В нашем фильме мы расскажем, как пассажирский самолет, терпевший бедствие, сел на воду в самом центре Санкт-Петербурга! Первое в мировой практике приводнение пассажирского самолета! До недавних пор все данные о происшествии были засекречены. Детали можно было узнать только у свидетелей, которых мы разыскивали несколько месяцев.

Это произошло 21 августа 1963 года. В тот день планировался обычный рейс - из Таллинна в Москву. На борту - 44 пассажира и 6 членов экипажа. Но через минуту после взлета техник замечает, что передняя стойка шасси убралась не полностью, осталась в полусогнутом положении - ее заклинило. Капитан Ту-124 Виктор Мостовой передает диспетчеру о неполадке. В ответ слышит: готовьтесь к аварийной посадке. Обычно в такой ситуации борт возвращается обратно в аэропорт, пока не поздно. Но в Таллине из-за тумана плохая видимость. Поэтому диспетчеры отправляют самолет в ближайший город, где есть аварийная полоса и летная погода. Им оказывается Ленинград.


Для пилотов это хоть и тревожный, но все-таки штатный случай. Мостовой и Чеченев наизусть знают инструкцию при аварийной посадке Ту124. Если четко ей следовать - можно посадить самолет без жертв. Диспетчеры Пулково приказывают Мостовому вырабатывать топливо. По всем расчётам керосина у экипажа еще часа на полтора. Ту-124 уходит кружить вокруг Ленинграда. Самолет успел сделать всего несколько кругов вокруг города, как вдруг глохнет левый двигатель! До Пулково - еще 20 километров! Диспетчеры приказывают экипажу срезать путь на аэродром прямо через город – так быстрее. И несмотря ни на что дотянуть до аварийной полосы! На одном двигателе через центр города летчики торопятся в Пулково. И вдруг, наступает полнейшая тишина…. Замолчал второй двигатель. От выключения двигателей до падения прошло всего лишь 14 секунд! Что можно успеть за это время? А пилотам надо было спасти десятки жизней! И тогда командиру приходит в голову сумасшедшая идея – сажать самолет на воду, на Неву, прямо в центре Ленинграда!



В нашем фильме мы расскажем посекундно, как экипаж посадил самолет на Неву. А также впервые на ТВ – интервью вдовы второго пилота, Василия Чеченева, которая расскажет, что во время посадки на Неву за штурвалом был именно ее муж.

При посадке не пострадал ни один пассажир, ни один член экипажа! Никто не получил даже царапины. Но пилоты стали не героями, а едва ли не изгоями. Их попросили сдать удостоверения и отстранили от полетов. Дело разбирали очень долго. И только благодаря тому, что о подвиге пилотов стало известно – их вернули в профессию. Но так и не наградили.

В нашем фильме мы повторим посадку Ту-124 на авиасимуляторе. А еще покажем уникальные фотографии того самого приводнения. Мы смогли разыскать очевидцев тех событий и расскажем всю правду о той посадке на Неву!

В фильме принимают участие:
Галина Чеченева - вдова Василия Чеченева
Жанна Мостовая – вдова Виктора Мостового
Юрий Поршин - бывший капитан буксира
Владимир Цивинский - преподаватель Академии Гражданской авиации, г. Санкт-Петербург
Владимир Король - бывший техник аэропорта "Пулково"
Светлана Лазуркина - невестка пассажирки Ту-124 Веры Лазуркиной
Юрий Туйск - фотограф, писатель
Рубен Есаян - герой России, летчик-испытатель
Эдуард Охременко – пилот, авиаинструктор
Валерий Молгачев - специалист музея гражданской авиации, г. Ульяновск
Владимир Ригмант - директор музея ОКБ А.Н.Туполева
Александра Александрова - бортпроводница ТУ-124 (архив)
Василий Чеченев - второй пилот Ту-124 (архив)

Посадка Ту-124 на Неву — авиационное происшествие, случившееся в небе над Ленинградом 21 августа 1963 года. В результате стечения обстоятельств пассажирский самолёт Ту-124 приводнился на Неву.
Первый в мире случай посадки гражданского самолёта в экстренной ситуации на воду.
Это событие является одним из немногих счастливых приводнений среди авиалайнеров, когда все пассажиры и члены экипажа остались живы.


