Сразу скажем, что жена Голицына и Разумовский давно любили друг друга и долгое время искали возможности получить трудный, в те времена, развод. Удалось им это сделать только через ломберный карточный стол.

О личности Александра Николаевича Голицына (1769 - 1817) до нас дошло немного сведений. Историк в книге «ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ЧУДАКИ И ОРИГИНАЛЫ» (1898 г.) пишет:

«Этот Голицын имел 24000 душ крестьян и громадное состояние, которые пустил прахом: частью проиграл в карты, частью потратил на неслыханное сумасбродство. Он ежедневно отпускал кучерам своим шампанское, крупными ассигнациями зажигал трубки гостей, бросал на улицу извозчикам горстями золото, чтобы они толпились у его подъезда, и прочее. Прожив таким образом состояние, он подписывал не читая векселя, на которых суммы выставлялись не буквами, а цифрами. В конце своей жизни он получал содержание от своих племянников и никогда не сожалел о своем прежнем баснословном богатстве, всегда был весел духом, а часто и навеселе».

Князя при жизни прозвали «Cosa rara», по названию известной в то время оперы («Cosa rara» - редкая вещь (ит.))

В жены князь Голицын выбрал себе Марию Григорьевну Вяземскую (1772-1865), молодую красавицу, за которой закрепилось прозвище Юнона, за ее красоту. Молодые поженились в 1789 году и Вяземская сменила фамилию на Голицыну. Но семейная жизнь у молодых не задалась.

На одном из балов Мария Григорьевна познакомилась с графом Львом Кирилловичем Разумовским (1757 - 1818) и вскоре они полюбили друг друга.

В то время получить развод было практически невозможно. Отчаявшийся Разумовский хотел сначала вызвать князя Голицына на дуэль, но затем решил попробовать иной путь. Разумовский предложил Голицину, страстному игроку, сыграть на большую ставку. Азартный Голицын согласился. За ночь Разумовский смог выиграть почти все состояние Голицына. Под утро Разумовский предложил поставить Марию Григорьевну против всего, что он выиграл за ночь. Немного поколебавшись, Голицын согласился и... снова проиграл.

Лев Кириллович забрал Марию Григорьевну, а выигрыш оставил Голицыну.

Эта скандальная история быстро стала широкоизвестной, что помогло Вяземской получить официальный развод с Голицыным в 1801 году. Сразу же после развода Разумовский и Вяземская поженились.

Первое время влюбленные сталкивались с трудностями. По правилам того времени Мария Григорьевна не могла появляться там, куда могли прийти члены императорской семьи. Считалось, что разведённой женщине нельзя находиться в одном помещении с помазанниками Божьими. Но на помощь чете Разумовских пришел сам император Александр I. На один из семейных праздников в доме Кочубеев, где были и Разумовские, неожиданно прибыл император Александр I. Увидев графиню Разумовскую император пригласил её на танец, после чего негласный запрет был снят. Есть сведения, что приход императора подстроил один из влиятельных друзей Разумовского.

Разумовский еще известен и тем, что он владел усадьбой, в которой позже расположился , а ныне в этом здании расположен (Москва, д. 21 (м. Тверская, Пушкинская)). В этом здании большую часть времени и жили супруги.

Супруги Разумовские жили счастливо вместе до смерти Льва Кирилловича в 1818 году. Мария Григорьевна пережила супруга почти на полвека (умерла в 1865 г.). До последних лет жизни она ездила в Париж и на курорты, играла в рулетку, уверяя, что сочетание целебных вод и азарта придаёт ей силы. По свидетельству современников она даже успела побывать в первом открывшемся в Монако игорном доме и сыграть в рулетку.

Изображения

Изображение Льва Кирилловича Разумовского сохранилось в портрете графа Л.К.Разумовского. 1800-е Холст, масло. 63 x 49 см, художник - Боровиковский Владимир Лукич (1757 - 1825). Оригинал портрета хранится в Саратовском государственном художественном музее им. А.Н. Радищева (http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=12862).

Изображение Марии Григорьевны Вяземской сохранилось в портрете 1798 года работы французской художницы Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрён (1755-1842).

