Группу создал в 1994 году продюсер Игорь Матвиенко. Первоначально у коллектива не было названия. Только спустя полгода появилось окончательное – "Иванушки International". Концептуально Игорь Матвиенко хотел в своем новом проекте совместить лучшие традиции русской народной музыки, советской эстрады и популярные зарубежные танцевальные стили (диско, транс и др.). Первыми солистами группы были Андрей Григорьев-Аполлонов, Игорь Сорин и Кирилл Андреев.

ПО ТЕМЕ

Самым ярким (по внешности) был именно Андрей Григорьев-Аполлонов . Рыжий, высокий, пластичный, он пел речитативом благодаря своему низкому голосу. В свое время Андрей окончил музыкальную школу, а по профессии (учитель младших классов) проработал всего несколько месяцев. Он является мастером спорта по настольному теннису.

Однако большинство поклонниц группы сходили с ума по Кириллу Андрееву . И неудивительно, после армии он работал моделью у Славы Зайцева и занимался кикбоксингом. Именно благодаря работе модели артист стал популярным певцом. Работая у Зайцева, Андреев познакомился с популярной исполнительницей Натальей Ветлицкой, которая и привела Кирилла к продюсеру Игорю Матвиенко. Мало кто знает, что, несмотря на работу в "Иванушках", с 2003 года Андреев выступает и сольно, исполняя программу из десяти песен.

Между тем в 1997 году трио стало квартетом: к команде присоединился Олег Яковлев . Отметим, что тот играл в театре, причем Армен Джигарханян не хотел с ним расставаться категорически. В следующем году Игорь Сорин решает уйти из группы и заняться сольной карьерой. Однако в сентябре артист внезапно кончает жизнь самоубийством: он выбрасывается с балкона шестого этажа. Тем не менее врачам удается откачать Сорина и ему проводят операцию, однако сердце Игоря не выдержало.

В прессе долго муссировалась гибель певца. Ходило множество слухов, начиная с того, что он перебрал с наркотиками, и заканчивая версией о непредумышленном убийстве. Интересно, что с детства Сорин видел себя в кинематографе. Ему не раз приходилось озвучивать фильмы, где играли и пели другие мальчики. В частности, в 1983 в фильме "Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные", именно Игорь Сорин озвучивал Егора Дружинина , исполнителя роли Васечкина.

С появлением в коллективе Олега Яковлева группа стала выглядеть иначе, но популярности от этого меньше не стало. У команды вышла песня "Тополиный пух", которая буквально взорвала чарты . Многие удивлялись тексту, мол, какой может быть тополиный пух в июле, однако автор песни Михаил Андреев объяснил, что видел такое в Томске. В 1999 году группа выпустила диск "Фрагменты из жизни", посвященный памяти Игоря Сорина.

Во второй половине 2000-х популярность "Иванушек International" стала стремительно падать. Музыкальные критики заговорили о творческом кризисе Игоря Матвиенко, у которого перестали писаться хиты. Из песен группы, вышедших в 2006-2007 годах, ни одна не смогла повторить успех предыдущих. Наиболее известная композиция тех лет – "Ирония судьбы" на музыку из фильма "Ирония судьбы. Продолжение". После 2007 года группа несколько лет не выпускала новые песни. В 2010-м коллектив устроил концерт, посвященный своему 15-летнию. В 2013 году группу решил покинуть Олег Яковлев, чтобы заняться сольной карьерой. На его место пришел Кирилл Туриченко . Артист получил широкую известность на родине – на Украине, успев сыграть в мюзиклах и театре. Теперь же, благодаря "Иванушкам", он стал популярен и в России.

ВИДЕО: группе Иванушки International 20 лет

В этом году исполняется 20 лет созданию популярной группы Иванушки International.

Группе Иванушки International - 20 лет!

Коллектив, основанный в 1995 году продюсером Игорем Матвиенко, начинал с тура по московским школам. А через год о группе уже знала вся Россия и республики СНГ.

Состав группы претерпевал изменения, но неизменными ее участниками были Андрей Григорьев-Аполлонов и Кирилл Андреев .

