В народном календаре дату 18 января называют Крещенский сочельник, Голодный вечер или Голодная кутья. 19 января православные отмечают . Считается, что с этого дня начинаются Крещенские морозы.

Крещенский сочельник – это вечер-приготовление накануне большого церковного праздника. В это время проводят обряды, связанные с освящением воды.

В народе 18 января ещё называли Голодная кутья или Голодный вечер. В этот период прекращались обильные застолья и веселье. Люди готовились к посту, варили пресное сочиво без масла и творога.

Крещенский вечер: гадания

Крещение – последняя ночь для проведения святочных гаданий. Порой девушки выходили гадать за ворота на первого встречного:

  • повстречать молодого парня – к замужеству;
  • старика – к неприятностям.

Было принято гадать на урожай. По народному поверью, в эту ночь иней падает на хлеба, которым суждено родиться летом. Хлеба, оставшиеся сухими, не принесут урожая. С этой целью на ночь на улицу выставляли разный хлеб в чашках, а утром смотрели, на какой пал иней.

Распространенными были и гадания на суженого. Чтобы узнать, в какой стороне живет будущий супруг, девушка снимала сапог или туфлю и бросала обувь через забор или преграду. Смотрела, в какую сторону носок покажет, оттуда жениха и жди.

Чтобы узнать, кому суждено в этом году замуж выйти, девушки собирались в доме. Незамужние садились в круг посредине комнаты. Замужняя женщина снимала с пальца обручальное кольцо, привязывала к нему шерстяную нитку и начинала медленно обходить присутствующих. Подходя к каждой девушке, называя её имя. Если кольцо после этого начинало сильно крутиться, то в этом году девица замуж пойдёт.

Девушки перед сном причёсывались чистым гребнем, обвязанным лентой. Потом его клали под подушку со словами: «Кто придёт меня причесать?». Во сне должен был суженый явиться.

Крещенский вечер: обычаи и традиции

«Крещенский вечерок» считался временем разгула нечистой силы. Считалось, что черти особенно опасны в определенное время с 12 до 3 часов ночи (дьявольский час), а также на и накануне . В эти периоды есть вероятность общения с иным миром и нечистой силой, которая норовит попасть в дом оборотнем. Принять она может любое обличье: кошки, свиньи, собаки, змеи. Нередки случаи, когда оборотни проникают в жилище в обличье младенца, странника, мельника, кузнеца. Иногда они могут принимать облик знакомого – мужа, соседа.

Крещенский вечер – день строгого поста и покаяния, подготавливающий верующих к великому празднику Крещение Господне, который отличается пышностью и торжественностью. Совершается два обряда освящения воды:

  • накануне Крещения – внутри церкви;
  • в день Крещения – на ближайшем озере или речке.

Крещенская вода освящает, даёт благословение, очищение, здоровье. В полночь на Крещение шли за водой на реку. Согласно поверью, вода в эту пору в реках колышется. Вечером в чашу наливали воду. Если в полночь она сама колыхнётся – это добрый признак, человек увидел явление Господне.

Согласно поверью, снег, собранный в вечером накануне Крещения, помогает исцелять болезни. Люди умывались снегом, а талую воду долго хранили, используя её для хозяйственных нужд и для умывания. Девушки, чтобы их кожа была белой и гладкой, брали снег и обтирали им лицо.

Чистый снег добавляли в еду домашней скотине, чтобы она не замерзла и здоровой была, собирали для бани: «Баня все исправит, снеговая баня красоты прибавит». Верили, что если собранный в Крещенский сочельник снег бросить в колодец, вода в нём на протяжении всего года не испортится и не пересохнет. Ещё набирали снег в банки для беления холстов.

В канун Крещения соблюдали строгий пост. Обязательными блюдами были кутья, овсяный кисель и блинчики. На Крещение блины ставили в хлев, чтобы домового задобрить и обеспечить благополучие для домашней скотины. За вечерней трапезой ели сочиво.

До начала XX века на Руси сочиво готовили из зерна ржи, а позже – из риса и пшеничного зерна. Традиция готовить сочиво из зерна пшеницы или ржи сохранилась только в сельской местности, где у людей имелась возможность приобретать это зерно. По этой причине городским жителям больше знакомо блюдо, приготовленное из риса.

Крещенский сочельник: что нельзя делать?

В этот день нельзя убирать в доме, стирать белье в реке, ругаться и обижаться на кого-то. Постарайтесь простить обидчиков и мыслить позитивно.