Мария Григорьевна Вяземская-Голицына — самая скандальная героиня светской хроники дореволюционной эпохи. Ее муж Голицын проиграл жену в карты своему сопернику, Льву Кирилловичу Разумовскому. Новый брак страшно осуждался в высшем свете, но спас положение император Александр I, который всегда покровительствовал влюбленным. На одном из балов он пригласил на танец Вяземскую, что стало сигналом высшему свету о прощении и принятии этого брака. История Вяземской-Разумовского послужила основой поэмы Лермонтова «Тамбовская княжна». У Вяземской с Разумовским не было детей, были приемные внуки. Среди которых — ее полная тезка, Назимова Мария Григорьевна, урожденная Вяземская, приемная дочь великой княгини Елены Павловны и великого князя Михаила Павловича. Воспоминания внучки «Бабушка графиня М.Г.Разумовская» были напечатаны в «Историческом вестнике» в 1899 году.

С дорогой моей бабушкой мне пришлось провести только последние два с половиной года ее жизни, но я всегда с чувством благодарности к судьбе вспоминаю это время, и теперь — оканчивая сама свой жизненный путь, взглянув на прошлое, я могу сказать, что лучшего времени в моей жизни не было. Тут довольство жизнью не обусловливается роскошью, которой я пользовалась, но всецело зиждется в чувстве благодарности за безграничную любовь бабушки ко мне. К сожалению, я была слишком молода, чтобы вполне оценить ее, и только в течение жизни, столкнувшись с людьми бессердечными и даже жестокими, я умиленно вспоминала душевную теплоту моей дорогой бабушки. Мы были с ней тезки, в самом широком значении этого слова: я носила имя княжны Марии Григорьевны Вяземской, как и моя бабушка до своего замужества. Как это часто бывает с очень древними стариками, бабушка видела во мне возрождение своей юности и молодела душой, глядя на меня. Она обставила меня роскошно, у меня была своя горничная, своя карета и выездной лакей, целый маленький штат в моем распоряжении. С нашим переездом на дачу переехали и некоторые, составлявшие постоянную табельку моей бабушки. Гр. К. селилась всегда по возможности близко к нашей даче, и, говорят, из карточного выигрыша составляла себе серьезный годовой доход. Так утверждал князь Павел Павлович Гагарин, избегавший по возможности участвовать в партии бабушки, говоря, что играть с ней — это наверняка выигрывать, настолько бабушка играла плохо и рассеянно. Затем был г. Сутгоф и милейший Илларион Алексеевич Философов, составлявшие партию табельки, чтобы не лишать бабушку удовольствия, без которого она бы скучала вечером. Партия затягивалась поздно, и бабушка никогда не ложилась раньше двух-трех часов ночи. Вечером я разливала чай, но бабушка строго следила, чтобы в одиннадцать часов я отправлялась спать, так что в ужине я никогда не участвовала. Но, уходя к себе, я все-таки не ложилась, а читала до того времени, когда, бывало, услышу шаги бабушки, которая, проходя через мою комнату, тихонько кралась, ступая осторожно, не подозревая вместе с тем, что из полутемноты комнаты, освещенной мягким светом лампады, на нее смотрят смеющиеся глаза, совсем не сонные.

Жизнь на даче была почти та же городская жизнь: так же закладывали ландо в два часа, и так же делались визиты до пяти; за обедом почти всегда были гости, затем прогулка с гостями на музыку, где делались еще приглашения приехать после музыки на чашку чая, собиралось человек 15, и так ежедневно. При дачной жизни была только разница в легкости созывать к себе гостей, чего городская жизнь не представляла. Дача бабушки часто удостаивалась видеть в своих стенах царскую фамилию. В одно из посещений императора Николая Павловича, когда он запросто завтракал у бабушки, он пожелал обойти весь дом и даже прошел крытой галереей в кухню. У бабушки в это время была кухаркой француженка м-me Francoise. Государь обратился к ней со словами: «Я хочу сделать вам комплимент, м-me Francoise, вы по истине искусная повариха». M-me Francoise, низко присев, ответила: «Я возлагаю свои руки к ногам вашего величества!» — и при этом к ногам императора она положила самый большой кухонный нож, который случайно держала в руках».

