В ЧЕМ
ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВНУТРЕННЯЯ ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ
РАСКОЛЬНИКОВА?
(по роману Ф.М.
Достоевского “Преступление и наказание”)
В мировой
литературе Достоевскому принадлежит честь
открытия неисчерпаемости и многомерности
человеческой души. Писатель показал
возможность сочетания в одном человеке
низкого и высокого, ничтожного и великого,
подлого и благородного. Человек - это тайна,
в особенности русский человек. “Русские
люди вообще широкие люди... широкие, как их
земля, и чрезвычайно склонны к
фанатическому, к беспорядочному; но беда
быть широким без особой гениальности”, -
говорит Свидригайлов. В словах Аркадия
Ивановича заключается ключ к постижению
характера Раскольникова. Сама фамилия
героя указывает на двойственность,
внутреннюю неоднозначность образа. А
теперь послушаем характеристику, которую
дает Родиону Романовичу Разумихин: “Полтора
года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен
и горд; в последнее время... мнителен и
ипохондрик... Иногда, впрочем, вовсе не
ипохондрик, а просто холоден и
бесчувственен до бесчеловечия, право, точно
в нем два противоположных характера,
поочередно сменяются... ужасно высоко себя
ценит и, кажется, не без некоторого права на
то”.
Мучительная
внутренняя борьба ни на минуту не утихает в
Раскольникове. Родиона Романовича мучает
не примитивный вопрос - убивать или не
убивать, а всеохватная проблема: “Подлец ли
человек, весь вообще род, то есть
человеческий”. Рассказ Мар-меладова о
великости Сониной жертвы, письмо матери о
судьбе Дунечки, сон о Савраске - все это
вливается в общий поток сознания героя.
Встреча с Лизаветой, воспоминания о
недавнем разговоре в трактире студента и
офицера об убийстве старухи-процентщицы
подводят Раскольникова к роковому для него
решению.
Внимание
Достоевского приковано к уяснению
первопричин преступления Раскольникова.
Слова “убить” и “ограбить” могут
направить мысль читателя по ложному пути.
Дело заключается в том, что Раскольников
убивает совсем не для того, чтобы ограбить.
И совсем не потому, что живет в нищете, что “среда
заела”. Разве не могбы
он, не дожидаясь денег от матери и сестры,
обеспечить себя материально, как сделал это
Разумихин? Человек у Достоевского
изначально свободен и сам совершает свой
выбор. В полной мере это относится и к
Раскольникову. Убийство - результат
свободного выбора. Однако путь к “крови по
совести” довольно сложен и длителен.
Преступление Раскольникова включает в себя
создание арифметической теории “права на
кровь”. Внутренняя трагичность и
противоречивость образа заключается
именно в создании этой логически почти
неуязвимой теории. Сама же “великая идея”
является ответом на кризисное состояние
мира. Раскольников - явление отнюдь не
уникальное. Схожие мысли в романе
высказывают многие: студент в трактире,
Свидригайлов, даже Лужин...
Основные
положения своей бесчеловечной теории герой
излагает в исповедях перед Соней, в
разговорах с Порфирием Петровичем, а до
этого, намеками - в газетной статье. Родион
Романович комментирует: “...необыкновенный
человек имеет право... разрешить своей
совести перешагнуть... через
иные препятствия, и единственно в том
только случае, если исполнение его идеи (иногда
спасительной для всего человечества) того
потребует... Люди, по закону природы,
разделяются, вообще, на два разряда: на
низший (обыкновенных)... и собственно на
людей..
.” Раскольников,
как мы видим, обосновывает свою идею
ссылкой на благо всего человечества,
исчисленное арифметически. Но может ли
счастье всего человечества основываться на
крови, на преступлении? Впрочем,
рассуждения героя, мечтающего о “свободе и
власти.
..
над всей дрожащей тварью”, не лишены и
эгоизма. “Вот что: я хотел Наполеоном
сделаться, оттого и убил”, - признается
Раскольников. “От Бога вы отошли, и вас Бог
поразил, дьяволу предал!” - с ужасом
говорит Соня.
Нравственные
и психологические последствия
преступления прямо противоположны тем,
которых ожидал Раскольников. Распадаются
элементарные человеческие связи. Герой
признается самому себе: “Мать, сестра, как
любил я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я
их ненавижу, физически ненавижу, подле себя
не могу выносить...” Одновременно Родион
Романович решительно переоценивает
масштабы собственной личности: “Старушонка
вздор!.. Старуха была только болезнь... Я
переступить поскорее хотел... я не человека
убил, я принцип убил! Принцип-то я убил, а
переступить-то не переступил, на этой
стороне остался... Эх, эстетически я вошь, и
больше ничего!” Заметим, что Раскольников
не отказывается от теории вообще, он лишь
себе отказывает в праве на убийство, лишь
себя выводит из разряда “необыкновенных
людей”.