Ближнемагистральный пассажирский самолет Ту-124

Развитие событий

Новый пассажирский лайнер Ту-124 компании «Аэрофлот» 21 августа 1963 года совершал регулярный рейс по маршруту Таллин—Москва. Самолёт вылетел из аэропорта Юлемисте в 08:55 и взял курс на аэропорт «Внуково». Спустя некоторое время после взлёта члены экипажа обнаружили, что переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении. Посадка в аэропорту Таллина была невозможна из-за тумана, поэтому диспетчеры приняли решение не направлять самолёт в Москву, а посадить на ближайшем аэродроме «Пулково» в Ленинграде. Он последовал к месту назначения на малой высоте. В самом «Пулково» в боевую готовность были приведены экстренные службы: к грунтовой полосе, куда должен был сесть «на брюхо» самолёт пригнали пожарную технику, приехали врачи. К 11:00 лайнер оказался около города и начал облетать город на высоте около 500 метров, вырабатывая топливо. Каждый круг занимал около 15 минут. В это же время команда пыталась с помощью шеста полностью выпустить шасси. Командиром воздушного судна был Виктор Яковлевич Мостовой. В 12:10 на восьмом круге в 21 км от аэропорта, когда согласно приборам топлива оставалось около 750 литров (достаточное количество, чтобы долететь до «Пулково»), из-за нехватки горючего остановился левый двигатель. Экипажу было дано разрешение на сквозной пролёт через город. Однако через короткое время, когда самолёт пролетал вблизи Исаакиевского собора и Адмиралтейства, заглох и второй двигатель. Таким образом, лайнер начал планировать с полукилометровой высоты над центром города. Экипажу ничего не оставалось, как попытаться совершить приводнение на поверхность Невы. Самолёт миновал Литейный мост в менее чем 90 метрах от поверхности воды, перелетел Большеохтинский мост на высоте 30 метров, пронёсся в четырёх метрах над строящимся мостом Александра Невского и приводнился в районе Финляндского железнодорожного моста. Ширина реки в этом месте — около 400 м. Ту-124 остался на плаву, однако через дыру в фюзеляже стала прибывать вода. Проходивший в тот момент паровой буксир оттянул самолёт к берегу. Пассажиры были эвакуированы и отправлены в Таллин. А экипаж в составе семи человек: капитана В. Мостового, второго пилота В. Чечнева, а также В. Царёва, И. Пермина, В. Смирнова и бортпроводника А. Александровой были задержаны для расследования. Мостового уволили, а позже наградили орденом Красной Звезды, его экипаж — медалями. По некоторым сведениям, Мостовой после неудачной учёбы в Академии гражданской авиации уехал в Краснодарский авиаотряд. Капитана буксира Поршина наградили Почётной грамотой и часами.



Позднее специальный пароход с водосливом стал откачивать воду из самолёта. Однако вода из пробоин прибывала быстрее, и, как результат, к утру Ту-124 затонул. На другой день под самолёт подвели понтоны и буксиром оттащили на территорию нынешнего комплекса «Ленэкспо», к Шкиперскому протоку, где базировалась войсковая часть. После было принято решение списать машину из-за поломок. Отсоединили кабину и отправили в качестве тренажёра в Тамбовскую область, в Кирсановскую авиашколу. Фюзеляж долго валялся на берегу, потом его разрезали на металлолом.

Когда 35 лет спустя участники тех событий участвовали в телевизионной передаче на российском телевидении, второй пилот В. Чечнев допустил, что «увлечённость» команды ремонтом шасси во время кружения вокруг города привела к тому, что был упущен момент, когда топлива ещё хватало до аэропорта.

Всего четыре приводнения пассажирских лайнеров в истории авиации обошлись без жертв. Американское происшествие 2009 года назвали «Чудом на Гудзоне» и сняли о нем фильм с Томом Хэнксом в главной роли. О советском чуде на Неве известно гораздо меньше.

15 января 2009 года Airbus A320-214 выполнял рейс из Нью-Йорка со 150 пассажирами на борту. Через полторы минуты после взлета лайнер столкнулся со стаей птиц, и у него отказали оба двигателя. Экипаж посадил самолет на реку Гудзон. Пассажиры выбрались через аварийные выходы на крыльях, их спасли подошедшие паромы и катеры. Все выжили.

21 августа 1963 года из Таллина в Москву летел пассажирский лайнер Ту-124. Вскоре после взлета выяснилось, что переднее шасси убралось не до конца и заклинило. Решили экстренно садиться на ближайшем аэродроме - в Ленинграде.

При посадке с полусогнутым шасси самолет запросто может чиркануть корпусом о землю, загореться и взорваться. Чтобы уменьшить риски, командир экипажа Виктор Мостовой решает выработать топливо. Самолет кружит вокруг Ленинграда на малой высоте. В процессе экипаж надеется устранить поломку. Бортинженер Виктор Царев прорубает пол в кабине пилота и с помощью шеста пытается поставить шасси в посадочное положение. Безрезультатно.

А топливо где?

К посадочной полосе аэропорта пригоняют пожарную технику и машины скорой помощи. Приготовления оказываются напрасными. На восьмом круге над городом, в 21 километре от аэропорта, у Ту-124 внезапно заканчивается топливо. Левый двигатель останавливается. Экипажу разрешают сквозной пролет над Ленинградом, но уже поздно. Второй двигатель отказывает, когда лайнер летит над историческим центром. Ситуация очень плохая.

Аварийная посадка на Неве. Фото: Юрий Туйск / aviahistory.ucoz.ru Аварийная посадка на Неве. Фото: Юрий Туйск / aviahistory.ucoz.ru Аварийная посадка на Неве. Фото: Юрий Туйск / aviahistory.ucoz.ru Аварийная посадка на Неве. Фото: Автор неизвестен / aviahistory.ucoz.ru

Садимся, Василий!

