Итоговая обобщающая беседа «Ранняя осень».


Автор : Колесникова Светлана Александровна, воспитатель.
Место работы : МКОУ Березовская СОШ структурное подразделение МКДОУ Березовский детский сад ОРВ с. Березовка Аннинского района Воронежской области.
Описание: Итоговая беседа по теме «Ранняя осень» предназначена для детей средней группы. Вспоминая признаки ранней осени, дети закрепляют полученные знания, учатся проявлять фантазию и творческий подход к делу, развивают мелкую моторику и эстетический вкус. Надеюсь, мой материал будет полезен воспитателям и педагогам.
Цель: Обобщение полученных знаний по теме «Ранняя осень».
Задачи: Вспомнить признаки ранней осени. Закрепить полученные знания. Создать радостную атмосферу и доброжелательное отношение к наступившей осени.
Ход беседы:
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие, а куда – вы узнаете, если отгадаете загадку:
Прошла по лугам,
По лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: за мною нагрянет зима.
Дети: Осень.
Воспитатель: Правильно. А какое время года у нас сейчас на улице?
Дети: Осень.



Воспитатель : Все верно, ребята. Осень состоит из трех месяцев. Кто ни будь, знает, как эти месяцы называются?
Дети : Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: А чем у нас отличается осень от лета, кто скажет?





Дети: Летом тепло, светит солнце, поют птицы, цветут цветы. А осенью на улице становится холодно, люди одеваются теплее. Птицы улетают на юг, листья на деревьях становятся желтыми, красными и осыпаются.
Воспитатель: Вы сказали, что листья желтеют и осыпаются. А как называется это явление природы?



Дети : Листопад.



Воспитатель: Все верно, а кто знает, почему деревья сбрасывают листья?
Дети: Так они готовятся к зиме.
Воспитатель: А как готовятся к зиме люди и животные?
Дети: Люди собирают урожай, заготавливают дрова и теплую одежду. А животные по-разному. Медведь накапливает жир и ложится спать в берлогу. Белка заготавливает орехи и желуди. Ежик носит в нору листья, мох, грибы. Птицы улетают на юг. А насекомые прячутся в щели и норки.
Физкультминутка «Листопад»:
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.(Взмахи руками) .
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.(Повороты вокруг себя) .
Стук в дверь. Воспитатель выходит, там стоит корзина с разными листьями.
Воспитатель: Смотрите, что нам принес ветер – осенние листья.



От какого дерева этот лист?
Дети: От клена.
Воспитатель: Значит, какой он?
Дети: Кленовый.
Воспитатель: А этот лист, от какого дерева?
Дети: От дуба.
Воспитатель: Значит, какой он?
Дети: Дубовый. ( Березовый, липовый и т.д. ).
Воспитатель: А давайте сочиним сказку о маленьком листочке. Как мы начнем ее?
- Жил на дереве маленький листочек…

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Послушные листья». Я ветер, а вы листочки. (Воспитатель машет над головой платком или косынкой).
Ветер спит, и листья уснули (Дети приседают, закрывают глаза )
Подул ветер и погнал листья (Дети двигаются в разных направлениях) .
Воспитатель: Ребята, давайте, и мы в нашей группе устроим настоящий листопад. Мы нарисуем листочки и украсим ими нашу группу.
Дети подходят к столам раскрашивают заготовки листьев. Когда листья высохнут, можно повесить их на стену.





Воспитатель: Какие мы молодцы! Как много мы сегодня сделали! Что мы делали?
Дети: играли с листьями, рисовали листья, украшали группу.





Воспитатель: А сейчас мы отправимся на улицу, и может, там встретим саму волшебницу Осень.

«Ранняя осень» Валерий Брюсов

Ранняя осень любви умирающей.
Тайно люблю золотые цвета
Осени ранней, любви умирающей.
Ветви прозрачны, аллея пуста,
В сини бледнеющей, веющей, тающей
Странная тишь, красота, чистота.

Листья со вздохом, под ветром, их нежащим,
Тихо взлетают и катятся вдаль
(Думы о прошлом в видении нежащем).
Жить и не жить - хорошо и не жаль.
Острым серпом, безболезненно режущим,
Сжаты в душе и восторг и печаль.