Индивидуалистическая
теория - источник постоянных страданий
героя, источник незатухающей внутренней
борьбы. Последовательного логического
опровержения “идеи-чувства”
Раскольникова в романе нет. Да и возможно ли
оно? И все же теория Раскольникова имеет ряд
уязвимых мест: как разграничить
обыкновенных и необыкновенных людей; что
будет, если все возомнят себя Наполеонами?
Несостоятельность теории обнаруживается и
в соприкосновении с “реальной
действительностью”. Будущее нельзя
арифметически прогнозировать
Та самая “арифметика”, о которой говорил в
трактире незнакомый студент, терпит полный
крах. Во сне Раскольникова об убийстве
старухи удары топора не достигают цели. “Он...
тихонько высвободил из петли топор и ударил
старуху по темени, раз и другой. Но странно:
она даже не шевельнулась от ударов, точно
деревянная... Старушонка сидела и смеялась...”
Бессилие Раскольникова, неподвластность
окружающего его воле выражается сложной
образной символикой. Мир далеко еще не
разгадан, он и не может быть разгадан ,
привычные причинно-следственные связи
отсутствуют. “Огромный, круглый, медно-красный
месяц глядел прямо в окно”. “Это от месяца
такая тишина, - подумал Раскольников, - он,
верно, теперь загадку загадывает”. Таким
образом, теория не опровергается, а как бы
вытесняется из сознания и подсознания
героя. Суть духовного воскресения
Раскольникова заключается в обретении
через страдания “живой жизни”, любви, веры
в Бога. Острожный сон о моровой язве
знаменует собою выход из тьмы лабиринта.
Уменьшается пропасть между героем и
простыми каторжанами, расширяются
горизонты личности героя.
Подведем
некоторые итоги. Внутренний трагизм
Раскольникова связан с отъединением героя
от людей и с созданием бесчеловечной теории
“крови по совести”. В своих поступках
человек свободен и независим от социальных
обстоятельств. Непрекращающаяся
внутренняя борьба указывает на то, что в
Родионе Романовиче одновременно
сосуществуют мученическая мечта избавить
людей от страданий и эгоистическая
уверенность в собственном праве “перешагнуть
через иные препятствия”, чтобы “Наполеоном
стать”. В финале романа Раскольников
приходит к духовному воскресению не в
результате отречения от идеи, а через
страдания, веру и любовь. Евангельская
притча о воскрешении Лазаря причудливо
преломляется в судьбах Сони и
Раскольникова. “Их воскресила любовь,
сердце одного заключало бесконечные
источники жизни сердца другого”. В эпилоге
писатель оставляет героев на пороге новой,
неведомой жизни. Перед Раскольниковым
открывается перспектива бесконечного
духовного развития. В этом проявляется вера
писателя-гуманиста в человека - даже в
убийцу! - вера в то, что человечество
главного своего слова еще не сказало. Все
впереди!
На вопрос Ваше ЛИЧНОЕ отношение,чувства к Раскольникову?("Преступление и наказание".Достоевский.) заданный автором Простой
лучший ответ это Люблю Раскольникова как, наверно, мало кого из литературных героев.
хотя бы за те черты характера, которые описал Разумихин:
"угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются. Ужасно иногда неразговорчив! Все ему некогда, все ему мешают, а сам лежит, ничего не делает. Не насмешлив, и не потому, чтоб остроты не хватало, а точно времени у него на такие пустяки не хватает. Не дослушивает, что говорят. Никогда не интересуется тем, чем все в данную минуту интересуются. Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то. "
вот только за эти качетва простила бы ему и его теорию, и последствия его теории.. . наверно.
но в любом случае, люблю. Вообще странных людей, непонятных, не похожих на других, способных к умственному развитию.
ну и, наверно, Раскольников бы вполне подошел и под эту характеристику.
Ответ от 22 ответа
[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Ваше ЛИЧНОЕ отношение,чувства к Раскольникову?("Преступление и наказание".Достоевский.)
Ответ от Sperato
[гуру]
Вот до чего жизнь доводит! Парень совсем запутался. Жалко его.
