Ф. М. Достоевский писал роман “Преступление и наказание” в 60-е годы 19 века, когда Россия вступила в сумрак переходной эпохи. В романе на примере Раскольникова автор отразил то, как, по каким причинам, человек может пойти на крайность. Раскольников, создавший и проверивший свою теорию “сверхчеловека” – это смятенная душа, рвущаяся к идеалам и угнетаемая мраком, безысходностью окружающего мира. Петербург Раскольникова – страшное место: пыльные, желтые высокие дома с “дворами-колодцами”, “слепыми окнами”, выбитые стекла. Всюду царит грязь, пыль, разрушение. На протяжении всего повествования Раскольников сталкивается с разными людьми, которые в той или иной степени воздействуют на движения души главного героя. И в их числе Свидригайлов.

Аркадий Иванович Свидригайлов – один из центральных героев романа. “… Лет пятидесяти, росту повыше среднего, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид. Широкое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые”. По мнению Раскольникова, лицо Свидригайлова было похоже на маску. Собственно, это и есть маска – маска, которую носит прожженный циник, неудовлетворенный своей жизнью как во внешних, так и в духовных ее проявлениях. На совести Свидригайлова страшные преступления: по его вине закончили жизнь самоубийством слуга Филипп и четырнадцатилетняя девочка, оскорбленная им. Свидригайлов уже давно перешагнул черту, отделяющую добро и зло. На первый взгляд кажется, что он не испытывает сомнений – смирился со своим “злодейским” существованием и даже находит в нем прелести. Свидригайлов тревожит Раскольникова, последний чувствует над собой власть загадочного человека, свободного от нравственных законов. Казалось бы, такой неординарный герой не должен убивать себя. Но – Свидригайлов покончил с жизнью. В чем же причины такого поступка? Причин самоубийства Свидригайлова множество. Достоевский, мастер тонкого психологизма, не мог ограничиться одним тривиальным объяснением гибели своего героя.

Одна из причин самоубийства Свидригайлова – это скука. Свобода от нравствен-ного закона не приносит герою удовлетворения. Его жизнь бессмысленна. На светлые чувства он уже неспособен, вытравил все их из недр души. И приходится Аркад

Ию Ивановичу искать всевозможные развлечения. Даже его влечение-к сестре Раскольни-кова Авдотье Романовне – не что иное, как проявление грубой страсти, разожженной недоступностью девушки. Но все эти попытки преодолеть скуку ни к чему не привели. Неразличимость добра и зла придает миру особенную серость, в которой даже дышать тяжело. И Свидригайлов устает от вечного бессмысленного круговорота.

Еще одну причину самоубийства Свидригайлова, на мой взгляд, помогают нам раскрыть исследования М. Бахтина.

“Герой у Достоевского, – пишет Бахтин, – это особая точка зрения на мир и на себя самого”. Автор, по словам исследователя, исследует не четко очерченный образ героя, а последний итог его сознания и самосознания, “последнее слово героя о себе самом и о своем мире”. Исходя из этого утверждения, можно сказать, что Свидригайлов отрицает как себя, так и свой мир, приведший к возникновению и развитию столь циничного персонажа, для которого не существует ничего святого. Свидригайлов – циник, и как обладатель неординарного мышления, он способен осознать себя, свое пошлое и глупое существование. Он отрицает себя – и зачеркивает, как перечеркивают неудачную фразу в письме. Толчком к этому осознанию, толчком к действию стало неудавшееся изнасилование. Именно этот шаг окончательно показал Свидригайлову всю глупость его существования, все отсутствие смысла.

Можно также предположить, что одной из причин стало понимание Свидригайлова, что Раскольникова он не сможет подтолкнуть к собственному пути цинизма и отрицания, преодолев тем самым свое одиночество. Это ощущается на страницах романа.

Возможно также, душа Свидригайлова настолько погрязла в цинизме и грязи, что он не увидел в себе способности раскаяться. Если Раскольников в итоге сумел раскаяться и пошел по пути искупления своей вины, исправления своих ошибок, то Аркадий Свидригайлов уже не может поступить так.

В его душе не осталось ничего светлого и святого. И единственным выходом из замкнутого круга: нежелание продолжать такое существование и неспособность к раскаянию – стало самоубийство. По сути, все причины самоубийства Свидригайлова сводятся к одной – отрицанию себя и своей жизни. Достоевский показал всю бессмысленность такого существования, заведомую гибельность жизненного пути, лишенного опоры на нравственный общечеловеческий закон.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Свидригайлов – идейный двойник Раскольникова. Его теория состоит в том, что “единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша”. Но это...
  2. “Двойники” Раскольникова. Система образов в “Преступлении и наказании ” строится так, чтобы показать и доказать ущербность теории Раскольникова. чтобы привести...
  3. Многое перекликается с Раскольниковым и в образе Свидригайлова. Достоевский разными средствами дает нам ощутить близость этих духовных двойников, постоянно проводит...
  4. В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей. Каждый из героев,...

