Данте Габриэль Россетти. «Жанна д’Арк». 1882 г. Музей Фицуильяма, Кембридж, Великобритания

Жанна д’Арк

История Жанны д’Арк, простой крестьянки, которая взяла в руки оружие и ведомая голосами святых отправилась спасать родину в Столетней войне, зачаровывала прерафаэлитов. Впрочем, о ее подвигах и трагической смерти знают все. Любопытно другое – для этой картины позировала Джейн Моррис, дочь конюха. Россетти вместе с другом, художником Берн-Джонсом, случайно встретил ее в театре и, восхитившись красотой девушки, пригласил в натурщицы. Джейн позже вышла замуж за художника Уильяма Морриса, выучила итальянский и французский, овладела фортепиано, стала писать неплохие стихи и переводить. Благодаря этому преображению она считается одним из прототипов Элизы Дулиттл из пьесы Шоу «Пигмалион». На картине Жанна д’Арк изображена будто целующей меч – символ освобождения страны. Ее роскошные рыжие волосы распущены – Россетти с удовольствием писал кудри Джейн Моррис, которая, несмотря на то, что была женой его друга, стала и его любовницей.

Леон Бакст. Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету А.С. Аренского «Клеопатра». 1909 г. Коллекция Н.Д. Лобанова-Ростовского, Лондон

Клеопатра

Египетская царица Клеопатра VII прославилась умом и обаянием, благодаря которым покорила сердца таких врагов своей страны, как великие полководцы Марк Антоний и Юлий Цезарь. Судя по сохранившимся скульптурам и монетам, красавицей Клеопатра не была – однако в искусстве эту женщину принято изображать неотразимой. По легенде, царица иногда дозволяла мужчине стать на одну ночь своим любовником – но лишь с тем условием, что наутро он будет казнен. Мы знаем этот сюжет по «Египетским ночам» Пушкина, но той же истории посвящена новелла Теофиля Готье «Ночь Клеопатры». Именно эта новелла стала основой балета, музыку к которому в 1900 году сочинил композитор Антон Аренский. Премьера балета состоялась в 1908-м на «Русских сезонах» Дягилева. Партию Клеопатры танцевала Ида Рубинштейн. Успех был ошеломляющий – во многом благодаря великолепным костюмам и декорациям работы Леона Бакста. Один из сохранившихся рисунков – эскиз наряда царицы для ведущей актрисы. Тут, конечно, больше не от истинной Клеопатры, а от Иды Рубинштейн. Балерина хотя и не считалась гениальной танцовщицей, однако благодаря характеру и темпераменту вошла в историю искусства (в том числе русской живописи – вспомним ее портрет кисти Серова), получала прекрасные роли, стала звездой. В эмиграции не пропала, собрала свою труппу.

Джорджоне. «Юдифь». Около 1504 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Юдифь

История храброй еврейки, вдовы Юдифи, известна из Ветхого Завета. Когда ассирийцы взяли в осаду ее родной город, Юдифь нарядилась в богатые одежды и, выдав себя за предательницу-пророчицу, отправилась во вражеский лагерь. Она пообещала ассирийцам показать путь в крепость и так понравилась полководцу Олоферну, что тот пригласил ее на ужин и попытался соблазнить. Однако Юдифь напоила его вином, а когда Олоферн заснул, отрубила ему голову и с триумфом возвратилась в родной город. Смятенные враги свернули осаду. Сюжет гибели Олоферна стал одним из самых популярных в эпоху барокко, однако в то время живописцы смаковали сцену насилия, изображая непосредственное убийство и потоки крови. Картина кисти Джорджоне написана раньше, в эпоху Высокого Возрождения, когда идеалом были спокойствие и гармония. Именно этими чувствами наполнено полотно. Юдифь на нем напоминает не яростную мстительницу и патриотку, а безмятежную античную богиню. С первого взгляда отрубленную голову Олоферна, которую она попирает ногой, можно и не заметить.