Ответ от Присосок
[гуру]
поганец
Ответ от Binder
[гуру]
Жалость и сочувствие
Ответ от Вровень
[активный]
нормуль
Ответ от Иллариония
[гуру]
Мне этот герой неприятен. Не умея усторить свою собственную жизнь (не учится, не работает, и не хочет, живет на деньги матери, ходит грязный, оборвыный) он считает, что может решать судьбы мира. Сколько таких Раскольниковых сейчас. Чем ниже человек по уровню своего существования, тем он больше о себе мнит.
Ответ от Булочка
[гуру]
однако, симпатия. вот так вот! никакого отвращения лично у меня он не вызвал. разумеется, я против насилия, убийства и т. д. но вот лично образ раскольникова какого-то жуткого разражения или антипаии не вызвал. почему-то. правда. читала это произведение еще в школе, потом как-то перечитывала прошло несколько лет, возможно, если перечитаю сейчас, уже будет другая оценка. но вряд ли..
Ответ от Мусеныш
[гуру]
Удавил пиявку-душегубку, молодец! Но личность его особой симпатии не вызывает, так как был начисто лишен чувства юмора и обаяния, а я таким людям не доверяю.
Ответ от Џ
[гуру]
Нет личного отношения, не суди, да не судим будешь.... каждый отвечает сам за свои поступки.. . от сумы и от тюрмы не зарекаются.... можно долго продолжать, но навернео понятно, что это и есть ответ на вопрос.
Ответ от Ytne vtyz
[гуру]
пакостная зловредная старушонка!
Ответ от Slava
[гуру]
Мне его жалко, как и любого человека, который пытается жизнь перестроить сообразно своим представлениям о ней. Вот жизнь его и научила, только цена страшная.
Ответ от Козловски Анна. 49 лет
[гуру]
Моё отношение к Раскольникову отрицательное.
Ответ от Sombre
[гуру]
его собственная теория загнала его в пропасть. Неследует путать жизнь с её законами и свои личные фантазии, размышления. "Тварь ли я дрожащая или право имею? " человек всегда хочет чувствовать себя особенным. Так и Раскольников, в затуманеном сознании, самопровозгласил себя вершителем судеб. За ято и пострадал. Кароче, говнюк этот Раскольников и всё))
Личность главного героя - Родиона Романовича Раскольникова - находит отражение в прочих преступниках и теоретиках романа. Опровержением этого образа является кроткая, но нравственно сильная Соня, одним из двойников которой становится родная сестра Родиона - Авдотья Романовна.
Души родных людей не могут не иметь сходств. Так, брату и сестре достались в наследство пылкий темперамент, гордость, самоуверенность и решимость. Природный ум позволил им оценивать любые явления жизни с собственной точки зрения, а также всегда сохранять серьёзность. Кроме того, оба были, по признанию автора, “замечательно хороши собой” и внешне похожи, а Авдотью Романовну “даже можно было назвать красавицей”. Эти богатые задатки позволяли развиться обеим личностям до больших высот, но различия во внешних обстоятельствах сделали их характеры во многом противоположными.
Отношение Дуни к преступлению Раскольникова и к самой его «наполеоновской» теории непоколебимо отрицательное.
- Но ведь ты кровь пролил! – в отчаянии кричит Дуня.
Раскольников стремится с презрением отбросить любой довод против «права на преступление », но отмахнуться от всех этих доводов не так-то просто, тем более что они совпадают с голосом его совести.
Интересно, что КАЖДЫЙ ИЗ НИХ ПО-СВОЕМУ РЕАГИРУЕТ НА ВОЗМОЖНОСТЬ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ДРУГИМ. Уже убийца, брат в возмущении заявляет помолвленной Дуне: “Пусть я подлец, а ты не должна… один кто-нибудь… а я хоть и подлец, но такую сестру сестрой считать не буду. Или я, или Лужин! ” Потом Раскольников будет ожидать похожих чувств от сестры: “Было одно мгновение (самое последнее) , когда ему ужасно захотелось крепко обнять её и проститься с ней, и даже сказать, но он даже и руки ей не решался подать: «Потом ещё, пожалуй, содрогнётся, когда вспомнит, что я теперь её обнимал, скажет, что я украл её поцелуй!» ” Однако Авдотья Романовна не только не “содрогнулась” при таком воспоминании, но повела себя вопреки ожиданию Раскольникова: “Ты плачешь, сестра, а можешь ты протянуть мне руку? ” - “И ты сомневался в этом? ” Она крепко обняла его. Это свидетельствует и о чистоте совести Дуни, и о том, что и в глубине души Родиона жива совесть, но запаздывающая. Раскольников раскаивается если не в убийстве, которое он и за преступление не считает, то в содеянном по причине его. Это вызывает желание уединиться от всех людей и в особенности от родных. Кроме того, Дуня, верующая и старающаяся следовать законам Божьим, ГОТОВА ЛЮБИТЬ человека даже преступного, если это её брат, подчиняясь сказанному в Евангелии от Матфея: “Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьёт, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто скажет брату своему «рака» , подлежит синедриону; а кто скажет «безумный» , подлежит геенне огненной”; “Не судите, да не судимы будете”. Раскольников же слишком горд и резок, чтобы испытывать подобные благородные чувства.
