Урок 11. Зарубежная Азия
08.07.2015 6901 0Цель урока: сформировать представления учащихся об особенностях географического положения, населения региона, минерально-сырьевой базе, основных отраслях экономики.
Оборудование:
· учебник;
· атлас;
· справочное пособие «Социально-экономическая география мира»;
· учебное электронное издание «Экономическая и социальная география мира»;
· раздаточный материал к уроку;
· компьютеры;
· проектор;
· настенный экран.
I . Самоопределение к деятельности.
Вы уже знаете, что весь мир, в котором мы живем, разделен на части – регионы. С одним из этих регионов мы уже познакомились. Это Европа, поэтому было бы логично следующим регионом рассмотреть ближайший к уже известному.
· Какой бы это регион мог быть? (Азия)
· Слайд «Зарубежная Азия»
Действительно. Это самый близкий к европейскому регион мира. Но изучать его можно по-разному. Можно отмечать самые интересные или самые известные факты, самые крупные или самые значимые события и искать эксклюзив. Но для формирования более полной картины, требуются какие-то другие характеристики.
· Как вы думаете, по каким еще показателям мы могли бы оценить регион? (Географическое положение, население, минерально-сырьевая база, основные отрасли экономики)
Мы сегодня вряд ли успеем досконально разобраться в этих вопросах. Но это у нас первый урок по данной теме, а последующие уроки дадут возможность познакомиться с регионом более подробно.
Итак, что нам известно об Азии?
Выступление учащегося с результатами социологического опроса (презентация)
Кроме вышеперечисленного, об Азии говорят ученые: (Слайд «высказывания об Азии»)
РАБОТА В ГРУППАХ.
У каждой группы свое задание (см. приложение)
Представление результатов исследования.
1 группа. Выступления учащихся сопровождается показом слайдов
· Слайд «Особенности географического положения».
· «Субрегионы Азии»
2 группа. Слайды:
· Страны – лидеры по численности населения
· Слайд «Анаморфоза численности населения»
Азия имеет самую большую на Земле среднюю высоту – 950 м, наивысшую точку всей Земли, знаменитую Джомолунгму (8848 м), и самую глубокую океаническую впадину – Марианскую (11022 м). Азия – самая глубокая впадина Мертвого моря 9-395 м., в Азии самое глубоководное озеро мира - Байкал (1642 м).
А как же обстоят дела в регионе с минерально-сырьевой базой?
3 группа
· Слайд «Природно–ресурсный потенциал Азии»
4 группа
· Слайд «Промышленность региона»
Итак, что же у нас получается? Какой вывод относительно утверждений, прочитанных в начале урока, можно сделать?
· Слайд «Высказывания об Азии»
· Слайд « XXI век – век Азии!»
Музыкальная пауза (китайская музыка)
Ну, а как же Европа? Или ей уже никогда не вернуть себе лидирующие позиции?
Давайте сравним эти регионы по индексу развития человеческого потенциала (справочник, стр. 16.)
· Слайд «Индекс развития человеческого потенциала»
· Страны какого региона мира занимают лидирующие позиции? Примеры стран.
· А где же азиатские страны? Почему?
Азиатские страны используют уже готовые удачные разработки и инновации, созданием и внедрением которых занимались, в основном, европейские страны методом проб и ошибок.
Страны Азии находятся на индустриальном этапе развития, а страны Европы на постиндустриальном.
· А где же Россия?
Занимает промежуточное положение между странами Европы и азиатскими государствами. И это неудивительно – ведь одна часть нашей страны – европейская, а другая – азиатская!
Таким образом, наше утверждение о том, что XXI век – век Азии превращается в вопрос. И ответ на него мы будем искать на следующих уроках.
· Какие страны вы хотели бы изучить более подробно? (Японию, Китай, Индию)
Домашнее задание.
· Текст учебника: Тема 7 параграф 1
· Нанести на контурную карту субрегионы Зарубежной Азии
· Выполнить задания по группам
ИТОГИ УРОКА.
Анкета (в случае положительного ответа на вопрос, учащиеся поднимаются, а в случае отрицательного – садятся на свои места или вовсе не встают)
1. Изменилось ли ваше представление о регионе?
2. Хотите ли узнать больше об этой части света?
3. Если вам представится случай отправиться в путешествие, посетите ли вы Зарубежную Азию?
ПРИЛОЖЕНИЕ.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ I ГРУППЫ
ЗАДАНИЕ. Используя текст учебника (тема 7), продолжите предложение:
Главными особенностями экономико-географического положения региона являются:
1. _______________________________________________________________________
2. _______________________________________________________________________
3. _______________________________________________________________________ .
ЗАДАНИЕ. В составе Зарубежной Азии выделяют несколько субрегионов. Используя учебное электронное издание (Региональный обзор - Зарубежная Азия – Регионы), укажите, что это за регионы и какие страны их составляют. Заполните таблицу.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ.
ЗАДАНИЕ. Используя форзац учебника, определите, какие страны являются лидерами по численности населения в регионе. Запишите их в порядке убывания численности населения.
Сравните перечень получившихся государств с десяткой самых населенных стран мира. Сделайте вывод.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 3 ГРУППЫ
ЗАДАНИЕ. Используя справочное пособие (стр. 46-65), оцените минерально-сырьевые ресурсы Зарубежной Азии и перечислите основные виды ресурсов, по обеспеченности которыми Азия занимает лидирующие позиции.
