Вариант 1

Работа с текстом

( 1) Пушкин именно в детстве своём и в семье своей прошёл великую литературную школу, большого смысла которая, впрочем, не имела бы, если бы тогда же и там же, то есть дома, не была пройдена другая школа: русской жизни, русского языка и соответственно русского миросозерцания. (2) Учителя у Пушкина с детства были великолепные. (3) У Пушкина была бабушка по матери, Мария Алексеевна Ганнибал, человек чисто русского облика, языка и ума. (4) К тому же всё, что могла говорить и внушать она, обретало насыщенный контекст в самой жизни, ибо летом семья всегда перебиралась в её имение Захарово. (5) Именно бабка первоначально научила будущего поэта русскому чтению и русскому письму. (6) Французскому обучали его образованные французы, но и русскому учили не невежды. (7) Вплоть до Лицея мальчику Пушкину, наряду с Законом Божиим, преподавал русскую словесность священник Мариинского института Александр Иванович Беликов, не только известный проповедник, но и литератор-переводчик. (8) Связи Пушкина с миром народной жизни были с детства многообразны и сложны, как был сложен и сам этот мир. (9) Няня Арина Родионовна недаром стала одним из самых знаменитых образов пушкинского окружения, сделалась как бы символом всех русских нянь. (10) Позднее Пушкин напишет: “Изучение старинных песен, сказок необходимо для совершенного знания свойств русского языка”. (11) Очень многие описания русских народных нравов и обычаев не были бы у Пушкина так живы и хороши, если б он не был с детства пропитан рассказами о народной жизни.

(По Н. Скатову)

1) Укажите, какое средство используется для связи предложений 3 и 4. Напишите номер правильного ответа.

1. союз

2. лексический повтор

3. местоимение

2) Укажите способ образования слова ПЕРЕВОДЧИК.

3) Укажите, какой тип подчинительной связи использован в словосочетании научила поэта.

4) Из предложения 8 выпишите все краткие прилагательные.

5) Среди предложений 8-11 найдите СПП с придаточным условия. Напишите номер этого предложения.

6) Из предложения 9 выпишите наречие.

7) Из предложения 4 выпишите слова, с помощью которых придаточные предложения присоединяются к главному.

8) Среди предложений 1-3 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.

Практикум

    В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется НН?

1. Забронирова…ый номер, рифмова…ые строки, короткая моще…ая дорога

2. Разочарова…ый посетитель, договоры заключе…ы, аккумуляторы заряже…ы

3. Проштампова..ое письмо, жаре…ая «Любительская» колбаса, грядки ухоже…ы

4. Фальсифицирова…ый товар, цивилизова…ое общество, разлинова…ая бумага

2 ) В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В суффиксе кратких страдательных причастий пишется одна буква Н»?

1. Законы природы неизме..ы.

2. Окно было завеше..о тёмной тканью, и в комнате стоял полумрак.

3. Вадим считал, что сестра слишком ветре..а, чтобы поручить ей серьёзное дело.

4. Иные говорят мудрё..о, а мысли скудные.

    От полка спасибо наше вам за сына храбреца.

    Город Симбирск жил собственными противоречиями.

    Красавец мужчина картинно помахивал газетой.

    Река Москва необычайно красива.

    Ученый биолог сделал важное открытие.

    У девочек подростков много проблем возникает в общении с родителями.

    Это не просто собака, это собака актриса.

    Художника Петрова призвали в армию на второй год войны.

    Порхает бабочка лимонница.

    Искусник повар приготовил восхитительное блюдо.

4)

    Солотча _ извилистая неглубокая река.

    Белый медведь _ крупнейший на планете наземный хищник.

    Он _ известный журналист и переводчик.

    Высота нашего дома _ пятнадцать метров

Итоговый контроль по русскому языку № 3 10 класс (по учебнику И. В. Гусаровой)

Вариант 2

Работа с текстом

(1) Пожалуй, ни в одном из художественных миров 20 века так не стянуты в новое единство трагическая и смеховая традиции национальной культуры, как у Платонова. (2) Трагическое и комическое – это родные сёстры, некое множественное тождество самого искорёженного мира. (3) Своеобразной “смеховой работой” Платонов нагружает почти всех своих героев. (4) В диалогах, что организуют эти герои, в буквальном смысле искрится юмор народного языка, переваривающий в своей стихии глобальные мировоззренческие идеологии 20 века, превращая их в шлак. (5) Юмор – в самом языке, в соединении совершенно различных лексических и синтаксических его пластов, стилей.

(6) Герои Платонова боятся говорить, ибо, как только они прерывают более естественное для них молчание, они сразу попадают в стихию шутовского сказа, гротеска, перевёрнутости и абсурда. (7) Наложение комизма сюжета вызывает двойной эффект. (8) Нам не только смешно и жалко, но чаще – страшно, больно от этой логики, выражающей фантасмагоричность самой жизни. (9) Мир как событие своеобразно фиксируется на уровне фразы, абзаца, главы. (10) Любимая синтаксическая конструкция Платонова – сложноподчинённое предложение с избыточным употреблением союзов “потому что”, “чтобы”, “так как”, “дабы”.

(По Г. Красухину)

    Укажите способ образования слова множественное из предложения 2.

    В первом абзаце укажите номер предложения с вводным словом.

    Найдите в тексте сложноподчинённое предложение с одним придаточным- определительным. Напишите номер этого предложения.

    Из предложения 7 выпишите словосочетание с подчинительной связью согласование.

5) Укажите, какое средство выразительности используется в предложении 4. Напишите номер правильного ответа.

1. Сравнение

2. Ряды однородных членов

3. Развёрнутая метафора

4. Синонимы

6) Найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

7) Укажите тип сказуемого в предложении 10.

8) Укажите, сколько грамматических основ в предложении 10.

Практикум


1. Варе…ое кури..ое яйцо, лебеди…ая песня, необоснова…ый вывод

2. Золоче…ые мастером, ложки, воще…ый блестящий пол, соловьи…ые трели

3. Серебря..ая луна, вяле…ая душистая рыба, кожа…ая куртка

4. Ледя…ой взгляд, участие заявле…о, привяза…ая лошадь

    В каком примере к выделенному слову применимо правило: «В суффиксе прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишется одна буква Н»?

