Австрийский инженер, основатель австрийской хрустальной империи Swarovski.

С того самого момента, как люди оценили красоту бриллиантов, ювелиры задумались над тем, как бы сделать что-то подобное по качеству, но с более низкой ценой. Попыток совершить этот прорыв было немало, но реализовать мечту удалось только австрийскому ювелиру Даниэлю Сваровски…

Даниэль Сваровски родился на территории Австро-Венгерской империи, в горной деревушке Георгиенталь (нем. Georgenthal; чеш. Ji?et?n pod Bukovou), на севере горной Богемии, на родине знаменитого богемского стекла. Он был неудавшимся скрипачом, но, имея хорошее образование, интересовался электротехникой и конструированием электрооборудования. В 1883 году он посещает Международную электрическую выставку в Вене, где знакомится с машинами, изобретёнными Эдисоном, и видит возможности новых технологий в стекольной промышленности. В начале 1890 годов Сваровски занимается проектированием машины для автоматической огранки кристаллов.

Бриллианты хороши всем: они красивы, прочны, долговечны и всегда в моде. У них есть только один недостаток: они слишком дорого стоят. Кроме того, они не демократичны – в бриллиантах уместно пойти на званый ужин или на бал, однако не совсем уместно ходить на работу или на деловую конференцию. Сегодня это всем понятно и не вызывает возражений. Но в конце XIX века новый тренд по отношению к бриллиантам был понятен не всем. Однако наиболее чуткие к веяниям моды ювелиры понимали, что на сцену истории вскоре выйдут массы, а им потребуются новые образы и следовательно, красивые и доступные по цене украшения.

Думал над этим и уроженец Богемии, несостоявшийся скрипач, инженер Даниэль Сваровски. Даниэль долгое время пытался сделать станок по обработке хрусталя. В 1891 году Сваровски, живя в Париже, сконструировал первый в мире электрический шлифовальный станок. Это машина позволяла обрабатывать камни и хрусталь в количестве, несопоставимом с ручной обработкой, а внешне новые издали выгодно отличались от богемского стекла и хрусталя. И главное – позволяли поставить хрусталь в один ряд с другими драгоценными камнями.

Но на родину Даниэль решил не возвращаться, опасаясь конкуренции с богемскими умельцами, а также в силу дороговизны в Богемии электроэнергии. В 1895 году Даниэль Сваровски основал компанию Swarovski в небольшой деревушке Ваттенс, Австрия, где он построил гидроэлектростанцию на горной реке. Это позволило обеспечить завод недорогой и автономной электроэнергией. Свой новый продукт Даниэль назвал “кристаллы Swarovski” и предложил его модным домам Парижа для использования в отделке платьев и в производстве бижутерии. Модницы Парижа и Санкт-Петербурга, куда Даниель отправил образцы украшений, пришли в полный восторг.

В 1911 году был создан главный секрет семьи Сваровски – формула состава исходных смесей, необходимых для изготовления хрусталя, обладающего несравненной прозрачностью и блеском. Эта технология держится в тайне по сей день.

Достоверно известны лишь некоторые факты: кристаллы Сваровски производятся из оптического хрусталя, содержащего высокий процент окиси свинца, этим объясняется их уникальная прозрачность. Эффект достигается шлифовкой каждой грани плюс специальным покрытием, которое наносится на некоторые кристаллы.

В 1956 году основатель фирмы умер, оставив семье процветающий бизнес. Ровно через двадцать лет его наследники открыли новую линию производства под названием Silver Crystal. Первой с этой линии сошла мышка, собранная из подвесок для люстры. За мышкой последовали ёжик, черепашка, оленёнок, носорог, лебедь… В общем, целый зоопарк из стекла. Всем им маркетологи Swarovski придали статус коллекционных. Цена на эти фигурки колеблется сейчас от 30 до 600 долларов.

