приводило его в потерянное состояние.

Говоря об отношении Каренина к своей жене, можно сказать, что он никогда не ревнует жену, так как считает это оскорблением и знаком недоверия. Они в браке уже 8 лет, у них есть сын Сережа, и для него Анна была единственным близким человеком, так как у него не было друзей. Он любит свою семью и дорожит ей, хоть и не умеет проявлять свои чувства. Внешне их семья была счастливой, но у каждого из них были свои интересы. Когда появляется на свет дочь Анны и Вронского и Анна находится при смерти, Каренин прощает свою жену и заботится о чужой дочери как о своей собственной, показывая свое великодушие. Когда же Анна уезжает вместе с Вронским и дочерью, он начинает уделять много внимания сыну, его образованию, сам занимается с ним. В это время он попадает под влияние Лидии Ивановны, поэтому Каренин запрещает видеться Анне с сыном, считая, что это навредит ему, а затем и отказывает ей в разводе. После самоубийства Карениной, Алексей забирает к себе дочь Вронского, в очередной раз проявляя великодушие и сострадание.

Вариант 2

Алексей Александрович Каренин приходится мужем главной героине Карениной. Автор представляет читателю этого героя как лицо, занимающее высокую должность. Он работает государственным чиновником. Его прекрасно знают и почитают в светских кругах. Кроме того, он постоянно улучшает своё положение.

Герой обладает особой долей честности и добропорядочности. Также он очень рассудителен в жизненных делах. Он весьма трудолюбив, ненавидит лень, имеет большую силу воли. К собственной семье он относится с некоторой долей неуважения и небрежности. Но на самом деле здесь он только лишь притворяется. В глубине души же, он испытывает сильную любовь к жене и сыну.

Он вполне доверяет супруге, а потому перекладывает большинство домашних забот на неё. Его же основным занятием является служба государю. Её он исполняет с особым рвением и старанием. Однако его доверие моментально испаряется после инцидента его жены с офицером, чья фамилия Вронский. Каренин узнаёт об этом не сразу. Только после того, как в обществе начинает подниматься шум по поводу этого поступка Анны. После этого в семье Карениных спокойствие улетучивается, у супругов пропадает взаимопонимание и помощь.

Однако впоследствии он не старается вернуть любовь своей жены себе. Он вдруг теряется и не знает как поступить в сложившейся ситуации. Каренин полностью погружается в свою работу и практически не обращает внимания на Анну. Эту проблему он отпускает на волю судьбы, надеясь на положительный для него исход.

Когда Анна в тяжёлых мучениях рожает ребёнка от Вронского, Каренин входит в её трудное положение. Он всячески поддерживает её и оказывает помощь и заботу. Здесь он проявляет истинную, бескорыстную любовь к жене. Но после родов, Анна удаляется из дома Алексея. А тот даже не удосужился удержать её и доказать свою любовь.

Алексей чувствует себя потерянным человеком после пережитого. Он начинает проявлять свою обязанности, по отношению к Анне. Уже в конце романа Алексей уходит со службы. Он посещает тайный религиозный кружок, которым заведует Лидия Ивановна. Когда же супруга рождает дочь и умирает, Каренин забирает девочку к себе.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Образ Любима Торцова и его характеристика (Бедность не порок Островского)

    Любим Торцов – один из персонажей пьесы Островского «Бедность не порок». Он приходится братом Гордею Карпычу Торцову, богатому помещику и самодуру.

  • Сочинение по картине Саня Маликов Пластова 6 класс

    Живописец Николай Аркадьевич Пластов – «певец советского крестьянства». Знаменитый русский художник Пластов создал много пейзажных картин, портретов, сюжетных картин (о жизни и работе сельских жителей).

  • Любовь – это чувство, которое по истине можно назвать великим. Оно раскрывает скрытые стороны человека и грани характера, которые раньше не было видно. Писатели используют это чувство, чтобы раскрыть внутренний мир героев

В романе Льва Толстого «Анна Каренина» образ мужа Анны, Алексея Александровича, занимает одно из центральных мест. Это чиновник высшего света, петербургский государственный деятель. Он живет по строгому графику, все время занят делами. Человек он, несомненно, трудолюбивый. Многие верят, что он человек выдающийся, и его ждут еще более блестящие должности и большие свершения. В начале романа верит в это и сама Анна, всячески поддерживая мужа, создавая ему идеальные условия дома.

Слабость Алексея Каренина обнаруживается, когда у жены начинается роман с Вронским. Слабость эта в том, что Каренин не умеет выражать свое собственное мнение, личные чувства. Он так привык жить «по протоколу», «по этикету», по правилам, что беспомощен в ситуациях, где эти правила нарушаются.

Каренин всегда хорошо относился к жене, был нежен с ней и, конечно, любил, хотя не привык говорить об этом. Но теперь, когда ему нужно удвоить свою любовь, нежность, понимание, проявить силу чувства, Алексей Каренин растерялся. Он замкнулся в себе, обиделся и твердит Анне о приличиях.

Какой контраст он составляет с Вронским: страстным, любящим, настойчивым, отчаянно целеустремленным! Вронский, неопытный мальчишка, борется за свою любовь, за право быть с любимой женщиной. Он восхищается Анной, твердит ей о своих чувствах, сочувствует ее положению. Каренин же погружен в обиды, ушел с головой в работу, жестко обращается с Анной. Он будто ждет, что ситуация разрешится сама собой, а она тем временем усугубляется.

Единственный раз в Алексее Каренином просыпается большое чувство – прощение, бескорыстная любовь, смирение – когда Анна рожает дочь от Вронского. Он великодушен, готов заботиться о ребенке, простить Вронского и Анну, забыть о своих интересах и положении в свете. Но этот порыв недолог, да и Анна его не поддерживает.

Слабость Каренина – это слабость его характера. Этот государственный деятель – не борец по натуре, он слишком подвержен чужому влиянию, общепринятым нормам. Каренин не умеет действовать иначе, чем привык, и в этом его беда. В противоположность ему мальчишка-офицер Вронский по ходу романа учится проявлять характер, создавая и обустраивая свою проблемную семью, заново начиная карьеру, что ему с успехом удается.

Ближе к концу романа Алексей Каренин представляется слабым человеком, каким и был всегда под «застегнутым на все пуговицы» мундиром высокопоставленного чиновника. Карьера его остановилась, когда исчезли поддержка Анны и прочный семейный тыл.

Во всех домашних делах Алексея Александровича «прибрала к рукам» старая графиня Лидия Ивановна. Она во всем влияет на него, решает за него насущные вопросы. Для сравнения – попытка Анны во всем контролировать поведение Вронского встречает немалый отпор.