В программе Андрея Малахова "Пусть говорят", посвященной юбилею группы, Андрей Григорьев-Аполлонов рассказал, как начинал свою карьеру в шоубизнесе на подиуме - работал моделью. Также показал свою семью.

Кроме того, на программе побывала первая женщина Андрея, с которой они были знакомы в школе и которая была старше его на 5 лет.

Андрей Григорьев-Аполлонов на подиуме - начало 90-х

Андрей Григорьев-Аполлонов с семьей

Андрей Григорьев-Аполлонов и Кирилл Андреев вспомнили о безвременно ушедшем из жизни бывшем солисте Иванушки International Игоре Сорине .

На ток-шоу "Пусть говорят" Игорь Матвиенко вспомнил, как пришла идея создать группу Иванушки International и по какому принципу происходил отбор участников.

Иванушки International с Игорем Матвиенко

Кирилл Андреев поведал историю о том, как попала в секту его жена.

В программе Андрея Малахова Иванушки рассказали куда делся , в свое время сменивший Игоря Сорина.

Участники группы вспомнили, как все начиналось и какие песни обеспечили успех Иванушкам.

Также они подробно рассказали о новом участнике коллектива Кирилле Туриченко - он известен многим по популярным украинским телевизионным проектам.

На передаче прозвучало много известных песен группы Иванушки International.

Братцы Иванушки - "Пусть говорят" (19.11.2015)

«Иванушки International» - российская музыкальная группа, основанная в 1995 году продюсером Игорем Матвиенко.

До группы Андрей Григорьев-Аполлонов и Кирилл Андреев работали моделями: Андрей - в Сочинском театре мод, а Кирилл - в Театре мод Славы Зайцева.

Оба снимались в видеоклипах: у Кирилла были роли в видео «Мальчик мой» Светланы Владимирской и «I’m Lost Without You» Лаймы Вайкуле, а Андрей появился на экране в качестве участника массовки в клипе группы «Любэ» на песню «Не валяй дурака, Америка».

На съёмках этого клипа, в 1992 году, Андрей и познакомился с будущим продюсером и композитором «Иванушек International» Игорем Матвиенко, однако Игорь Игоревич взял Андрея в группу гораздо позже - в 1995 году, после того как увидел его в Сочинском театре мод и понял, что Андрей - лидер коллектива театра.

Первый концерт группы прошёл в Москве, в доме на Трёхгорном валу. В тот период коллектив по инициативе Игоря Матвиенко неоднократно выступал в московских школах бесплатно.

Первоначально у группы не было своего названия, и они выступали под различными псевдонимами («Союз-Аполлон» и др.). Только спустя полгода появилось окончательное название «Иванушки International». Концептуально Игорь Матвиенко хотел в своем новом проекте совместить лучшие традиции русской народной музыки, советской эстрады и популярные зарубежные танцевальные стили (диско, транс и др.). Эта концепция отразилась на названии коллектива.

В 1996 году Иванушки выпустили свой первый студийный альбом «Конечно он».

Весь альбом, за исключением песни «Подсолнух», был записан в тон-студии «Мосфильма». Участники группы распевались в туалете неподалёку от студии, где, по словам Андрея Григорьева-Аполлонова, «великолепная акустика». В него вошли три кавер-версии песен групп и исполнителей конца 80-х («Вселенная», первоначально исполнена Александром Ивановым и группой «Рондо», «Этажи» и «Малина» исполнены Олегом Кацурой и группой «Класс»). Также в альбом вошли песни, на слова участника группы - Игоря Сорина. Песни «Где-то» и «Подсолнух». В песне «Тучи», текст которой написал Александр Шаганов, изначально была другая музыка, а исполнять песню должен был Юрий Шатунов. Видеоклип на песню в исполнении «Иванушек International» был снят в 1996 году на недостроенной питерской дамбе.