Паоло Веронезе. «Видение святой Елены». Около 1580 г. Пинакотека Ватикана

Святая Елена

Елена, чье полное имя звучит как Флавия Юлия Елена Августа, – одна из самых выдающихся женщин Византийской империи. Собственно, эту империю создал ее сын Константин Великий. Кроме того, Елена – в числе шести женщин, которые почитаются в лике равноапостольных, то есть наравне с апостолами. Такую великую судьбу ничто не предвещало: Елена родилась в простой семье и, судя по всему, работала служанкой в трактире отца. Там с ней и познакомился полководец Констанций I Хлор, будущий римский император, которому она родила сына Константина. Однако Констанций бросил Елену, чтобы жениться на дочери своего соправителя. Елена дождалась реванша, когда императором стал ее сын, – он провозгласил мать «августой» (царицей). Как и Константин, сделавший христианство государственной религией империи, Елена приняла эту веру. Согласно житию, однажды во сне ей было видение – царице повелевалось отправиться в Святую Землю и найти крест, на котором распяли Христа. Веронезе как раз изобразил этот сон. Елена действительно отправилась в Иерусалим и произвела раскопки на Голгофе. Найденные ею четыре века спустя после казни реликвии (крест, гвозди и табличка INRI) почитаются христианами как подлинные.

Неизвестный художник. Портрет Елизаветы I (Armada portrait). 1590-е, Королевские музеи Гринвича, Великобритания

Елизавета Тюдор

Английская королева Елизавета I вошла в историю как одна из самых великих женщин-правительниц. Она смогла удержаться на троне, несмотря на сомнительность своего права на наследование, многочисленные католические заговоры и войны. И все это без крепкого мужского плеча: королева громогласно объявила себя «Девственницей» и решительно отказалась выходить замуж. Среди ключевых событий ее царствования – разгром испанской флотилии, Непобедимой армады, которая направлялась к берегам Англии в 1588 году. Более ста испанских кораблей две недели бились в проливе Ла-Манш с английскими и голландскими судами. Аллегорический портрет Елизаветы, называемый «Armada portrait», посвящен именно этой победе. Картина полна множества деталей, которые любопытно разглядывать. В окнах на заднем плане видны два морских эпизода битвы. Один изображает английские корабли, только готовящиеся к бою, другой запечатлел, как испанские суда терпят кораблекрушение у ирландских берегов. Рука королевы опирается на глобус, причем ее пальцы «покрывают» Америку, что символизирует владычество Англии над Новым Светом. Платье вышито символами солнца, то есть власти, а многочисленные жемчужные ожерелья обозначают луну, то есть девственность королевы. Подлокотник в виде морской сирены – еще одно напоминание о гибели вражеских кораблей.

Джон Уильям Уотерхаус. «Circe Invidiosa». 1892 г. Художественная галерея Южной Австралии, Аделаида

Цирцея

Эта волшебница из древнегреческих мифов получила дар чародейства от отца – бога солнца Гелиоса. Колдунья Медея приходилась ей племянницей – и обе они были колхидскими царевнами, то есть выросли на побережье современной Грузии. В юности Цирцею выдали замуж за царя сарматов – народа, жившего на территории нынешнего Причерноморья, но вскоре она его отравила, захватила власть над страной и стала править самостоятельно. Когда Цирцею свергли, она бежала на край света и поселилась на собственном острове в Средиземном море. Всех мужчин, которые попадали на остров, Цирцея превращала в зверей – кого в свиней, а кого и во львов. Только хитроумный Одиссей сумел спастись от этой участи и покорить сердце волшебницы. Автор картины живописец Уотерхаус принадлежал к художественному кружку прерафаэлитов, которые восхищались сильными и загадочными женщинами, Прекрасными Дамами и Belle Dame sans Merci («безжалостными красавицами»). Одетая в изумрудное Цирцея на этом полотне и прекрасна, и безжалостна: она льет волшебное зелье в волны, где привыкла купаться красавица Сцилла – ее соперница в любви к морскому богу Главку. Заколдованная Сцилла превратится в чудовище (щупальца уже различимы в волнах) и поселится на скале напротив Харибды.

