О том, как распилить бревно на ленточной пилораме, было описано в предыдущей статье. Ну а в этой статье мы хотим рассказать о том, как происходит распиловка бревна на брус.

Все знают что брус, выпиленный из бревна при сушке, начинает деформироваться, но не все знают, от чего это происходит. Всё дело в том, что при распиловке бревна на брус, он был выпилен неправильно. То есть он был выпилен со смещением, а так как его середина смещена, брус начинает гнуть в направлении смещения.

Чтобы такого не произошло необходимо произвести правильный расчёт бревна перед распиловкой.

Расчёт бревна для распиловки на брус.

Итак, преступим, для начала необходимо определиться, какого размера будет брус, а также размеры материала (досок), которые мы хотим получить до бруса.

Начнём с того, что возьмём необходимый брус, для примера, 150 х 150 мм, доска не обрезная 25 мм, 30 мм, 40 мм.

Для тех, кто не знает, что значит не обрезная доска, объясняем, это доска различной ширины не имеющая определённых границ из-за наличия коры по краям, но имеющая определённый размер толщины.

Далее возьмём обрезную доску на 25 мм, 50 мм. Мы думаем тут понятно, что обрезная доска, это доска, имеющая определённый размер, как в ширину, так и в толщину и не имеющей коры, или как обычно говорят, без обзола.

Расчёт бруса

Расчёт начнём производить с замера диаметра бревна, и он у нас составляет, к примеру, 30 см. Или для удобства подсчёта переведём в миллиметры, это будет 300 мм. Так как у нас брус должен получиться 150 мм, то берём 300 мм и отнимаем 150 мм, в остатке получим 150 мм, которые пойдут на доски.

300 — 150 = 150

От верхнего и нижнего края диаметра бревна отнимаем по 5 мм на горбыль, то есть делить будем 150 мм, оставшиеся на доски, получаем 150 минус 5 и минус 5, в остатке получаем 140 мм.

150 — 5 — 5 = 140

При вычете горбыля необходимо учесть неровность бревна, так как комель больше вершины по диаметру, то есть возможность получить подгорбыльник различного размера, и у нас он будет 25 мм.

Вернёмся к диаметру бревна 300 мм. От верхнего края как описано выше отнимаем 5 мм, получаем 295 мм. И к этому числовому значению прибавляем подгорбыльную доску 25 мм плюс 2 мм на пропил, получаем 322 мм. И именно с этого начнётся распиловка бревна на брус.

300 — 5 = 295, 295 + 25 + 2 = 322

Расчёт досок

После того как сняли подгорбыльник у нас остаётся чистый остаток 140 мм. Делим его пополам и получаем 70 мм на каждую сторону бревна.

140 / 2 = 70

Смотрим выше, где мы определяли примерный размер необходимого материала помимо бруса. Это у нас 25 мм, 30 мм и 40 мм доски. И тут мы начинаем расчёт.

Берём наши 70 мм и прикидываем с учётом пропила, 40 мм плюс 2 мм получим 42 мм, до 70 не хватает 28 мм. Ну, тут мы думаем понятно, что следующей доской будет 25 мм, 25 мм плюс 2 мм получаем 27 мм. Таким образом получаем, 42 мм плюс 27 мм, 69 мм.

40 + 2 = 42, 70 — 42 = 28, 25 + 2 = 27, 42 + 27= 69

Возникает вопрос, куда девать ещё 1 мм, всё очень просто. Первый четыре реза делаем строго по размерам, а после того как перевернули бревно этот 1 мм угоняем на горбыль. В итоге выходит всё согласно нашим расчётам.

Исходя из этих расчётов, получаем лафет, распиленный по центру бревна.

Расчёт обрезного материала

Для получения обрезного материала, а так же дальнейшая распиловка бревна на брус производится путём поворота полученного лафета на 90 градусов. Расчёт происходит в том же порядке, который описан выше. Но сразу обратим внимание, если мы начнём расчёт у нас получается 20 мм, которые нам не нужны, из-за отсутствия заданных таких размеров.

