В этом уроке показано, как рисовать натюрморт букет с цветами в вазе, фруктами, драпировкой, книги на столе поэтапно карандашом. Урок академического рисунка.

В начале любого рисунка нужно наметить линии недалеко от краев бумаги, за которые мы не хотим выступать, а затем наметить сами предметы. Тут не нужно особо заморачиваться, лишь бы было понятно, где располагаются какие предметы и какого они размера. Вот как это выглядело у меня:

Потом я обозначила цветы в самом букете, а также более детально прорисовала книги, драпировку и яблоки. Обратите внимание, на то, как нарисованы ромашки: намечена общая форма, размер и расположение цветов, а сами лепестки и листья не прорисованы. Это мы будем делать потом.

Дальше нужно построить вазу. Она у меня стеклянная, с интересным крестообразным рельефом на гранях. Начинаем строить с того, что рисуем основание (дно) вазы. Оно в данном случае шестиугольное. Шестиугольник как известно вписывается в круг, а круг в перспективе это эллипс. Так что, если сложно построить шестиугольник в перспективе, рисуем эллипс, отмечаем на его краях шесть точек и соединяем. Аналогично рисуется верхний шестиугольник, только он у нас больше по размеру так, как ваза к верху расширяется.

Когда основание и горлышко нарисованы, соединяем точки и у нас автоматически поучатся три грани вазочки. На них я сразу наметила узор.

После этого я нарисовала границы тени на предметах и начала штриховку. Штриховать я начала с самого темного — . Поскольку карандаш имеет не безграничные возможности и имеет свой предел яркости, нужно сразу рисовать самый темный предмет в полную силу (с хорошим нажимом). А потом мы будем штриховать остальные предметы и сравнивать их по тону (темнее или светлее) с книгами. Так у нас получится довольно контрастный натюрморт, а не серенький, как у начинающих, которые боятся рисовать темные участки.

Затем нужно определить тона остальных предметов. Я смотрю на свой натюрморт и вижу, что драпировка на книгах светлее книг. К сожалению, когда рисовала натюрморт я его не додумалась сфотать, так что придется мне поверить на слово. Драпировка, которая у меня висит за букетом темнее, чем лежащая на книгах, но светлее книг. темнее светлой драпировки и светлее темной. Вы когда рисуете что-то задавайте себе вопросы: «Что самое темное?» , «Что самое светлое?» , «Какой предмет из этих двух темнее?» Это сразу сделает вашу работу правильной по тону и смотреться она будет гораздо лучше!

Вот тут видно как я начинаю штриховку остальных предметов:

Тут видно, как я начала работу над вазой. При работе над стеклом нужно сразу пытаться рисовать все детальки. Посмотрите на то что вы рисуете и понаблюдайте где находятся блики (белые вспышки света). Блики нужно стараться оставить белыми. Кроме того необходимо заметить, что в стекле (то же касается и металлических предметов) довольно резко отличается темные и светлые участки. Если на драпировке тона переходят в друг друга плавно, то на вазе темные и светлые участки находятся близко к друг другу.

В продолжении рисунка я заштриховала заднюю драпировку. На фото ниже видны направления штрихов на драпировке, которые должны накладываться по форме предмета. Помните: если рисуете круглый предмет, штрих по форме напоминает дугу, если предмет с ровными гранями (например книга), то и штрихи прямые. После вазы я начинаю рисовать , поскольку мы так и не определили их тон.

Тут я решила прорисовать цветы и колоски. При этом важно смотреть на натуру и замечать различия между цветами, они ведь не одинаковые. Какие то из них опустили свои головки вниз, какие то наоборот — смотрят вверх, каждый цветок нужно рисовать по-своему.

Затем я заштриховала белый фон между цветами.Получились такие белые силуэты на темном фоне, с которыми мы будем работать дальше. Тут же я работаю со светлой драпировкой. Не забываем о том, что штрихи ложатся по форм.

Между тем наступило время, когда мы начинаем рисовать самое интересное — букет. Я начала с колосьев. Они в некоторых местах светлее фона, а в некоторых темнее. Тут надо смотреть на натуру.

На этом этапе я утемнила переднее яблоко, поскольку оно было недостаточно темным.

После этого начинаем прорисовывать ромашки. Сначала определим где на них тень где свет и заштрихуем тени.

Потом я доработала дальние яблоки (утемнила их и обозначила блики).

Наш натюрморт готов! Конечно его еще можно очень долго дорабатывать, но время не резиновое и я решила, что он уже довольно неплохо смотрится. Вставила его в деревянную раму и отправила будущей хозяйке.