Оставалось только садиться на реку Неву. К счастью, второй пилот Василий Чеченев служил в морской авиации, и его опыт оказался спасительным. Самолет с молчащими двигателями рекордно низко летит над жилыми домами, чудом не задевает опоры строящегося моста Александра Невского (рабочие попрыгали в воду) и приводняется в сотне метров от Финляндского железнодорожного моста, неподалеку от Александро-Невской лавры. С момента отказа второго двигателя до посадки прошло всего 14 секунд.

Лайнер мог уйти носом в Неву. Мог, как спичка, переломиться при ударе о воду. Но пилотам удалось посадить самолет под таким углом и так мягко, что ни один из 45 пассажиров и 7 членов экипажа не получил даже царапин. Не разбилась ни одна бутылка пива в ящиках, которые были на борту.

Из архива FLB: 21 августа 1963 г. пассажирский самолет Ту-124 из-за аварии плавно приводнился между Большеохтинским и Финляндским мостами. К счастью, по Неве шел буксирчик постройки 1898 года

"У американцев – очередной повод для национальной гордости. "Аэробус-320" авиакомпании US Airways совершил «ювелирную посадку» на реку Гудзон прямо в городской черте Нью-Йорка. Прямую трансляцию этого летного происшествия наблюдал весь мир. Все закончилось хорошо – почти 150 пассажиров и члены экипажа остались живы.

Но при этом, что важно для нас, россиян? Не забывать о своих корнях и исторических достижениях. Агентство федеральных расследований напоминает: первое в мире удачное приводнение пассажирского самолета совершили отнюдь не американцы на Гудзоне в январе 2009 года, а наши доблестные и славные летчики «Аэрофлота» в августе 1963-го.

Вот что еще десять лет назад написала по этому поводу газета «Петровский курьер» (а, вообще-то, первым об этом тайном приводнении рассказал еще в конце 80-х корреспондент «Комсомольской правды» Сергей Разин). Обязательно дочитайте до конца вторую заметку «Самолет на Неве: новые подробности» и у вас тоже появится повод для национальной гордости. Лично мне особенно понравилось поведение 2-го пилота В.Чечнева, бывшего гидролетчика, и капитана буксирчика, постройки 1898 года Юрия Поршина. И, кстати, командиру корабля Виктору Мостовому, совершившему это приводнение было тогда всего 27 лет:

САМОЛЕТ МОГ УПАСТЬ НА ГОРОД, НО СЕЛ... НА НЕВУ


Материал предоставлен Евгением Малашёнковым.

«В сентябре 1963 года по Ленинграду поползли слухи об уникальном ЧП. Серебристый пассажирский лайнер, сделав с десяток кругов над городом, неожиданно снизился и сел прямо на воды Невы.

Через некоторое время ленинградцы видели, что самолет буксируют по воде куда-то к устью Невы. Думали, что это киносъемка озорной комедии вроде «Полосатого рейса» или испытание спецтехники. Но впоследствии стали говорить, что самолет этот – рейсовый, в нем были пассажиры, а за их спасение герой-командир корабля награжден орденом Красной Звезды. Так что же случилось?

Пассажирский «борт» «Ту-124» под командой Виктора Яковлевича Мостового, приписанный к таллинскому авиаотряду и шедший из Таллина в Москву 21 августа 1963 года, приближался к Ленинграду. Внезапно экипаж сообщил по радио, что заела одна из «ног» шасси и нормальная промежуточная посадка невозможна...

Заслуженный пилот СССР, профессор Академии гражданской авиации Анатолий Иванович Оркин считает, что командира экипажа Мостового и его подчиненных нужно было сурово наказать за разгильдяйство, а не награждать. Скандал вокруг посадки на Неву он ясно помнит.

Первоначально заместитель начальника Ленинградского управления гражданской авиации Владимир Васильевич Сиротин хотел отправить самолет назад в Таллин – сажайте, мол, там. Но потом, учитывая особенности таллинского аэродрома, решили приземлить его на аварийной грунтовой полосе за городом по отработанной технологии – «на брюхо». Подогнали пожарные машины, «скорую помощь». А чтобы посадка не грозила взрывом, капитану корабля дали команду «выработать топливо». Самолет должен был кружить над городом, пока баки не станут почти пустыми. Затем Мостовому нужно было приземляться.

Тогда еще разрешали самолетам летать над Ленинградом на высоте около 400 метров (но после этого случая определили границы облета за городской чертой), и серебристая птица, не вызывая особого ажиотажа, долго кружила в небе. Затем вышло следующее. «Борт» панически сообщил, что горючее выработано... полностью, и минимум топлива для захода на посадку отсутствует. Это значило, что экипаж увлекся, прохлопал расход топлива и машина сейчас может рухнуть на дома... К счастью, внизу оказалась Нева. И «Ту-124» сел между Большеохтинским и Финляндским мостами.