Ф. М. Достоевский писал роман «Преступление и наказание» в 60-е годы 19 века, когда Россия вступила в сумрак переходной эпохи. В романе на примере Раскольникова автор отразил то, как, по каким причинам, человек может пойти на крайность. Раскольников, создавший и проверивший свою теорию «сверхчеловека» - это смятенная душа, рвущаяся к идеалам и угнетаемая мраком, безысходностью окружающего мира. Петербург Раскольникова - страшное место: пыльные, желтые высокие дома с «дворами-колодцами», «слепыми окнами», выбитые стекла. Всюду царит грязь, пыль, разрушение. На протяжении всего повествования Раскольников сталкивается с разными людьми, которые в той или иной степени воздействуют на движения души главного героя. И в их числе Свидригайлов.

Аркадий Иванович Свидригайлов - один из центральных героев романа. «... Лет пятидесяти, росту повыше среднего, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид. Широкое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые». По мнению Раскольникова, лицо Свидригайлова было похоже на маску. Собственно, это и есть маска - маска, которую носит прожженный циник, неудовлетворенный своей жизнью как во внешних, так и в духовных ее проявлениях. На совести Свидригайлова страшные преступления: по его вине закончили жизнь самоубийством слуга Филипп и четырнадцатилетняя девочка, оскорбленная им. Свидригайлов уже давно перешагнул черту, отделяющую добро и зло. На первый взгляд кажется, что он не испытывает сомнений - смирился со своим «злодейским» существованием и даже находит в нем прелести. Свидригайлов тревожит Раскольникова, последний чувствует над собой власть загадочного человека, свободного от нравственных законов. Казалось бы, такой неординарный герой не должен убивать себя. Но - Свидригайлов покончил с жизнью. В чем же причины такого поступка? Причин самоубийства Свидригайлова множество. Достоевский, мастер тонкого психологизма, не мог ограничиться одним тривиальным объяснением гибели своего героя.

Одна из причин самоубийства Свидригайлова - это скука. Свобода от нравствен-ного закона не приносит герою удовлетворения. Его жизнь бессмысленна. На светлые чувства он уже неспособен, вытравил все их из недр души. И приходится Аркадию Ивановичу искать всевозможные развлечения. Даже его влечение-к сестре Раскольни-кова Авдотье Романовне - не что иное, как проявление грубой страсти, разожженной недоступностью девушки. Но все эти попытки преодолеть скуку ни к чему не привели. Неразличимость добра и зла придает миру особенную серость, в которой даже дышать тяжело. И Свидригайлов устает от вечного бессмысленного круговорота.

Еще одну причину самоубийства Свидригайлова, на мой взгляд, помогают нам раскрыть исследования М. Бахтина.

«Герой у Достоевского, - пишет Бахтин, - это особая точка зрения на мир и на себя самого». Автор, по словам исследователя, исследует не четко очерченный образ героя, а последний итог его сознания и самосознания, «последнее слово героя о себе самом и о своем мире». Исходя из этого утверждения, можно сказать, что Свидригайлов отрицает как себя, так и свой мир, приведший к возникновению и развитию столь циничного персонажа, для которого не существует ничего святого. Свидригайлов - циник, и как обладатель неординарного мышления, он способен осознать себя, свое пошлое и глупое существование. Он отрицает себя - и зачеркивает, как перечеркивают неудачную фразу в письме. Толчком к этому осознанию, толчком к действию стало неудавшееся изнасилование. Именно этот шаг окончательно показал Свидригайлову всю глупость его существования, все отсутствие смысла.

Можно также предположить, что одной из причин стало понимание Свидригайлова, что Раскольникова он не сможет подтолкнуть к собственному пути цинизма и отрицания, преодолев тем самым свое одиночество. Это ощущается на страницах романа.

Возможно также, душа Свидригайлова настолько погрязла в цинизме и грязи, что он не увидел в себе способности раскаяться. Если Раскольников в итоге сумел раскаяться и пошел по пути искупления своей вины, исправления своих ошибок, то Аркадий Свидригайлов уже не может поступить так.

В его душе не осталось ничего светлого и святого. И единственным выходом из замкнутого круга: нежелание продолжать такое существование и неспособность к раскаянию - стало самоубийство.
По сути, все причины самоубийства Свидригайлова сводятся к одной - отрицанию себя и своей жизни. Достоевский показал всю бессмысленность такого существования, заведомую гибельность жизненного пути, лишенного опоры на нравственный общечеловеческий закон.