В конце 1997 года группа выпускает свой следующий альбом «Конечно он remix». Создателями ремиксов выступили саунд-дизайнер и сопродюсер коллектива Игорь Полонский, клавишник группы «Моральный Кодекс» Константин Смирнов и Dj Максим Милютенко. Кроме ремиксов на уже существующие песни, «Иванушки» выпустили также будущий свой хит - песню «Кукла» (в клипе на эту песню снимались сразу 4 солиста - Андрей Григорьев-Аполлонов, Кирилл Андреев, Игорь Сорин и Олег Яковлев) и кавер-версию песни группы «Любэ» «Дуся агрегат».

Во второй номерной альбом «Твои письма», релиз которого состоялся 15 ноября 1997 года, вошло 11 песен.

Как и в первых двух альбомах, в третьем не обошлось без кавер-версий хитов прошлых лет («Алешкина любовь», «Младшая сестренка», «Девчонка-девчоночка»). Кроме музыкальных треков, в альбом вошло звуковое письмо от участников группы.

В марте 1998 года в составе группы происходят изменения. Её покидает Игорь Сорин, решивший заняться сольной карьерой. Его место окончательно занимает Олег Яковлев. Дебют Олега Яковлева состоялся в клипе «Кукла».

Судьба Сорина сложилась трагически - 1 сентября в 1998 году по версии сотрудников милиции Игорь выпал с балкона 6-го этажа. 4 сентября его не стало.

В 1998 году у Иванушек выходит песня «Тополиный пух».

Летом 1998 года клип на эту песню широко ротировался в эфире русских каналов, а песня заняла первое место в чарте «Русского радио».

В 1999 году вышел диск «Фрагменты из жизни», посвящённый памяти Игоря Сорина. В этом альбоме - уникальные записи: стихи Игоря в его исполнении, его первые песни, записанные до того, как он стал «Иванушкой». Также в диск вошли песни Иванушек на стихи Игоря Сорина и их новая, нигде ранее не публиковавшаяся, песня, посвященная Игорю Сорину - «Я тебя никогда не забуду».

В апреле 1999 года группа «Иванушки International» выпустила свой новый, третий по счету номерной альбом «Об этом я буду кричать всю ночь» - именно так называется заглавная песня диска, которую исполняет самый ярко-рыжеволосый «Иванушка» - Андрей Григорьев-Аполлонов.

Это - первый альбом, в котором Олег Яковлев принимал участие в качестве полноправного солиста. Работа над диском велась с августа по ноябрь 1998 года в студии Продюсерского центра Игоря Матвиенко, сведение и мастеринг были осуществлены в звукозаписывающей студии киноконцерна «Мосфильм».

Следующим альбомом «Иванушек» стал диск «Подожди меня», за ним последовал «Олег, Андрей, Кирилл», вышедший в 2002 году. В него вошли такие хиты группы, как «Золотые облака», «Безнадёга.ру», «Капелька света».

Альбом «10 лет во Вселенной», вышедший в 2005 году, состоит из четырёх новых хитов («Букет сирени», «Билетик в кино», «Я люблю», «За Горизонт», ремейка «Я спросил у ясеня», песен прошлых лет, каверов песен «Иванушек», записанных другими исполнителями («Фабрика», «Корни», «КуБа» и др) и ремикса на песню «Тополиный Пух» от проекта Vengerov&Fedoroff.

В 2007 году, когда проведение зимних Олимпийских игр 2014 года было поручено Сочи, «Иванушки» приняли участие в гала-концерте на Театральной площади Сочи, где велась прямая трансляция с голосования членов Международного олимпийского комитета. После объявления результатов голосования группа вместе с другими российскими эстрадными исполнителями исполнила гимн новой олимпийской столицы.

Во второй половине 2000-х популярность «Иванушек International» стала стремительно падать. Музыкальные критики заговорили о творческом кризисе Игоря Матвиенко, у которого перестали писаться хиты. Из песен «Иванушек», вышедших в 2006-2007 году, ни одна не смогла повторить успех предыдущих хитов. Наиболее известная композиция этих лет - «Ирония судьбы» на музыку из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром».

После 2007 года группа на несколько лет перестала выпускать новые песни.

В 2008 году Кирилл Андреев участвовал в шоу «Цирк со звёздами». В марте 2008 года он, готовя номер иллюзии для шоу, неудачно упал на репетиции, сломал руку и был вынужден покинуть шоу, но прекращать выступления в группе не собирался даже на то время, пока носил гипс.