    Рожде…ые в неволе медвежата легко поддавались дрессировке.

    Полирова…ая мебель красива, но непрактична

    Золоче…ый купол колокольни Ивана Великого виден издалека.

    На глиня…ых дощечках, покрытых воском, писали заостренными палочками

    В каких предложениях необходимо поставить дефис? Укажите номера этих предложений.

1. В ничтожном художник создатель так же велик, как и в великом.

2. Посередине мостовой шла группа солдат сапёров.

3. Воробей сторож невозмутим.

4. Сердце камень тревогам закрыто.

5. Металлическую трубу антенну монтируют сейчас на земле.

6. Город Симбирск жил собственными противоречиями.

7. В молодости я жил с матерью старушкой в ветхой закопчённой избушке.

8. На полпути было большое село Ровное.

10. Однажды чёрный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался.

4) В каком предложении на месте пропуска следует ставить тире?

    Лень_ и есть лень, слабость и есть слабость (Чехов) .

    Моя солдатская шинель_ как печать отвержения (Лермонтов).

    Природа_ не храм, а мастерская, и человек в ней работник (Тургенев).

    Самые счастливые люди_ невежды, а слава удача (Лермонтов ).

Итоговый контроль по русскому языку № 3 10 класс (по учебнику И. В. Гусаровой)

Вариант 3

Работа с текстом

(1) Горький написал свою пьесу не о босяках. (2) Мир ночлежки при всей кажущейся натуральности быта всё-таки очень условен. (3) Физиологией там и не пахнет. (4) Пьеса Максима Горького отразила действительность в форме философской, не бытовой драмы. (5) Вот, кстати, главная причина её столь долгой жизни в театре на разных сценах мира. (6) Вслед за другими московскими театрами “Современник” разрушает сложившуюся в 30-х годах школьную концепцию “утешительства” Луки и резкого противопоставления его Сатину. (7) Странник Лука в исполнении Игоря Кваши – идейный и нравственный центр спектакля. (8) От него исходят прямые нити в нашу современность. (9) Герой Кваши воплощает традицию народной нравственности, закреплённую в устойчивых идеалах и обычаях поведения перед лицом человеческого несчастья, подлости, разложения. (10) Можно без преувеличения сказать, что за Лукой – Россия, он её кровная, неотторжимая часть. (11) Те, кто “на дне”, из России выпали. (12) В этом духовный смысл драмы. (13) Сохранить в себе человеческое, несмотря ни на что выстоять в жестоких обстоятельствах – вот чему, в сущности, учит Лука не столько словами, сколько самим фактом своего существования. (14) Быть человеком – самой трудное дело на свете. (15) Его успех в равной мере зависит и от внешней жизни, и от внешней жизни, и от нас самих. (16) Центральные образы спектакля несут эту простую и вечную мысль, но каждый из них делает это по-своему. (По Е. Сидорову)

1. Среди предложений 5-8 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью местоимения. Укажите его номер.

2. Укажите способ образования прилагательного человеческое.

3. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

4. Среди предложений 1–8 найдите простое безличное предложение. Укажите его номер.

5. Среди предложений 3-8 найдите простое предложение с необособленным определением, выраженным причастным оборотом.

6. Среди предложений 11-16 найдите сложносочиненное предложение. Укажите его номер.

7. Среди предложений 4-9 найдите простое предложение с составным именным сказуемым. Укажите номер этого предложения.

8. Среди предложений 1-9 найдите простое предложение с вводным словом. Укажите номер этого предложения.

Практикум

    В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Н?

1. непроше…ый гость, соловьи…ая песня, слое…ый пирог

2. крупные моче…ые яблоки, ю…ое создание, сожже…ое письмо

3. люди не обуче…ы, голуби…ое яйцо, квалифицирова..ые сотрудники

4. вещь прода…а, неписа…ый закон, патентова…ые изделия

2) Укажите верное объяснение написания выделенного слова. Влажные полосы тумана стали медле..о отступать в низины.

1. Пишутся две буквы НН, так как это наречие образовано от прилагательного медленный, в котором пишутся две буквы НН.

2. Пишется одна буква Н, так как это краткая форма причастия, образованного от глагола медлить.

3. Пишется одна буква Н, так как это причастие без пояснительных слов.

4. Пишутся две буквы НН, так как это прилагательное, а не причастие; в кратком прилагательном сохраняется написание -НН-.

3) В каких предложениях необходимо поставить дефис? Укажите номера этих предложений.

1. К нему нередко приезжали таинственные люди, они все держались, как актеры трагики, которым случайно приходилось играть роли простаков.

2. Но и в светлый день победы вспомним, братцы, за беседой про солдата сироту.

3. В окна беззаботно входил бродяга ветер.

4. Сидят на курганах орлы степняки.

5. Пусть реки есть мощней намного, но Волга матушка одна.

6. Композитор Эдгар Григ проводил осень в лесах около города Бергена.

7. Вблизи древнего русского города Переславля-Залесского, на красивом холме расположена усадьба Ботик, где хранится ботик Петра.

8. Лось прыгнул из осинника и, выбрасывая вперёд длинные ноги ходули, помчался легко по вязкому болоту, как мчится по сухой тропинке заяц русак.

9. Ещё очень красива бывает сухая берёза, вся сплошь покрытая сетями пауков охотников.

10. Возможно, далёкие наши азиатские предки кочевники гибли от скорпионов.

    В каком предложении на месте пропуска не следует ставить тире?

    Скажи мне, кто_твой друг, и я скажу, кто_ ты.

    Готовиться к экзаменам _ не так просто.

    Проиграть сейчас _ глупо.

    Как это тяжело _ слушать о твоих "подвигах".

Пояснительная записка

к экзаменационным материалам промежуточной аттестации

по русскому языку в 5 классе

Экзаменационные материалы по русскому языку составлены в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений по русскому языку (М.: Просвещение) под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского и охватывают основные темы курса русского языка 5 класса:

Синтаксис. Пунктуация.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

Морфемика. Орфография.