Капитан катера, который плыл по Неве, вовремя сориентировался, подпер одно крыло Ту-124 и начал толкать машину к берегу. Пассажиры и экипаж сошли. Что интересно, Главное управление Гражданского воздушного флота СССР сразу расценило «подвиг» Мостового как разгильдяйство. И таллинский авиаотряд затем отчислил этого пилота. Но, по странной логике (были спасены иностранцы, поднялся шум о подвиге), командира корабля наградили. Вскоре Мостовой приехал в Ленинград учиться в Академии гражданской авиации. Вел он себя заносчиво, нахватал «двоек» и был отчислен. Никто о нем не жалел...

Ситуацию с награждением помог нам прояснить бывший работник Ленинградского обкома КПСС, просивший не называть его фамилию. «Во-первых, по свежим следам мы сразу сообщили в ЦК КПСС о подвиге летчика Мостового. Во-вторых, КБ Туполева восторженно отозвалось о высокой плавучести советской реактивной машины, благодаря чему спаслись люди. В-третьих, газеты успели раззвонить о подвиге экипажа. Так что ж, судить или наградить? Дали летчику орден».

А самолет вывезли на понтонах в устье Финского залива, затем следы его потерялись. Может быть, наша публикация позволит продолжить эту историю? Свидетели, отзовитесь!»
Владимир Федоров, газета «Петровский курьер» № 39 (209) от 19 октября 1998 г

САМОЛЕТ НА НЕВЕ: НОВЫЕ ПОДРОБНОСТИ

«Ретросенсация 35-летней давности, связанная с аварийной посадкой пассажирского самолета на воды Невы («Петровский курьер» от 19 октября 1998 г.), в душах петербуржцев возродила нечто вроде «национальной гордости великороссов». В редакцию позвонили 140 (!) свидетелей приводнения «Ту-124», явились моряки, непосредственно спасавшие пассажиров, работники авиаотряда и те специалисты, которые эвакуировали и разбирали крылатую машину. Теперь мы можем нарисовать полную картину происшествия, выделить то, о чем промолчали по цензурным соображениям центральные и ленинградские газеты в 1963 году.

Тогда «Ту-124» был «сырой», недоработанной машиной, свежеиспеченным детищем туполевского КБ. При попытке сесть в Таллине он потерял шаровой болт (его потом подняли на взлетной полосе), и машину с неисправным шасси отправили в Ленинград – садиться «на брюхо» на грунтовке в «Пулкове». В полете летчики пытались «выбить» заклинившее шасси и даже прорубили днище фюзеляжа . Но ничего не помогало!

Руководитель полетов аэропорта «Пулково» Георгий Нарбут в тот день дал экипажу команду действовать по инструкции – выжечь топливо до запаса в одну тонну. Но беда в том, что топливомеры на борту не могли объективно указать, сколько горючего осталось ! А посадка в нарушение инструкции с запасом хотя бы в 1200, 1300 килограммов «горючки» грозила летчикам разжалованием.

«Приземляйтесь на аэродром», – дал команду Нарбут. Но бортмеханик сказал командиру корабля Виктору Мостовому: «Витя, в баках есть резервный запас, моя лишняя тонна». «Иду еще на один круг», – сообщил на землю командир. Но полет «на авось» чуть не обернулся катастрофой. Один за другим заглохли два двигателя – горючего не стало как раз над «штабом революции» – Смольным.«Садись на воду!» – крикнул Мостовому второй пилот, бывший гидролетчик.

Командир приказал экипажу идти в салон и «отвлекать разговорами» пассажиров, а сам начал планировать в воздухе, насколько это было возможно на тяжелой машине. Ошибаться было нельзя!

Экипаж пронесся в четырех метрах над строящимся мостом Александра Невского (с лесов в ужасе посыпались рабочие), увидел контуры Финляндского железнодорожного моста и сжался в страхе: врежемся! Но машина хвостом коснулась Невы, затем шлепнулась брюхом, слегка поднырнула и застыла... в сотне метров от опор моста. Говорят, 27-летний Виктор Мостовой поседел за эти секунды.

Но опасность не ушла. Пропоротый фюзеляж начал набирать воду, а глубина Невы здесь – 13 метров. К счастью, по Неве шел буксирчик постройки 1898 года с командой из четырех человек и смирно тащил сплавной плот. Увидели самолет. Кто-то задорно крикнул: «Во, второй Чкалов объявился!» Но капитан Юрий Поршин оценил нешуточную ситуацию: он велел сбросить буксирный трос и оставить плот.

Капитан подвел буксир к машине и крикнул летчикам: «Как вас зацепить?» Посовещавшись, разбили колпак кабины и зацепили трос за штурвалы пилотов. Самолет подтянули к причалу у завода «Северный пресс», где вдоль берега стояли плоты. Крыло самолета, согнувшееся при ударе о воду, аккуратно легло на плоты, образовав нечто вроде трапа. Пассажиры – сорок четыре человека, среди которых двое детей, – начали выходить через верхний люк, держа в руках вещи. Они были спокойны.

