21 августа 1963 года в небе над Ленинградом произошла катастрофа Ту-124. Так случилось, что воздушному судну пришлось вынужденно приземлиться на Неву. Во всем мире таких приводнений произошло 11 случаев, а данный – один из четырех, который обошелся без жертв.

Маршрут «Таллин – Москва» 21 августа 1963 год. Из аэропорта «Юлемисте» в 8 часов 55 минут вылетел новый пассажирский самолет Ту-124 авиакомпании «Аэрофлот» и взял курс на аэропорт Внуково.

Прошло уже какое-то время после взлета, когда экипаж корабля заметил, что передняя опора шасси не на месте, ее заклинило. В Таллине посадка была невыполнима из-за сильной туманности, а ближайший аэропорт только в Ленинграде в аэропорту Шоссейная (в настоящее время Пулково). Диспетчеры решили не отправлять самолет в Москву. Ту-124 на малой высоте полетел до Ленинграда. К приему самолета были готовы все экстренные службы аэропорта Шоссейная.

Ту-124 авиакомпании «Аэрофлот», аналогичный участвовавшему в происшествии

Прибыли пожарная машина и скорая помощь, так как воздушное судно должно было приземлиться на грунтовую полосу, «на брюхо». Все дело в том, что аварийную посадку с неисправным шасси можно посадить только на специальной вспаханной, грунтовой полосе. Только так можно избежать взрыва и возгорания от искр при приземлении. Вот такая полоса была в городе - на Неве.

В 11 часов самолет подлетел к Ленинграду и кружил над городом на высоте 500 метров, чтобы истратить больше топлива. Если при приземлении вдруг случится пожар, то малое количество горючего уменьшит вероятность его при посадке. Специалисты аэропорта попросили в очередной круг пролететь прямо над аэродромом, чтобы с земли рассмотреть, а что же все-таки произошло. Так они подтвердили предположение экипажа. А такая малая высота тоже была выбрана для большей безопасности пассажиров и экипажа, да и топливо быстрее тратится. Все время полета бортмеханик пытался изо всех сил как-то извлечь, выпустить шасси при помощи шеста, через пробитое отверстие в полу кабины. Но никакие усилия не увенчались успехом.

В 12 часов 10 минут самолет совершал восьмой круг, до аэропорта 21 километр, по показаниям топливомера топлива осталось ровно столько, чтобы долететь до аэропорта, около двух с половиной тонн (по другой версии 750 литров). Вдруг левый двигатель перестал работать, топливо было, но перестало поступать. Экипажу Ту-124 поступило разрешение на перелет через город, но через небольшой промежуток времени отказал и второй двигатель, прямо над Смольным.

Так получилось, что самолет планировал на низкой высоте над центром города, под угрозой оказались все, кто там был в тот момент. Не было другого варианта, как приводнение Ту-124 на Неву. Командир доверил управлять воздушным судном второму пилоту, так как он раньше служил в морской авиации и имел опыт посадки самолета на воду.

Воздушное судно начало снижаться:

  • вот уже близко над крышами домов;
  • над Малоохтинским проспектом;
  • на высоте 90 метров Литейный мост;
  • в 40 метрах от воды миновал Большеохтинский;
  • над строящимся мостом Александра Невского (на высоте 4 метра), рабочие от испуга прыгали в воду.

В конце концов, самолет приземлился около Финляндского железнодорожного моста.

С одной стороны - мост Александра Невского, с другой - железнодорожный мост, на левом берегу - Александро-Невская лавра, на правом берегу – улица Таллинская. Как раз в этом месте ширина реки приблизительно 400 метров. Перед посадкой второй пилот очень грамотно повел самолет, посадил плавно, ровно, и нос самолета не нырнул в воду, и самолет не получил сильнейший гидроудар. А командир за это короткое время поседел.

В это самое время неподалеку проходил паровой буксир, который чудом избежал столкновения, и он помог оттянуть самолет к правому берегу Невы к заводу «Северный пресс». Чтобы укрепить буксировочный трос в носовой части самолета разбили стекло. На берегу, по счастливой случайности оказались деревянные плоты. Крыло самолета положили на эти плоты, и получился неплохой переход на берег. Всех пассажиров (на борту их было 44 человека, из них двое детей) и семь членов экипажа удалось эвакуировать и отправить в Москву.