Однако, может быть, именно это доказывает огромную любовь Раскольникова к Дуне. Требовательность, черта обоих, часто проявляется людьми именно по отношению к близким. Круг знакомых меняется, поэтому проще принимать их такими, какие они есть, и наслаждаться радостями мимолётного общения; зато друзей и родных нередко пытаешься переделать, уничтожить угнетающие тебя в них недостатки. Таким образом, Родя хотел видеть в сестре именно такого человека, какого не стыдно любить и уважать как родного.
“А вы знаете, Авдотья Романовна, вы сами ужасно как похожи на вашего брата, даже во всём! ” - догадался однажды Разумихин и, конечно, упростил суть их сходства, однако во многом попал в точку. Эти проницательные, решительные, гордые, во многом отчаянные, ищущие и требовательные люди с пылкими сердцами и широким умом действительно имеют много общего, но с той разницей, что одного жизнь сделала преступником, а другую уберегла от гре
«Милостивая государыня Пульхерия Александровна, имею честь вас уведомить, что по происшедшим внезапным задержкам встретить вас у дебаркадера не мог, послав с тою целью человека, весьма расторопного. Равномерно лишу себя чести свидания с вами и завтра поутру, по неотлагательным сенатским делам и чтобы не помешать родственному свиданию вашему с вашим сыном и Авдотьи Романовны с ее братом. Буду же иметь честь посетить вас и откланяться вам в вашей квартире не иначе как завтрашний день, ровно в восемь часов пополудни, причем осмеливаюсь присовокупить убедительную и, прибавлю к тому, настоятельную просьбу мою, чтобы при общем свидании нашем Родион Романович уже не присутствовал, так как он беспримерно и неучтиво обидел меня при вчерашнем посещении его в болезни и, кроме того, имея лично к вам необходимое и обстоятельное объяснение по известному пункту, насчет коего желаю узнать ваше собственное истолкование. Имею честь при сем заранее предуведомить, что если, вопреки просьбе, встречу Родиона Романовича, то принужден буду немедленно удалиться, и тогда пеняйте уже на себя. Пишу же в том предположении, что Родион Романович, казавшийся при посещении моем столь больным, через два часа вдруг выздоровел, а стало быть, выходя со двора, может и к вам прибыть. Утвержден же в том собственными моими глазами, в квартире одного, разбитого лошадьми, пьяницы, от сего умершего, дочери которого, девице отъявленного поведения, выдал вчера до двадцати пяти рублей, под предлогом похорон, что весьма меня удивило, зная, при каких хлопотах собирали вы сию сумму. При чем, свидетельствуя мое особое почтение уважаемой Авдотье Романовне, прошу принять чувства почтительной преданности
вашего покорного слуги
П. Лужина».