Морфология. Орфография. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.

Экзаменационные материалы положены в основу 18 билетов. Каждый билет состоит из двух вопросов. Первый вопрос – теоретический, второй вопрос – практическая часть, проверяющая степень осознанности, понимания изученного.

Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик

    полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

    обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

    излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка;

    при выполнении практической части все задания выполнены верно.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого. При выполнении практической части ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но

    излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

    не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

    излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого;

    при выполнении практической части выполнено верно не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. В практической части не выполнено более половины заданий.

1. Расскажите о словосочетании.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения. Выпишите два словосочетания, разберите их.

С раннего утра отправляет..ся белоч..ка на поиски корма. Заметит грибок на п..ляне спрыгнет на землю с..рвёт его и опять на дерево. А если найдёт вкусные орехи п..ложит в пустое дупло или в глубокую щ..лку коры. Трудит..ся белоч..ка с утра до поз..ней ночи.

1. Расскажите о главных членах предложения. Расскажите о постановке тире между подлежащим и сказуемым.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения. Выполните синтаксический разбор одного простого предложения.

Байкал самое глубокое озеро на земном шаре. Мес..ные жители называют его морем. Для россиян Байкал в..личайшее чудо природы. Формой оно напоминает полумесяц. Вода в озере пресная. Много рек вп..дает в Байкал. Ангара единственная река к..торая выт..кает из озера.

1. Расскажите о второстепенных членах предложения.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните второстепенные члены предложения. Надпишите, какой частью речи они выражены. Выполните синтаксический разбор одного простого предложения.

Я попал на Светл.. озеро уже поздн.. осенью когда выпал первый снег. На берёзах ещё ост..вался ж..лтый лист. Сух.. осенн.. трава выгл..дела из-под снега ж..лтой щёткой. Прозрач..ная вода потемнела и в берег с шумом била т..желая осенн.. вода. (По Д. Мамину-Сибиряку.)

1. Расскажите об однородных членах предложения, о постановке знаков препинания между однородными членами.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения. Выполните синтаксический разбор одного простого предложения.

Од..нокий лист покачивался на ветк.. вишн.. прощался с деревом но всё (не) падал. Что-то ещё д..ржало его (не) отпускало. Все деревья на краю деревн.. обр..нили листву приготовились встречать зиму. Только вишня в саду (не) расст..валась с последним листом, словно чего-то ждала. (Г.Корольков.)

_____________________________________________________________________________

1. Расскажите о сложном предложении, о видах сложного предложения, о постановке знаков препинания в сложном предложении.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложения. Выполните синтаксический разбор одного сложного предложения.

Недавние дожди обмыли лес и теперь он источал зап..хи перегретой хвои поз..них цветов. Юрий заглядывал под ёлоч..ки и берё..ки а Шарик н..сился по всему лесу. Пёс тявкнул и поб..жал к кустам. Вдруг он выскочил оттуда и требовательно пот..нул Юрия за штанину. Юра посм..трел на Шарика и увид..л что пёс ст..ит возле огромн.. бел.. гриба.

____________________________________________________________________________

1. Расскажите о гласных и согласных звуках, о двойной роли букв е, ё, ю, я.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните фонетический разбор выделенных слов.

Полноч..ной п..рою в болотной глуши

Чут.. слышно бе..шумно шуршат камыши…

О чём они шепчут// О чем г..ворят//

Зачем огон..ки между ними горят//

Мел..кают мигают – и снова их нет.

И снова з..брезжил блуждающий свет.

Полноч..ной п..рой камыши шелестят.

В них жабы гнез..дят..ся в них змеи свистят… (К. Бальмонт)

1. Расскажите о лексическом значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. К выделенным словам подберите антонимы и синонимы, запишите их.

Я выгл..нул в окно. Крыша сарая серебрилась измороз..ю. Белый искрящийся налёт быстро по..таивал и с карниза падала весёлая , бойкая капель. Сквозь тонкую сетку голых ветвей черёмухи бе..мятежно г..лубело начисто вымытое небо. (Е.Носов.)

_____________________________________________________________________________

1. Расскажите, какие морфемы выделяются в слове. Дайте им определение.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите в глаголах приставки. Выполните синтаксический разбор одного простого предложения.

Гроза разр..зилась утром. Светл.. небо сразу стало вечерн..м. Молния запрыгала по ч..рным тучам разрезала их на мгновение и разл..ла по ним огненные ручьи. Гром бил по макушкам деревьев. Те скр..пели тр..щали накр..нялись. Листья и..пуганно тр..петали а ветер бе..пощадно пол..скал их зелень в к..сых струях ливня. (По Н. Дуровой.)

_____________________________________________________________________________

1. Расскажите о правописании чередующихся гласных буквах а –о в корнях -лаг- - -лож-, -раст- - -ращ- - -рос-.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните графически выбор орфограмм в словах с пропуском. Выполните синтаксический разбор выделенных предложений.

К водопаду мы предпол..гали отправит..ся на ра..вете но вышли поз..но. Дорога к горам т..нулась по берегу моря. Под ногами хрустели ч..рные водор..сли. Волны выбр..сили их на берег а со..нце высушило.

К вечеру добрались до ущелья. Товарищ.. предл..жил..делать..десь ост..новку. Мы распол..жились у скалы. Подножие её было покрыто густой р..стительностью. В зар..слях кустов мы увидели р..скошные цветы. Со..нце спряталось и сразу спустились сум..рки. Мы разл..жили костёр и устроили..десь ночлег.

Билет №10

1. Расскажите о существительном как о части речи.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните имена существительные как члены предложения. Выполните морфологический разбор выделенного слова.

Наш енот приёмный сын кошки (М, м)урки. Мы назвали его (Ч, ч)авкой потому что он громко чавкал во время еды. Однажды на прогулк.. (Ч, ч)авка вдруг рв..нулся вперёд и ок..зался в канавк... Кошка зам..талась подб..жала к воде и жалобно зам..укала. Она (не)сводила глаз с канавк.. где плавал маленький енот. Кошка прыгнула бы за малыш..м но мы сами выт..нули проказника из воды. На суш.. кошка стала вылизывать его мокрую ш..рстку от ушей до хвоста. (По Н. Дуровой.)