После смерти великого ювелира его дело продолжили сыновья: Вильгельм, Фридрих и Альфред, которые помогли отцу в работе.

Вскоре был создан и клуб коллекционеров изделий от Сваровски, в котором состоят около полумиллиона человек со всего мира. Каждому из них раз в год дизайнеры преподносят фигурку, сделанную по специальным эскизам. Настолько специальным, что все инструменты, использованные для производства фигурок, и сами эскизы безжалостно уничтожаются.

В настоящее время Сваровски – один из самых знаменитых ювелирных брендов. Но не только: компания занимается созданием оптики, станков по обработке хрусталя, люстр, тканей и многого другого. Удивительно, но камни, созданные как дешевая замена бриллиантов, сегодня иногда стоят дороже натуральных драгоценностей.

В 1995 году к столетию фирмы открылся музей Сваровски. Он представляет собой огромную подземную пещеру и находится примерно в часе езды от Инсбрука, столицы Тироля. Здесь выставлены самый маленький и самый большой из хрустальных кристаллов Сваровски, вошедшие в Книгу рекордов Гиннесса.

Вес гиганта – 310000 карат (примерно 62 килограмма), диаметр – 40 сантиметров. Среди экспонатов “мягкие” часы Сальвадора Дали, сделанные из хрусталя, убранство коня индийского магараджи, хрустальная стена высотой одиннадцать метров.

Долгое время эмблемой бренда был эдельвейс, но 1988 года его заменил хрустальный лебедь. Это грациозная птица со множеством граней как будто создана из воздуха, насыщенного глубоким блеском. Уникальное изображение лебедя сегодня украшает все драгоценные изделия этой компании. Лебедь как нельзя лучше отражает тот путь, который проделала компания на пути своего развития: от небольшой фабрики по выпуску бижутерии до настоящего промышленного гиганта, покорившего весь мир.

Swarovski

Австрийская компания, специализирующаяся на производстве рассыпных кристаллов, украшений, кристальных фигурок и огранке синтетических и природных драгоценных камней. Компания также производит оптическое оборудование и готовые светильники и люстры. Количество сотрудников – 32 000 человек.

Источник – интернет и журнал Загадки истории.

К созданию искусственных бриллиантов можно относиться по-разному: либо называть мошенничеством и подделкой драгоценных камней, либо считать это искусством имитации, позволяющим сэкономить на украшениях. И то и другое утверждения в равной степени верны.

Даниэля Сваровски, со дня рождения которого 24 октября исполняется 154 года, называли и хитрым мошенником, и мастером иллюзий, и ювелирным мэтром. Один факт неоспорим: как бы ни именовали бизнес Даниэля Сваровски, он сумел превратить свою компанию в главного в мире производителя кристаллов.

Конечно, Даниэль Сваровски был не первым в истории человеком, которому пришла в голову идея подделывать драгоценные камни. С давних времен это было незаконным прибыльным бизнесом. Знаменитым мошенником, в XVIII в. зарабатывавшем на производстве подделок, был Жорж Фредерик Страсс. Позже в честь него искусственные бриллианты были названы стразами, а в то время он считался авантюристом. А вот Даниэль Сваровски стал первым, кому удалось подделку превратить в модный тренд.

Главная причина, по которой Сваровски нельзя считать мошенником, - это то, что он никогда не скрывал факта подделки и не вводил людей в заблуждение. Создание искусственных бриллиантов он называл имитацией. Сваровски не только заставил дам носить искусственные драгоценности, но и убедил их в том, что это модно и престижно.

Платье, украшенное кристаллами, и бижутерия от Сваровски

Род занятий Сваровски был ему предрешен с рождения: он появился на свет в 1862 г. в Северной Богемии, которая с XVIII в. славилась производством богемского стекла. Основным промыслом здесь были стекольные мастерские, имелась таковая и у отца Даниэля - там изготавливали бижутерию для розничной торговли. Больших доходов это предприятие не приносило. Даниэль не намеревался продолжать дело отца - он мечтал о будущем скрипача и всерьез занимался музыкой. Вскоре по неизвестным причинам он оставил свои занятия и отправился в Париж учиться на инженера.