Вода, собранная на Крещение, обладает сильной энергетикой. Смешивать крещенскую воду с обычной не рекомендуется, иначе она потеряет свои лечебные свойства. Во время сбора воды запрещено ругаться и думать о чем-то плохом.

Считается, что крещенская вода может простоять много лет и не испортиться. Но если в доме постоянно происходят ссоры и скандалы, то она придёт в негодность уже через месяц.

В канун праздника и на Крещение нельзя брать или давать в долг. В противном случае весь год бедствовать человек будет.

18 января: приметы и поверья

  1. Если на Крещенский сочельник метель, то через три месяца тоже будет метель.
  2. Снегопад 18 января – добрый знак. Пчёлы хорошо роиться будут.
  3. Снег, выпавший рано утром, обещает хороший урожай ранней гречихи, в полдень – средней, вечером – поздней.
  4. Чистое небо в крещенскую ночь – к богатому урожаю гороха.
  5. Сияющие звезды на небе – к хорошему хлебу.
  6. Собаки часто лают – будет дичи много.

Люди, родившиеся 18 января, отличаются спокойным и тихим нравом. Они кроткие и незаметные. В качестве талисмана им стоит носить опал или изумруд.

Видео: Крещенский сочельник

(восприятие, истолкование, оценка)

И.А. Бунин – поэт от Бога. В его творчестве сочетаются традиции и новаторство. Используя лучшие достижения поэтов – классицистов, романистов, он в начале двадцатого века создает свою, неповторимую, поэзию. Проза Бунина так же лирична, как и его стихи.

Большое место в творчестве Бунина-поэта занимает пейзажная лирика. Любимое время суток – ночь. Именно ночью природа замирает, кажется волшебной, таинственной. У поэта много лирических стихотворений, передающих именно ночные впечатления.

Стихотворение «Крещенская ночь» наполнено яркими эпитетами, метафорами-олицетворениями. С помощью выразительных средств Бунину удается нарисовать застывшую картину зимней морозной ночи. Природа в его изображении живая, поэт часто использует олицетворения, чтобы подчеркнуть это:

Темный ельник снегами, как мехом,

Опушили седые морозы,

В блестках инея, точно в алмазах,

Задремали, склонившись, березы.

Неподвижно застыли их ветки,

А меж ними на снежное лоно,

Точно сквозь серебро кружевное,

Полный месяц глядит с небосклона.

Лесная сказка замерла, застыла, сравнения подчеркивают красоту и воздушность этого ночного пейзажа. Месяц, как живое существо, как божество, наблюдает за этой застывшей картиной.

Глаголы со значением действия здесь единицы: «шумели», «пробегают», «убегая», в основном они подчеркивают не динамику, а статичность: «убаюкала», «заснул», «спят»:

Спят таинственно стройные чащи,

Спят одетые снегом глубоким,

И поляны, и луг, и овраги,

Где когда-то шумели потоки.

Спокойствие, сон, окутавший лес, подчеркивается и другим повтором:

Тишина – даже ветка не хрустнет!...

А, быть может, за этим оврагом

Пробирается волк по сугробам

И возникает антитеза: «Тишина – а быть может он близко».

Тревожные образы и мечты не покидают лирического героя, повторы подчеркивают это:

Все мне чудится что-то живое,

Все как будто зверьки пробегают.

Тишина настораживает, потому что это не обычная ночь, а крещенская. В такую ночь возможны чудеса. Застывшая картина ночи для Бунина словно живая, и ее озаряет звезда:

На востоке, у трона господня,

Тихо блещет звезда, как живая.

Звезда – символ вечности, единения человека с Богом. В эту ночь лирический герой будто бы спрашивает Всевышнего: «Что готовит мне Судьба?». Последнее четверостишие вновь возвращает его в застывший зимний лес:

А над лесом все выше и выше

Всходит месяц – и в дивном покое

Замирает морозная полночь

И хрустальное царство лесное!

Восклицательное предложение подчеркивает настроение: лирический герой восхищен и «дивным покоем», и «хрустальным лесным царством». Это и есть основная мысль стихотворения, а тему определяет название.

Стихотворение написано трехстопным анапестом. Трехсложный размер всегда придает особенную выразительность, музыкальность.

В изображении природы Бунин близок к таким поэтам, как Фет и Жуковский. И Фету, и Бунину ближе ночная природа, с помощью ярких выразительных средств они изображают ее живой и одновременно застывшей, уснувшей. А тайна, недосказанность, причудливые образы роднят поэзию Бунина с поэтами-романтиками XIX века. У Жуковского с Буниным общие родственные корни, возможно, это также объединяет их творчество.