Сотни прохожих на берегу, рабочие соседних заводов, выбежавшие за проходные, кричали «Ура!» Вышел экипаж. Ему аплодировали. Примчался вертолет из Пулкова, какой-то строгий начальник велел пилотам садиться вместе с полетными документами. Мостовой, красивый и стройный мужчина, вел себя подчеркнуто спокойно. Вертолет улетел. Из экипажа остался юноша-стюард, охранявший багаж. Затем подъехал автобус «ПАЗ» и увез пассажиров в аэропорт, откуда их отправили в Таллин .

Пришел пароход с водосливом, начал откачивать воду из самолета. Но это было бесполезно, вода из пробоин прибывала. И «Ту-124» к утру затонул. На другой день под самолет подвели понтоны и буксиром отправили его на территорию нынешней «Ленэкспо», к Шкиперскому протоку, где базировалась войсковая часть. После комиссии приняли решение: машину списать из-за поломок. От нее отсоединили кабину и отправили в качестве тренажера в Тамбовскую область, в Кирсановскую авиашколу. Красивые мягкие кресла продавали всем желающим по цене бутылки водки. Фюзеляж долго валялся на берегу, потом его разрезали на металлолом...

Виктора Мостового наградили орденом Красной Звезды, его экипаж – медалями. По некоторым сведениям, Мостовой после неудачной учебы в Академии гражданской авиации уехал в Краснодарский авиаотряд. Капитана буксира Поршина наградили Почетной грамотой и часами.

Вот и вся история. Спасибо тем, кто ее поведал: бывшему руководителю полетов аэропорта «Пулково» Г. М. Нарбуту, командиру корабля «Буревестник» А. Л. Демину, старшине 1-й статьи С. Б. Вершлеру, бывшему капитану буксира Ю.В.Поршину, бывшему рабочему войсковой части В. И. Иванову, летчику В. И. Антипенко, а также десяткам петербуржцев, позвонившим в редакцию.

Владимир Федоров, газета «Петровский курьер» № 41 (211) от 2 ноября 1998 г.)
Фото из архива Сергея Вершлера

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОДРОБНОСТИ АВАРИИ

По материалам «Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы в СССР и России»

Авария Ту-124 Московского ТУ ГА в Ленинграде. Приводнение на Неву .

Тип происшествия: авария
Дата: 21 августа 1963 г.
Время: 12:15
Страна: СССР
Место происшествия: Ленинград
Тип ВС: Ту-124
Регистрация ВС: CCCP-45021
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Московское ТУ ГА, Внуковский ОАО

После взлета во время уборки переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении. Посадка в аэропорту вылета была невозможна из-за тумана, поэтому самолет был направлен на запасной аэродром «Пулково». Долетев до Ленинграда, экипаж начал выполнять полет по кругу в зоне ожидания, вырабатывая топливо. На восьмом круге, когда по приборам топлива оставалось около 750 л (значительно больше аварийного остатка), внезапно остановился левый двигатель. Экипажу было дано разрешение на посадку с прямой. При этом самолет оказался над центром города. В этот момент на высоте около 500 м отказал и второй двигатель. Экипаж принял решение совершать приводнение на поверхность Невы. Самолет благополучно совершил посадку на воду со стороны Большеохтинского моста и остановился на поверхности реки в районе Финляндского железнодорожного моста (ширина реки в этом месте – около 400 м). Ту-124 остался на плаву. Пассажиры и экипаж были эвакуированы подошедшим буксиром. Самолет впоследствии был поднят на берег и был передан в Кирсановское АТУ ГА в качестве учебного пособия.

Сведения о пострадавших

Экипаж - 7
Пассажиры – 45
Никто не погиб

Установленные причины АП - ошибка экипажа, отказ техники, ошибка служб УВД

Выводы комиссии, расследовавшей АП - Остановка обоих двигателей из-за полной выработки топлива. Экипаж неправильно установил остаток топлива, в связи с чем указатель топлива давал завышенные показания.

Сведения о экипаже

КВС Виктор Мостовой
Второй пилот В. Чечнев
В.Царёв
И.Пермин
В.Смирнов
Бортпроводник А.Александрова

От ред. FLB: Согласитесь, есть повод для национальной гордости. Жаль только, что память, историческая память, у нас такая короткая. "
16.01.2009

Из досье FLB
Анодина Татьяна Григорьевна - председатель МАК

Этот случай произошёл 21-го августа 1963 года. Командиром корабля в рейсе, в котором произойдёт вынужденная посадка Ту 124 на Неву, был Виктор Мостовой в возрасте 30-ти лет, вторым пилотом был Василий Чеченев в возрасте 34-х лет. Виктор Мостовой начал летать вторым пилотом с 19-ти лет, а командиром корабля он стал в возрасте 25-ти лет! Вместе они летели уже не первый раз.

Посадка на Неву (2015) Документальный фильм

Экипаж несколько раз попробовал убрать и выпустить переднюю стойку шасси, но всё безрезультатно! О поломке доложили на землю. Диспетчер сказал, чтобы экипаж готовился к аварийной посадке, но тогда ещё даже не предполагалась аварийная посадка Ту-124 на Неву. Обычно в таких случаях самолёт возвращается в аэропорт, откуда он взлетел, но в Таллине стоял густой туман! Аварийная посадка сама по себе и так рискованное дело, а в тумане риск ещё больше! Поэтому самолёт отправили в ближайший аэропорт, где есть запасная аварийная полоса и в данный момент лётная погода! Им оказался Ленинград.