Даниэль Сваровски и его шлифовальная машина

Судьбоносным для успеха будущего предприятия стало увлечение Даниэля электротехникой и конструированием электроприборов. В 1883 г. он побывал на Первой электрической выставке в Вене, где ему пришла в голову идея использовать электрический ток для шлифовки стекла. На изобретение и тестирование нового инструмента ушло около 10 лет, и в 1892 г. Сваровски получил патент на электрическую шлифовальную машину, с помощью которой можно было быстро и качественно обрабатывать хрусталь, благодаря чему производство искусственных бриллиантов стало массовым.

Завод Сваровски в Австрии

Сваровски не стал возвращаться в Богемию - конкуренция в стекольном производстве там и так была слишком высокой, он обосновался в Австрии, в поселке Ваттенс. Выкупив полуразрушенный завод, Даниэль открыл здесь фабрику, выпускающую изделия из хрусталя. Никто не мог предположить, что маленькая деревушка станет спустя годы хрустальной империей и туристической меккой.

Платье, украшенное кристаллами Сваровски

Райские птички от Сваровски

Производство быстро развивалось. В 1900 г. Даниэль расширил помещение, нанял еще 200 рабочих и назвал свое предприятие «Swarovski» - под этим названием оно известно до сих пор. Главное ноу-хау мастера - даже не технология шлифовки хрусталя, а секретная формула состава исходных смесей, используемых для его изготовления. Именно поэтому кристаллы Сваровски отличались необыкновенной прозрачностью и блеском. Эта формула до сих пор хранится в строжайшем секрете.

Коко Шанель и Эльза Скиапарелли

Даниэль Сваровски стал родоначальником эпохи бижутерии и массового выпуска искусственных бриллиантов. В начале ХХ в. модницы уже не считали позорным носить «подделки». К тому же Коко Шанель и Эльза Скиапарелли использовали бижутерию в своих коллекциях. Коко Шанель утверждала: «Имитация - это самая честная форма лести. Украшений должно быть много, но если они настоящие - это отдает хвастовством и дурным вкусом».

Даниэль Сваровски с сыновьями

С тех пор бижутерия перестала считаться дурным тоном даже при королевских дворах. Появилось понятие «элитарной бижутерии», и Сваровски стал ее главным производителем. А инженерный талант Даниэля помог ему пережить две войны и не обанкротиться. Когда в годы Первой мировой спрос на ювелирные украшения упал, Сваровски занялся изготовлением инструментов и абразивных материалов для точильных и гранильных станков.

Коллекционные фигурки серии Silver Crystal

Кристаллический тюнинг автомобилей

Основатель хрустальной империи ушел из жизни в 1956 г., в возрасте 94 лет, а его дело продолжили дети и внуки. Она наладили выпуск цветных кристаллов, подвесок для люстр, сувенирных хрустальных фигурок и даже занялись кристаллическим тюнингом автомобилей.

Экспонаты музея «Хрустальные миры Сваровски»

Вход в музей-пещеру «Хрустальные миры Сваровски»

Даниель Сваровски был человеком очень неоднозначным. Имя его по сей день окружено толками и сплетнями. Кто-то полагает, что он почти мошенник, кто-то уверен в гениальности изобретателя, кто-то считает, что ничего особенного он для человечества не сделал. Но спорить с тем, что Сваровски был бесконечно талантлив, не придет в голову, пожалуй, никому. Причем талант его выражался не только в искусстве, но и в такой прозаической деятельности, как предпринимательство. Ведь Даниель не только открыл совершенно особую нишу в искусстве, но и сумел невероятно преуспеть, открыть гигантскую фабрику.