Бортпроводникам нужно аплодировать в данной ситуации, на их долю выпало успокаивать волновавшихся пассажиров, отвечать на их вопросы. Непонятно, как удалось сохранять спокойствие, зная, что все находятся на волосок от гибели. Никакой паники не было не во время полета, ни при выходе на берег, но когда очутились на суше, только тогда начали понимать, что совсем недавно они были на волосок от гибели. Экипаж воздушного судна сразу отправили на допрос в КГБ, а пассажиров в аэропорт.

Экипаж ТУ-124 б/н СССР-45021. Слева направо: борт-механик В.Смирнов, штурман В.Царёв, бортрадист И.Беремин, командир воздушного корабля В.Мостовой и второй пилот В.Чеченев

Немного позднее

В самолете оказались пробоины, и через них вода подтапливала судно, хоть специальная техника с водосливом и старались выкачивать воду, но она прибывала быстрее. К утру лайнер все-таки утонул. На следующий день воздушное судно буксиром оттащили к Шкиперскому протоку, там, где находится военная часть. Самолет вывели в расход из-за неисправностей и отправили в Тамбовскую область, в разобранном состоянии. Он до 90-х годов служил в Кирсановской авиашколе как тренажер для курсантов училища.

Дальнейшие события

После того как произошла посадка Ту-124 на Неву, комиссия, которая расследовала обстоятельства нештатной ситуации возложила всю ответственность на экипаж. Даже объявили строгий выговор и уволили. Но в связи с успешной посадкой, отсутствием жертв и шумихи в зарубежной прессе, было принято решение не наказывать летную бригаду.

Экипаж Ту-124 хотели наградить орденами Красной Звезды, но указ о награждении так и не был подписан. Через некоторое время администрация «Аэрофлота» предоставили двухкомнатные квартиры капитану и штурману воздушного судна. Также был награжден капитан буксира, который помогал, когда случилась аварийная посадка. Он получил почетную грамоту и часы.

Командир после этого случая до 1978 года работал в авиаотряде №200, потом начальником смены в аэропорту «Внуково» до 1988 года, вскоре случился инфаркт и он ушел на пенсию. В 1989 году со своей семьей уехал жить в Израиль, где работал на фабрике рабочим, в 1997 году умер в Кирьят-Гате.

После удачной посадки второй пилот долгое время работал командиром воздушного судна, а потом летчиком-инструктором. В гражданской авиации пользовался огромным уважением и авторитетом. Умер в 2002 году.

По прошествии 35 лет, по телевидению проходила передача «Как это было». В ней участвовали герои тех событий, там был и второй пилот, который говорил, что пока экипаж занимался ремонтом шасси во время кружения вокруг Ленинграда, увлекшись, забыли про топливо, и до аэропорта могло его не хватить, да и датчики неправильно показывали расход и остаток находящегося топлива в баках.

В настоящее время очень много материалов о том чудесном приводнении. В 2015 году снят документальный фильм «Посадка Ту-124 на Неву», широко освещены события того далекого августовского дня. Много фотографий и видео до нынешних дней хранится под грифом «секретно» в архивах органов Государственной безопасности. Яркая страница в истории нашей авиации, это пример мужества и самообладания пилотов.

Несмотря на удачное приземление самолета Ту-124, по сей день всем воздушным судам строго запрещено пролетать над Ленинградом. Но такой замечательный опыт данного экипажа произвел сильное впечатление на пилотов всего мира. Сейчас аварийная посадка на воду отрабатывается во многих авиакомпаниях на тренажерах. Этот август 1963 года навсегда запомнился ленинградским жителям, которые все это смогли увидеть своими глазами.

То, что случилось с воздушным судном Ту-124, это четвертый раз за всю историю авиации, все остальные случаи сопровождались гибелью людей и крушением самолетов, и неудивительно. Скорость самолета около 400 километров в час, при снижении и столкновением с водой воздушное судно переломилось бы как спичка. Очень не просто совершить такую виртуозную посадку, когда на счету секунды.

ТУ-124 приводнение на Неву

Причины происшествия

Ту-124 – это новый самолет, проектирование и испытания проходили в сжатые сроки, и поэтому имеется много маленьких недоработок. Вот одна такая мелкая деталь и сыграла роковую шутку. Оказывается, когда самолет взлетал, у него отвалился из переднего шасси болт, его потом нашли на взлетно-посадочной полосе.