Ясное солнце - без прежней мятежности,
Дождь - словно капли струящихся рос
(Томные ласки без прежней мятежности),
Запах в садах доцветающих роз.
В сердце родник успокоенной нежности,
Счастье - без ревности, страсть - без угроз.

Здравствуйте, дни голубые, осенние,
Золото лип и осин багрянец!
Здравствуйте, дни пред разлукой, осенние!
Бледный - над яркими днями - венец!
Дни недосказанных слов и мгновения
В кроткой покорности слитых сердец!

Анализ стихотворения Брюсова «Ранняя осень»

Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма. Особенно ярко эта литературная тенденция прослеживается в его ранних произведениях – поэт пытается найти философский смысл в привычных предметах и явлениях, наделяя окружающий мир мистическими чертами. В 1909 году Валерий Брюсов издает сборник стихов под названием «Все напевы», который содержит подраздел «Мертвая любовь» В нем собраны стихи, которые затрагивают очень важную и болезненную для себя тему смерти. Несмотря на то, что кодекс символиста пропагандирует искусство ради искусства, Брюсов не может отказаться от своего врожденного дара подмечать любые мелочи и использовать впоследствии эти наблюдения в стихах. Примером такого симбиоза является произведение «Ранняя осень», написанное в 1905 году.

Это стихотворение абстрактно, так как лишено описательной составляющей в привычном понимании этого слова. Определить, о каком конкретном событии идет речь, в нем невозможно. Автор дает лишь только одну сноску относительно времени, указывая на то, что объектом его исследований является ранняя осень, которая ассоциируется у поэта с умирающей любовью. Это утверждение Брюсова не является голословным, и на протяжении всего последующего стихотворения он приводит веские аргументы в пользу этого довода. В первую очередь, это «странная тишь пустота, красота», характерные в большей степени для сельского кладбища. Однако именно эти черты поэт увидел в обычном осеннем дне, остро прочувствовав, что «сжаты в душе и восторг, и печаль».

Ранняя осень для Брюсова не является символом смерти как таковой . Скорее всего, это некий переходный период, мостик между двумя мирами, который по праву можно считать нейтральной полосой. В такие дни яркое солнце светит уже «без прежней мятежности», а дождь напоминает «капли струящихся рос». И это дарит поэту удивительно чувство умиротворения, которое нередко испытывают глубокие старики на пороге смерти. Позади у них осталась жизнь, полная тревог и печалей, и теперь в их сердце размеренно течет «родник успокоенной нежности».

Можно ли быть счастливым в этот период жизни? Брюсов убежден, что да , ведь в прошлом остались «дни недосказанных слов», а впереди ждут «мгновения в кроткой покорности слитых сердец», о которых мечтает каждый человек. Однако познать счастье умиротворения дано лишь единицам, да и то на пороге смерти, когда ценность жизни предстает в несколько ином свете.

Время года осень бывает разным. Бывает серое, занавешенное тяжелыми тучами, сквозь которые не пробиться ни единому лучику солнца небо. Мелкие холодные и, кажется, мертвые слезы небес беспокоят и разбивают на осколки тонкую гладь лужиц, так небрежно раскиданных по городу. Голые и задумчивые деревья медленно покачивают безжизненными ветвями, покоряясь холодному предвестнику зимы.

Кажется, небеса вот-вот упадут на тебя под тяжестью собственной унылости. Все вокруг потускнело и потеряло летнюю беззаботность, окунулось в промозглые будни осени...
Люди, как муравьи, быстро разбредаются по своим уютным уголочкам. В их глазах остались лишь потухшие угольки и печаль от разбитого летом костра. Даже дети выглядят как-то по взрослому мудрыми и грустными от осознания тихой смерти природы.
На сайте Времена года вы найдете интересные и полезные материалы для рассказа детям и школьникам о времени года осень.

Про осень детям

Ноябрь, как же долго он тянется. Но во всем есть свой прок - чтобы оценить радость жизни, нужно прочувствовать скорбь смерти. Мудрость природы дает нам это ощутить, чтобы человек не был так беспечен; все нужно ценить в свое время и достоинству, ведь осознание упущенной возможности так горько и сечет по сердцу намного сильнее ноябрьского дождя.