Будущий инженер-оптик появился на свет в 1862 году, в Богемских горах, которые находятся в Австро-Венгерской республике. Нет, наверное, человека, который не слышал бы о знаменитом богемском стекле, которое испокон веков жители гор обрабатывали, выдували из него чудесные изделия. Уникальное стекло служило материалом для разного рода аксессуаров и предметов интерьера, которые изготавливали практически в каждом богемском доме.Отец Даниеля, старый Сваровски, не был исключением. Как и многие, он поддерживал благосостояние своего семейства, производя в маленькой мастерской прямо при доме дамские шпильки, заколки и прочую бижутерию и галантерею из богемского стекла. Изделия эти предназначались для розничной продажи и радовали домочадцев мастера. Однако, о большом бизнесе не было и речи. Даниель помогал отцу в производстве и торговле, занимался музыкой. Но предпринимательская жилка тогда уже давала себя знать. Решив, что большого успеха в сельской местности Богемии добиться не удастся, Даниель отправился в Париж, чтобы покорить мир.
Карьера Даниеля Сваровски, как это обычно и бывает, началась с обучения. В Париже он постигал тайны химии и физики, активно интересовался другими науками. Так рождался великий изобретатель.
Толчком для начала профессиональной деятельности Сваровски стала Всемирная электротехническая выставка. Вдоволь нагулявшись по ней и насмотревшись на представленные чудеса, Даниель подумал — почему бы, собственно, не использовать электрический ток гораздо шире, чем теперь? И по приезде с выставки сразу же включился в работу, начав проектировать станок, который с помощью тока должен был особым образом обрабатывать стекло, хрусталь и камни. Результат был потрясающий — материалы шлифовались на станке лучше, чем вручную.
Теперь нужно было, чтобы потребители узнали о новом удивительном способе, а для этого нужен был размах предприятия. Сваровски был умен. Он понял, что в Богемии пробиться ему будет трудно — слишком уж велика конкуренция среди стекольных дел мастеров. И без сожаления покинул родные края, чтобы открыть производство в Австрии. Там он начал развивать свое дело, с помощью нового станка делая из хрусталя отличную имитацию дорогих драгоценных камней.
Свой бизнес Сваровски считал законным, и потому сам факт имитации не скрывал. Его хрусталь выглядел так же, как бриллианты, а значит, мог выполнять ту же социальную функцию. Сваровски поставил на поток светский блеск, престиж, право на избранность и другие иллюзии, которые ассоциируются у людей с драгоценностями. Говорят, что настоящий, природный бриллиант сам выбирает, на чьем пальце ему красоваться. Но время элитарности стремительно проходило, и теперь даже средней руки чиновник мог презентовать жене элегантную хрустальную штучку, не будучи заподозрен в растрате.
Фабрику Сваровски завалили заказами. Ему пришлось расширить помещения и нанять 200 рабочих. Тогда-то фирма и получила название Swarovski, чтобы товар, выпускаемый на рынок, не был безымянным.
За несколько лет Сваровски вместе с сыновьями довел до совершенства технологию огранки и шлифовки кристаллов. Оказалось, что во всем мире только он один знает, как добиться сверхъестественной прозрачности хрусталя. Главные конкуренты хитрого Даниеля, знаменитые стеклянные заводы Венеции, оказались на грани разорения. Сделать что-либо подобное не удалось до сих пор никому, как ни пытались. Даже богемские стеклодувы не смогли переплюнуть своего земляка. Промышленной огранкой пробовали заниматься многие. Тогда-то и выяснилось, что сила Сваровски не столько в станках, сколько в формуле, которую он разработал для варки своего хрусталя.
Образцы своих украшений Даниель отправил в Париж и Санкт-Петербург. Модницы приняли новинки с восторгом. Спустя годы бижутерию из хрусталя включили в свои вечерние туалеты и сценические костюмы Марлен Дитрих, Майкл Джексон, Брайан Ферри, Тина Тернер. Шанель, Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран и сегодня обшивают хрусталем свои платья. Во время Второй мировой войны, когда модные дома Европы потерпели крах, хитрый Сваровски умудрился наладить сбыт своей кристальной продукции в США.
В 1956 году основатель фирмы умер, оставив семье процветающий бизнес. Ровно через двадцать лет его наследники открыли новую линию производства под названием Silver Crystal. Первой с этой линии сошла мышка, собранная из подвесок для люстры. За мышкой последовали ежик, черепашка, олененок, носорог, лебедь… Со временем образовался целый зоопарк стеклянных животных. Всем им маркетологи Swarovski придали статус коллекционных. Сегодня цена на эти фигурки колеблется от 30 до 600 долларов.Компания и сейчас продолжает интенсивно работать. Появился клуб коллекционеров изделий Сваровски, который насчитывает более 500 000 человек, живущих в разных уголках света. Знаменитая фирма не забывает о своих почитателях и ежегодно дарит каждому из них по уникальной фигурке. Эти вещицы неповторимы. Когда фигурка готова, все следы производства уничтожаются, чтобы никто не смог даже приблизиться к таинству создания маленьких сверкающих шедевров.