____________________________________________________________________________

Билет №11

1. Расскажите о правописании букв е – и в падежных окончаниях имён существительных.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните написание е-и в окончаниях существительных. Выполните морфологический разбор выделенных существительных.

Наскальные изобр..жения пещерных львов уч..ные находили в пещерах и гротах Испани.. Франци.. Англи.. Бельги.. Германи.. Австри.. Итали.. Алжир.. и Сири.. .

Климат в Европ.. в доледниковую эпоху был теплее. В Малой Ази.. и в Закавказь.. львы дожили до исторической эпох.. . В Инди.. львы всегда считались удач..ным трофеем. Ещё в конце 19 века эти звери об..тали в Африк.. в Иран.. Ирак.. . (По И.Акимушкину.)

_____________________________________________________________________________

Билет №12

1. Расскажите о прилагательном как о части речи.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Выполните морфологический разбор любого прилагательного.

В то утро я проснулся на восход.. со..нца. Ноч.. ещё (не)ушла и оч..ртания нов.. дня только обозн..чались. У(з,с)кая тр..па прив..ла меня к опушк.. леса.

Лес хр..нил ещё ноч..ные ш..рохи вздохи и ш..поты но утренн.. птицы на разн.. голоса возв..щали о прибл..жени.. восхода со..нца. За лесом золотились д..лёк.. облака. Возле огромн.. пня я свернул с тр..пы и долго шел краем топк.. болота. (По Г.Королькову.)

Билет №13

1. Расскажите о правописании гласных в окончаниях имен прилагательных.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выполните морфологический разбор одного прилагательного. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

В лесу дремуч..м стояла избушка. Вокруг неё улыбались разн.. цветы красн.. син.. ж..лт.. . Т..нулись к солнцу голуб.. травы. На серебрян.. кустах красн.. белки щ..лкали орешки.

Возле крыльца избушк.. стояла очень стар.. сосна. Её в..рхушка дор..сла до неба. По ночам в ней играли в прятки маленьк.. звёздоч..ки а по утрам на ней др..мали устал.. обл..ка. (Л.Васильева-Гангнус.)

_____________________________________________________________________________

Билет №14

1. Расскажите о глаголе как о части речи.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения. Выполните морфологический разбор одного глагола

Весенняя вода взл..мала над рекой лёд н..зины зал..ла ручьи превр..тила в реки. Она кружит воронками бурлит клокоч..т ро..т берега вал..т деревья волоч..т сучки и коряги громоздит по берегам кучи мусора. (По Н.Сладкову.)

Билет №15

1. Расскажите о правописании –тся и –ться в глаголах.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Подчеркните главные члены предложения. Выполните морфологический разбор одного глагола.

Морские львы питаю(т,ть)ся рыбой. Животные гл..тают её целиком потому что у них ре..кие зубы. Эти обитатели моря стараю(т,ть)ся гл..тать рыбу с головы чтобы кости и плавники (не)поцарапали пищевод. Иногда морские львы выб..раю(т,ть)ся на сушу и громадными стадами ра..пол..гаю(т,ть)ся на берегу. (По В.Дурову.)

Билет №16

1. Расскажите о правописании букв е – и в корнях с чередованием.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите вид глаголов. Выполните синтаксический разбор предложений.

Я проб..рался скво(з,с)ь зар..сли высокой травы и вдруг услышал злое ворчание. Тигровая кошка уд..рала в сторону залива где долго ещё слышалось её рычание. (И.Акимушкин.)

___________________________________________________________________________

Билет №17

1. Расскажите о правописании букв е, и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. У глаголов укажите спряжение, выделите в них окончания.

Мы смотр..м фильм, ветер гон..т тучи, он легко дыш..т под водой, здесь вы увид..те много интересного, (не)слыш..шь ш..рохов, он никогда никого (не)обид..т, колёса верт..тся, спортсмены держ..т знамя, слыш..тся песня, завис..м от непогоды, (не)навид..м лож.., вытерп..м боль.

_____________________________________________________________________________

Билет №18

1. Расскажите о виде глагола.

2. Спишите предложения, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите вид глаголов, выделите в них приставки. Выполните синтаксический разбор простого предложения.

Туч..ка долго хмурилась капризничала и наконец ра..плакалась. А солнышко уг..варивало её (не)плакать. Послушалась туч..ка умн.. совета. Она умылась лёгк.. слезами и умчалась а слёзы её остались и долго ещё сверкали прозрач..ными каплями на траве прятались глубоко во мхах. (По А. Членову.)

«Итоговая работа по русскому языку для 3 класса как средство диагностики предметных результатов начального общего образования»

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ

СПЕЦИФИКАЦИЯ

итоговой работы для учащихся 3 класса по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (для оценки индивидуальных достижений обучающихся )

Назначение КИМ

Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку в 3 классе.

Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание и структура итоговой работы по предмету «Русский язык» разработаны на основе следующих документов и методических материалов:

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).

    Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 2, 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010, 2011. – 204 с. (с. 60-63, 137-139, 180-182).

    Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1,2,3-е изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 120 с. (с. 57-69).

    Оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 1, 2, 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009, 2010, 2011. – 215 с. (с. 46-104).

5.Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс.- М.:

ВАКО, 2014

6. В.П.Канакина. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М.,

«Просвещение», 2013 год.

Структура КИМ

На основании документов, перечисленных в п. 2 Спецификации, разработан кодификатор, определяющий в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология. Русский язык. Родной язык» для проведения процедур оценки качества начального образования (итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении).

В кодификатор включены планируемые результаты, которые относятся к блоку «Выпускник научится».