В первый осенний день 1 сентября дети идут в школу. Наступает осень. Листья на деревьях желтеют или краснеют, а потом опадают. Деревья снова готовятся к зиме. В конце лета и осенью в лесу можно собирать грибы.Только нужно уметь отличать съедобные грибы от ядовитых.

А в парках и скверах можно собирать разноцветные листья. Красные, желтые, оранжевые... Прекрасная пора золотая осень!

Предмет (направленность):

развитие речи

Возраст детей: 9 лет, 3 класс

Место проведения: класс

Цель: Закрепить знания детей о природных представлениях, об

Осени.

Задачи: Создать условия для актуализации и расширения зна

Ний и словаря по теме.

Уточнять, расширять и активизировать словарный запас

Детей по теме.

Формировать умение конструировать простые и слож-

Носочинённые предложения.

Развивать объём слуховой памяти, аналитико-

Синтетические свойства мышления.

Способствовать повышению мотивации обучения через

Создание ситуации успеха каждому ребенку.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, карточ

ки, рисунки детей, картинки по теме, таблички, музыка.

Словарь: похолодало

Ход урока:

I. Орг. момент. Эмоциональный настрой.

1.Игра «Доброе утро». Настрой на урок

2.Массаж носовых пазух, растирание ушных раковин

3.Фонетическая зарядка[с] (слайд-1)

С_______

со солнце

осе осень

све светит

Краснеют листья

осенью собирают урожай

Висят сосульки

На. тупила кра. авица о. ень!.?

4. Речевая разминка. Игра «Верно-неверно»

Время года – зима.

На улице висят сосульки.

Птицы улетели на юг.

Дует холодный ветер.

Ребята лепят снежную бабу.

С деревьев облетают листья.

II. Актуализация знаний.

1.Игра «Снежный ком». Наступила осень…

2.На доске картины времен года.

Рассмотрите и расположите по порядку картины и подумайте о чем будет разговор сегодня.

Проверка – (слайд – 2)

Какое время года?

Вам нравится осень? Почему?

Какая она? (ответы детей)

Ребята, а я очень люблю осень, потому что осенью очень красиво, потому что снова, после каникул, я встречаюсь с вами, про осень много стихов пишут поэты. Вот послушайте одно из них:

Чтение стихотворения под музыку.

Осыпаются астры в садах.

Старый клён под окошком желтеет,

И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет.

Определение темы: «Осень – красивое время года». Слайд- 3

3.-Назовите осенние месяцы.

Что происходит осенью?

Верно. Вся природа медленно засыпает, погружается в сон. Я помогу вам быстро запомнить осенние месяцы по первым буквам. (слайд - 4)

4.Работа с опорными схемами.

Время года небо солнце земля деревья насекомые птицы люди

- Поставьте по порядку нужные схемы для составления рассказа.

5.Рассказ учащихся об осени, о погоде по схемам.

Примерный рассказ:

Наступила осень.

Небо хмурое.

Часто идёт холодный дождь.

Дует холодный ветер.

Листья опадают с деревьев. Листопад.

Насекомые спрятались.

Улетели на юг перелетные птицы.

Люди надели куртки, ботинки. Они убрали урожай. Делают заготовки на зиму.

-физминутка-

(поза дерева)

III. Закрепление знаний. Словарная работа.

Ребята, как мы узнали, что наступила осень? (приметы)

Похолодало.

Работа с табличками. (слайд – 5)

Ребята, а как звери готовятся к зиме? Об этом вы нам прочитаете.

У вас на партах карточки – предложения рассыпались, нужно построить красивые предложения.

Упражнение «Рассыпанные предложения»

(Богдан – компьютер, Лена – у доски, остальные в группе)

Чтение составленных предложений. (слайд – 6)

Ёж делает тёплое гнездо из травы.

Белка сушит грибы на ветках деревьев.

Заяц меняет серую шубку на белую.

Осенью перелётные птицы улетают на юг.

Похолодало, и медведь заснул в берлоге.

IV. Работа с текстом.

Исправьте ошибки в тексте (слайд – 7)

Наступила осень.

Улетели на юг грачи, гуси, журавли, синицы .

Ребята надели куртки сапоги.

Они помогают убрать урожай.

На деревьях зазеленели листья.

По утрам часто бывает мороз.

V. Закрепление знаний.

Мы с вами, когда говорили про лето, нарисовали рисунки.