К 100-летнему юбилею фирмы был открыт музей Сваровски. Это не старинный особняк и не дворец, не деловое здание и не дом великого изобретателя. Музей находится в пещере, что располагается недалеко от тирольской столицы.
Музей насчитывает 7 пещер, которые соединены между собой причудливыми лабиринтами, а у входа стоит исполин, изо рта которого падает, искрясь, водопад. Попасть в сам музей можно, спустившись по стеклянному тоннелю, который украшен выгравированными на стенах строками великих поэтов прошлого, которые рассказывали миру о хрустале.
Главными экспонатами музея являются самый большой и самый маленький кристаллы Сваровски, которые занесены в Книгу рекордов Гиннеса.Большой кристалл имеет массу более 60-ти килограмм и 100 граней. Они переливаются и играют всеми цветами радуги. Величественное, таинственное, невероятное зрелище. А вот второй кристалл невооруженным глазом увидеть невозможно, диаметр этого чуда — меньше миллиметра. Есть в музее и другие потрясающие экспонаты, единственные в своем роде.

Даже переход из зала в зал — удивителен. Под ногами — дорожка из хрусталя, она искрится и меняет цвет. Десять метров непревзойденного искусства... А вокруг — моря и океаны, невыносимый блеск звезд на ночном небе, хрустальные птицы и рыбы. И вот — второй зал.
Под ногами и над головой разверзлись хрустальные бездны, голос бьется о 590 зеркал, миллионы раз отражается от них. В хрустальных стенах, потолке, полах рассыпаются разноцветные звезды, играют яркие блики. Это олицетворяет подход Сваровски к хрусталю, своему инструменту и детищу — бесконечная тонкая музыка кристаллов словно слышится в этой комнате каждому посетителю.
Музей Сваровски — это гамма невероятных ощущений, которые остаются с человеком на всю жизнь. Находясь здесь, словно растворяешься в хрустале, впускаешь в себя всю гамму красок, звуков, чувств, чувствуешь волшебство света и таинственность тени. Понимаешь, что хрусталь — удивительное искусство, которое может поработить на всю жизнь.
Даниель Сваровски — герой не только своего, но и нашего времени. Сегодня то, чему он положил начало — уникальная варка и обработка хрусталя — продолжает радовать, удивлять, восхищать. Секрет фирмы охраняется бережно и серьезно, ведь технология изготовления бижутерии совершенно уникальна и неповторима, это залог благополучия компании и ее вечной оригинальности. Другие мастера пытались выведать секрет неоднократно, но все эти попытки терпели крах. И это отлично — кристаллы Сваровски были, есть и продолжают оставаться чудом, никем не разгаданным, а потому еще более привлекательным, интересным и, конечно, востребованным.