Экипаж Ту-124 совершивший посадку на Неву Слева неправо бортинженер В.Смирнов штурман В.Царёв бортрадист И.Баремин командир В.Мостовой второй пилот В.Чеченев

Инструкция на такой случай по посадке Ту-124 не на Неву, а просто на аэродром с невыпущенной передней стойкой уже давно существовала. Если чётко и безошибочно выполнить эту инструкцию по посадке на аэродром, то можно избежать жертв! В случае не выпуска шасси самолёт приземляется или на специально вспаханную землю или на бетонную полосу, но основательно залитую пожарной пеной! Это делается для того, чтобы самолет не загорелся от искр, вылетающих из-под корпуса самолёта, в случае посадки с невыпущенным шасси. Предварительно перед такой посадкой самолёт или сливает лишнее топливо в воздухе или вырабатывает его до нужного количества.

До возникновения необходимости совершать посадку Ту 124 на Неву бортинженеру Виктору Царёву приходит в голову смелая идея прорубить пол в кабине пилотов и попробовать вручную поставить переднюю стойку шасси в нужное положение! Бортинженер Царёв прорубил дыру в полу кабины пилотов и попытался подтолкнуть не до конца выпущенную переднюю стойку шасси. Но стойку заклинило намертво!


Пассажиры вышедшие на берег из Ту-124 совершившего посадку на реку Неву 21 августа 1963 года

В 11 часов утра в аэропорту Ленинграда Пулково всё было готово к аварийной посадке. Сначала экипаж самолёта попросили пролететь низко над аэродромом, чтобы посмотреть на не полностью выпущенное шасси. По расчёту топлива на Ту-124, который совершит впоследствии посадку на реку Неву, оставалось примерно на полтора часа! Соответственно самолёт отправили кружить вокруг Ленинграда, чтобы выработать топливо до количества, которое будет допустимо для аварийной посадки.

Затем ещё до возникновения необходимости посадки Ту-124 на реку Неву Виктор Мостовой попросил бортпроводницу Шуру как можно меньше, привлекая внимания, перенести груз из носовой части самолёта в хвост. Это понадобилось для того, чтобы по возможности максимально облегчить нос самолёта для аварийной посадки с невыпущенным передним шасси. Максимально возможно облегчённый нос, в данном случае, нужен для того, чтобы нос самолёта при торможении на земле коснулся земли как можно позже, с наименьшей возможной скоростью! Груз из переднего багажника перетаскивали в хвост!


Фотограф- любитель Юрий Туйск запечатлевший Ту-124 совершивший посадку на реку Неву 21 августа 1963 года

Самолёт успел сделать несколько кругов над городом и тут внезапно ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ ЛЕВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ОДИН ИЗ ДВУХ двигателей, которыми оснащён Ту 124! До аэродрома Пулково оставалось ещё 20 километров! Диспетчер с земли сказал экипажу, чтобы они теперь летели на аэродром не вокруг города, а напрямую через город. Даже в такой обстановке ещё не возникла необходимость посадки Ту-124 на Неву! По показаниям приборов топлива на борту оставалось ещё 200 литров. Этого должно было хватить для того, чтобы дотянуть до аэродрома.

Самолёт тем временем пролетал над Смольным. И тут внезапно ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ ВТОРОЙ ДВИГАТЕЛЬ! Только что прибор топливомер показывал 200 литров, а тут СТРЕЛКА прибора оказалась НА НУЛЕ! Дело в том, что В ТЕ ВРЕМЕНА погрешность прибора топливомера могла быть существенной. Пилоты об этом знали и поэтому часто заливали топливо с запасом – на всякий случай. В данном случае показания прибора оказались ошибочными, когда он показывал 200 литров.

Впоследствии экипаж вспоминал что, в той ситуации думать было попросту некогда. Решение пришло автоматически или упасть на город или посадка Ту-124 на Неву. Или мы погибнем одни или унесём с собой ещё сотню жизней!


Ту-124 после посадки на реку Неву 21 августа 1963 года отбуксированный к правому берегу Невы рядом с железнодорожным мостом

После остановки второго двигателя самолёт начал более круто снижаться. Жители Ленинграда видели самолёт, летящий низко над городом, но они и подумать не могли, что самолёт терпит бедствие. Они думали, что снимается какое-то кино, и улыбались вслед самолёту! Вообще столько отказов в одном полёте – случай крайне редкий или даже редчайший.

Пилоты тем временем готовились к посадке Ту-124 на Неву. В аэропорту Пулково самолёт исчез с экранов локаторов потому, что он снизился над городом до такой высоты, при которой локаторы аэропорта его не видят. Соответственно аэропорт выслал в предполагаемый район падения поисковый самолёт Ил-14. После отказа второго двигателя диспетчеры даже не успели ничего подсказать экипажу. Исчезновение самолёта с экрана локатора означает катастрофу самолёта.