У меня тоже есть большой летний рисунок. Давайте сейчас попробуем превратить лето в осень.

(На рисунке вместе с детьми подрисовываем осенние признаки)

Вот вам д/з: Раскрасьте ваши рисунки так, чтобы лето на них превратилась в осень.

VI. Итог урока. Релаксация.

–Ребята, вам понравилось наше занятие? Понравилось, как вы говорили об осени? Какая осень? Кому сегодня улыбается солнышко?

(релаксационное упражнение «Осеннее солнышко»)

Представьте, что вы греетесь последними лучами осеннего солнышка, у вас хорошее настроение, теплый ветерок обдувает ваше лицо. Вам хорошо и спокойно. Солнышко вам улыбается и дарит свои лучи. Вы все получили хорошие оценки и на следующих уроках вы тоже будете хорошо заниматься.

Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма. Особенно ярко эта литературная тенденция прослеживается в его ранних произведениях - поэт пытается найти философский смысл в привычных предметах и явлениях, наделяя окружающий мир мистическими чертами. В 1909 году Валерий Брюсов издает сборник стихов под названием «Все напевы», который содержит подраздел «Мертвая любовь» В нем собраны стихи, которые затрагивают очень важную и болезненную для себя тему смерти. Несмотря на то, что кодекс символиста пропагандирует искусство ради искусства, Брюсов не может отказаться от своего врожденного дара подмечать любые мелочи и использовать впоследствии эти наблюдения в стихах. Примером такого симбиоза является произведение «Ранняя осень», написанное в 1905 году.

Это стихотворение абстрактно, так как лишено описательной составляющей в привычном понимании этого слова. Определить, о каком конкретном событии идет речь, в нем невозможно. Автор дает лишь только одну сноску относительно времени, указывая на то, что объектом его исследований является ранняя осень, которая ассоциируется у поэта с умирающей любовью. Это утверждение Брюсова не является голословным, и на протяжении всего последующего стихотворения он приводит веские аргументы в пользу этого довода. В первую очередь, это «странная тишь пустота, красота», характерные в большей степени для сельского кладбища. Однако именно эти черты поэт увидел в обычном осеннем дне, остро прочувствовав, что «сжаты в душе и восторг, и печаль».

Ранняя осень для Брюсова не является символом смерти как таковой. Скорее всего, это некий переходный период, мостик между двумя мирами, который по праву можно считать нейтральной полосой. В такие дни яркое солнце светит уже «без прежней мятежности», а дождь напоминает «капли струящихся рос». И это дарит поэту удивительно чувство умиротворения, которое нередко испытывают глубокие старики на пороге смерти. Позади у них осталась жизнь, полная тревог и печалей, и теперь в их сердце размеренно течет «родник успокоенной нежности».

Можно ли быть счастливым в этот период жизни? Брюсов убежден, что да, ведь в прошлом остались «дни недосказанных слов», а впереди ждут «мгновения в кроткой покорности слитых сердец», о которых мечтает каждый человек. Однако познать счастье умиротворения дано лишь единицам, да и то на пороге смерти, когда ценность жизни предстает в несколько ином свете.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Ивана Бунина «Потомки пророка»
  • Анализ стихотворения Ивана Бунина «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора»

Ранняя осень

Ранняя осень любви умирающей.

Тайно люблю золотые цвета

Осени ранней, любви умирающей.

Ветви прозрачны, аллея пуста,

В сини бледнеющей, веющей, тающей

Странная тишь, красота, чистота.

Листья со вздохом, под ветром, их нежащим,

Тихо взлетают и катятся вдаль

(Думы о прошлом в видении нежащем).

Жить и не жить — хорошо и не жаль.

Острым серпом, безболезненно режущим,

Сжаты в душе и восторг и печаль.

Ясное солнце — без прежней мятежности,

Дождь — словно капли струящихся рос

(Томные ласки без прежней мятежности),

Запах в садах доцветающих роз.

В сердце родник успокоенной нежности,

Счастье — без ревности, страсть — без угроз.

Здравствуйте, дни голубые, осенние,

Золото лип и осин багрянец!

Здравствуйте, дни пред разлукой, осенние!

Бледный — над яркими днями — венец!

Дни недосказанных слов и мгновения

В кроткой покорности слитых сердец!

  1. Ранняя осень