70 — 50 = 20

Что делать в этом случае, мы сейчас объясним. У нас как описано выше имеется 5 мм на горбыль, мы воспользуемся этим и к 50 мм нашего обрезного материала добавим 25 мм плюс естественно 2 мм на пропил.

50 + 20 + 5 + 2 = 78

Мы получаем подгорбыльную доску 25 мм и чистую доску 50 мм, именно то, что нам было необходимо, а так же качественный брус 150 х 150.

Для получения иного размера материала необходимо недостающие миллиметры пускать на подгорбыльник, но при этом распределять их равномерно на обе стороны.

Таким образом, производится расчёт и распиловка бревна на брус на ленточной пилораме. Мы желаем удачи всем начинающим пилорамщикам в этом нелёгком деле, и главное не ошибиться в расчётах.

Олимпиадная задача 6 класс

При пилке бревен на чурбаки было сделано 52 распила, в результате напилили 72 чурбака. Сколько было брёвен и сколько распилов делали на каждом бревне.
Я сделала, но.... хочется увидеть профессиональное решение.







С бренами легко разобрались(помогла сыну с оставить уравнения(. А далье я решила, раз среднее число расилов 52/20=2,6, то часть бревен пилят на 4 чубака, а часть на три. Вот тоже получилось 12 и 8. А как надо совсем правильно?


1. Число 20 легко найти и без уравнения. Ваш сын это может сделать без Вашей помощи, если он понял соотношение числа чурбаков и числа распилов для одного бревна.

2. Вывод, который Вы сделали из среднего арифметического, - хорош для поиска одного из решений, которое Вы и нашли.
Но он никак не доказывает отсутствия других решений, т.к., во-первых, по количеству чурбаков брёвна можно делить не только на 2 группы (и в № 6 Вам привели другой пример) и, во-вторых, теоретически (а фактически - проверяйте) часть брёвен могли взять целыми.



Видимо надо уточнить условие задачи в части "сколько распилов делали на каждом бревне." Потому что в общем виде (перебор всех возможных вариантов) задача не для 6 класса.
А если перебирать, то начинаем с экзотического варианта: 1 бревно из 53 чурбаков и 19 брёвен из 1 чурбака каждый.
Возможно здесь КОМБИНАТОРИКА поможет?


Владимир Александрович!

Может быть, уточнить нужно, сколько требуется решений:
1) все
2) какое-то одно
3) число брёвен и какое-то одно решение, но каждое следующее решение даёт дополнительные баллы
(на детских олимпиадах варианты 2 и 3 довольно часты)


Когда мя сыну сказала, что некоторые бревна могли и не пилить, то сын сказалл не очень хорошие слова. Но смысл их прост: зачем привозить брёвна и потом их не пилить.Тогда я составила уравнение
ка+(20-к)б=52, но здесь три буквы, а уравнение одно. Правда известно, что все буквы-целые числа. И что теперь делать?


Хорошо! Если пилить обязательно, то начинать можно со случая: 1 бревно из 34 чурбаков и 19 брёвен из 2 каждый. Затем мысленно укорачивайте длинное и удлиняйте короткие. Хитрость ещё в том, что могут быть брёвна не только 2х длин. Представляете, сколько вариантов!
А уравнение придумывать не стоит у задачи целый набор решений. И этот набор не подъёмный для 6тиклассника!
Уточняйте условие.



Слишком длинный. А условий и правда не хватает. На так поставленную задачу можно ответить так: "Бревен было 20. Если распиливали каждое бревно, то распилив бревна по одному разу, сделали 20 распилов, а оставшиеся 32 распила провели для некоторых бревен. То есть каждое бревно пилили от 1 до 33 раз так, чтобы всего распилов было 52." Евгения Павловна права, основное при оценке такой задачи это как получено число бревен и что ребенок может еще грамотно сказать (без ошибок). Видит ли он, что ответов несколько. Понимает ли он, что не так важно какое бревно пилили, а важно соотношение количества бревен вначале и количества распилов.