В 1822 году хозяйкой особняка на Большой Морской, 29, стала графиня Мария Разумовская (1772–1865). Ее судьба одно время была предметом светских пересудов обеих столиц. В 1802 году московский князь Александр Голицын, редкий расточитель (прикуривал трубки от крупных ассигнаций, поил кучеров шампанским, пригоршнями бросал извозчикам золото, чтобы они толпились у подъезда), промотал 40 тысяч душ и проиграл в карты красавицу жену – Марию Григорьевну (урожденную Вяземскую). К счастью, выиграл ее младший сын гетмана Разумовского – Лев Кириллович, давно в нее влюбленный. Экс-княгиня не расстроилась и переехала в роскошный особняк на Тверской. Но поскольку супруги часто принимали у себя Голицына и тот публично появлялся с бывшей женой, оправдывая данное ему москвичами прозвище Cоsa Rara («редкая вещь» – по названию популярной тогда оперы, в которой блистала Сандунова), эти отношения породили множество слухов. Чету Разумовских даже не хотели принимать в обществе. Конец пересудам положил император. В 1809 году на одном из балов Александр I подошел к Марии Разумовской и громко спросил: «Madame la comtesse, voulez vous me faire l’honneur de danser une polonaise avec moi?» («Графиня, не окажете ли честь cтанцевать со мною полонез?» – то есть назвал ее графиней, а не княгиней, подчеркнув тем самым законность ее отношений с Разумовским. По воспомнинаниям Петра Вяземского: «Графиня Разумовская едва ли имела много себе подобных. Во-первых, знавшие ее с молодых лет говорили, что она хорошела с годами. В летах глубокой старости она могла дать о себе понятие, что была некогда писаною красавицею, чего никогда не было. Во-вторых, пережила она всех сверстников и многих из нового поколения, так что мафусаиловские года ее оставались головоломною задачею для охотников до летосчисления. (Она пережила мужа на полвека и скончалась в возрасте 93 лет.) Долго по кончине графа (в 1818 году. – ред.) предавалась она искренней и глубокой скорби. Для здоровья ее, сильно пострадавшего от безутешной печали, присоветовали ей съездить на время в чужие края. Там мир новых явлений и впечатлений, а, вероятно, более всего счастливое сложение натуры и характера ее взяли свое. Она осталась верна любви и воспоминаниям своим, но источник слез иссяк: траур жизни и одеяний переменился на более светлые оттенки. Париж, Вена приняли ее радушно: дом ее сделался опять гостеприимным. Благодарный Карлсбад посвятил ей памятник: она была на водах душою общества и хороводицею посетителей и посетительниц этого целительного уголка. Сохранились многочисленные изображения ее кареты, которой она пользовалась в Венском Пратере, акварели с иозбражением ее прекрасных квартир в Париже и Царском Селе.

В 1838 году Михаил Лермонтов написал поэму «Тамбовская казначейша». В поэме говорится, что находившийся в Тамбове проездом штаб-ротмистр Гарин обыграл в карты местного казначея Бобковского. Ситуация была бы банальна, если бы не ставка в этой игре, которой оказалась красавица Авдотья Николаевна, его супруга. Поэма сама по себе скандальная, но куда скандальнее была реальная история, которая легла в основу сюжета.

Самодур

События разворачивались не в провинциальном Тамбове, а в Москве, и участниками были не какие-то никому не известные казначей и штаб-ротмистр, а «сильные мира сего» - князь Голицын и граф Разумовский. Именно между ними состоялась игра, в которой призом победителю стала молодая красавица-жена.

Князь слыл самодуром, повесой и транжирой. Историк Михаил Иванович Пыляев писал о нем:

«Этот Голицын имел 24000 душ крестьян и громадное состояние, которые пустил прахом: частью проиграл в карты, частью потратил на неслыханное сумасбродство. Он ежедневно отпускал кучерам своим шампанское, крупными ассигнациями зажигал трубки гостей, бросал на улицу извозчикам горстями золото, чтобы они толпились у его подъезда, и прочее. Прожив таким образом состояние, он подписывал не читая векселя, на которых суммы выставлялись не буквами, а цифрами. В конце своей жизни он получал содержание от своих племянников и никогда не сожалел о своем прежнем баснословном богатстве, всегда был весел духом, а часто и навеселе». Князя при жизни прозвали «Cosa rara», по названию известной в то время оперы (по-русски «редкая вещь» в негативном смысле!)

В жены князь Голицын выбрал себе Марию Григорьевну Вяземскую (1772–1865), молодую красавицу, за которой закрепилось прозвище Юнона, за ее красоту.

Страдания молодой княгини

Молодые поженились в 1789 году. Но совместная жизнь у них не задалась. В семейной жизни князь был деспотом, нередко бил свою жену. И в то же время князь не жалел денег на наряды для Марии и вывозил на все балы, стремясь похвалиться перед людьми ее красотой и грацией. В обычной жизни Голицын вел себя как холостяк, кутил с друзьями, месяцами не появляясь дома. Его сумасшедшая расточительность стала легендой. Мария Голицына, предвидя неминуемое разорение, обратилась за помощью к только что вступившему на престол императору Александру I в. 1801 году. Но государь отказал, и ничто не могло уже помешать Голицыну стремиться к потере материального благополучия.

Так и жил князь своей развеселой жизнью и мало обращал внимания на жену, а Мария Григорьевна, между тем, всерьез увлеклась высоким и статным красавцем графом Разумовским.