Вот, кажется совсем маленькая деталь, но, как оказалось, играет важную роль в судьбе воздушного судна. Без него шасси не смогло принять правильное положение и его заклинило. При таких неисправностях самолет при посадке, скорее всего, перевернулся бы. Так что единственный способ - приводнение, притом удачное, спасло много жизней.

Вторая причина, которая могла привести к трагедии, это неисправность топливомера, который выдавал неправильные данные об имеющемся количестве горючего. Такой дефект часто встречался в самолетах того времени, и о нем прекрасно знали все пилоты, поэтому они всегда заправлялись большим количеством топлива, чем нужно. Но не в этот день. Притом что в данном случае пилоты специально наматывали круги над городом, хотели истратить больше горючего и оставить минимум для того только, чтоб долететь до аэропорта. Прибор соврал и пилоты в надежде, что топлива хватает, могли потерпеть крушение прямо в центре Ленинграда.

Итак, приводнение лайнера на Неву – это один из первых случаев счастливого приземления.

В мире удачных насчитывается около четырех. Экипаж, зная всю ситуацию, невероятными усилиями посадили самолет в центре Ленинграда. Авиакатастрофы избежали, никто не пострадал. Поднять самолет в воздух и посадить его - это самые опасные и трудные моменты всего полета. В кино обычно хлопают, но хлопать нужно, когда воздушное судно не только приземлилось, но и остановилось и заглушило моторы. Нередко маленькая деталь является причиной аварийной ситуации и гибелью людей.

Вконтакте

Этот случай произошёл 21-го августа 1963 года. Командиром корабля в рейсе, в котором произойдёт вынужденная посадка Ту 124 на Неву, был Виктор Мостовой в возрасте 30-ти лет, вторым пилотом был Василий Чеченев в возрасте 34-х лет. Виктор Мостовой начал летать вторым пилотом с 19-ти лет, а командиром корабля он стал в возрасте 25-ти лет! Вместе они летели уже не первый раз.

Посадка на Неву (2015) Документальный фильм

Экипаж несколько раз попробовал убрать и выпустить переднюю стойку шасси, но всё безрезультатно! О поломке доложили на землю. Диспетчер сказал, чтобы экипаж готовился к аварийной посадке, но тогда ещё даже не предполагалась аварийная посадка Ту-124 на Неву. Обычно в таких случаях самолёт возвращается в аэропорт, откуда он взлетел, но в Таллине стоял густой туман! Аварийная посадка сама по себе и так рискованное дело, а в тумане риск ещё больше! Поэтому самолёт отправили в ближайший аэропорт, где есть запасная аварийная полоса и в данный момент лётная погода! Им оказался Ленинград.

Экипаж Ту-124 совершивший посадку на Неву Слева неправо бортинженер В.Смирнов штурман В.Царёв бортрадист И.Баремин командир В.Мостовой второй пилот В.Чеченев

Инструкция на такой случай по посадке Ту-124 не на Неву, а просто на аэродром с невыпущенной передней стойкой уже давно существовала. Если чётко и безошибочно выполнить эту инструкцию по посадке на аэродром, то можно избежать жертв! В случае не выпуска шасси самолёт приземляется или на специально вспаханную землю или на бетонную полосу, но основательно залитую пожарной пеной! Это делается для того, чтобы самолет не загорелся от искр, вылетающих из-под корпуса самолёта, в случае посадки с невыпущенным шасси. Предварительно перед такой посадкой самолёт или сливает лишнее топливо в воздухе или вырабатывает его до нужного количества.

До возникновения необходимости совершать посадку Ту 124 на Неву бортинженеру Виктору Царёву приходит в голову смелая идея прорубить пол в кабине пилотов и попробовать вручную поставить переднюю стойку шасси в нужное положение! Бортинженер Царёв прорубил дыру в полу кабины пилотов и попытался подтолкнуть не до конца выпущенную переднюю стойку шасси. Но стойку заклинило намертво!


Пассажиры вышедшие на берег из Ту-124 совершившего посадку на реку Неву 21 августа 1963 года

В 11 часов утра в аэропорту Ленинграда Пулково всё было готово к аварийной посадке. Сначала экипаж самолёта попросили пролететь низко над аэродромом, чтобы посмотреть на не полностью выпущенное шасси. По расчёту топлива на Ту-124, который совершит впоследствии посадку на реку Неву, оставалось примерно на полтора часа! Соответственно самолёт отправили кружить вокруг Ленинграда, чтобы выработать топливо до количества, которое будет допустимо для аварийной посадки.