Кроме обилия выразительно-изобразительных средств, можно отметить и особое фонетическое оформление стихотворения – аллитерацию. Например, повторение шипящих звуков: «опушили», «неподвижно», «склонившись», «снежное», «кружевное» и свистящих: «снежное», «застыли», «небосклона» и т.д. Такое сочетание «ш», «ж» и «з», «с» передает тишину, спокойствие. Настроение тревожности подчеркивает звук «р»:

Пробирается волк по сугробам

Осторожным и вкрадчивым шагом.

В некоторых строках можно найти и ассонанс. Например, «Высоко он поднялся над лесом».

Звук «о» придает плавность, напевность, величественность. Песню вьюги подчеркивает гласный «у» («ю»): «Убаюкала вьюга седая…»

Фонетика, соединяясь с ритмом трехсложного размера, делает стиль Бунина неповторимым.

Мне очень понравилось это стихотворение. Богатое использование выразительных средств помогает читателю ярко представить красоту зимней ночи. Поэт это делает настолько живописно, что стихотворение напоминает полотно художника. «Искусство – это упорядоченная художником действительность, несущая на себе печать его темперамента, который проявляется в стиле», - это цитатой А. Моруа можно охарактеризовать все творчество И.А. Бунина.

«Люблю глаза твои, мой друг…» Федор Тютчев

Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой иx пламенно-чудесной,
Когда иx приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…

Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенныx ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.

Анализ стихотворения Тютчева «Люблю глаза твои, мой друг…»

В жизни Федора Тютчева было четыре женщины, к каждой из которых он испытывал очень нежные и возвышенные чувства. Его первый брак с немецкой графиней Элеонорой Петерсон был настолько счастливым и безмятежным, что на долгие два десятилетия эта женщина стала его единственной музой. В этот период все свои стихи в жанре любовной лирики поэт посвящал избраннице, которую считал идеальной во всех отношениях. В жене его восхищало все – мимика, смех, наклон головы и, в особенности, глаза, которые были способны передавать всю гамму чувств и эмоций. В 1836 году Тютчев написал стихотворение «Люблю глаза твои, мой друг…», в котором попытался воссоздать пленительный образ супруги, способной одним лишь взглядом покорить его сердце.

Игру глаз этой женщины поэт характеризует как «пламенно-чудесную». Она может быть дерзкой и вызывающей, либо напоминающей небесную молнию, когда возлюбленная окидывает взглядом «бегло целый круг». Однако поэта гораздо больше впечатляют «глаза, потупленные вниз», в которых можно прочесть нерешительность, смущение, волнение и затаившуюся страсть . В этот момент избранница Тютчева полна особого очарования, который свойственен лишь немногим женщинам, наделенным ярким темпераментом. Они подобны вулкану, и никогда невозможно предсказать, что может произойти в следующий момент. Именно это так восхищает поэта в супруге, которая одним лишь взглядом может разжечь в нем «угрюмый, тусклый огнь желанья» и подарить незабываемые минуты наслаждения.

Будучи человеком страстным и влюбчивым, Тютчев в своей жизни огромное значение придавал мелочам. Один жест мог сказать ему о человеке гораздо больше, чем тысячи слов, лишенных смысла и правды. Поэтому поэт предпочитал «читать» женщин по глазам, но при этом признавался, что его супруга Элеонора даже после многих лет брака является для него «закрытой книгой» . В попытках найти заветный ключ к ее душе поэт много времени проводил в компании своей избранниц, наблюдая за ней украдкой и каждый раз не уставая поражаться тому, насколько многогранна и непредсказуема эта женщина. Но со временем Тютчев все же научился улавливать по легкому трепету ресниц или же изогнутой в насмешке брови настроение своей возлюбленной, и по праву считал это своей маленькой победой. Что касается Элеоноры Петерсон, то до самой смерти она предпочитала оставаться для своего супруга загадкой, и тайну своего сердца унесла в могилу.

Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой иx пламенно-чудесной,
Когда иx приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…

Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенныx ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Твои глаза всегда угрюмы, Но полыхающей игрой Проникновенье свежей думы Перебегает в них порой. Так сквозь засовы туч тяжелых, Замкнувших в полночь небосвод, Вдруг проструится звездный сполох И хвойный ветер...
  2. Я люблю тебя в дальнем вагоне, В желтом комнатном нимбе огня. Словно танец и словно погоня, Ты летишь по ночам сквозь меня. Я люблю тебя — черной от света, Прямо...
  3. Он твои весенние цветы Грубо смял и бросил, не любя. Я заметил, как смотрела ты На врага, убившего тебя. И тогда я понял: ты сильна… Ты сильней того, кто победил....
  4. Как люблю я, вечные боги, прекрасный мир! Как люблю я солнце, тростники и блеск зеленоватого моря сквозь тонкие ветви акаций! Как люблю я книги (моих друзей), тишину одинокого жилища и...
  5. Я не люблю фатального исхода, От жизни никогда не устаю. Я не люблю любое время года, Когда веселых песен не пою. Я не люблю холодного цинизма, В восторженность не верю,...
  6. О милый друг, оставь угадывать других Предмет, сомнительный для них, Тех песней пламенных, в которых, восхищенный, Я прославлял любовь, любовью распаленный! Пусть ищут, для кого я в лиру ударял, Когда...
  7. Я люблю замирание эха После бешеной тройки в лесу, За сверканьем задорного смеха Я истомы люблю полосу. Зимним утром люблю надо мною Я лиловый разлив полутьмы, И, где солнце горело...
  8. Я люблю тебя, люблю неудержимо, Я стремлюсь к тебе всей, всей моей душой! Сердцу кажется, что мир проходит мимо, Нет, не он идет — проходим мы с тобой. Жизнь, сближая...
  9. Люблю смотреть в твое лицо, Когда ты рядом спишь, Когда сжимается в кольцо Вокруг лесная тишь, Когда проходит амикан По сумрачной тайге, Когда полуночный туман Стекает по реке. Быть может,...
  10. Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье: Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою. Когда порой я на тебя смотрю, В...

Фёдор Иванович Тютчев

Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой иx пламенно-чудесной,
Когда иx приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…

Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенныx ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.

Элеонора Петерсон - Тютчева. Акварель П. Соколова

В жизни Федора Тютчева было четыре женщины, к каждой из которых он испытывал очень нежные и возвышенные чувства. Его первый брак с немецкой графиней Элеонорой Петерсон был настолько счастливым и безмятежным, что на долгие два десятилетия эта женщина стала его единственной музой. В этот период все свои стихи в жанре любовной лирики поэт посвящал избраннице, которую считал идеальной во всех отношениях. В жене его восхищало все - мимика, смех, наклон головы и, в особенности, глаза, которые были способны передавать всю гамму чувств и эмоций. В 1836 году Тютчев написал стихотворение «Люблю глаза твои, мой друг…», в котором попытался воссоздать пленительный образ супруги, способной одним лишь взглядом покорить его сердце.

Игру глаз этой женщины поэт характеризует как «пламенно-чудесную». Она может быть дерзкой и вызывающей, либо напоминающей небесную молнию, когда возлюбленная окидывает взглядом «бегло целый круг». Однако поэта гораздо больше впечатляют «глаза, потупленные вниз», в которых можно прочесть нерешительность, смущение, волнение и затаившуюся страсть . В этот момент избранница Тютчева полна особого очарования, который свойственен лишь немногим женщинам, наделенным ярким темпераментом. Они подобны вулкану, и никогда невозможно предсказать, что может произойти в следующий момент. Именно это так восхищает поэта в супруге, которая одним лишь взглядом может разжечь в нем «угрюмый, тусклый огнь желанья» и подарить незабываемые минуты наслаждения.

Будучи человеком страстным и влюбчивым, Тютчев в своей жизни огромное значение придавал мелочам. Один жест мог сказать ему о человеке гораздо больше, чем тысячи слов, лишенных смысла и правды. Поэтому поэт предпочитал «читать» женщин по глазам, но при этом признавался, что его супруга Элеонора даже после многих лет брака является для него «закрытой книгой» . В попытках найти заветный ключ к ее душе поэт много времени проводил в компании своей избранницы, наблюдая за ней украдкой и каждый раз не уставая поражаться тому, насколько многогранна и непредсказуема эта женщина. Но со временем Тютчев все же научился улавливать по легкому трепету ресниц или же изогнутой в насмешке брови настроение своей возлюбленной, и по праву считал это своей маленькой победой. Что касается Элеоноры Петерсон, то до самой смерти она предпочитала оставаться для своего супруга загадкой, и тайну своего сердца унесла в могилу.