Полнота проверки обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов курса русского языка в начальной школе: фонетика, состав слова, морфология, синтаксис, правописание, развитие речи. Содержание заданий итоговой работы позволяет обеспечить полноту проверки подготовки учащихся на базовом уровне и возможность зафиксировать достижение учащимся этого уровня. За счет включения заданий повышенного уровня сложности, также составленных на основе планируемых результатов блока «Выпускник научится», работа дает возможность осуществить более тонкую дифференциацию учащихся по уровню подготовки и зафиксировать достижение третьеклассником обязательных для овладения планируемых результатов не только на базовом, но и на повышенном уровне. Таким образом, результаты выполнения учащимся работы дают возможность охарактеризовать как состояние базовой подготовки учащегося, так и его развитие (способность находить несколько правильных ответов, выражать свою мысль, доказывать ее и др.).

Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности. Распределение заданий КИМ по уровню сложности.

а) В таблице 1 представлено распределение заданий по выделенным блокам содержания работы.

Таблица 1

15

б). В таблице 2 представлено распределение заданий по уровню сложности в работе.

Таблица 2

Уровень сложности

Число заданий

Максимальный балл за выполнение заданий данного уровня сложности

Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу

Базовый

80%

Повышенный

20%

Итого:

15

18

100%

Целенаправленное включение в работу достаточно большого количества заданий базового уровня сложности позволяет обеспечить полноту проверки достижения учащимися планируемых результатов, являющихся основой, обеспечивающей возможность успешного продолжения образования в 3 классе.

Выполнение заданий повышенного уровня показывает потенциальные возможности учащихся в изучении курса русского языка. Включение в работу нескольких разнообразных заданий повышенного уровня, составленных на материале из разных тем курса, предоставляет учащемуся выбор проявить более высокий уровень подготовки на том материале, которым он владеет более уверенно.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Задания базового уровня, представленные в любом формате, оцениваются по одной шкале, повышенного уровня – по другой шкале.

Выполнение любого по форме задания базового уровня оценивается 1 баллом. Выполнение заданий повышенного уровня в зависимости от сложности, определяемой содержанием задания и его формой, а также от полноты и правильности ответа учащегося оценивается от 1 до 2 баллов максимально. Более детально подход к проверке и оценке выполнения отдельных заданий демонстрационного варианта рассматривается в «Рекомендациях для учителя по проверке и оценке выполнения работы».

Результаты выполнения группы заданий базового уровня сложности, включенных в работу, используются для оценки достижения второклассником уровня обязательной базовой подготовки, которая является необходимой основой, обеспечивающей возможность успешного продолжения образования в 3 классе. В период введения новых стандартов принято считать, что учащийся достиг уровня базовой подготовки, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня, включенных в итоговую работу. Так, если в работе таких заданий 12, то 8 заданий составляют около 65%. В этом случае, при получении учащимся не менее 8 баллов за выполнение базовых заданий, считается, что он достиг базового уровня подготовки по курсу русского языка 3 класса начальной школы, отвечающего требованиям нового стандарта. При получении учащимся 10-12 баллов (максимальный балл равен 12) считается, что он показывает наличие прочной базовой подготовки. Это означает, что он демонстрирует не только наличие опорной системы знаний, необходимой для успешного продолжения образования на следующей ступени, но и произвольное использование сформированных учебных действий.

Время выполнения варианта КИМ

Примерное время на выполнение заданий составляет:

1) для заданий базового уровня сложности –1-3 минуты;

2) для заданий повышенной сложности – от 2 до 5 минут.

На выполнение всей работы отводится 45 минут.

План варианта КИМ

Ниже представлен план работы, в котором дается информация о каждом задании, о контролируемых знаниях, видах умений и способах познавательной деятельности.

Условные обозначения: Б – базовая сложность, П – повышенная сложность; ВО – выбор ответа, ЗО – запись ответа (в виде слова, нескольких слов).

Таблица 3

План итоговой работы по русскому языку для 2 класса

Фонетика и графика

Умение характеризовать звуки русского языка.

1.2

ВО

Состав слова

Умение различать родственные слова и формы одного и того же слова.

2.1

ВО

Состав слова

Умение находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку. Умение находить слова, соответствующие предложенной схеме состава слова.

2.2

ВО

Лексика

3.1

ВО

Морфология

Умение определять падеж имен существительных.

4.1

ВО

Морфология

Знание правила Умение об изменении имен прилагательных по числам и родам.

4.2

ВО

Морфология

Умение определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени)

4.3

ВО

Синтаксис

5.1

ВО

Синтаксис

5.2

ВО

Синтаксис

Умение находить в предложении подлежащее и сказуемое.

5.2

КО

Орфография и пунктуация

Умение применять правило правописания корневых орфограмм.

6.1

РО

Орфография и пунктуация

Умение применять правило правописания ь на конце имен существительных после шипящих.

6.1

ВО

Развитие речи

Умение соблюдать правила устного общения.

7.2

КО

Синтаксис

Умение делить текст на предложения. Умение самостоятельно озаглавливать текст.

5.1

КО

ВО

ИТОГО

18 баллов

Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительные материалы для проведения работы не требуются.

Условия проведения тестирования (требования к специалистам)

Работа может проводиться независимыми экспертами в присутствии учителя, работающего в данном классе.

Оценочные процедуры проводятся без специальной подготовки.

Шкала оценок

16 - 18 балла – отметка «5»

12 – 15 баллов – отметка «4»

8 - 11 баллов – отметка «3»

7 баллов и менее – отметка «2»

КОДИФИКАТОР

планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку для проведения процедур оценки качества обучающихся 3 класса (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)

Кодификатор планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Филология: Русский язык. Родной язык» разработан на основе федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.), с учетом Планируемых результатов начального общего образования по предмету «Русский язык», Примерной программы начального общего образования по предмету «Русский язык» и отдельных метапредметных результатов обучении.

Кодификатор содержит планируемые результаты, которые характеризуют требования стандарта: «выпускник научится», согласно установкам ФГОС этот тип требований относится к содержанию обучения, подлежащему обязательному изучению и последующему контролю за его усвоением каждым учащимся. Достижение данного типа требований должно проверяться при проведении индивидуальной оценки уровня подготовки выпускников за курс начальной школы. Перечень умений, характеризующих достижение планируемых результатов, проверяемых в рамках процедуры оценки состояния системы начального образования (итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся в образовательном учреждении.

