Шлепок или подзатыльник – и все замерло внутри.

Неужели я это сделала? Как это случилось? Почему это происходит с нами? У меня не получается быть хорошей мамой? Я вообще смогу когда-нибудь стать спокойной?

Эмоции накрывают океанской волной. Вина. Бессилие. Боль.

Сердце бьется, слезы на подходе, паника.

Спокойствие, только спокойствие! Дело-то житейское

Да, это не очень полезно ребенку. И, скорее всего, вредно. Но «это» уже произошло. Или происходит регулярно. Не все психологи смогут назвать «это» насилием. Столько боли и мучений самой мамы кроется за «этим», что сказать «насилие» - означает добавить вины, страха и паники.

Мамы, такое случается. И часть нашей сложной материнской работы – проживать «это» и искать способы изменить ситуацию.

Вы знаете, что за случайными шлепками и срывами стоит много причин: кого-то родители в детстве воспитывали ремнем, кого-то били или обижали в моменты несдерживаемого гнева, кто-то пережил сексуальное насилие или нападение. Но сейчас не об этом, а о срочной коррекции ситуации.

Скорая помощь маме

Помните, в самолетах стюардессы объявляют «Сначала наденьте кислородную маску себе, потом – ребенку»? Случайный удар - это такая же экстренная ситуация, срочная помощь в ней нужна обоим – и маме, и ребенку.

Но помочь ребенку, когда у самой в голове все кругом и руки дрожат, не получится.

Если это происходит прямо сейчас, есть несколько вариантов действий.

1. Ребенок, скорее всего, плачет, злится или очень обижен, и если вы можете обнять его, прижать к себе – просто сделайте это. Молча. Поплачьте сами, если нужно. Обнимитесь и без слов побудьте так. Что-то говорить сейчас – лишнее. У вас обоих много эмоций. Проживите их вместе, обнявшись - так безопаснее.

2. Если вы все еще в эмоциональном накале, и есть опасность другого крика или шлепка – найдите возможность уединиться на время. Хотя бы на одну минутку!

3. Итак, у вас есть минута, чтобы «надеть кислородную маску себе», а потом вернуться к сыну или дочери. Но сейчас нужно быстро разрядиться, выплеснуть эмоции. Что вам хочется? Кричать? Драться руками? Ногами? Сделайте хоть что-то – сожмите зубы, кулаки, помашите руками как боксер, потопайте, покричите, порычите! Побейте подушку, разбейте тарелку, пошумите пластиковыми бутылками! Это, возможно, странные действия – но они все гораздо экологичнее шлепков, поверьте. И, вероятно, вас не отпустит за эту минуту полностью – сейчас важно принять экстренные меры. Позднее нужно выделить время на обдумывание всей ситуации, но это потом.

4. Полегчало хоть немного? Теперь выдохните и помогите ребенку. Есть много разных способов, но если прямо сейчас вы не знаете, как лучше помочь – просто обнимите его и успокойте. Займитесь ненадолго вместе чем-то приятным для вас обоих. Восстановите безопасный контакт.

Как жить дальше?

С вами произошел неприятный инцидент, но это не конец жизни. Теперь важно проанализировать ситуацию и принять меры на будущее.

1. Очень важно назвать ваши чувства. Что это было? Гнев? Бессилие? Отчаяние?

Хорошо помогает дневник. Запишите все, что чувствуете, обдумайте.


2. Ищите то, что стоит ЗА срывом. Скорее всего, это история из прошлого в сочетании с переутомлением или стрессом. Вот здесь может понадобиться помощь психолога – особенно, если подобные ситуации повторяются регулярно. Что-то сложное происходит – так позвольте себе обратиться за помощью и разобраться.

3. Если в вашей семье приняты разговоры по душам – объясните ребенку, что с вами произошло. Расскажите, что вы устали, не сдержались, и вообще-то так делать не очень хорошо. Извинитесь. Так вы восстановите свой авторитет и доверие. Если вам трудно говорить такие вещи и извиняться – хорошо бы подумать, почему, и как поступать, если этот способ восстановления контакта вам пока недоступен.

4. Придумайте и запишите в блокноте план экстренных действий, если вдруг «это» снова произойдет. Подготовьтесь. Может, держать под рукой боксерские перчатки, чтобы выдать передозировку эмоций стене в коридоре? Может, носить в сумочке антистрессовый мячик? Четкая последовательность действий помогает уже только по той причине, что ситуация становится более контролируемой. И тогда бессилия в душе немножко меньше.

Теперь вы знаете, что делать в экстренной ситуации. Но если вы хотите серьезно изменить эту часть отношений с ребенком, нужна долговременная стратегия. Найдите книги, статьи, специалистов – все, что поможет вам более глубоко погрузиться в проблему, понять ее истоки, построить новую модель поведения и взаимодействия в вашей семье.

Что ж, это лучше, чем не читать совсем! Но только надо становиться и знатоком таких книг: уметь отличать лучшие от худших, выделять любимого автора, разбираться в книгах со знанием дела. В каждой отрасли литературы твоя классика. Если вы любите фантастику, но не читали Жюля Верна, Лема, Ефремова или братьев Стругацких и не выделяете их книг, то какой же вы знаток?

Быть знатоком в чём-нибудь - большая радость. Кто найдёт способ, как стать знатоком, кто сумеет рассказать, как он постепенно стал знатоком, какие книги читал, тот принесёт большую пользу для всех последователей идеи учения с увлечением. Ждём научных сообщений!

И ещё один опыт, очень тонкий. У каждого из нас есть друзья, которые не очень любят читать. Можно поставить перед собой такую задачу: хоть одного человека заразить любовью к чтению! Как это сделать - трудно сказать, общих рецептов нет, и учёные этой проблемы ещё не изучали. Значит, надо найти собственные пути, проявить собственную хитрость… Зато появится друг, с которым можно будет обмениваться книгами и разговаривать о книгах. Жизнь станет куда интересней!

