Урок 11. Зарубежная Азия

08.07.2015 6901 0

Цель урока: сформировать представления учащихся об особенностях географического положения, населения региона, минерально-сырьевой базе, основных отраслях экономики.

Оборудование:

· учебник;

· атлас;

· справочное пособие «Социально-экономическая география мира»;

· учебное электронное издание «Экономическая и социальная география мира»;

· раздаточный материал к уроку;

· компьютеры;

· проектор;

· настенный экран.

I . Самоопределение к деятельности.

Вы уже знаете, что весь мир, в котором мы живем, разделен на части – регионы. С одним из этих регионов мы уже познакомились. Это Европа, поэтому было бы логично следующим регионом рассмотреть ближайший к уже известному.

· Какой бы это регион мог быть? (Азия)

· Слайд «Зарубежная Азия»

Действительно. Это самый близкий к европейскому регион мира. Но изучать его можно по-разному. Можно отмечать самые интересные или самые известные факты, самые крупные или самые значимые события и искать эксклюзив. Но для формирования более полной картины, требуются какие-то другие характеристики.

· Как вы думаете, по каким еще показателям мы могли бы оценить регион? (Географическое положение, население, минерально-сырьевая база, основные отрасли экономики)

Мы сегодня вряд ли успеем досконально разобраться в этих вопросах. Но это у нас первый урок по данной теме, а последующие уроки дадут возможность познакомиться с регионом более подробно.

Итак, что нам известно об Азии?

Выступление учащегося с результатами социологического опроса (презентация)

Кроме вышеперечисленного, об Азии говорят ученые: (Слайд «высказывания об Азии»)

РАБОТА В ГРУППАХ.

У каждой группы свое задание (см. приложение)

Представление результатов исследования.

1 группа. Выступления учащихся сопровождается показом слайдов

· Слайд «Особенности географического положения».

· «Субрегионы Азии»

2 группа. Слайды:

· Страны – лидеры по численности населения

· Слайд «Анаморфоза численности населения»

Азия имеет самую большую на Земле среднюю высоту – 950 м, наивысшую точку всей Земли, знаменитую Джомолунгму (8848 м), и самую глубокую океаническую впадину – Марианскую (11022 м). Азия – самая глубокая впадина Мертвого моря 9-395 м., в Азии самое глубоководное озеро мира - Байкал (1642 м).

А как же обстоят дела в регионе с минерально-сырьевой базой?

3 группа

· Слайд «Природно–ресурсный потенциал Азии»

4 группа

· Слайд «Промышленность региона»

Итак, что же у нас получается? Какой вывод относительно утверждений, прочитанных в начале урока, можно сделать?

· Слайд «Высказывания об Азии»

· Слайд « XXI век – век Азии!»

Музыкальная пауза (китайская музыка)

Ну, а как же Европа? Или ей уже никогда не вернуть себе лидирующие позиции?

Давайте сравним эти регионы по индексу развития человеческого потенциала (справочник, стр. 16.)

· Слайд «Индекс развития человеческого потенциала»

· Страны какого региона мира занимают лидирующие позиции? Примеры стран.

· А где же азиатские страны? Почему?

Азиатские страны используют уже готовые удачные разработки и инновации, созданием и внедрением которых занимались, в основном, европейские страны методом проб и ошибок.

Страны Азии находятся на индустриальном этапе развития, а страны Европы на постиндустриальном.

· А где же Россия?

Занимает промежуточное положение между странами Европы и азиатскими государствами. И это неудивительно – ведь одна часть нашей страны – европейская, а другая – азиатская!

Таким образом, наше утверждение о том, что XXI век – век Азии превращается в вопрос. И ответ на него мы будем искать на следующих уроках.

· Какие страны вы хотели бы изучить более подробно? (Японию, Китай, Индию)

Домашнее задание.

· Текст учебника: Тема 7 параграф 1

· Нанести на контурную карту субрегионы Зарубежной Азии

· Выполнить задания по группам

ИТОГИ УРОКА.

Анкета (в случае положительного ответа на вопрос, учащиеся поднимаются, а в случае отрицательного – садятся на свои места или вовсе не встают)

1. Изменилось ли ваше представление о регионе?

2. Хотите ли узнать больше об этой части света?

3. Если вам представится случай отправиться в путешествие, посетите ли вы Зарубежную Азию?

ПРИЛОЖЕНИЕ.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ I ГРУППЫ

ЗАДАНИЕ. Используя текст учебника (тема 7), продолжите предложение:

Главными особенностями экономико-географического положения региона являются:

1. _______________________________________________________________________

2. _______________________________________________________________________

3. _______________________________________________________________________ .

ЗАДАНИЕ. В составе Зарубежной Азии выделяют несколько субрегионов. Используя учебное электронное издание (Региональный обзор - Зарубежная Азия – Регионы), укажите, что это за регионы и какие страны их составляют. Заполните таблицу.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ.

ЗАДАНИЕ. Используя форзац учебника, определите, какие страны являются лидерами по численности населения в регионе. Запишите их в порядке убывания численности населения.

Сравните перечень получившихся государств с десяткой самых населенных стран мира. Сделайте вывод.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 3 ГРУППЫ

ЗАДАНИЕ. Используя справочное пособие (стр. 46-65), оцените минерально-сырьевые ресурсы Зарубежной Азии и перечислите основные виды ресурсов, по обеспеченности которыми Азия занимает лидирующие позиции.