А почему каждое бревно распилили по одному разу, а оставшиеся 32 распила только для некоторых брёвен.
Первое показанное здесь решение - это как раз каждое бревно распилили по 2 раза, а оставшиеся 12 распилов - только для некоторых бревен.
Годится и то, и то. :-)


Нельзя дать точный ответ на задачу, поэтому и употребление слова "некоторых". Хотя таким словом в 6 классе не все правильно оперируют. Если ученик привел один численный ответ и все, то это его уровень понимания задачи. В принципе нам, когда я ходил в школьные годы на олимпиады, иногда (2-3 раза за мою практику) говорили, что нужно провести исследование задачи и привести решение. В некоторых задачниках, по-моему, на этом тоже акцентируют внимание.


Такую песню испортил, дурак.

Это я к тому, что из хорошей классической задачки: "было n бревен, стало m чурбаков, сколько сделали распилов" сделали какую-то порнографию.

А так задача разместить 52 распила на 20 бревнах - это классика комбинаторики. С ответом "число сочетаний из (52+19) по 19" - если какие-то бревна можно не пилить, или "число сочетаний из (32+19) по 19" - если надо пилить все.

Это при условии, что бревна отличимы друг от друга. Если бревна одинаковые - все чуть сложнее.

Но вся эта комбинаторика - явно не для олимпиады 6-го класса. Так что первое предложение поста остается в силе.

Морфологический разбор причастия (разбор под цифрой 3)

Сверьте со своим учебником: причастие и деепричастие определены в нем как формы глагола, или как самостоятельные части речи.

Примечания:

  1. Причастия можно определить по вопросам (какой? Что делающий? Кем …?) и по суффиксам:

Действительное причастие прошедшего времени (-вш-, -ш-). Суффикс используется в том случае, если основа инфинитива оканчивается на согласную букву:

нес-ти нёсший, вез-ти вёзший.

(Обратите внимание, что суффикс -ш- используется также в том случае, если глагол оканчивается на -шибить, -ереть: вытереть – вытерший, ушибить – ушибший . Ошибочные формы вытеревший, ушибивший недопустимы в литературном языке).

Страдательное причастие прошедшего времени (-енн-, -нн-, -т-)

Действительное причастие настоящего времени (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-)

Страдательные причастия настоящего времени (-ем-, -ом-, -им-)

  1. Причастия не имеют форм будущего времени. Формы настоящего времени есть только у причастий, образованных от глаголов несовершенного вида.
  2. Краткие причастия, как и краткие прилагательные, в предложении выполняют роль сказуемого: Компьютер заземлен.
  3. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов, имеют полную и краткую форму

Признаки, по которым можно отличить отглагольное прилагательное от причастия:

1) Отглагольные прилагательные образуются только от глаголов несовершенного вида: кипяченое молоко (но есть целый ряд отглагольных прилагательных-исключений: деланный, жеманный, виденный, желанный, чванный, чеканный, окаянный, медленный, священный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, считанный, недрёманное око).

2) У отглагольных прилагательных нет приставок: жареная котлета, путаный ответ. Если к прилагательному прибавляется приставка не-, то оно остается прилагательным и пишется с одним н: гашеная известь - негашеная известь;

3) У отглагольных прилагательных нет зависимых слов: квашеная капуста, сравни: квашенная на зиму капуста.

4) Отглагольные слова на –ованный, -еванный - прилагательные: преобразованный, стерилизованный.