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в .

Текст: Софья Багдасарова

Вулканы считаются одними из самых впечатляющих и страшных природных явлений. Извержения некоторых из них, наиболее значительных, вдохновили многих деятелей искусства на создание великих произведений.

Полотно "Последний день Помпеи"

Наиболее известным произведением искусства о вулканах стала картина "Последний день Помпеи". Ее автором является Карл Брюллов. Написана она была в первой половине 19 века. Здесь художник запечатлел извержение одного из самых мощных итальянских вулканов - Везувия. Оно произошло летом 79 года н.э. Его последствием стало полное уничтожение трех близлежащих городов, которые оказались засыпаны сверху толстым слоем вулканического пепла и лавы.

Этими городами были:

  • Помпеи.
  • Геркуланум.
  • Стабии.

Самый крупный из них - Помпеи. Это был процветающий город, где жили, в основном, обеспеченные римляне. Там располагались летние имения знати и богачей.

Извержение Везувия было описано многими римскими историками. Они свидетельствуют, что из-за поднявшейся во время извержения пыли и огненного камнепада корабли не могли приблизиться к Помпеям. Поэтому жилели города просто не могли сбежать, и большинство из них погибло.

В 18 веке Помпеи были неожиданно обнаружены, начались археологические раскопки. Сегодня здесь расположен музей под открытым небом, имеющий уникальное значение. Многие предметы и дома здесь были погребены под слоем пепла в неизменном виде и дают четкое представление о жизни римлян в ту эпоху.

Прочие произведения искусства, посвященные вулканам

Помимо картины Брюллова извержениям вулканов посвящены следующие произведения искусства:

  • Стихотворение "Везувий зев открыл", автор - А.С. Пушкин.
  • Стихотворение "Вулканы", автор - Б. Ахмадулина.
  • Роман "Последний день Помпеи", автор - Эдвард Бульвер-Литтон.
  • Новелла "Аррия Марцелла", автор - Теофиль Готье.

Все они также описывают извержение Везувия и гибели города Помпеи. Прочие же подобные происшествия в искусстве практически не затрагиваются, возможно, потому, что не имели такого широкого масштаба и количества жертв.

Семен Львович Гендлин родился в 1939 году в Харькове. Его отец был профессором, мать - кандидатом наук. Родители надеялись, что сын пойдет по их стопам. Благодаря их стараниям мальчик рано научился читать и считать. Гендлин с детства был тщеславным и обладал актерским даром, что помогло ему построить незаурядную карьеру.

Черный ящик

Окончив школу, Гендлин устроился слесарем на электромеханический завод. Но вскоре понял, что жить так дальше не желает. Семен хотел не только денег, но и почета. В 60-е годы особым уважением пользовались ученые-физики. И Семен, подделав диплом о высшем образовании, поступил на работу в Харьковский институт медицинской радиологии. Гендлин сразу сообщил руководству, что скоро станет кандидатом технических наук, и подтвердил свои слова соответствующим документом, тоже, конечно, липовым.

Однажды в институт нагрянула комиссия. Гендлину необходимо было предоставить ее членам результаты своих трудов, которых не существовало. Тогда он продемонстрировал экспертам черный металлический ящик, а на все вопросы ученых, касающихся назначения данного аппарата, отвечал, что это секретный проект и говорить о нем он не имеет права. В тот же вечер на банкете он заручился поддержкой нескольких научных светил, разгоряченных спиртными напитками.