13 ноября 2010 года Иванушки Интернешенал собрались вместе в CROCUS CITY HALL в честь 15-летия группы.

19 ноября 2010 года Первый канал показал выпуск шоу «ДОстояние РЕспублики», посвящённый Игорю Матвиенко. В программе прозвучали 10 песен композитора, в том числе четыре песни из репертуара «Иванушек». Сами «Иванушки» спели «Тополиный пух».

Костюмер группы - Юлия Григорьева-Аполлонова, старшая сестра Андрея. О ней в среде поклонников «Иванушек» ходило много слухов (её считали гримёром, администратором, любовницей одного из участников).

В феврале 2013 года Олег Яковлев объявил об уходе из группы, планируя реализоваться сольно. Его сменил Кирилл Туриченко.

Зимой 2014 года Кирилл Андреев стал факелоносцем эстафеты олимпийского огня в Саратове, а Андрей Григорьев-Аполлонов в Сочи.

Текущий состав группы Иванушки International:

Андрей Григорьев-Аполлонов - вокал (с 1995)
Кирилл Андреев - вокал (с 1995)
Кирилл Туриченко - вокал (с 2013)

Бывшие участники группы Иванушки International:

Игорь Сорин - вокал (1995-1998) †
Олег Яковлев - вокал (1998-2013).

Страна Жанр Состав Бывшие участники www.matvey.ru

Иванушки International - российская музыкальная группа, основанная в 1994 году продюсером Игорем Матвиенко .

Состав

О группе

Официальной датой основания коллектива считается 10 ноября года. Первоначально у группы не было своего названия и они выступали под различными псевдонимами («Союз-Аполлон» и др.). Только спустя полгода появилось окончательное название «Иванушки International». Концептуально Игорь Матвиенко хотел в своем новом проекте совместить лучшие традиции русской народной музыки, советской эстрады и популярные зарубежные танцевальные стили (диско, транс и др.) Эта концепция отразилась на названии коллектива. В году Иванушки выпустили свой первый студийный альбом «Конечно Он». В него вошли три кавер-версии песен групп и исполнителей конца 80-х («Вселенная», первоначально исполнена Александром Ивановым и ВИА «Рондо», «Этажи» и «Малина» исполнены группой «Класс»). Кроме этого, в альбом вошли и другие песни, позднее ставшие культовыми («Тучи», «Колечко», «Где-то»).

Это - первый альбом, в котором Олег Яковлев принимал участие в качестве полноправного солиста. Работа над диском велась с августа по ноябрь прошлого года в студии Продюсерского центра Игоря Матвиенко, сведение и мастеринг было осуществлено в звукозаписывающей студии киноконцерна «Мосфильм».

В альбом «Об этом я буду кричать всю ночь» вошли десять новых песен, среди которых есть и уже известные композиции - «Тополиный пух», заполонивший эфиры музыкальных радиостанций и телеканалов в конце лета года, и песня «Рядом ты», вошедшая в альбом «Фрагменты жизни» памяти Игоря Сорина под названием «Я тебя никогда не забуду».

Помимо постоянных поэтов-песенников «Иванушек» - Александра Шаганова и Михаила Андреева , песни для нового альбома написали Константин Арсенев и Герман Витке, ранее уже приложивший перо к песне «Миллионы огней» для дебютного альбома команды.

Сама пластинка, помимо музыкального наполнения, впервые включает в себя и мультимедийный трек, на котором записаны клип «Снегири» и мини-фильм о съёмках этого клипа, а также фрагменты концертных выступлений. Тираж этого варианта альбома ограничен.

Следующим альбомом «Иванушек» стал диск «Подожди меня», за ним последовал «Олег, Андрей, Кирилл», вышедший в . В него вошли такие хиты группы, как «Золотые облака», «Безнадега.ру», «Капелька света». Этот альбом был последним коммерчески успешным проектом группы на время написания данной статьи. Последний альбом группы «10 лет во Вселенной», вышедший в году, состоит полностью из песен прошлых лет, каверов песен «Иванушек», исполненных другими исполнителями («Фабрика », «Корни », «КуБа » и др), и ремикса на песню «Тополиный Пух» от проекта Vengerov&Fedoroff. Вышедшая в году песня «Иволга» так и осталась незамеченной.