Анализ поведения героя романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Аркадия Ивановича Свидригайлова по теории Э. Дюркгейма

Самоубийство всегда представлялось человеку загадочным и непостижимым явлением. В массовом сознании это - роковая тайна, «тайна, которая обыкновенно уносится на тот свет, а на этомостается лишь мертвое тело...» Самоубийство представляет собой комплексную проблему, и изучение данного явления началось в сфере не психологии, а философии.

В психологии и медицине суицид стал исследоваться с XIX в., когда появляются труды Э. Дюркгейма и З. Фрейда, ставшие фундаментальными исследованиями по этой теме.

Социологическая теория самоубийства, предложенная Дюркгеймом, рассматривает самоубийство в основном как результат разрыва интерперсональных связей личности, отчуждения индивидуума от той социальной группы, к которой он принадлежит.

Рассмотрим одного из главных героев романа Ф.М.Достоевского - Аркадия Ивановича Свидригайлова, в контексте социологической теории самоубийств Дюркгейма.

Аркадий Иванович Свидригайлов - один из центральных героев романа. «…Лет пятидесяти, росту повыше среднего, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид. Широкое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые» (с.222).

Двойник Раскольникова - Свидригайлов - личность загадочная и противоречивая, но он сам сообщает нам о своей похожести на Раскольникова, говоря ему: «Мы с вами одного поля ягоды» (с.317). В отличие от Раскольникова, Свидригайлов уже не испытывает сомнений. Он свободен, нравственный закон уже не властен над ним, но это не приносит ему радости. Ему остается только мировая скука и пошлость. Свидригайлов развлекался, как мог, пытаясь одолеть эту скуку. Неразличимость добра и зла порождает дурную бесконечность, обессмысливает жизнь.

У Свидригайлова тоже есть «своего рода теория, то же самое дело, по которому находим, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Свидригайлов - сильный человек с сильным характером. И эти его слова не в коей мере не говорят о том, что он также как и Раскольников строит свою жизнь согласно теориям. Он не задумывается над тем «тварь ли он дрожащая или право имеет». Нет, он просто всю свою жизнь считает, что имеет право. Он не выводит постулаты, как поступать хорошо, а как плохо. Он делает гадости, сознательно потом, делая добро, чтобы загладить свою вину. Жизнь Свидригайлова - это видоизмененная теория Раскольникова, ставшая реальностью: «Тут… своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша» (с.293). Автор хочет нам показать, что стало бы, если бы планам Раскольникова суждено было сбыться. Свидригайлов не проверяет себя, и если он и виновен в смерти других людей, он предпочитает думать, что так и должно было быть. Ничем не прикрытый, всепоглощающий цинизм - вот итог всех наполеоновских теорий, когда жизнь человеческая оценивается в медный грош. Однако Свидригайлов не так порочен и глуп, как кажется на первый взгляд. Он понимает, что в жизни все должно быть уравновешено, и поэтому вслед за злом он делает добро, чтобы сильно не отягчать свою совесть. Свидригайлову снится «кошмар во всю ночь»: он подбирает промокшего голодного ребенка, и ребенок этот засыпает у него в комнате. Однако сновидец уже не может совершать добрые поступки - даже во сне! И сон демонстрирует ему эту невозможность с убийственной силой. Ресницы спящей блаженным сном девочки «как бы приподнимаются, и из-под них выглядывает лукавый, острый, какой-то недетски подмигивающий глазок… Но вот она уже совсем перестала сдерживаться; это уже смех, явный смех… «А, проклятая!» - вскричал в ужасе Свидригайлов…» (с.430-431). Этот ужас едва ли не мистического свойства: смех, исходящий из самых глубин несмешного - неестественный, безобразный, развратный смех пятилетнего ребенка - этот смех иррационален и грозит «страшной местью». И как Раскольников преступил через жизнь, через кровь старухи-процентщицы, так и Свидригайлов преступает через кровь, только через свою собственную. Смерть, самоубийство Свидригайлова – это отказ. Отказ от собственных наполеоновских теорий, отказ от того факта, что одна личность может распоряжаться жизнью и смертью других людей, но также смерть эта – это еще одна жертва принесенная на алтарь теории всевластия, но жертва во имя искупления грехов. Может быть, от этого так мучительно Раскольникову, когда он разговаривает со Свидригайловым, потому что он понимает, что смотрится в зеркало, и видит там свой собственный призрак, хотя еще недавно смеялся над видениями Свидригайлова. И так же как Раскольников отправляется на каторгу, в путешествие к своей душе, так и Свидригайлов отправляется в это самое путешествие, открывать свою «Америку» и покаяться: «- Ну, брат, это все равно. Место хорошее; коли тебя станут спрашивать, так и отвечай, что поехал, дескать, в Америку. Он приставил револьвер к своему правому виску…Свидригайлов спустил курок» (с.432).