Сделайте вывод об обеспеченности региона основными видами сырья.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ 4 ГРУППЫ

ЗАДАНИЕ. Проанализируйте карту учебного электронного издания (Зарубежная Азия – Промышленность), и выпишите названия отраслей промышленности, которые развиваются в регионе наиболее динамично.

Как вы думаете, какие изменения будут происходить в ближайшем будущем с этими отраслями экономики в азиатских странах.

Домашнее задание.

Группа 1

Задание: Дайте описание географического положения страны по плану:

Дайте оценку географическому положению:

Группа 2.

Задание. Используя различные источники информации, заполните таблицу, характеризующую население страны.

Черты населения

Краткие ответы

1. Численность и место в мире по численности населения

2. Национальный состав населения

3. Религиозный состав населения

4. Размещение населения

5. Урбанизация

6. Форма правление страны

7. Административно – территориальное устройство

Подготовить доклады об истории и религии страны

Группа 3

Задание: Пользуясь картами атласа и текстом учебника, разбейте природные ресурсы, которыми богата страна, на группы. Ответ оформите в виде схемы

Вопрос: Как вы считаете, природно-ресурсный потенциал способствует развитию страны или сдерживает его?

Группа 4.

Задание: Подготовьте доклады на тему «Самые известные торговые марки страны»

1вариант

1. Приведите в соответствие минеральные ресурсы и регионы Зарубежной Азии, лидирующие по их запасам: 1) нефть 2) оловянные руды 3) уголь

а) Восточная Азия б) Юго-Восточная Азия в) Юго-Западная Азия

2.Демографическая политика направлена на снижение рождаемости и естественного прироста населения в: а) Юго-Западная Азия б) Южной Азии в) Юго-Восточная Азия г) Восточная Азия

3.Расставьте страны Азии в порядке увеличения численности их населения:

а) Вьетнам б) Китай в) Монголия г) Япония

4.Большая часть экономически активного населения Зарубежной Азии занята: а) в сельском хозяйстве б) в промышленности в) в сфере услуг

5. К нефтеэкспортирующим странам Азии относят: а) Йемен и Кувейт б) Афганистан и Иран

в) Бруней и ОАЭ г) Индия и Саудовская Аравия

6. Выделите отрасль промышленности, по производству продукции которой Япония занимает Iместо в мире: а) авиакосмическая промышленность б) черная металлургия

в) судостроение г) электроэнергетика

7. Приведите в соответствие сельскохозяйственные культуры и страны-лидеры по их выращиванию: 1) сахарная свекла 2) рис 3) чай

а) Япония, Китай и Шри-Ланка б) Вьетнам, Индия и Индонезия в) Китай, Иран и Турция

8. Выделите вид транспорта, являющийся основным в грузо и пассажирообороте Китая:

9. Расставьте экономические центры Азии в порядке уменьшения их ВВП:

а) Индия б) Китай в) страны Персидского залива г) Япония

10. Проблема опустынивания не стоит перед странами: а) Восточной Азии б) Юго-Восточной Азии в) Юго-Западной Азии г) Южной Азии

Тест по теме: «Зарубежная Азия» 11класс

2вариант

1. Приведите в соответствие минеральные ресурсы и страны-лидеры, по их добыче:

1) нефть 2) оловянные руды 3) уголь а) Китай б) Малайзия в) Саудовская Аравия

2.Вообще не проводят демографической политики, исповедующие ислам регионы:

а) Юго-Западная Азия б) Южной Азии в) Юго-Восточная Азия г) Восточная Азия

3.Расставьте страны Азии в порядке уменьшения численности их населения:

а) Бангладеш б) Индия в) Сингапур г) Турция

4. Главным центром привлечения иностранной рабочей силы в Зарубежной Азии являются:

а) новые индустриальные страны б) страны Персидского залива

в) страны Юго-Восточной Азии г) Израиль и Япония

5. К новым индустриальным странам Азии относят:

а) Сингапур и республика Корея б) Вьетнам и Тайвань в) КНДР и Тайланд г) Китай и Сянган

6. Выделите отрасль промышленности, по производству продукции которой Китай занимает Iместо в мире: а) автомобилестроение б) производство стали в) производство электроэнергии г) химия полимеров

7. Приведите в соответствие сельское хозяйство и регионы Азии:

1) полукочевое и кочевое животноводство 2) технические культуры 3) зерновые культуры

а) Западная Азия б) Восточная и Юго-Восточная Азия в) Южная Азия

8. Выделите вид транспорта, который не получил развития в Японии:

а) автомобильный б) железнодорожный в) морской г) речной

9. Расставьте экономические центры Азии в порядке увеличения их ВВП:

а) Индия б) Китай в) новые индустриальные страны г) Япония

10. Проблема обезлесения наиболее остро стоит перед странами:

а) Восточной Азии б) Юго-Восточной Азии в) Юго-Западной Азии г) Южной Азии

Ключи к тесту «Зарубежная Азия» 11класс

1вариант

1. 1в 2б 3а 2.г 3.в-а-г-б 4.а 5.в 6.в 7.1в 2б 3а 8.б 9.б-г-а-в 10.б

2вариант

1. 1в 2б 3а 2.а 3.б-а-г-в 4.б 5.а 6.б 7. 1а 2в 3б 8.г 9.в-а-г-б 10.г