Чувство прекрасного есть в каждом человеке. И одно из его проявлений – изобразительное искусство. Рисование умиротворяет, расслабляет и дает возможность реализовать творческий потенциал. Если вы делаете только первые шаги в живописи, то некоторые рекомендации о том, как нарисовать натюрморт с фруктами, наверняка будут интересны и полезны.

Такая живая «мертвая природа»…

Натюрморт – слово французского происхождения, которое переводится как «мертвая природа». В этом и заключается суть подобных картин: они представляют собой комбинации различных неживых объектов. Чаще всего художники рисуют овощи, фрукты, то есть то, что требует сочных красок. Еще одной особенностью такой композиции является изображение ткани. На ней могут лежать предметы или ею может быть застелен стол, но все художники стараются дотошно прорисовывать фактуру и цвет куска материала. Натюрморты прекрасно вписываются в любой интерьер – это еще один повод научиться их рисовать: готовой картиной можно украсить прихожую или кухню. И каждый раз, проходя мимо, вы не сможете удержаться от адресованной самим себе похвалы за рвение и настойчивость.

Необходимые материалы

Чтобы работа спорилась и ничто не отвлекало от рисования, нужно заранее приготовить все, что понадобится наверняка:

Холст или лист бумаги. Размер может быть любым, но вот качество должно быть отменным. Иначе линии лягут плохо, и из-за этого можно совсем охладеть к изобразительному искусству;

Простые карандаши разной твердости-мягкости. С ними можно без труда создавать различные эффекты, в том числе тени и объемы;

Натура, то есть предметы, ткань – все, что вы хотите видеть на картине;

Хорошее освещение. Для прорисовывания мелких деталей, выстраивания проекции теней лампа должна быть рассеивающей и с мощной лампочкой.

Теперь можно приступать к изучению мастер-классов для начинающих, описывающих, как нарисовать натюрморт карандашом поэтапно.

3 простых мастер-класса

Начинать рисование следует с наброска, эскиза. Именно он определяет, насколько легко или трудно вам будет работать. Делается этот набросок твердым карандашом, причем штрихами, а не законченными линиями. Иначе после того, как вспомогательные контуры нужно будет стереть, останутся следы. Все предметы, которые предоставлены натурой, в эскизе изображаются с помощью простых геометрических фигур. Основное предназначение наброска – определить пространственное расположение объектов на листе.

«Дружная компания»

Профессионалы советуют начинать рисовать натюрморты с изображения крупных объектов: в мелких деталях можно сделать серьезную ошибку. Поэтому на нашей картине изображены киви, виноград, груши и бананы – объекты с вполне явными деталями строения.

Инструкция:

1. Начинаем с эскиза. Для этого на отдельном листе рисуем местоположение каждой детали, используя треугольник.

2. Хаотичными штрихами, без сильного нажима на карандаш зарисовываем предметы в виде кружочков, овалов. Виноградинки – кружочки, груши – овалы, лимон – кружок побольше.

3. Более четкими линиями обводим контуры, вспомогательные линии вытираем.

4. Делаем тени, используя твердый или твердо-мягкий карандаш.

5. Прорисовываем линии строения груш, бананов и винограда, используя ТМ карандаш.

6. Детализируем киви в разрезе. Твердо-мягким карандашом делаем сердцевину ягоды, изображая ее многослойной, с семечками.

7. Слегка растушевываем линии в центре ластиком для придания естественности.

8. Проводим основные линии, вытираем вспомогательные.

9. Раскрашиваем все изображенные объекты - картина готова.

Красота требует… чтобы ее съели

Несмотря на дословный перевод названия жанра, основная задача художника – показать совершенство и натуральность изображенных «вкусностей», если речь идет о натюрморте с ягодами и фруктами.


Инструкция:

1. Ограничиваем область рисунка несколькими штрихами.


2. Делаем набросок кружки с веточкой земляники.


3. Добавляем очертания яблок и груши.

4. Обводим линией потолще контур фруктов.

5. Раскрашиваем яблоки и грушу подходящими цветами, учитывая то, что на каждом фрукте есть незакрашенная область – блик. На широкой части цвет должен быть самым интенсивным.








6. Красными штрихами детализируем землянику.





7. Дорисовываем кружку, делая ее в цвете.


8. Раскрашиваем ткань, затеняя места, которые частично находятся под фруктами. Картина готова.





Рисуем вазу с фруктами

Фрукты и ягоды очень красиво смотрятся в вазе. При этом можно обойтись без ткани, а значит, нам не придется прорисовывать лишние тени.


Инструкция:

1. Начинаем с вазы. Проводим ровную линию среза.


2. Добавляем полукруг, делая его чуть плоским для устойчивости.


3. Прорисовываем слегка изогнутый ободок вазы.