Альбомы

  • 1996 Конечно он
  • 1997 Конечно он (Remix)
  • 1997 Твои письма
  • 1999 Памяти Игоря Сорина «Фрагменты из жизни»
  • 2000 Ivanushki.Best.Ru - неофициальный альбом
  • 2000 Подожди меня…
  • 2001 Иванушки в Москве. Диск 1
  • 2001 Иванушки в Москве. Диск 2
  • 2005 10 лет во вселенной
  • 2008 Вся история Иванушек (в трёх DVD)

Ссылки

  • Иванушки International на infinitiv.ru

Wikimedia Foundation . 2010 .

September 29th, 2013

Прочитал мемуары М.П. Шрейдера "НКВД изнутри. Записки чекиста". Впечатлился сильно. Это не вопли либеральной интеллигенции про миллионы расстреляных лично Сталиным, это воспоминания достаточно высокопоставленного сотрудника НКВД, который сам угодил под репрессии, прошел допросы и пытки, чудом выжил и потом смог обо всем рассказать. Там нет аморфных "миллионов замученных", там то, что человек прочувствовал в буквальном смысле на себе, описание происходящего, которое было охарактеризовано автором как "мясорубка", перемоловшая жизни и судьбы тысяч людей. Которые были в то время активом и цветом нации, имевшие неосторожность приподняться над общей массой и потому срубленные репрессиями, смысла которых они даже не в силах были понять.

Некоторые особенно интересные цитаты из книги:
***
По возвращении Владимир Андреевич рассказывал своему заместителю Н.И. Добродицкому и мне о том, как Ежов проводил совещание. Свою речь на совещании он начал примерно следующими словами:

Вы не смотрите, что я маленького роста. Руки у меня крепкие - сталинские. - При этом он протянул вперед обе руки, как бы демонстрируя их сидящим. - У меня хватит сил и энергии, чтобы покончить со всеми троцкистами, зиновьевцами, бухаринцами и прочими террористами, - угрожающе сжал он кулаки. Затем, подозрительно вглядываясь в лица присутствующих, продолжал: - И в первую очередь мы должны очистить наши органы от вражеских элементов, которые, по имеющимся у меня сведениям, смазывают борьбу с врагами народа на местах.

Сделав выразительную паузу, он с угрозой закончил:

Предупреждаю, что буду сажать и расстреливать всех, не взирая на чины и ранги, кто посмеет тормозить дело борьбы с врагами народа.

После этого Ежов стал называть приблизительные цифры предполагаемого наличия «врагов народа» по краям и областям, которые подлежат аресту и уничтожению. (Это была первая наметка спускаемых впоследствии - с середины 1937 года - официальных лимитов в определенных цифрах на каждую область.)

Услышав эти цифры, рассказывал Стырне, все присутствующие так и обмерли. На совещании присутствовали в большинстве старые опытные чекисты, располагавшие прекрасной агентурой и отлично знавшие действительное положение вещей. Они не могли верить в реальность и какую-либо обоснованность названных цифр.

Вы никогда не должны забывать, - напомнил в конце своего выступления Ежов, - что я не только наркомвнудел, но и секретарь ЦК. Товарищ Сталин оказал мне доверие и предоставил все необходимые полномочия. Так что отсюда и сделайте для себя соответствующие выводы.

Когда Ежов закончил свое выступление, в зале воцарилась мертвая тишина. Все застыли на своих местах, не зная, как реагировать на подобные предложения и угрозы Ежова.
Вдруг со своего места встал полномочный представитель УНКВД Омской области, старейший контрразведчик, ученик Дзержинского и мужественный большевик Салынь

Заявляю со всей ответственностью, - спокойно и решительно сказал Салынь, - что в Омской области не имеется подобного количества врагов народа и троцкистов. И вообще считаю совершенно недопустимым заранее намечать количество людей, подлежащих аресту и расстрелу.