Примеры морфологического разбора причастия

Разбор причастия как формы глагола: Разбор причастия как самостоятельной части речи
вертящаяся - глагол, нач. форма вертеться;пост. признаки: неперех., возвр., НСВ, II спр. (искл.);непост. признаки: в форме причастия, действит., наст. времени, жен. рода, ед. числа, И. п.;синт. роль: определение. вертящаяся - прич., нач. форма вертящийся;
пост. признаки: возвр., НСВ, действительное, наст. времени;
непост. признаки: в жен. роде, ед. числе, И. п.;
синт. роль: определение.
(с) игравшими – глагол, начальная форма – играть;постоянные признаки: НСВ, невозвратный, непереходный, 1 спр., действительное, прош.вр.; непостоянные признаки: мн.ч.,Т.п.;синт. роль: определение. (с) игравшими – прич., начальная форма – играющий;постоянные признаки: невозвр., НСВ, действительное, прош.вр.;непостоянные признаки: мн.ч.,Т.п.;синт. роль: определение.
бегущее - глагол, нач. форма бегать;пост. признаки: неперех., невозвр., НСВ, I спр;непост. признаки: в форме причастия, действит., наст. времени, ср. рода, ед. числа, И. п.;синт. роль: определение. бегущее - прич., нач. форма бегущий;
пост. признаки: невозвр., НСВ, действит., наст. времени;
непост. признаки: в ср. роде, ед. числе, И. п.;
синт. роль: определение.
заземленном - глагол, нач. форма заземлить;пост. признаки: перех., невозвр., СВ, II спр.;непост. признаки: в форме причастия, страдат., прош. Вр., полн. форма, муж. Рода, ед. числа, П. п.;синт. роль: определение. заземленном - прич., нач. форма заземленный;
пост. рризнаки: невозвр., СВ, страдательное, прош. времени;
непост. рризнаки: в полн. форме, муж. Роде, ед. ч., П. п.;
синт. роль: определение.
покупаемого – глагол, начальная форма – купить;постоянные признаки: СВ, невозвратный, переходный, 2 спр.;непостоянные признаки: полн. страдательное, наст. Вр., ед.ч., муж.р., Р.п.;синт. роль: определение. покупаемого – прич., начальная форма – покупаемый;постоянные признаки: невозвратный, СВ, страдательное, наст. вр.;непостоянные признаки: полн. ф., ед.ч., муж.р., Р.п.;синт. роль: определение.

Морфологический разбор деепричастия (разбор под цифрой 3)

Примечания:

  1. Деепричастие – обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? (НСВ) или что сделав? (СВ). Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я :

молчать : молч -ат молч а ;
решать : реша -ют реша я .

Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -в, -вши, -ши :

замолчать : замолча -ть замолча в ;
решить : реши -ть реши в ;
заняться : заня -ть- ся заня вши сь;
принести : принес -ти принес ши .

  1. Синтаксическую роль деепричастия можно определить только в контексте предложения. Если есть зависимые слова – часть обстоятельства, если нет – обстоятельство.
  2. Деепричастие может перейти в наречие, при этом оно лишается всех глагольных категорий, т.е. значений вида, времени, залога и управления: Ни хлеб, ни одежда не добываются лежа. Наступать надо немедля.

Деепричастия, перешедшие в наречия, встречаются в составе фразеологических сочетаний: спустя рукава, сложа руки, кишмя кишат и т.п., а также обороты наречного типа: судя по всему; собственно говоря и т.п.

Примеры морфологического разбора деепричастия

Разбор деепричастия как формы глагола: Разбор деепричастия как самостоятельной части речи
потягивая - глагол, нач. форма потягивать;пост. признаки: перех., невозвр., НСВ, I спр.;непост. признаки: в форме деепричастия;синт. роль: часть обстоятельства. потягивая - деепричастие;
пост. признаки: перех., невозвр., НСВ, неизменяемое;
непост. признаки: нет;
синт. роль: часть обстоятельства.
спотыкаясь — глагол, нач. форма — спотыкаться.постоянные признаки: неперех., возвр., НСВ, I спр.;непост. признаки: в форме деепричастия;синт. роль: часть обстоятельства. спотыкаясь – деепричастие.пост. признаки: неперех., возвр., НСВ, неизменяемоенепост. признаки: нет;синт. роль: часть обстоятельства.
окончив - глагол, нач. форма окончить;пост. признаки: перех., невозвр., СВ, II спр.;непост. признаки: в форме деепричастия;синт роль: часть обстоятельства. окончив - деепричастие;пост. признаки: перех., невозвр., СВ, неизменяемое;непост. признаки: нет;синт роль: часть обстоятельства.