Трагедия Свидригайлова в том, что он сам ненавидит своего оборотня и свой разврат и не может жить с этим ужасом в душе. В конечном счете, самоубийство Свидригайлова не что иное, как последний бунт против своего порока: если нельзя что-то радикально в себе изменить, то надо уничтожить - свою болезнь и самого себя, поскольку одно уже неотделимо от другого. И если во сне герой «занес руку» над объектом своей ненависти - проклятым оборотнем, то, проснувшись, он убивает настоящего виновника - себя.

Литература: Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Роман в шести частях с эпилогом. М., «Правда», 1988

КОЧУБЕЙ Василий Леонтьевич [около 1640 - 14(25).7.1708, село Борщаговка, близ города Белая Церковь], украинский государственный и военный деятель, дипломат. Из рода Кочубеев. Войсковой канцелярист у гетмана Левобережной Украины И. М. Брюховецкого и гетмана Правобережной Украины П. Д. Дорошенко, посланец Дорошенко в Османскую империю (1675). Уманский писарь (1675), канцелярист и посланец архиепископа Черниговского Лазаря (Барановича) в Москву (1676). Участвовал в русско-турецкой войне 1676-81, в том числе в Чигиринских походах, а также в Крымских походах. Войсковой канцелярист (1679), реент (помощник генерального писаря) Генеральной войсковой канцелярии (1681-87), посланец гетмана И. С. Самойловича в Москву (1683). Доверенное лицо И. С. Мазепы (породнился с ним, став тестем племянника Мазепы - И. П. Обидовского), в 1687 участвовал в его заговоре против Самойловича. Благодаря покровительству Мазепы приобрёл обширные земельные владения, центр которых находился в селе Диканька (ныне посёлок городского типа Полтавской области, Украина). Генеральный писарь (1687-99), генеральный судья (1699-1708), наказной гетман (1706-08). Участвовал в Азовских походах 1695-96. С 1700 стольник.

Наметившиеся в начале 1690-х годов разногласия Кочубея с И. С. Мазепой, который ориентировался в своей политике на Речь Посполиту, в конце 1704 переросли в открытый конфликт, осложнённый личными мотивами - желанием Мазепы жениться на дочери Кочубея, своей крестнице, Матрёне Васильевне Кочубей (около 1688 - после 1709) . С 1707 Кочубей распространял на Украине сведения о намерении Мазепы перейти на сторону польского короля С. Лещинского и шведского короля Карла XII, неоднократно посылал доносы в Москву (в том числе в феврале 1708 через бывшего полтавского полковника И. И. Искру), в которых извещал Петра I о планах гетмана. Однако царь, полностью доверявший Мазепе, расценил действия Кочубея как клевету и сообщил о них гетману. Спасаясь от преследований Мазепы, 19(30).3.1708 Кочубей вместе с Искрой бежал в местечко Красный Кут, 18(29) апреля в сопровождении двух офицеров добровольно приехал в ставку царя в Витебск, где 21 апреля (2 мая) был арестован. С 23 апреля (4 мая) следствие проводилось в Смоленске. «Розыск» по делу Кочубея вели глава Посольской канцелярии Г. И. Головкин и тайный секретарь П. П. Шафиров. Не выдержав пыток, престарелый Кочубей отказался от обвинений в адрес Мазепы, повинился в «ложных оговорах», заявив о намерении поставить на место гетмана полковника Д. П. Апостола. По приказу Петра I Кочубей выдан Мазепе и обезглавлен в его полевом лагере. После измены Мазепы Кочубей признан невиновным, похоронен (вместе с Искрой) в Киево-Печерской лавре, конфискованные в казну земли возвращены его наследникам. На месте казни Кочубея и Искры в селе Борщаговка в 1911 году был поставлен обелиск, а у Киево-Печерской лавры в 1914 открыт памятник Кочубею и Искре, просуществовавший до 1921.

Источн.: [Дело Кочубея] // Чтения в Обществе истории древностей российских. 1859. Кн. 1. С. 61-155.

Лит.: Сторожевский Н. К. Кочубей и Искра. Житомир, 1890; Модзалевский В. Л. Малороссийский родословник. К., 1910. Т. 2; Шутой В. Е. Борьба народных масс против нашествия армии Карла XII. 1700-1709. М., 1958; Icтopiя украïнського козацтва. Киïв, 2000. Т. 1; Павленко С. О. I. Мазепа. Киïв, 2003.