К этому времени высота полёта Ту-124 была примерно 400 метров, скорость около 400 км/ч. Пилоты ещё пытались запустить двигатели, но безрезультатно. От отказа второго двигателя до посадки Ту-124 на Неву прошло 14 секунд! После того как пилоты отвернули от домов и вышли вдоль русла реки как на взлётную полосу, надо было ещё совершить посадку Ту-124 на реку Неву.

Василий Чеченев был бывший военный морской лётчик. Ему много раз доводилось садить самолёт на воду, поэтому командир корабля Виктор Мостовой передал управление второму пилоту Василию Чеченеву и сказал «касайся».


Ту-124 после посадки на реку Неву рядом с железнодорожным мостом 21 августа 1963 года

Над мостом Петра Первого прошли на высоте около 100 метров. Над строящимся мостом Александра Невского самолёт прошёл так низко, что чуть не задел рабочих, находившихся на лесах этого моста! Некоторые из этих рабочих от страха попрыгали в воду. Заходя на посадку, на реку Нева Ту-124 пролетел над мостом Александра Невского на высоте 40 метров.

При посадке Ту-124 на Неву или любого другого самолёта вообще НА ВОДУ, КРАЙНЕ ВАЖНО, чтобы самолёт НЕ НЫРНУЛ НОСОМ в воду! Соответственно Василий Чеченев до крайней возможности тянул штурвал на себя, чтобы самолёт коснулся воды сначала хвостом и не нырнул в воду.

Как только висящая передняя стойка шасси коснулась воды, её сразу оторвало. Впереди по ходу движения самолёта был железнодорожный мост. Ту-124, совершивший посадку на реку Неву, остановился в 50-ти метрах от этого моста.

Такая посадка Ту-124 на реку Неву, конечно, не осталась незамеченной. На набережную напротив самолёта сбежался народ. Многие стали снимать это событие на фотоаппарат, но милиция не давала снимать, заставляла людей вынимать и засвечивать фотоплёнки.

Единственным фото свидетельством данного события остались снимки фотографа любителя Юрия Туйска. Он стоял в стороне от основной толпы. Его фотографии впоследствии обошли весь Мир!

Командир Ту-124 совершившего 21 августа 1963 года посадку на реку Неву Виктор Мостовой

При посадке Ту-124 на Неву ни как НЕ ПОСТРАДАЛ, НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК, ни среди пассажиров, ни среди экипажа!!! Ни кто не получил даже царапин!!! После посадки Ту-124 на Неву было проведено обследование и установлено, что пилоты смогли вписаться в посадочное расстояние 1 километр! Хотя для посадки на аэродром Ту -24 требуется минимум от 1300 до 1600 метров полосы. После нашего случая посадки Ту-124 на Неву даже за рубежом стали учить пилотов приземляться на воду!

Во время посадки Ту-124 на Неву недалеко от приводнившегося самолёта проходил буксир, сплавлявший по реке плот из брёвен. Капитан буксира Юрий Поршин, видя такое происшествие, отцепил плот от буксира и подошёл к ещё пока плавающему самолёту! Капитан буксира спросил у пилотов, за что можно зацепить самолёт, чтобы отбуксировать его к берегу. Ему сказали, что можно зацепить за рулевые колонки. Юрий Поршин речным буксиром подтащил самолёт к берегу! В это время на правом берегу Невы находились плоты, и самолёт одним крылом лёг на них. Пассажиры благополучно по плотам вышли на берег.

После того как из Ту-124 совершившего посадку на Неву вышли все люди самолёт начал тонуть. Милиция по возможности оцепила место события. Милиция остановила проходящий мимо городской автобус, высадила из него горожан и посадила в этот автобус пассажиров самолёта. На этом автобусе пассажиров самолёта увезли в аэропорт. Экипаж увезли сотрудники КГБ на своих спецмашинах для разбирательства происшествия!

У лётчиков, совершивших посадку на Ту-124 на реку Неву, забрали удостоверения пилотов и отстранили от полётов! Их обвиняли в том, что они якобы просмотрели показания прибора топливомера и поэтому не дотянули до аварийной полосы на аэродроме. Лётчиков начали таскать по всяким государственным органам и могли даже посадить! Нажим на лётчиков сначала был такой как на врагов народа! Пилоты пытались объяснить, что топливомеры на Ту-124 часто показывают количество топлива неверно! Но утверждения пилотов даже НЕ ПРОВЕРИЛИ!

Самолёт Ту-124, совершивший посадку на Неву, был марки «Ту» и к расследованию естественно активно подключилось конструкторское бюро Туполева. Конструкторское бюро Туполева всю вину сваливало на пилотов. Туполев не верил, что топливомеры на Ту-124 работают неправильно!