Примеры морфологического разбора причастия (разбор под цифрой 3)

Сверьте со своим учебником: причастие и деепричастие определены в нем как формы глагола, или как самостоятельные части речи?

Разбор причастиякак формы глагола :

Разбор причастиякак самостоятельной части речи

вертящаяся - прич., нач. форма вертеться ;

пост. признаки: неперех., возвр., НСВ, II спр. (искл.);

непост. признаки: в форме причастия, действит., наст . времени, жен. рода, ед. числа, И. п. ;

синт. роль: определение .

вертящаяся - прич., нач. форма вертящийся ;
пост. признаки: возвр., НСВ, действительное, наст. времени ;
непост. признаки: в жен. роде, ед. числе, И. п. ;
синт. роль: определение .

(с) игравшими – глагол, начальная форма – играть ;

постоянные признаки: НСВ, невозвратный , непереходный, 1 спр., действительное, прош.вр. ; непостоянные признаки: мн.ч.,Т.п .;

синт. роль: определение .

(с) игравшими – прич., начальная форма – играющий ;

постоянные признаки: невозвр., НСВ, действительное, прош.вр .;

непостоянные признаки: мн.ч.,Т.п .;

синт. роль: определение .

бегущее - глагол., нач. форма бегать ;

пост. признаки: неперех., невозвр., НСВ, I спр ;

непост. признаки: в форме причастия, действит., наст. времени, ср. рода, ед. числа, И. п.;

синт. роль: определение .

бегущее - прич., нач. форма бегущий ;
пост. признаки: невозвр., НСВ, действит., наст. времени ;
непост. признаки: в ср. роде, ед. числе, И. п .;
синт. роль: определение .

заземленном - глагол., нач. форма заземлить;

пост. признаки: перех., невозвр., СВ, II спр.;

непост. признаки: в форме причастия, страдат., прош. вр., полн. форма, муж. рода, ед. числа, П. п. ;

синт. роль: определение .

заземленном - прич., нач. форма заземленный ;
пост. признаки: невозвр., СВ, страдательное, прош. времени ;
непост. признаки: в полн. форме, муж. роде, ед. ч., П. п .;
синт. роль: определение .

покупаемого - глагол, нач. форма покупать;

постоянные признаки: СВ, невозвр., переходный, 2 спр., ;

непостоянные признаки: полн. страдательное, наст. вр .., ед.ч., муж.р., Р.п.;

синт. роль: определение.

покупаемого - прич., нач. форма покупаемый;

постоянные признаки: невозвратный, СВ, страдательное, наст. вр.;

непостоянные признаки: полн. ф., ед.ч., муж.р., Р.п. ;

синт. роль: определение .

Примечания:

1. Причастия можно определить по вопросам (какой? что делающий? кем...?) и по суффиксам:

Действительное причастие прошедшего времени (-вш-, -ш-)

Страдательное причастие прошедшего времени (-енн-, -нн-, -т-)

Действительное причастие настоящего времени (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-)

Страдательные причастия настоящего времени (-ем-, -ом-, -им-)

2. Причастия не имеют форм будущего времени. Формы настоящего времени есть только у причастий, образованных от глаголов несовершенного вида.

3. Краткие причастия, как и краткие прилагательные, в предложении выполняют роль сказуемого: Компьютер заземлен.

4. Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов, имеют полную и краткую форму

Признаки, по которым можно отличить отглагольные прилагательные от причастий:

1) Отглагольные прилагательные образуются только от глаголов несовершенного вида: кипяченое молоко (но есть целый ряд отглагольных прилагательных-исключений: деланный, жеманный, виденный, желанный, чванный, чеканный, окаянный, медленный, священный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, считанный, недрёманное око ).