Сделайте вывод об обеспеченности региона основными видами сырья.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 4 ГРУППЫ
ЗАДАНИЕ. Проанализируйте карту учебного электронного издания (Зарубежная Азия – Промышленность), и выпишите названия отраслей промышленности, которые развиваются в регионе наиболее динамично.
Как вы думаете, какие изменения будут происходить в ближайшем будущем с этими отраслями экономики в азиатских странах.
Домашнее задание.
Группа 1
Задание: Дайте описание географического положения страны по плану:
Дайте оценку географическому положению:
Группа 2.
Задание. Используя различные источники информации, заполните таблицу, характеризующую население страны.
Черты населения | Краткие ответы |
1. Численность и место в мире по численности населения | |
2. Национальный состав населения | |
3. Религиозный состав населения | |
4. Размещение населения | |
5. Урбанизация | |
6. Форма правление страны | |
7. Административно – территориальное устройство |
Подготовить доклады об истории и религии страны
Группа 3
Задание: Пользуясь картами атласа и текстом учебника, разбейте природные ресурсы, которыми богата страна, на группы. Ответ оформите в виде схемы
Вопрос: Как вы считаете, природно-ресурсный потенциал способствует развитию страны или сдерживает его?
Группа 4.
Задание: Подготовьте доклады на тему «Самые известные торговые марки страны»
1вариант
1. Приведите в соответствие минеральные ресурсы и регионы Зарубежной Азии, лидирующие по их запасам: 1) нефть 2) оловянные руды 3) уголь
а) Восточная Азия б) Юго-Восточная Азия в) Юго-Западная Азия
2.Демографическая политика направлена на снижение рождаемости и естественного прироста населения в: а) Юго-Западная Азия б) Южной Азии в) Юго-Восточная Азия г) Восточная Азия
3.Расставьте страны Азии в порядке увеличения численности их населения:
а) Вьетнам б) Китай в) Монголия г) Япония
4.Большая часть экономически активного населения Зарубежной Азии занята: а) в сельском хозяйстве б) в промышленности в) в сфере услуг
5. К нефтеэкспортирующим странам Азии относят: а) Йемен и Кувейт б) Афганистан и Иран
в) Бруней и ОАЭ г) Индия и Саудовская Аравия
6. Выделите отрасль промышленности, по производству продукции которой Япония занимает Iместо в мире: а) авиакосмическая промышленность б) черная металлургия
в) судостроение г) электроэнергетика
7. Приведите в соответствие сельскохозяйственные культуры и страны-лидеры по их выращиванию: 1) сахарная свекла 2) рис 3) чай
а) Япония, Китай и Шри-Ланка б) Вьетнам, Индия и Индонезия в) Китай, Иран и Турция
8. Выделите вид транспорта, являющийся основным в грузо и пассажирообороте Китая:
9. Расставьте экономические центры Азии в порядке уменьшения их ВВП:
а) Индия б) Китай в) страны Персидского залива г) Япония
10. Проблема опустынивания не стоит перед странами: а) Восточной Азии б) Юго-Восточной Азии в) Юго-Западной Азии г) Южной Азии
Тест по теме: «Зарубежная Азия» 11класс
2вариант
1. Приведите в соответствие минеральные ресурсы и страны-лидеры, по их добыче:
1) нефть 2) оловянные руды 3) уголь а) Китай б) Малайзия в) Саудовская Аравия
2.Вообще не проводят демографической политики, исповедующие ислам регионы:
а) Юго-Западная Азия б) Южной Азии в) Юго-Восточная Азия г) Восточная Азия
3.Расставьте страны Азии в порядке уменьшения численности их населения:
а) Бангладеш б) Индия в) Сингапур г) Турция
4. Главным центром привлечения иностранной рабочей силы в Зарубежной Азии являются:
а) новые индустриальные страны б) страны Персидского залива
в) страны Юго-Восточной Азии г) Израиль и Япония
5. К новым индустриальным странам Азии относят:
а) Сингапур и республика Корея б) Вьетнам и Тайвань в) КНДР и Тайланд г) Китай и Сянган
6. Выделите отрасль промышленности, по производству продукции которой Китай занимает Iместо в мире: а) автомобилестроение б) производство стали в) производство электроэнергии г) химия полимеров
7. Приведите в соответствие сельское хозяйство и регионы Азии:
1) полукочевое и кочевое животноводство 2) технические культуры 3) зерновые культуры
а) Западная Азия б) Восточная и Юго-Восточная Азия в) Южная Азия
8. Выделите вид транспорта, который не получил развития в Японии:
а) автомобильный б) железнодорожный в) морской г) речной
9. Расставьте экономические центры Азии в порядке увеличения их ВВП:
а) Индия б) Китай в) новые индустриальные страны г) Япония
10. Проблема обезлесения наиболее остро стоит перед странами:
а) Восточной Азии б) Юго-Восточной Азии в) Юго-Западной Азии г) Южной Азии
Ключи к тесту «Зарубежная Азия» 11класс
1вариант
1. 1в 2б 3а 2.г 3.в-а-г-б 4.а 5.в 6.в 7.1в 2б 3а 8.б 9.б-г-а-в 10.б
2вариант
1. 1в 2б 3а 2.а 3.б-а-г-в 4.б 5.а 6.б 7. 1а 2в 3б 8.г 9.в-а-г-б 10.г