Умение различать звуки и буквы.

1.2.

Умение характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие).

2. РАЗдел « Состав слова (морфемика) »

2.1.

Умение различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.

2.2.

Умение находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

3. РАЗдел « Лексика »

3.1.

Умение выявлять слова синонимы.

4. РАЗдел « Морфология »

4.1.

Умение определять грамматические признаки имен существительных – род, число, падеж, склонение.

4.2.

Умение определять грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж.

4.3.

Умение определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

5. РАЗдел « Синтаксис »

5.1.

Умение различать предложение, словосочетание, слово.

5.2.

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения.

5.3

Умение определять границы предложения.

6. РАЗдел « Орфография и пунктуация »

6.1.

применять правила правописания (в объеме содержания курса)

7. РАЗдел « Развитие речи »

7.1.

Умение оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста.

7.2.

Умение соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор).

7.3.

Умение самостоятельно озаглавливать текст.

Распределение заданий КИМ по уровню сложности

Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом

Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных оценивается 1 баллом при правильном выборе и 0 баллом при неправильном выборе или при наличии как правильного, так и неправильного выбора. Задания с выбором нескольких правильных ответов из ряда предложенных оцениваются 1 или 0 баллов. Задания с кратким развернутым ответом оцениваются 2, 1 или 0 баллов. Разница в оценивании зависит от полноты и точности выполнения задания.

При оценивании выполнения работы в целом целесообразно использовать несколько параметров. Один из параметров - соотношение балла, полученного учеником за выполнение работы, и максимального балла за работу, т.е. подсчет процента балла, набранного учеником за всю работу, от максимального балла (процент от максимального балла). Второй параметр – это подсчет балла, полученного учеником за выполнения заданий базового уровня, и определение процента выполнения базовых заданий по отношению к максимальному баллу за задания базового уровня. На основании этого параметра делается вывод о достижении учеником базового уровня предметной подготовки. Третий параметр – это подсчет балла, полученного учеником за выполнения заданий повышенного уровня, и определение процента выполнения заданий повышенного уровня по отношению к максимальному баллу за задания повышенного уровня. На основании этого параметра делается вывод о достижении учеником повышенного уровня предметной подготовки.

Результаты выполнения группы заданий базового уровня сложности, включенных в работу, используются для оценки достижения третьеклассником уровня обязательной базовой подготовки, которая является необходимой основой, обеспечивающей возможность успешного продолжения образования в основной школе. Считается, что учащийся достиг этого уровня, если он справился не менее чем с 65% заданий базового уровня. В период введения новых стандартов по русскому языку можно принять за критерий достижения 60% заданий базового уровня. Если в демонстрационном варианте 15 заданий базового уровня, то 9 заданий составляют 60%. В этом случае, при получении учащимся не менее 9 баллов за выполнение базовых заданий считается, что он достиг базового уровня подготовки по курсу русского языка начальной школы, отвечающего требованиям нового стандарта. При получении учащимся 14-15 баллов (максимальный балл за выполнение заданий базового уровня равен 15) считается, что он показывает наличие прочной базовой подготовки.

В заданиях с выбором ответа из предложенных вариантов ученик должен выбрать только верный ответ. Если учащийся выбирает более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.

В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ. Если учащийся, наряду с верным ответом приводит и неверные ответы, то задание считается выполненным неверно.

В следующей таблице к заданиям с выбором ответа приведены номера верных ответов, к заданиям с кратким ответом приведены верные ответы, к заданиям с записью решения или объяснения приведены примеры решений и объяснений, дано описание полных и частично верных ответов и указано число баллов, которые выставляются за тот или иной ответ. К некоторым заданиям приведены примечания относительно влияния на правильность ответа возможных недочетов, которые допускают учащиеся.

За выполнение каждого из 12 заданий базового уровня сложности (№№ 1-12) выставляется: 1 балл – верный ответ, 0 баллов – неверный ответ или ответ отсутствует.

За выполнение каждого из 3 заданий повышенного уровня (№№ 13-15) в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов.

1 вариант

в) ящерица. 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: а) в слове чаща все согласные мягкие. 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: г) ветер, ветрище, ветерок, ветреный. 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: г) полочка 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: б) смелый 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: б) к машине 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: а) в форме ж. р., ед.ч., И.п. 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: а) бежал 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: а) Белые сугробы сверкают на солнце. 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: в) капля скатывается 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: туча закрыла 1 балл – верно подчеркнута грамматическая основа предложения. 0 баллов – неверный ответ

Ответ: скользкий, дубки, редкий солнце, поздний, сердце лесник, пенёк, полезный 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – дан неверный ответ

Ответ: г) рожь 2 балла 0 баллов – дан неверный ответ

Ответ: 2 балла 1 балл - дано одно слово в реплике 0 баллов – дан неверный ответ

Ответ: Зайка и яблоко Б) 5 2 балла – даны оба верных ответа, 1 балл - дан один верный ответ. 0 баллов – даны неверные ответы

2 вариант

а) юла 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: а) в слове ремень все согласные мягкие. 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: б) белка, беличье, бельчонок, белочка 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: в) садовый 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: в) быстрый 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: в) на крыше 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: в) в форме ж. р, ед.ч., П.п.. 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: а) читаешь 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: в) Дети катались с горы 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: г) лучи упали 1 балл – выбран верный ответ 0 баллов – неверный ответ

Ответ: сердце замирает 1 балл – подчеркнута верно грамматическая основа предложения. 0 баллов – неверный ответ

Ответ: гладкий, ложка, ловкий праздничный, лестница, поздний листок, писать, деревья 1 балл – дан верный ответ 0 баллов – дан неверный ответ

Ответ: а) грач 2 балла – даны оба верных ответа 1 балл - дан один верный ответ 0 баллов – дан неверный ответ

2

14

Ответ: Реплика1 Здравствуйте, Добрый день, Реплика 2 Будьте добры, пожалуйста Реплика 3 Всего доброго, До свидания, спасибо 2 балла – даны верные ответы (несколько слов) 1 балл - дано одно слово в реплике 0 баллов – дан неверный ответ

2

15

Ответ: Молодые саженцы. Молодые яблоньки а) 4 2 балла – даны оба верных ответа, 1 балл - дан один верный ответ. 0 баллов – даны неверные ответы

2

ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

Внимательно читай задания!