2) У отглагольных прилагательных нет приставок: жареная котлета, путаный ответ . Если к прилагательному прибавляется приставка не -, то оно остается прилагательным и пишется с одним н : гашеная известь - негашеная известь ;

3) У отглагольных прилагательных нет зависимых слов:квашеная капуста , сравни: квашенная на зиму капуста .

4) Отглагольные слова на -ованный, -еванный - прилагательные: преобразованный, стерилизованный .

Примеры морфологического разбора деепричастия

Разбор деепричастиякак формы глагола :

Разбор деепричастиякак самостоятельной части речи

потягивая - глагол, нач. ф. потягивать;

пост. признаки: перех., невозвр., НСВ, I спр .;

непост. признаки: в форме деепричастия ;

синт. роль: часть обстоятельства .

потягивая - деепричастие;
пост. признаки: перех., невозвр., НСВ, неизменяемое ;
непост. признаки: нет ;
синт. роль: часть обстоятельства .

спотыкаясь - глагол, нач. ф. спотыкаться ;

постоянные признаки: неперех., возвр., НСВ, I спр .;

непост. признаки: в форме деепричастия ;

синт. роль: часть обстоятельства .

спотыкаясь - деепричастие;

пост. признаки: неперех., возвр., НСВ, неизменяемое

непост. признаки: нет ;

синт. роль: часть обстоятельства .

окончив - глагол, нач. ф. окончить ;

пост. признаки: перех., невозвр., СВ, II спр .;

непост. признаки: в форме деепричастия ;

синт роль: часть обстоятельства .

окончив - деепричастие

пост. признаки: перех., невозвр., СВ, неизменяемое ;

непост. признаки: нет ;

синт роль: часть обстоятельства .

Примечания:

1. Деепричастие – обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? (НСВ) или что сделав? (СВ).

2. Синтаксическую роль деепричастия можно определить только в контексте предложения. Если есть зависимые слова – часть обстоятельства, если нет – обстоятельство.

3. Деепричастие может перейти в наречие, при этом оно лишается всех глагольных категорий, т.е. значений вида, времени, залога и управления: Ни хлеб, ни одежда не добываются лежа. Наступать надо немедля .

4. Деепричастия, перешедшие в наречия, встречаются в составе фразеологических сочетаний: спустя рукава, сложа руки, кишмя кишат и т.п ., а также обороты наречного типа: судя по всему; собственно говоря и т.п.

Вопрос по теме можно задать на

В курсе изучения русского языка обучающиеся проводят Примеры анализа этой загадочной части речи рассмотрим в нашей статье. А также попробуем поэтапно разобраться, какие трудности ждут ребят в этой работе.

Часть речи

Причастие и деепричастие являются самыми загадочными группами речи в нашем языке. Считается, что больше всего орфографических и пунктуационных ошибок связано именно с ними. Это объясняется с тем, что ученые до сих пор не решили, к какой категории их отнести - к самостоятельной или нет. Большинство своих признаков они позаимствовали от глагола. А потому, выполняя причастия и деепричастия, мы увидим, как они схожи со своим «прародителем».

Однако наличие собственных грамматических категорий позволяет называть их самостоятельными частями. При такой спорной ситуации однозначного мнения лингвистов, к сожалению, нет. Но при этом как деепричастный, так и причастный обороты имеют собственный план морфологического анализа. Это еще раз показывает, какими особенными являются эти группы речи.

Признаки

Теперь можно перейти к тому, чтобы детально изучить морфологический разбор деепричастия. Примеры таких работ приведем далее. К признакам этой части, обозначающей добавочное действие, относятся вид, а также возвратность. Рассмотрим их подробнее.

Несовершенный вид обозначает такое действие, которое еще завершилось к определенному моменту. Отличительным его вопросом является «что делать?» у глагола и «что делая?» у деепричастия.

Например: говорить - говоря.

Эту форму употребляют тогда, когда процесс действия еще протекает или происходил когда-то в прошлом, но еще не закончился.