А теперь, поскольку это последняя серия опытов и книга подходит к концу, несколько совсем серьёзных слов.

Вся жизнь, окружающая нас, настраивает на учение, заставляет учиться и зовёт учиться. Но, как всегда бывает, есть и такое, что отталкивает от учения. Например, в классе может сложиться общее плохое отношение к урокам, насмешливое, легкомысленное, и человек поддаётся этому настроению. Он хочет быть, «как все». Некоторых ребят отталкивает от учения именно то, что родители заставляют их учиться, а им, ребятам, не хочется выглядеть «пай-мальчиками» и «пай-девочками», они хотят быть «самостоятельными» и оттого перестают учиться. Бывает, что кто-то внушает нам: «А зачем учиться? Я не учился, а живу хорошо». Наконец, некоторые ребята настолько не справляются с учением, что отчаиваются, бросают попытки вырваться из всех «заколдованных кругов» школы и при этом, естественно, уговаривают себя: «Ничего, и так проживу».

Словом, существует немало влияний, которые мешают нам учиться.

Первое, что надо сделать, - освободиться, совсем освободиться от всего, что мешает учиться, от всех этих влияний и собственных предрассудков. Поддаваться таким внушениям, от кого бы они ни исходили, значит попадать в худшее рабство, какое только можно себе представить, становиться несвободным, зависимым человеком.

У Чехова, в замечательной его повести «Степь», рассказывается о маленьком мальчике, которого отправляют в город учиться. В дороге ему встретился старый крестьянин Пантелей…

«- Ты куда же едешь? - спросил он, притопывая ногами.

Учиться, - ответил Егорушка.

Учиться? Ага… Ну, помогай царица небесная. Так. Ум хорошо, а два лучше. Одному человеку бог один ум даёт, а другому два ума, а иному и три… Иному три, это верно… Один ум, с каким мать родила, другой от учения, а третий от хорошей жизни. Так вот, братуша, хорошо, ежели у которого человека три ума».

Хорошо…

Один ум нам дан от природы; хорошую жизнь - и ум вместе с нею - мы добываем вместе, общими стараниями, для всего народа. А ум от учения каждому приходится добывать самому, в нелёгкой работе, много лет подряд, преодолевая трудности, побеждая неприятности… Что ж! Двадцать пять веков назад сказал это один из мудрейших писателей мира, Софокл:

И в минувшем, и в грядущем

Лишь один закон всесилен:

Не проходит безмятежно

Человеческая жизнь.

Не проходит безмятежно человеческая жизнь…

Но не побоимся рядом с этими вечными строками поставить письмо маленького мальчика из Красноярска, пусть оно и закончит книгу:

«Я Шакиров Вадим. Самый хороший предмет у меня русский язык. Плохого предмета у меня нет. Я по всем предметам учусь хорошо.

Послесловие

Посмотрите на эти рожицы.

Быть знатоком в чем-нибудь - большая радость. Кто най­дет способ, как стать знатоком, кто сумеет рассказать, как он постепенно стал знатоком, какие книги читал, тот принесет большую пользу для всех последователей идеи учения с увлечением. Ждем научных сообщений!

И еще один опыт, очень тонкий. У каждого из нас есть друзья, которые не очень любят читать. Можно поставить перед собой такую задачу: хоть одного человека заразить любовью к чтению! Как это сделать - трудно сказать, об­щих рецептов нет, и ученые этой проблемы еще не изучали. Значит, надо найти собственные пути, проявить собственную хитрость… Зато появится друг, с которым можно будет обме­ниваться книгами и разговаривать о книгах. Жизнь станет ку­да интересней!

А теперь, поскольку это последняя серия опытов и книга подходит к концу, несколько совсем серьезных слов.

Вся жизнь, окружающая нас, настраивает на учение, за­ставляет учиться и зовет учиться. Но, как всегда бывает, есть и такое, что отталкивает от учения. Например, в классе мо­жет сложиться общее плохое отношение к урокам, насмеш­ливое, легкомысленное, и человек поддается этому настрое­нию. Он хочет быть, «как все». Некоторых ребят отталкивает от учения именно то, что родители заставляют их учиться, а им, ребятам, не хочется выглядеть «пай-мальчиками» и «пай-девочками», они хотят быть «самостоятельными» и оттого пе­рестают учиться. Бывает, что кто-то внушает нам: «А зачем учиться? Я не учился, а живу хорошо». Наконец, некоторые ребята настолько не справляются с учением, что отчаиваются, бросают попытки вырваться из всех «заколдованных кругов» школы и при этом, естественно, уговаривают себя: «Ничего, и так проживу».

Словом, существует немало влияний, которые мешают нам учиться.

Первое, что надо сделать, - освободиться, совсем осво­бодиться от всего, что мешает учиться, от всех этих влияний и собственных предрассудков. Поддаваться таким внушениям, от кого бы они ни исходили, значит попадать в худшее раб­ство, какое только можно себе представить, становиться не­свободным, зависимым человеком.

У Чехова, в замечательной его повести «Степь», рассказы­вается о маленьком мальчике, которого отправляют в город учиться. В дороге ему встретился старый крестьянин Пантелей…

«- Ты куда же едешь? - спросил он, притопывая но­гами.

Учиться, - ответил Егорушка.

Учиться? Ага… Ну, помогай царица небесная. Так. Ум хорошо, а два лучше. Одному человеку бог один ум дает, а другому два ума, а иному и три… Иному три, это верно… Один ум, с каким мать родила, другой от учения, а третий от хорошей жизни. Так вот, братуша, хорошо, ежели у кото­рого человека три ума».