Желаем успеха!

1 вариант

    Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв:

а) комната б) сорока в) ящерица г) волна

2. Выбери верное утверждение

а) В слове чаща все согласные мягкие.

б) В слове чаща три слога.

в) В слове чаща букв больше, чем звуков.

г) В слове чаща нет глухих согласных.

3. Обведи ряд, в который включены родственные слова и нет формы одного из слов.

а) лес, лесной, леса, лесок

б) лист, листок, листопад, листовой

в) сад, садик, садовый, сады

г) ветер, ветрище, ветерок, ветреный

а) побелка б) пороша в) погода г) полочка

5. Укажи близкое по смыслу прилагательное ОТВАЖНЫЙ

а) честный б) смелый в) мудрый г) всемогущий

ед. ч., ж.р., Д.п.

а) от мамы

б) к машине

в) на печи

г) в кровати

Скоро появится на деревьях молодая листва

а) в форме ж. р., ед. ч., Им. п.

в) в форме ср. р., ед. ч., В. п.

г) в форме м. р., ед. ч., И. п.

8.Найди глагол прошедшего времени.

а) бежал б) говорит в) посмотрит г) делаешь

9. Прочитайте. Подчеркните только предложения. Поставьте знаки препинания в конце.

а) Белые сугробы сверкают на солнце

б) На поляне расцвели

в) У опушки леса

г) Весенние ручьи

По тонкой ветке скатывается прозрачная капля.

а) по ветке скатывается

б) прозрачная скатывается

в) капля скатывается

г) скатывается по тонкой

Вечером большая чёрная туча закрыла всё небо.

скользкий, солнце, поздний, дубки, лесник, сердце, пенёк, редкий, полезный

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Укажи слово с ь на конце слова. Допиши ещё 3 слова с данной орфограммой

а) камыш…, _______________________________________________________

б)товарищ…,_______________________________________________________

в) туч…,__________________________________________________________

г) рож…, ______________________________________________________

14. Прочитай запись телефонного разговора.

Ваня позвонил своему другу Сереже. К телефону подошла мама Сережи, Марина Ивановна.

1) – А Серега дома?

Добрый день, Ваня! Нет, он ещё не вернулся из школы.

Договорились, Ваня! Я ему передам. До свидания.

3) – Хорошо.

Запиши слова, которые ты считаешь необходимым вставить в реплики Вани.

Реплика 1_________________________________________________________

Реплика 2 _________________________________________________________

Реплика 3 _________________________________________________________

15. Раздели текст на предложения. Укажи количество предложений. Озаглавь текст.

_________________________________

В огороде росла яблонька на ней висели яблоки под яблонькой спал зайка вдруг яблоко упало на него зайка прыгнула в сторону и побежал к лесу

а) 4 б) 5 в) 6 г) 7

ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ

В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным.

В некоторых заданиях потребуется записать только полученный краткий ответ в виде слова или слов в специально отведенном для этого месте.

Внимательно читай задания!

Одни задания покажутся тебе легкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.

Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.

Желаем успеха!

Итоговый тест по русскому языку 3 класс I полугодие

    вариант

1. Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв:

а) юла б) марка в)король г) соловьи

2. Выбери верное утверждение

а) В слове ремень все согласные мягкие.

б) В слове ремень три слога.

в) В слове ремень букв меньше, чем звуков.

г) В слове ремень есть глухие согласные.

3. Обведи номер ряда, в который включены родственные слова и нет формы одного из слов.

а) кора, корка, коре, корочка

б) веселье, весёлый, весело, весёлая

в) труд, трудовая, трудящийся, труды

г) белка, беличье, бельчонок, белочка

4. Обведи слово, которое походит к схеме

а) цвет б) поделка в) садовый г) золотой

5. Укажи близкое по смыслу прилагательное СКОРЫЙ

а) решительный б) умный в) быстрый г) точный

6. Найди слово, окончание которого указывает на форму

ед. ч., ж.р., Пр.п..

а) в доме

б) о мышах

в) на крыше

г) с газетой

7.Определи, в какой форме употреблено в предложении выделенное слово.

На старой берёзе строит гнездо чёрный грач.

а) в форме ср. р., ед. ч., Им. п.

б) в форме м. р., ед. ч., В. п.

в) в форме ж.р., ед. ч., П. п.

г) в форме м. р., ед. ч., Д. п.

8.Найди глагол настоящего времени .

а) читаешь б) напишет в) поедет г) заблестел

9. Прочитайте. Подчеркните только предложения. Поставьте знаки препинания.

а) Дети пойдут

б) Маленький мальчик

в) Дети катались с горы

г) Верхушки деревьев

10.Найдите верную грамматическую основу предложения

Лучи солнца упали на замёрзшую лужицу.

а) упали на лужицу

б) лучи солнца

в) на замёрзшую лужицу

г) лучи упали

11.Прочитай предложение, подчеркни подлежащее и сказуемое.

Сердце замирает от чудесных звуков песни.

12. Объедини в группы слова, в которых есть одна и та же орфограмма в корне. Запиши каждую группу на отдельной строчке.

гладкий, праздничный, лестница, ложка, листок, поздний, писать, ловкий, деревья

13. Укажи слово без ь на конце. Допиши ещё три слова на данную орфограмму.

а) грач…,_____________________________________________________

б) печ…, _______________________________________________________

в) мыш…,_________________________________________________________

г) доч…,___________________________________________________________

14.* Прочитай запись телефонного разговора.

Федя позвонил своему другу Гене. К телефону подошёл папа Гены, Игорь Семёнович.

1) – А Генка дома?

Добрый день, Федя! Нет, он ещё не вернулся из школы.

2) – А скажите ему, чтобы он мне позвонил!

Договорились, Федя! Я ему передам. До свидания.

3) – Хорошо.

Запиши слова, которые ты считаешь необходимым вставить в реплики Феди.