Лев Кириллович Разумовский был настоящий барин. Утонченный и вежливый, он жил на широкую ногу и был веселым и гостеприимным человеком. Увлекался наукой, чтением и ценил искусство. У себя в доме одним из первых создал зимний сад, что добавляло прелести проводимым там праздникам и балам. Мария Григорьевна с тоской представляла себе, какое счастье могло ждать ее рядом с таким замечательным человеком. Но пока что рядом был деспот и грубиян Голицын. Взаимная симпатия Льва Разумовского и Марии Голицыной вскоре переросла в любовь. Назревал крупный скандал. Однако внезапно ситуация разрешилась самым неожиданным образом.

Игра

В то время получить развод было практически невозможно. Отчаявшийся Разумовский хотел сначала вызвать князя Голицына на дуэль, но затем решил попробовать иной путь. Разумовский предложил Голицыну, страстному игроку, сыграть на большую ставку. Азартный Голицын согласился. За ночь Разумовский смог выиграть почти все состояние Голицына. Под утро Разумовский предложил поставить Марию Григорьевну против всего, что он выиграл за ночь. Немного поколебавшись, Голицын согласился и… снова проиграл.

Лев Кириллович забрал Марию Григорьевну, а выигрыш оставил Голицыну. Несмотря на счастье освобождения, Мария Григорьевна была глубоко оскорблена тем, что её, урожденную княжну Вяземскую, поставили на карту, как какую-нибудь крепостную девку. Об этой скандальной истории говорили во всех домах Москвы и Санкт-Петербурга. Однако, именно благодаря широкой огласке церковь посчитала недопустимым такое поругание священных уз брака со стороны мужа и без колебаний дала согласие на расторжение брака с Голицыным.

Но высший свет подверг остракизму этот новый союз. Если Разумовского еще принимали, то Мария оказалась в положении отверженной обществом, для нее вход в аристократические дома был закрыт.

Прощение

По правилам того времени Мария Григорьевна не могла появляться там, куда могли прийти члены императорской семьи. Считалось, что разведённой женщине нельзя находиться в одном помещении с помазанниками Божьими. Но на помощь чете Разумовских пришел сам император Александр I. Мария Григорьевна не могла появляться на больших великосветских балах. Разумовских довольно редко, но приглашали на маленькие семейные праздники с танцами.

На один из таких праздников в доме Кочубеев неожиданно прибыл государь и, демонстративно пройдя через весь зал, пригласил Марию Григорьевну на танец. И поскольку сам император признал графиню Разумовскую достойной своего общества, у его подданных никакого другого выбора не оставалось, кроме как последовать высочайшему примеру и отныне принимать её как равную.

Karl Heinrich Hoff - The CardGameby

Михаил Юрьевич Лермонтов в поэме «Тамбовская казначейша» описывает скандальную историю, случившуюся в Тамбове. Находившийся там проездом штаб-ротмистр Гарин обыграл в карты местного казначея Бобковского. Ситуация была бы банальна, если бы не ставка в этой игре, которой оказалась красавица Авдотья Николаевна, его супруга. Поэма сама по себе скандальная, но куда скандальнее была реальная история, которая легла в основу сюжета.

События разворачивались не в провинциальном Тамбове, а в Москве, и участниками были не какие-то никому не известные казначей и штаб-ротмистр, а «сильные мира сего» - князь Голицын и граф Разумовский. Именно между ними состоялась игра, в которой призом победителю стала молодая красавица-жена.

Этой красавицей была Мария Григорьевна Голицына, в девичестве Вяземская. Когда она впервые вышла в свет в 1794 году, окружающие сразу признали ее красоту и потом от восхищения сравнивали с богиней Юноной. Юная княжна была достойна богатого и знатного жениха, и такой человек вскоре появился в ее жизни.

"Мария Григорьевна Разумовская (1772-1865), ур. Вяземская, в первом браке за А.Н.Голицыным".

Этим женихом был князь Александр Николаевич Голицын,который был только на три года старше ее. Голицын был внук знаменитого петровского фельдмаршала, князя Михаила Михайловича-старшего, и сын обер-гофмаршала Екатерины, князя Николая Михайловича. Этот Голицын, крайне богатый, владетель 24 000 душ, человек крайне неприятный,грубый и несдержанный,отличался самодурством, за которое в Москве его прозвали именем одной модной оперы того времени «Cosa-rasa»… Мария Григорьевна его боялась и умоляла не отдавать ее замуж за князя, но тот в прямом смысле купил родительское благословение.