Вот первый враг, который сам себя выявил! - резко оборвав Салыня, крикнул Ежов. И тут же вызвал коменданта, приказав арестовать Салыня.
Остальные участники совещания были совершенно подавлены всем происшедшим, и более никто не посмел возразить Ежову.

***

Однажды в воскресный день на даче в Ломах (кажется, в начале ноября 1937 года), когда Радзивиловский (начальник управления НКВД по ивановской области) находился в командировке в Москве, «главный палач» его банды Саламатин, сильно выпив, начал приставать ко мне и, встав за моею спиной, стал в упор глядеть мне в затылок. (Шрейдер был ни много ни мало начальником ивановской милиции) . Когда же я потребовал, чтобы он оставил меня в покое, он с мрачной угрозой заявил:
- Вот посмотрим, как ты будешь себя вести, когда я тебя буду расстреливать.
- Прежде чем меня расстреляют, я сам пристрелю тебя как собаку! - вне себя крикнул я.
Викторов и Ряднов схватили Саламатина под руки и уволокли в соседнее помещение.

Органы НКВД были уже совершенно оторваны от партии и подчинялись только Сталину и Ежову. А на местах роль первой скрипки играли не секретари обкомов, райкомов и другие ответственные работники (которые, видя исчезающих одного за другим товарищей, сами трепетали, со дня на день ожидая ареста), а начальники республиканских, краевых и областных управлений НКВД, молодые и «талантливые» фальсификаторы, инквизиторы и палачи, выдвиженцы Ежова, а позднее - Берии, росчерком пера которых мог быть уничтожен любой человек в стране.

Постепенно я узнавал от своих подчиненных все новые и новые подробности о черных делах, творимых работниками Новосибирского УНКВД. В частности, о том, что Горбач распорядился арестовать и расстрелять как немецких шпионов чуть ли не всех бывших солдат и офицеров, которые в первую мировую войну находились в плену в Германии (а их в огромной в то время Новосибирской области насчитывалось около 25 тысяч). О страшных пытках и избиениях, которым подвергались арестованные во время следствия. Мне также рассказали, что бывший областной прокурор, который прибыл в УНКВД для проверки дел, был тут же арестован и покончил с собой, выпрыгнув в окно с пятого этажа.

Меня не столько удивляют аресты, - сказал я, - сколько признания бывших преданнейших старых большевиков в самых страшных преступлениях против партии. Ведь многие из этих старых революционеров в царской России не жалели своей жизни и шли на верную смерть во имя нашей правды, не сказав ни слова. Почему же они теперь не выносят избиений и признаются в не совершенных ими преступлениях? Или, может быть, я не прав и они действительно совершали эти преступления?

Чудак ты! - ответил Реденс. - В том-то и секрет, что до революции все мы боролись против царского самодержавия, а сейчас начать борьбу с Ежовым и выше стоящими людьми - это значит нанести удар в спину партии.

И все-таки я тогда еще никак не мог осмыслить всего этого. Не мог понять, какая сила заставляет старых, закаленных в царских тюрьмах и в подполье большевиков признаваться на открытых процессах (или на следствии) в несовершенных преступлениях.

(Много позднее я узнал на своем горьком опыте и из рассказов ряда товарищей по заключению, что не последнюю роль в тогдашнем «следствии» играло лживое заверение следователей в том, что, подписывая клевету на себя и своих сослуживцев и товарищей, арестованный, мол, «помогает» партии. И хотя-де сам он не виноват, но поскольку попал в организацию, где орудовали «враги народа» и террористы, то в интересах партии и лично товарища Сталина должен подписать ложные показания, чтобы помочь стране избавиться от «врагов, мешающих строительству социализма и коммунизма», и, главное, избавить себя от пыток, поскольку, мол, все уже предрешено и остальные сослуживцы, находящиеся под следствием, свои показания о вражеской деятельности уже подписали.