Следующий вид называют совершенным. Уже по его наименованию понятно, что он противоположен по значению несовершенному. Этот вид передает действие, законченное к моменту времени. Вопрос, характерный для него - «что сделав?».

Например: Прибежать (что сделать?) - глагол, прибежав (что сделав?) - деепричастие.

Например: любоваться (глагол) - любуясь (деепричастие).

Синтаксические особенности

Деепричастия, примеры которого рассмотрим после изучения всех его деталей, - задание не из легких. После изучения его признаков можно перейти к которую оно играет. Поскольку основной чертой деепричастия является неизменяемость, позаимствованная от наречия, то и вопросы у них будут схожими. В предложении оно, как правило, играет роль обстоятельства.

Например: Гуляя по улице без шапки, ребенок заболел простудой.

Задаем вопрос от глагола «заболел» к деепричастию «гуляя» (как?). Таким образом, оно является обстоятельством, обозначающим образ действия.

Но стоит принять во внимание тот факт, что оно не является одиночным. То есть у этого деепричастия в данном примере есть зависящие от него слова: гуляя (где?) - по улице и гуляя (как?) - без шапки. А, как известно, их наличие говорит о том, что перед нами находится В этом предложении оно выражено деепричастным оборотом. Как же поступить в таком случае, приступая к подчеркиванию этого члена предложения? Без сомнения, выделяйте всю конструкцию оборота как обстоятельство. В лингвистике приято подчеркивать его пунктиром с точками между ним. Не забывайте, что такой оборот всегда выделяют запятыми. При этом неважно, в какой позиции находится главное для него слово.

План разбора

Самое время выполнить морфологический разбор деепричастия. Образец приведем сразу же после составления четкого алгоритма.

  • Определяем часть речи, задав вопрос (что делая? Что сделав?).
  • Ставим слово в начальную форму, определяя глагол, который его образовал, и характерный суффикс.
  • Анализируем морфологические признаки: определяем вид (сов./несов.), смотрим на суффикс и констатируем возвратность при наличии -ся.
  • Выполняем характеристику этой части речи как члена предложения.

Такой несложный план имеет морфологический разбор деепричастия.

Примеры

Собрав необходимую информацию об этой части речи, можно переходить к ее анализу.

Рассмотрим пример: Звонко журча, побежали с наступлением весны ручьи.

В данном предложении проведем морфологический разбор деепричастия «журча».

  • Что делая? - Журча (деепричастие).
  • Находим признаки. Вид несовершенный, так как оно отвечает на вопрос «что делая?». Действие является незаконченным, продолжающимся в тот период времени. Поскольку суффикс -ся отсутствует, это деепричастие является невозвратным.
  • Синтаксическая роль - это обстоятельство. Во-первых, оно зависит от глагола, во-вторых, имеет при себе зависимые слова и входит в состав оборота (журча звонко). Согласно этому целиком выделяем его как обособленное обстоятельство.

Следующий пример, который мы проанализируем, такой: Ветер обдувал лес прохладой, шелестя листвой деревьев.

Здесь нам необходимо выполнить морфологический разбор деепричастия «шелестя».

  • Что делая? - шелестя (деепричастие).
  • Находим признаки. Вид несовершенный, потому как слово отвечает на вопрос «что делая?». Образовано от глагола «журчать» плюс суффикс -а. Отсутствие суффикса -ся подтверждает, что деепричастие невозвратное.
  • В предложении является обстоятельством. Оно зависит от глагола «обдувал» и отвечает на вопрос «как?».

Кроме того, оно подчиняет себе словосочетание «листва деревьев». Это говорит о том, что перед нами Подчеркнем его целиком пунктиром с точками.

Заключение

В данной статье мы изучили одну из самых необычных частей речи. Рассмотрев деепричастие с разных сторон, мы смогли провести его анализ, а также составить алгоритм его выполнения. Если знать все тонкости, то никаких трудностей при разборе возникнуть не должно. Желаем вам удачи в этой работе!