Затем ещё до возникновения необходимости посадки Ту-124 на реку Неву Виктор Мостовой попросил бортпроводницу Шуру как можно меньше, привлекая внимания, перенести груз из носовой части самолёта в хвост. Это понадобилось для того, чтобы по возможности максимально облегчить нос самолёта для аварийной посадки с невыпущенным передним шасси. Максимально возможно облегчённый нос, в данном случае, нужен для того, чтобы нос самолёта при торможении на земле коснулся земли как можно позже, с наименьшей возможной скоростью! Груз из переднего багажника перетаскивали в хвост!


Фотограф- любитель Юрий Туйск запечатлевший Ту-124 совершивший посадку на реку Неву 21 августа 1963 года

Самолёт успел сделать несколько кругов над городом и тут внезапно ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ ЛЕВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ОДИН ИЗ ДВУХ двигателей, которыми оснащён Ту 124! До аэродрома Пулково оставалось ещё 20 километров! Диспетчер с земли сказал экипажу, чтобы они теперь летели на аэродром не вокруг города, а напрямую через город. Даже в такой обстановке ещё не возникла необходимость посадки Ту-124 на Неву! По показаниям приборов топлива на борту оставалось ещё 200 литров. Этого должно было хватить для того, чтобы дотянуть до аэродрома.

Самолёт тем временем пролетал над Смольным. И тут внезапно ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ ВТОРОЙ ДВИГАТЕЛЬ! Только что прибор топливомер показывал 200 литров, а тут СТРЕЛКА прибора оказалась НА НУЛЕ! Дело в том, что В ТЕ ВРЕМЕНА погрешность прибора топливомера могла быть существенной. Пилоты об этом знали и поэтому часто заливали топливо с запасом – на всякий случай. В данном случае показания прибора оказались ошибочными, когда он показывал 200 литров.

Впоследствии экипаж вспоминал что, в той ситуации думать было попросту некогда. Решение пришло автоматически или упасть на город или посадка Ту-124 на Неву. Или мы погибнем одни или унесём с собой ещё сотню жизней!


Ту-124 после посадки на реку Неву 21 августа 1963 года отбуксированный к правому берегу Невы рядом с железнодорожным мостом

После остановки второго двигателя самолёт начал более круто снижаться. Жители Ленинграда видели самолёт, летящий низко над городом, но они и подумать не могли, что самолёт терпит бедствие. Они думали, что снимается какое-то кино, и улыбались вслед самолёту! Вообще столько отказов в одном полёте – случай крайне редкий или даже редчайший.

Пилоты тем временем готовились к посадке Ту-124 на Неву. В аэропорту Пулково самолёт исчез с экранов локаторов потому, что он снизился над городом до такой высоты, при которой локаторы аэропорта его не видят. Соответственно аэропорт выслал в предполагаемый район падения поисковый самолёт Ил-14. После отказа второго двигателя диспетчеры даже не успели ничего подсказать экипажу. Исчезновение самолёта с экрана локатора означает катастрофу самолёта.

К этому времени высота полёта Ту-124 была примерно 400 метров, скорость около 400 км/ч. Пилоты ещё пытались запустить двигатели, но безрезультатно. От отказа второго двигателя до посадки Ту-124 на Неву прошло 14 секунд! После того как пилоты отвернули от домов и вышли вдоль русла реки как на взлётную полосу, надо было ещё совершить посадку Ту-124 на реку Неву.

Василий Чеченев был бывший военный морской лётчик. Ему много раз доводилось садить самолёт на воду, поэтому командир корабля Виктор Мостовой передал управление второму пилоту Василию Чеченеву и сказал «касайся».


Ту-124 после посадки на реку Неву рядом с железнодорожным мостом 21 августа 1963 года

Над мостом Петра Первого прошли на высоте около 100 метров. Над строящимся мостом Александра Невского самолёт прошёл так низко, что чуть не задел рабочих, находившихся на лесах этого моста! Некоторые из этих рабочих от страха попрыгали в воду. Заходя на посадку, на реку Нева Ту-124 пролетел над мостом Александра Невского на высоте 40 метров.