Загадочный кристалл

Гендлин решил продолжить свою карьеру в Ленинградском институте авиационного приборостроения, где его и приняли с распростертыми объятьями. Никто из сотрудников толком не знал, чем занимается в своей лаборатории именитый «ученый». Они боялись беспокоить талантливого коллегу, дабы не мешать его работе. Однако через несколько месяцев им все же пришлось это сделать. Семен Львович тут же заявил, что занимается разработкой запоминающего устройства, функционирующего при помощи некоего кристалла. Камень находился в ящике, который Гендлин с гордостью и продемонстрировал. Однако ящик открывать отказался, пояснив, что свет пагубно влияет на свойства кристалла.

Подозрения

В очередной раз подделав документы, Семен Львович Гендлин становится доктором наук. В связи с этим растет не только его вес в научной среде, но и зарплата. Если в начале своей карьеры он получал 88 рублей в месяц, то теперь имел все 350.

Но подчиненные Гендлина раскусили его. Поняв, что скоро его разоблачат и остальные, Гендлин уходит в Институт электроизмерительных приборов. Однако с собой он забирает и тех самых подчиненных, которые еще совсем недавно обвиняли его в некомпетентности. Гендлин посулил молодым специалистам карьеру и высокую зарплату, и те согласились.

Актер под арестом

Обман открылся, когда Гендлину понадобился допуск к секретным разработкам. Стало ясно, что все документы ученого липовые. Гендлин тут же ударяется в бега. Однако его арестовывают. Но даже будучи под стражей, Семен Львович продолжает играть. Признав то, что дипломы действительно являются подделкой, он заявляет, что гений не нуждается в документах вовсе. Это, мол, простая формальность, необходимая для любимой работы. А когда речь заходит о результатах обысков, в процессе которых никаких плодов научной деятельности Гендлина обнаружено не было, он заверяет следователя, что сам все уничтожил по причине секретности вверенных ему проектов.

Семен Львович Гендлин был осужден на 10 лет за мошенничество, в результате которого он обогатился в общей сложности на 6500 рублей, полученных им в качестве заработной платы.

В 1990 году Гендлин переехал на постоянное место жительство в Израиль.

Семён Гендлин, знаменитый советский мошенник, родился в Харькове в 39 году. Интеллигентные папа и мама будущего дерзкого мошенника возлагали большие надежды на сына. Мальчик очень рано обучился чтению и счёту, да и в целом подавал большие надежды, чем не уставал радовать родителей. Однако чем старше становился ребёнок, тем всё более ярко проявлялись в нём тщеславие и актёрский талант - именно они и помогли Гендлину стать тем, кем он стал в итоге. Фактрум рассказывает о самых ярких ключевых поворотах в жизни легендарного мошенника СССР.

1. Тайна чёрного ящика

По окончании школы Гендлин некоторое время работал слесарем на заводе. Вскоре амбиции возросли, и должность простого рабочего перестала его устраивать. Семён жаждал и денег, и славы, и почёта, а в шестидесятые годы всё это мог подарить статус учёного-физика. Тогда Гендлин подделал диплом и устроился в Харьковский институт медицинской радиологии.

Молодой и дерзкий парень сразу всех убедил, что в ближайшее время защитит кандидатскую. А потом внезапно заявилась комиссия, и Гендлину пришлось отчитаться о проделанной работе. Разумеется, предоставить ему было нечего, поэтому он нашёл креативный выход из положения. Молодой учёный показал экспертам чёрный ящик, и на все последующие вопросы говорил лишь одно: «Это государственная тайна, и я не могу о ней рассказывать». Судя по всему, Семён Львович обладал поразительным обаянием, поскольку в тот день не только не вызвал подозрений, но и позже на ужине обзавёлся связями с несколькими тяжеловесными научными деятелями.