4. Делаем штриховые наброски фруктов (апельсины, бананы, виноград – самая простая натура).


5. Убираем ластиком лишние линии, в том числе те, что пересекаются с ободком вазы.


6. Определяем контуры ягод, которые будут на переднем плане, «затемнив» те, что окажутся на заднем.

7. Рисуем поверхность, на которой стоит ваза.


8. Добавляем кувшину бликов и изображаем дополнительные декоративные элементы на свой вкус.

9. Раскрашиваем картину – вот нам и удалось нарисовать натюрморт «ваза с экзотическими фруктами».


Хитрости для новичков Если вы рисуете в черно-белых оттенках, не забудьте о тенях: к ним будет приковано особое внимание.

Не пренебрегайте задним фоном. Стена, оконная рама, старое дерево – эти элементы вносят неповторимую атмосферность.

Цветные изображения избавляйте от монотонности, добавляя оранжевые, зеленые, кремовые, голубые краски.

Не пытайтесь соединить много элементов в одном натюрморте.

Что это за понятие «натюрморт» для начинающего, безусловно, художника? Что он в себя может включать? И как нарисовать самостоятельно?

Что, собственно, изображаем?

Первым делом, наверное, вы представляете себе вазу с цветами или фруктами, кувшин с молоком либо овощи, чашки, вяленого леща. Вообще, это слово буквально переводится «мертвая природа». А сам натюрморт может содержать разные (неодушевленные обычно) предметы в количестве от двух и выше, которые лежат на какой-либо поверхности. Чаще - это фрукты и цветы, иногда - овощи и кухонная утварь. Принято также рисовать бокалы или вазы. Как же нам изобразить натюрморт карандашом поэтапно? Все это мы с вами поймем, следуя простым инструкциям, руководству, приведенному ниже.

Самый простой метод

Мы будем рисовать фруктово-цветочный натюрморт карандашом (для начинающих). Естественно, опытные художники могут (да и должны, наверное) писать по-иному. А мы начнем с азов!


Геометрия — наше всё

Шаг 1 . В первую очередь нужно представить себе любой предмет в виде простейшей формы. Подключите свое воображение. На что больше всего похожа ваза? Правильно, на цилиндр. Корзина — параллелограмм, яблоко — круг, груша — овал, и так далее по тому же принципу! Своей симметрией поражают и цветки, и лепестки, и листья. Кстати, для этого может оказаться полезным предварительный просмотр картин кубистов. Вот уж где геометрия вселенной открывается перед нами в полном своем объеме! Также очень важно будет расположить предметы правильно на листе бумаги. Они должны «не скатываться» со стола, а лежать или стоять ровно. Итак, наш эскиз более похож на

Шаг 3 . Продолжаем рисовать натюрморт карандашом поэтапно. Кругами и овалами намечаем фрукты. Они могут перекрывать друг друга. Поэтому не очень ровные будут у нас круги.

Шаг 4 . Обозначим цветки, их центры, а также - лепестки. Добавляем постепенно листья.

Прорисовываем фактуру

Шаг 5 . Прорисовываем лепестки.

Шаг 6 . Теперь тщательно штрихуем наш рисунок. При этом добавляем корзине плетеную текстуру. Фрукты штрихуем вкруговую, оставим побольше бликов, чтобы наши плоды выглядели сочнее. Лепестки цветов и листики заштрихуйте от центра к краю.

Шаг 7 . Наш натюрморт карандашом, поэтапно продвигаясь, уже почти готов. Если вы решили, что свет падает на рисунке слева, то добавьте справа от предметов горизонтальные тени при помощи штриховки.

Дополнительные средства изображения

Вы будете удивлены, но самым обыкновенным ластиком можно не только стирать ненужное, но и рисовать, создавая более светлые тона. Это делается на изображении, выполненном углем и карандашом. Многим кажется, что основы графики — линия и штриховка. И только при помощи них художники распределяют темные и светлые тона. Однако иногда проще воспользоваться обычной стирательной резинкой, то есть ластиком. Он особенно удобен в тех случаях, когда потребуется получить бледные, достаточно тонкие линии, мягко переходящие в более темные тона. Здесь для творчества понадобится гладкая бумага, облегчающая процесс стирания угольных линий.

Еще одним средством изображения может стать обыкновенный палец! Ним легко растирать порошок графита на листе бумаги, когда вы рисуете натюрморт карандашом поэтапно. Такая своеобразная техника тоже существует в природе и вполне может быть использована для изображения «мертвой натуры» - вашего натюрморта.

Так что творите, рисуйте, дерзайте. Быть может, именно вы придумаете какую-либо новую технику рисунка, кто знает... Удачи и терпения!