При посадке Ту-124 на Неву или любого другого самолёта вообще НА ВОДУ, КРАЙНЕ ВАЖНО, чтобы самолёт НЕ НЫРНУЛ НОСОМ в воду! Соответственно Василий Чеченев до крайней возможности тянул штурвал на себя, чтобы самолёт коснулся воды сначала хвостом и не нырнул в воду.

Как только висящая передняя стойка шасси коснулась воды, её сразу оторвало. Впереди по ходу движения самолёта был железнодорожный мост. Ту-124, совершивший посадку на реку Неву, остановился в 50-ти метрах от этого моста.

Такая посадка Ту-124 на реку Неву, конечно, не осталась незамеченной. На набережную напротив самолёта сбежался народ. Многие стали снимать это событие на фотоаппарат, но милиция не давала снимать, заставляла людей вынимать и засвечивать фотоплёнки.

Единственным фото свидетельством данного события остались снимки фотографа любителя Юрия Туйска. Он стоял в стороне от основной толпы. Его фотографии впоследствии обошли весь Мир!

Командир Ту-124 совершившего 21 августа 1963 года посадку на реку Неву Виктор Мостовой

При посадке Ту-124 на Неву ни как НЕ ПОСТРАДАЛ, НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК, ни среди пассажиров, ни среди экипажа!!! Ни кто не получил даже царапин!!! После посадки Ту-124 на Неву было проведено обследование и установлено, что пилоты смогли вписаться в посадочное расстояние 1 километр! Хотя для посадки на аэродром Ту -24 требуется минимум от 1300 до 1600 метров полосы. После нашего случая посадки Ту-124 на Неву даже за рубежом стали учить пилотов приземляться на воду!

Во время посадки Ту-124 на Неву недалеко от приводнившегося самолёта проходил буксир, сплавлявший по реке плот из брёвен. Капитан буксира Юрий Поршин, видя такое происшествие, отцепил плот от буксира и подошёл к ещё пока плавающему самолёту! Капитан буксира спросил у пилотов, за что можно зацепить самолёт, чтобы отбуксировать его к берегу. Ему сказали, что можно зацепить за рулевые колонки. Юрий Поршин речным буксиром подтащил самолёт к берегу! В это время на правом берегу Невы находились плоты, и самолёт одним крылом лёг на них. Пассажиры благополучно по плотам вышли на берег.

После того как из Ту-124 совершившего посадку на Неву вышли все люди самолёт начал тонуть. Милиция по возможности оцепила место события. Милиция остановила проходящий мимо городской автобус, высадила из него горожан и посадила в этот автобус пассажиров самолёта. На этом автобусе пассажиров самолёта увезли в аэропорт. Экипаж увезли сотрудники КГБ на своих спецмашинах для разбирательства происшествия!

У лётчиков, совершивших посадку на Ту-124 на реку Неву, забрали удостоверения пилотов и отстранили от полётов! Их обвиняли в том, что они якобы просмотрели показания прибора топливомера и поэтому не дотянули до аварийной полосы на аэродроме. Лётчиков начали таскать по всяким государственным органам и могли даже посадить! Нажим на лётчиков сначала был такой как на врагов народа! Пилоты пытались объяснить, что топливомеры на Ту-124 часто показывают количество топлива неверно! Но утверждения пилотов даже НЕ ПРОВЕРИЛИ!

Самолёт Ту-124, совершивший посадку на Неву, был марки «Ту» и к расследованию естественно активно подключилось конструкторское бюро Туполева. Конструкторское бюро Туполева всю вину сваливало на пилотов. Туполев не верил, что топливомеры на Ту-124 работают неправильно!

Здесь нужно коснуться производственно-технической части дела. Самолёт марки Ту-124 начал выпускаться всего лишь за год до аварийной посадки Ту-124 на Неву. Всего на харьковском авиазаводе было выпущено 165 машин за 6 лет. Ту 124 вышел на замену Ту-104. Оба типа самолётов, как это часто бывало в СССР, создавались в спешке к какому-нибудь очередному юбилею! В такой спешке, бывало и проскакивали какие-либо недоработки, вплоть до серьёзных! Даже если не касаться работы топливомеров, то можно заметить, например такой факт.