Что мне теперь делать, Дмитрий Прокофьич? заговорила Пульхерия Александровна, чуть не плача. Ну как я предложу Роде не приходить? Он так настойчиво требовал вчера отказа Петру Петровичу, а тут и его самого велят не принимать! Да он нарочно придет, как узнает, и... что тогда будет? Поступите так, как решила Авдотья Романовна, спокойно и тотчас же отвечал Разумихин. Ах, боже мой! Она говорит... она бог знает что говорит и не объясняет мне цели! Она говорит, что лучше будет, то есть не то что лучше, а для чего-то непременно будто бы надо, чтоб и Родя тоже нарочно пришел сегодня в восемь часов и чтоб они непременно встретились... А я так и письма-то не хотела ему показывать, и как-нибудь хитростью сделать, посредством вас, чтоб он не приходил... потому он такой раздражительный... Да и ничего я не понимаю, какой там пьяница умер, и какая там дочь, и каким образом мог он отдать этой дочери все последние деньги... которые... Которые так дорого вам достались, маменька, прибавила Авдотья Романовна. Он был не в себе вчера, задумчиво проговорил Разумихин. Если бы вы знали, что он там наговорил вчера в трактире, хоть и умно... гм! О каком-то покойнике и о какой-то девице он действительно мне что-то говорил вчера, когда мы шли домой, но я не понял ни слова... А впрочем, и я сам вчера... Лучше всего, маменька, пойдемте к нему сами и там, уверяю вас, сразу увидим, что делать. Да к тому же пора, господи! Одиннадцатый час! вскрикнула она, взглянув на свои великолепные золотые часы с эмалью, висевшие у ней на шее на тоненькой венецианской цепочке и ужасно не гармонировавшие с остальным нарядом. «Женихов подарок», подумал Разумихин. Ах, пора!.. Пора, Дунечка, пора! тревожно засуетилась Пульхерия Александровна, еще подумает, что мы со вчерашнего сердимся, что так долго нейдем. Ах, боже мой! Говоря это, она суетливо набрасывала на себя мантилью и надевала шляпку; Дунечка тоже оделась. Перчатки на ней были не только заношенные, но даже изодранные, что заметил Разумихин, а между тем эта явная бедность костюма даже придавала обеим дамам вид какого-то особенного достоинства, что всегда бывает с теми, кто умеет носить бедное платье. Разумихин с благоговением смотрел на Дунечку и гордился, что поведет ее. «Та королева, думал он про себя, которая чинила свои чулки в тюрьме, уж конечно, в ту минуту смотрела настоящею королевой и даже более, чем во время самых пышных торжеств и выходов». Боже мой! воскликнула Пульхерия Александровна, думала ли я, что буду бояться свидания с сыном, с моим милым, милым Родей, как теперь боюсь!.. Я боюсь, Дмитрий Прокофьич! прибавила она, робко взглянув на него. Не бойтесь, маменька, сказала Дуня, целуя ее, лучше верьте в него. Я верю. Ах, боже мой! Я верю тоже, а всю ночь не спала! вскричала бедная женщина. Они вышли на улицу. Знаешь, Дунечка, как только я к утру немного заснула, мне вдруг приснилась покойница Марфа Петровна... и вся в белом... подошла ко мне, взяла за руку, а сама головой качает на меня, и так строго, строго, как будто осуждает... К добру ли это? Ах, боже мой, Дмитрий Прокофьич, вы еще не знаете: Марфа Петровна умерла! Нет, не знаю; какая Марфа Петровна? Скоропостижно! И представьте себе... После, маменька, вмешалась Дуня, ведь они еще не знают, кто такая Марфа Петровна. Ах, не знаете? А я думала, вам всё уж известно. Вы мне простите, Дмитрий Прокофьич, у меня в эти дни просто ум за разум заходит. Право, я вас считаю как бы за провидение наше, а потому так и убеждена была, что вам уже всё известно. Я вас как за родного считаю... Не осердитесь, что так говорю. Ах, боже мой, что это у вас правая рука! Ушибли? Да, ушиб, пробормотал осчастливленный Разумихин. Я иногда слишком уж от сердца говорю, так что Дуня меня поправляет... Но, боже мой, в какой он каморке живет! Проснулся ли он, однако? И эта женщина, хозяйка его, считает это за комнату? Послушайте, вы говорите, он не любит сердца выказывать, так что я, может быть, ему и надоем моими... слабостями?.. Не научите ли вы меня, Дмитрий Прокофьич? Как мне с ним? Я, знаете, совсем как потерянная хожу. Не расспрашивайте его очень об чем-нибудь, если увидите, что он морщится; особенно про здоровье очень не спрашивайте: не любит. Ах, Дмитрий Прокофьич, как тяжело быть матерью! Но вот и эта лестница... Какая ужасная лестница! Мамаша, вы даже бледны, успокойтесь, голубчик мой, сказала Дуня, ласкаясь к ней, он еще должен быть счастлив, что вас видит, а вы так себя мучаете, прибавила она, сверкнув глазами. Постойте, я загляну вперед, проснулся ли? Дамы потихоньку пошли за отправившимся по лестнице вперед Разумихиным, и когда уже поровнялись в четвертом этаже с хозяйкиною дверью, то заметили, что хозяйкина дверь отворена на маленькую щелочку и что два быстрые черные глаза рассматривают их обеих из темноты. Когда же взгляды встретились, то дверь вдруг захлопнулась, и с таким стуком, что Пульхерия Александровна чуть не вскрикнула от испуга.