2. Секретный кристалл

Спустя какое-то время Гендлин перевёлся в Ленинград. К тому моменту его слава в научных кругах распространилась уже далеко за пределы родного Харьковского института. Несмотря на то, что никто из новых коллег Семёна Львовича понятия не имел, чем занимается «учёный», они старались лишний раз не донимать его. Но прошло несколько месяцев, и коллеги всё-таки поинтересовались о результатах исследований именитого сотрудника. Тогда тот заявил, что трудится над созданием особого запоминающего прибора, в основе которого лежит таинственный кристалл. Камень Гендлин держал в железной коробке, которую с радостью согласился показать. А вот открывать её он напрочь отказался, объяснив это пагубным воздействием света на устройство.

Позже Семён Львович подделал документы и стал доктором наук. Существенно вырос не только его вес в научном сообществе, но и уровень заработной платы. ОДнако прошло время, и Гендлина разоблачили коллеги. В панике мошенник бежал в другой институт, причём переманил с собой тех самых сотрудников, которые узнали о его грандиозном обмане. Он предложил им быстрый карьерный рост и щедрую зарплату, на что те почти без раздумий согласились.

3. В маске до последнего

Преступник попался, когда пытался получить доступ к разработкам под грифом «секретно». Выяснилось, что все бумаги Гендлина сфальсифицированы. Семён Львович попытался бежать, но его быстро нашли и арестовали. Под стражей он продолжал настаивать на своей правоте, утверждал, что истинным гениям не нужны дипломы. В ходе следственного обыска в квартире обвиняемого не было найдено никаких следов многолетней научной работы, но и на это у мошенника нашлось оправдание. Гендлин заявил, что перед арестом успел сжечь все записи, поскольку занимался исключительно секретными разработками и не мог допустить, чтобы результаты «ушли в массы».

В четверг, 6 января, в Лас-Вегасе началась крупнейшая выставка электронной техники International Consumer Electronics Show-2005. Она продлится до 9 января. Многие всемирно известные компании показывают на ней свои последние достижения. Участником выставки стал и доктор Шимон Гендлин, автор многих патентов, президент компании Compu-Technics, Inc. Его экспонаты представлены в центральной части выставки, в самом престижном ее отделе Innovations-2005.

Доктор Шимон Гендлин относится к той редкой категории изобретателей, которые сами реализуют собственные идеи. В прошлом году он впервые выставлял свои экспонаты на International Consumer Electronics Show. Поскольку заявку на участие в ней он подал слишком поздно – в ноябре, то в конкурсе инноваций в области электронной техники не участвовал: жюри к этому времени уже подвело итоги конкурса. Так что выставочная площадь для экспонатов изобретателю была предоставлена где-то на задворках. Однако его стенды вызвали такой интерес публики, что вскоре их "переселили" в самый центр выставки. Неудивительно. Ведь наш соотечественник демонстрировал принципиально новую электронную память AtomChip, созданную на основе квантово-оптической технологии, которая базируется на открытом им самим, Шимоном Гендлиным, квантово-магнитном оптическом эффекте.

Гендлин-эффект открыл путь к созданию суперскоростных компьютеров нового поколения, о чем свидетельствуют экспонаты, представленные изобретателем уже в этом году на International Consumer Electronics Show-2005. Еще 1 ноября 2004 года Шимон Гендлин получил сообщение от устроителей выставки о том, что представленный им для участия в экспозиции ультрапортативный беспроводной Notebook SG 111 отмечен наградой в категории Innovation в области "компьютерных компонентов, инжениринга и дизайна". Этот компьютер по существу открывает электронную технику будущего. Не напрасно он назван Travel-Companion.

Принципиальную новизну представляет собой его "сердце" – электронная память на твердом теле AtomChip Optoelectronics. Она заменяет жесткий диск. Отсутствие вследствие этого каких-либо движущихся частей увеличивает стабильность системы в условиях низкой температуры, вибраций и ускорения. А уж сами характеристики памяти просто фантастические: RAM объемом 100 гигабайт и скоростью 4 GHz. Крайне низкий расход энергии позволяет использовать такой компьютер без подзарядки в течение месяца (то есть с ним можно путешествовать по пустыне и даже в космос отправиться).