Аэродинамическая схема обоих типов самолётов была скопирована с военного бомбардировщика Ту-16. Копирование, конечно, ускоряет создание новой техники, но не всегда копирование приемлемо для таких разных областей применения как военная и гражданская техника! Например, из-за места расположения двигателей на Ту-124, совершившем посадку на Неву, в салоне самолёта ощущалась несколько большая вибрация, чем это должно было быть! Кроме того расположение двигателей в месте крепления крыльев к фюзеляжу не добавляло прочности конструкции, в том числе и из-за вибрации двигателей.

Но в духе того времени советская техника должна была быть лучшей в мире, у неё не должно быть недостатков, поэтому не нашлось способных признать производственные недостатки в Ту-124 и уж тем более перечить системе государственного устройства. Опять же в духе того времени авиационная комиссия по расследованию происшествия сделала заключение, что в аварийной посадке Ту-124 на Неву виноват экипаж!

А произошло в полёте, скорее всего, следующее. Датчик топливомера на Ту-124 был установлен в таком месте, что при определённом наклоне самолёта в пространстве топливо от датчика уходило, и датчик принимал это как отсутствие топлива. А при отсутствии топлива двигатель работать не должен! Соответственно произошло отключение двигателей!

Всем было понятно, что наказывать лётчиков за посадку Ту-124 на Неву несправедливо! Лётчики спасли жизни пассажиров и экипажа, а их сделали обвиняемыми! Пассажиры аварийного рейса собирали подписи и посылали их в письмах руководству страны, чтобы экипаж не наказали, а наградили за посадку Ту-124 на реку Неву!

Внутри СССР это событие всячески умалчивали и скрывали, но новость попала в газеты! Н. С. Хрущёв узнал об этом событии из газет и только после этого вмешался в расследование. Хрущёв увидел фотографии Юрия Туйска в газетах с Ту-124 после посадки на Неву и распорядился экипаж не наказывать. Только после этого экипаж перестали угнетать!

Затем известие о посадке Ту-124 на Неву попало ещё и в зарубежные газеты, и экипаж начали прославлять! Но вместо того, чтобы продолжить лётную работу экипажу пришлось ездить по стране и рассказывать о посадке Ту-124 на Неву в различных организациях и школах. Хотя сами члены экипажа не считали себя героями, а считали, что они просто выполнили свою работу, которую обязаны были выполнить. И уже вроде бы как были готовы награды для экипажа, но затем Н. С. Хрущёв, как это не раз бывало, передумал! Экипаж не наказали, но и не наградили – как будто ничего не было!

Через некоторое время лётчикам, совершившим посадку Ту 124 на Неву, пришла радостная весть – их опять допустили к лётной работе! Правда, потом командиру В. Мостовому и штурману В. Царёву дали благоустроенные квартиры! До этого они жили в коммунальных квартирах, поэтому отдельные двухкомнатные хрущевки по 22 квадрата жилой площади показались им раем!

После того полёта с посадкой Ту-124 на реку Неву Мостовой и Чеченев долго работали во Внуково, но уже не вместе, а отдельно друг от друга. Как только вся эта история с посадкой Ту 124 на Неву затихла, Василий Чеченев тоже стал командиром корабля! Он так же работал ещё и пилотом-инструктором. В 2002 году его не стало. Виктор Мостовой освоил все типы самолётов марки «Ту», а после лётной работы, с которой его списали только по здоровью в возрасте 46 лет, был начальником смены аэропорта.

В начале 90-х В. Мостовой перенёс инфаркт. После инфаркта ему пришлось совсем уволиться из авиации.

Затем он уехал жить в Израиль. Устроился там работать на текстильную фабрику простым рабочим. Позже кто-то из работников фабрики перевёл на иврит газетную статью о том, как Мостовой, будучи командиром корабля, совершил посадку на Ту-124 на реку Неву. Вся фабрика узнала, с кем работает! В 1997 году Мостовой скончался от рака. В день его похорон вся фабрика не работала!

Через 4 дня после посадки Ту-124 на Неву самолёт подняли со дна реки. В этот полёт на самолёт было загружено несколько ящиков пива. Напомним, что в то время в СССР пиво было только в стеклянных бутылках. Так вот ни одна бутылка не разбилась – вот как мастерски был посажен самолёт!

Поднятый со дна самолёт увезли на Васильевский остров, распилить на металлолом! Кабину отправили в Кирсановское лётное училище, а остальное распилили на металлолом! В начале двухтысячных и кабину тоже сдали на металлолом! Жёны Мостового и Чеченева надеялись, что их мужей, совершивших посадку на Ту-124 на реку Неву, наградят хотя бы посмертно. Но сегодня о советских героях никто не вспоминает!