Здесь нужно коснуться производственно-технической части дела. Самолёт марки Ту-124 начал выпускаться всего лишь за год до аварийной посадки Ту-124 на Неву. Всего на харьковском авиазаводе было выпущено 165 машин за 6 лет. Ту 124 вышел на замену Ту-104. Оба типа самолётов, как это часто бывало в СССР, создавались в спешке к какому-нибудь очередному юбилею! В такой спешке, бывало и проскакивали какие-либо недоработки, вплоть до серьёзных! Даже если не касаться работы топливомеров, то можно заметить, например такой факт.

Аэродинамическая схема обоих типов самолётов была скопирована с военного бомбардировщика Ту-16. Копирование, конечно, ускоряет создание новой техники, но не всегда копирование приемлемо для таких разных областей применения как военная и гражданская техника! Например, из-за места расположения двигателей на Ту-124, совершившем посадку на Неву, в салоне самолёта ощущалась несколько большая вибрация, чем это должно было быть! Кроме того расположение двигателей в месте крепления крыльев к фюзеляжу не добавляло прочности конструкции, в том числе и из-за вибрации двигателей.

Но в духе того времени советская техника должна была быть лучшей в мире, у неё не должно быть недостатков, поэтому не нашлось способных признать производственные недостатки в Ту-124 и уж тем более перечить системе государственного устройства. Опять же в духе того времени авиационная комиссия по расследованию происшествия сделала заключение, что в аварийной посадке Ту-124 на Неву виноват экипаж!

А произошло в полёте, скорее всего, следующее. Датчик топливомера на Ту-124 был установлен в таком месте, что при определённом наклоне самолёта в пространстве топливо от датчика уходило, и датчик принимал это как отсутствие топлива. А при отсутствии топлива двигатель работать не должен! Соответственно произошло отключение двигателей!

Всем было понятно, что наказывать лётчиков за посадку Ту-124 на Неву несправедливо! Лётчики спасли жизни пассажиров и экипажа, а их сделали обвиняемыми! Пассажиры аварийного рейса собирали подписи и посылали их в письмах руководству страны, чтобы экипаж не наказали, а наградили за посадку Ту-124 на реку Неву!

Внутри СССР это событие всячески умалчивали и скрывали, но новость попала в газеты! Н. С. Хрущёв узнал об этом событии из газет и только после этого вмешался в расследование. Хрущёв увидел фотографии Юрия Туйска в газетах с Ту-124 после посадки на Неву и распорядился экипаж не наказывать. Только после этого экипаж перестали угнетать!

Затем известие о посадке Ту-124 на Неву попало ещё и в зарубежные газеты, и экипаж начали прославлять! Но вместо того, чтобы продолжить лётную работу экипажу пришлось ездить по стране и рассказывать о посадке Ту-124 на Неву в различных организациях и школах. Хотя сами члены экипажа не считали себя героями, а считали, что они просто выполнили свою работу, которую обязаны были выполнить. И уже вроде бы как были готовы награды для экипажа, но затем Н. С. Хрущёв, как это не раз бывало, передумал! Экипаж не наказали, но и не наградили – как будто ничего не было!

Через некоторое время лётчикам, совершившим посадку Ту 124 на Неву, пришла радостная весть – их опять допустили к лётной работе! Правда, потом командиру В. Мостовому и штурману В. Царёву дали благоустроенные квартиры! До этого они жили в коммунальных квартирах, поэтому отдельные двухкомнатные хрущевки по 22 квадрата жилой площади показались им раем!

После того полёта с посадкой Ту-124 на реку Неву Мостовой и Чеченев долго работали во Внуково, но уже не вместе, а отдельно друг от друга. Как только вся эта история с посадкой Ту 124 на Неву затихла, Василий Чеченев тоже стал командиром корабля! Он так же работал ещё и пилотом-инструктором. В 2002 году его не стало. Виктор Мостовой освоил все типы самолётов марки «Ту», а после лётной работы, с которой его списали только по здоровью в возрасте 46 лет, был начальником смены аэропорта.

В начале 90-х В. Мостовой перенёс инфаркт. После инфаркта ему пришлось совсем уволиться из авиации.

Затем он уехал жить в Израиль. Устроился там работать на текстильную фабрику простым рабочим. Позже кто-то из работников фабрики перевёл на иврит газетную статью о том, как Мостовой, будучи командиром корабля, совершил посадку на Ту-124 на реку Неву. Вся фабрика узнала, с кем работает! В 1997 году Мостовой скончался от рака. В день его похорон вся фабрика не работала!

Через 4 дня после посадки Ту-124 на Неву самолёт подняли со дна реки. В этот полёт на самолёт было загружено несколько ящиков пива. Напомним, что в то время в СССР пиво было только в стеклянных бутылках. Так вот ни одна бутылка не разбилась – вот как мастерски был посажен самолёт!

Поднятый со дна самолёт увезли на Васильевский остров, распилить на металлолом! Кабину отправили в Кирсановское лётное училище, а остальное распилили на металлолом! В начале двухтысячных и кабину тоже сдали на металлолом! Жёны Мостового и Чеченева надеялись, что их мужей, совершивших посадку на Ту-124 на реку Неву, наградят хотя бы посмертно. Но сегодня о советских героях никто не вспоминает!