Корпус этого компьютера изготовлен тайваньской фирмой Dialogue специально по заказу Compu-Technics, Inc. Travel-Companion обеспечивает все возможные беспроводные функции – видео, телефонную связь и т.д. В комплект входит и беспроводная видеокамера. Габариты компьютера в закрытом виде: длина 235 мм, ширина 155 мм, высота 31 мм, а весит он всего килограмм.

К самому открытию выставки в Лас-Вегасе подоспел и только что выпущенный фирмой Compu-Technics, Inc. промышленный образец портативного беспроводного компьютера SG-220. Он немного больше своего первого собрата. Его главное отличие – энергонезависимая RAM в 256 гигабайт и гораздо большая скорость.

Если на прошлогодней выставке Шимон Гендлин демонстрировал электронную память в 4 гигабайта, то в этом году уже представляет чипы в 100 и 256 гигабайт, причем в действии. Раньше аналогичные продукты компания Compu-Technics производила по заказам правительств США и Израиля только для специальных устройств, теперь настало время для использования их и в электронной технике для широкого потребления. Благодаря интересу инвесторов появилась возможность освоить целую серию различных устройств на основе квантово-оптической памяти.

С доктором Шимоном Гендлиным мы встретились накануне его отъезда в Лас-Вегас для участия в International Electronics Show-2005. В его кабинете множество всевозможных наград.

– Какие из них самые дорогие? – интересуюсь я.
– Конечно же, Золотая медаль Всемирной организации интеллектуальных продуктов (WIPO). Это высшая награда, присуждаемая за изобретения, – говорит доктор Гендлин.
Вслед за ней на изобретателя посыпался золотой дождь медалей.

А вот очень редкая награда – Золотая статуэтка Гения. И выдали ее нашему соотечественнику японцы. В 2000 году он стал участником проходящего в Токио Всемирного форума гениев. Получить такую награду более чем почетно, да еще из рук изобретателя floppy disk доктора Иоширо Накамаца! Он же вручил Шимону Гендлину Диплом почетного доктора Токийского университета (доктор Накамац, обладатель рекордного в мире количества патентов – более трех тысяч, 16 из них используются IBM. Американское академическое научное общество включило его в пятерку самых великих ученых в истории человечества наряду с Архимедом, Фарадеем, Теслой и Марией Кюри). Знакомство Шимона Гендлина с доктором Накамацем вскоре переросло в сотрудничество. В 2001 году ими был создан Dr. Gendlin-NakaMats International Hi-Tech Innovation Institute. В прошлом году на очередном Всемирном форуме гениев они уже демонстрировали совместно созданный продукт – новую память для профессиональной видеокамеры Avid/Ikegami DNG и интернет-сервера в 35 терабайт.

Долгим ли был путь к успеху, спрашиваю я доктора Гендлина. Оказывается, вкус к изобретательству у него впервые проявился еще на родине. Шимон Гендлин работал в нескольких научно-исследовательских институтах, в том числе в Институте медицинской радиологии в Харькове, в Ленинградском институте авиационного приборостроения и других. Отсутствие современного оборудования, а также козни чиновников от науки не позволяли ученому быстро продвигаться в своих исследованиях. Затем был переезд в Израиль, несколько лет становления в новой стране и, наконец, создание собственного научного коллектива. Эта работа была продолжена в США. Как изобретателю ему пришлось пройти через все: от полного разгрома в 90-х годах в журнале "Электроникс" самой идеи магнитной памяти до присвоения "акулами бизнеса" его изобретения. Многолетний судебный процесс закончился торжеством справедливости и защитой авторских прав. Для реализации задуманного Шимоном Гендлиным было создано несколько предприятий, в том числе ныне успешно действующая компания Compu-Technics. И то, что вчера казалось фантастикой, сегодня обретает совершенно реальные черты. А представленные в Лас-Вегасе портативные беспроводные компьютеры SG – только часть многочисленных проектов доктора Шимона Гендлина.