Реплика1_________________________________________________________

Реплика 2_________________________________________________________

Реплика 3_________________________________________________________

15*. Раздели текст на предложения. Укажи количество предложений. Озаглавь текст.

________________

Стояла суровая зима от морозов погиб знаменитый сад в селе Михайловском весной школьники посадили молодые яблоньки саженцы хорошо прижились.

а) 4 б) 5 в) 6 г) 7

Итоговый контроль по русскому языку по теме: «Глагол».

Вариант 1

К каждому заданию 1-20 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

А1. В каждом предложении употреблен глагол 1 спряжения?
1) Он всегда держ…тся очень уверенно.
2) А ветер суш…т сад.
3) Стыдливо белая берёза зелене...т.
4) Он цен…т каждый час.

А2. В каждом предложении употреблен глагол 2 спряжения?
1) Толя не стан…т много говорить.
2) Успе…т встать он за станок.
3) Валя протира…т каждый листочек.
4) Андрей стро…т новые дома.

А3. В каком примере в глаголе пропущена буква е?
1) Мы готов… мся к торжественной встрече.
2) Алексей выкладыва…т стену из кирпича.
3) Грузовик подвоз…т доски.
4) Мы подход…м к штукатуру.

А4. В каком примере в глаголе пропущена буква и?
1) Мы еще побор…мся за победу.
2) Нигде не дыш…тся вольней родных полей.
3) Скоро стемне…т.
4) Пахн…т весной.

А5. В каком словосочетании не пишется слитно?
1) собрание (не)закончилось.
2) работу (не)выполнил.
3) никого (не)заметил.
4) мне (не)здоровится.

А6. В каком словосочетании не пишется раздельно?
1) (не)взлюбил соседа.
2) (не)навидеть за предательство.
3) (не)скосили траву.
4) как будто (не)доумевала.

А7. В каком примере в глаголе пишется ь знак?
1) С топором весь свет пройдёш… .
2) Волк на добычу стремит…ся.
3) Дуб для жилища не годит…ся.
4) Он добросовестно трудит…ся.

А8. В каком примере в глаголе не пишется ь знак?
1) Все должны трудит…ся. 3) Пословица век не ломит…ся.
2) Я обещаю хорошо трудит…ся. 4) Что написано пером – не вырубиш… топором

А9. Укажите предложение, в котором употреблён разноспрягаемый глагол.
1) Девочка повсюду видела только степь.
2) Мне хочется войти в цирк.
3) Медвежата составляли одну из забав помещика.
4) Нас просили не опаздывать.

А10. Укажите предложение, в глаголе которого пишется суффикс – ова - (- ева -).
1) Овсянников придерж…вался старинных обычаев.
2) Я люб…вался картиной охоты.
3) Волны с грохотом разб…ваются о скалы.
4) Ты вслуш…ваешься в рокот прибоя.

А11. В каком предложении употреблен глагол в повелительном наклонении?
1) Меня называют мастерицей.
2) А вы его знаете?
3) Вынесите из класса лишнюю мебель.
4) Голубей надо беречь.

А12. В каком предложении употреблен глагол в условном наклонении?
1) Отметьтесь в явочном листе.
2) Я бы сходила с вами на экскурсию.
3) Вы обязательно услышите пение птиц.
4) Запомните это правило.

А13. В каком предложении употреблен глагол в изъявительном наклонении?
1) Лягте в воде на спину.
2) У нас был бы дружный класс.
3) Вчера мы ходили в музей.
4) Мы бы не нашли дороги назад.

А14. В каком словосочетании употреблен переходный глагол?
1) любоваться пейзажем
2) перебежать дорогу
3) бороться с врагом
4) радовался встрече

А15. В каком словосочетании употреблен непереходный глагол?
1) допустить ошибку
2) вынести мусор
3) нашел грибы
4) не ссориться с друзьями

А16. В каком словосочетании употреблён безличный глагол?
1) мне не верится
2) надейся на лучшее
3) оденься теплее
4) собрание состоится

А17. В каком примере пишется ь знак?
1) у рощ… . 3) береч… .
2) могуч… . 4) кирпич… .

А18. Укажите ошибку в употреблении глагола.
1) надеть платье 3) езжу на машине
2) лягте удобнее 4) поехайте туда летом

А19. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) копИровать 3) премИровать
2) прибылА 4) формИровать

А20. Укажите лишнее слово, учитывая суффикс глагола.
1) та…л. 3) ве…л.
2) стро…л. 4) чу…л.

Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 21-28. Ответы запишите словами или цифрами.

(1) Можно и проще ловить раков в реке, только не во всякое время года. (2) Летом заберешься в воду и идешь вдоль кручи тенистого берега. (3) Стараешься держаться против течения, чтобы муть относило. (4) Обшариваешь все попутные коряги, камни, корни, - рак любит там прятаться. (5) Для ловли годятся и старые, уже негодные сети. (6)
Расстелешь их по дну с привязанной к ним приманкой, раки почувствуют съедобное, набьются сюда и запутаются в тонких нитяных ячейках.

Б1. Какое утверждение не соответствует содержанию текст? Напишите его номер.
1) Раки любят находиться около камней, коряг;
2) Раком можно ловить сетями с привязанными к ним приманками.
3) Раков ловят около крутых берегов.
4) Идти нужно по течению реки.

Ответ: _____________________

Б2. Из предложений 1,2 выпишите глагол 2 спряжения.
Ответ: _____________________

Б3. Из предложений 3, 4 выпишите безличный глагол.
Ответ: _____________________

Б4. Из предложения 6 выпишите глагол во 2-м лице.
Ответ: _____________________

Б5. Напишите наклонение глагола годятся (предложение 5)
Ответ: _____________________

Б6. Из предложений 1,2 выпишите глагол в неопределённой форме.
Ответ: _____________________

Б7. Из предложений 2-5 выпишите глагол с чередующейся гласной в корне.
Ответ: _____________________

Б8. Из предложений 4-6 выберите предложение с однородными сказуемыми. Напишите его номер.
Ответ: _____________________

Рушите пожайлустаааааа