Впоследствии мне приходилось встречать нескольких коммунистов, которые, поддавшись на эту «удочку», подписывали заведомо клеветнические показания на себя. Конечно, не исключено, что немаловажную, если не основную роль тут играло желание избежать избиения и пыток, но тем не менее лично я уверен, что в отдельных случаях, когда следствие вели опытные работники, обладающие даром убеждения, этот метод мог иметь большое влияние. Но я никогда и нигде не читал ничего подобного в приказах и распоряжениях. Видимо, это было изобретение, передававшееся от одного следователя к другому устно, в порядке «повышения квалификации».)

Занятную фигуру представлял собою музыкант оркестра Большого театра. Это был культурный, очень добрый и душевный человек. Он рассказал нам, что всю жизнь ничем, кроме музыки и литературы, не интересовался и не занимался, был холостяком. У него была любимая женщина - артистка балета Большого театра. Никогда в жизни он не только не привлекался к ответственности, но даже ни разу не был в милиции. Единственный раз столкнулся с работниками милиции, когда в Москве ввели паспортный режим и работникам Большого театра вручали новые паспорта тут же, в помещении театра.

И вдруг его арестовывают и предъявляют обвинение, что он вместе с другими четырьмя музыкантами оркестра якобы подготавливал террористический акт против члена Политбюро ЦК ВКП(б) Косиора. На допросах он сначала все это отрицал, но потом не выдержал избиений и пыток и подписал «признание» о том, что хотел убить Косиора. После этого его оставили в покое и недели две не допрашивали, а затем снова вызвали на допрос, и какой-то большой начальник УГБ стал всячески оскорблять его и называть провокатором.

Если бы ты, сволочь, убил Косиора, мы бы тебя не только не посадили, а орденом наградили бы. Ведь Косиор оказался матерым шпионом, а ты хотел отделаться. Немедленно откажись от своих показаний и расскажи нам правду, как ты и твои дружки собирались убить товарищей Сталина и Ежова, когда они находились в ложе театра на одном из спектаклей.

Музыкант пришел в ужас и отказался писать такие показания. Тогда по звонку начальника явились четверо здоровенных парней с резиновыми дубинками и «обработали» его так, что он несколько раз терял сознание. Его допрос в тот раз продолжался почти сутки. Следователи менялись, а его, избитого, заставляли стоять в углу и требовали, чтобы он повторял за следователем: «Я - сволочь, я - враг, я хотел убить Сталина и Ежова». Наконец, не выдержав, он к утру подписал требуемые показания.

В Бутырской больнице находилось человек четырнадцать. Большинство лежали после сильных избиений, кто с переломанными ребрами, кто с отбитыми почками, легкими и другими внутренними органами. Несколько человек, как и я, лежали с диагнозом «дизентерия», но мне думается, что все мы страдали кровавым поносом не от дизентерии, а от страшных ударов в область желудка и кишечника.

Когда я пришел в себя, первым ко мне подошел один из немногих «ходячих» больных - бывший чекист (кажется, Бадмаев), по национальности монгол. Он рассказал свою историю. В группе, возглавляемой заместителем Ежова Фриновским, он выезжал в Улан-Батор, где было арестовано большое количество руководящих работников Монгольской партии труда, в том числе - несколько министров республики. Нетронутыми оставались Чойболсан и незначительная группа. С его слов, после вооруженного конфликта с Японией на Халкин-Голе НКВД представило в высшие руководящие органы материалы о том, что чуть ли не все члены правительства Монголии являются японскими шпионами. Большинство арестованных были доставлены в Москву, и Бадмаев участвовал при ведении следствия в качестве переводчика в Лефортовской тюрьме. На его глазах били и пытали монгольских руководящих партийных работников. Ежов на оперативном совещании отметил его хорошую работу, и вдруг неожиданно его арестовывают и обвиняют в шпионаже в пользу Японии и в тесной связи с арестованными «врагами народа» - монгольскими товарищами. (Видимо, его решили «убрать» как нежелательного свидетеля следствия.)

***
Среди подследственных в камере находились пятнадцатилетние ребята, один из которых, кажется, по фамилии Зархи, был сыном работника газеты «Известия». Его обвиняли в том, что он состоял в группе ребят, сформировавших организацию «Месть за отцов». Они от руки писали какие-то листовки, призывающие к борьбе с беззакониями, арестами и пытками. Возглавлял эту группу шестнадцатилетний юноша без ноги, с которым я позднее встретился в другой камере.