Вынужденное приводнение советского пассажирского самолета на реку в черте Ленинграда, совершенное в августе 1963 года, к счастью, не стало трагедией - в этом происшествии пострадал только сам лайнер.

Благодаря снимкам случайного прохожего о необычной авиакатастрофе узнал весь мир.

Отказ за отказом

Аэрофлотовский пассажирский лайнер Ту-124, летевший из Таллина в Москву 21 августа 1963 года, был практически новый - самолеты этой марки в Советском Союзе начали выпускать только в 1962-м. В то ранее утро на борту «тушки» находились 44 пассажира и 6 членов экипажа. Достоверно известно, что среди пассажиров был будущий Патриарх Всея Руси Алексий II.
Практически сразу после взлета экипаж обнаружил, что передняя опора шасси убралась не до конца. Надо было садиться, но таллинский аэропорт не принимал из-за тумана. Диспетчеры направили Ту-124 в пулковский аэродром. В Пулково приготовились встречать борт, которому предстояло сесть на грунтовку. Такое приземление может спровоцировать пожар, поэтому экипаж под командованием В. Я. Мостового начал облет Ленинграда на малой, полукилометровой, высоте для выработки топлива.
Тем временем бортинженер воздушного судна Виктор Царев попытался вручную выправить стойку шасси через прорубленную в полу кабины пилотов щель, но безуспешно. Бортпроводница Александра Александрова перенесла из носа лайнера груз в хвост самолета, чтобы облегчить удар носовой части Ту-124 при посадке.
При очередном круге над северной столицей у самолета внезапно отказал один из двух двигателей. По показаниям топливомера горючего до Пулково хватало, но лететь на аэродром теперь надо было не в окружную, а прямиком через Ленинград. В небе над Смольным у Ту-124 перестал работать второй двигатель, и датчик топлива почему-то показывал «0», хотя еще несколько минут назад было «200 литров».

Счастливое приводнение

У экипажа не было времени на раздумья. Единственный выход в сложившейся ситуации - посадка на Неву. По счастливому совпадению в составе экипажа был летчик с опытом посадки воздушных судов на воду - второй пилот В. Г. Чеченев. Прежде он служил в морской авиации. Ему и передал управление лайнером командир экипажа. Приводнение прошло удачно. Никто из находившихся не пострадал. Не разбилась даже ни одна бутылка из четырех ящиков дефицитного тогда пива, которые перевози Ту-124.
Снижаясь над строящимся мостом Александра Невского, самолет насмерть перепугал рабочих, некоторые из них даже попрыгали в реку. Как только лайнер коснулся воды, злополучную стойку шасси оторвало, а сам Ту-124 остановился в 50 метрах от железнодорожного моста.
Опять по удачному стечению обстоятельств рядом с местом посадки пассажирского лайнера оказался буксир, который сплавлял по Неве бревенчатый плот. Речной тягач отбуксировал Ту-124 к берегу, пассажиры и члены экипажа по плотам сошли на сушу. Спустя считаные минуты после этого самолет затонул.

Разбор полета

Посмотреть на происшествие собралось много зевак. Они снимали приводнение лайнера на фотопленку. Оцепившая место ЧП милиция разгоняла публику, отбирала фотоаппараты и заставляла засвечивать пленку. Но одному из свидетелей произошедшего, Юрию Туйску, удалось сохранить отснятое. Потом его фотографии попали в советские и зарубежные СМИ.
Поначалу всю вину за авиакатастрофу хотели свалить на экипаж - дескать, не досмотрели за показаниями топливомера. Предположение о том, что датчик топлива был явно неисправен изначально, даже не рассматривали. Однако после обнародования всей этой истории в СМИ, в том числе и зарубежных, власть сменила гнев на милость - пилотов представили к наградам. Правда, до самого награждения дело так и не дошло - командиру и штурману Ту-124 только выделили отдельные квартиры (до этого они жили в коммуналках). В прежнем составе экипаж после августовской авиакатастрофы больше никогда не летал.
Затонувший самолет подняли со дна Невы и сразу списали. От него осталась только кабина, долгое время использовавшаяся в качестве тренажера в Кирсановском летном училище. Остальное отправили на металлолом.