Вспоминая о них теперь, я должен признаться, что они являлись подлинными борцами против произвола и беззакония и держались в тюрьме довольно мужественно.
Они могли послужить хорошим примером для многих из нас.

***
Как-то дверь камеры отворилась, и в нее вошел человек средних лет в военной форме. Оглядевшись, он представился:
- Бывший заместитель легендарного командира Чапаева - Кутяков, ныне фашистская б…, он с отчаянием снял и бросил об пол свою шапку.

В разных камерах, где мне приходилось быть, сидели и немцы. Некоторые из них были явными фашистами, а некоторые - коммунистами. Между ними почти ежедневно происходили стычки, доходившие до драк. Немцы-фашисты злорадствовали, что немцы-коммунисты сидят в советской тюрьме, и радовались, что они скоро поедут к себе, в фатерланд. К немцам-фашистам в тюрьму приходили представители немецкого посольства и вызывали их поочередно на свидания, после чего следователь объявил им, что все они вскоре будут вывезены в Германию.

К немцам-коммунистам представитель посольства не приходил. Они без конца писали письма на имя Сталина, доказывая свою невиновность. Однажды следователь сообщил им, что все они тоже будут высланы в Германию. Тогда немцы-коммунисты пришли в ужас и снова начали спешно писать заявления Сталину, умоляя лучше расстрелять их здесь, но только не высылать в гитлеровскую Германию.

Как я уже упоминал, во времена Ежова в камерах не было почти никакого медицинского обслуживания. Из камер выволакивали только тех, кто в полном смысле слова умирал. Никакие жалобы ни на какие боли во внимание не принимались.

Теперь же Берия, видимо, желая на первых порах создать себе некую популярность, распорядился улучшить обслуживание арестованных. Ежедневно производился обход камер фельдшерицами. Открывалась форточка камерной двери, и вахтер спрашивал: «Есть больные? Подходи!» И в камере выстраивалась очередь желающих обратиться за медицинской помощью. Одни жаловались на головные боли. Этим фельдшерица собственноручно совала таблетку в рот и давала запить водой. (На руки таблетки на выдавались.) В камеру фельдшерица никогда не входила. Больных с высокой температурой и другими тяжелыми заболеваниями вахтеры выводили в коридор, где производился осмотр возле столика вахтера.

Когда жаловались на обострение геморроя, фельдшерица просила показать им геморрой. Тогда больной снимал штаны, а двое или трое заключенных приподнимали его так, чтобы голый зад находился прямо напротив форточки. Фельдшерица тут же оказывала «экстренную помощь», а именно: смазывала больное место йодом, от чего страдающий геморроем выл от нестерпимой боли.

Как вам не стыдно, Кононов, обвинять в шпионаже меня? - обратился я к нему. - Вы же были моим под чиненным почти четыре года. Разве вы когда-либо замечали мое антисоветское или антипартийное поведение? Вы же много раз одним из первых мне аплодировали. Я по мню, как однажды я встретил вас в управлении в нетрезвом виде и приказал Фролову посадить вас на трое суток. Не по этой ли причине вы так стараетесь изощряться в издевательствах надо мною? И, кстати, не за битье ли нашего брата вы получили значок «Почетный чекист»?

Ах ты, фашистская гадина! - заорал мой бывший подчиненный. - Тебе не видать должности полицмейстера, которую обещал тебе Гитлер!
От такой чуши я остолбенел.
- Неужели ты не знаешь, Кононов, - попытался разъяснить ему я, - что Гитлер истребляет евреев и изгнал их всех из Германии? Как же он может меня, еврея, назначить полицмейстером?

Какой ты еврей? - к моему удивлению, изрек этот болван. - Нам известно, что ты - немец и что по заданию немецкой разведки несколько лет тому назад тебе сделали для маскировки обрезание.
Несмотря на всю горечь моего положения, я рассмеялся. За смех этот, естественно, тут же пришлось платить.
- Ты, фашистская б…, еще смеяться над нами будешь, - приговаривал Кононов, ударяя меня.